Файл: Сухачев И.А. Организация и планирование сельскохозяйственного строительства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 232

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автоматический учет при помощи счетчиков, установленных на машине, или электрических приборов, обеспечивающих дис­ танционный учет ее работы, является частью системы управле­ ния и сигнализации, отражающей техническое состояние строи­ тельных машин и ход производственного процесса. Такой учет может производиться при помощи самозаписывающих прибо­ ров, на ленте которых графически регистрируются время и ха­ рактер работы машины, а также ее простои.

Использование оперативного машинного учета, отвечающего единой системе управления, планирования и отчетности, сказы­ вается на улучшении производственной и финансово-хозяйствен­ ной деятельности управлений механизации, на увеличении ко­ эффициента технической готовности парка, повышении исполь­ зования машин, снижении затрат на механизацию.

Диспетчерское управление парком машин представляет сис­ тему централизованного непрерывного руководства, учета и контроля работы машин и механизмов с помощью рредств связи.

Диспетчерская служба в сельском строительстве способст­ вует улучшению использования машин, их своевременному ре­ монту, обеспечению запасными частями, горюче-смазочными материалами и т. д.

Диспетчерская служба треста или управления механиза­ ции должна иметь необходимые средства механизации и авто­ матизации процесса управления. Эффективность ее работы во многом зависит от состояния средств связи, наблюдения и сиг­ нализации, имеющих решающее значение для своевременного получения информации.

В трестах и управлениях механизации применяется провод­ ная связь: телефонная, телеграфная, фототелеграфная, громко­

говорящая (односторонняя

и двухсторонняя),

высокочас­

тотная по силовым проводам,

а также радиосвязь

и телевиде­

ние.

На крупных стройках (животноводческие комплексы, элева­ торы и др.) в диспетчерской службе треста механизации ис­ пользуются магнитофоны и диктофоны для записи оперативной речевой информации с последующим перенесением ее в жур­ налы с помощью современных клавишных конторских и других вычислительных машин.

§ 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

И РЕМОНТА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

Значительное увеличение машинного парка строительных машин в сельском строительстве повышает значимость вопро­ сов технического их обслуживания и ремонта. При хорошем уходе и своевременном выполнении ремонтов повышаются сро­ ки службы машин и уменьшаются затраты на их эксплуатацию.

10* З ак . 641

291


При этом с помощью тех же машин можно выполнить значи­ тельно больший объем работ.

Необходимость содержания огромного парка строительных машин в максимально работоспособном состоянии выдвигает в качестве первоочередной задачи организацию правильного тех­ нического обслуживания и ремонта.

Техническое обслуживание представляет собой комплекс ме­ роприятий, направленных на предупреждение преждевременно­ го сверхнормативного износа деталей и сопряжений путем свое­ временного проведения регулировочных работ, смазки машин, выявления возникающих дефектов и устранения их.

Ремонт — комплекс технических мероприятий, восстанавли­ вающих первоначальную работоспособность машины путем уст­ ранения возникающих неисправностей, восстановления или замены деталей, узлов, агрегатов.

Техническое обслуживание и ремонт строительных машин должны выполняться по системе планово-предупредительного ухода и ремонта (ППР).

Система ППР представляет собой совокупность организа­ ционно-технических мероприятий предупредительного харак­ тера, проводимых периодически, в плановом порядке и направ­ ленных на поддержание машин в состоянии постоянной работо­ способности. Эта система позволяет заранее уточнить и согла­ совать со строителями, время постановки машин на технический осмотр и в ремонт, дает возможность заблаговременно загото­ вить необходимые для проведения ремонта запасные части, материалы, инструменты и приспособления, а также выявить потребность в ремонтных рабочих. Кроме того, возможно

достаточно точно определить

требующиеся

объемы

ремонт­

ных работ и ироизводетвенну

юпрограмму

ремонтных

пред­

приятий.

