Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 4
ступают к строительству. Направление железнодорожной линии намечается сначала на картах, а затем уточняется, переносится не посредственно на местность. Вся линия будущей железной дороги разбивается на участки по 100 м, называемые п и к е т а м и . Десять пикетов составляют километр.
По намеченному направлению определяются повышения или понижения одной точки по отношению к другой. Высоту точек обычно обозначают от уровня воды в Балтийском море. Такая вы сота называется а б с о л ю т н о й о т м е т к о й т о ч к и . Положение этих точек по высоте можно определить при помощи специального геодезического инструмента — нивелира.
Параллельно железной дороге выделяется участок земли, нося
щий название |
п о л о с ы |
о т в о д а . Ширина ее |
определяется |
про |
ектом с таким |
расчетом, |
чтобы на. ней могли |
разместиться |
все |
сооружения железной дороги. |
|
|
В местах расположения станций, разъездов, обгонных пунктов, постройки путевых и других зданий, искусственных сооружений, переездов, заборов, защитных лесонасаждений ширина полосы от вода может быть увеличена.
Дополнительная полоса отвода для посадки защитных лесона саждений определяется в зависимости от снегозаносимости и поч венных условий. Между защитными лесными насаждениями и ог раждаемым путем оставляется площадь, достаточная для отло жения задержанного насаждениями снега, который не должен по падать на путь.
Кроме полосы отвода при строительстве дороги могут выде ляться специальные зоны с особыми условиями землепользования. К ним относятся: лесные массивы по 500 м с каждой стороны до
роги, где рубка разрешается лишь для очистки леса |
и ухода за |
ним; участки земли, необходимые для обеспечения |
устойчивости |
железнодорожных сооружений; участки, прилегающие к раздель ным пунктам, которые в будущем могут потребоваться для разви тия станции. Границу полосы отвода отмечают специальными зна ками.
8. План и профиль линии
Изображение положения земной поверхности и оси железнодо
рожного пути в вертикальной |
плоскости называется |
п р о д о л ь |
|
н ы м п р о ф и л е м |
п у т и , а |
в плане — п л а н о м |
л и н и и . |
Элемент (участок |
определенной протяженности) |
продольного |
профиля железнодорожного пути имеющий наклон к горизонталь
ной линии, называется у к л о н о м. Для |
поезда, движущегося от |
низшей точки к высшей, уклон является |
п о д ъ е м о м и, наоборот, |
если поезд движется от высшей точки к низшей, то уклон для этого
поезда будет |
с п у с к о м . Горизонтальный |
участок |
пути |
без |
подъе |
|||
мов |
и спусков |
называется |
п л о щ а д к о й . |
|
|
|
|
|
|
При расстоянии |
между |
двумя точками А и Б |
(рис. |
9) |
равным |
||
400 |
м и превышении |
точки |
Б над точкой |
А на |
1,2 л |
величина, |
27
|
|
или |
крутизна, |
уклона |
линии |
|||
|
|
А Б |
будет |
равна |
=0,003 |
|||
|
|
(три тысячных). Другими сло |
||||||
й |
|
вами, |
если |
на |
каждый |
метр |
||
|
длины |
путь |
повышается |
или |
||||
Рис. 9. Определение |
уклона линии |
понижается на 3 мм, то |
такой |
|||||
|
|
уклон |
равняется |
0,003. |
Ве |
|||
личину уклонов |
обозначают |
или десятичной дробью |
0,003, 0,006, |
|||||
0,008 и т. д., или же целыми |
числами со специальным |
знаком |
3'°/оо, |
|||||
6%о, 8%о (три тысячных, шесть тысячных, восемь тысячных). |
|
|||||||
Преодоление |
подъема вызывает дополнительные |
сопротивле |
ния движению поезда и чем круче подъем, тем больше это сопро тивление. Поэтому при расчете веса поезда, который может прой ти по участку, учитывают влияние наиболее крутых подъемов, име ющихся на данном участке или направлении. Подъем, величина которого принимается для расчета весовой нормы поездов на от
дельном участке или направлении, называется |
р у к о в о д я щ и м |
или р а с ч е т н ы м . |
|
Руководящий (расчетный) уклон железной |
дороги устанавли |
вается технико-экономическими расчетами в зависимости от пред стоящей работы дороги и топографических условий местности. Технико-экономическими расчетами учитываются также весовые нормы поездов на прилегающих участках существующей сети же лезных дорог.
Все железнодорожные линии общей сети по своему значению подразделяются на четыре категории. К линиям I категории отно сятся железнодорожные магистрали первостепенного значения, обеспечивающие основные общегосударственные связи внутри страны или в сообщениях с соседними странами. Ко I I категории относятся железнодорожные линии, обслуживающие преимущест венно межрайонные грузовые и пассажирские перевозки, к 111 ка тегории— железные дороги местного значения, к IV категории—• подъездные, соединительные и другие пути на станциях и узлах.
Руководящий |
уклон железной дороги |
не должен |
превышать |
|
15%0 на линиях |
I и I I категорий |
и 20%0 на линиях I I I категории. |
||
Для построения продольного |
профиля |
пути (рис. 10) |
использу |
ются данные технических изысканий. После нивелировки на про дольный профиль наносятся отметки земной поверхности по осп
будущей линии, называемые отметками земли или черными |
отмет |
||
ками. Эти отметки выписываются на |
продольном |
профиле |
внизу |
на всех пикетах и характерных точках |
переломов |
земной |
поверх |
ности. Затем наносится проектная линия. В графе «отметки про ектной бровки полотна» нанесены проектные или красные отметки профиля. В графе «проектные уклоны» в числителе указывается величина уклонов в тысячных, а в знаменателе длина участков с этими уклонами в метрах.
