Файл: Строительство лесовозных дорог..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Н

а и б о л ь ш ее распространение

получили двухполосные до­

роги,

стоимость их строительства

немного превышает стоимость

однополосных, но эксплуатация их значительно проще и удобнее. Ширина просеки магистральных участков принимается 14 м,

веток

8—10 м, усов 6—8 м.

Н а

кривых участках просеку уши­

ряют

по условиям видимости

и

нормального прохода груженых

автомобилей. Чем меньше радиус кривой и чем длиннее хлысты,

тем больше д о л ж е н быть размер

уширения . Д л я

хлыстов

дли­

ной 30 м уширение составляет:

 

 

 

 

 

 

Радиус кривой, м

. . . .

200

150

100

75

50

35

 

Уширение, м

 

3,0

3,5

4,5

5,0

5,5

6,5

 

Ширина

земляного

полотна принимается

(м):

на

однополос­

ных дорогах

с р а з ъ е з д а м и

и без

них 5—6, на двухполосных

до­

рогах 8—10,

на усах

4. Ширина

проезжей

части

на

однополос­

ных дорогах 2,8—3 м.

Земляное полотно зимних дорог сооружается в нулевых от­ метках, без всяких земляных работ. Только при пересеченном

рельефе в некоторых

местах с целью смягчения профиля

следует

проводить

земляные

работы, возводя

невысокие

и небольшие

по длине

насыпи.

 

 

 

 

Н а кривых участках для обеспечения

плавности

хода

и безо­

пасности движения автопоездов проезжую часть уширяют со­

ответственно величине

радиуса

кривой:

 

 

 

 

Радиус кривой, м .

. . 200

150

100

75

50

35

Уширение, м

0,70

0,90

 

1,20

1,55

1,90

2,35

При проектировании и строительстве зимних дорог устанав ­

ливаются в о з м о ж н о большие

радиусы .

Н а и м е н ь ш и е

величины

радиусов при вывозке хлыстов или деревьев рекомендуются сле­ дующие (м) :

Магистраль:

 

1

категории

100

2

»

60

3

»

50

Ветки

 

40

Усы и

поворотные петли на нижних складах

30

СТРОИТЕЛЬСТВО СНЕЖНЫХ, СНЕЖНО-ЛЕДЯНЫХ И ЛЕДЯНЫХ ДОРОГ

Все работы по строительству зимних дорог выполняются си­ лами лесозаготовительного предприятия, поэтому изыскания

трассы, проектирование и организация строительных работ

ве­

дут работники леспромхозов и лесопунктов.

 

Л е т о м проводят изыскания, закрепление трассы, проектиро­

вание и другие работы чисто технического х а р а к т е р а . Д л я

пра ­

вильной организации строительных работ необходимо учитывать особенности отдельных участков будущей дороги по условиям разрубки полосы, корчевания пней, проведения земляных работ,

132


пересечения болот, подготовки и доставки к месту работы ма­ шин и материалов . В процессе подготовительных работ по орга­ низации строительства устанавливают очередность проведения работ на определенных участках, сроки их выполнения и сред­ ства механизации . Строительство зимней дороги можно разде ­ лить на следующие основные этапы:

к а м е р а л ь н о е определение

наивыгоднейшего

расстояния

до­

роги

от

к в а р т а л о в и лесосек,

п о д л е ж а щ и х р а з р а б о т к е в

зимнее

время;

 

 

 

 

 

 

 

полевые изыскания трассы дороги, источников водоснабже ­

ния, мостовых переходов и мест кратчайшего

пересечения

топ­

ких

и

плохо

промерзающих

болот; закрепление

изысканной

трассы

на местности;

 

 

 

 

 

проектирование продольного профиля и плана дороги с опре­

делением мест и объемов расчистки просеки

от леса,

кустар­

ника, пней, земляных работ и

планировки, строительства

искус­

ственных сооружений, устройства настилов, ледяных

переправ,

водоемов;

 

 

 

 

 

 

формирование рабочих бригад и звеньев, подготовка машин и

инструмента

для проведения работ;

 

 

 

 

расчистка дорожной полосы от леса, пней и кустарника; под­ готовка заготовленной древесины к последующей вывозке;

устройство настилов на топких и н е з а м е р з а ю щ и х болотах, строительство искусственных сооружений, земляные работы, про­ минка, планировка и п р о м о р а ж и в а н и е дорожного полотна, уст­ ройство водозаборных устройств, поливка дороги, устройство ле­ дяных переправ; постановка снегозащитных ограждений на снегозаносимых участках .

К а м е р а л ь н о е определение расположения дороги производится на плане сырьевой базы предприятия . С н а ч а л а размечаются ле­

сосеки,

п о д л е ж а щ и е освоению

будущей зимней

дорогой,

опре­

деляется

пункт

примыкания .

При

камеральном

трассировании

д л я продления срока работы дороги необходимо

по возможно ­

сти располагать

ее по направлению

с востока на

з а п а д и

избе­

гать участков, расположенных с севера на юг. Весной участки, расположенные в меридиональном направлении, сильнее про­

греваются

солнцем

и становятся непроезжими .