 

 

 

В комплекс организационно-технических мероприятий плано­ во-предупредительного ремонта включены работы по техничес­ кому обслуживанию и ремонту машин.

Техническое обслуживание (ТО) в соответствии с назначе­ нием, объемом, составом работ и периодичностью их выполне­ ния подразделяют на ежесменное и периодическое.

Ежесменное т е х н и ч е с к о е о б с л у ж и в а н и е (ЕО) осу­ ществляется регулярно перед началом работ, во время переры­ вов и после окончания работы машины. Оно заключается в вы­ полнении следующих процессов:

осмотра, смазки, заправки и опробовании машины до начала работы;

осмотра, смазки, в некоторых случаях очистки, креплении деталей и регулировки механизмов в течение смены;

очистки, осмотра, креплении деталей, регулировки механиз­ мов, опробовании машины, а в зимних условиях — в удалении

292


воды из системы охлаждения двигателя по окончании работы машины.

Выполнение ежесменного технического обслуживания обяза­ тельно и специально не планируется.

П е р и о д и ч е с к о е т е х н и ч е с к о е о б с л у ж и в а н и е строительных машин производится ремонтной бригадой в сроки и в объемах, установленных «Инструкцией по проведению планово-предупредительного ремонта строительных машин» (СН 207-68). При техническом обслуживании выполняются мел­ кие ремонтные работы, необходимые для обеспечения работо­ способности машины до следующего планового ремонта.

Работы по техническому обслуживанию выполняются в обя­ зательном порядке после отработки машиной определенного количества часов.

Техническое обслуживание, а также несложный ремонт строительных машин и механизмов в сельском 'строительстве выполняют передвижные механические мастерские (см. раздел шестой, гл. VII). Мастерскую обслуживают трое рабочих-елееа- рей, станочник и сварщик. Механическая мастерская входит в

состав табеля технического оснащения ПМК.

и объ­

Ремонт в соответствии с назначением,

характером

емом выполняемых работ подразделяется

на текущий

и капи­

тальный.

 

 

П ри т е к у щ е м р е м о н т е производится частичная раз­

борка строительных машин, устраняются неисправности в агре­

гатах и узлах, возникающие в процессе

работы машин и пре­

пятствующие их нормальной

эксплуатации, и заменяются

от­

дельные агрегаты, узлы и детали, кроме базовых, новыми

или

заранее отремонтированными.

р е м о н т е

производятся полная

П ри к а п и т а л ь н о м

разборка машины, ремонт всех ее изношенных деталей или за­ мена их, а также замена всех неисправных узлов и агрегатов но­ выми, сборка машины и ее опробование под нагрузкой. Капи­ тальный ремонт строительных машин проводится на специали­ зированных ремонтных заводах.

Существует два основных метода ремонта строительных ма­ шин: индивидуальный и обезличенный. При индивидуальном методе все узлы и детали после ремонта устанавливаются на ту же машину, а при обезличенном методе ремонтируемая машина собирается частично или полностью из узлов и деталей, заимст­ вованных из оборотного фонда или новых.

Индивидуальный метод ремонта применяется в тех случаях, когда парк машин данного вида, обслуживаемый ремонтной мастерской, имеет в своем составе машины различных марок при относительно небольшом количестве машин одной марки.

При индивидуальном методе ремонт осуществляют комплек­ сные и специализированные бригады. В первом случае всю ра­ боту по ремонту каждой машины выполняет одна бригада; во

293


втором случае — несколько бригад: сборку-разборку одна брига­ да, ремонт узлов и агрегатов — другие бригады, работающие на отдельных рабочих местах, обеспеченных специальными приспо­ соблениями и инструментом. При выполнении работ специали­

зированными бригадами значительно снижается

трудоемкость

и стоимость ремонта,

а также совращается время

ремонта ма­

шины.

метод ремонта машин отличается просто­

Индивидуальный

той организации работ как в отдельных бригадах, так и на ре­ монтном предприятия.

