ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
т о л щ и н ы . Основными физико-механическими |
свойствами |
снега, |
||||||||
х а р а к т е р и з у ю щ и м и |
его как строительный |
материал, |
являются: |
|||||||
плотность, твердость и температура . |
|
|
|
|
|
|
||||
Плотность |
снега — это отношение |
объема |
полученной |
из сне |
||||||
га воды к взятому объему снега. Плотность |
снега |
определяется |
||||||||
специальными |
весовыми |
плотномерами или другими |
способами. |
|||||||
П о величине |
плотности |
(гісм3) |
снежный |
покров |
|
делится на |
||||
группы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
очень рыхлый и рыхлый |
|
|
|
0,01—0,25 |
|
|||||
средней плотности |
|
|
|
|
0,26—0,35 |
|
||||
плотный |
|
|
|
|
|
|
0,36—0,50 |
|
||
очень плотный |
|
|
|
|
|
|
больше 0,50 |
|||
Твердость |
снега |
характеризует |
способность сопротивляться |
|||||||
внедрению в |
него другого тела. Определяется она |
твердомером |
и равна отношению нагрузки, приложенной к наконечнику твер
домера, к проекции поверхности |
его отпечатка |
перпендикулярно |
|||||||||||||
действию нагрузки: |
|
р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
Нк = — |
кгс/см2, |
|
|
|
|
|
|
(35) |
|||
|
|
|
|
|
|
S |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где Р — нагрузка, |
кгс; |
S — п л о щ а д ь |
проекции |
|
отпечатка, |
см2. |
|||||||||
Эта |
ф о р м у л а |
справедлива |
дл я |
плоского |
|
или |
конического |
||||||||
ш т а м п а твердомера . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
П о величине твердости снега |
м о ж н о судить о его способно |
||||||||||||||
сти противостоять образованию |
колей |
под действием |
нагрузки |
||||||||||||
от автомобиля и прицепного состава. Твердость снега |
|
возрас |
|||||||||||||
тает с |
понижением температуры |
и |
повышением |
плотности. |
|||||||||||
Б о л ь ш о е |
значение |
имеет |
|
в е р т и к а л ь н а я |
д е ф о р м а ц и я |
снега. |
|||||||||
И з м е р я е т с я она глубиной колеи, образуемой проходом |
колес |
||||||||||||||
автомобиля, гусеницами т р а к т о р а или полозьями |
саней. Д е ф о р |
||||||||||||||
мация |
снега в ы р а ж а е т с я коэффициентом жесткости |
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
С = -2- кгс/см3, |
|
|
|
|
|
|
(36) |
||||
|
|
|
|
|
h |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где q — удельное давление, |
кгс/см2; |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
h — величина вертикальной деформации, |
см. |
|
|
|
|
||||||||||
П о своей величине коэффициент жесткости изменяется при |
|||||||||||||||
температуре |
—2° С от 0,01 дл я рыхлого |
снега, 0,28 для слабо об |
|||||||||||||
работанного |
боронами |
и к а т к а м и |
и 8,0—40,0 |
кгс/см3 |
для |
укатан |
|||||||||
ной и хорошо укатанной снежных дорог. Коэффициент |
|
жестко |
|||||||||||||
сти дает возможность определить допустимое удельное |
давле |
||||||||||||||
ние по заданной |
возможной |
д е ф о р м а ц и и . |
|
|
|
|
|
|
|||||||
Снег плотностью не менее |
0,5 г/см3 |
м о ж е т |
с л у ж и т ь |
материа |
лом для покрытия снежных дорог и основанием дл я ледяных .
