Файл: Строительство лесовозных дорог..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

т о л щ и н ы . Основными физико-механическими

свойствами

снега,

х а р а к т е р и з у ю щ и м и

его как строительный

материал,

являются:

плотность, твердость и температура .

 

 

 

 

 

 

Плотность

снега — это отношение

объема

полученной

из сне­

га воды к взятому объему снега. Плотность

снега

определяется

специальными

весовыми

плотномерами или другими

способами.

П о величине

плотности

(гісм3)

снежный

покров

 

делится на

группы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

очень рыхлый и рыхлый

 

 

 

0,01—0,25

 

средней плотности

 

 

 

 

0,26—0,35

 

плотный

 

 

 

 

 

 

0,36—0,50

 

очень плотный

 

 

 

 

 

 

больше 0,50

Твердость

снега

характеризует

способность сопротивляться

внедрению в

него другого тела. Определяется она

твердомером

и равна отношению нагрузки, приложенной к наконечнику твер­

домера, к проекции поверхности

его отпечатка

перпендикулярно

действию нагрузки:

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нк = —

кгс/см2,

 

 

 

 

 

 

(35)

 

 

 

 

 

 

S

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где Р — нагрузка,

кгс;

S — п л о щ а д ь

проекции

 

отпечатка,

см2.

Эта

ф о р м у л а

справедлива

дл я

плоского

 

или

конического

ш т а м п а твердомера .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П о величине твердости снега

м о ж н о судить о его способно­

сти противостоять образованию

колей

под действием

нагрузки

от автомобиля и прицепного состава. Твердость снега

 

возрас ­

тает с

понижением температуры

и

повышением

плотности.

Б о л ь ш о е

значение

имеет

 

в е р т и к а л ь н а я

д е ф о р м а ц и я

снега.

И з м е р я е т с я она глубиной колеи, образуемой проходом

колес

автомобиля, гусеницами т р а к т о р а или полозьями

саней. Д е ф о р ­

мация

снега в ы р а ж а е т с я коэффициентом жесткости

 

 

 

 

 

 

 

С = -2- кгс/см3,

 

 

 

 

 

 

(36)

 

 

 

 

 

h

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где q — удельное давление,

кгс/см2;

 

 

 

 

 

 

 

 

h — величина вертикальной деформации,

см.

 

 

 

 

П о своей величине коэффициент жесткости изменяется при

температуре

—2° С от 0,01 дл я рыхлого

снега, 0,28 для слабо об­

работанного

боронами

и к а т к а м и

и 8,0—40,0

кгс/см3

для

укатан ­

ной и хорошо укатанной снежных дорог. Коэффициент

 

жестко ­

сти дает возможность определить допустимое удельное

давле ­

ние по заданной

возможной

д е ф о р м а ц и и .

 

 

 

 

 

 

Снег плотностью не менее

0,5 г/см3

м о ж е т

с л у ж и т ь

материа ­

лом для покрытия снежных дорог и основанием дл я ледяных .

Толщина

такого

уплотненного снега

зависит от интенсивности

д в и ж е н и я

(табл.

25).

 

 

Снежное покрытие устраивают

уплотнением в ы п а д а ю щ е г о

снега слоями толщиной до 15 см. Последующие слои

выпавшего

снега т а к ж е уплотняют, н а р а щ и в а я

общую толщину

покрытия .

137


Уплотнение производится

д о р о ж н ы м и к а т к а м и

статического дей­

ствия

КТ-3

Ц Н И И М Э ,

пневмошинными

Д - 263,

виброплитой

СУМ - 3

Ц Н И И М Э . Д л я уплотнения

снега

катками

необходимо

делать два-четыре прохода по одному месту с перерывами,

рав ­

ными: при температуре воздуха

ниже минус 20° С 2 ч; при тем­

пературе воздуха

минус

10—20° С 2—4

ч;

при температуре

воз­

духа 0 — м и н у с

10° С 4—6 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лучшее

 

уплотнение достигается

при температуре

0 — минус

10° С. Рыхлый

снег

 

м о ж н о

у к а т ы в а т ь

к а т к а м и

 

толщиной

до

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20—25

см.

Толщина

снега

Грузобал

полоса

 

Парожнякобая полоса

 

под

нарезку

колеи

д о л ж н а

а

 

 

 

 

 

S,OM

 

 

 

составлять

не

менее

15

см.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Такой

ж е

толщины

д о л ж е н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

быть слой уплотненного сне­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

га

дл я

устройства

ледяной

Грузобая полоса

 

Порожнякобая полоса

дороги.

