ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
П р и б е г а т ь |
к спрямлению русла |
речки |
приходится |
только |
в том случае, |
если наледеопасный |
участок |
короткий, |
дно ее |
имеет уклон 100—150%о, а температура воды зимой не н и ж е
0,3—0,5° С. Вновь |
образованное |
русло утепляют слоем |
наката, |
|||||||
м х о м , л а п н и к о м , |
опилками . |
|
|
|
|
|
|
|
||
З а б о р ы у с т а н а в л и в а ю т |
на всей |
протяженности |
наледеопас - |
|||||||
ного участка на расстоянии 5—10 м от бровки |
дороги. Конструк |
|||||||||
ция их проста — на столбах |
устраивают стенки из бревен с про |
|||||||||
ложенными м е ж д у ними слоями мха. |
|
|
|
|
|
|||||
П е р е х в а т ы в а ю щ и й д р е н а ж в виде траншеи, заполненной кам |
||||||||||
нем или гравием, |
р а с п о л а г а ю т на расстоянии |
не более |
5—8 м |
|||||||
от земляного полотна и отводят от |
него воду. Д л я |
успешной |
||||||||
работы |
д р е н а ж а |
траншею |
сверху |
утепляют |
мхом, |
лапником |
||||
и следят, чтобы т р а н ш е я не засорилась . |
|
|
|
|
||||||
На открытых участках иногда устраивают |
мерзлотозащитные |
|||||||||
пояса, |
дл я чего на расстоянии 15—20 м от дороги |
на |
пути дви |
|||||||
жения |
грунтовых |
вод с поверхности |
грунта снимают |
раститель |
||||||
ный слой. Грунт |
в этих местах |
промерзает |
с н а ч а л а |
зимы и |
||||||
п р е г р а ж д а е т |
путь д в и ж е н и ю грунтовым водам . |
|
|
|
||||||
|
|
|
УСТРОЙСТВО ЛЕДЯНЫХ ПЕРЕПРАВ |
|
|
|
||||
Л е д я н ы е |
переправы устраивают |
при пересечении |
водотоков |
или водоемов в тех случаях, когда невыгодно строить мост и условия р а з р е ш а ю т обойтись переправой . Невыгодно строить мосты на дорогах, срок действия которых 1—2 года. В случаях
позднего |
з а м е р з а н и я водотока, при |
малой |
толщине |
льда, |
при |
||||||
скорости |
течения свыше 1 м/сек, |
а |
т а к ж е если на |
поверхности |
|||||||
льда в о з м о ж н о образование наледей, |
ледяную |
переправу не |
|||||||||
строят. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При |
выборе места ледяной переправы необходимо з а р а н е е |
||||||||||
установить сроки ледостава и ледохода, |
горизонты |
воды |
осенью, |
||||||||
зимой и летом, устойчивость берегов и глубину русла, |
удобство |
||||||||||
подъездов к переправе. Наиболее |
удобны дл я переправ |
участки |
|||||||||
с невысокими пологими берегами, |
расположенные |
на |
п р я м о м |
||||||||
участке |
дороги. Продольный уклон въездов на переправу не |
||||||||||
д о л ж е н |
превышать |
100%о. Пересекать |
реку |
или |
водоем |
реко |
|||||
мендуется |
поперек |
или под наибольшим |
углом к ее оси без по |
||||||||
воротов |
на |
льду. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По конструкции ледяные переправы м о ж н о р а з д е л и т ь на три типа: переезд по естественному льду; переправа с искусствен
ным н а м о р а ж и в а н и е м ; переправа с у к л а д к о й |
по льду |
л е ж н е в ы х |
колесопроводов. |
|
|
Переезды по естественному льду я в л я ю т с я |
с а м ы м и |
дешевыми |
и применяются на кратковременных зимних дорогах . И х строи тельство заключается в расчистке льда от снега на полосе ши
риной |
40—50 |
м. Д в и ж е н и е автомобилей |
осуществляется |
по |
средине |
этой |
постоянно очищаемой от снега |
полосе. Очистка |
от |
142
снега необходима д л я увеличения толщины льда, так как снег является теплоизолятором и лед под ним значительно тоньше.
