Файл: Общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

связь) изложены в Инструкции по движению поездов

и

маневро­

вой работе на железных дорогах Союза ССР.

 

 

Автоматическая блокировка. Поезда отправляются

со

станции

по разрешающему показанию выходного светофора и далее сле­ дуют по разрешающим показаниям проходных светофоров. Выход­ ные и входные светофоры открываются дежурным по станции, а проходные действуют автоматически и открываются после осво­ бождения ограждаемого ими блок-участка. В связи с тем, что про­ ходные светофоры действуют автоматически, т. е. без участия че­ ловека, для них в отличие от входных и выходных установлен осо­ бый порядок проследования поездом при запрещающем показании сигнала.

В нормальных условиях движения поезд на участке с автобло­ кировкой все время следует на зеленый огонь проходных светофо­ ров, т. е. между находящимися на перегоне поездами всегда долж­ но быть не менее трех свободных блок-участков. Однако, в случае возникновения каких-либо препятствий или затруднений, это ус­ ловие может быть нарушено. Остановившийся на перегоне или за­ медливший ход поезд вызовет появление перед сзади идущим по­ ездом красного огня на проходном светофоре. Не исключены так­ же случаи, когда красный огонь на проходном светофоре может появиться и при свободном ограждаемом им блок-участке. Это произойдет при неисправности устройств автоблокировки, изломе рельса или возникновении какого-либо препятствия на пути, вы­

звавшего

замыкание рельсовой цепи. В тех случаях, когда появление

красного

огня

на проходном светофоре,

к которому приближается

поезд, вызвано

занятостью блок-участка

впереди идущим поездом

и об этом известно машинисту, ему разрешается после остановки

перед светофором

с красным огнем (или погасшим) продолжать

движение только

после освобождения впереди лежащего блок-

участка и появления разрешающего сигнала на проходном свето­

форе. Если же причина появления

запрещающего показания на

проходном светофоре машинисту не известна, ему

разрешается

после остановки перед светофором

с запрещающим

показанием

сигнала и отпуска автотормозов продолжать вести поезд до сле­ дующего светофора со скоростью не более 20 км/ч с особой бди­ тельностью и готовностью остановиться, если встретится препят­ ствие (ПТЭ, § 251).

Поезда по станциям (прием и отправление) на участках, обо­ рудованных автоблокировкой, пропускаются по разрешающим по­ казаниям входных и выходных светофоров, которые открываются дежурным по станции после приготовления маршрутов. Выходной светофор может быть открыт только при условии, что первый при­ легающий к станции блок-участок (участок удаления) освобож­ ден ранее отправленным поездом, а на однопутном участке, кроме того, весь межстанционный перегон свободен от поездов встреч­ ного направления. Перед отправлением поезда на однопутный пе­ регон дежурный по станции обязан предварительно согласовать с поездным диспетчером право занятия перегона. На станциях двух-

340


путных линий, где по графику поезда пропускаются без останов­ ки, входные и выходные светофоры по главным путям могутбыть переведены на автоматическое действие и выполняют в этом слу­ чае такое же назначение, как и проходные светофоры.

Хозяйственный поезд, если он после окончания работы на пе­ регоне возвращается обратно, отправляется по открытому выход­ ному сигналу. Для того, чтобы до возвращения хозяйственного поезда нельзя было отправить на этот же перегон другой поезд, дежурный по станции после открытия выходного сигнала извлека­ ет из аппарата управления ключ-жезл. До тех пор, пока ключ-жезл не будет снова вложен в аппарат, открыть выходной сигнал нель­ зя. Ключ-жезл вручается руководителю работ (главному кондук­ тору), сопровождающему хозяйственный поезд. Поезд отправляет­ ся по открытому выходному сигналу, а ключ-жезл вручается ма­ шинисту после окончания работ на перегоне для возвращения об­ ратно.

Такой же ключ-жезл выдается машинисту подталкивающего локомотива, если подталкивание производится не на всем перего­ не, а только до определенного километра и подталкивающий локо­ мотив возвращается с перегона на станцию отправления. Если подталкивание производится на всем перегоне, поезд с подталки­ вающим локомотивом отправляется и следует по перегону по сиг­ налам автоблокировки.

При нормальном действии устройств автоблокировки дежур­ ный по станции отправляет поезда по открытому выходному сиг­ налу. Однако может оказаться, что при правильно приготовленном маршруте выходной сигнал по какой-либо причине не открывается. Если при этом на двухпутном участке первый участок удаления по показаниям контрольной лампочки на табло пульта управления свободен, дежурный по станции может отправить поезд при за­ прещающем показании выходного светофора либо с выдачей ма­ шинисту разрешения на бланке зеленого цвета с заполнением в форме пункта 1, либо по пригласительному сигналу на выходном светофоре или по регистрируемому приказу дежурного по станции, передаваемому машинисту по радиосвязи (Инструкция по движе­ нию поездов, § 24). Бланк разрешения зеленого цвета для участков

с автоматической блокировкой имеет следующую форму

(см.

стр. 342).

