Файл: Сухачев И.А. Организация и планирование сельскохозяйственного строительства учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 227
Скачиваний: 0
Одноэтажные -производственные сельскохозяйственные зда ния монтируют из сборных конструкций стреловыми самоход ными кранами на гусеничном или пневмоколеоно-м ходу. Такие кра-ны могут передвигаться с грузом как внутри здания при монтаже его каркаса, так и снаружи при монтаже стеновых панелей.
После нанесения на строй-генплане путей башенных кранов и маршрутов передвижения стреловых кранов решаются воп росы организации складского хозяйства,размещения приобъект ных складов сборных конструкций, деталей и массовых мате риалов. Эти склады располагают в зоне действия монтажных кранов, определяемой по минимальному и максимальному вы лету их -стрел.
Сборные конструкции, детали и материалы размещают в зоне действия крана с учетом его минимального перемещения при монтаже. -Это позволяет -сократить продолжительность монтажного цикла. Для этого однотипные конструкции, де тали и материалы складируют в нескольких местах по фронту работ. Наиболее рационально такое размещение приобъектных складов, -при котором с одной -стоянки крана (но с изменением вылета стрелы) можно установить в проектное положение все конструкции и детали монтируемой части здания.
Для уменьшения продолжительности монтажных работ сборные конструкции, детали и материалы, требующиеся в большом количестве, следует складировать ближе -к зданию, чем монтажные элементы, расходуемые в меньшем количест ве. Такое расположение материалов уменьшает угол поворота стрелы крана в горизонтальной плоскости, что сокращает про должительность монтажного цикла.
Если здания монтируют с транспортных средств, необходи мость в приобъектных складах в основном отпадает; в этом случае на стройнейплане указывают только места складирова ния -мелких деталей и конструкций, которые подают к зданию с приобъектных окладов.
При монтаже одноэтажных производственных -сельскохо зяйственных зданий -с транспортных средств с помощью само ходных стреловых кранов сборные конструкции -подвозят -не посредственно к местам их установки в проектное положение или же размещают с учетом стоянок крана, -с которых конст рукции будут устанавливаться на место без изменения вылета стрелы крана при строповке.
После размещения на стройге-нплане приобъектных складов решают вопросы расположения на нем вр-ем-шных администра тивно-хозяйственных зданий и других объектов.
На ри-с. 69 приводится пример стройгенплана строительства четырехэтажного здания -птицефабрики.
Строительный генеральный план для зданий, которые вхо дят в общий комплекс застройки, привязывают к общеплшца-
251
дочному стройгенплану. Количество временных зданий в этом случае предусматривают только для данного объекта: контору производителя работ, раздевалку, помещение для приема пи щи, приобъектную кладовую, санузел. Остальные объекты строительного хозяйства — производственные установки и ма стерские, столовую, медпункт и другие временные администра тивные и бытовые здания, предназначенные для обслуживания всего строительства, размещают на етройгенплане площадки.
§ 9. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ СТРОИГЕНПЛАНОВ
Одним из важнейших принципов рациональной организации любого строительства является обеспечение безопасных усло вий труда на производстве.
При проектировании строительного генерального плана должны быть предусмотрены следующие основные мероприя тия по охране труда:
определены опасные зоны, вход в которые рабочим, не свя занным с выполнением данных работ, запрещен; установлены безопасные пути для пешеходов и автотранспорта;
временные административно-хозяйственные здания разме щены в отдалении от основных строительных объектов с таким расчетом, чтобы они не попадали в зоны монтажных кранов; склады горючих материалов и площадки для приготовления асфальта, изоляционных и кровельных мастик расположены так, чтобы дым и газы относились ветром от возводимого объ екта и не попадали в зону ближайших жилых зданий; этот вопрос решается с учетом «розы ветров» местности; расстояние от зданий до очагов огня принимают согласно противопожар ным нормам и правилам по согласованию с местной противо
пожарной инспекцией;
организовано санитарно-гигиеническое и бытовое обслужи вание работающих на строительной площадке;
предусмотрено освещение строительной площадки, проходов и рабочих зон;
разработаны безопасные условия труда, исключающие поражения электрическим током.
