ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
Н |
а и б о л ь ш ее распространение |
получили двухполосные до |
роги, |
стоимость их строительства |
немного превышает стоимость |
однополосных, но эксплуатация их значительно проще и удобнее. Ширина просеки магистральных участков принимается 14 м,
веток |
8—10 м, усов 6—8 м. |
Н а |
кривых участках просеку уши |
ряют |
по условиям видимости |
и |
нормального прохода груженых |
автомобилей. Чем меньше радиус кривой и чем длиннее хлысты,
тем больше д о л ж е н быть размер |
уширения . Д л я |
хлыстов |
дли |
||||||
ной 30 м уширение составляет: |
|
|
|
|
|
|
|||
Радиус кривой, м |
. . . . |
200 |
150 |
100 |
75 |
50 |
35 |
|
|
Уширение, м |
|
3,0 |
3,5 |
4,5 |
5,0 |
5,5 |
6,5 |
|
|
Ширина |
земляного |
полотна принимается |
(м): |
на |
однополос |
||||
ных дорогах |
с р а з ъ е з д а м и |
и без |
них 5—6, на двухполосных |
до |
|||||
рогах 8—10, |
на усах |
4. Ширина |
проезжей |
части |
на |
однополос |
ных дорогах 2,8—3 м.
Земляное полотно зимних дорог сооружается в нулевых от метках, без всяких земляных работ. Только при пересеченном
рельефе в некоторых |
местах с целью смягчения профиля |
следует |
|||
проводить |
земляные |
работы, возводя |
невысокие |
и небольшие |
|
по длине |
насыпи. |
|
|
|
|
Н а кривых участках для обеспечения |
плавности |
хода |
и безо |
пасности движения автопоездов проезжую часть уширяют со
ответственно величине |
радиуса |
кривой: |
|
|
|
|
|
Радиус кривой, м . |
. . 200 |
150 |
100 |
75 |
50 |
35 |
|
Уширение, м |
0,70 |
0,90 |
|
1,20 |
1,55 |
1,90 |
2,35 |
При проектировании и строительстве зимних дорог устанав |
|||||||
ливаются в о з м о ж н о большие |
радиусы . |
Н а и м е н ь ш и е |
величины |
радиусов при вывозке хлыстов или деревьев рекомендуются сле дующие (м) :
Магистраль: |
|
|
1 |
категории |
100 |
2 |
» |
60 |
3 |
» |
50 |
Ветки |
|
40 |
Усы и |
поворотные петли на нижних складах |
30 |
СТРОИТЕЛЬСТВО СНЕЖНЫХ, СНЕЖНО-ЛЕДЯНЫХ И ЛЕДЯНЫХ ДОРОГ
Все работы по строительству зимних дорог выполняются си лами лесозаготовительного предприятия, поэтому изыскания
трассы, проектирование и организация строительных работ |
ве |
дут работники леспромхозов и лесопунктов. |
|
Л е т о м проводят изыскания, закрепление трассы, проектиро |
|
вание и другие работы чисто технического х а р а к т е р а . Д л я |
пра |
вильной организации строительных работ необходимо учитывать особенности отдельных участков будущей дороги по условиям разрубки полосы, корчевания пней, проведения земляных работ,
132
пересечения болот, подготовки и доставки к месту работы ма шин и материалов . В процессе подготовительных работ по орга низации строительства устанавливают очередность проведения работ на определенных участках, сроки их выполнения и сред ства механизации . Строительство зимней дороги можно разде лить на следующие основные этапы:
к а м е р а л ь н о е определение |
наивыгоднейшего |
расстояния |
до |
|||||
роги |
от |
к в а р т а л о в и лесосек, |
п о д л е ж а щ и х р а з р а б о т к е в |
зимнее |
||||
время; |
|
|
|
|
|
|
|
|
полевые изыскания трассы дороги, источников водоснабже |
||||||||
ния, мостовых переходов и мест кратчайшего |
пересечения |
топ |
||||||
ких |
и |
плохо |
промерзающих |
болот; закрепление |
изысканной |
|||
трассы |
на местности; |
|
|
|
|
|
||
проектирование продольного профиля и плана дороги с опре |
||||||||
делением мест и объемов расчистки просеки |
от леса, |
кустар |
||||||
ника, пней, земляных работ и |
планировки, строительства |
искус |
||||||
ственных сооружений, устройства настилов, ледяных |
переправ, |
|||||||
водоемов; |
|
|
|
|
|
|
||
формирование рабочих бригад и звеньев, подготовка машин и |
||||||||
инструмента |
для проведения работ; |
|
|
|
|
расчистка дорожной полосы от леса, пней и кустарника; под готовка заготовленной древесины к последующей вывозке;
устройство настилов на топких и н е з а м е р з а ю щ и х болотах, строительство искусственных сооружений, земляные работы, про минка, планировка и п р о м о р а ж и в а н и е дорожного полотна, уст ройство водозаборных устройств, поливка дороги, устройство ле дяных переправ; постановка снегозащитных ограждений на снегозаносимых участках .