Д о с т а т о ч н а я |
ширина расчищаемой полосы обеспечивает боль |
шую ширину |
утолщенного естественным путем льда . Убранный |
с переправы |
снег рекомендуется сбрасывать в проруби. Д л я нор |
мального д в и ж е н и я автомобилей в темное время по обеим сто
ронам полосы д в и ж е н и я выставляют вехи. |
|
|
||
Л е д я н ы е переправы |
с искусственным н а м о р а ж и в а н и е м |
устра |
||
ивают в тех случаях, |
когда |
лед недостаточно |
толст. Д л я |
этого |
на расстоянии не менее чем |
50—60 м от оси |
переправы делают |
проруби и на проезжую полосу, огражденную снежными вали ками или ж е р д я м и , мотопомпой подают воду, р а з б р ы з г и в а я ее тонким слоем. Ч е м слабее мороз, тем тоньше д о л ж е н быть слой налитой за один р а з воды. Поливку обычно начинают в начале зимы и повторяют до тех пор, пока лед на переправе не достиг
нет |
необходимой толщины . |
Н а р а щ и в а т ь |
слой |
толщиной |
более |
||||||
2 /з толщины основного льда |
не |
следует |
во |
и з б е ж а н и е |
подтаива |
||||||
ния снизу основного льда . |
|
|
|
|
|
|
|
||||
Ускорить |
н а м о р а ж и в а н и е |
|
можно |
набрасыванием |
на |
лед |
|||||
снега слоем до 5 см толщиной |
или ледяной мелочи толщиной до |
||||||||||
15 см. Р а б о т ы |
по ускорению |
н а м о р а ж и в а н и я следует |
проводить |
||||||||
при температуре воздуха не выше —20° С. |
|
|
|
|
|||||||
В |
тех |
случаях, |
когда ледяную переправу |
сооружают |
для |
||||||
д в и ж е н и я |
т я ж е л ы х |
автопоездов, рекомендуется |
по льду у к л а д ы |
||||||||
вать |
л е ж н е в ы й настил, увеличивающий |
срок работы |
переправы |
весной. Эта конструкция переправы увеличивает срок ее работы
по |
сравнению с переездом по естественному льду и переправой |
с |
искусственным н а м о р а ж и в а н и е м . Устройство переправ с л е ж |
невыми колесопроводами стоит дороже, чем другие типы пере
прав, но по своим техническим данным |
|
оно гораздо |
совершен |
||||||||||||
нее и безопаснее. Весной детали лежневого покрытия |
следует |
||||||||||||||
убирать на берег до следующей зимы . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
П е р е д укладкой лежневого пути |
на |
переправе |
в ы р а в н и в а ю т |
||||||||||||
слой снега до |
толщины |
10—15 |
см, |
затем |
к л а д у т |
поперечины, |
|||||||||
подштопывая их снегом и поливая |
водой, |
чтобы |
|
обеспечить |
|||||||||||
ровную |
общую |
поверхность |
поперечин |
|
и п р и м о р а ж и в а н и е |
их |
|||||||||
к поверхности |
льда . Н а поперечины |
у к л а д ы в а ю т колесопроводы |
|||||||||||||
из отдельных брусьев или щитов |
с обязательной р а з б е ж к о й |
сты |
|||||||||||||
ков правого и левого колесопровода |
и |
внутри |
к а ж д о г о |
колесо- |
|||||||||||
провода д л я брусьев. Элементы лежневого пути |
не д о л ж н ы быть |
||||||||||||||
излишне |
т я ж е л ы м и , т а к |
к а к |
условия их |
работы |
на |
льду |
легче, |
||||||||
чем на грунте. И з л и ш н я я |
мощность колесопроводов |
