ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
ботке выемок с перемещением |
грунта |
в насыпь или в отвал (ка |
||||||
в а л ь е р ) . Они р а з р а б а т ы в а ю т |
грунты |
I — I I |
групп, а |
при |
предва |
|||
рительном рыхлении — и более высоких |
групп. Л у ч ш и е |
условия |
||||||
работы |
скреперов на |
связных |
грунтах |
оптимальной |
в л а ж н о с т и . |
|||
Н а п е р е у в л а ж н е н н ы х |
(свыше |
20—22%) |
и сухих песчаных грун |
|||||
тах использование скреперов менее эффективно . |
|
|
||||||
Д л я |
сооружения |
земляного полотна |
с о з д а ю т |
д о р о ж н ы й |
||||
о т р я д в |
составе двух - пяти скреперов, |
автогрейдера, |
одного-двух |
бульдозеров, рыхлителя и к а т к а .
Отечественная промышленность выпускает скреперы с ков
шом емкостью |
3; |
7—8; |
15 м3 (приложение |
2). Д л я |
д о р о ж н о г о |
строительства |
в |
лесной |
промышленности |
наиболее |
целесооб- |
Рис. 28. Схемы движения скреперов при возведении насыпей из боковых резервов:
Я — набор грунта; Р — разгрузка грунта
р а з н о |
применение |
прицепных |
скреперов |
емкостью |
7—8 м3 |
||||
к т р а к т о р а м Т-100, |
Т-130. |
|
|
|
|
|
|
||
П е р е д н а ч а л о м |
р а б о т |
в ы б и р а ю т пути |
д в и ж е н и я |
скрепера, |
|||||
срезают |
крутые |
склоны |
( м а к с и м а л ь н о |
допустимый |
|
подъем |
|||
в грузовом |
направлении 20%о, в п о р о ж н я к о в о м |
3 5 % о ) , |
устраи |
||||||
вают при |
необходимости |
разворотные п л о щ а д к и , р а з р ы х л я ю т |
|||||||
грунт. Пр и рыхлении не следует |
п е р е и з м е л ь ч а т ь |
грунт |
во избе |
||||||
ж а н и е ухудшения |
условий |
н а б о р а грунта |
и заполнения |
ковша . |
Взависимости от местных условий применяют различные
технологические схемы |
д в и ж е н и я скрепера: по зигзагу |
/, по |
||||
эллипсу 2, по восьмерке |
3, по спирали 4 |
(рис. 28). |
В о з м о ж н ы |
|||
т а к ж е |
разновидности этих |
схем. |
|
|
|
|
Н а |
равнинных у ч а с т к а х |
при р а з р а б о т к е |
выемок в |
отвал или |
||
возведении насыпей из боковых резервов при разности отметок |
||||||
до 1,5 м и длине участка |
100—150 м организуют д в и ж е н и е |
скре |
||||
перов |
по эллипсу, на участках длиной более 200—300 ж — по зиг |
загу. Пр и разности рабочих отметок более 1,5 ж и дальности
возки грунта до 200—300 м применяют |
схему д в и ж е н и я по вось |
||||
мерке. Пр и р а з р а б о т к е |
двусторонних |
резервов используют |
спи |
||
р а л ь н у ю схему. Схемы д в и ж е н и я скрепера при р а з р а б о т к е |
вые |
||||
мок с |
транспортировкой |
грунта в насыпь 1 и при отсыпке на |
|||
сыпей |
из сосредоточенных резервов |
2 |
приведены на рис. 29. |
||
З а р е з а н и е скрепера |
выполняют |
та к же , ка к и бульдозера: |
44
п р я м о у г о л ь н о й, клиновой или гребенчатой стружкой, отдавая предпочтение двум последним, обеспечивающим лучшее исполь зование мощности трактора и с о к р а щ а ю щ и м время наполнения ковша скрепера.