К а м е р а л ь н о е определение расположения дороги производится на плане сырьевой базы предприятия . С н а ч а л а размечаются ле
сосеки, |
п о д л е ж а щ и е освоению |
будущей зимней |
дорогой, |
опре |
||
деляется |
пункт |
примыкания . |
При |
камеральном |
трассировании |
|
д л я продления срока работы дороги необходимо |
по возможно |
|||||
сти располагать |
ее по направлению |
с востока на |
з а п а д и |
избе |
гать участков, расположенных с севера на юг. Весной участки, расположенные в меридиональном направлении, сильнее про
греваются |
солнцем |
и становятся непроезжими . |
Из этих ж е со |
||
о б р а ж е н и й |
следует |
проводить дорогу по |
залесенной местности. |
||
При |
проведении |
полевых изысканий |
нужно |
придерживаться |
|
тех ж е |
принципов |
трассировки, но у ж е |
с учетом рельефа, сте |
пени заболоченности мест и числа пересечений водотоков. Про тяженность дороги д о л ж н а быть наименьшей, и дорога д о л ж н а пересекать наименьшее количество водотоков, минимум заболо
ченных мест и почти не требовать производства |
земляных работ |
|||
при строительстве. |
|
|
|
|
Большое внимание д о л ж н о |
быть о б р а щ е н о на изыскание |
ис |
||
точников водоснабжения . Все |
водотоки, |
предназначенные |
для |
|
з а б о р а воды, д о л ж н ы быть |
пригодны |
для |
использования |
в |
133
зимнее время . Если дорога пересекает какие - либо водотоки, не
обходимо выбрать место, потребующее наименьших |
з а т р а т |
на со |
|||
оружение |
искусственных сооружений. Д л я |
зимней |
дороги, |
дей |
|
ствующей |
несколько сезонов, необходимо |
определить |
х а р а к т е р |
||
и сроки разлива реки в весеннее время . |
|
|
|
|
|
Пересекать топкие, плохо з а м е р з а ю щ и е |
болота |
следует |
в са |
||
мом узком их месте, потому что чем меньше болотистых |
мест |
||||
будет пересекать дорога, тем эффективнее станет ее работа . |
|||||
Проектирование продольного профиля и плана дороги яв |
|||||
ляется в а ж н ы м этапом работы, так как от |
величины |
принятых |
|||
руководящих подъемов, спусков, сопряженных с кривыми |
уча |
||||
стками, зависят производительность автопоездов и |
безопасность |
их движения . При проектировании устанавливаются объемы всех видов работ по строительству дороги.
