Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ступают к строительству. Направление железнодорожной линии намечается сначала на картах, а затем уточняется, переносится не­ посредственно на местность. Вся линия будущей железной дороги разбивается на участки по 100 м, называемые п и к е т а м и . Десять пикетов составляют километр.

По намеченному направлению определяются повышения или понижения одной точки по отношению к другой. Высоту точек обычно обозначают от уровня воды в Балтийском море. Такая вы­ сота называется а б с о л ю т н о й о т м е т к о й т о ч к и . Положение этих точек по высоте можно определить при помощи специального геодезического инструмента — нивелира.

Параллельно железной дороге выделяется участок земли, нося­

щий название

п о л о с ы

о т в о д а . Ширина ее

определяется

про­

ектом с таким

расчетом,

чтобы на. ней могли

разместиться

все

сооружения железной дороги.

 

 

В местах расположения станций, разъездов, обгонных пунктов, постройки путевых и других зданий, искусственных сооружений, переездов, заборов, защитных лесонасаждений ширина полосы от­ вода может быть увеличена.

Дополнительная полоса отвода для посадки защитных лесона­ саждений определяется в зависимости от снегозаносимости и поч­ венных условий. Между защитными лесными насаждениями и ог­ раждаемым путем оставляется площадь, достаточная для отло­ жения задержанного насаждениями снега, который не должен по­ падать на путь.

Кроме полосы отвода при строительстве дороги могут выде­ ляться специальные зоны с особыми условиями землепользования. К ним относятся: лесные массивы по 500 м с каждой стороны до­

роги, где рубка разрешается лишь для очистки леса

и ухода за

ним; участки земли, необходимые для обеспечения

устойчивости

железнодорожных сооружений; участки, прилегающие к раздель­ ным пунктам, которые в будущем могут потребоваться для разви­ тия станции. Границу полосы отвода отмечают специальными зна­ ками.

8. План и профиль линии

Изображение положения земной поверхности и оси железнодо­

рожного пути в вертикальной

плоскости называется

п р о д о л ь ­

н ы м п р о ф и л е м

п у т и , а

в плане — п л а н о м

л и н и и .

Элемент (участок

определенной протяженности)

продольного

профиля железнодорожного пути имеющий наклон к горизонталь­

ной линии, называется у к л о н о м. Для

поезда, движущегося от

низшей точки к высшей, уклон является

п о д ъ е м о м и, наоборот,

если поезд движется от высшей точки к низшей, то уклон для этого

поезда будет

с п у с к о м . Горизонтальный

участок

пути

без

подъе­

мов

и спусков

называется

п л о щ а д к о й .

 

 

 

 

 

При расстоянии

между

двумя точками А и Б

(рис.

9)

равным

400

м и превышении

точки

Б над точкой

А на

1,2 л

величина,

27


 

 

или

крутизна,

уклона

линии

 

 

А Б

будет

равна

=0,003

 

 

(три тысячных). Другими сло­

й

 

вами,

если

на

каждый

метр

 

длины

путь

повышается

или

Рис. 9. Определение

уклона линии

понижается на 3 мм, то

такой

 

 

уклон

равняется

0,003.

Ве­

личину уклонов

обозначают

или десятичной дробью

0,003, 0,006,

0,008 и т. д., или же целыми

числами со специальным

знаком

3'°/оо,

6%о, 8%о (три тысячных, шесть тысячных, восемь тысячных).

 

Преодоление

подъема вызывает дополнительные

сопротивле­

ния движению поезда и чем круче подъем, тем больше это сопро­ тивление. Поэтому при расчете веса поезда, который может прой­ ти по участку, учитывают влияние наиболее крутых подъемов, име­ ющихся на данном участке или направлении. Подъем, величина которого принимается для расчета весовой нормы поездов на от­

дельном участке или направлении, называется

р у к о в о д я щ и м

или р а с ч е т н ы м .

 

Руководящий (расчетный) уклон железной

дороги устанавли­

вается технико-экономическими расчетами в зависимости от пред­ стоящей работы дороги и топографических условий местности. Технико-экономическими расчетами учитываются также весовые нормы поездов на прилегающих участках существующей сети же­ лезных дорог.

Все железнодорожные линии общей сети по своему значению подразделяются на четыре категории. К линиям I категории отно­ сятся железнодорожные магистрали первостепенного значения, обеспечивающие основные общегосударственные связи внутри страны или в сообщениях с соседними странами. Ко I I категории относятся железнодорожные линии, обслуживающие преимущест­ венно межрайонные грузовые и пассажирские перевозки, к 111 ка­ тегории— железные дороги местного значения, к IV категории—• подъездные, соединительные и другие пути на станциях и узлах.

Руководящий

уклон железной дороги

не должен

превышать

15%0 на линиях

I и I I категорий

и 20%0 на линиях I I I категории.

