Файл: Строительство лесовозных дорог..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

п л а н и р о в ке

откосов.

Р а з р а б о т к у

мелких выемок,

а

т а к ж е

верх­

нюю

часть глубоких

выемок м о ж н о

выполнять

и

поперечными

п е р е м е щ е н и я м и бульдозера подобно

р а з р а б о т к е

резервов .

 

Если

грунт

используется д л я

отсыпки насыпей,

бульдозеры

поперечными х о д а м и

сдвигают

грунт

к

середине

выемки,

а

про­

д о л ь н ы м и п е р е м е щ а ю т

в насыпь . Когда

грунт в дело

не идет, его

либо

сдвигают

в

пониженные

места,

либо поперечными

ходами

передвигают от оси за бровку вы­

 

 

 

 

 

 

емки,

у к л а д ы в а я

в

к а в а л ь е р ы

 

или

 

 

 

 

 

 

р а з р а в н и в а я

ровным

слоем .

 

 

 

 

 

 

 

 

Р а з р а б о т к у

грунта

на

косогорах

 

 

 

 

 

 

целесообразно

выполнять

бульдозе­

 

 

 

 

 

 

р а м и

с поворотным

отвалом,

отва­

 

 

 

 

 

 

л о м с цилиндром

перекоса

 

или

 

 

 

 

 

 

террасером .

Установив

отвал

буль­

 

 

 

 

 

 

д о з е р а

под

 

углом

к

поверхности

 

 

 

 

 

 

грунта

и с р е з а я

 

клиновидную

 

 

 

 

 

 

с т р у ж к у ,

за

несколько

проходов

 

 

 

 

 

 

(рис.

23)

у с т р а и в а ю т

горизонталь ­

 

 

 

 

 

 

ный

(рабочий)

уступ

шириной

 

 

 

 

 

 

3—3,5 м, с которого ведут

д а л ь ­

 

 

 

 

 

 

нейшую

р а з р а б о т к у

косогора

про-

 

 

 

 

 

 

Длина. omöa/ia

Рис. 22. Последовательность разра­

Рис. 23. Схема разработки

ботки выемок (цифрами показана по­

косогора:

следовательность подхода грейдера)

1—3 — последовательность про­

 

ходов бульдозера

дольными ходами универсального бульдозера или дугообраз ­ ными ходами с отбросом грунта под уклон бульдозером с непо­ воротным отвалом . П о д о б н ы м ж е о б р а з о м у с т р а и в а ю т на косо­ горах уступы д л я повышения устойчивости насыпи,

Особенности

сооружения земляного

полотна

 

 

универсальным отвалом ЛД-10 агрегата ЛД-4

 

 

Универсальный

отвал

Л Д - 1 0

является сменным

навесным

оборудованием агрегата

Л Д - 4 на

базе т р а к т о р а Т-130. Он

пред­

назначен д л я

выполнения комплекса з е м л я н ы х

работ

при

строи­

тельстве лесовозных дорог: расчистки д о р о ж н о й полосы

от мел­

ких пней, кустарника и растительного слоя; возведения

насыпей

из боковых резервов по продольно - круговой

технологической

схеме с поперечным

надвиганием

грунта; р а з р а б о т к и

косогоров,

устройства и

очистки

д о р о ж н ы х

к а н а в ; планировочных

работ

(планировки

откосов насыпей, резервов и д р . ) .

 

 

 

 

38



Т е х н о л о г ия возведения насыпи из двух боковых резервов по этой схеме основана на косой р а з р а б о т к е и перемещении грунта и сходна с технологией производства аналогичных работ при­

цепным

грейдером или автогрейдером . Особенности

з а к л ю ч а ю т с я

в

том,

что

при

косой

установке о т в а л а

л е в а я

гусеница

д в и ж е т с я

по

н е р а з р а б о т а н н о м у

грунту.

