Файл: Строительство лесовозных дорог..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на колейные из железобетонных плит

или деревянных

щи ­

тов на грунтовом

основании;

 

 

 

 

 

 

 

на колейные из деревянных щитов па шпальном основании;

 

на колейные из деревянных лент Л Д - 5 ;

 

 

 

 

 

на

гравийные;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на

грунтовые

(без

п о к р ы т и я ) ;

 

 

 

 

 

 

 

на грунтовые, улучшенные д о б а в к а м и дренирующих и гра­

вийных м а т е р и а л о в ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с покрытием или основанием из лесосечных отходов;

 

 

на зимние снежно-уплоі ценные;

 

 

 

 

 

 

на зимние снежно - ледяные;

 

 

 

 

 

 

 

на зимние на грунтовом основании.

 

 

 

 

 

 

Р е к о м е н д а ц и и по выбору покрытий

и

оснований

временных

дорог

в зависимости

от

типа местности

приведены

в табл .

28.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

28

 

Рекомендации по выбору конструкции временных дорог

 

 

 

 

Виды оснований

в зависимости от типов местности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сырые места

 

сырые места

Тип

обра­

Вид покрытия

сухие

места

 

с избыточным

 

 

 

с постоянным

щающихся

без

избыточного

увлажнением

 

 

 

 

избыточным

автопоездов

 

 

увлажнения —

в отдельные

 

 

 

 

I тип

 

 

периоды года —

увлажнением —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II тип

 

III тип

 

 

 

 

Железобетон­ Спланирован­

Земляное

Хворостяная

З И Л ,

МАЗ,

ные

плиты

ный

грунт

 

полотно

 

выстилка

К р А З

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с засыпкой

 

 

 

Деревянные

 

 

 

 

 

Шпалы

 

грунтом

 

 

 

 

 

То

же

 

Продольные

З И Л ,

МАЗ,

щиты

 

 

 

 

 

 

 

лаги и шпалы

К р А З

 

Деревянные

 

 

 

 

 

Хворостяная

Хворостяная

З И Л ,

МАЗ

гибкие ленты

 

 

 

 

 

выстилка

выстилка

по

 

 

 

ЛД - 5

 

 

 

 

 

 

 

 

сплошному

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

настилу

из

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мелкотовар­

 

 

 

Грунтовое

 

 

 

 

 

Грунт

по

ной древесины

З И Л ,

МАЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

хворостяной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выстилке

 

 

 

 

 

 

Гравийное

 

 

 

 

 

Хворостяная

Хворостяная

З И Л ,

МАЗ,

и улучшенное

 

 

 

 

 

выстилка

 

выстилка

К р А З

 

грунтовое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ы б р а в конструкцию

дороги и

з н а я

срок ввода ее в эксплу­

атацию, у с т а н а в л и в а ю т

перечень

основных работ

по

строитель­

ству

уса, определяют

потребность в м а ш и н а х , рабочей силе

и

м а т е р и а л а х ,

в ы б и р а ю т

наиболее

целесообразные

методы

орга­

низации работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и строительстве временных дорог

выполняются

полностью

или частично следующие

основные

работы:

 

 

 

 

1)

натурные

работы

и р а з р а б о т к а

проектно-технической до­

кументации;

6*

147


2) подготовка

просеки, при которой ведется рубка

или в а л к а

деревьев

с корнями, их

р а з д е л к а , складирование

или

вывозка;

3) подготовка

полосы

д л я земляного полотна — уборка

кус­

тарника,

подроста

и в а л е ж н и к а , корчевка или срезка

пней

за­

подлицо

с землей,

удаление валунов, укрепление

переувлажнен ­

ных грунтов и болот выстилкой из лесосечных отходов, прошпа - ливанием или устройством поперечного настила;

4) устройство земляного полотна — планировка поверхности на грунтах, позволяющих д в и ж е н и е автопоездов без дополни­

тельного их укрепления, срезка кочек

 

на

болотах,

п р о к л а д к а

водоотводных к а н а в и

к а н а л о в

с выбросом

грунта в

отвал

или

в тело насыпи, возведение насыпей из

местных или

привозных

грунтов;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5)

постройка

простейших

искусственных

 

сооружений;

 

6)

сооружение д о р о ж н ы х

покрытий.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОДГОТОВКА

ОСНОВАНИЙ

 

 

 

 

Подготовительные работы по прорубке просек, изысканию

трасс

временных

дорог рекомендуется

проводить за

12

года

до р а з р а б о т к и лесосек,

отвод

которых

д о л ж е н соответствовать

лесоустроительному плану рубок и п р а в и л а м

отпуска

леса.