Из этих ж е со­

о б р а ж е н и й

следует

проводить дорогу по

залесенной местности.

При

проведении

полевых изысканий

нужно

придерживаться

тех ж е

принципов

трассировки, но у ж е

с учетом рельефа, сте­

пени заболоченности мест и числа пересечений водотоков. Про ­ тяженность дороги д о л ж н а быть наименьшей, и дорога д о л ж н а пересекать наименьшее количество водотоков, минимум заболо ­

ченных мест и почти не требовать производства

земляных работ

при строительстве.

 

 

 

 

Большое внимание д о л ж н о

быть о б р а щ е н о на изыскание

ис­

точников водоснабжения . Все

водотоки,

предназначенные

для

з а б о р а воды, д о л ж н ы быть

пригодны

для

использования

в

133


зимнее время . Если дорога пересекает какие - либо водотоки, не­

обходимо выбрать место, потребующее наименьших

з а т р а т

на со­

оружение

искусственных сооружений. Д л я

зимней

дороги,

дей­

ствующей

несколько сезонов, необходимо

определить

х а р а к т е р

и сроки разлива реки в весеннее время .

 

 

 

 

Пересекать топкие, плохо з а м е р з а ю щ и е

болота

следует

в са­

мом узком их месте, потому что чем меньше болотистых

мест

будет пересекать дорога, тем эффективнее станет ее работа .

Проектирование продольного профиля и плана дороги яв­

ляется в а ж н ы м этапом работы, так как от

величины

принятых

руководящих подъемов, спусков, сопряженных с кривыми

уча­

стками, зависят производительность автопоездов и

безопасность

их движения . При проектировании устанавливаются объемы всех видов работ по строительству дороги.

Д л я расчета количества механизмов и рабочих составляют ведомость, в которой записывают объемы разных видов работ, трудоемкость их выполнения согласно действующим в данном лесопункте или леспромхозе нормам . Сопоставляя объемы видов

работ и

нормы

их

выполнения,

в этой

ж е

ведомости

(табл . 24)

п о к а з ы в а ю т

потребное

число

смен

рабочих и машино - смен,

что дает

основание

для формирования

рабочих

бригад

и

звеньев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

24

Ведомость

расчета

механизмов и бригад для строительства

 

 

 

 

 

 

 

зимней

дороги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потребность

Состав

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бригады

 

Вид

работ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S" S

 

3 QJ

eu

о

 

 

 

 

 

 

 

О. со с

 

S s

 

 

 

 

 

W О.

 

H я :

 

S

S

Валка леса

 

 

 

1000

м2

 

 

 

 

 

Корчевка

 

пней

и

 

 

 

 

 

 

 

кустарника . . . .

 

 

 

 

 

 

 

Грубая

планировка

 

 

 

 

 

 

 

Устройство

 

сплош­

 

 

 

 

 

 

 

ного настила . . .

м

 

 

 

 

 

 

Прошпаливание . .

1000

м

 

 

 

 

 

Проминка

 

 

 

1000

м

 

 

 

 

 

Земляные

 

работы

м3

 

 

 

 

 

 

Строительство

мо­

м

 

 

 

 

 

 

стов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строительство

труб

шт.

 

 

 

 

 

Подготовка

 

водое-

 

 

 

 

 

 

 

емов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устройство

снегоза­

 

 

 

 

 

 

 

щитных

устройств

M

 

 

 

 

 

 

Устройство

ледяных

 

 

 

 

 

 

 

переправ

 

 

 

M

 

 

 

 

 

 

134


По расчетным

данным, учитывая фактически существующие

средства механизации, составляют график производства

работ.

Часть видов работ выполняется последовательно:

рубка

леса,

корчевка пней и

кустарника, планировка . Устройство настила,

прошпаливание,

сооружение

мостов

и

подготовку водоемов

м о ж н о проводить

одновременно. З е м л я н ы е работы

необходимо

проводить в теплое время, пока

грунт не замерз, а ледяные

пере­

п р а в ы — в начале

зимы .

 

 

 

 

 

Пользуясь графиком проведения работ, организуют дорожно -

строительные подразделения — бригады

и

звенья,

вооруженные

необходимой техникой дл я выполнения отдельных или смежных видов работ .

Н а

к а ж д ы й вид работ составляют технологические карты - за ­

дания,

в которых у к а з ы в а ю т вид и объем работы, технологиче­

скую схему проведения работ, состав машин, инструмента и обо­

рудования, состав бригады или

звена, техническую документа­

цию, в к л ю ч а ю щ у ю необходимые

схемы, чертежи,

нормативные

данные (производительность на

машино-смену, человеко-день и

трудоемкость единицы продукции) . К а р т а - з а д а н и е

выдается пе­

ред началом работ бригадиру или руководителю

звена.

Строительство зимней дороги

начинают с расчистки просеки,

причем валку леса на д о р о ж н о й полосе лучше вести в зимний

период лесозаготовительными

бригадами .

 

Если какое-то

ответвление

дороги предполагается

пустить

в эксплуатацию

с середины

зимы, пни на земляном

полотне

м о ж н о не корчевать. Достаточно их спилить заподлицо с зем­

лей (одновременно с валкой л е с а ) . Выпавший за

первую

поло­

вину зимы снег позволит спланировать мелкие неровности.

