ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
Д л я |
укрепления |
грунтов создана однопроходная |
машина |
|
Д - 3 9 1 ; |
за |
один проход она измельчает грунт, вносит |
в я ж у щ и е |
|
м а т е р и а л ы |
(жидкие |
и сыпучие) и перемешивает их с |
грунтом, |
предварительно уплотняет укрепленные грунты. О д н а к о приме нение такой м а ш и н ы требует широкого фронта (ширины земля ного полотна не менее 10 м) и больших объемов работ. При строительстве лесовозных дорог применение такой м а ш и н ы не рационально, так как она будет з а г р у ж е н а только на 20—30%.
Опыт работы показывает, что укрепление грунтов и гравий ных смесей непосредственно на полотне дороги требует четкой организации работ и большой культуры производства. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что гранулометрический состав грунтов, их в л а ж н о с т ь меняются по длине дороги, что не всегда может быть учтено при выполнении работ.
Н а и б о л е е передовой формой организации |
работ |
является |
перемешивание грунтов и гравийных смесей |
с |
в я ж у щ и м и |
вкарьерах, расположенных вблизи строительства. В карьере
устанавливают |
грунтосмесительные |
установки, |
р а з р а б о т а н н ы е |
|||||
С о ю з д о р Н И И , |
которые обеспечивают |
полную механизацию по |
||||||
дачи определенных количеств грунта, |
воды, в я ж у щ и х |
и |
погрузку |
|||||
готовой укрепленной смеси в самосвалы . Прочностные |
показа |
|||||||
тели смеси, приготовленной |
в |
карьере, |
на 10—15% |
выше, чем |
||||
у смесей, приготовленных |
на |
полотне |
дороги. |
При |
работе |
в карьере укреплению подвергается однородный грунт или гра
вийная смесь |
при оптимальной |
влажности . Р а б о т а в |
карьере |
в значительно |
меньшей степени |
зависит от климатических |
факто |
ров, технологический процесс значительно упрощается . Приго товленную в карьере смесь доставляют с а м о с в а л а м и к месту строительства, р а з р а в н и в а ю т автогрейдером слоем необходимой толщины, после чего уплотняют пневмошинным катком . Покры
тия |
из укрепленных грунтов и гравийных |
смесей рекомендуются |
|||||
для |
лесовозных |
дорог, |
имеющих |
грузообороты |
от 60 |
до |
|
300 |
тыс. м3 в год. |
|
|
|
|
|
|
|
КОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ |
ПОКРЫТИЯ |
|
|
|||
|
Колейные железобетонные покрытия находят широкое при |
||||||
менение при строительстве лесовозных дорог с большими |
гру |
||||||
зооборотами при вывозке |
леса т я ж е л ы м и |
автопоездами . |
|
||||
|
Поперечные |
профили |
колейного |
железобетонного |
покрытия |
||
д л я |
лесовозных |
дорог с двух- и однополосным движением пока |
заны на рис. 61. Основные размеры железобетонных плит, кото
рые применяются в покрытиях лесовозных |
автомобильных |
до |
|
рог, приведены в табл . 23. |
|
|
|
Плиты нужно хранить в штабелях высотой не более 2 м, рас |
|||
сортированными по м а р к а м . М е ж д у плитами |
д о л ж н ы |
быть |
уло |
ж е н ы деревянные прокладки прямоугольного сечения |
толщиной |
||
не менее 20 мм. |
|
|
|
123
Н и ж н и й ря д плит следует укладыват ь на поперечные под
кладки, |
опорные плоскости которых имеют ширину не менее |
80 мм, |
на плотном и тщательно выровненном основании. Все |
прокладки должн ы иметь одинаковые размер ы по толщине и
должн ы укладыватьс я в одной вертикальной |
плоскости друг |
над другом в местах расположения монтажны х |
петель. |
При перевозке необходимо укладыват ь межд у плитами де ревянные прокладки, предохраняющие их от смещения .