Толщина |
такого |
уплотненного снега |
зависит от интенсивности |
|
д в и ж е н и я |
(табл. |
25). |
|
|
Снежное покрытие устраивают |
уплотнением в ы п а д а ю щ е г о |
|||
снега слоями толщиной до 15 см. Последующие слои |
выпавшего |
|||
снега т а к ж е уплотняют, н а р а щ и в а я |
общую толщину |
покрытия . |
137
Уплотнение производится |
д о р о ж н ы м и к а т к а м и |
статического дей |
||||||||||||||||||
ствия |
КТ-3 |
Ц Н И И М Э , |
пневмошинными |
Д - 263, |
виброплитой |
|||||||||||||||
СУМ - 3 |
Ц Н И И М Э . Д л я уплотнения |
снега |
катками |
необходимо |
||||||||||||||||
делать два-четыре прохода по одному месту с перерывами, |
рав |
|||||||||||||||||||
ными: при температуре воздуха |
ниже минус 20° С 2 ч; при тем |
|||||||||||||||||||
пературе воздуха |
минус |
10—20° С 2—4 |
ч; |
при температуре |
воз |
|||||||||||||||
духа 0 — м и н у с |
10° С 4—6 ч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Лучшее |
|
уплотнение достигается |
при температуре |
0 — минус |
||||||||||||||||
10° С. Рыхлый |
снег |
|
м о ж н о |
у к а т ы в а т ь |
к а т к а м и |
|
толщиной |
до |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20—25 |
см. |
Толщина |
снега |
|||||
Грузобал |
полоса |
|
Парожнякобая полоса |
|
под |
нарезку |
колеи |
д о л ж н а |
||||||||||||
а |
|
|
|
|
|
S,OM |
|
|
|
составлять |
не |
менее |
15 |
см. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Такой |
ж е |
толщины |
д о л ж е н |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
быть слой уплотненного сне |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
га |
дл я |
устройства |
ледяной |
|||||
Грузобая полоса |
|
Порожнякобая полоса |
дороги. |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
Р ы х л ы й |
снег |
толщиной |
||||||||||||||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
S,OM |
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
более 25 см уплотняют после |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
предварительного |
|
переме |
||||||
|
|
|
6,0м |
\Щ |
2,5м |
|
|
|
шивания |
сельскохозяйствен |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
ными боронами, д о р о ж н ы м и |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
фрезами |
или |
|
специально |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
р а з р а б о т а н н ы м |
|
Ц Н И И М Э |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ребристым |
катком . |
После |
||||||
|
|
5,0м |
|
|
SßS,Sn |
|
|
|
перемешивания |
|
снег |
надо |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сразу уплотнять. |
Устройство |
|||||||
Рис. 66. Поперечные |
профили: |
|
ледяного |
покрытия |
начина |
|||||||||||||||
а — в |
насыпи; |
б — в выемке; |
s — при |
совме |
ют |
после |
промерзания |
зем |
||||||||||||
щении |
в |
одной |
просеке |
зимней |
и |
летней |
ляного |
полотна |
и подготов |
|||||||||||
|
|
|
|
|
дорог |
|
|
|
|
|
ки |
уплотненного |
снежного |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
основания. |
|
|
|
|
|
|
||
Бесколейные |
ледяные |
дороги устраивают |
и |
на |
земляном |
|||||||||||||||
в виде насыпей и выемок и на снежном основании |
(рис. 66). |
|||||||||||||||||||
Слой |
рыхлого |
снега |
толщиной |
до 5 см |
м о ж н о |
поливать |
без уп- |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 25 |
||
|
|
Допускаемая максимальная |
толщина |
уплотненного |
снега |
|
|
|||||||||||||
|
|
в зависимости |
от интенсивности |
движения автопоездов |
|
|
||||||||||||||
|
|
Интенсивность |
движения |
автопоездов, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
сутки |
|
|
|
|
|
Допускаемая |
максимальная |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
толщина |
уплотненного |
|||||
|
МАЗ и КрАЗ |
|
|
|
|
|
ЗИЛ |
|
|
|
|
снега, см |
|
|
||||||
|
|
До |
17 |
|
|
|
|
|
Д о |
19 |
|
|
|
|
|
70 |
|
|
||
|
|
» |
50 |
|
|
|
|
|
» |
58 |
|
|
|
|
35—40 |
|
|
|||
|
|
» |
100 |
|
|
|
|
|
» |
116 |
|
|
|
|
20—25 |
|
|
|||
|
|
» |
170 |
|
|
|
|
|
» |
200 |
|
|
|
|
10—15 |
|
|
|||
|
Свыше |
170 |
|
|
|
|
Свыше 200 |
|
|
Не |
рекомендуется |
138
лотнения, более толстые слои рыхлого снега, выпавшего на зем ляное основание или на уплотненный снег, убирают бульдозером или снегоочистителем. Лучшие условия для поливки — темпера
