Файл: Сухачев И.А. Организация и планирование сельскохозяйственного строительства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 214

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Независимо от характера ответственности, к которой привле­ чены виновные лица (дисциплинарной или уголовной) в случае причинения ими материального ущерба строительным организа­ циям, они несут за это еще и материальную ответственность в установленном законом порядке.

§ 4. УЧЕТ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ И РАСЧЕТЫ С ЗАКАЗЧИКОМ

Большое значение для сохранности денежных средств и мате­ риальных ценностей в строительстве имеет сдача-приемка вы­ полненных работ. Приемка выполненных строительно-монтаж­ ных работ регламентирована III частью Строительных норм и правил. Важным требованием этих правил является то, что при­ емка выполненных работ должна сопровождаться освидетельст­ вованием их в натуре и контрольными замерами, а в необходи­ мых случаях и испытаниями,

В строительстве .применяют следующие системы расчетов между заказчиками и подрядными строительно-монтажными организациями: за полностью законченный и сданный в эксплу­ атацию объект; за законченные крупные этапы работ; за 1 м2 жилой площади (на основе прейскурантных цен); за проценты технической готовности объекта и др.

Самой совершенной является система расчетов за объект в целом, при которой подрядчик материально заинтересован в сок­ ращении сроков ввода в действие строящихся объектов, умень­ шении объемов незавершенного строительства и концентрации средств на меньшем количестве объектов.

Расчеты за полностью законченный и сданный в эксплуата­ цию объект без промежуточных платежей применяются в сельс­ ком, .промышленном, жилищном, коммунальном и культурно-бы­ товом строительстве независимо от его сметной стоимости.

Расчеты за законченные крупные этапы строительных работ выполняют при наличии смет, в которых стоимость строительст­ ва распределена по этапам работ. Это лучшая система расчетов после приведенной выше и является промежуточной стадией при переходе к расчетам за объект в целом.

Сметы на платежные этапы разбивают в соответствии с ука­ заниями Госстроя СССР о порядке определения этапов работ в проектах на строительство объектов.

Расчеты за выполненные работы на основе прейскурантных цен за 1 м2 жилой площади производят в соответствии с «Указа­ ниями о порядке расчетов за выполненные работы по строитель­ ству жилых домов на основе порайонных прейскурантных цен на 1 м2 жилой площади», утвержденными Госстроем СССР и Мини­ стерством финансов СССР.

При наличии смет, составленных по прейскурантам, расчеты за выполненные работы выполняют ежемесячно по закончен­ ным конструктивным элементам, предусмотренным прейскуран­

331


том, а до окончания этих работ — исходя из технической готов­ ности работ по конструктивному элементу, но в пределах 95% его прейскурантной стоимости с составлением акта по форме 26, приведенной в «Правилах -финансирования строительства». Про­ межуточные декадные счета оплачиваются без предъявления справок по форме 3. Полный расчет производится после сдачи объекта в эксплуатацию.

При отсутствии прейскурантов, но при наличии смет к рабо­ чим чертежам расчеты за выполненные работы выполняют, исхо­ дя из процента технической готовности конструктивных элемен­ тов в пределах 95% стоимости объекта. Окончательный расчет производят при полном (100%-ном) завершении работ по объ­ екту.

Расчеты за выполненные работы на основе прейскурантных цен и исходя из процента технической готовности являются дроб­ ными с промежуточными платежами и не исключают возможно­ сти предъявления подрядчиком к оплате фактически невыпол­ ненных работ. В результате этого нарушения государству причи­ няется вред — завышаются показатели выполнения плана в дан­ ной строительной организации, что нередко ведет к незаконной выдаче премий. Тем самым причиняется материальный ущерб го­ сударству, искажаются показатели государственной отчетности, существующее положение на стройке представляется неправиль­ но. Кроме того, завышением объема и стоимости выполненных работ в актах приемки может вуалироваться перерасход фонда заработной платы и излишнее списание материалов.