Р а з р а б о т к у выемок |
(резервов) |
выполняют по |
ребристо - шах |
|||||||||
матной схеме. Ширину ребер |
принимают равной половине длины |
|||||||||||
ножа . Высота ребер, р а в н а я |
толщине |
стружки, |
не д о л ж н а |
пре |
||||||||
в ы ш а т ь |
клиренса |
тяговой |
машины, чтобы |
была |
возможность |
|||||||
седлания |
ребер при их |
срезке. Д л и н а |
пути наполнения |
зависит |
||||||||
от характеристики |
грунта, |
уклона |
местности |
и |
емкости |
ковша |
||||||
скрепера |
и колеблется |
от |
8 |
(емкость |
ковша |
3 |
м3) до |
12 м |
||||
(емкость |
ковша 15—18 м3) |
для мягких грунтов |
и до 20 |
м |
дл я |
M i l |
I . l i l . l . / |
|
|
|
|
|
||
Рис. 29. |
Варианты |
схем |
движения скреперов |
при |
подаче |
грунта в |
насыпь |
|
|
|
из сосредоточенных |
резервов |
и |
выемок: |
|
|
|
|
|
Я—набор грунта; |
Р — разгрузка |
грунта |
|
|
||
плотных |
и т я ж е л ы х |
грунтов. При р а з р а б о т к е грунта необходимо |
||||||
стремиться к тому, |
чтобы з а р е з а н и е и |
д в и ж е н и е |
скрепера |
про |
исходили под уклон . О п т и м а л ь н ы е значения уклонов составляют
12—14°/оо, |
предельно |
допустимые спуски при наборе грунта |
|||||
15—20°/оо. |
Н а б о р грунта |
на |
подъем |
ограничивают |
у к л о н а м и |
||
15Ѵоо. |
|
плотных |
грунтов, |
движении |
на |
подъем, |
|
П р и р а з р а б о т к е |
|||||||
а т а к ж е дл я увеличения |
коэффициента |
наполнения |
ковша при |
меняют толкачи, обрудованные специальным упорным устрой
ством, |
или бульдозеры |
с п р я м ы м |
отвалом . Коэффициент |
напол |
|||
нения |
ковша |
при |
этом |
повышается |
с 0,5—0,95 (без т о л к а ч а ) |
||
до 0,8—1,2. |
|
|
|
|
|
|
|
Н а б о р грунта |
выполняют только |
при прямолинейном |
д в и ж е |
||||
нии скрепера. |
Чтобы |
улучшить |
условия п р о х о ж д е н и я |
грунта |
по ковшу, вначале заслонку о т к р ы в а ю т полностью, что обеспе чивает свободное д в и ж е н и е грунта к задней стенке. Когда ковш заполнен наполовину, щель м е ж д у заслонкой у м е н ь ш а ю т до 15—20 см на рыхлых и несвязных грунтах и д о 35—40 см на связных грунтах, при этом увеличивается сила подпора грунта,
45
и он сдвигает н а х о д я щ и й с я |
у н о ж а слой и |
п о д ы м а е т с я |
вверх, |
з а п о л н я я весь объем ковша . |
толщиной 25—30 см, начиная с бо |
||
О т с ы п а ю т насыпь слоями |
|||
ков насыпи к середине. Д в и ж е н и е скреперов |
по насыпи |
органи |
зуют так, чтобы обеспечить р а в н о м е р н о е уплотнение по ширине
ранее отсыпанного |
грунта. |
|
|
|
||
Передовые м е х а н и з а т о р ы постоянно изыскивают |
в о з м о ж |
|||||
ности повышения |
производительности труда |
и качества работ: |
||||
с о в м е щ а ю т |
операции |
п о д ъ е м а и опускания |
к о з ш а |
с |
поступа |
|
тельным д в и ж е н и е м м а ш и н ы , окончание разгрузки с |
поворотом, |
|||||
используют |
д в и ж е н и е |
груженого скрепера по насыпи |
д л я пла |
нировки поверхности, дл я чего опускают ковш так, чтобы но ж находился на уровне ранее отсыпанного грунта и срезал неров ности.
Скрепер, как правило, р а б о т а е т в сочетании с бульдозером, который, помимо устройства съездов, срезки крутых склонов, используют дл я подачи подвезенного скреперами грунта в тело насыпи на болотах, куда не могут подойти скреперы .
