Файл: Строительство лесовозных дорог..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ботке выемок с перемещением

грунта

в насыпь или в отвал (ка­

в а л ь е р ) . Они р а з р а б а т ы в а ю т

грунты

I — I I

групп, а

при

предва ­

рительном рыхлении — и более высоких

групп. Л у ч ш и е

условия

работы

скреперов на

связных

грунтах

оптимальной

в л а ж н о с т и .

Н а п е р е у в л а ж н е н н ы х

(свыше

20—22%)

и сухих песчаных грун­

тах использование скреперов менее эффективно .

 

 

Д л я

сооружения

земляного полотна

с о з д а ю т

д о р о ж н ы й

о т р я д в

составе двух - пяти скреперов,

автогрейдера,

одного-двух

бульдозеров, рыхлителя и к а т к а .

Отечественная промышленность выпускает скреперы с ков­

шом емкостью

3;

7—8;

15 м3 (приложение

2). Д л я

д о р о ж н о г о

строительства

в

лесной

промышленности

наиболее

целесооб-

Рис. 28. Схемы движения скреперов при возведении насыпей из боковых резервов:

Я — набор грунта; Р — разгрузка грунта

р а з н о

применение

прицепных

скреперов

емкостью

7—8 м3

к т р а к т о р а м Т-100,

Т-130.

 

 

 

 

 

 

П е р е д н а ч а л о м

р а б о т

в ы б и р а ю т пути

д в и ж е н и я

скрепера,

срезают

крутые

склоны

( м а к с и м а л ь н о

допустимый

 

подъем

в грузовом

направлении 20%о, в п о р о ж н я к о в о м

3 5 % о ) ,

устраи ­

вают при

необходимости

разворотные п л о щ а д к и , р а з р ы х л я ю т

грунт. Пр и рыхлении не следует

п е р е и з м е л ь ч а т ь

грунт

во избе­

ж а н и е ухудшения

условий

н а б о р а грунта

и заполнения

ковша .

Взависимости от местных условий применяют различные

технологические схемы

д в и ж е н и я скрепера: по зигзагу

/, по

эллипсу 2, по восьмерке

3, по спирали 4

(рис. 28).

В о з м о ж н ы

т а к ж е

разновидности этих

схем.

 

 

 

Н а

равнинных у ч а с т к а х

при р а з р а б о т к е

выемок в

отвал или

возведении насыпей из боковых резервов при разности отметок

до 1,5 м и длине участка

100—150 м организуют д в и ж е н и е

скре­

перов

по эллипсу, на участках длиной более 200—300 ж — по зиг­

загу. Пр и разности рабочих отметок более 1,5 ж и дальности

возки грунта до 200—300 м применяют

схему д в и ж е н и я по вось­

мерке. Пр и р а з р а б о т к е

двусторонних

резервов используют

спи­

р а л ь н у ю схему. Схемы д в и ж е н и я скрепера при р а з р а б о т к е

вые­

мок с

транспортировкой

грунта в насыпь 1 и при отсыпке на­

сыпей

из сосредоточенных резервов

2

приведены на рис. 29.

З а р е з а н и е скрепера

выполняют

та к же , ка к и бульдозера:

44


п р я м о у г о л ь н о й, клиновой или гребенчатой стружкой, отдавая предпочтение двум последним, обеспечивающим лучшее исполь­ зование мощности трактора и с о к р а щ а ю щ и м время наполнения ковша скрепера.

Р а з р а б о т к у выемок

(резервов)

выполняют по

ребристо - шах ­

матной схеме. Ширину ребер

принимают равной половине длины

ножа . Высота ребер, р а в н а я

толщине

стружки,

не д о л ж н а

пре­

в ы ш а т ь

клиренса

тяговой

машины, чтобы

была

возможность

седлания

ребер при их

срезке. Д л и н а

пути наполнения

зависит

от характеристики

грунта,

уклона

местности

и

емкости

ковша

скрепера

и колеблется

от

8

(емкость

ковша

3

м3) до

12 м

(емкость

ковша 15—18 м3)

для мягких грунтов

и до 20

м

дл я

M i l

I . l i l . l . /

 

 

 

 

 

Рис. 29.

