Разнообразная номенклатура выпускаемых в настоящее вре мя специализированных автотранспортных средств, различных прицепов и полуприцепов позволяет выбрать для каждого рода груза соответствующий тип автомобиля, который обеспечит его перевозку с наименьшими потерями и затратами.
Если отсутствуют дороги с усовершенствованными покры тиями, что характерно для сельской местности, а также на пе ресеченной местности может применяться тракторный тран спорт, преимущественно при перевозках на небольшие расстоя ния (1—2 км), например при доставке технологического обору дования и тяжеловесных элементов сборных строительных кон струкций от места сборки к месту монтажа.
Наиболее дешевым видом транспорта является водный, ко торым можно пользоваться только в теплое время года. В сель ском строительстве водный транспорт применяется в ряде слу чаев при перевозках строительных материалов и конструкций з отдаленные от железных дорог строительные организации как промежуточное звено в транспортном процессе.
Специальные 'виды транспорта (транспортеры, подвесные ка натные дороги, пневмотранспорт) применяют в сельском строи тельстве редко. Решающее значение при выборе вида транспор та может иметь наличие дорог. Окончательный выбор вида транспорта осуществляется на основе технико-экономических расчетов и сравнения нескольких вариантов транспортного об служивания рассматриваемой строительной организации или площадки, а также с учетом местных условий и технических возможностей ПМК, СМУ, МСО.
Одним из основных экономических показателей эффективнос ти работы транспорта на строительстве является себестоимость перевозки 1 т груза. Она зависит от общих годовых эксплуата ционных расходов строительного транспорта части единовремен ных затрат, приходящихся на один год работы транспорта и объема перевозок в год. Годовые эксплуатационные расходы включают расходы на содержание транспортных средств и соору жений, а также расходы на погрузочно-разгрузочные работы.
Единовременные затраты в свою очередь состоят из расходов на устройство дорог, гаражей, ремонтных мастерских и других сооружений, связанных с эксплуатацией транспорта, ' а также затрат на доставку транспортных средств на объекты строитель ства.
Размер единовременных затрат ЕГод, приходящихся на один год эксплуатации транспорта, определяется по формуле
где С — единовременные затраты за вычетом возвратных сумм, руб.;
Т — продолжительность эксплуатации транспорта, годы