Файл: Сухачев И.А. Организация и планирование сельскохозяйственного строительства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 219

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коэффициент использования парка а зависит от количества дней, в течение которых автомобиль находился в эксплуатации, и определяется по формуле

NKэ

(184)

где ЫДэ — автомобиле-дни эксплуатации парка; NM — списочные автомобиле-дни.

Коэффициент технической готовности ат парка зависит от количества дней в определенный период времени, в течение ко­ торых автомобиль находился в исправном состоянии

 

^Дг.э

 

(185)

а* — N Д

 

 

 

где ЫДГЯ— автомобиле-дни

нахождения

парка

в готовом к

эксплуатации состоянии.

р определяется отно­

Коэффициент использования пробега

шением пробега с грузом

к общему пробегу

автомобиля за

рассматриваемый период времени

 

 

 

Р =

*гр

 

(186)

^гр +

^пор

 

 

 

где /Гр — пробег подвижного состава с грузом, км\ /пор — порожний пробег, км.

Порожний или непроизводительный пробег складывается из пробега от автохозяйства до пункта первой погрузки и от пунк­

та последней разгрузки до автохозяйства, пробега

автомобиля

от пунктов разгрузки до пунктов погрузки.

определя­

Коэффициент использования грузоподъемности у

ется отношением количества фактически перевезенного груза к количеству груза, которое должно быть перевезено при полном использовании грузоподъемности автомобиля:

У = - ^ ,

(187)

q

 

где Цф— объем фактически перевезенного груза за одну ездку, г.

Коэффициент использования грузоподъемности зависит от объемной массы и габаритов перевозимого груза, соответствия кузова роду перевозимого груза. В зависимости от классности грузов этот коэффициент колеблется от 0,41 до 1.

Время простоя автомобилей под погрузкой-разгрузкой скла­ дывается из времени, затрачиваемого на комплекс операций, связанных с погрузкой на подвижной состав в пунктах отправле­ ния и разгрузкой в пунктах прибытия.

Время на погрузочно-разгрузочные операции Тя,р определя­ ется интервалом времени между прибытием и убытием автомо­ биля:

^ п . р = to ж + ^маневр + / п -р + /д о к .

( I 8 8 )

317


где tom — время ожидания погрузки-разгрузки;

в пунк­

^маневр — время

маневрирования подвижного состава

тах погрузки-разгрузки;

 

^п-р— время

выполнения погрузочно-разгрузочных

работ;

^док— время оформления документов.

 

Время пребывания автомобиля в наряде Ти определяется ко­ личеством часов работы подвижного состава с момента выезда из гаража до возвращения:

^ Т д в + Тп.р

(189)

где ГдВ— время, затраченное на движение автомобиля; Та-р — время простоя под погрузкой и разгрузкой.

Время нахождения автомобилей в наряде зависит от режи­ ма работы автохозяйства, грузоотправителей и получателя (строительной площадки) и расстояний перевозки грузов.

Среднее расстояние перевозки /ор определяется из отношения количества выполненной транспортной работы W к объему пе­ ревезенного груза Q:

W

Iср = — км.

(190)

ч.

 

Величина среднего расстояния перевозки грузов зависит от взаимного размещения поставщиков и потребителей грузов, а также структуры грузопотоков.

Техническая скорость —'Средняя скорость движения автомо­ билей за определенный период 'времени:

где Lc — пробег автомобиля за время пребывания его в наряде,

км.

Величина технической скорости зависит от динамических ка­ честв и типа подвижного состава, степени использования грузо­ подъемности, габаритных размеров перевозимого груза, дорож­ ных условий (тип покрытия, уклоны) и интенсивности движе­ ния по дорогам.

В табл. 26 приведены технические скорости в наиболее ти­ пичных дорожных условиях, установленные по многочисленным, дорожным испытаниям автомобилей1.

Производительность подвижного состава определяется коли­ чеством выполненной транспортной работы в ткм или объемом перевезенного груза (т) в единицу времени. Различают часо­ вую, сменную, суточную и годовую производительность.

Суточная производительность в ткм Рсут

определяется

по

формуле

 

 

Рсут — Рсут(т) ^г-

(1^2)

1 Д. П. В е л и к а н о в . Эффективность автомобиля.

«Транспорт», М ,

1969.*.