1,6 для дорог 1 кате гории 1,0 для дорог 11 кате
гории
менее: |
|
|
|
20 см грунты |
группы'А |
||
-2SCM |
грунты |
группе/. |
Б |
•30 см |
грунты |
группы |
в |
Рис. |
61. |
Конструкции |
дорожных |
одежд |
с |
покрытием |
из |
железобетонных |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
плит: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а — двухполосных дорог; |
б — однополосных |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
23 |
|
|
|
Основные |
размеры |
железобетонных |
плит |
|
|
|||||||
Марка |
|
Основные |
размеры |
плит, мм |
|
Масса |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
плиты, |
|
Вид арматуры |
|
|||
плит |
|
L |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
ширина |
высота |
Т |
|
|
|
|
|||
ПН-6 |
6000 |
|
5970 |
о о о |
|
120 |
1,5 |
|
|
Напрягаемая |
|
||||
ПТН - 6 |
6030 |
|
о о о о о о |
|
120 |
1,5 |
|
|
» |
|
|||||
П-3 |
3000 |
|
2985 |
|
|
140 |
0,83 |
Ненапрягаемая |
|||||||
ПТ-3 |
3015 |
|
|
о о о |
|
140 |
0,83 |
|
» |
|
|||||
П р и м е ч а н и я : |
1. В обозначениях |
марок плит |
буквы |
обозначают |
их |
||||||||||
сокращенное |
наименование: ПН — плита |
прямоугольная |
с |
предварительно |
|||||||||||
напряженной |
арматурой; |
ПТН — плита трапецеидальная |
с |
предварительно |
|||||||||||
напряженной |
арматурой; |
П — плита |
прямоугольная |
с обычной (ненапря- |
|||||||||||
гаемой) арматурой; |
ПТ — плита |
трапецеидальная с |
обычной (ненапрягае- |
||||||||||||
мой) |
арматурой. |
|
|
|
|
|
|
|
|
I — короткая сторона. |
|||||
2. |
L — д л и н н а я |
сторона |
трапецеидальной |
плиты; |
124
П о д ъ е м, погрузка и разгрузка плит д о л ж н ы производиться крапом путем з а х в а т а за монтажные петли или за другие спе циальные приспособления. Погрузку и разгрузку плит допус кается производить поштучно или пакетами . В пакете д о л ж н о быть не более четырех плит длиной до 3 м и не более двух плит
длиной 6 м. При этих операциях |
необходимо |
строго |
соблюдать |
||||||
п р а в и л а |
техники |
безопасности и |
меры, исключающие |
возмож |
|||||
ность повреждения плит. |
|
|
|
|
|
|
|||
У к л а д к а железобетонных плит в покрытие производится по |
|||||||||
следующей |
технологии. |
Н а земляное |
полотно, построенное по |
||||||
техническим условиям, отсыпают песчаный слой. |
|
|
|||||||
Толщина подстилающего песчаного слоя на магистралях ле |
|||||||||
совозных дорог с колейным железобетонным |
покрытием |
д о л ж н а |
|||||||
приниматься |
{см): |
|
|
|
|
|
|
||
на |
насыпях из мелких |
песков и легких |
супесей . . . . |
15—20 |
|||||
» |
» |
» |
тяжелых |
супесей |
и пылеватых |
песков |
20—25 |
||
» |
» |
» |
легких |
и тяжелых |
суглинков, |
пылева |
|
|
|
тых супесей |
и суглинков |
|
|
25—30 |
внулевых местах и выемках:
из мелких песков, легких супесей, тяжелых супе
сей, пылеватых |
песков |
|
25—30 |
||
легких и тяжелых суглинков, пылеватых супесей и |
|
||||
суглинков |
|
|
30—35 |
||
Б о л ь ш и е |
значения |
толщины песчаных |
слоев |
относятся |
|
к слоям из средних песков, |
а меньшие — к слоям |
из крупных |
|||
песков. |
|
|
|
|
|
Мелкие |
пылеватые |
пески |
( с о д е р ж а щ и е не |
более |
5% пыли) |
д л я устройства песчаного слоя допускаются в виде исключения,
толщина песчаного слоя из такого |
песка увеличивается на 25%. |
||||||||||
Н а |
ветках песчаный слой не отсыпается, если |
земляное |
по |
||||||||
лотно |
запроектировано |
из дренирующих грунтов. В этом случае |
|||||||||
плиты |
у к л а д ы в а ю т с я |
на хорошо |
уплотненное, |
спланированное |
|||||||
земляное |
полотно. Н а |
насыпях |
из дренирующего |
грунта |
тол |
||||||
щина |
песчаного слоя |
принимается |
15—20 см, а в нулевых ме |
||||||||
стах и выемках — 20—25 см. Толщина песчаного слоя |
из мелко |
||||||||||
зернистого песка увеличивается на 25%. |
|
|
|
|
|
||||||
После |
отсыпки, |
уплотнения |
и |
планировки |
песчаного |
слоя |
|||||
проводят |
разметку |
мест укладки |
наружной |
кромки |
плит. Д л я |
||||||
этой цели с помощью теодолита |
или визирок |
устанавливают |
|||||||||
колышки на требуемом расстоянии от бровки |
земляного полотна. |
||||||||||
М е ж д у к о л ы ш к а м и |
натягивают |
шнур, по |
которому |
ведут |
ук |
||||||
л а д к у |
одной колеи, |
вторую колею |
у к л а д ы в а ю т |
по шаблону . |
По |
сле укладки плит полосу, предназначенную дл я порожнякового движения, межколейное пространство и обочину з а с ы п а ю т гра вийным материалом, уплотняют пневмошинным катком и плани руют автогрейдером. При однополосном движении межколейное пространство и обочины м о ж н о з а с ы п а т ь песком.
