Файл: Строительство лесовозных дорог..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нейшем повышении температуры . Пр и температурах

700—

1100° С наряду с переходом глинистых материалов

 

в аморфное

состояние

и

начинающейся

перекристаллизацией

 

аморфных

продуктов

происходит

плавление

легкоплавких

минеральных

примесей,

образуется

ж и д к а я

ф а з а , объем и влияние

которой

возрастают с увеличением температуры обжига .

 

 

 

К е р а м д о р

по прочностным

свойствам относится

к

щебню

I класса и может успешно применяться в покрытиях

лесовозных

дорог. Стоимость 1 м3

к е р а м д о р а

составляет 7—9 руб.

 

Дорожные покрытия грузосборочных лесовозных дорог. Гру-

зосборочные

лесовозные дороги х а р а к т е р и з у ю т с я

большой ин­

тенсивностью движения, причем большой удельный вес зани ­

мают

т я ж е л ы е

лесовозные

автопоезда. Поэтому

такие

дороги

следует строить с асфальтобетонными покрытиями .

 

 

Асфальтобетонные покрытия бывают

однослойными

(тол­

щиной

4—6 см)

или двухслойными

(толщиной

7—9 см).

Н и ж ­

ний слой обычно устраивают из крупнозернистых

асфальтобетон ­

ных смесей. Основаниями дл я них

могут

с л у ж и т ь щебеноч­

ные, гравийные,

грунтощебеночные,

грунтогравийные,

обрабо ­

танные

битумом или цементом и цементнобетонные

конструктив­

ные слои.

 

 

 

 

 

 

 

Допустимые отклонения

от проектных размеров при приемке

 

 

работ по устройству

покрытий

 

 

 

Основание и покрытие

Ширинаоснова­ поднияпокры­ капиталь­тие типа,ногосм

Ширинапокры­ смтия,

мм

Высотныеот­ пометкиоси, см

Поперечный %„уклон,

Наибольший просветпод трехметровой рейкой,мм

 

 

слоя,

 

 

 

 

 

Толщина

 

 

 

Из

грунтов,

грунтогравий-

 

 

 

 

 

 

 

 

ных

и

грунтощебеночных

 

 

 

 

 

 

 

 

смесей,

обработанных

орга­

 

 

 

 

 

 

 

 

ническими

или

минераль­

 

 

 

 

 

 

 

 

ными вяжущими

материа­

 

 

 

 

 

 

 

 

лами

 

 

 

 

 

 

10

10

10

 

5

0,005

10

Щебеночные, гравийные,

шла­

 

 

 

 

 

 

 

 

ковые

щебеночные

и

гра­

10

10

10

 

5

0,005

15

Черные

 

 

 

 

 

 

 

 

вийные

 

железобетонные

10

10

10

 

5

0,005

7

Колейные

 

10

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е ч а н и я :

1. Дл я железобетонных

покрытий

зазор

между

сты­

ками

допускается

2 см,

превышение плит

одна над другой

в местах соеди­

нений 0,5 см.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Допустимые

отклонения

по толщине

слоев

дорожной

одежды

при

распределении материалов автогрейдерами могут быть

увеличены в 1,5 ра­

за,

прицепными грейдерами

и бульдозерами — в 2

раза.

 

 

 

 

3.

Алгебраическая разность

отклонений

высотных отметок

по оси про­

езжей

части

соседних

точек,

отстоящих

одна от другой

на

расстояние

10 см,

не должна

превышать

для покрытий,

укрепленных

цементом,

2см.

128


Устройство асфальтобетонных покрытий состоит из приго­ товления, доставки на место работ, укладки и уплотнения ас­ фальтобетонной смеси. Асфальтобетонные смеси приготовляют на асфальтобетонных заводах, имеющих специализированное оборудование: асфальтосмесители, битумные котлы, битумохранилища, склады минеральных материалов . Технология устрой­ ства подстилающих слоев аналогична технологии укрепления грунтов для д о р о ж н ы х покрытий. Грузосборочные дороги строят специализированными д о р о ж н ы м и отрядами, имеющими необ­ ходимую технику и оборудование .