318


 

 

 

 

 

Таблица

26

 

 

Технические скорости автомобилей

 

 

 

 

 

 

Внегородское движ ени е, км /ч

 

 

Группа

грузовы х

по дорогам с усоверш енст­

по дорогам

по грунтовым

вованным видом покрытия

переходного

дорогам

 

автомобилей

 

 

типа с щ ебе-

в сухом

и

 

 

 

 

 

ночным или

состоянии

 

 

 

интенсивное

неинтенсивное

гравийным

горным доро­

 

 

 

покрытием

гам

 

 

 

 

 

 

 

Малой

грузоподъем­

 

 

 

 

 

ности на базе шасси лег­

 

 

 

 

 

кового автомобиля . .

45—50

60—70

30—35

25—35

 

Одиночные

грузоподъ­

38—42

 

 

 

 

емностью

до

8 г (вкл.)

50—60

25—35

20—30

 

Автопоезда

всех видов

 

 

 

 

 

и одиночные

грузоподъ­

28—32

 

 

 

 

емностью

8,1

т и более

40—50

20—30

15—25

 

Часовая производительность определяется отношением су­ точной производительности к количеству часов работы в сутки

Годовая производительность автомобилей определяется вре­ менем фактического использования подвижного состава в тече­

ние года, которое характеризуется коэффициентом использова­ ния парка а

Р Год = 365 а Я с у т .

(194)

Характер и степень влияния каждого из показателей, входя­ щих в формулу производительности, различны.

Из приведенных формул видно, что производительность под­ вижного состава прямо пропорциональна изменению q, у, Т„. Однако прямое увеличение производительности от грузоподъем­ ности автомобиля справедливо только в известных пределах, так как в действительности при значительном увеличении гру­

зоподъемности

уменьшается техническая скорость Vt

(см.

табл. 27) и увеличивается

время на

погрузочно-разгрузочные

операции. Поэтому зависимость производительности от

грузо­

подъемности подвижного состава фактически не будет

подчи­

няться прямой

пропорции.

Характер

зависимости производи­

тельности автомобилей от изменения технико-эксплуатационных показателей показан на рис. 80.

Повышение производительности подвижного состава — одна из основных задач работников автомобильного транспорта. Достаточно сказать, что увеличение 'производительности в сред­ нем на 5% позволяет высвободить из каждых 200 эксплуати­ руемых автомобилей 9 единиц. Рост производительности под­ вижного состава может быть достигнут только за счет улучше­ ния показателей его работы.

319


Повышение коэффициентов использования пробега и сниже­ ние расстояний перевозки возможны при разработке оптималь­ ных маршрутов движения с применением математических мето­ дов и электронно-вычислительной техники, дающих наивыгод-

Рис. 80. Зависимость производитель­ ности автомобилей от изменения технико-эксплуатационных показа­ телей работы

/ — зависим ость

Р

от

3; II

— зависим ость

Р от Лм т — зависим ость

Р от t п -р ;

I V — зави сим ость

Р

от

V^

 

 

X

 

X

X

ж ^

2 0

30

Ы

50

ВО 70

8 0

lf M\

~ Х Г 0,3

X

0,5

0,В

X 0,в

О,Я

1,0 Ж

 

20

 

 

То

 

(м/ч)

нейшие варианты организации перевозок и использования под­ вижного состава.

Широкое применение специализированных автомобилей, при­ цепов и полуприцепов позволяет повысить грузоподъемность, лучше использовать ее, снизить стоимость транспортирования и затраты времени на погрузочно-разгрузочные операции. Сокра­ щение времени на погрузку-разгрузку достигается, кроме того, повышением уровня механизации погрузочно-разгрузочных ра­ бот, применением саморазгружающихся транспортных средстз, равномерным поступлением подвижного состава на пункты по­ грузки-разгрузки, организацией работы тягачей со сменными прицепами и полуприцепами.

Повышение технических скоростей может быть достигнуто в сельском строительстве за счет интенсивного строительства до­ рог с усовершенствованным и переходным типами покрытия.

Для увеличения продолжительности пребывания в наряде не­ обходимо организовать работу водителей в несколько смен.

Повышение коэффициента использования парка достигается проведением своевременного и качественного обслуживания и ремонта подвижного состава, внедрением алрегатного метода ре­ монта.

320