Н а

основании а н а л и з а плана отвода

 

лесосек, изучения

мест­

ности

отведенной

лесосеки

и

подхода

к

ней

(топографических

и почвенно-грунтовых

условий,

наличия

дорожно - строительных

материалов и др.) производственно-технический отдел леспром ­ хоза составляет технологические карты р а з р а б о т к и лесосек и схемы р а з м е щ е н и я временных дорог. Сеть транспортного ос­

воения

намечают

таким образом,

чтобы

ветки

п р о к л а д ы в а л и с ь

преимущественно

по к в а р т а л ь н ы м

просекам,

а

усы

п р и м ы к а л и

к веткам по перпендикулярным им

н а п р а в л е н и я м . Н а

основании

этих документов

технорук

или

мастер уточняют и з а к р е п л я ю т

на

местности

ось

уса

и ширину

разрубки

просеки

з а т е с к а м и

на

деревьях

или

установкой вешек. В трудных условиях мест­

ности проводят более детальные изыскательские работы

(тахе­

ометрическую съемку или нивелировочные

р а б о т ы ) .

 

 

Ширину просеки в зависимости от почвенно-грунтовых усло­

вий, конструкции

усов

и других

факторов

п р и н и м а ю т

равной

8—40 м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При

прорубке

просеки

и

выполнении

последующих

работ

нужно иметь в виду, что, если не

предусматривается

сооруже ­

ние земляного полотна, а предполагается

устройство

покрытий

на

естественном основании,

очень

в а ж н о сохранить

раститель ­

ный

слой и

корневую

систему

деревьев.

Н е н а р у ш е н н ы й

верх­

ний слой грунта, армированный корнями деревьев, с л у ж и т хо­ рошим основанием д л я покрытий лесовозных усов.

При строительстве временных дорог на сухих дренирующих грунтах ( I тип местности), несущая способность которых в ес-

148


тественном состоянии обеспечивает движение лесовозных машин, основание подготовляют после разрубки просеки, выполняемой в обычном порядке, уборки поваленных деревьев, срезая кустар ­

ник

и подрост,

у б и р а я

в а л е ж н и к и валуны, спиливая

пни

запод­

лицо с землей на ширину проезжей

части дороги

(не менее

4,5—

5 м).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а к

ж е

прорубается

просека

и

готовится основание на грун­

тах

переувлажненных

и

заболоченных,

если

предусматривается

п р о ш п а л и в а н и е

основания или

у к л а д к а

поперечных

и

продоль­

ных

лаг под

разборное

колейное

покрытие

из

деревянных

щи­

тов

и гибких

лент. Д л я

укрепления

основания

у к л а д ы в а ю т

по­

перечные лаги из мелкотоварной древесины или ш п а л ы

с

рас­

стоянием м е ж д у ними не менее

1 м.

Н а

заболоченных

участках

сначала

у к л а д ы в а ю т

продольные

лаги,

а на

них —

поперечные

или

ш п а л ы .

В

местах

пересечения

продольных

и

поперечных

лаг

во и з б е ж а н и е их относительных смещений делаются

врубки

или их скрепляют металлическими

скобками .

 

 

 

 

 

 

 

П р и прорубке просеки по обычной технологии, особенно при

проведении

работ

в летнее время,

образуются

глубокие

колеи,

а пни, д а ж е

спиленные

заподлицо

с

землей,

выступают

н а д по­

верхностью и не обеспечивается необходимая ровность

основа­

ния.

В

этом

случае

целесообразнее

осуществлять

 

в а л к у

де­

ревьев

с комлевой

частью, оставляя

в

грунте

только

 

их

корни.

Д о

н а ч а л а работ у б и р а ю т сухостойные и зависшие деревья,

вы­

рубают

кустарник

и

подрост,

дерево

или

несколько

деревьев

охватывают тросом, один конец которого идет на лебедку тре­

левочного

т р а к т о р а ,

а

другой з а к р е п л я ю т

за одно из

крепких

деревьев,

растущих

за

пределами полосы

расчистки.

У подго­

т а в л и в а е м ы х деревьев

на расстоянии 0,6—0,7 м от пня

очищают

корни и подпиливают их бензиномоторной пилой. Рабочий - валь ­

щик,

один или

с

помощником, поднимает трос на

высоту

1,5—

2,5

м

и

подает

сигнал

трактористу, который

 

включает

лебедку

и

валит

дерево. Д о н а ч а л а работ трактор д о л

ж е н

стоять на

бе­

зопасном расстоянии

(большем высоты с в а л и

в а е м ы х деревьев)

и

быть

н а д е ж н о

закреплен ручным тормозом

или

р а с т я ж к а м и

при в а л к е крупных деревьев .

