Файл: Сухачев И.А. Организация и планирование сельскохозяйственного строительства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 227

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одноэтажные -производственные сельскохозяйственные зда­ ния монтируют из сборных конструкций стреловыми самоход­ ными кранами на гусеничном или пневмоколеоно-м ходу. Такие кра-ны могут передвигаться с грузом как внутри здания при монтаже его каркаса, так и снаружи при монтаже стеновых панелей.

После нанесения на строй-генплане путей башенных кранов и маршрутов передвижения стреловых кранов решаются воп­ росы организации складского хозяйства,размещения приобъект­ ных складов сборных конструкций, деталей и массовых мате­ риалов. Эти склады располагают в зоне действия монтажных кранов, определяемой по минимальному и максимальному вы­ лету их -стрел.

Сборные конструкции, детали и материалы размещают в зоне действия крана с учетом его минимального перемещения при монтаже. -Это позволяет -сократить продолжительность монтажного цикла. Для этого однотипные конструкции, де­ тали и материалы складируют в нескольких местах по фронту работ. Наиболее рационально такое размещение приобъектных складов, -при котором с одной -стоянки крана (но с изменением вылета стрелы) можно установить в проектное положение все конструкции и детали монтируемой части здания.

Для уменьшения продолжительности монтажных работ сборные конструкции, детали и материалы, требующиеся в большом количестве, следует складировать ближе -к зданию, чем монтажные элементы, расходуемые в меньшем количест­ ве. Такое расположение материалов уменьшает угол поворота стрелы крана в горизонтальной плоскости, что сокращает про­ должительность монтажного цикла.

Если здания монтируют с транспортных средств, необходи­ мость в приобъектных складах в основном отпадает; в этом случае на стройнейплане указывают только места складирова­ ния -мелких деталей и конструкций, которые подают к зданию с приобъектных окладов.

При монтаже одноэтажных производственных -сельскохо­ зяйственных зданий -с транспортных средств с помощью само­ ходных стреловых кранов сборные конструкции -подвозят -не­ посредственно к местам их установки в проектное положение или же размещают с учетом стоянок крана, -с которых конст­ рукции будут устанавливаться на место без изменения вылета стрелы крана при строповке.

После размещения на стройге-нплане приобъектных складов решают вопросы расположения на нем вр-ем-шных администра­ тивно-хозяйственных зданий и других объектов.

На ри-с. 69 приводится пример стройгенплана строительства четырехэтажного здания -птицефабрики.

Строительный генеральный план для зданий, которые вхо­ дят в общий комплекс застройки, привязывают к общеплшца-

251


дочному стройгенплану. Количество временных зданий в этом случае предусматривают только для данного объекта: контору производителя работ, раздевалку, помещение для приема пи­ щи, приобъектную кладовую, санузел. Остальные объекты строительного хозяйства — производственные установки и ма­ стерские, столовую, медпункт и другие временные администра­ тивные и бытовые здания, предназначенные для обслуживания всего строительства, размещают на етройгенплане площадки.

§ 9. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ СТРОИГЕНПЛАНОВ

Одним из важнейших принципов рациональной организации любого строительства является обеспечение безопасных усло­ вий труда на производстве.

При проектировании строительного генерального плана должны быть предусмотрены следующие основные мероприя­ тия по охране труда:

определены опасные зоны, вход в которые рабочим, не свя­ занным с выполнением данных работ, запрещен; установлены безопасные пути для пешеходов и автотранспорта;

временные административно-хозяйственные здания разме­ щены в отдалении от основных строительных объектов с таким расчетом, чтобы они не попадали в зоны монтажных кранов; склады горючих материалов и площадки для приготовления асфальта, изоляционных и кровельных мастик расположены так, чтобы дым и газы относились ветром от возводимого объ­ екта и не попадали в зону ближайших жилых зданий; этот вопрос решается с учетом «розы ветров» местности; расстояние от зданий до очагов огня принимают согласно противопожар­ ным нормам и правилам по согласованию с местной противо­

пожарной инспекцией;

организовано санитарно-гигиеническое и бытовое обслужи­ вание работающих на строительной площадке;

предусмотрено освещение строительной площадки, проходов и рабочих зон;

разработаны безопасные условия труда, исключающие поражения электрическим током.