Корчевку пней и удаление кустарника и растительного

слоя

осуществляют на всю ширину земляного

полотна

одновременно

с уборкой

валунов и в а л е ж н и к а . Д л я

этого

целесообразно ис­

пользовать

корчеватели. Вместе со снятием

растительного

слоя

в ы р а в н и в а ю т мелкие неровности, засыпают

подкорневые

ямы,

выполняют

планировку поверхности.

С

наступлением первых

морозов на участках с избыточным у в л а ж н е н и е м и неглубоких

болотах

проводят проминку

земляного полотна

трактором .

При

необходимости

на

заболоченных

участках

проводится

прошпаливание

дорожного

полотна (рис. 6 5 , а ) . Д л я

этого дол-

готье

диаметром

14—16

см

у к л а д ы в а ю т

поперек

земляного по­

лотна

на расстоянии 30—50 см друг от друга. Просветы м е ж д у

бревнами заполняют хворостом и сучьями, уплотняя их тракто ­

рами . Н а

болотах

устраивают сплошные настилы (рис. 65,6),

у к л а д ы в а я

их

на

продольные лаги, а сверху з а с ы п а я

слоем

грунта или торфа

толщиной

15—20 см.

 

П р о ш п а л и в а н и е на глубоких болотах проводят до наступле­

ния зимы. С н а ч а л а на поверхность

болота у к л а д ы в а ю т

попере­

чины,

затем пропускают трактор,

и поперечины погружаются

в слой

торфа .

Если о б щ а я

поверхность поперечин получается

135


неровной, необходимо заглубить в торф отдельные выступающие поперечины. При устройстве сплошного настила стыки продоль­

ных

лаг р а з м е щ а ю т

в р а з б е ж к у , колесоотбойные

брусья у к л а д ы ­

вают

так, чтобы они

плотно п р и ж и м а л и бревна

настила.

Искусственные сооружения на зимних дорогах строят упро­ щенного типа. Н а и б о л ь ш е е распространение получили мосты на

клетках с пролетным строением в

виде гати из бревен с засып­

кой поверху слоя грунта толщиной 15—20 см. У п р о щ а я

 

конст­

рукцию

моста,

нельзя з а б ы в а т ь о

его прочности и надежности,

особенно

при

движении т я ж е л ы х

автопоездов.

Особенно

тща ­

тельно нужно

выполнять сопряжения моста с з е м л я н ы м

 

полот­

 

 

 

ном.

П р и

въезде

автомо­

 

 

 

биля на мост и съезде

с не­

 

 

 

го не

д о л ж н о быть

толчков.

Снеголед .

Снеголед

0,2S-O,30M

Лежниа=і8Ьм

\Іс\о-и,Зм,иігла- шыаамымичерез

Q3-0,SM

прижимные бревна d=ojSM

^Сплошной нас­ тил из Зревен

Вопрос

водоснабжения

является

очень

в а ж н ы м

д л я

строительства

 

и эксплуата ­

ции

ледяных

дорог

всех

ти­

пов.

Поэтому

 

з а р а н е е

изу­

чают

возможность

использо­

вания

б л и з л е ж а щ и х

рек,

ручьев,

озер

и

определяют

уровень грунтовых вод д л я устройства колодцев.

Рис. 65.

Однополосная

дорога:

 

П о д ъ е з д н ы е

пути

и ис­

а — на

слабозаболоченных участках; б

 

точники водоснабжения

под­

 

заболоченных участках

 

готавливают

одновременно

 

 

 

 

 

 

с устройством основного пути. При

проектировании подъездных

путей

стремятся,

чтобы

подъем

и

спуски

не превышали

30%о.

П л о щ а д к и

набора

воды

устраивают

горизонтальными или с ук­

лонами не

более 2%о в

сторону

грузового

движения . Во и з б е ж а ­

ние п р о м е р з а н и я источник водоснабжения утепляют установкой

деревянного сруба.

С боков сруб з а с ы п а ю т слоем

грунта

тол­

щиной 1 —1,2 м, сверху сруб

н а к р ы в а ю т

крышкой, утепленной

войлоком или другими теплоизолирующими

м а т е р и а л а м и .

 

В тех случаях, когда водоисточник не м о ж е т обеспечить

н у ж д

дороги, устраивают

искусственное водохранилище,

с о з д а в а я за­

пруду или котлован

в русле водотока. З а п р у д ы строят на дорогах

продолжительного

действия

и в их конструкции

предусматри ­

вают простейшие водосливные устройства. Котлованы устраи­ вают в естественном русле водотока или перед запрудой . Наиболее дешевый способ устройства котлована — взрывной . Ем­ кость котлована определяется суточным расходом воды на участ­ ке, прилегающем к этому источнику. В некоторых случаях кот­ лован может быть устроен на берегу, рядом с водотоком. Такой котлован д о л ж е н иметь хорошее сообщение с водотоком.

Устройство снежного покрытия начинают с наступлением ус­ тойчивых низких температур и выпадения снега достаточной

136