Контрольно-ревизионные управления Министерства финансов
СССР, министерств финансов союзных республик и их местные органы осуществляют контроль за соблюдением финансовой дис циплины, штатного режима ставок и фондов заработной платы, за правильным и экономным расходованием строительными ор ганизациями бюджетных и собственных средств.
Для решения поставленных задач контрольно-ревизионным органам предоставлено право производить ревизии и проверки финансовой деятельности любой строительной организации.
Ревизии способствуют улучшению финансово-хозяйственной деятельности строительных организаций, укреплению в них го сударственной дисциплины. Для этого в ходе ревизии .проверяют сохранность и правильность расходования государственных средств, правильность составления проектов, планов и смет, вы полнение установленных планами количественных и качествен ных показателей, достоверность бухгалтерского учета и отчетно сти и т. д.
Сотрудники строительных организаций обязаны предъявлять контролерам-ревизорам денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы и другие документы, наличные де нежные суммы, материальные ценности, а также представлять объяснения и необходимые справки по вопросам, возникающим в ходе ревизий.
О выявленных недостатках и нарушениях сообщается руко водителю ревизуемой строительной организации, а также обще ственным организациям для принятия мер по их устранению с целью обеспечения сохранности государственных средств, пре дотвращения нарушений и злоупотреблений и возмещения при чиненного материального ущерба.
Государственный банк СССР и Стройбанк СССР и их мест ные органы осуществляют проверку (без вмешательства в опе ративно-хозяйственную деятельность строительных организаций) соблюдения стройками и подрядными организациями проектно сметной, плановой и финансовой дисциплины в соответствии с законами и правилами по строительству, а именно:
контроль за правильным финансированием и эффективным использованием капитальных вложений, за выполнением зада ний по вводу в действие производственных мощностей и основ ных фондов, планов капитального строительства, заданий по снижению себестоимости строительно-монтажных работ, соблю дением сметной стоимости строительства, укреплением хозяйст венного расчета;
обследования строек строительных организаций; контрольные обмеры выполненных строительно-монтажных
работ и т. д.
Контрольные обмеры необходимы для проверки в натуре (не посредственно на стройке) правильности принятых заказчиком,
оплаченных им строительно-монтажных работ, указанных в ак тах приемки.
В процессе контрольных обмеров проверяют:
соответствие количества и характера принятых по актам при емки работ утвержденным сметам, составленным на основании рабочих чертежей;
соответствие количества и характера принятых по актам припринятым по актам приемки;
соответствие выполненных работ характеру работ, предусмот ренных единичными расценками, по которым произведена оп лата;
состояние принятых объектов, конструктивных элементов или их частей.
Сотрудникам банка, проводящим обследования и контроль ные обмеры, следует предъявлять необходимые документы. Из лишне полученные суммы, выявленные в результате контроль ных обмеров и проверки документов, взыскиваются банками.
Внутренний контроль представляет собой внутриведомствен ный государственный контроль, а также контроль, выполняемый общественными организациями на местах.
Наиболее важное значение в деле сохранности социалистиче ской собственности имеют документальные ревизии и инвентари зации ценностей. Вышестоящие организации проводят ревизии хозяйственной деятельности во всех подчиненных им учреждени ях, предприятиях и производственных организациях не реже од ного раза в год. Кроме того, ревизии могут проводиться при на личии каких-либо данных о неблагополучии в подчиненных уч реждениях, предприятиях и организациях.
Основные задачи ревизий — установление причин невыполне ния планов и заданий по снижению себестоимости работ; выяв ление неиспользованных резервов, фактов бесхозяйственности, расточительства, хищений и иных злоупотреблений; проверка законности операций, выполнявшихся ревизуемой организацией, сохранности денежных средств и материальных ценностей, соб людения финансовой, счетной и сметной дисциплины; проверка правильности учета и оформления бухгалтерских документов материального учета складского хозяйства, точности заполнения документов, оформляющих отдельные операции.
Организация, проводившая ревизию, обязана на основе акта ревизии принять меры по устранению отмеченных недостатков, а также причин и условий, способствующих их возникновению, и принять меры в отношении виновных лиц.
Для контроля всех сторон деятельности строительной орга низации должны проводиться комплексные ревизии. Для этого в число ревизоров помимо бухгалтеров включают инженер ов-стро- ителей и экономистов. Такой состав комиссии позволяет подверг нуть глубокому анализу не только бухгалтерские документы, но
.и акты приемки выполненных работ, справки о стоимости вы
полненных строительных работ, рабочие наряды и другие доку менты, отражающие все показатели работы строительных орга низаций.
Обязательным элементом комплексной ревизии является про
ведение инвентаризации |
ценностей, которое может осуществ |
ляться независимо от документальных ревизий. |
И н в е н т а р и з а ц и е й |
называются проверка соответствия |
основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств данным бухгалтерского учета, а также контроль сумм, числящихся на расчетных, текущих и бюджетных счетах в бан ках, расчетов с банками, с бюджетом, заказчиками, поставщика ми, подотчетными лицами и т. п.
'Предприятия и организации обязаны проводить инвентариза цию ценностей, как правило, не реже одного раза в год перед составлением годовых бухгалтерских отчетов и балансов. Инвен таризация обязательна, если меняются материально-ответствен ные лица; проводят ее в день приемки-передачи дел.