Для построения продольного

профиля

пути (рис. 10)

использу­

ются данные технических изысканий. После нивелировки на про­ дольный профиль наносятся отметки земной поверхности по осп

будущей линии, называемые отметками земли или черными

отмет­

ками. Эти отметки выписываются на

продольном

профиле

внизу

на всех пикетах и характерных точках

переломов

земной

поверх­

ности. Затем наносится проектная линия. В графе «отметки про­ ектной бровки полотна» нанесены проектные или красные отметки профиля. В графе «проектные уклоны» в числителе указывается величина уклонов в тысячных, а в знаменателе длина участков с этими уклонами в метрах.

Вычитая из большей отметки меньшую, определяют глубину выемки или высоту насыпи на данном отрезке профиля. Если чер-

28


, Отметки про­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ектной

бров­

 

 

 

- -

- - - г^г

c-ct^.t^

 

 

 

ки полотна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектные

 

660

 

 

 

 

^

725

уклоны

 

 

 

-3- -3- -3- ->

Отметки

ад ад с^таСа-

°о.>ад *

 

 

(>, 2? s> "-о

 

 

 

<Ч|

 

^

$J

^

земли

 

1 л

&

^

^> N

 

 

 

 

 

 

 

 

w-)

 

<ь h

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пикетам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 5 ь з г I

3 8

7 6 5 4 3 2 1

 

 

План линии

 

 

wttr

 

гоэ,э

Т-П5Л0

 

 

825

 

 

 

СВ;56°10'

 

 

 

 

 

 

\P-Z000;T~№.25;

1-100

 

 

СВ-АЭЧЯ'

 

 

 

 

эК-310,2; ISO

 

 

э

Километры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

 

 

 

 

 

25

Рис. 10. Нормальный продольный профиль пути

 

 

 

 

 

ные отметки выше красных,

то в этой

точке будет выемка, а если

черная

отметка

ниже красной, то насыпь. Высота насыпи

надписы­

вается на продольном профиле над проектной линией, а глубина выемок — под ней. На продольном профиле указывают также грун­

ты, ситуацию (условное обозначение)

местности.

 

В графе «план линии» условно изображен план линии в виде

прямых и кривых участков, при этом

если кривая

поворачивает

вправо, то на продольном профиле она наносится

выпуклостью

вверх и наоборот. Обязательно указываются расстояния начала и

конца кривой от ближайших к ним пикетов или километров.

Здесь

же указываются

элементы плана: длина прямых и кривых

(/ —

длина

переходной

кривой, К — длина круговой кривой), величина

углов

поворота кривых (У), их радиусы (Р), длины тангенсов (Т)

29



Гора

 

 

1000м

 

 

 

 

Рис. П. Трасса железной

дороги с обходом препятствий

 

 

По

продольному профилю

определяют объемы

земляных

работ.

При

строительстве дороги

восстанавливают ось линии,

а

также

принимают и сдают линию в эксплуатацию. Продольный

профиль

также необходим при работах по капитальному

ремонту

и

рекон­

струкции пути.

 

 

 

 

Кроме нормального продольного профиля, для которого принят

стандартный масштаб

для горизонтальных расстояний 100 м в

1 см, для вертикальных

10 ж в 1 см, применяются еще сокращен­

ные утрированные продольные профили, используемые машиниста­ ми локомотивов для правильного и безопасного вождения поездов по участку.

В гористой местности для уменьшения величины подъема или спуска иногда искусственно увеличивают длину линии, устраивая петли, спирали. Например, точка А (рис. 11) расположена выше точки В на 10 м, а расстояние между ними по прямой 1000 м, то ук­

лон

линии АВ составил бы 10:1000 — 0,01. Если же линию прове­

сти

по кривой

АС ДЕВ

длиной 2500 я с обходом препятствий, то

уклон составит

всего

10:2500 = 0,0025, что, конечно,

предпочти­

тельнее и экономичнее при эксплуатации линии.

 

 

При всяком

повороте направление линии меняется

под некото­

рым углом «а», который образуется между первоначальным на­

правлением

линии и новым

ее положением

и называется

у г л о м

п о в о р о т а

л и н и и .

Точка пересечения

двух

направлений

«О»

называется

вершиной угла. Одно направление линии

сопрягается

с другим круговой кривой (рис. 12). Радиус

Р для кривой

прини­

мают возможно большим и, как правило,

стандартной^величины:

4000,

3000,

2500,

2000,

1800,

1500,

1200,

1000,

800,

700,

600

м.

 

 

 

 

 

 

В трудных условиях

разре­

 

 

 

 

 

 

шаются

кривые

радиусов

 

 

 

 

 

н

500

и

400

м на линиях

I и

 

 

 

 

 

Ту

I I

категорий

и

радиуса

 

 

 

 

 

'

350

м на

линиях I I I

кате­

 

 

 

 

 

 

гории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Точки М и Н примыка­

 

 

 

 

 

 

ния круговой кривой к пря­

 

 

 

 

 

 

мым

участкам

называются:

 

 

 

 

 

 

первая

началом

кривой,

Рис.

12. Элементы

кривой

 

 

вторая

концом

кривой.

30