Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стрелочный пост №3

!

Стрелочный район №1

Стрелочный ' пост№1

Рис. 67. Стрелочные посты и районы

свободного пути. На станциях с электрической централизацией установка стрелок в нормальное положение не обязательна.

Стрелочные посты и районы. Для удобства обслуживания и обеспечения безопасности движения стрелочные переводы на станциях распределяются по постам.

Число нецентрализованных стрелок, включаемых в один пост, зависит от частоты передвижений по ним, характера работы, рас­ стояния между стрелками и др. Для контроля за работой постовых стрелочников на станциях с большим путевым развитием или зна­

чительным объемом работы

назначаются

старшие

стрелоч­

ники. Группа смежных постов, находящихся

под

контролем

одного старшего

стрелочника,

называется

стрелочным районом

(рис.

67).

 

 

 

 

 

На

некоторых

станциях старшие стрелочники

могут

обслужи­

вать стрелочный пост сами или обслуживать пост и одновременно

контролировать работу стрелочников других постов.

 

 

 

Правила технической эксплуатации (§ 182) устанавливают сле­

дующее

важнейшее

требование: — «Каждый

 

пост

управления

стрелками

и сигналами

должен находиться

в ведении

только

одно­

го

работника,

являющегося

ответственным за

перевод

обслужи­

ваемых

им

стрелок

и сигналов

и

за безопасность

движения:

стан­

ционный

пост

централизации

— в

ведении

дежурного

сигналиста

или

дежурного

по

станции, стрелочный

пост — дежурного

постово­

го

или

старшего стрелочника

или

дежурного

по

станции,

пост

централизации

механизированной

и

автоматизированной

сор­

тировочной

горки

деоюурного

оператора

или

дежурного

по

горке».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок перевода стрелок. Перед приемом и отправлением по­

ездов все стрелки,

непосредственно входящие

в

маршрут приема

или отправления, а также охранные должны запираться. Ключи от запертых стрелок должны храниться у старшего стрелочника, а там, где их нет, — у дежурного по станции (ПТЭ, § 184).

На станциях, где имеются специальные устройства ключевой зависимости, ключи от стрелок, входящих в маршрут приема или отправления поездов, должны находиться в аппаратах этих уст­ ройств.

ЮЗ


При подготовке маршрутов для приема и отправления поездов стрелки переводит и запирает по указанию дежурного по станции дежурный постовой стрелочник или старший стрелочник, если он непосредственно обслуживает стрелочный пост.

Стрелки, остряки которых переводятся специальными устрой­ ствами из одного центрального пункта, называются централизо­ ванными. Чаще всего такие устройства приводятся в действие при помощи электрического тока (электрическая централизация). Коегде сохранились устройства, где стрелки из одного центрального

пункта переводятся вручную посредством рычагов,

соединенных

со стрелочным переводом системой гибких тяг

(механическая

централизация).

 

Централизованные стрелки при приготовлении маршрутов для приема и отправления поездов переводит по указанию дежурного по станции дежурный сигналист или лично дежурный по станции. Другим лицам запрещается переводить стрелки для приема и от­

правления поездов (ПТЭ, § 185).

 

 

При маневровых передвижениях на станционных

путях

стрел­

ки переводит сигналист или стрелочник по распоряжению

руко­

водителя маневров.

 

 

Стрелки, не обслуживаемые стрелочниками, при

маневровых

передвижениях разрешается переводить и другим работникам — составителям поездов и их помощникам, работникам локомотив­ ных бригад, приемосдатчикам грузов и др.

Перечень таких стрелок и работников, которым разрешается их перевод при маневрах, устанавливается начальником отделения дороги.

Правила технической эксплуатации устанавливают порядок, обязывающий сигналистов и стрелочников повторять каждое распоряжение о переводе стрелок или установке маршрута, полу­ чаемое ими от дежурного по станции или старшего стрелочника (ПТЭ, § 186). Это дает возможность убедиться, что переданное распоряжение понято правильно. Немедленно по выполнении рас­

поряжения сигналист или стрелочник обязан доложить

об этом

работнику, давшему

распоряжение.

