ных машино-дней к календарному количеству машино-дней за тот же период:
|
|
|
|
|
Дш - Р |
(155) |
КП - - - - - - - |
|
|
Д м .к |
|
где Д м. р — фактически отработанное время, |
машино-дни: |
Д м . к —'календарное время, |
машино-дни. |
|
Коэффициент использования парка определяется для одно |
именных типов машин. |
машин по |
времени Ки.в — это |
Коэффициент использования |
отношение фактического времени |
работы машин к плановому |
(директивному) рабочему времени, |
устанавливаемому на год: |
где Тф — время фактической работы машины в течение года, ч; ТПЛ— плановое (директивное) рабочее время машины в те
чение года, ч.
Коэффициент использования машин по производительности Кир определяется отношением фактической выработки машин Вф к директивным нормам за одинаковый период времени ВД:
Вф
(157)
Коэффициент сменности работы машин Кем находится отно шением количества машино-часов, отработанных одноименными типами машин за отчетный период чм, к количеству машинодней нахождения этих машин в работе Д Мр, умноженных на среднюю продолжительность рабочего дня:
Коэффициент использования машин по времени в течение
смены Ки.с определяется как отношение количества часов чи стой работы машин в течение смены /ф к продолжительности всей рабочей смены 1а.л в ч:
* Ш 1
При планировании технического обслуживания и ремонта строительных машин составляются:
годовой план технического обслуживания и ремонта машин
(табл. 21);
месячный план-график выполнения текущего и капитального ремонтов строительных машин (табл. 22);
Та б ли ца 24
Годовой план технического обслуживания и ремонта строительных машин на 197 __ г.
(наим енование строительной организации )
Номер маш и ны
( Н аименование и марка
^ |
машины |
|
инвентарный
|
|
|
заводской
|
Бульдозер Д-271 |
^1526 |
12 |
О тработано после к ап и таль ного ремонта или с начала эксплуатации на 1 января 19 г . м аш .-ч ас .
|
П ланируемое время работы машины в течение года, м аш .-час .
|
5000 |
2400 |
Требуемое количест во
капитальны х ремон тов (К )
|
текущ их ремонтов (Т)
|
технических обслу- ж иваний (ТО)
|
Примечание
|
1 |
1 |
8 |
— |
Т а б л и ц а 22
Месячный план-график технического обслуживания и ремонта строительных машин
_______________ _ н а __________________ месяца 19___ г.
Н омер маши- [ ны
Наименование и марка машины
Отработано после кап и таль ного ремонта или с начала эксп луатац и и , м аш .-ч ас .
Ч и сло месяца
I |
2 |
|
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
< |
3 |
н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
я |
|
Виды технического |
обслуж ивания |
|
|
|
|
и ремонта |
|
|
|
|
Экскаватор Э-652 |
1586 |
5 |
9400 |
ТО |
Трактор ДЭТ-250 |
289 |
1 |
3800 |
то |
Экскаватор Э-652 |
1831 |
28 |
1400 |
|
сводный |
годовой план |
капитальных ремонтов |
машин |
(табл. 23). |
|
|
|
|
|
Годовой план ремонта строительных 'машин составляется по |
группам машин и является |
основным документом, |
определяю |
щим объем |
ремонтных работ. Он |
разрабатывается |
во всех |
строительных |
организациях, |
имеющих |
собственный |
машинный |
парк. Месячные планы-графики составляются на основании ут вержденного годового плана ремонта, но с учетом числа часов, фактически отработанных каждой машиной.
Т а б л и ц а 23
Сводный годовой план капитальных ремонтов машин на 19__ г.
(н аим енование строительной организации )
Годовой план служит основанием для расчета потребности в рабочей силе, ремонтных мощностях, передвижных средствах, технологическом оборудовании, подъемно-транспортных меха низмах, запасных частях и эксплуатационных материалах. Кро ме того, на его основе определяются лимиты ассигнований для выполнения технических обслуживаний и ремонтов парка строи тельных машин управления механизации.