Варианты

схем

движения скреперов

при

подаче

грунта в

насыпь

 

 

из сосредоточенных

резервов

и

выемок:

 

 

 

 

Я—набор грунта;

Р — разгрузка

грунта

 

 

плотных

и т я ж е л ы х

грунтов. При р а з р а б о т к е грунта необходимо

стремиться к тому,

чтобы з а р е з а н и е и

д в и ж е н и е

скрепера

про­

исходили под уклон . О п т и м а л ь н ы е значения уклонов составляют

12—14°/оо,

предельно

допустимые спуски при наборе грунта

15—20°/оо.

Н а б о р грунта

на

подъем

ограничивают

у к л о н а м и

15Ѵоо.

 

плотных

грунтов,

движении

на

подъем,

П р и р а з р а б о т к е

а т а к ж е дл я увеличения

коэффициента

наполнения

ковша при­

меняют толкачи, обрудованные специальным упорным устрой­

ством,

или бульдозеры

с п р я м ы м

отвалом . Коэффициент

напол­

нения

ковша

при

этом

повышается

с 0,5—0,95 (без т о л к а ч а )

до 0,8—1,2.

 

 

 

 

 

 

Н а б о р грунта

выполняют только

при прямолинейном

д в и ж е ­

нии скрепера.

Чтобы

улучшить

условия п р о х о ж д е н и я

грунта

по ковшу, вначале заслонку о т к р ы в а ю т полностью, что обеспе­ чивает свободное д в и ж е н и е грунта к задней стенке. Когда ковш заполнен наполовину, щель м е ж д у заслонкой у м е н ь ш а ю т до 15—20 см на рыхлых и несвязных грунтах и д о 35—40 см на связных грунтах, при этом увеличивается сила подпора грунта,

45


и он сдвигает н а х о д я щ и й с я

у н о ж а слой и

п о д ы м а е т с я

вверх,

з а п о л н я я весь объем ковша .

толщиной 25—30 см, начиная с бо­

О т с ы п а ю т насыпь слоями

ков насыпи к середине. Д в и ж е н и е скреперов

по насыпи

органи ­

зуют так, чтобы обеспечить р а в н о м е р н о е уплотнение по ширине

ранее отсыпанного

грунта.

 

 

 

Передовые м е х а н и з а т о р ы постоянно изыскивают

в о з м о ж ­

ности повышения

производительности труда

и качества работ:

с о в м е щ а ю т

операции

п о д ъ е м а и опускания

к о з ш а

с

поступа­

тельным д в и ж е н и е м м а ш и н ы , окончание разгрузки с

поворотом,

используют

д в и ж е н и е

груженого скрепера по насыпи

д л я пла ­

нировки поверхности, дл я чего опускают ковш так, чтобы но ж находился на уровне ранее отсыпанного грунта и срезал неров­ ности.

Скрепер, как правило, р а б о т а е т в сочетании с бульдозером, который, помимо устройства съездов, срезки крутых склонов, используют дл я подачи подвезенного скреперами грунта в тело насыпи на болотах, куда не могут подойти скреперы .

Разработка грунта одноковшовыми экскаваторами

В зависимости от вида в ы п о л н я е м ы х работ и условий их проведения э к с к а в а т о р ы оборудуют прямой или обратной лопа ­

тами,

 

д р а г л а й н о м ,

грейфером,

к р а н о в ы м

оборудованием

или

дизель - молотом .

Н а з е м л я н ы х

и

погрузочных

р а б о т а х

в основ­

ном

используют

э к с к а в а т о р ы

с

прямой

или обратной

лопатой

и д р а г л а й н о м

с

ковшом емкостью 0,4—1,25 м3 Э-302Б, Э-652А,

ТЭ-ЗМ, Э-1252Б

(приложение 3).

 

 

 

 

 

 

 

При

р а з р а б о т к е

выемок применяют

прямую лопату

и

драг ­

л а й н ; резервов,

водоотводных

и

осушительных

к а н а л о в — драг ­

лайн,

обратную

лопату . В зимнее время э к с к а в а т о р а м и ,

обору­

дованными клин - бабой, рыхлят мерзлые грунты.

 

 

 

О б ъ е м р а з р а б о т к и

грунта

э к с к а в а т о р а м и

постоянно

возра ­

стает.