Вычитая из большей отметки меньшую, определяют глубину выемки или высоту насыпи на данном отрезке профиля. Если чер-
28
, Отметки про |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ектной |
бров |
|
|
|
- - |
- - - г^г |
c-ct^.t^ |
|
|
|
ки полотна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проектные |
|
660 |
|
|
|
|
^ |
725 |
||
уклоны |
|
|
|
-3- -3- -3- -> |
||||||
Отметки |
ад ад с^таСа- |
°о.>ад * |
|
|
(>, 2? s> "-о |
|||||
|
|
|
<Ч| |
|
^ |
$J |
^ |
|||
земли |
|
1 л |
& |
^ |
^> N |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
w-) |
|
<ь h |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Пикетам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 5 ь з г I |
3 8 |
7 6 5 4 3 2 1 |
|
|
||||
План линии |
|
|
wttr |
|
гоэ,э |
Т-П5Л0 |
|
|
825 |
|
|
|
|
СВ;56°10' |
|
|
|
||||
|
|
|
\P-Z000;T~№.25; |
1-100 |
|
|
СВ-АЭЧЯ' |
|||
|
|
|
|
эК-310,2; ISO |
|
|
э |
|||
Километры |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
26 |
|
|
|
|
|
25 |
Рис. 10. Нормальный продольный профиль пути |
|
|
|
|
|
|||||
ные отметки выше красных, |
то в этой |
точке будет выемка, а если |
||||||||
черная |
отметка |
ниже красной, то насыпь. Высота насыпи |
надписы |
вается на продольном профиле над проектной линией, а глубина выемок — под ней. На продольном профиле указывают также грун
ты, ситуацию (условное обозначение) |
местности. |
|
В графе «план линии» условно изображен план линии в виде |
||
прямых и кривых участков, при этом |
если кривая |
поворачивает |
вправо, то на продольном профиле она наносится |
выпуклостью |
|
вверх и наоборот. Обязательно указываются расстояния начала и |
конца кривой от ближайших к ним пикетов или километров. |
Здесь |
||
же указываются |
элементы плана: длина прямых и кривых |
(/ — |
|
длина |
переходной |
кривой, К — длина круговой кривой), величина |
|
углов |
поворота кривых (У), их радиусы (Р), длины тангенсов (Т) |
29
Гора
|
|
1000м |
|
|
|
|
Рис. П. Трасса железной |
дороги с обходом препятствий |
|
|
|
По |
продольному профилю |
определяют объемы |
земляных |
работ. |
|
При |
строительстве дороги |
восстанавливают ось линии, |
а |
также |
|
принимают и сдают линию в эксплуатацию. Продольный |
профиль |
||||
также необходим при работах по капитальному |
ремонту |
и |
рекон |
||
струкции пути. |
|
|
|
|
Кроме нормального продольного профиля, для которого принят
стандартный масштаб |
для горизонтальных расстояний 100 м в |
1 см, для вертикальных |
10 ж в 1 см, применяются еще сокращен |
ные утрированные продольные профили, используемые машиниста ми локомотивов для правильного и безопасного вождения поездов по участку.
В гористой местности для уменьшения величины подъема или спуска иногда искусственно увеличивают длину линии, устраивая петли, спирали. Например, точка А (рис. 11) расположена выше точки В на 10 м, а расстояние между ними по прямой 1000 м, то ук
лон |
линии АВ составил бы 10:1000 — 0,01. Если же линию прове |
|||
сти |
по кривой |
АС ДЕВ |
длиной 2500 я с обходом препятствий, то |
|
уклон составит |
всего |
10:2500 = 0,0025, что, конечно, |
предпочти |
|
тельнее и экономичнее при эксплуатации линии. |
|
|||
|
При всяком |
повороте направление линии меняется |
под некото |
рым углом «а», который образуется между первоначальным на
правлением |
линии и новым |
ее положением |
и называется |
у г л о м |
|||||||||
п о в о р о т а |
л и н и и . |
Точка пересечения |
двух |
направлений |
«О» |
||||||||
называется |
вершиной угла. Одно направление линии |
сопрягается |
|||||||||||
с другим круговой кривой (рис. 12). Радиус |
Р для кривой |
прини |
|||||||||||
мают возможно большим и, как правило, |
стандартной^величины: |
||||||||||||
4000, |
3000, |
2500, |
2000, |
1800, |
1500, |
1200, |
1000, |
800, |
700, |
600 |
м. |
||
|
|
|
|
|
|
В трудных условиях |
разре |
||||||
|
|
|
|
|
|
шаются |
кривые |
радиусов |
|||||
|
|
|
|
|
н |
500 |
и |
400 |
м на линиях |
I и |
|||
|
|
|
|
|
Ту |
I I |
категорий |
и |
радиуса |
||||
|
|
|
|
|
' |
350 |
м на |
линиях I I I |
кате |
||||
|
|
|
|
|
|
гории. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Точки М и Н примыка |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ния круговой кривой к пря |
|||||||
|
|
|
|
|
|
мым |
участкам |
называются: |
|||||
|
|
|
|
|
|
первая |
— |
началом |
кривой, |
||||
Рис. |
12. Элементы |
кривой |
|
|
вторая |
— |
концом |
кривой. |
30