П о э т о м у

во и з б е ж а н и е

больших

наклонов

 

т р а к т о р а

при

р а з р а б о т к е

глубоких

резервов

по

их

внешнему к р а ю следует

в ы р е з а т ь

уступы

д л я

д в и ж е н и я

по

 

ним

левой гусеницы т р а к т о р а .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р а б о т ы

на

захватке,

которую п р и н и м а ю т

в зависимости

от

рельефа

местности не

менее

150

м,

начинают с разбивки рас ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

корчеванной

 

полосы,

которая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

з а к л ю ч а е т с я

в

обозначении

 

ко­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л ы ш к а м и

границы

подошвы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

насыпи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После

установки

визирных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

колышков

круговыми

 

прохо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д а м и м а ш и н ы

растительный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слой у б и р а ю т за внешнюю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сторону

резерва .

П е р в ы й

про­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ход

м а ш и н ы

в ы п о л н я ю т

вдоль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к о л ы ш к о в так, чтобы левый

 

ко­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нец

о т в а л а

четко

и

прямоли ­

Рис. 25.

Расположение

отвала для

нейно

обозначил

границу

 

по­

д о ш в ы насыпи,

т а к

к а к

 

по

обычных

работ,

устройства

канав

и

 

этой

линии в

д а л ь н е й ш е м

ори­

 

планировки

откосов

насыпи

 

 

 

ентируются

 

при

возведении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

насыпей. Угол

установки

о т в а л а в плане в ы б и р а ю т

по условиям

устойчивого прямолинейного д в и ж е н и я м а ш и н ы и минимальной

призмы

волочения,

при

которых достигается н а и б о л ь ш а я

произ­

водительность. Ч е м

больше угол в плане, тем более производи­

тельна

р а б о т а м а ш и н ы .

 

 

П р и

последующих проходах последовательно срезают

и сме­

щ а ю т растительный

грунт в сторону от дороги .

 

О б щ е е количество проходов определяется толщиной снимае ­

мого

слоя

и шириной

о ч и щ а е м ы х полос. П р и ширине

резерва

6—7

м

и

толщине

растительного слоя 0,1—0,12 м обычно тре­

буется два - три прохода

машины .

 

Следует учесть,

что

от того, насколько четко будет

обозна ­

чена подошва насыпи и обеспечена ровность поверхности буду­ щего резерва, зависит качество сооружения земляного полотна и производительность м а ш и н ы при выполнении всех следующих работ на захватке . При необходимости осуществляют дополни­

тельную планировку:

з а с ы п а ю т

углубления,

с р е з а ю т

бугры.

Т щ а т е л ь н а я планировка

поверхности

обеспечивает

в о з м о ж ­

ность срезания более равномерного слоя

грунта

и позволяет

равномерно загрузить двигатель

т р а к т о р а ,

достичь

более высо­

кой производительности

и

более

ровного

дна

резервов.

 

40


Если предусмотрено снятие

растительного

слоя под

насыпью,

р а з р а б о т к у

начинают

от

оси

дороги, а границу подошвы на­

сыпи

р а з м е ч а ю т

после уборки

растительного слоя.

 

Д л я

выполнения

первого

прохода по отсыпке насыпи правый

конец

н о ж а

о т в а л а

н а п р а в л я ю т по границе

подошвы

насыпи,

обозначенной при уборке рас­

 

 

тительного

слоя.

Угол

з а х в а т а

 

 

о т в а л а у с т а н а в л и в а ю т

40—50°.

 

 

Угол

поперечного

 

перекоса

 

 

д о л ж е н

быть

таким,

чтобы

по­

 

 

перечное

 

сечение

срезаемой

 

 

стружки

 

грунта

было

близким

 

 

к треугольному,

д л я

чего

ле­

 

 

вый

конец

 

отвала

 

опускают

 

 

ниже правого. При такой уста­

 

 

новке левый конец отвала вы­

 

 

резает

в

грунте

уступ

глуби­

 

 

ной 15—20 см и сразу

обра­

 

 

зует

уклон

 

дна

резерва

во

 

 

внешнюю

сторону.

 

 

 

 

 

 

 

В зависимости от катего­ рии грунта, погодно-климати-

ческих

условий

и р а з м е р о в

сооружаемого

земляного

по­

лотна

по следу первого

про­

хода на з а р е з а н и е производят до шести проходов машины .

Причем

в сухое

время

года

после

двух-четырех проходов

на з а р е з а н и е выполняют

про­

ходы

на

перемещение грунта

к оси

земляного

полотна.

При

работе на переувлажненных грунтах грунт перемещают по­

сле к а ж д о г о прохода

на заре ­

зание .