Однако при этом методе машины более длительное время находятся в ремонте, чем при обезличенном. Это влечет за со­ бой увеличение количества одновременно ремонтируемых ма­ шин, что в свою очередь требует значительных площадей для сборки.

В зависимости от принятой организации ремонтных ра­ бот существует несколько разновидностей обезличенного мето­ да ремонта. Наиболее широко применяется агрегатно-узловой метод, при котором все подлежащие ремонту узлы снимаются с машины одновременно и направляются в соответствующие цехи на ремонт. Взамен снятых на машину устанавливаются заранее отремонтированные однотипные узлы, взятые из оборот­ ного фонда. Снятые узлы после их ремонта через склад оборот­ ного фонда поступают на другие машины. При агрегатно-узло­ вом методе машина находится в ремонте значительно меньше времени, чем при индивидуальном. Этот метод более прогрес­ сивен, чем индивидуальный и значительно снижает себестои­ мость ремонта.

§8. ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ИРЕМОНТА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

Правильная организация эксплуатации машинного парка з сельском строительстве в значительной степени зависит от сос­ тояния ремонтной базы, ее мощности и территориального раз­ мещения ремонтных предприятий.

Ремонт строительной техники в сельских строительных орга­ низациях пока организован хуже, чем в строительных организа­ циях, осуществляющих строительство в промышленных центрах и городах. Это происходит потому, что сельские строительные организации располагают небольшой сетью крупных ремонтных заводов. Машины ремонтируются в мелких, слабо оснащенных мастерских, недостаточно обеспеченных запасными частями.

Большое значение для наиболее эффективного использова­ ния строительных машин имеет хорошая организация планиро­ вания эксплуатации и ремонта строительных машин.

Планирование должно быть направлено в первую очередь на увеличение коэффициента технической готовности каждой ма­ шины и группы однотипных машин, под которым понимается от­

294


ношение машино-дней, в течение которых машины находятся в полной технической готовности, к общему списочному числу ма­ шино-дней пребывания машины в хозяйстве.

Коэффициент технической готовности отдельно взятой маши­ ны р может быть найден по формуле

365 — п

(152)

Т) = — — = 1 — 0,00274 п,

365

 

где п — количество дней в году, которые машина находится на техническом обслуживании и ремонте.

Для парка однотипных машин коэффициент технической го­ товности Ктг может быть рассчитан по формуле

j

2

 

(153)

 

1

где г — количество однотипных машин в парке;

Pi — коэффициент технической

готовности отдельно взятой

t-й машины.

 

Если число дней пребывания машины в ремонте принять по действующим нормам, приводимым в инструкциях по плановопредупредительным ремонтам, то полученные по формулам (152) и (153) коэффициенты технической готовности можно назвать нормативными для отдельно взятой машины и для парка одно­

типных машин.

 

плановые

и фактические

Соответственно можно рассчитать

значения коэффициентов

технической

готовности

машины

или

группы однотипных машин.

 

 

 

во

В первом случае значения п применяются по плановым,

втором — по фактическим или отчетным данным.

 

 

 

Коэффициент технической готовности парка однотипных ма­

шин может быть рассчитан на определенный день (обычно

на

первое число месяца, квартала или года) как отношение

коли­

чества технически исправных машин к общему количеству

(по

списку) машин.

В этом случае он называется мгновенным коэф­

фициентом технической

готовности

парка и определяется

пэ

формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

К « г н .т г = ТГ >

 

 

(154)

 

 

IUq

 

 

 

 

где /пп— количество исправных машин;

 

 

 

тс — списочное количество машин в хозяйстве.

 

 

Работа машин на строительстве оценивается

также

рядом

показателей, зависящих от организации работ. К ним можно отнести коэффициент использования парка строительных ма­ шин, коэффициент сменности и использования машин по време­ ни в течение смены.

Коэффициент использования парка строительных машин Ки

определяется как отношение количества фактически отработан-

295