 

На

станциях,

где

имеются

специальные устройства,

позволя­

ющие

дежурному

по

станции

контролировать положение

стрелок

в заданном маршруте, он убеждается в правильности выполнения распоряжения по показаниям приборов, имеющихся в этих устрой­ ствах.

Уход за нецентрализованными стрелочными переводами осу­ ществляют обслуживающие их стрелочники, а за централизо­ ванными — работники дистанций пути (ПТЭ, § 189).

Дежурные сигналисты или постовые стрелочники не имеют пра­ ва допускать работников дистанций пути или сигнализации и свя­ зи производить на стрелочных переводах ремонтные работы, свя­ занные с ограждением перевода сигналами остановки или умень­ шения скорости. Такие работы могут быть разрешены только дежурным по станции.

104


39. Маневровая работа

Маневровыми называются передвижения вагонов с локомоти­ вами, а также одиночных локомотивов по путям станции для рас­ формирования и формирования поездов, обработки поездов и ва­ гонов, подачи вагонов к местам погрузки, выгрузки и выполнения других операций с вагонами на станциях, подачи поездных локо­ мотивов под состав и уборки их из-под состава в депо.

Маневровая работа с вагонами может производиться путем роспуска составов на сортировочной горке или на вытяжных пу­ тях; в последнем случае маневры ведут толчками или осаживанием.

При маневрах толчками машинист подает маневровый

состав

на вытяжной путь (вытяжку) и сильно разгоняет его в

сторону

сортировочных путей, а затем резко тормозит; заранее отцеплен­

ные вагоны продолжают двигаться на

соответствующий путь. Ес­

ли для следующего толчка маневровый

состав снова оттягивает­

ся на вытяжной путь, то такой способ маневров называется изо­ лированными (одиночными) толчками. В том случае, если при маневрах с составом, вытянутым на вытяжной путь, производится друг за другом несколько толчков (без изменения направления движения), то маневры называются серийными толчками.

Маневры осаживанием производятся путем осаживания манев­ рового состава с вытяжки на соответствующий путь, где после ос­ тановки крайние вагоны отцепляются, а затем состав опять вы­ тягивается за разделительную стрелку на вытяжной путь и вновь осаживается, но уже на другой путь.

Основные

требования к порядку

производства маневров

уста­

навливаются

в § 190—201 Правил технической

эксплуатации.

 

Правила

технической

эксплуатации

устанавливают

190):

«Маневры

на

станционных путях

должны

производиться

по

распоряжению

только одного работника — дежурного

по

станции,

маневрового

диспетчера,

дежурного

по

сортировочной

горке

или

парку,

а на участках, оборудованных

диспетчерской

централизаци­

ей, —

дежурного

поездного

диспетчера.

Распределение

 

обязанно­

стей между указанными

работниками по распоряжению

маневрами

указывается

в техническо-распорядительном

актестанции».

Основным

средством

передачи указаний

при маневровой рабо­

те должна быть радиосвязь, а в необходимых случаях устройства громкоговорящего оповещения. Применение радио и этих устройств способствует повышению темпов маневров и обеспечивает бе­ зопасность движения. Подача сигналов при маневровой работе разрешается ручными сигнальными приборами, устройствами ра­

диосвязи и громкоговорящего

оповещения.

 

 

 

«Движением локомотива,

производящего

маневры,

должен

руководить

только

один работник—руководитель

маневров

(со­

ставитель

поездов),

ответственный за правильное

их

выполнение»

(ПТЭ, § 199). Составитель поездов обязан обеспечивать правиль­ ную расстановку и согласованность действий всех работников, участвующих в маневрах (своего помощника, локомотивной брига-

105


ды,

сигналистов,

стрелочников и др.),

и

организовать

маневро­

вую

работу так,

чтобы были обеспечены

 

безопасность

движения,

личная безопасность работников, занятых

на маневрах, и сохран­

ность подвижного

состава.

 

 

 

Локомотивная бригада при маневрах обязана внимательно следить за подаваемыми сигналами и указаниями, точно и свое­ временно их выполнять. Машинисту маневрового локомотива за­ прещается приводить в движение локомотив без получения ука­ зания или сигнала руководителя маневров. Перед выездом на стрелки, кроме указания или сигнала руководителя маневров, ма­ шинист должен получить также сигнал или сообщение по радио­ связи, устройствам громкоговорящего оповещения, ручным сиг­ нальным прибором или лично от сигналиста или дежурного посто­ вого стрелочника о готовности стрелок для маневрового пере­ движения.