У к л а д к а железобетонных плит непосредственно на земляное полотно без устройства песчаной подушки приводит к быстрому
125
р а з р у ш е н ию плит. Опыт эксплуатации таких |
дорог |
показывает, |
|||||
что плиты р а з р у ш а ю т с я |
через |
4—5 лет при объеме |
вывозки |
дре |
|||
весины 250—300 тыс. м3 |
в год. |
|
|
|
|
||
|
Высокая стоимость постройки колейных железобетонных до |
||||||
рог |
обусловлена дороговизной |
привозных каменных м а т е р и а л о в |
|||||
и |
большими |
расстояниями |
транспортировки |
железобетонных |
|||
плит. Одним |
из путей снижения стоимости строительства |
дорог |
может служить широкое использование местных сырьевых ма териалов .
Большие запасы песков на территории З а п а д н о й Сибири и на личие заводов, производящих известь, создают благоприятные условия для организации местного производства д о р о ж н ы х из делий из силикатного бетона автоклавного твердения, представ ляющего собой многофазную систему, состоящую из зерен пе
ска, его |
тонкомолотых частиц |
и |
цементирующих |
образований, |
|
в состав |
которых |
входят гидросиликаты кальция . |
|
||
Обширными |
исследованиями, |
выполненными |
В Н И И С М , |
||
В Н И И с т р о м м а ш , |
Л И И Ж Т , |
П о в о л ж с к и м Л Т И |
и другими |
||
организациями, в значительной |
степени изучены технологические |
способы приготовления силикатной смеси, ее формования и уп
лотнения, р е ж и м ы автоклавной обработки |
изделий, |
структура |
||||||||||
материала, его строительные свойства. Установлено, что |
т я ж е |
|||||||||||
лый (плотный) силикатный |
бетон |
по |
основным |
техническим |
||||||||
свойствам является |
равноценным обычному |
цементному |
бетону, |
|||||||||
а по стоимости обходится в среднем |
на 20—30% |
дешевле . |
|
|||||||||
Первые производственные опыты |
|
использования |
силикатного |
|||||||||
бетона в д о р о ж н о м |
строительстве |
были |
проведены |
в |
1952— |
|||||||
1966 гг. на дорогах |
Эстонской С С Р . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Вопросы применения силикатного бетона в д о р о ж н о м |
строи |
|||||||||||
тельстве З а п а д н о й |
Сибири |
Омский |
филиал |
С о ю з д о р Н И И раз |
||||||||
р а б а т ы в а е т с |
1964 г. Первые |
опытные |
участки лесовозных |
дорог |
||||||||
с покрытием |
из силикальцитных |
плит |
успешно |
эксплуатируются |
||||||||
в Мостовском |
Л П Х Ц Н И И М Э |
и в |
Пелесском |
Л П Х |
|
Кировской |
||||||
области. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ДРУГИЕ ВИДЫ ПОКРЫТИЙ |
|
|
|
|
|
|||||
Дороги с покрытием из керамдора. Д л я |
обеспечения необхо |
димого |
объема строительства лесовозных дорог в районах, бед |
|
ных каменными м а т е р и а л а м и |
(щебнем, г р а в и е м ) , необходимо за |
|
возить |
каменные материалы |
на большие расстояния . Расстоя |
ния перевозки бывают столь значительными, что стоимость 1 м3 щебня или гравия достигает 15—20 руб. В таких условиях оче видна целесообразность применения заменителей природных
каменных |
материалов . |
|
|
|
|
В настоящее |
время в качестве заменителей каменных |
мате |
|||
риалов в |
дорожном строительстве |
С С С Р используют |
т а к ж е |
||
шлаки . В |
ряде |
стран З а п а д н о й Европы применяют |
синопил — |
||
искусственный |
каменный материал |