Лица, допустившие завышение объема и стоимости выполнен­ ных работ, несут дисциплинарную ответственность, а если нару­ шения носят злостный характер или когда за этими нарушения­ ми скрывается расхищение социалистического имущества, они привлекаются к уголовной ответственности. Это относится к под­ рядчикам и заказчикам.

§ 5. ПРЕТЕНЗИОННАЯ РАБОТА В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Деятельность каждой строительно-монтажной организации должна основываться на принципах хозяйственного расчета, важнейшими из которых являются оперативно-хозяйственная самостоятельность организации, материальная заинтересован­ ность и ответственность работников. Осуществление этих прин­ ципов преследует цель — обеспечить рентабельную работу орга­ низаций.

Принцип материальной заинтересованности реализуется в ре­ зультате экономического стимулирования строительного произ­ водства, установленного постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования капи­ тального строительства и усилении экономического стимулирова­ ния строительного производства».

332


Наряду с принципом материальной заинтересованности боль­ шое значение для улучшения деятельности строительно-монтаж­ ных организаций имеет осуществление принципа материальной ответственности за соблюдение хозяйственных договоров всеми организациями, участвующими в подготовке, обеспечении и осу­ ществлении строительства. Этот принцип должен являться осно­ вой экономических отношений между ними.

В целях осуществления принципа материальной ответствен­

ности в каждой строительно-монтажной организации должна ве­ стись систематичеокая работа по оформлению и предъявлению претензий к «смежникам», если договорные обязательства оказа­

лись

невыполненными. Для организации этой работы создается

юридическая служба во главе с квалифицированным

работни­

ком,

хорошо знающим «Правила о договорах подряда

на капи­

тальное строительство», «Положение о взаимоотношениях орга­ низаций—генеральных подрядчиков с субподрядными организа­ циями», «Положение о поставке продукции промышленно-произ­ водственного назначения», инструкции и правила, утвержденные Государственным арбитражем при Совете Министров СССР, стандарты, технические условия, строительные нормы и правила, сметное дело. Под руководством указанного работника и с его непосредственным участием соответствующие подразделения строительно-монтажной огранизации (строительная лаборато­ рия, сметно-договорный отдел, управление производственно-тех­ нологической комплектации и др.) осуществляют документаль­ ное и техническое обоснование претензий, экономические расче­ ты и оформление претензий. Если претензия не удовлетворена и отказ в ее удовлетворении не обоснован, предъявляется иск че­ рез арбитраж.

В некоторых строительно-монтажных организациях Минсельстроя СССР разработаны подробные методические указания по ведению претензионной работы, в которых изложен порядок деятельности комиссий, фиксирующих низкое качество или не­ комплектность поставленных материалов, несоответствие факти­ ческого сорта или количества материалов указанным в сопро­ водительных документах и другие нарушения условий поставок; приводятся формы документов для оформления претензий; справочные материалы, указания о порядке учета претензион­ ной работы.

Для укрепления хозяйственного расчета большое значение имеет своевременное заключение строительно-монтажными ор­ ганизациями договоров с заказчиками, субподрядчиками, пос­ тавщиками, транспортными, машиноэксплуатационными и дру­ гими организациями и предприятиями, участвующими в строи­ тельном производстве или в обеспечении его различными ресур­ сами и услугами.

Правилами о договорах установлено, что договоры заключа­ ются на сооружение новых, реконструкцию и расширение дейст-

333


вующих объектов, включенных в план и титульные списки стро­ ек, а также во внутрипостроечные титульные списки и обеспечен­ ных техническими (техно-рабочими) проектами, рабочими черте­ жами и ометами на годовой объем работ, в двухмесячный срок после утверждения государственного плана развития народного хозяйства СССР на соответствующий год. Выполнение подряд­

чиком работ и финансирование их при отсутствии

договора за­

прещается.