В пояснительной записке к проекту организации строитель ства указываются и другие мероприятия по технике безопасно сти с учетом местных условий строительства, не получившие от-. ражения в строительном генеральном плане.
§ 10. ТЕХНИКОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СТРОИГЕНПЛАНА
При оценке стройгенплана могут быть применены следую щие технико-экономические показатели:
протяженность и стоимость устройства временных дорог, ин
252
женерных коммуникаций, электросетей на 1 га застройки или на 1 млн. руб. стоимости строительства;
объем земляных, каменных, дорожных и других работ, свя занных со строительством временных зданий и сооружений и оборудованием строительной площадки на 1 га или на 1 млн. руб стоимости строительно-монтажных работ по постоянным объ ектам;
стоимость строительного хозяйства в процентах по отноше нию к общей стоимости строительства предприятий или его от дельного объекта.
Целесообразность принятой схемы расположения складов ма териалов, производственных установок и внутрипостроечных путей может быть выявлена при определении тонна-километра жа перевозок внутри площадки и сравнения его с другими ва риантами.
Для оценки стройгенплана практикуется также определение коэффициентов застройки и использования площади генерально го плана. Чем меньше значение этих коэффициентов, тем эконо мичнее решения стройгенплана. Значение коэффициентов зави сит от объема временного строительства на площадке и исполь зуемой для размещения строительного хозяйства площади.
Р а з д е л ч е т ве рт ый
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА
Г л а в а 1
ОРГАНИЗАЦИЯ СНАБЖЕНИЯ
ИКОМПЛЕКТАЦИИ СЕЛЬСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МАТЕРИАЛАМИ, ДЕТАЛЯМИ
ИОБОРУДОВАНИЕМ
§1. ЗНАЧЕНИЕ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ ДЛ Я СВОЕВРЕМЕННОГО ВВОДА В ДЕЙСТВИЕ ОБЪЕКТОВ
Создание материально-технической базы коммунизма в на шей стране предусматривает освоение весьма больших капиталь ных вложений во всех отраслях народного хозяйства.
Для освоения капитальных вложений требуются не только огромные материальные ресурсы, но и непрерывное совершенст вование обеспечения и комплектации строительства деталями, конструкциями и материалами. В связи с этим возрастает роль материально-технического снабжения.
Значение материально-технического обеспечения в строитель ном процессе определяется его особенностями, и в первую оче редь тем влиянием, которое оказывает на него развитие строи тельной индустрии и заводское изготовление деталей, конструк ций и материалов. Специфические особенности строительного производства выражаются в том, что:
производственный цикл строительства исчисляется месяцами, а иногда и годами, это усложняет оперативный учет и контроль расходования материалов на каждый строительный объект;
почти весь процесс основных строительных работ протекает под открытым небом в течение года, что требует применения поправочных коэффициентов к нормам расхода материалов в зимний период;
удельный вес незавершенного строительства, достигающий нередко 50—60% объема годовой программы, затрудняет расче ты и обоснование потребности в материалах на оставшиеся объ емы строительно-монтажных работ по незавершенным объектам; рассредоточенность строительных подразделений и отдель ных объектов, а иногда растянутость фронта работ на десятки и сотни километров, что усложняет планирование и оперативную
работу органов снабжения.
254
Из сказанного следует, что органы материально-технического снабжения строительных организаций поставлены в более слож ные условия работы, чем органы снабжения других отраслей на родного хозяйства.
Особые трудности возникают при организации материального обеспечения новостроек в районах Крайнего Севера, сельской местности, малонаселенных районах страны.
Строительный процесс связан с перемещением и укладкой в сооружение большого количества деталей и материалов. Их мас са «а 1 млн. руб. строительно-монтажных работ достигает 50— 60 тыс. т в зависимости от характера возводимых объектов.
В связи с совершенствованием конструктивных решений зда ний, развитием заводского способа изготовления деталей и кон струкций, все большего внедрения легких заполнителей и тепло изоляционных материалов масса материалов и деталей, расходу емых на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ, непрерывно снижается. Однако общая масса грузов, перерабатываемых в строительном процессе, остается пока еще очень большой.