Разработка грунта одноковшовыми экскаваторами
В зависимости от вида в ы п о л н я е м ы х работ и условий их проведения э к с к а в а т о р ы оборудуют прямой или обратной лопа
тами, |
|
д р а г л а й н о м , |
грейфером, |
к р а н о в ы м |
оборудованием |
или |
||||||||
дизель - молотом . |
Н а з е м л я н ы х |
и |
погрузочных |
р а б о т а х |
в основ |
|||||||||
ном |
используют |
э к с к а в а т о р ы |
с |
прямой |
или обратной |
лопатой |
||||||||
и д р а г л а й н о м |
с |
ковшом емкостью 0,4—1,25 м3 Э-302Б, Э-652А, |
||||||||||||
ТЭ-ЗМ, Э-1252Б |
(приложение 3). |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
При |
р а з р а б о т к е |
выемок применяют |
прямую лопату |
и |
драг |
|||||||||
л а й н ; резервов, |
водоотводных |
и |
осушительных |
к а н а л о в — драг |
||||||||||
лайн, |
обратную |
лопату . В зимнее время э к с к а в а т о р а м и , |
обору |
|||||||||||
дованными клин - бабой, рыхлят мерзлые грунты. |
|
|
|
|||||||||||
О б ъ е м р а з р а б о т к и |
грунта |
э к с к а в а т о р а м и |
постоянно |
возра |
||||||||||
стает. |
В о з р а с т а ю щ а я |
д о л я |
з е м л я н ы х |
работ |
при |
д о р о ж н о м |
||||||||
строительстве, |
в ы п о л н я е м ы х |
э к с к а в а т о р а м и , |
обусловлена |
сле |
||||||||||
д у ю щ и м и обстоятельствами: |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
меньшей шириной д о р о ж н о й полосы |
дл я возведения насыпей; |
|||||||||||||
сокращением объема работ по корчевке пней; |
|
|
|
|||||||||||
понижением |
|
уровня |
поверхностных |
вод, |
э ф ф е к т и в н ы м |
осу |
шением заболоченных п л о щ а д е й при возведении насыпей из
грунта, вынутого |
из п р и д о р о ж н ы х |
к а н а в ; |
|
|
||||
улучшением эстетических качеств дорог, особенно при воз |
||||||||
ведении насыпей из привозного грунта |
|
(исключаются |
вдоль до |
|||||
рог в а л ы из пней и растительного |
г р у н т а ) . |
|
|
|||||
Р а з р а б о т к у |
выемок |
э к с к а в а т о р о м |
с |
п р я м о й лопатой начи |
||||
нают с нулевой |
|
отметки |
лобовым |
забоем продольной |
траншеи . |
|||
В зависимости |
от р а з м е р о в выемки и |
потребности |
в грунте вы |
|||||
н и м а е м ы й грунт |
р а з г р у ж а ю т в |
отвал |
или на |
транспортные |
46
средства. Н а и б о л ь ш у ю высоту забоя в связных и плотных грун тах принимают равной максимальной высоте резания экскава
тора; на несвязных грунтах допускается |
увеличение |
высоты |
|||||
забоя на 1,5—2 |
м. |
Д л я |
обеспечения |
д в и ж е н и я |
транспортных |
||
единиц крутизна |
подошвы |
забоя (съезда) |
д о л ж н а |
быть |
не бо |
||
лее 15°/оо. Д л я н а д е ж н о г о |
водоотвода |
продольный |
уклон |
з а б о я |
|||
в сторону нулевых отметок на иедренирующих грунтах |
д о л ж е н |
||||||
быть не менее 3°/оо, |
а вдоль проходки |
с одной из |
сторон отры |
вают временную водоотводную канавку . Доступ поверхностных
вод |
к выемке |
|
о г р а ж д а ю т |
нагор |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
ными канавами . На дренирую |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
щих |
грунтах |
устройство |
канавок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
и соблюдение |
|
уклона |
не |
обяза |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
тельно. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если за один проход экскава |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
тор |
не |
обеспечивает |
разработку |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
всего поперечного сечения вы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
емки, число проходов увеличи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
вают. К а ж д ы й |
следующий |
проход |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