В пояснительной записке к проекту организации строитель­ ства указываются и другие мероприятия по технике безопасно­ сти с учетом местных условий строительства, не получившие от-. ражения в строительном генеральном плане.

§ 10. ТЕХНИКОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СТРОИГЕНПЛАНА

При оценке стройгенплана могут быть применены следую­ щие технико-экономические показатели:

протяженность и стоимость устройства временных дорог, ин­

252


женерных коммуникаций, электросетей на 1 га застройки или на 1 млн. руб. стоимости строительства;

объем земляных, каменных, дорожных и других работ, свя­ занных со строительством временных зданий и сооружений и оборудованием строительной площадки на 1 га или на 1 млн. руб стоимости строительно-монтажных работ по постоянным объ­ ектам;

стоимость строительного хозяйства в процентах по отноше­ нию к общей стоимости строительства предприятий или его от­ дельного объекта.

Целесообразность принятой схемы расположения складов ма­ териалов, производственных установок и внутрипостроечных путей может быть выявлена при определении тонна-километра­ жа перевозок внутри площадки и сравнения его с другими ва­ риантами.

Для оценки стройгенплана практикуется также определение коэффициентов застройки и использования площади генерально­ го плана. Чем меньше значение этих коэффициентов, тем эконо­ мичнее решения стройгенплана. Значение коэффициентов зави­ сит от объема временного строительства на площадке и исполь­ зуемой для размещения строительного хозяйства площади.

Р а з д е л ч е т ве рт ый

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

Г л а в а 1

ОРГАНИЗАЦИЯ СНАБЖЕНИЯ

ИКОМПЛЕКТАЦИИ СЕЛЬСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МАТЕРИАЛАМИ, ДЕТАЛЯМИ

ИОБОРУДОВАНИЕМ

§1. ЗНАЧЕНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ ДЛ Я СВОЕВРЕМЕННОГО ВВОДА В ДЕЙСТВИЕ ОБЪЕКТОВ

Создание материально-технической базы коммунизма в на­ шей стране предусматривает освоение весьма больших капиталь­ ных вложений во всех отраслях народного хозяйства.

Для освоения капитальных вложений требуются не только огромные материальные ресурсы, но и непрерывное совершенст­ вование обеспечения и комплектации строительства деталями, конструкциями и материалами. В связи с этим возрастает роль материально-технического снабжения.

Значение материально-технического обеспечения в строитель­ ном процессе определяется его особенностями, и в первую оче­ редь тем влиянием, которое оказывает на него развитие строи­ тельной индустрии и заводское изготовление деталей, конструк­ ций и материалов. Специфические особенности строительного производства выражаются в том, что:

производственный цикл строительства исчисляется месяцами, а иногда и годами, это усложняет оперативный учет и контроль расходования материалов на каждый строительный объект;

почти весь процесс основных строительных работ протекает под открытым небом в течение года, что требует применения поправочных коэффициентов к нормам расхода материалов в зимний период;

удельный вес незавершенного строительства, достигающий нередко 50—60% объема годовой программы, затрудняет расче­ ты и обоснование потребности в материалах на оставшиеся объ­ емы строительно-монтажных работ по незавершенным объектам; рассредоточенность строительных подразделений и отдель­ ных объектов, а иногда растянутость фронта работ на десятки и сотни километров, что усложняет планирование и оперативную

работу органов снабжения.

254


Из сказанного следует, что органы материально-технического снабжения строительных организаций поставлены в более слож­ ные условия работы, чем органы снабжения других отраслей на­ родного хозяйства.

Особые трудности возникают при организации материального обеспечения новостроек в районах Крайнего Севера, сельской местности, малонаселенных районах страны.

Строительный процесс связан с перемещением и укладкой в сооружение большого количества деталей и материалов. Их мас­ са «а 1 млн. руб. строительно-монтажных работ достигает 50— 60 тыс. т в зависимости от характера возводимых объектов.

В связи с совершенствованием конструктивных решений зда­ ний, развитием заводского способа изготовления деталей и кон­ струкций, все большего внедрения легких заполнителей и тепло­ изоляционных материалов масса материалов и деталей, расходу­ емых на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ, непрерывно снижается. Однако общая масса грузов, перерабатываемых в строительном процессе, остается пока еще очень большой.