тура воздуха от минус 5 до |
20° С, так как |
при |
более |
высокой |
||||
температуре вода |
з а м е р з а е т |
медленнее, а более низкая темпе |
||||||
ратура |
затрудняет |
работу водополивочной |
машины и |
ухудша |
||||
ет |
условия л ь д о о б р а з о в а н и я . |
|
|
|
|
|
||
|
Во время первых поливок |
обледеняют полосу |
шириной |
около |
||||
3 |
м, во |
время последующих |
вода растекается и |
образует |
ледя |
ное покрытие по всей проезжей части. Обочины поливают позд нее. При такой последовательности работ сначала на средине проезжей части создается нечто вроде ледяной подушки, тол щина которой увеличивается при последующих проходах поли
вочной |
машины . |
Н а |
обочинах |
слой |
льда |
получается |
|
тоньше. |
||||||||||
Последующие поливки проводятся на всю ширину |
проезжей |
|||||||||||||||||
части. Д л я |
быстрейшей |
подготовки |
дороги к |
эксплуатации |
реко |
|||||||||||||
мендуется |
первоначальную поливку |
производить |
круглые |
сутки, |
||||||||||||||
ß после начала движения лесовозных |
автопоездов — в |
ночное |
||||||||||||||||
время . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ориентировочный расход воды на поливку определяется из |
||||||||||||||||||
следующих |
соображений . |
П р и |
первой |
поливке |
на |
ширину 3 |
м |
|||||||||||
и ледяного покрытия толщиной 1,5—2 |
см |
необходимо |
|
5—б |
м3 |
|||||||||||||
воды |
на к а ж д ы е |
|
100 м дороги, д л я последующих |
п о л и в о к — |
1,5— |
|||||||||||||
2 м3 |
на |
100 м. |
О б щ а я |
потребность |
на |
весь |
зимний |
период для |
||||||||||
создания |
сплошного |
покрытия |
шириной 4,5 |
м равна 350 |
м? |
на |
||||||||||||
1 км, |
из |
них |
100 м3 |
в |
период |
первоначальных |
поливок |
и |
||||||||||
250 м3 в период |
|
эксплуатации, т. е. на восстановление |
|
и |
нара |
|||||||||||||
щивание покрытия. П р и м е р н ы е |
сроки з а м е р з а н и я |
воды |
и |
очеред |
||||||||||||||
ность поливок приведены |
в табл . 26. |
|
|
|
|
Таблица |
26 |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
Время замерзания воды при поливке зимних дорог |
|
|
|
|
||||||||||||
Температура |
|
|
Время |
замерзания, мин, |
при толщине слоя |
воды, см |
|
|||||||||||
воздуха |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
при |
поливке, |
|
0,1 |
|
|
0,3 |
0,5 |
0,7 |
1,0 |
|
|
2,0 |
|
|||||
|
°С |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
- 6 |
|
|
10 |
|
|
30 |
50 |
70 |
131 |
|
|
263 |
|
||||
|
-10 |
|
|
6 |
|
|
18 |
30 |
42 |
79 |
|
|
158 |
|
||||
|
-15 |
|
|
4 |
|
|
12 |
20 |
28 |
52 |
|
|
105 |
|
||||
|
-20 |
|
|
3 |
|
|
9 |
15 |
21 |
|
40 |
|
|
78 |
|
|||
|
-25 |
|
|
2 |
|
|
7 |
12 |
17 |
|
32 |
|
|
63 |
|
|||
Д л я |
поливок |
дороги |
используют |
водополивочные |
машины, |
представляющие собой смонтированные на автомобилях цистер
ны, оборудованные |
приспособлениями для з а б о р а , |
подогрева и |
|
р а з л и в а |
воды. Д л я |
первоначальных поливок иногда |
используют |
цистерны, укрепленные на трелевочных тракторах, |
о б л а д а ю щ и х |
||
лучшей |
проходимостью. Поэтому в некоторых случаях можно |
139
п о л и в а ть не полностью промерзшее земляное полотно. Д л я после дующих поливок тракторы непригодны, так к а к своими гусени
цами р а з р у ш а ю т |
ледяное |
покрытие. Д л я |
строительства и |
со |
д е р ж а н и я к а ж д ы х |
20 км |
ледяной дороги |
необходимы две |
во- |
дополивочные машины . |
|
|
|
Рис. 67. Однополосная дорога:
а —с колеей на земляном основании; б —с колеей на снежном основании
12
Рис. 68. Двухпутная колейная дорога
При строительстве одноколейных ледяных дорог нарезку ко леи магистральных путей и веток производят в грунтовом осно
вании (рис. 67, а; 68). Н а |
усах |
колею |
н а р е з а ю т |
в уплотненном |
||
снежном |
основании. Д л я |
магистралей |
и веток |
нарезка |
колеи |
|
в снегу |
(рис. 67, б) допускается |
только при хорошо уплотнен |
||||
ном снежном основании. Обычно |
это д е л а ю т в |
середине |
зимы. |
140
Н а участках, |
пересекающих хорошо промерзшие |
болота, |
колею |
|
н а р е з а ю т так |
ж е , |
как в грунте. При пересечении |
болот |
сплош |
ными настилами, |
засыпанными грунтом, колею |
нарезают, как |
вобычном грунте.