 

 

 

 

 

 

Необходимое направление повала дерева может быть обес­

печено

выбором

 

места

установки т р а к т о р а

и

выбором

дерева,

за которое крепится свободный конец троса . Поваленное

де­

рево

зацепляется

за оставшиеся корни или

ствол

и сдвигается

в сторону от дорожной полосы. Отпиливание к о м л я и трелевку

его производит

комплексная

лесозаготовительная б р и г а д а в про­

цессе разработки

лесосеки.

Ш и р и н а просеки при валке де­

ревьев тросом принимается минимальной (8

м).

 

Если

предусматривается

сооружение

земляного

полотна,

в подготовку

дорожной полосы

входят

следующие р а б о т ы :

уборка

в а л е ж а

и

валунов,

срезка

кустарника и подроста, спи-

ливание

пней

заподлицо

с землей на

ширину

основания

149



В зависимости от густоты насаждений, х а р а к т е р а местности и рода грунта, принятого способа проведения работ и конструк­ ции уса корчевка пней осуществляется либо только в местах,

откуда

предполагается

б р а т ь

грунт

в

земляное

полотно,

либо

на

всей ширине земляного

полотна

(включая

участки,

где бу­

дут

з а к л а д ы в а т ь с я резервы

или устраиваться

к а н а в ы ) .

 

Одноили двустороннюю

корчевку

полос

шириной

6—8 м

на

расстоянии

2,3—3 м от оси дороги

выполняют при

возведе­

нии

земляного

полотна

бульдозерами

(с неповоротным

или уни­

версальным

отвалом)

из боковых

резервов . Пни на полосе ши­

риной

3,5—4

м

корчуют с

одной

или

с обеих

сторон

дороги

на

том ж е расстоянии

от оси дороги

при использовании

в ка­

честве ведущих м а ш и н одноотвальных канавокопателей на трак ­

торах

Т-100 или ДЭТ - 250,

одноковшовых

или роторных

экска ­

ваторов .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О д н а к о частичная

корчевка

пней

не

всегда

в о з м о ж н а

(на­

пример, на п е р е у в л а ж н е н н ы х

г р у н т а х ) .

Пр и

движении

корче­

вателя

п а р а л л е л ь н о

или

под

м а л ы м

углом

к

оси

дороги не

всегда удается выкорчевать пень, особенно при корчевке

круп­

ных осиновых и березовых пней. С л о ж н о с т ь

положения

усугуб­

ляется

еще тем, что из-за

п е р е у в л а ж н е н и я грунта на

отдельных

участках корчеватель

не

м о ж е т д в а ж д ы

проходить

по

одному

следу

(буксует), и чтобы

подходить

к пню под разными

углами

и корчевать его по частям, приходится

заходить на

полотно

строящегося уса. В результате

п р е д п о л а г а е м а я

п р о е з ж а я

часть

п о в р е ж д а е т с я гусеницами

т р а к т о р а корчевателя .

 

 

 

 

После частичной корчевки на трассе будущего уса остаются

одиночные пни высотой 20—30 см, та к ка к

срезать

их

запод ­

лицо с поверхностью земли трудно из-за высокого

расположе ­

ния корней. Д л я их засыпки

потребовалось бы увеличить

объем

р а з р а б а т ы в а е м о г о грунта.

К р о м е

того,

оставшиеся

одиночные

пни з а т р у д н я ю т применение грейдеров или бульдозеров при

последующем

р а з р а в н и в а н и и грунта

из-за

опасности

поломки

ножей . Н а таких

участках

целесообразнее

производить

сплош­

ную корчевку пней, при которой

трактор

может подходить к пню

с любой стороны и п е р е м е щ а т ь его в любую сторону. Пр и сплош­

ной корчевке

маневренность

и производительность т р а к т о р а уве­

личиваются .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ш и р и н а

корчуемой

полосы

зависит

от

ширины

п р о е з ж е й

части и может

колебаться

от

8

до

20

м,

в зависимости от

применяемых

машин

и

принятой

схемы

проведения

земляных

работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З е м л я н о е

полотно

с о о р у ж а ю т

при э к с п л у а т а ц и и уса

без по­

крытия или при устройстве

сборно - разборного покрытия

из же ­

лезобетонных плит или деревянных щитов . Строительные ра ­

боты д о л ж н ы проводиться заблаговременно,

примерно

за год

до н а ч а л а р а з р а б о т к и лесосек, с тем чтобы

земляное

полотно

просохло.

 

 

151