В о з р а с т а ю щ а я

д о л я

з е м л я н ы х

работ

при

д о р о ж н о м

строительстве,

в ы п о л н я е м ы х

э к с к а в а т о р а м и ,

обусловлена

сле­

д у ю щ и м и обстоятельствами:

 

 

 

 

 

 

 

 

меньшей шириной д о р о ж н о й полосы

дл я возведения насыпей;

сокращением объема работ по корчевке пней;

 

 

 

понижением

 

уровня

поверхностных

вод,

э ф ф е к т и в н ы м

осу­

шением заболоченных п л о щ а д е й при возведении насыпей из

грунта, вынутого

из п р и д о р о ж н ы х

к а н а в ;

 

 

улучшением эстетических качеств дорог, особенно при воз­

ведении насыпей из привозного грунта

 

(исключаются

вдоль до­

рог в а л ы из пней и растительного

г р у н т а ) .

 

 

Р а з р а б о т к у

выемок

э к с к а в а т о р о м

с

п р я м о й лопатой начи­

нают с нулевой

 

отметки

лобовым

забоем продольной

траншеи .

В зависимости

от р а з м е р о в выемки и

потребности

в грунте вы­

н и м а е м ы й грунт

р а з г р у ж а ю т в

отвал

или на

транспортные

46


средства. Н а и б о л ь ш у ю высоту забоя в связных и плотных грун­ тах принимают равной максимальной высоте резания экскава ­

тора; на несвязных грунтах допускается

увеличение

высоты

забоя на 1,5—2

м.

Д л я

обеспечения

д в и ж е н и я

транспортных

единиц крутизна

подошвы

забоя (съезда)

д о л ж н а

быть

не бо­

лее 15°/оо. Д л я н а д е ж н о г о

водоотвода

продольный

уклон

з а б о я

в сторону нулевых отметок на иедренирующих грунтах

д о л ж е н

быть не менее 3°/оо,

а вдоль проходки

с одной из

сторон отры­

вают временную водоотводную канавку . Доступ поверхностных

вод

к выемке

 

о г р а ж д а ю т

нагор­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ными канавами . На дренирую­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щих

грунтах

устройство

канавок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и соблюдение

 

уклона

не

обяза­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если за один проход экскава ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тор

не

обеспечивает

разработку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

всего поперечного сечения вы­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

емки, число проходов увеличи­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вают. К а ж д ы й

следующий

проход

 

 

 

 

 

 

 

 

 

начинают

с

 

нулевой

 

отметки,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а экскаватор возвращается холо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стым ходом в исходное положе ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ние, если последующий забой рас­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

полагают на разном уровне с пре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дыдущим, или

 

обратным

рабочим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ходом при одном уровне забоев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выемки

в

нескальных

грунтах

 

Рис.

30.

Технологическая

схема

р а з р а б а т ы в а ю т

с недобором

грун­

 

 

разработки

выемки

экскаватором

та, который

впоследствии

срезают

 

 

 

поперечным

черпанием

 

при планировке. Величина недо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бора

при р а з р а б о т к е

э к с к а в а т о р о м

с прямой

лопатой

или

драг ­

лайном

д о л ж н а

быть

не

более

0,2 м.

 

 

 

 

 

 

 

 

Э к с к а в а т о р - д р а г л а й н

используют преимущественно при раз ­

работке

выемок,

резервов и

к а н а л о в на

п е р е у в л а ж н е н н ы х

грун­

тах, при черпании грунта из-под воды.

 

 

 

 

 

 

 

 

Р а з р а б о т к у

выемок ведут по схеме поперечного или

продоль ­

ного

черпания,

а

грунт

р а з г р у ж а ю т

в отвал

( к а в а л ь е р )

или

на

автосамосвал .

 

П р и

первой

 

схеме

э к с к а в а т о р

д в и ж е т с я

вдоль

выемки

на

расстоянии

1 —1,5

м

от

кромки

з а б о я

и

р а з р а б а т ы ­

вает

грунт

поперечными

черпаниями ковша . Если за один про­

ход полный профиль выемки не обеспечивается,

р а з р а б о т к у

на­

чинают

с середины

выемки

(рис.

30, а ) , с м е щ а я с ь

постепенно

к ее

к р а я м

(рис. 30,6),

а

затем

переходят

на

другую

сторону

(рис. 30, в ) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и продольном черпании

э к с к а в а т о р

д в и ж е т с я

по

 

оси

выемки

или

с

небольшим

эксцентриситетом .

Р а з р а б о т к у

начи­

нают

от

откосов

выемки

к

 

середине, а

р а з г р у з к у

ведут

от

наи­

более отдаленной

части

о т в а л а

к

бровке.