На р е з а я колею, необходимо следить за ее прямолинейностью . Извилистая в плане колея вызывает дополнительное сопротив
ление д в и ж е н и ю автопоездов |
и снижает их производительность. |
||||||||||||
Н а |
кривых |
участках |
колея |
д о л ж н а |
быть плавной, соответство |
||||||||
вать дуге круга и не иметь изломов. |
|
||||||||||||
|
Ш и р и н а ледяной колеи |
д о л ж н а |
равняться двойной ширине |
||||||||||
полоза |
саней |
|
понизу |
(рис. |
69). Ш и р и н а колеи, вырезаемой |
||||||||
в грунте или |
снеге, |
д о л ж н а |
|
быть |
шире ледяной на 10—15 см |
||||||||
(с учетом последующего обледе |
|
||||||||||||
нения) . Д л я |
нарезки |
колеи |
изго |
|
|||||||||
товляют |
колеерез |
типа |
Вздор |
|
|||||||||
ных — Ц Н И И М Э . |
Н а р е з к у |
про |
|
||||||||||
изводят |
за |
два |
прохода: |
с н а ч а л а |
|
||||||||
на |
глубину |
15 |
см, |
затем |
д л я |
ее |
|
||||||
очистки. Обледенение произво |
|
||||||||||||
дится |
водополивочной |
машиной . |
|
||||||||||
Ориентировочный |
расход |
|
воды |
|
|||||||||
при |
|
первоначальном |
|
обледене |
Рис. 69. Схема колеи одноколей |
||||||||
нии: |
40 |
м3 |
на |
1 км |
дороги, |
за |
се |
ной дороги |
|||||
зон — 130 |
м3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эксплуатация одноколейной ледяной дороги допустима при толщине льда в колее больше 5 см на грунтовом основании и
более 8 см при нарезке колеи в снегу. |
П о обе стороны колеи |
|||||||
обледеняются полосы шириной по 30 |
|
см. |
Глубина колеи |
во |
||||
время эксплуатации дороги |
д о л ж н а составлять не |
менее 8 |
см |
|||||
и не более 15 |
см. |
|
|
|
|
|
|
|
При проектировании и строительстве зимних дорог особое |
||||||||
внимание д о л ж н о уделяться |
участкам |
пересечения |
наледеопас - |
|||||
ных ключей |
и речек. Д л я |
предотвращения |
появления |
наледи |
||||
спрямляют и углубляют русло водотока, |
у с т а н а в л и в а ю т |
времен |
||||||
ные и щитовые з а б о р ы , з а м е н я ю т насыпь |
эстакадой, |
пересекают |
||||||
ручьи и речки мостами с пролетом 4—5 |
м. |
|
|
|
|
|||
Насыпи возводят из привозного грунта. В том случае если |
||||||||
высота наледи неизвестна, высота земляного |
полотна |
назнача |
ется на 25—30% выше проектной. Если мощность наледи из вестна, земляное полотно следует устраивать на 0,5 м выше
максимальной отметки |
наледи . |
|
Н а |
участках, покрытых лесом, ширину разрубки дорожной |
|
полосы |
с о к р а щ а ю т до |
10—12 м и устраивают однопутный учас |
ток дороги. Растительно - моховой покров, пни и кустарник уда лять не следует. Древесную растительность снимают после про
мерзания грунта на 0,5 м. |
Боковые резервы и водоотводные ка |
||
навы |
не устраивают |
д л я |
сохранения водно-теплового р е ж и м а |
грунта |
наледеопасных |
участков. |
141