Файл: Сухачев И.А. Организация и планирование сельскохозяйственного строительства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 212

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контрольно-ревизионные управления Министерства финансов

СССР, министерств финансов союзных республик и их местные органы осуществляют контроль за соблюдением финансовой дис­ циплины, штатного режима ставок и фондов заработной платы, за правильным и экономным расходованием строительными ор­ ганизациями бюджетных и собственных средств.

Для решения поставленных задач контрольно-ревизионным органам предоставлено право производить ревизии и проверки финансовой деятельности любой строительной организации.

Ревизии способствуют улучшению финансово-хозяйственной деятельности строительных организаций, укреплению в них го­ сударственной дисциплины. Для этого в ходе ревизии .проверяют сохранность и правильность расходования государственных средств, правильность составления проектов, планов и смет, вы­ полнение установленных планами количественных и качествен­ ных показателей, достоверность бухгалтерского учета и отчетно­ сти и т. д.

Сотрудники строительных организаций обязаны предъявлять контролерам-ревизорам денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы и другие документы, наличные де­ нежные суммы, материальные ценности, а также представлять объяснения и необходимые справки по вопросам, возникающим в ходе ревизий.

О выявленных недостатках и нарушениях сообщается руко­ водителю ревизуемой строительной организации, а также обще­ ственным организациям для принятия мер по их устранению с целью обеспечения сохранности государственных средств, пре­ дотвращения нарушений и злоупотреблений и возмещения при­ чиненного материального ущерба.

Государственный банк СССР и Стройбанк СССР и их мест­ ные органы осуществляют проверку (без вмешательства в опе­ ративно-хозяйственную деятельность строительных организаций) соблюдения стройками и подрядными организациями проектно­ сметной, плановой и финансовой дисциплины в соответствии с законами и правилами по строительству, а именно:

контроль за правильным финансированием и эффективным использованием капитальных вложений, за выполнением зада­ ний по вводу в действие производственных мощностей и основ­ ных фондов, планов капитального строительства, заданий по снижению себестоимости строительно-монтажных работ, соблю­ дением сметной стоимости строительства, укреплением хозяйст­ венного расчета;

обследования строек строительных организаций; контрольные обмеры выполненных строительно-монтажных

работ и т. д.

Контрольные обмеры необходимы для проверки в натуре (не­ посредственно на стройке) правильности принятых заказчиком,

336


оплаченных им строительно-монтажных работ, указанных в ак­ тах приемки.

В процессе контрольных обмеров проверяют:

соответствие количества и характера принятых по актам при­ емки работ утвержденным сметам, составленным на основании рабочих чертежей;

соответствие количества и характера принятых по актам припринятым по актам приемки;

соответствие выполненных работ характеру работ, предусмот­ ренных единичными расценками, по которым произведена оп­ лата;

состояние принятых объектов, конструктивных элементов или их частей.

Сотрудникам банка, проводящим обследования и контроль­ ные обмеры, следует предъявлять необходимые документы. Из­ лишне полученные суммы, выявленные в результате контроль­ ных обмеров и проверки документов, взыскиваются банками.

Внутренний контроль представляет собой внутриведомствен­ ный государственный контроль, а также контроль, выполняемый общественными организациями на местах.

Наиболее важное значение в деле сохранности социалистиче­ ской собственности имеют документальные ревизии и инвентари­ зации ценностей. Вышестоящие организации проводят ревизии хозяйственной деятельности во всех подчиненных им учреждени­ ях, предприятиях и производственных организациях не реже од­ ного раза в год. Кроме того, ревизии могут проводиться при на­ личии каких-либо данных о неблагополучии в подчиненных уч­ реждениях, предприятиях и организациях.

Основные задачи ревизий — установление причин невыполне­ ния планов и заданий по снижению себестоимости работ; выяв­ ление неиспользованных резервов, фактов бесхозяйственности, расточительства, хищений и иных злоупотреблений; проверка законности операций, выполнявшихся ревизуемой организацией, сохранности денежных средств и материальных ценностей, соб­ людения финансовой, счетной и сметной дисциплины; проверка правильности учета и оформления бухгалтерских документов материального учета складского хозяйства, точности заполнения документов, оформляющих отдельные операции.

Организация, проводившая ревизию, обязана на основе акта ревизии принять меры по устранению отмеченных недостатков, а также причин и условий, способствующих их возникновению, и принять меры в отношении виновных лиц.

Для контроля всех сторон деятельности строительной орга­ низации должны проводиться комплексные ревизии. Для этого в число ревизоров помимо бухгалтеров включают инженер ов-стро- ителей и экономистов. Такой состав комиссии позволяет подверг­ нуть глубокому анализу не только бухгалтерские документы, но

.и акты приемки выполненных работ, справки о стоимости вы­

337


полненных строительных работ, рабочие наряды и другие доку­ менты, отражающие все показатели работы строительных орга­ низаций.

Обязательным элементом комплексной ревизии является про­

ведение инвентаризации

ценностей, которое может осуществ­

ляться независимо от документальных ревизий.

И н в е н т а р и з а ц и е й

называются проверка соответствия

основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств данным бухгалтерского учета, а также контроль сумм, числящихся на расчетных, текущих и бюджетных счетах в бан­ ках, расчетов с банками, с бюджетом, заказчиками, поставщика­ ми, подотчетными лицами и т. п.

'Предприятия и организации обязаны проводить инвентариза­ цию ценностей, как правило, не реже одного раза в год перед составлением годовых бухгалтерских отчетов и балансов. Инвен­ таризация обязательна, если меняются материально-ответствен­ ные лица; проводят ее в день приемки-передачи дел.