РАССТАНОВКА ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ И ОГРАЖДЕНИЙ

Д л я безопасности движения и ориентировки водителей авто­ мобилей на лесовозных дорогах устанавливают д о р о ж н ы е сиг­

нальные и

путевые

знаки, о г р

а ж д е н и я

и т. д.

Р а з м е р

ы , цвета

раскрасок

и места

установки д о р о ж н ы х зна­

ков принимаются в соответствии с ГОСТ 10807—71 «Знаки до­

рожные» .

Сигнальные знаки

делятся

на

три

группы: I — пре­

д у п р е ж д а ю щ и е , I I — з а п р е щ а ю щ и е

и

I I I — предписывающие .

Ч е т в е р т а я

группа — путевые

знаки — я в л я ю т с я

указательными .

Д о р о ж н ы е знаки, как правило, располагают

на специальных

присыпных бермах за пределами обочин. Крайние выступающие части д о р о ж н ы х знаков д о л ж н ы располагаться на расстоянии не менее 1,75 м от кромки проезжей части. При вывозке хлыстов это расстояние увеличивают на 0,3—6,5 м, в зависимости от ра­ диуса кривых и длины вывозимых хлыстов [58].

Километровые знаки у с т а н а в л и в а ю т с правой стороны дороги

по ходу к и л о м е т р а ж а

(считая от

пункта

примыкания

дороги),

остальные д о р о ж н ы е знаки — на правой по направлению

д в и ж е ­

ния стороне

дороги.

 

 

 

 

Проекты

установки

д о р о ж н ы х

знаков

р а з р а б а т ы в а ю т

на ста­

дии рабочего проектирования и согласовывают с Государствен­

ной автомобильной инспекцией.

 

Чтобы обратить внимание водителей на опасность,

а т а к ж е

предотвратить или уменьшить повреждения от съезда

автомо­

билей с высоких насыпей, у с т а н а в л и в а ю т сигнальные

столбики,

тумбы, сплошные металлические, железобетонные, тросовые ограждения .

Сигнальные столбики или тумбы ставят при высоте насыпи

(разности

отметок

м е ж д у бровкой насыпи и дном резерва)

бо­

лее 2 л на

прямых

участках через 50

м, а на

кривых

через

5—

25 м, в зависимости

от радиуса кривой

с обеих

сторон

земляного

полотна. Вдоль глубоких ущелий с обрывистыми стенками уста­

навливают

у д е р ж и в а ю щ и е и

отбойные о г р а ж д е н и я .

Щ и т ы

д о р о ж н ы х знаков

целесообразно з а к а з ы в а т ь в спе­

циализированных мастерских. Уход за такими з н а к а м и значи­ тельно проще, и они требуют меньше средств на ремонт. Столбы

129



д о р о ж н ы х знаков изготовляют из железобетона,

м е т а л л а или

дерева . Д е р е в я н н ы е

столбы

д о л ж н ы быть антисептированы и

окрашены масляной

краской

или

э м а л ь ю . Д л я установки

стол­

бов, знаков, тумб ограждений

применяют

автомобильные

краны,

самоходные буры-столбоставы

типа

БМ - 204

на т р а к т о р е

М Т З - 5 2 Л и другие машины и

оборудование .

 

 

Глава V

ЗИМНИЕ ЛЕСОВОЗНЫЕ ДОРОГИ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Зимние лесовозные дороги предназначены для освоения ле­ сосек со слабыми и заболоченными грунтами, т. е. тех мест сырьевой базы, где летняя работа трелевочных тракторов и транспортных средств затруднена или невозможна . Н и ж е при­ веден средний процент заболоченных территорий по основным лесозаготовительным районам (по данным Ц Н И И М Э и Глав - лесхоза С С С Р ) .