начинают |
с |
|
нулевой |
|
отметки, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
а экскаватор возвращается холо |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
стым ходом в исходное положе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
ние, если последующий забой рас |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
полагают на разном уровне с пре |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
дыдущим, или |
|
обратным |
рабочим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
ходом при одном уровне забоев. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
Выемки |
в |
нескальных |
грунтах |
|
Рис. |
30. |
Технологическая |
схема |
||||||||||||||
р а з р а б а т ы в а ю т |
с недобором |
грун |
|
|||||||||||||||||||
|
разработки |
выемки |
экскаватором |
|||||||||||||||||||
та, который |
впоследствии |
срезают |
|
|||||||||||||||||||
|
|
поперечным |
черпанием |
|
||||||||||||||||||
при планировке. Величина недо |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
бора |
при р а з р а б о т к е |
э к с к а в а т о р о м |
с прямой |
лопатой |
или |
драг |
||||||||||||||||
лайном |
д о л ж н а |
быть |
не |
более |
0,2 м. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Э к с к а в а т о р - д р а г л а й н |
используют преимущественно при раз |
|||||||||||||||||||||
работке |
выемок, |
резервов и |
к а н а л о в на |
п е р е у в л а ж н е н н ы х |
грун |
|||||||||||||||||
тах, при черпании грунта из-под воды. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
Р а з р а б о т к у |
выемок ведут по схеме поперечного или |
продоль |
||||||||||||||||||||
ного |
черпания, |
а |
грунт |
р а з г р у ж а ю т |
в отвал |
( к а в а л ь е р ) |
или |
на |
||||||||||||||
автосамосвал . |
|
П р и |
первой |
|
схеме |
э к с к а в а т о р |
д в и ж е т с я |
вдоль |
||||||||||||||
выемки |
на |
расстоянии |
1 —1,5 |
м |
от |
кромки |
з а б о я |
и |
р а з р а б а т ы |
|||||||||||||
вает |
грунт |
поперечными |
черпаниями ковша . Если за один про |
|||||||||||||||||||
ход полный профиль выемки не обеспечивается, |
р а з р а б о т к у |
на |
||||||||||||||||||||
чинают |
с середины |
выемки |
(рис. |
30, а ) , с м е щ а я с ь |
постепенно |
|||||||||||||||||
к ее |
к р а я м |
(рис. 30,6), |
а |
затем |
переходят |
на |
другую |
сторону |
||||||||||||||
(рис. 30, в ) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
П р и продольном черпании |
э к с к а в а т о р |
д в и ж е т с я |
по |
|
оси |
|||||||||||||||||
выемки |
или |
с |
небольшим |
эксцентриситетом . |
Р а з р а б о т к у |
начи |
||||||||||||||||
нают |
от |
откосов |
выемки |
к |
|
середине, а |
р а з г р у з к у |
ведут |
от |
наи |
||||||||||||
более отдаленной |
части |
о т в а л а |
к |
бровке. |
|
|
|
|
|
|
|
|
47
Р а з р а б о т к у |
|
резервов |
( к а н а л о в ) |
|
д р а г л а й н о м |
или |
|
обратной |
||||||||||||||||||||
лопатой |
о с у щ е с т в л я ю т |
т а к ж е продольным черпанием, |
|
ведя |
раз |
|||||||||||||||||||||||
работку |
грунта |
от насыпи |
к |
д а л ь н е м у |
к р а ю |
резерва, |
а |
его |
раз |
|||||||||||||||||||
грузку |
с удаленного |
к р а я |
п о д о ш в ы |
к |
|
б л и ж н е й . |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
П р и |
работе |
на |
п е р е у в л а ж н е н н ы х |
грунтах |
и |
болотах |
приме |
|||||||||||||||||||||
няют |
|
болотные |
э к с к а в а т о р ы |
(ТЭ-ЗМ) |
или |
у с т р а и в а ю т |
настил |
|||||||||||||||||||||
из ш п а л , у к л а д ы в а ю т |
переносные |
щиты |
и др. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
Д л я |
транспортировки грунта п р и м е н я ю т |
|
думперы, |
|
|
т р а к т о р |
||||||||||||||||||||||
ные |
т е л е ж к и , |