 

 

 

 

 

 

 

 

47


Р а з р а б о т к у

 

резервов

( к а н а л о в )

 

д р а г л а й н о м

или

 

обратной

лопатой

о с у щ е с т в л я ю т

т а к ж е продольным черпанием,

 

ведя

раз ­

работку

грунта

от насыпи

к

д а л ь н е м у

к р а ю

резерва,

а

его

раз ­

грузку

с удаленного

к р а я

п о д о ш в ы

к

 

б л и ж н е й .

 

 

 

 

 

 

 

П р и

работе

на

п е р е у в л а ж н е н н ы х

грунтах

и

болотах

приме ­

няют

 

болотные

э к с к а в а т о р ы

(ТЭ-ЗМ)

или

у с т р а и в а ю т

настил

из ш п а л , у к л а д ы в а ю т

переносные

щиты

и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я

транспортировки грунта п р и м е н я ю т

 

думперы,

 

 

т р а к т о р ­

ные

т е л е ж к и ,

а в т о м о б и л и - с а м о с в а л ы .

О д н а к о

их

в

лесной

про­

мышленности недостаточно д л я

перевозки

не

только

грунтов, но

д а ж е гравийных

м а т е р и а л о в . П о э т о м у

возка

грунта

 

автосамо ­

с в а л а м и

д о л ж н а производиться

 

только

на

участки,

где грунт

из притрассовых

к а р ь е р о в

непригоден

д л я

насыпи .

Н а

осталь ­

ных

у ч а с т к а х

необходимо

использовать

бульдозеры,

 

роторные

э к с к а в а т о р ы , одноотвальные

к а н а в о к о п а т е л и

д л я непосредствен­

ной

отсыпки

грунта

в

насыпь

из

боковых

резервов .

 

Вологод ­

ские

лесозаготовители

 

д л я

уменьшения

д е ф и ц и т а

транспортных

средств

р а з р а б о т а л и

 

съемный

кузов

с а м о с в а л а

грузоподъем ­

ностью 7 г к автомобилю

М А З ,

а

работники

к о м б и н а т а

Тюмень -

л е с — полуприцеп - самосвал

 

к т р а к т о р у

К-700

грузоподъем ­

ностью

17 т с

кузовом

ковшового

 

типа

(без

заднего

борта)

о б ъ е м о м

9

м3.

 

Р ы ч а ж н о - г и д р а в л и ч е с к и й

подъемник

 

обеспечи­

вает

наклон

п л а т ф о р м ы

на

55°.

Д л я

повышения

 

тягово-сцеп-

ных

качеств

т р а к т о р а

 

К-700

полуприцеп,

с ц е п л я ю щ и й с я

седель­

ным способом, передает на задние колеса

около

25%

 

общего

веса.

 

В

конструкции

 

полуприцепа

 

использованы

 

б а л а н с и р н а я

т е л е ж к а

от

лесовозного

роспуска

 

2Р-15-Т,

 

гидроцилиндры

от

т р а к т о р а Т Д Т - 7 5 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N д л я

 

 

 

 

 

Н е о б х о д и м о е

количество

 

а в т о с а м о с в а л о в

обеспечения

загрузки

э к с к а в а т о р а

определяют

по

 

ф о р м у л е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N^Jsï^L.J^L,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(14)

где

ta

— продолжительность

одного

 

рейса

а в т о с а м о с в а л а ,

сек;

 

/ ц

— продолжительность

цикла

 

э к с к а в а т о р а ,

сек;

 

 

 

 

 

V — объем

ковша

э к с к а в а т о р а ,

 

м3;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у — о б ъ е м н а я

масса

грунта,

т/м3;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q — грузоподъемность

а в т о с а м о с в а л а , т;

 

 

 

 

 

 

 

 

Ки — коэффициент

наполнения

 

ковша;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кр — коэффициент

р а з р ы х л е н и я

 

грунта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грунт отсыпают слоями на полную ширину земляного по­

лотна, начиная с краев . Толщину слоя п р и н и м а ю т в

 

 

соответ­

ствии

с

принятыми

средствами

д л я

уплотнения

 

грунта,

к а к

и при

скреперной возке;

д в и ж е н и е

т р а н с п о р т а

организуют

так,

чтобы достичь равномерного первоначального уплотнения при отсыпке. П р и этом на связных грунтах постоянно ведут плани ­ ровку поверхности, на песчаных — предварительное уплотнение.

48