Характеристика основных лесозаготовительных районов по степени

их заболоченности (процент

лесопокрытых площадей, не допускающих

эксплуатацию лесосечных машин в летний период)

Области:

 

Свердловская

42,2

Амурская

54,3

Томская

54,9

Архангельская

71,4

Тюменская

76,9

Вологодская

80,5

Читинская

28,5

Горьковская

32,3

 

К р а я :

Иркутская

58,6

Красноярский

44,5

Калининская

72,5

Приморский

37,9

Кировская

49,9

Хабаровский

58,0

Костромская

52,0

 

АССР:

Ленинградская

63,6

Бурятская

64,9

Мурманская

31,7

Коми

80,9

Новгородская

74,1

Марийская

15,0

Омская

52,8

Удмуртская

35,5

Пермская

46,1

 

 

В а ж н ы м условием строительства зимних дорог является ус­ тойчивая и продолжительная зима. Строительство и эксплуата ­ ция зимних дорог в Архангельской области д а ю т снижение себе­

стоимости вывезенного

кубометра

древесины

на

20—55 коп.

(в зависимости от грузооборота дороги) .

 

 

Увеличение скорости

движения

и нагрузки

на

рейс лесовоз­

ных автомобилей, уменьшение расходов на текущий ремонт ав­

томобилей и прицепов, продление срока действия дороги

весной

с избытком окупают небольшие расходы по с о д е р ж а н и ю

зимних

дорог.

 

130


З и м н ие дороги делятся на снежные, снежно - ледяные и ле­ дяные .

Снежные дороги строят на специально подготовленной по­ лосе, уплотняя выпавший снег, или уплотняют снег, выпавший на существующую дорогу.

Снежно - ледяные дороги отличаются от снежных тем, что по­ сле уплотнения снег поливают водой. Поливку п р о д о л ж а ю т и во время эксплуатации дороги. Устраиваются снежно - ледяные до­

роги так же , как снежные: по специальной дорожной полосе или

по существующей

дороге.

Д л я устройства

ледяных дорог на грунт н а м о р а ж и в а ю т слой

льда, обычно на проезжей части существующих лесовозных ав­ томобильных дорог.

Срок действия снежных дорог равен одной зиме, снежно-ле­ дяные и особенно ледяные, к а к правило, работают несколько лет.

 

Технические

 

требования

 

 

 

 

 

 

к плану и профил ю

зимних

 

 

 

 

 

 

дорог зависят

от

назначения

 

 

 

 

 

 

и

грузооборота

дороги

и

 

 

 

< ^ О Ш / І е а

 

рельефа

местности.

 

 

 

-

\

 

\~——^м-цзОм,

 

Р у к о в о д я щ и й

подъем

при

 

 

 

 

 

 

использовании

 

современных

 

„,

 

дорога

 

автомобилей

дл я

равнинной

 

64.

 

 

без

местности

 

не

д о л ж е н

превы­

 

 

 

 

 

 

шат ь 40%

о, холмистой 60 %п.

 

 

 

 

 

 

 

П р о е з ж а я

часть

снежной

дороги

д о л ж н а

быть

горизон­

тальной. Поперечный уклон поверхности

дороги

допускается

не

более 5%о

при

использовании

колесных

прицепов, 3%о

санных

прицепов. Это условие предупреждае т поперечные р а с к а т ы при движении по дороге.

Зимние дороги устраиваются одно- и двухполосными (рис. 62—64). Однополосные дороги с р а з ъ е з д а м и устраивают при не­ большой интенсивности движения, неблагоприятном рельефе ме­ стности. Р а з ъ е з д ы , предназначенные д л я пропуска встречных автомобилей, предусматриваются в пределах видимости, но не

более чем

500 м друг от друга . Д л и н а р а з ъ е з д а д о л ж н а быть

не менее 30

м.

131