Д л я расчета количества механизмов и рабочих составляют ведомость, в которой записывают объемы разных видов работ, трудоемкость их выполнения согласно действующим в данном лесопункте или леспромхозе нормам . Сопоставляя объемы видов
работ и |
нормы |
их |
выполнения, |
в этой |
ж е |
ведомости |
(табл . 24) |
||||
п о к а з ы в а ю т |
потребное |
число |
смен |
рабочих и машино - смен, |
|||||||
что дает |
основание |
для формирования |
рабочих |
бригад |
и |
||||||
звеньев. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
24 |
Ведомость |
расчета |
механизмов и бригад для строительства |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
зимней |
дороги |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Потребность |
Состав |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
бригады |
|
Вид |
работ |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
S" S |
|
3 QJ |
eu |
о |
|
|
|
|
|
|
|
О. со с |
|
S s |
||
|
|
|
|
|
W О. |
|
H я : |
|
S |
S |
|
Валка леса |
|
|
|
1000 |
м2 |
|
|
|
|
|
|
Корчевка |
|
пней |
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
кустарника . . . . |
|
|
|
|
|
|
|
||||
Грубая |
планировка |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Устройство |
|
сплош |
|
|
|
|
|
|
|
||
ного настила . . . |
м |
|
|
|
|
|
|
||||
Прошпаливание . . |
1000 |
м |
|
|
|
|
|
||||
Проминка |
|
|
|
1000 |
м |
|
|
|
|
|
|
Земляные |
|
работы |
м3 |
|
|
|
|
|
|
||
Строительство |
мо |
м |
|
|
|
|
|
|
|||
стов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Строительство |
труб |
шт. |
|
|
|
|
|
||||
Подготовка |
|
водое- |
|
|
|
|
|
|
|
||
емов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Устройство |
снегоза |
|
|
|
|
|
|
|
|||
щитных |
устройств |
M |
|
|
|
|
|
|
|||
Устройство |
ледяных |
|
|
|
|
|
|
|
|||
переправ |
|
|
|
M |
|
|
|
|
|
|
134
По расчетным |
данным, учитывая фактически существующие |
|||||
средства механизации, составляют график производства |
работ. |
|||||
Часть видов работ выполняется последовательно: |
рубка |
леса, |
||||
корчевка пней и |
кустарника, планировка . Устройство настила, |
|||||
прошпаливание, |
сооружение |
мостов |
и |
подготовку водоемов |
||
м о ж н о проводить |
одновременно. З е м л я н ы е работы |
необходимо |
||||
проводить в теплое время, пока |
грунт не замерз, а ледяные |
пере |
||||
п р а в ы — в начале |
зимы . |
|
|
|
|
|
Пользуясь графиком проведения работ, организуют дорожно - |
||||||
строительные подразделения — бригады |
и |
звенья, |
вооруженные |
необходимой техникой дл я выполнения отдельных или смежных видов работ .
Н а |
к а ж д ы й вид работ составляют технологические карты - за |
дания, |
в которых у к а з ы в а ю т вид и объем работы, технологиче |
скую схему проведения работ, состав машин, инструмента и обо
рудования, состав бригады или |
звена, техническую документа |
|
цию, в к л ю ч а ю щ у ю необходимые |
схемы, чертежи, |
нормативные |
данные (производительность на |
машино-смену, человеко-день и |
|
трудоемкость единицы продукции) . К а р т а - з а д а н и е |
выдается пе |
|
ред началом работ бригадиру или руководителю |
звена. |
|
Строительство зимней дороги |
начинают с расчистки просеки, |
причем валку леса на д о р о ж н о й полосе лучше вести в зимний
период лесозаготовительными |
бригадами . |
|
|
Если какое-то |
ответвление |
дороги предполагается |
пустить |
в эксплуатацию |
с середины |
зимы, пни на земляном |
полотне |
м о ж н о не корчевать. Достаточно их спилить заподлицо с зем
лей (одновременно с валкой л е с а ) . Выпавший за |
первую |
поло |
||||
вину зимы снег позволит спланировать мелкие неровности. |
||||||
Корчевку пней и удаление кустарника и растительного |
слоя |
|||||
осуществляют на всю ширину земляного |
полотна |
одновременно |
||||
с уборкой |
валунов и в а л е ж н и к а . Д л я |
этого |
целесообразно ис |
|||
пользовать |
корчеватели. Вместе со снятием |
растительного |
слоя |
|||
в ы р а в н и в а ю т мелкие неровности, засыпают |
подкорневые |
ямы, |
||||
выполняют |
планировку поверхности. |
С |
наступлением первых |