Маневровые передвижения осуществляются, как правило, без включения в действие автотормозов вагонов, стрелки по маршру­ там следования маневровых составов не запираются, движение производится по направлению как свободных, так и занятых дру­ гим подвижным составом путей. В этих условиях, в целях обеспе­ чения безопасности движения и сохранности вагонов, установлены определенные ограничения скорости движения составов. Запре­ щается при маневрах двигаться со скоростью более:

40 км/ч

— при движении

локомотива с вагонами,

прицеплен­

ными сзади, по свободным

путям;

 

 

 

25

км/ч

— при движении

вагонами

вперед по свободным

путям;

15

км/ч

при движении с вагонами, занятыми людьми, а так­

же с негабаритными грузами

3-й. и 4-й степени;

 

 

3

км/ч

— при подходе локомотива

(с вагонами или

без

них)

к вагонам

и при передвижении подвижного состава

по

вагон­

ным весам

(ПТЭ, § 193).

 

 

 

 

 

Подвижной состав на станционных путях должен

устанавли­

ваться в границах, обозначенных предельными столбиками. Стоящие па станции вагоны, с которыми не производятся маневры, должны быть сцеплены и надежно закреплены от ухода ручными тормоза­ ми или тормозными башмаками. Особое внимание обращается на закрепление вагонов, оборудованных роликовыми буксовыми под­ шипниками. Необходимость и порядок закрепления вагонов и со­ ставов в зависимости от местных условий указывается в техниче- ско-распорядительном акте станции на основании норм и положе­ ний, предусмотренных в Инструкции по движению поездов и ма­ невровой работе.

40. Перспективы развития станций

Дальнейшее увеличение перерабатывающей способности стан­ ций и узлов будет идти прежде всего за счет развития станционных путей и внедрения на станциях механизации и автоматизации ос­ новных процессов работы.

106


Маневровая работа будет переводиться на прогрессивные виды тяги и более совершенные типы локомотивов.

Все сортировочные горки с большим объемом работы намечает­ ся механизировать и автоматизировать. Наряду с этим будет про­

водиться реконструкция

сортировочных горок

для возможности

расформирования на одной горке

одновременно двух

составов.

На крупных участковых

и грузовых

станциях

намечено

строить

новые горки, полугорки и вытяжные пути специального профиля,

что позволит значительно ускорить

темп

выполнения маневров

на

этих станциях. Сортировочная

работа

будет

концентрироваться

на

наиболее

технически оснащенных сетевых

сортировочных станциях.

Будут

продолжены

работы

по

совершенствованию основных

технологических

процессов работы

станций

с применением

элек­

тронно-вычислительных машин

и

прежде

всего

в области

сорти­

ровки вагонов,

планирования

диспетчерской

и

маневровой

рабо­

ты, механизации

и

автоматизации

обработки

перевозочных

и

поездных документов с концентрацией этих операций в объединен­

ных технических

конторах, организации

механизированной пере­

сылки

документов

из одного

пункта станции в другой. Продол­

жатся

работы по

увеличению

количества

приемо-отправочных и

особенно сортировочных

путей

и их удлинению

в соответствии с

повышением веса и длины составов обращающихся

поездов.

Дальнейшее развитие

получит специализация

грузовых стан­

ций для выполнения операций

с определенными грузами, что поз­

волит в более широких масштабах и наиболее эффективно приме­ нять средства механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Наряду с работами по путевому развитию станций

будет уси­

лен темп

внедрения на

сортировочных, участковых,

грузовых и

пассажирских

станциях

устройств электрической

централизации

стрелок,

более

совершенных

средств автоматизации

сортировочной

работы,

совершенствованию

средств связи (внутристанциошгой

проводной, радиосвязи, связи для получения информации о поез­ дах, находящихся на подходе, и др.), усилению и улучшению ос­ вещения станционных путей и т. д.