1

Правилами определены обязанности подрядчика и заказчика по обеспечению строительства проектно-сметной документацией, материалами, оборудованием и финансированием, по осущест­ влению строительства и вводу объектов в действие, а также их ответственность за невыполнение договорных обязательств, в ча­ стности размеры санкций (штрафов, пени и неустоек) за за­ держку заказчиком документации, необходимой для заключе­ ния договора и дополнительных соглашений к нему; задержку заказчиком передачи подрядчику материалов и оборудования, а также за некомплектность поставляемого оборудования; нарушение подрядчиком сроков устранения недоделок и ис­ правления дефектов; задержку сдачи и приемки объектов в экс­ плуатацию. Кроме того, сторона, виновная в нарушении обяза­ тельств по договору, возмещает другой стороне убытки в сумме, не покрытой штрафами, пени и неустойками. В частности, стро­ ительно-монтажные организации должны получать от заказчи­ ков полное возмещение расходов, вызванных консервацией, пре­ кращением строительства или изменением проектов, в том числе расходов на переделки ранее выполненных работ, перевозку ма­ териалов на другие объекты, расходов, связанных с расторже­ нием договоров с поставщиками, и др.

Своевременное и обоснованное предъявление строительномонтажными организациями претензий к поставщикам, заказчи­ кам и другим организациям способствует предотвращению убыт­ ков, возникающих по вине последних.

§ 6. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СТРОИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Прокурорский надзор. В нашей стране существуют специаль­ ные органы, на которые возложен надзор и контроль за точным исполнением законов министерствами и ведомствами, подчинен­ ными им учреждениями и предприятиями, организациями, долж­ ностными лицами и отдельными гражданами. Таким органом яв­ ляется прокуратура, задача которой—укрепление социалистиче­ ской законности и советского правопорядка и, в частности, ох­ рана государственного и общественного имущества. Прокурор­ ский надзор за точным исполнением законов охватывает также деятельность строительных организаций.

334


Должностные лица строительных организаций обязаны по требованию прокуроров представлять им приказы, инструкции и другие акты для проверки их законности, документы и сведения, а также личные объяснения по поводу нарушения законов. Они обязаны предоставлять работникам прокуратуры возможность производить проверку исполнения законов об охране социалисти­ ческой собственности, должны производить проверки и ревизии

деятельности подведомственных им строительных организаций и подчиненных им должностных лиц.

При выявлении приказов, инструкций, актов и т. п., противо­ речащих законам об охране социалистической собственности, прокурор опротестовывает их в орган, издавший незаконный приказ, инструкцию, распоряжение, или вышестоящий орган.

Протест прокурора подлежит рассмотрению в 10-дневный срок. Руководитель строительной организации, в которую поступил протест, уведомляет прокурора о принятом решении.

В случае нарушения работниками строительных организаций законов об охране социалистической собственности прокурор в зависимости от характера нарушения выносит постановление о привлечении виновных к дисциплинарной или уголовной ответст­ венности.

Руководители и общественность строительных организаций обязаны в месячный срок рассмотреть представление прокурора и принять меры по устранению нарушений законов и причин, их порождающих.

Финансовый контроль ведут следующие специальные органы: контрольно-ревизионные управления Министерства финансов

СССР, министерств финансов союзных и автономных республик и их местные органы;

Государственный банк СССР и Всесоюзный банк финансиро­ вания капитальных вложений (Стройбанк СССР) и их органы; органы внутреннего контроля — специальный аппарат реви­ зоров министерств и ведомств и входящих в них учреждений,

предприятий и организаций.

Существенную помощь в выявлении и устранении разного ро­ да нарушений финансовой дисциплины оказывают обществен­ ные организации коллективов строителей.

Основные задачи финансового контроля — проверка обес- , печения сохранности социалистической собственности и кон­ троль за выполнением финансовых планов и соблюдением фи­ нансовой дисциплины в целях обеспечения эффективного и эко­ номного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Финансовый контроль не только вскрывает недостатки и на­ рушения в работе, но и устанавливает их причины. Оказывая помощь в устранении последних, органы финансового контроля предупреждают возможность повторения выявленных недостат­ ков.

335