Для определения потребности в техническом обслуживании и ремонте строительных машин для составления планов и пла нов-графиков составляются номограммы, разрабатываемые для каждого вида машин в зависимости от количества и периодич ности технических обслуживаний и ремонтов за межремонт
ный цикл в соответствии |
с «Инструкцией по проведению |
плаио:во-предупредительного |
ремонта строительных машин» |
(СИ 207-68). |
|
§ 9. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ЭКСПЛУАТАЦИИ
И РЕМОНТА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
Простои машин в сельском строительстве в связи с их неис правностью занимают, по отчетным данным, значительное мес то в общем балансе рабочего времени, а затраты труда на про ведение ремонта машины значительно превышают трудоемкость их изготовления.
Стоимость технического обслуживания и ремонта строи тельных машин составляет 30—55% стоимости их машиносмены.
298
Основными организационно-техническими мероприятиями по улучшению эксплуатации и ремонта строительных машин и ме ханизмов являются:
резкое сокращение внутрисменных простоев машин; совершенствование служб технической эксплуатации строи
тельных машин и оснащение этих служб оборудованием; увеличение числа комплексных бригад и широкое внедрение
сдельной оплаты труда механизаторов; улучшение подготовки и повышение квалификации механи
заторов; улучшение обеспеченности строительных машин запасными
частями; развитие производства и специализация капитального ре
монта строительных машин; повышение оснащенности сельских строительных органи
заций средствами малой механизации и механизированным ин струментом;
внедрение новых высокопроизводительных механизмов и но вой техники для выполнения основных видов строительно-мон тажных работ.
Сокращение внутрисменных простоев строительных машин обеспечивается за счет своевременной подготовки фронта работ и доставки строительных материалов и сборных конструций; оптимального выбора комплектов машин по их производитель ности для выполнения различных производственных процессов; наличия необходимого количества рабочих в том случае, если
технологический процесс механизирован некомплексно |
и часть |
операций выполняется вручную. Опыт работы многих |
сельских |
строительных организаций показал, что в настоящее |
время до |
70% всех потерь рабочего времени машин вызвано нарушением перечисленных выше положений. Остальные 30%' потерь рабо чего времени связаны с технической неисправностью машин, на рушениями трудовой дисциплины машинистами, неблагоприят ными метеорологическими условиями и другими причинами.
По данным |
института ЦНИИЭПсельстрой, осуществление |
перечисленных |
выше мероприятий обеспечит |
ежегодное повы |
шение производительности труда в сельском |
строительстве на |
2,3-2,5% . |
|
|
Г л а в а III
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТА В СЕЛЬСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
§ 1. ВИДЫ ТРАНСПОРТА, ПРИМЕНЯЕМОГО В СЕЛЬСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Высокие темпы развития индустриального сельского строи тельства, создание мощной промышленности строительных ма териалов, конструкций и деталей значительно увеличили объ емы транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ. В настоящее время на 1 млн. руб. сметной стоимости строитель но-монтажных работ расходуется 50—60 тыс. г строительных ма териалов, деталей и конструкций.
Анализ стоимости строительства и трудовых затрат показы вает, что около 20% стоимости и до 40% трудовых затрат состав ляют транспортные и погрузочно-разгрузочные операции. Для уменьшения этих затрат необходимо стремиться к сокращению количества складских и транспортных операций, максимально му внедрению комплексной механизации погрузочно-разгрузоч ных работ и бесперегрузочной доставке деталей и материалов с заводов или окладов непосредственно к месту их использова ния.
Создание в областях (краях) и республиках крупных сель ских строительных организаций, рациональное размещение предприятий производственно-технической базы сельского стро ительства, оснащение строительных организаций современны ми высокопроизводительными машинами и механизмами откры вают широкие возможности для рациональной организации транспорта и снижения затрат на транспортные и погрузочноразгрузочные работы.
Правильный выбор вида транспорта, наиболее полное его использование и умелая организация его эксплуатации также являются важнейшими условиями снижения себестоимости перевозок в строительстве.
В комплекс транспортных операций на строительстве входят: доставка на строительную площадку материалов и оборудо
вания со станций и пристаней общего пользования; доставка строительных материалов непосредственно с мест
добычи; переработка сырья и изготовление изделий (карьеры, кир
пичные заводы, заводы сборного железобетона и т. д.); подача грузов со складов и механизированных установок,
находящихся в пределах строительной площадки, к рабочим местам. Эти перевозки могут осуществляться железнодорожным (нормальной и узкой колеи), автомобильным, тракторным, вод ным, воздушным и другим видом транспорта.