сообщит |
не |
||||||||||||
нужную дополнительную нагрузку на лед. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Д л я |
эксплуатации на |
зимней |
дороге |
санных |
однополозных |
||||||||||
прицепов м е ж д у колесопроводами устраивают колею |
(деревян |
||||||||||||||
ные борта с обледенением |
к о л е и ) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Наиболее в а ж н ы м и элементами |
всякой |
ледяной |
переправы |
||||||||||||
являются съезды с берега |
на лед . |
Во |
время |
спуска |
т я ж е л о г о |
143
ав т о п о ез да или автомобиля с берега по плохо устроенному съезду па лед будут передаваться значительные динамические нагрузки, которые могут р а з р у ш и т ь прибрежный, более тонкий и непроч
ный, лед. Автопоезд при переходе с берега на лед |
д о л ж е н |
дви |
||||||||||
гаться плавно, |
без |
толчков, |
и нагрузка |
от |
его осей д о л ж н а |
пе |
||||||
р е д а в а т ь с я не |
на береговую |
кромку |
льда, |
а |
в о з м о ж н о |
д а л ь ш е |
||||||
от берега. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По конструкции |
съезды |
(рис. |
70) |
м о ж н о разделить на |
че |
|||||||
тыре типа: съезд со снежно-хворостяной подушкой; съезд с |
л е ж |
|||||||||||
1 |
|
|
невыми |
колесопроводами; |
съезд |
|||||||
|
|
с |
устройством |
клеточной |
опоры |
|||||||
|
|
|
на |
берегу; |
съезд с эстакадой . |
|||||||
|
|
|
|
С а м а я |
простая |
конструкция |
||||||
|
|
|
съезда (со снежно - хворостяной |
|||||||||
|
|
|
подушкой) применяется д л я |
дви |
||||||||
|
|
|
ж е н и я |
сравнительно |
легких авто |
|||||||
|
|
|
поездов и автомобилей, у устой |
|||||||||
|
|
|
чивых |
берегов. Тонкий |
прибреж |
|||||||
|
|
|
ный край |
льда |
у д а л я ю т , и |
м е ж д у |
||||||
|
|
|
кромкой льда |
и урезом |
воды |
ук |
||||||
|
|
|
л а д ы в а ю т |
ф а ш и н ы |
2. |
После |
уп |
|||||
|
|
|
лотнения |
ф а ш и н у к л а д ы в а ю т |
по |
|||||||
|
|
|
душку, состоящую из чередую |
|||||||||
|
|
|
щихся |
слоев |
снега |
и хвороста 1. |
||||||
|
|
|
Во время сооружения снег и хво |
|||||||||
|
|
|
рост |
уплотняют |
и п о л и в а ю т |
|||||||
|
|
|
водой. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 70. Конструкции |
съездов ле |
|||
|
дяных переправ: |
|
||
а — съезд |
со |
снежно-хворостяной |
по |
|
душкой; |
6 — съезд с лежневыми |
ко |
||
лесопроводами; |
в — съезд |
с устрой- |
ством клеточной опоры на берегу; г —
При сооружении |
съезда |
с |
л е ж н е в ы м и колесопроводами |
тон |
|
кий п р и б р е ж н ы й лед не |
у д а л я ю т , |
а на некотором расстоянии от бе
рега располагают |
поперечины. |
Л е ж н и у к л а д ы в а ю т |
с опорой на |
берег, поперечины и лед. В каче
стве л е ж н е й используют |
д о р о ж - |
•> |
г |
съезд с эстакадой |
ные |
деревянные |
щиты, у к л а д ы - |
|
в а я |
их в р я д по |
три - четыре без |
просвета. Возле торцов щитов, опирающихся на лед, один щит
рекомендуется у л о ж и т ь поперек н а п р а в л е н и я |
д в и ж е н и я автомо |