 

 

 

 

 

 

 

 

Р ы х л ы й

снег

толщиной

5

 

 

 

 

 

 

 

S,OM

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

более 25 см уплотняют после

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

предварительного

 

переме­

 

 

 

6,0м

2,5м

 

 

 

шивания

сельскохозяйствен­

 

 

 

 

 

 

ными боронами, д о р о ж н ы м и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фрезами

или

 

специально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р а з р а б о т а н н ы м

 

Ц Н И И М Э

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ребристым

катком .

После

 

 

5,0м

 

 

SßS,Sn

 

 

 

перемешивания

 

снег

надо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сразу уплотнять.

Устройство

Рис. 66. Поперечные

профили:

 

ледяного

покрытия

начина­

а — в

насыпи;

б — в выемке;

s — при

совме­

ют

после

промерзания

зем­

щении

в

одной

просеке

зимней

и

летней

ляного

полотна

и подготов­

 

 

 

 

 

дорог

 

 

 

 

 

ки

уплотненного

снежного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

основания.

 

 

 

 

 

 

Бесколейные

ледяные

дороги устраивают

и

на

земляном

в виде насыпей и выемок и на снежном основании

(рис. 66).

Слой

рыхлого

снега

толщиной

до 5 см

м о ж н о

поливать

без уп-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 25

 

 

Допускаемая максимальная

толщина

уплотненного

снега

 

 

 

 

в зависимости

от интенсивности

движения автопоездов

 

 

 

 

Интенсивность

движения

автопоездов,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сутки

 

 

 

 

 

Допускаемая

максимальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

толщина

уплотненного

 

МАЗ и КрАЗ

 

 

 

 

 

ЗИЛ

 

 

 

 

снега, см

 

 

 

 

До

17

 

 

 

 

 

Д о

19

 

 

 

 

 

70

 

 

 

 

»

50

 

 

 

 

 

»

58

 

 

 

 

35—40

 

 

 

 

»

100

 

 

 

 

 

»

116

 

 

 

 

20—25

 

 

 

 

»

170

 

 

 

 

 

»

200

 

 

 

 

10—15

 

 

 

Свыше

170

 

 

 

 

Свыше 200

 

 

Не

рекомендуется

138


лотнения, более толстые слои рыхлого снега, выпавшего на зем­ ляное основание или на уплотненный снег, убирают бульдозером или снегоочистителем. Лучшие условия для поливки — темпера­

тура воздуха от минус 5 до

20° С, так как

при

более

высокой

температуре вода

з а м е р з а е т

медленнее, а более низкая темпе­

ратура

затрудняет

работу водополивочной

машины и

ухудша­

ет

условия л ь д о о б р а з о в а н и я .

 

 

 

 

 

 

Во время первых поливок

обледеняют полосу

шириной

около

3

м, во

время последующих

вода растекается и

образует

ледя ­

ное покрытие по всей проезжей части. Обочины поливают позд­ нее. При такой последовательности работ сначала на средине проезжей части создается нечто вроде ледяной подушки, тол­ щина которой увеличивается при последующих проходах поли­

вочной

машины .

Н а

обочинах

слой

льда

получается

 

тоньше.

Последующие поливки проводятся на всю ширину

проезжей

части. Д л я

быстрейшей

подготовки

дороги к

эксплуатации

реко­

мендуется

первоначальную поливку

производить

круглые

сутки,

ß после начала движения лесовозных

автопоездов — в

ночное

время .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ориентировочный расход воды на поливку определяется из

следующих

соображений .

П р и

первой

поливке

на

ширину 3

м

и ледяного покрытия толщиной 1,5—2

см

необходимо

 

5—б

м3

воды

на к а ж д ы е

 

100 м дороги, д л я последующих

п о л и в о к —

1,5—

2 м3

на

100 м.

О б щ а я

потребность

на

весь

зимний

период для

создания

сплошного

покрытия

шириной 4,5

м равна 350

м?

на

1 км,

из

них

100 м3

в

период

первоначальных

поливок

и

250 м3 в период

 

эксплуатации, т. е. на восстановление

 

и

нара ­

щивание покрытия. П р и м е р н ы е

сроки з а м е р з а н и я

воды

и

очеред­

ность поливок приведены

в табл . 26.