а в т о м о б и л и - с а м о с в а л ы . |
О д н а к о |
их |
в |
лесной |
про |
|||||||||||||||||||||
мышленности недостаточно д л я |
перевозки |
не |
только |
грунтов, но |
||||||||||||||||||||||||
д а ж е гравийных |
м а т е р и а л о в . П о э т о м у |
возка |
грунта |
|
автосамо |
|||||||||||||||||||||||
с в а л а м и |
д о л ж н а производиться |
|
только |
на |
участки, |
где грунт |
||||||||||||||||||||||
из притрассовых |
к а р ь е р о в |
непригоден |
д л я |
насыпи . |
Н а |
осталь |
||||||||||||||||||||||
ных |
у ч а с т к а х |
необходимо |
использовать |
бульдозеры, |
|
роторные |
||||||||||||||||||||||
э к с к а в а т о р ы , одноотвальные |
к а н а в о к о п а т е л и |
д л я непосредствен |
||||||||||||||||||||||||||
ной |
отсыпки |
грунта |
в |
насыпь |
из |
боковых |
резервов . |
|
Вологод |
|||||||||||||||||||
ские |
лесозаготовители |
|
д л я |
уменьшения |
д е ф и ц и т а |
транспортных |
||||||||||||||||||||||
средств |
р а з р а б о т а л и |
|
съемный |
кузов |
с а м о с в а л а |
грузоподъем |
||||||||||||||||||||||
ностью 7 г к автомобилю |
М А З , |
а |
работники |
к о м б и н а т а |
Тюмень - |
|||||||||||||||||||||||
л е с — полуприцеп - самосвал |
|
к т р а к т о р у |
К-700 |
грузоподъем |
||||||||||||||||||||||||
ностью |
17 т с |
кузовом |
ковшового |
|
типа |
(без |
заднего |
борта) |
||||||||||||||||||||
о б ъ е м о м |
9 |
м3. |
|
Р ы ч а ж н о - г и д р а в л и ч е с к и й |
подъемник |
|
обеспечи |
|||||||||||||||||||||
вает |
наклон |
п л а т ф о р м ы |
на |
55°. |
Д л я |
повышения |
|
тягово-сцеп- |
||||||||||||||||||||
ных |
качеств |
т р а к т о р а |
|
К-700 |
полуприцеп, |
с ц е п л я ю щ и й с я |
седель |
|||||||||||||||||||||
ным способом, передает на задние колеса |
около |
25% |
|
общего |
||||||||||||||||||||||||
веса. |
|
В |
конструкции |
|
полуприцепа |
|
использованы |
|
б а л а н с и р н а я |
|||||||||||||||||||
т е л е ж к а |
от |
лесовозного |
роспуска |
|
2Р-15-Т, |
|
гидроцилиндры |
от |
||||||||||||||||||||
т р а к т о р а Т Д Т - 7 5 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
N д л я |
|
|
|
|
|
|||||||||
Н е о б х о д и м о е |
количество |
|
а в т о с а м о с в а л о в |
обеспечения |
||||||||||||||||||||||||
загрузки |
э к с к а в а т о р а |
определяют |
по |
|
ф о р м у л е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
N^Jsï^L.J^L, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(14) |
||||
где |
ta |
— продолжительность |
одного |
|
рейса |
а в т о с а м о с в а л а , |
сек; |
|||||||||||||||||||||
|
/ ц |
— продолжительность |
цикла |
|
э к с к а в а т о р а , |
сек; |
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
V — объем |
ковша |
э к с к а в а т о р а , |
|
м3; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
у — о б ъ е м н а я |
масса |
грунта, |
т/м3; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
Q — грузоподъемность |
а в т о с а м о с в а л а , т; |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
Ки — коэффициент |
наполнения |
|
ковша; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
Кр — коэффициент |
р а з р ы х л е н и я |
|
грунта. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
Грунт отсыпают слоями на полную ширину земляного по |
||||||||||||||||||||||||||||
лотна, начиная с краев . Толщину слоя п р и н и м а ю т в |
|
|
соответ |
|||||||||||||||||||||||||
ствии |
с |
принятыми |
средствами |
д л я |
уплотнения |
|
грунта, |
к а к |
||||||||||||||||||||
и при |
скреперной возке; |
д в и ж е н и е |
т р а н с п о р т а |
организуют |
так, |
чтобы достичь равномерного первоначального уплотнения при отсыпке. П р и этом на связных грунтах постоянно ведут плани ровку поверхности, на песчаных — предварительное уплотнение.
48