билей: он будет гасить усилия продольного |
сдвига наклонных |
лежней или щитов. Концы л е ж н е й и щитов, |
о п и р а ю щ и х с я на |
берег, утапливают заподлицо в грунт. У внешней кромки по
перечного щита на льду устраивают ледяную призму, |
|
исключаю |
|
щую вертикальные толчки при съезде или |
въезде |
автомобиля . |
|
Съезд с устройством клеточной опоры 4 |
на берегу |
применя |
|
ется д л я ледяных переправ длительного или д а ж е |
постоянного |
||
действия и при переменном уровне воды в |
водотоке. |
П р и б р е ж |
|
ный тонкий лед предварительно у д а л я ю т |
и на склоне берега |
144
н и ж е уровня воды планируют п л о щ а д к у д л я |
опоры основания |
клетки, в о з в ы ш а ю щ е й с я над уровнем льда и |
я в л я ю щ е й с я про |
межуточной опорой д л я л е ж н е й или деревянных д о р о ж н ы х щи
тов. Л е ж н и или |
щиты одним |
концом |
опираются на |
берег, |
дру |
||||||
гим — на |
снежно - хворостяную |
или |
снежно - ледяную |
подушку, |
|||||||
р а с п о л о ж е н н у ю |
на льду |
водотока. При колебании уровня |
воды |
||||||||
и, соответственно, высоты льда возвышение клетки |
м о ж н о |
ме |
|||||||||
нять. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При малой толщине прибрежного льда и неустойчивом грун |
|||||||||||
те берега |
у с т р а и в а ю т э с т а к а д у — сплошной |
настил |
из |
деревян |
|||||||
ных |
д о р о ж н ы х |
щитов. |
С |
крайней |
опоры |
щиты |
у к л а д ы в а ю т |
||||
так |
же, к а к при |
устройстве |
съезда |
с л е ж н е в ы м и |
колесопрово- |
дами .
При устройстве ледяных переправ следует учитывать необ ходимую толщину льда, при которой в о з м о ж е н пропуск раз
личных типов автопоездов |
(см. ниже) : |
|
|
|
|
||||
Вес |
поезда, |
m . . . |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
Наименьшая |
толщи |
|
|
|
|
|
|
|
|
на |
льда, см . . . |
25 |
35 |
40 |
45 |
50 |
55 |
60 |
|
Л е д я н ы е переправы |
у с т р а и в а ю т |
только |
однополосными. При |
необходимости обеспечить д в и ж е н и е автопоездов в обоих на
правлениях следует |
у с т р а и в а т ь |
две отдельные ледяные пере |
п р а в ы на некотором |
расстоянии |
друг от друга . |
|
|
|
|
Глава |
VI |
|
|
|
|
|
|
|
ВРЕМЕННЫЕ ЛЕСОВОЗНЫЕ ДОРОГИ |
(УСЫ) |
|
||||||||
|
|
ТИПЫ ВРЕМЕННЫХ ЛЕСОВОЗНЫХ ДОРОГ |
|
|
|||||||
Основное назначение |
временных |
путей — приблизить |
транс |
||||||||
портные средства к местам заготовки |
леса и сократить расстоя |
||||||||||
ние трелевки — одной |
из |
наиболее трудоемких операций лесоза |
|||||||||
готовительного |
производства . |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Временные |
дороги |
(усы) действуют, |
к а к правило, до |
1 года |
|||||||
и обеспечивают вывозку |
древесины |
с |
одной |
или |
нескольких |
||||||
лесосек. |
П р и м ы к а ю т |
усы |
к |
дорогам |
|
постоянного |
действия — |
||||
веткам |
или м а г и с т р а л я м . |
И х |
направление зависит |
от |
условий |
подхода к лесосеке и рельефа местности и выбирается с таким