Р а з р а б о т к у

и

переме­

щение

второй и последующих

полос

осуществляют

в

том ж ;

порядке .

Рис. 26. Последовательность возве­ дения насыпи по продольно-круговой технологической схеме:

а — снятие

растительного слоя; б — разра­

ботка

первой

полосы; в — разработка

вто­

рой

полосы;

г — углубление

второй

по­

лосы;

д — планировка

верха

насыпи;

е —

планирование

откосов;

ж — устройство

водоотвода;

з

— готовое

земляное полотно

Количество р а з р а б а т ы в а е м ы х полос по ширине д о р о ж н о й трассы м о ж е т быть р а з л и ч н ы м в зависимости от ширины и вы­

соты

земляного

полотна. Н а

рис. 26, 27 представлены схема

и ра­

бочий

момент

сооружения

земляного

полотна

с

р а з р а б о т к о й

двух полос из к а ж д о г о резерва .

 

 

 

 

 

П р и работе

по данной технологии насыпь на концах з а х в а ­

ток получается

перекошенной. Причиной этого

является то, что

в н а ч а л е

косой

р а з р а б о т к и

еще

не о б р а з о в а л а с ь

призма

воло­

чения

и

грунт

не поступает

в

насыпь,

а в конце

продольного

41


Техническая характеристика

универсального

отвала ЛД-10

Б а за

 

 

 

 

 

 

 

 

гусеничный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

трактор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т-130Г

Управление

рабочими

органами

 

 

гидравли­

Заглубление отвала ниже опорной поверхности гу­

ческое

 

сениц,

мм

 

 

 

 

 

 

740

Подъем

отвала над опорной поверхностью гусениц,

мм

 

 

 

 

 

 

 

 

1250

Наибольшая глубина устраиваемых канав, мм

. .

500

Размеры

отвала,

мм:

 

 

 

 

 

длина

 

 

 

 

 

 

 

4240

длина

по ножам

 

 

 

 

3600

высота

по хорде

 

 

 

 

1100

Угол въезда,

град

 

 

град:

36

Пределы изменения углов установки отвала,

 

захвата

 

 

 

 

 

0—55

поперечного

перекоса

 

 

30—0—41

резания

 

 

 

 

 

 

50—75

Габаритные

размеры

при установки отвала

с уг­

 

лами захвата

0°, поперечного

перекоса

и ре­

 

зания

50°, мм:

 

 

 

 

 

длина

 

 

 

 

 

 

 

5460

ширина

 

 

 

 

 

 

4240

высота

 

 

 

 

кг

 

 

3073

Масса навесного

оборудования,

 

 

2085

 

Сооружение

земляного

полотна

скреперами

 

 

С к р е п е ры

я в л я ю т с я

с а м о з а г р у ж а ю щ и м и с я

землеройно - транс -

портными м а ш и н а м и

и сочетают

р а з р а б о т к у

грунта

по

схеме

работы

бульдозера с

его

транспортировкой

автомобилями - са ­

мосвалами .

Б л а г о д а р я

замене

сопротивления

волочения

грунта

по грунту, на преодоление

которого з а т р а ч и в а е т с я

б о л ь ш а я ра­

бота, сопротивлением

качения, дальность

возки

грунта

скрепе­

р а м и значительно увеличивается

по сравнению

с

дальностью

его перемещения б у л ь д о з е р а м и

(табл . 5.).

 

 

 

 

 

 

Скреперы

используют

на

возведении

насыпей

из

боковых

(одно-

или двусторонних)

и сосредоточенных

резервов,

р а з р а -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

5

 

 

 

Рекомендуемые значения дальности

перемещения

 

 

 

 

 

 

грунта

скреперами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предельная дальность возки грунта, м

 

 

 

 

Емкость

ковша

 

 

 

самоходными

 

 

 

 

скрепера, м>

 

прицепными

 

 

 

 

 

скреперами

 

 

 

 

 

 

 

 

скреперами

 

 

 

 

 

 

 

 

на пневмошинах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

До

3

 

 

300

 

 

 

 

 

 

 

 

До

6

 

 

500—600

 

1500

 

 

 

 

 

До 10

 

 

750—800

 

2000

 

 

 

 

 

До 15

 

 

1000—1500

2200—3000

 

 

43