Коэффициент использования парка а зависит от количества дней, в течение которых автомобиль находился в эксплуатации, и определяется по формуле
NKэ
(184)
NД ’
где ЫДэ — автомобиле-дни эксплуатации парка; NM — списочные автомобиле-дни.
Коэффициент технической готовности ат парка зависит от количества дней в определенный период времени, в течение ко торых автомобиль находился в исправном состоянии
|
^Дг.э |
|
(185) |
а* — N Д |
’ |
|
|
|
где ЫДГЯ— автомобиле-дни |
нахождения |
парка |
в готовом к |
эксплуатации состоянии. |
р определяется отно |
Коэффициент использования пробега |
шением пробега с грузом |
к общему пробегу |
автомобиля за |
рассматриваемый период времени |
|
|
|
Р = |
*гр |
|
(186) |
^гр + |
^пор |
|
|
|
где /Гр — пробег подвижного состава с грузом, км\ /пор — порожний пробег, км.
Порожний или непроизводительный пробег складывается из пробега от автохозяйства до пункта первой погрузки и от пунк
та последней разгрузки до автохозяйства, пробега |
автомобиля |
от пунктов разгрузки до пунктов погрузки. |
определя |
Коэффициент использования грузоподъемности у |
ется отношением количества фактически перевезенного груза к количеству груза, которое должно быть перевезено при полном использовании грузоподъемности автомобиля:
где Цф— объем фактически перевезенного груза за одну ездку, г.
Коэффициент использования грузоподъемности зависит от объемной массы и габаритов перевозимого груза, соответствия кузова роду перевозимого груза. В зависимости от классности грузов этот коэффициент колеблется от 0,41 до 1.
Время простоя автомобилей под погрузкой-разгрузкой скла дывается из времени, затрачиваемого на комплекс операций, связанных с погрузкой на подвижной состав в пунктах отправле ния и разгрузкой в пунктах прибытия.
Время на погрузочно-разгрузочные операции Тя,р определя ется интервалом времени между прибытием и убытием автомо биля:
^ п . р = to ж + ^маневр + / п -р + /д о к . |
( I 8 8 ) |
где tom — время ожидания погрузки-разгрузки; |
в пунк |
^маневр — время |
маневрирования подвижного состава |
тах погрузки-разгрузки; |
|
^п-р— время |
выполнения погрузочно-разгрузочных |
работ; |
^док— время оформления документов. |
|
Время пребывания автомобиля в наряде Ти определяется ко личеством часов работы подвижного состава с момента выезда из гаража до возвращения:
где ГдВ— время, затраченное на движение автомобиля; Та-р — время простоя под погрузкой и разгрузкой.
Время нахождения автомобилей в наряде зависит от режи ма работы автохозяйства, грузоотправителей и получателя (строительной площадки) и расстояний перевозки грузов.
Среднее расстояние перевозки /ор определяется из отношения количества выполненной транспортной работы W к объему пе ревезенного груза Q:
W
Величина среднего расстояния перевозки грузов зависит от взаимного размещения поставщиков и потребителей грузов, а также структуры грузопотоков.
Техническая скорость —'Средняя скорость движения автомо билей за определенный период 'времени:
где Lc — пробег автомобиля за время пребывания его в наряде,
км.
Величина технической скорости зависит от динамических ка честв и типа подвижного состава, степени использования грузо подъемности, габаритных размеров перевозимого груза, дорож ных условий (тип покрытия, уклоны) и интенсивности движе ния по дорогам.
В табл. 26 приведены технические скорости в наиболее ти пичных дорожных условиях, установленные по многочисленным, дорожным испытаниям автомобилей1.
Производительность подвижного состава определяется коли чеством выполненной транспортной работы в ткм или объемом перевезенного груза (т) в единицу времени. Различают часо вую, сменную, суточную и годовую производительность.