 

 

 

Если же выходной сигнал не открывается, а контрольная лам­

почка на табло показывает

занятость первого

участка удаления

поезда, тогда как время на

проследование поездом первого

участ­

ка истекло, дежурный по станции проверяет, где находится

ранее

отправленный поезд, либо

непосредственно

путем переговоров с

машинистом по радиосвязи, либо через сигналистов, стрелочников, дежурных по переездам и т. п. Установив, что ранее отправленный поезд освободил первый блок-участок, дежурный по станции от­ правляет поезд при закрытом выходном сигнале, как и в предыду­ щем случае. Если по истечении времени, необходимого на проход поездом первого блок-участка, дежурный по станции не сможет

34!


Корешок разрешения

Станция

(штемпель)

 

>

19

г.

Разрешение выдано

на

поезд

 

с заполнением пункта

Дежурный по станции

Р А З Р Е Ш Е Н И Е №.

Станция (штемпель)

19 „г.

Разрешаю поезду

_отправиться с_

пути по

_пути

при запрещающем показании

выходного (маршрутного) светофора и со скоростью не свыше 20 км в час, с особой бдительностью и

готовностью немедленно остановиться, если встре­ тится препятствие для дальнейшего движения, сле­ довать до первого проходного (выходного) светофо­ ра, а далее по сигналам автоблокировки.

Настоящее разрешение дает право проследовать толь­ ко запрещающее показание выходного (маршрутно­ го) светофора станции

I I

Разрешаю -

поезду

_отправиться с—

толкачу поезда

пути по

пути

при запрещающем

показа­

нии выходного светофора

и следовать до

входного

сигнала

станции

до

км с

возвращением обратно.

 

 

III

Разрешаю

поезду №_

отправиться с_

пути по открытому выходному

(маршрутному) груп­

повому

светофору

и следовать да­

лее по

сигналам автоблокировки.

Дежурный

по станции.

 

(ненужное

зачеркнуть)

 

 

 

(зеленого цвета)

 

проверить свободность первого блок-участка

в течение 10 мин,

он

отправляет поезд таким же порядком, т. е. при закрытом

выход­

ном сигнале, только в этом случае делает

отметку в

разрешении

на бланке зеленого цвета:

«О свободности

первого

блок-участка

сведений не имеется» или предупреждает об

этом машиниста

по

радиосвязи.

 

 

 

 

 

 

На однопутных участках при отправлении

поезда

при

закры­

том выходном сигнале дежурный по станции

выдает

машинисту

письменное разрешение на следование поезда

до первого

проход­

ного светофора только по

регистрируемому

 

приказу

дежурного

342


поездного диспетчера после предварительной проверки последним свободности перегона от встречных поездов и установки блок-си­ стемы в направлении отправляемого поезда.

Отправление поезда по пригласительному сигналу или по при­ казу, передаваемому машинисту по радиосвязи, на однопутный пе­ регон и по неправильному пути запрещается.

Разрешение на бланке зеленого цвета с заполнением пункта 1,

пригласительный огонь на выходном светофоре или регистрируе­ мый приказ дежурного по станции по радиосвязи дают право ма­ шинисту проследовать закрытый выходной светофор и вести поезд до первого проходного светофора со скоростью не выше 20 км/ч с

особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, ес­ ли встретится препятствие для дальнейшего движения. Далее поезд следует по сигналам проходных светофоров. При автомати­ ческой локомотивной сигнализации машинист поезда, отправлен­ ного по одному из разрешений (бланку зеленого цвета, пригласи­ тельному сигналу или приказу дежурного по станции), после вступления поезда на кодированный участок руководствуется сиг­ нальными показаниями локомотивного светофора, если есть сведе­ ния о свободности первого блок-участка.

При потухании сигналов на двух и более светофорах на пере­ гоне или появлении разрешающего огня на проходном светофоре при занятости блок-участка, а также в случае невозможности сме­ ны направления на однопутном участке (в том числе и при помо­ щи рукояток вспомогательного режима) автоблокировка считается неисправной и действие ее прекращается, устанавливается движе­ ние по телефонной связи и машинистам локомотивов выдаются: на двухпутном перегоне — разрешение на бланке зеленого цвета с за­ полнением пункта II; на однопутном перегоне и при отправлении поезда по неправильному пути на двухпутном перегоне — путевая телефонограмма с отметкой наверху бланка «Автоблокировка не действует».

Участки, оборудованные автоблокировкой, и локомотивы, обра­ щающиеся на них, как правило, дополняются устройствами авто­ матической локомотивной сигнализации. Показания локомотивного светофора соответствуют показаниям путевого светофора, к кото­ рому приближается поезд. Машинист и его помощник обязаны следить за показаниями как путевых, так и локомотивного светофо­ ров.

В условиях, когда показания путевого светофора не видны с локомотива, машинист и его помощник обязаны руководствоваться показаниями локомотивного светофора до приближения поезда к путевому светофору на такое расстояние, откуда видны его пока­ зания.

Если по каким-либо причинам показания путевого и локомотив­ ного светофоров не соответствуют друг другу, машинист должен руководствоваться только показаниями путевых светофоров. В этих случаях при наличии на путевом светофоре красного огня или непонятного сигнала машинист, независимо от показания ло-

343