С развитием индустриализации сельского строительства все производство деталей и конструкций сосредоточивается на кр\п- ных специализированных предприятиях, находящихся в ведении строительных организаций.
Если раньше задача снабженческих организаций сводилась к завозу на сельские стройки материалов относительно небольшой номенклатуры (кирпича, цемента, нерудных, леса, гвоздей и др.), значительная часть которых перерабатывалась на строитель ной площадке, то в настоящее время в связи с ростом уровня ин дустриализации сельского строительства, в задачу организаций сйабжения входят всемерное повышение заводской готовности и доставка уже готовых к укладке в сооружение изделий и полу фабрикатов широкой номенклатуры.
Новые прогрессивные формы организации монтажа сборных конструкций непосредственно с транспортных средств совершен но меняют сложившееся понятие о складах и запасах деталей и
материалов на стройках. Превращение строительной площадки в монтажную, доставка строительных деталей и конструкций стро го по графику, согласованному с графиком монтажных работ, обусловливают необходимость значительного усиления организа ционной и технологической связи между строительной площад кой, предприятиями, изготавливающими детали, и централизо ванным транспортом.
Преобразования в строительном процессе коренным образом изменили и систему организации материально-технического обе спечения строительства изделиями и материалами, выдвинув на первый план вопросы комплектации поставляемых деталей и конструкций.
К этому необходимо добавить, что организациям, обеспечи вающим сельское строительство материалами, приходится иметь
255
дело с большой номенклатурой деталей и конструкций по типо размерам. Несмотря на проведенную за последнее время унифи кацию и стандартизацию, количество типоразмеров железобе тонных изделий в сельском строительстве достигает 700—800, а столярных — 150—200.
В этих условиях большое значение имеет уровень организа ции работы органов снабжения, которые являются связующим звеном между строительной площадкой и ‘предприятием, изготов ляющим сборные конструктивные элементы.
Расходы по доставке материальных ресурсов от оклада заво- да-изготовителя до приобъектного склада на стройке пока еще очень велики. Здесь имеются значительные резервы уменьшения стоимости транспортно-складских операций. Так, в структуре сметной стоимости строительно-монтажных работ в сельском строительстве стоимость перевозок только от складов поставщи ка до приобъектного склада составляет: автомобильным транс портом 11 — 12%, железнодорожным 4—5% и водным 1,5—2%; на погрузочно-разгрузочные работы расходуется не менее 6— 7%. При наличии промежуточного складского хранения в снаб женческих организациях дополнительные наценки составляют не менее 6—7%, а при транзитном способе доставки 0,4—0,5%.
Заготовительно-складские расходы в сельской строительной ор ганизации официально нормируются в размере 2%, фактически же в мелких и средних сельских строительных организациях они достигают 4—5%.
Крупные неиспользованные резервы содержатся в уменьше нии скрытых потерь материалов, обычно списываемых «на про изводство».
Многочисленные наблюдения и анализ потерь материалов свидетельствуют, что при доставке цемента от склада завода до склада площадки строительства или производственного пред приятия его потери при отсутствии специализированных транс портных средств и рациональных способов механизации погру зочно-разгрузочных работ составляют не менее 10—12%; потери песка, щебня, гравия, бутового камня при многочисленных пере грузках и неподготовленных складских площадках достигают 7—8%; поломки и повреждения железобетонных изделий, пере городочных плит, столярных изделий—2—3%; потери кирпича при перевозке навалом и «на .выброс» с автомобиля — 4—5%).
В то же время внедрение на передовых сельских стройках дис петчерского регулирования обеспечивает их основными строи тельными материалами, комплектами сборных деталей, что поз волило снизить запасы материальных ресурсов на приобъектных
складах на 30—40%, а ведение монтажа непосредственно «с ко лес» вообще ликвидировало дорогостоящие приобъектные скла ды для большинства основных деталей или снизило запасы не которых их них на приобъектных складах до 5—10%).
256