Суточная производительность в ткм Рсут |
определяется |
по |
формуле |
|
|
Рсут — Рсут(т) ^г- |
(1^2) |
1 Д. П. В е л и к а н о в . Эффективность автомобиля. |
«Транспорт», М , |
1969.*. |
|
|
|
|
|
Таблица |
26 |
|
|
Технические скорости автомобилей |
|
|
|
|
|
|
Внегородское движ ени е, км /ч |
|
|
Группа |
грузовы х |
по дорогам с усоверш енст |
по дорогам |
по грунтовым |
вованным видом покрытия |
переходного |
дорогам |
|
автомобилей |
|
|
типа с щ ебе- |
в сухом |
и |
|
|
|
|
|
ночным или |
состоянии |
|
|
|
интенсивное |
неинтенсивное |
гравийным |
горным доро |
|
|
|
покрытием |
гам |
|
|
|
|
|
|
|
Малой |
грузоподъем |
|
|
|
|
|
ности на базе шасси лег |
|
|
|
|
|
кового автомобиля . . |
45—50 |
60—70 |
30—35 |
25—35 |
|
Одиночные |
грузоподъ |
38—42 |
|
|
|
|
емностью |
до |
8 г (вкл.) |
50—60 |
25—35 |
20—30 |
|
Автопоезда |
всех видов |
|
|
|
|
|
и одиночные |
грузоподъ |
28—32 |
|
|
|
|
емностью |
8,1 |
т и более |
40—50 |
20—30 |
15—25 |
|
Часовая производительность определяется отношением су точной производительности к количеству часов работы в сутки
Годовая производительность автомобилей определяется вре менем фактического использования подвижного состава в тече
ние года, которое характеризуется коэффициентом использова ния парка а
Р Год = 365 а Я с у т . |
(194) |
Характер и степень влияния каждого из показателей, входя щих в формулу производительности, различны.
Из приведенных формул видно, что производительность под вижного состава прямо пропорциональна изменению q, у, Т„. Однако прямое увеличение производительности от грузоподъем ности автомобиля справедливо только в известных пределах, так как в действительности при значительном увеличении гру
|
|
|
|
|
зоподъемности |
уменьшается техническая скорость Vt |
(см. |
табл. 27) и увеличивается |
время на |
погрузочно-разгрузочные |
операции. Поэтому зависимость производительности от |
грузо |
подъемности подвижного состава фактически не будет |
подчи |
няться прямой |
пропорции. |
Характер |
зависимости производи |
тельности автомобилей от изменения технико-эксплуатационных показателей показан на рис. 80.
Повышение производительности подвижного состава — одна из основных задач работников автомобильного транспорта. Достаточно сказать, что увеличение 'производительности в сред нем на 5% позволяет высвободить из каждых 200 эксплуати руемых автомобилей 9 единиц. Рост производительности под вижного состава может быть достигнут только за счет улучше ния показателей его работы.
Повышение коэффициентов использования пробега и сниже ние расстояний перевозки возможны при разработке оптималь ных маршрутов движения с применением математических мето дов и электронно-вычислительной техники, дающих наивыгод-
Рис. 80. Зависимость производитель ности автомобилей от изменения технико-эксплуатационных показа телей работы
/ — зависим ость |
Р |
от |
3; II |
— зависим ость |
Р от Лм т — зависим ость |
Р от t п -р ; |
I V — зави сим ость |
Р |
от |
V^ |
|
|
X |
|
X |
X |
ж ^ |
2 0 |
30 |
Ы |
50 |
ВО 70 |
8 0 |
lf M\ |
~ Х Г 0,3 |
X |
0,5 |
0,В |
X 0,в |
О,Я |
1,0 Ж |
|
20 |
|
|
То |
|
(м/ч) |
нейшие варианты организации перевозок и использования под вижного состава.
Широкое применение специализированных автомобилей, при цепов и полуприцепов позволяет повысить грузоподъемность, лучше использовать ее, снизить стоимость транспортирования и затраты времени на погрузочно-разгрузочные операции. Сокра щение времени на погрузку-разгрузку достигается, кроме того, повышением уровня механизации погрузочно-разгрузочных ра бот, применением саморазгружающихся транспортных средстз, равномерным поступлением подвижного состава на пункты по грузки-разгрузки, организацией работы тягачей со сменными прицепами и полуприцепами.
Повышение технических скоростей может быть достигнуто в сельском строительстве за счет интенсивного строительства до рог с усовершенствованным и переходным типами покрытия.
Для увеличения продолжительности пребывания в наряде не обходимо организовать работу водителей в несколько смен.
Повышение коэффициента использования парка достигается проведением своевременного и качественного обслуживания и ремонта подвижного состава, внедрением алрегатного метода ре монта.