белого цвета, |
получаемый |
126
путем частичной |
кристаллизации р а с п л а в а шихты, состоящей |
из песка, мела, |
доломита и других компонентов, и последую |
щего дробления застывшей массы. Имеются данные о пригодно сти дл я дорожного строительства щебня, полученного путем до
бавления клинкера . |
|
|
В асфальтобетонных смесях нашел применение |
керамзито |
|
вый гравий — керамический каменный |
материал, широко приме |
|
няемый в качестве заполнителя для легких бетонов. Керамзито |
||
вый гравий получают во в р а щ а ю щ и х с я печах длиной |
12—60 м |
|
путем о б ж и г а до вспучивания частиц |
легкоплавких |
глинистых |
пород. П о л у ч а ю щ и е с я в результате о б ж и г а гранулы |
р а з м е р о м |
10—30 мм имеют пористую структуру и м а л ы й объемный вес
(250—700 кг/'см2), |
что |
при |
достаточной |
прочности |
м а т е р и а л а |
|||
обеспечивает его широкое применение. Стоимость |
керамзитового |
|||||||
гравия составляет 5—8 |
руб/м3. |
|
|
|
|
|||
К е р а м д о р — керамический |
каменный |
материал |
(щебень |
или |
||||
гравий) |
дл я дорожного |
строительства, |
получаемый |
путем |
об |
|||
ж и г а до |
спекания |
гранулированных глинистых пород. Сырьем |
||||||
д л я получения к е р а м д о р а могут служить легкоплавкие |
глинистые |
образования . Получить керамдор м о ж н о тремя способами: мок
рым, сухим и пластичным. Пр и мокром способе глина |
у в л а ж |
|||||
няется до 35—55% и в |
виде ш л а к а подается |
во в р а щ а ю щ у ю с я |
||||
печь, где происходит интенсивная сушка и грануляция |
глини |
|||||
стой массы. При |
сухом |
способе во в р а щ а ю щ у ю с я печь |
погру |
|||
ж а ю т дробленую |
глину или глинистую горную породу. |
Сухой |
||||
способ |
является |
самым |
экономичным, |
но |
распространенность |
|
сырья, |
пригодного |
дл я данного способа |
производства, довольно |
ограниченна.
Изучен и перспективен пластичный способ. Технология полу чения к е р а м д о р а по пластичному способу включает следующие операции: добычу и переработку глинистой породы, приготовле ние гранул, сушку гранул, о б ж и г п о л у ф а б р и к а т а , охлаждение м а т е р и а л а .
Д л я |
получения к е р а м д о р а применяют различные |
в р а щ а ю |
|
щиеся |
печи. Н а и б о л е е распространены печи длиной |
12, |
16, 22, |
40 м. К е р а м д о р , как и любой керамический материал, |
приобре |
||
тает свою структуру и свойства в процессе термической |
обра |
||
ботки. В ходе о б ж и г а гранул во в р а щ а ю щ е й с я печи |
создаются |
условия для протекания физико-химических процессов, приводя
щих к |
образованию |
плотной структуры искусственного камня . |
||||||
При |
прокаливании |
глин до 100—200° С, |
несмотря |
на |
полное |
|||
удаление гигроскопической воды, необратимых явлений |
в |
глине |
||||||
не возникает и пластичность ее еще может |
быть восстановлена. |
|||||||
Н о при |
температурах |
300—500° С |
начинается разрушение |
кри |
||||
сталлической |
решетки |
глинистых м а т е р и а л о в и с в я з а н н а я |
с |
этим |
||||
необратимая |
потеря |
пластичности, |
з а в е р ш а ю щ а я с я |
при |
700— |
|||
800° С. После обжига |
при этих температурах |
глина п р е в р а щ а е т с я |
||||||
в камнеподобную массу, прочность |
которой |
возрастает |
при даль - |
127