 

 

 

 

Таблица

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время замерзания воды при поливке зимних дорог

 

 

 

 

Температура

 

 

Время

замерзания, мин,

при толщине слоя

воды, см

 

воздуха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при

поливке,

 

0,1

 

 

0,3

0,5

0,7

1,0

 

 

2,0

 

 

°С

 

 

 

 

 

 

 

 

- 6

 

 

10

 

 

30

50

70

131

 

 

263

 

 

-10

 

 

6

 

 

18

30

42

79

 

 

158

 

 

-15

 

 

4

 

 

12

20

28

52

 

 

105

 

 

-20

 

 

3

 

 

9

15

21

 

40

 

 

78

 

 

-25

 

 

2

 

 

7

12

17

 

32

 

 

63

 

Д л я

поливок

дороги

используют

водополивочные

машины,

представляющие собой смонтированные на автомобилях цистер­

ны, оборудованные

приспособлениями для з а б о р а ,

подогрева и

р а з л и в а

воды. Д л я

первоначальных поливок иногда

используют

цистерны, укрепленные на трелевочных тракторах,

о б л а д а ю щ и х

лучшей

проходимостью. Поэтому в некоторых случаях можно

139



п о л и в а ть не полностью промерзшее земляное полотно. Д л я после­ дующих поливок тракторы непригодны, так к а к своими гусени­

цами р а з р у ш а ю т

ледяное

покрытие. Д л я

строительства и

со­

д е р ж а н и я к а ж д ы х

20 км

ледяной дороги

необходимы две

во-

дополивочные машины .

 

 

 

Рис. 67. Однополосная дорога:

а —с колеей на земляном основании; б —с колеей на снежном основании

12

Рис. 68. Двухпутная колейная дорога

При строительстве одноколейных ледяных дорог нарезку ко­ леи магистральных путей и веток производят в грунтовом осно­

вании (рис. 67, а; 68). Н а

усах

колею

н а р е з а ю т

в уплотненном

снежном

основании. Д л я

магистралей

и веток

нарезка

колеи

в снегу

(рис. 67, б) допускается

только при хорошо уплотнен­

ном снежном основании. Обычно

это д е л а ю т в

середине

зимы.

140

Н а участках,

пересекающих хорошо промерзшие

болота,

колею

н а р е з а ю т так

ж е ,

как в грунте. При пересечении

болот

сплош­

ными настилами,

засыпанными грунтом, колею

нарезают, как

вобычном грунте.

На р е з а я колею, необходимо следить за ее прямолинейностью . Извилистая в плане колея вызывает дополнительное сопротив­

ление д в и ж е н и ю автопоездов

и снижает их производительность.

Н а

кривых

участках

колея

д о л ж н а

быть плавной, соответство­

вать дуге круга и не иметь изломов.

 

 

Ш и р и н а ледяной колеи

д о л ж н а

равняться двойной ширине

полоза

саней

 

понизу

(рис.

69). Ш и р и н а колеи, вырезаемой

в грунте или

снеге,

д о л ж н а

 

быть

шире ледяной на 10—15 см

(с учетом последующего обледе­

 

нения) . Д л я

нарезки

колеи

изго­

 

товляют

колеерез

типа

Вздор ­

 

ных — Ц Н И И М Э .

Н а р е з к у

про­

 

изводят

за

два

прохода:

с н а ч а л а

 

на

глубину

15

см,

затем

д л я

ее

 

очистки. Обледенение произво­

 

дится

водополивочной

машиной .

 

Ориентировочный

расход

 

воды

 

при

 

первоначальном

 

обледене­

Рис. 69. Схема колеи одноколей­

нии:

40

м3

на

1 км

дороги,

за

се­

ной дороги

зон 130

м3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эксплуатация одноколейной ледяной дороги допустима при толщине льда в колее больше 5 см на грунтовом основании и

более 8 см при нарезке колеи в снегу.

П о обе стороны колеи

обледеняются полосы шириной по 30

 

см.

Глубина колеи

во

время эксплуатации дороги

д о л ж н а составлять не

менее 8

см

и не более 15

см.

 

 

 

 

 

 

 

При проектировании и строительстве зимних дорог особое

внимание д о л ж н о уделяться

участкам

пересечения

наледеопас -

ных ключей

и речек. Д л я

предотвращения

появления

наледи

спрямляют и углубляют русло водотока,

у с т а н а в л и в а ю т

времен­

ные и щитовые з а б о р ы , з а м е н я ю т насыпь

эстакадой,

пересекают

ручьи и речки мостами с пролетом 4—5

м.

 

 

 

 

Насыпи возводят из привозного грунта. В том случае если

высота наледи неизвестна, высота земляного

полотна

назнача ­

ется на 25—30% выше проектной. Если мощность наледи из­ вестна, земляное полотно следует устраивать на 0,5 м выше

максимальной отметки

наледи .

Н а

участках, покрытых лесом, ширину разрубки дорожной

полосы

с о к р а щ а ю т до

10—12 м и устраивают однопутный учас­

ток дороги. Растительно - моховой покров, пни и кустарник уда­ лять не следует. Древесную растительность снимают после про­

мерзания грунта на 0,5 м.

Боковые резервы и водоотводные ка­

навы

не устраивают

д л я

сохранения водно-теплового р е ж и м а

грунта

наледеопасных

участков.

141