В финансовом контроле широкое участие принимает общест­ венность, например народный контроль и товарищеские суды.

Народный контроль оказывает помощь государству в борьбе за правильное и наиболее целесообразное расходование средств и 'материальных ценностей, за высокое качество работ. На стройках, как и на любом предприятии, в учреждении и органи­ зации, образуются группы народного контроля. Главная их зада­

ча не только вскрывать недостатки и нарушения, но и добиваться их устранения и предотвращения, привлечения виновных к ответ­ ственности как перед администрацией, так и перед партийной,

профсоюзной и комсомольской организациями и комитетами на­ родного контроля.

Широкие полномочия в области контроля хозяйственной дея­ тельности организаций предоставлены фабричным, заводским и местным комитетам профсоюза.

К общественным контролирующим организациям относятся и товарищеские суды, которые хотя и непосредственно не участ­ вуют в контроле, но играют большую роль в борьбе с нарушени­ ями, наносящими ущерб социалистической собственности. Това­ рищеские суды рассматривают дела о мелком хищении социали­ стического имущества за исключением случаев, когда данные о личности виновного и обстоятельства дела свидетельствуют о нецелесообразности его рассмотрения в товарищеском суде или когда виновный уже дважды привлекался к суду общественно­ сти за мелкие хищения. Товарищеские суды могут принять сле­ дующие меры воздействия: обязать виновных принести публич­ ное извинение коллективу; объявить им товарищеское предуп­ реждение, вынести общественное порицание или объявить обще­ ственный выговор с опубликованием или без опубликования в печати; наложить на них денежный штраф.

338


Товарищеские суды могут, кроме того, поставить перед руко­ водителем организации вопрос о применении к виновному одной из следующих мер: .перевести его на нижеоплачиваемую работу; понизить в должности; уволить о работы, связанной с материаль­ ными ценностями; направить на неквалифицированные физичес­ кие работы в том же предприятии на срок до 15 дней.

§ 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОВ О СОХРАННОСТИ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ с о б с т в е н н о с т и

Основным методом искоренения правонарушений в нашей стране является воспитательная работа. К лицам, допустившим нарушения, не представляющие большой общественной опасно­ сти, применяют меры административного, дисциплинарного или общественного воздействия.

В тех же случаях, когда недобросовестные люди совершают действия, представляющие значительную общественную опас­ ность, применяют меры уголовного наказания. Лица, посягаю­ щие на народное достояние, караются в соответствии с законом. Уголовная ответственность за хищения государственного и об­ щественного имущества предусмотрена рядом статей уголовно­ го кодекса.

Размер общественной опасности, а следовательно, и вид на­ казания зависят от того, совершены ли хищения впервые или повторно, одним человеком или группой и т. д. Для определения степени опасности хищения существенное значение имеет размер похищенных ценностей. Если хищение сравнительно небольшое и совершено впервые, то виновного могут лишить свободы на ко­ роткий срок, приговорить к исправительным работам или приме­ нить меры общественного воздействия. Хищение же в крупном размере влечет за собой лишение свободы на срок от 5 до 15 лет.

В немалой мере расхитителям государственного и обществен­ ного имущества способствуют попустители — люди, недобросо­ вестно относящиеся к выполнению своего служебного долга. Ча­ сто расхитители пользуются в своих преступных целях беспеч­ ностью руководителей организаций, работников бухгалтерии и других лиц, обязанных обеспечивать контроль за сохранностью денежных средств и материальных ценностей.

Лиц, халатно относящихся к своим служебным обязанно­ стям, попустительствующим расхитителям, также привлекают к уголовной ответственности. Однако в связи с непрерывным рос­ том социалистического правосознания советских граждан необ­ ходимость в такого рода суровых мерах наказания возникает с каждым годом все реже.


Ра з д е л п я т ый

ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА КАЧЕСТВОМ

ВСЕЛЬСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Гл а в а I

ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СЕЛЬСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

§ 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Планирование строительного производства, как и любой от­ расли народного хозяйства, осуществляется путем разработки' перспективных, годовых и квартальных планов, на основании, которых составляются планы производственно-технической, хо­ зяйственной и финансовой деятельности, называемые стройфинпланом. Стройфинплан в сельоком строительстве разрабатыва­ ется в ПМК, СМУ, ПДСМП, МСО на планируемый год с по­ квартальной разбивкой наиболее важных показателей.

Отдельные разделы стройфинплана, календарные планы « се­ тевые графики, разработанные к проектам организации строи­ тельства и проектам производства работ, являются исходным» для организации и руководства строительством.

Однако эти материалы не дают техническому персоналу стро­ ительства конкретных данных для непосредственной организа­ ции производства работ и повседневного оперативного руковод­ ства ими. При составлении планов на длительный период в них нельзя учесть всех факторов, возникающих в ходе производства. Появляется необходимость вносить в эти планы уточнения на ближайшие короткие промежутки времени (месяц, неделю, сут­

ки) с учетом конкретных условий хода работ на отдельных уча­ стках.

В связи с этим строительно-монтажные организации на осно­ вании годовых и квартальных планов разрабатывают на неболь­ шие промежутки времени конкретные оперативные планы для всего строительства, отдельных передвижных механизированных колонн, строительно-монтажных управлений, постоянно действу­ ющих строительно-монтажных поездов, межколхозных строи­ тельных организаций и их подразделений, не выделенных на са­ мостоятельный баланс: отрядов (участков), производителей ра­ бот и мастеров.

340