расчетом, чтобы обеспечить минимальные строительные |
расходы, |
|||||||
удовлетворительные |
условия организации |
погрузочных |
работ и |
|||||
д в и ж е н и я а в т о м а ш и н |
по |
усу. |
|
|
|
|
|
|
|
Н а и м е н ь ш е е расстояние трелевки и наиболее выгодное |
рас |
||||||
стояние м е ж д у усами, |
принимаемое р а в н ы м |
двойной |
д а л ь н о |
|||||
сти |
трелевки, находят, |
с р а в н и в а я |
общие, |
с у м м а р н ы е |
з а т р а т ы |
|||
на |
строительные и транспортные |
расходы |
по |
временным |
доро- |
6 Л. С. Матвеенко и др. |
145 |
гам и на трелевку леса. Эти расстояния зависят от конструкции дорог, типа транспорта и трелевочных средств, з а п а с а ликвидной
древесины, |
климатических, грунтовых |
и других условий. И з всех |
|||
в о з м о ж н ы х |
вариантов |
транспортной |
сети в лесу |
д о л ж е н |
быть |
в ы б р а н самый экономичный, требующий наименьших д е н е ж н ы х |
|||||
и трудовых |
з а т р а т на совокупность у к а з а н н ы х работ . |
|
|||
Объем |
годового |
(сезонного) строительства |
усов L |
(км) |
|
м о ж н о подсчитать по ф о р м у л а м : |
|
|
|
||
при дальности трелевки 500 м |
|
|
|
|
L |
Q . |
|
(37) |
||
|
\Q0qly ' |
|
||||
|
|
|
|
|||
при дальности трелевки 300 м |
|
|
|
|||
^ _ |
yaßQ |
_ 2,32-yQ |
(38) |
|||
~~100<7 |
~~ |
100? |
' |
|||
|
||||||
где Q — годовой (сезонный) объем |
лесозаготовок, мъ\ |
|
||||
и—- расстояние м е ж д у |
усами, м; |
|
|
|||
а — протяжение путей |
на |
100 га |
общей п л о щ а д и ; |
|
ß— коэффициент удлинения трассы за счет строительства объездных и разворотных путей, принимается р а в н ы м 1,15;
100 — коэффициент |
перевода гектаров |
в к в а д р а т н ы е |
|
кило |
|||||
|
метры; |
|
|
|
|
|
|
|
|
q— ликвидный |
з а п а с древесины |
на |
1 га |
средней |
(между |
||||
|
общей и эксплуатационной) |
площади, |
м3/га; |
|
|
||||
У |
ікоэффициент, учитывающий |
расстояние м е ж д у |
ветками |
||||||
|
(табл. 27). |
|
|
|
|
|
Таблица 27 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
Значения |
коэффициента |
у |
|
|
|
|
|
Расстояние между |
У |
Расстояние |
между |
|
V |
|
|||
ветками, км |
ветками, км. |
|
|
||||||
|
3,0 |
0,95 |
|
5,0 |
|
|
1,0 |
|
|
|
3,5 |
0,97 |
5,5—6,0 |
|
1,01 |
|
|||
|
4,0 |
0,98 |
6,5—7,5 |
|
1,02 |
|
|||
|
4,5 |
0,99 |
|
|
|
|
|
|
|
Усы летнего действия устраивают, ка к правило, |
однополос |
||||||||
ными |
с р а з ъ е з д а м и , |
зимнего |
действия — ка к одно-, |
так и |
двух |
||||
полосными. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Конструкция временных путей зависит от |
почвенно-грунто- |
||||||||
вых условий, наличия |
дорожно - строительных м а т е р и а л о в , |
|
м а ш и н |
||||||
и механизмов для сооружения дорог, частоты |
д в и ж е н и я |
и на |
|||||||
грузок на дорогу. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В зависимости от вида основания земляного полотна и кон |
|||||||||
струкции дорожной о д е ж д ы временные дороги |
д е л я т с я : |
|
|
146