В финансовом контроле широкое участие принимает общест венность, например народный контроль и товарищеские суды.
Народный контроль оказывает помощь государству в борьбе за правильное и наиболее целесообразное расходование средств и 'материальных ценностей, за высокое качество работ. На стройках, как и на любом предприятии, в учреждении и органи зации, образуются группы народного контроля. Главная их зада
ча не только вскрывать недостатки и нарушения, но и добиваться их устранения и предотвращения, привлечения виновных к ответ ственности как перед администрацией, так и перед партийной,
профсоюзной и комсомольской организациями и комитетами на родного контроля.
Широкие полномочия в области контроля хозяйственной дея тельности организаций предоставлены фабричным, заводским и местным комитетам профсоюза.
К общественным контролирующим организациям относятся и товарищеские суды, которые хотя и непосредственно не участ вуют в контроле, но играют большую роль в борьбе с нарушени ями, наносящими ущерб социалистической собственности. Това рищеские суды рассматривают дела о мелком хищении социали стического имущества за исключением случаев, когда данные о личности виновного и обстоятельства дела свидетельствуют о нецелесообразности его рассмотрения в товарищеском суде или когда виновный уже дважды привлекался к суду общественно сти за мелкие хищения. Товарищеские суды могут принять сле дующие меры воздействия: обязать виновных принести публич ное извинение коллективу; объявить им товарищеское предуп реждение, вынести общественное порицание или объявить обще ственный выговор с опубликованием или без опубликования в печати; наложить на них денежный штраф.
Товарищеские суды могут, кроме того, поставить перед руко водителем организации вопрос о применении к виновному одной из следующих мер: .перевести его на нижеоплачиваемую работу; понизить в должности; уволить о работы, связанной с материаль ными ценностями; направить на неквалифицированные физичес кие работы в том же предприятии на срок до 15 дней.
§ 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОВ О СОХРАННОСТИ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ с о б с т в е н н о с т и
Основным методом искоренения правонарушений в нашей стране является воспитательная работа. К лицам, допустившим нарушения, не представляющие большой общественной опасно сти, применяют меры административного, дисциплинарного или общественного воздействия.
В тех же случаях, когда недобросовестные люди совершают действия, представляющие значительную общественную опас ность, применяют меры уголовного наказания. Лица, посягаю щие на народное достояние, караются в соответствии с законом. Уголовная ответственность за хищения государственного и об щественного имущества предусмотрена рядом статей уголовно го кодекса.
Размер общественной опасности, а следовательно, и вид на казания зависят от того, совершены ли хищения впервые или повторно, одним человеком или группой и т. д. Для определения степени опасности хищения существенное значение имеет размер похищенных ценностей. Если хищение сравнительно небольшое и совершено впервые, то виновного могут лишить свободы на ко роткий срок, приговорить к исправительным работам или приме нить меры общественного воздействия. Хищение же в крупном размере влечет за собой лишение свободы на срок от 5 до 15 лет.
В немалой мере расхитителям государственного и обществен ного имущества способствуют попустители — люди, недобросо вестно относящиеся к выполнению своего служебного долга. Ча сто расхитители пользуются в своих преступных целях беспеч ностью руководителей организаций, работников бухгалтерии и других лиц, обязанных обеспечивать контроль за сохранностью денежных средств и материальных ценностей.
Лиц, халатно относящихся к своим служебным обязанно стям, попустительствующим расхитителям, также привлекают к уголовной ответственности. Однако в связи с непрерывным рос том социалистического правосознания советских граждан необ ходимость в такого рода суровых мерах наказания возникает с каждым годом все реже.
Ра з д е л п я т ый
ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА КАЧЕСТВОМ
ВСЕЛЬСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Гл а в а I
ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СЕЛЬСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
§ 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Планирование строительного производства, как и любой от расли народного хозяйства, осуществляется путем разработки' перспективных, годовых и квартальных планов, на основании, которых составляются планы производственно-технической, хо зяйственной и финансовой деятельности, называемые стройфинпланом. Стройфинплан в сельоком строительстве разрабатыва ется в ПМК, СМУ, ПДСМП, МСО на планируемый год с по квартальной разбивкой наиболее важных показателей.
Отдельные разделы стройфинплана, календарные планы « се тевые графики, разработанные к проектам организации строи тельства и проектам производства работ, являются исходным» для организации и руководства строительством.
Однако эти материалы не дают техническому персоналу стро ительства конкретных данных для непосредственной организа ции производства работ и повседневного оперативного руковод ства ими. При составлении планов на длительный период в них нельзя учесть всех факторов, возникающих в ходе производства. Появляется необходимость вносить в эти планы уточнения на ближайшие короткие промежутки времени (месяц, неделю, сут
ки) с учетом конкретных условий хода работ на отдельных уча стках.
В связи с этим строительно-монтажные организации на осно вании годовых и квартальных планов разрабатывают на неболь шие промежутки времени конкретные оперативные планы для всего строительства, отдельных передвижных механизированных колонн, строительно-монтажных управлений, постоянно действу ющих строительно-монтажных поездов, межколхозных строи тельных организаций и их подразделений, не выделенных на са мостоятельный баланс: отрядов (участков), производителей ра бот и мастеров.