морозов на участках с избыточным у в л а ж н е н и е м и неглубоких
болотах |
проводят проминку |
земляного полотна |
трактором . |
|||||
При |
необходимости |
на |
заболоченных |
участках |
проводится |
|||
прошпаливание |
дорожного |
полотна (рис. 6 5 , а ) . Д л я |
этого дол- |
|||||
готье |
диаметром |
14—16 |
см |
у к л а д ы в а ю т |
поперек |
земляного по |
||
лотна |
на расстоянии 30—50 см друг от друга. Просветы м е ж д у |
бревнами заполняют хворостом и сучьями, уплотняя их тракто
рами . Н а |
болотах |
устраивают сплошные настилы (рис. 65,6), |
|||||
у к л а д ы в а я |
их |
на |
продольные лаги, а сверху з а с ы п а я |
слоем |
|||
грунта или торфа |
толщиной |
15—20 см. |
|
||||
П р о ш п а л и в а н и е на глубоких болотах проводят до наступле |
|||||||
ния зимы. С н а ч а л а на поверхность |
болота у к л а д ы в а ю т |
попере |
|||||
чины, |
затем пропускают трактор, |
и поперечины погружаются |
|||||
в слой |
торфа . |
Если о б щ а я |
поверхность поперечин получается |
135
неровной, необходимо заглубить в торф отдельные выступающие поперечины. При устройстве сплошного настила стыки продоль
ных |
лаг р а з м е щ а ю т |
в р а з б е ж к у , колесоотбойные |
брусья у к л а д ы |
вают |
так, чтобы они |
плотно п р и ж и м а л и бревна |
настила. |
Искусственные сооружения на зимних дорогах строят упро щенного типа. Н а и б о л ь ш е е распространение получили мосты на
клетках с пролетным строением в |
виде гати из бревен с засып |
||||||
кой поверху слоя грунта толщиной 15—20 см. У п р о щ а я |
|
конст |
|||||
рукцию |
моста, |
нельзя з а б ы в а т ь о |
его прочности и надежности, |
||||
особенно |
при |
движении т я ж е л ы х |
автопоездов. |
Особенно |
тща |
||
тельно нужно |
выполнять сопряжения моста с з е м л я н ы м |
|
полот |
||||
|
|
|
ном. |
П р и |
въезде |
автомо |
|
|
|
|
биля на мост и съезде |
с не |
|||
|
|
|
го не |
д о л ж н о быть |
толчков. |
Снеголед .
Снеголед
0,2S-O,30M
Лежниа=і8Ьм
\Іс\о-и,Зм,иігла- шыаамымичерез
Q3-0,SM
прижимные бревна d=ojSM
^Сплошной нас тил из Зревен
Вопрос |
водоснабжения |
|||||
является |
очень |
в а ж н ы м |
д л я |
|||
строительства |
|
и эксплуата |
||||
ции |
ледяных |
дорог |
всех |
ти |
||
пов. |
Поэтому |
|
з а р а н е е |
изу |
||
чают |
возможность |
использо |
||||
вания |
б л и з л е ж а щ и х |
рек, |
||||
ручьев, |
озер |
и |
определяют |
уровень грунтовых вод д л я устройства колодцев.
Рис. 65. |
Однополосная |
дорога: |
|
П о д ъ е з д н ы е |
пути |
и ис |
|||
а — на |
слабозаболоченных участках; б |
|
точники водоснабжения |
под |
|||||
|
заболоченных участках |
|
готавливают |
одновременно |
|||||
|
|
|
|
|
|
||||
с устройством основного пути. При |
проектировании подъездных |
||||||||
путей |
стремятся, |
чтобы |
подъем |
и |
спуски |
не превышали |
30%о. |
||
П л о щ а д к и |
набора |
воды |
устраивают |
горизонтальными или с ук |
|||||
лонами не |
более 2%о в |
сторону |
грузового |
движения . Во и з б е ж а |
ние п р о м е р з а н и я источник водоснабжения утепляют установкой
деревянного сруба. |
С боков сруб з а с ы п а ю т слоем |
грунта |
тол |
||
щиной 1 —1,2 м, сверху сруб |
н а к р ы в а ю т |
крышкой, утепленной |
|||
войлоком или другими теплоизолирующими |
м а т е р и а л а м и . |
|
|||
В тех случаях, когда водоисточник не м о ж е т обеспечить |
н у ж д |
||||
дороги, устраивают |
искусственное водохранилище, |
с о з д а в а я за |
|||
пруду или котлован |
в русле водотока. З а п р у д ы строят на дорогах |
||||
продолжительного |
действия |
и в их конструкции |
предусматри |
вают простейшие водосливные устройства. Котлованы устраи вают в естественном русле водотока или перед запрудой . Наиболее дешевый способ устройства котлована — взрывной . Ем кость котлована определяется суточным расходом воды на участ ке, прилегающем к этому источнику. В некоторых случаях кот лован может быть устроен на берегу, рядом с водотоком. Такой котлован д о л ж е н иметь хорошее сообщение с водотоком.
Устройство снежного покрытия начинают с наступлением ус тойчивых низких температур и выпадения снега достаточной
136