С развитием индустриализации сельского строительства все производство деталей и конструкций сосредоточивается на кр\п- ных специализированных предприятиях, находящихся в ведении строительных организаций.

Если раньше задача снабженческих организаций сводилась к завозу на сельские стройки материалов относительно небольшой номенклатуры (кирпича, цемента, нерудных, леса, гвоздей и др.), значительная часть которых перерабатывалась на строитель­ ной площадке, то в настоящее время в связи с ростом уровня ин­ дустриализации сельского строительства, в задачу организаций сйабжения входят всемерное повышение заводской готовности и доставка уже готовых к укладке в сооружение изделий и полу­ фабрикатов широкой номенклатуры.

Новые прогрессивные формы организации монтажа сборных конструкций непосредственно с транспортных средств совершен­ но меняют сложившееся понятие о складах и запасах деталей и

материалов на стройках. Превращение строительной площадки в монтажную, доставка строительных деталей и конструкций стро­ го по графику, согласованному с графиком монтажных работ, обусловливают необходимость значительного усиления организа­ ционной и технологической связи между строительной площад­ кой, предприятиями, изготавливающими детали, и централизо­ ванным транспортом.

Преобразования в строительном процессе коренным образом изменили и систему организации материально-технического обе­ спечения строительства изделиями и материалами, выдвинув на первый план вопросы комплектации поставляемых деталей и конструкций.

К этому необходимо добавить, что организациям, обеспечи­ вающим сельское строительство материалами, приходится иметь

255


дело с большой номенклатурой деталей и конструкций по типо­ размерам. Несмотря на проведенную за последнее время унифи­ кацию и стандартизацию, количество типоразмеров железобе­ тонных изделий в сельском строительстве достигает 700—800, а столярных — 150—200.

В этих условиях большое значение имеет уровень организа­ ции работы органов снабжения, которые являются связующим звеном между строительной площадкой и ‘предприятием, изготов­ ляющим сборные конструктивные элементы.

Расходы по доставке материальных ресурсов от оклада заво- да-изготовителя до приобъектного склада на стройке пока еще очень велики. Здесь имеются значительные резервы уменьшения стоимости транспортно-складских операций. Так, в структуре сметной стоимости строительно-монтажных работ в сельском строительстве стоимость перевозок только от складов поставщи­ ка до приобъектного склада составляет: автомобильным транс­ портом 11 — 12%, железнодорожным 4—5% и водным 1,5—2%; на погрузочно-разгрузочные работы расходуется не менее 6— 7%. При наличии промежуточного складского хранения в снаб­ женческих организациях дополнительные наценки составляют не менее 6—7%, а при транзитном способе доставки 0,4—0,5%.

Заготовительно-складские расходы в сельской строительной ор­ ганизации официально нормируются в размере 2%, фактически же в мелких и средних сельских строительных организациях они достигают 4—5%.

Крупные неиспользованные резервы содержатся в уменьше­ нии скрытых потерь материалов, обычно списываемых «на про­ изводство».

Многочисленные наблюдения и анализ потерь материалов свидетельствуют, что при доставке цемента от склада завода до склада площадки строительства или производственного пред­ приятия его потери при отсутствии специализированных транс­ портных средств и рациональных способов механизации погру­ зочно-разгрузочных работ составляют не менее 10—12%; потери песка, щебня, гравия, бутового камня при многочисленных пере­ грузках и неподготовленных складских площадках достигают 7—8%; поломки и повреждения железобетонных изделий, пере­ городочных плит, столярных изделий—2—3%; потери кирпича при перевозке навалом и «на .выброс» с автомобиля — 4—5%).

В то же время внедрение на передовых сельских стройках дис­ петчерского регулирования обеспечивает их основными строи­ тельными материалами, комплектами сборных деталей, что поз­ волило снизить запасы материальных ресурсов на приобъектных

складах на 30—40%, а ведение монтажа непосредственно «с ко­ лес» вообще ликвидировало дорогостоящие приобъектные скла­ ды для большинства основных деталей или снизило запасы не­ которых их них на приобъектных складах до 5—10%).

256