ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
у к л а д ы в а т ь на основание, |
полученное при в а л к е |
деревьев |
с ком |
||||
лями, или укрепленное хворостяной |
выстилкой. |
|
|
|
|||
Грунт в карьере |
р а з р а б а т ы в а ю т |
одноковшовыми |
или |
ротор |
|||
ными э к с к а в а т о р а м и , тракторными |
погрузчиками и |
грузят на |
|||||
автомобили - самосвалы на базе |
автомобилей З И Л |
или М А З . |
|||||
Отсыпку производят |
по схеме «от себя», что позволяет достичь |
||||||
необходимого уплотнения |
грунта |
д в и ж у щ и м и с я |
автосамосвала |
||||
ми. Р а з р а в н и в а ю т грунт, |
как правило, бульдозерами . При необ |
||||||
ходимости покрытие |
у к л а д ы в а ю т |
|
|
|
|
||
после отсыпки насыпей на всем |
|
|
|
|
|
||
протяжении уса или по мере го |
|
|
|
|
|
||
товности отдельных |
участков. |
|
|
|
|
|
Н а и б о л ь ш е е распространение на сооружении земляного полот на временных дорог получили бульдозеры ка к с прямым, та к и
суниверсальным отвалом . При
использовании их в о з м о ж н ы |
сле |
|||
дующие схемы земляного по |
||||
лотна. |
|
|
|
|
Н а |
сухих |
дренирующих |
грун |
|
тах у с т р а и в а ю т |
простейшее |
зем |
||
ляное |
полотно |
без р а з р а б о т к и ре |
||
зервов |
(рис. 72), ограничиваясь |
|||
планировкой |
грунтового основа |
|||
ния и п р и д а в а я |
ему серповидный |
|||
профиль . Н а |
раскорчеванном |
участке после засыпки подкорневых ям и срезки неровностей вы
ставляют вешки |
через 30—50 м |
||||
на |
расстоянии |
2,5—3 |
м от |
оси |
|
дороги. Ориентируясь по вешкам, |
|||||
бульдозерист |
одним |
концом |
от |
||
в а л а срезает |
грунт и |
подает |
его |
||
к |
оси дороги. |
Постепенно увеличивая глубину разработки, фор |
мируют профиль земляного полотна с толщиной слоя грунта по оси дороги 0,2—0,3 м и неглубокими кюветами (0,2—0,3 м). Д л я выполнения этих работ м о ж н о использовать универсальный или
прямой отвалы с |
цилиндром перекоса, которые позволяют |
р а з |
||||||||||
р а б а т ы в а т ь |
грунт |
одной стороной отвала . Перекос о т в а л а |
на |
|||||||||
угол до 4° м о ж н о |
сделать и у некоторых |
неповоротных отвалов, |
||||||||||
вручную |
изменяя |
положение винтов, соединяющих |
отвал |
с |
тол |
|||||||
к а ю щ и м и |
брусьями . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
При работе п р я м ы м отвалом бульдозерист, пройдя |
3—5 м |
|||||||||||
(рис. 73, а) |
и в ы р е з а в |
треугольное |
сечение |
грунта |
(рис. 73, б ) , |
|||||||
поворачивает |
машину |
к середине |
дороги |
и, |
подняв отвал, |
воз |
||||||
в р а щ а е т с я |
к |
тому месту, где |
закончил |
вырезку |
грунта |
(рис. |
||||||
73, в). Универсальным |
отвалом |
грунт р а з р а б а т ы в а ю т и |
подают |
153
к оси дороги непрерывно, осуществляя прямолинейное д в и ж е н и е вдоль вешек сразу на всю длину уса в п р я м о м и обратном на
правлениях или на отдельных |
участках . |
|
|
|
|
|
Используя универсальный |
бульдозер |
Л Д - 1 0 агрегата Л Д - 4 , |
||||
м о ж н о возводить насыпи и |
большей |
высоты, |
до |
0,6—0,8 |
м. |
|
В этом случае в соответствии с необходимой высотой |
насыпи |
|||||
увеличивают ширину корчуемой полосы, и грунт |
р а з р а б а т ы |
|||||
вают поэтапно, за несколько |
проходов. Подробно |
эта схема |
рас |
|||
смотрена во I I главе . |
|
|
|
|
|
|
Возведение насыпей выполняют т а к ж е поперечным |
надвига |
нием грунта п р я м ы м бульдозером из одноили двусторонних боковых резервов. По объему подготовительных работ в а р и а н т с односторонними резервами предпочтительнее, однако его м о ж
но |
применять большей частью на косогорах, |
когда |
приток |
воды |
||||||||
к |
насыпи |
возможен с одной стороны. В этом |
случае |
резерв |
уст |
|||||||
р а и в а ю т с нагорной стороны, и он обеспечивает |
перехват |
воды. |
||||||||||
П е р е д р а з р а б о т к о й резерва р а з м е ч а ю т |
в е ш к а м и ось дороги, ус |
|||||||||||
т а н а в л и в а я их |
через 30—50 м, а |
на |
кривых |
через |
5—10 м, |
|||||||
в зависимости |
от радиуса . Н а в е ш к а х отмечают |
или вешки |
|
обре |
||||||||
з а ю т на высоту насыпи, та к что бульдозерист визуально |
м о ж е т |
|||||||||||
судить о |
количестве отсыпанного |
грунта. Н е о б х о д и м а я |
высота |
|||||||||
отсыпки |
устанавливается |
с учетом |
коэффициента |
р а з р ы х л е н и я . |
||||||||
|
Возведение |
земляного |
полотна |
временных |
дорог |
бульдозе |
||||||
рами при поперечном перемещении |
грунта из одноили двусто |
ронних резервов принципиально не отличается от проведения этих работ на магистральных дорогах.
При использовании в качестве |
ведущей м а ш и н ы канавокопа |
||||||
теля перед устройством к а н а в выполняют грубую |
планировку |
||||||
трассы в продольном и поперечном направлениях, |
чтобы |
избе |
|||||
ж а т ь |
перекосов |
трактора с к а н а в о к о п а т е л е м |
и |
искривления |
|||
продольной оси канав . Вслед за планировкой в ы с т а в л я ю т |
вешки |
||||||
высотой 1,5—2 м по оси будущих |
к а н а в (вешки нужно |
в |
верх |
||||
ней части окорить, чтобы лучше |
их р а з л и ч а т ь ) . |
Вешки |
ставят |
||||
через 25—30 м на прямых и через |
15—20 м на кривых |
у ч а с т к а х |
|||||
уса. |
|
|
|
|
|
|
|
В |
зависимости |
от выбранной |
схемы строительства |
усов ка |
навы устраивают с выбросом грунта в сторону дороги или на
обрез, что достигается выбором |
направления д в и ж е н и я |
к а н а в о |
||||||
копателя, |
так как грунт у п л у ж н ы х |
одноотвальных |
канавокопа |
|||||
телей отваливается вправо |
по |
ходу д в и ж е н и я машины . Схема |
||||||
д в и ж е н и я |
канавокопателя |
д о л ж н а |
быть продумана |
т щ а т е л ь н о |
||||
до |
н а ч а л а |
работ, с тем чтобы и з б е ж а т ь лишних ходов |
машины . |
|||||
Н а |
сырых |
заболоченных участках выход с тупика уса представ |
||||||
ляет значительные трудности, так |
как по |
свежевыброшенному |
||||||
из |
к а н а в |
грунту пройти нельзя, |
а обойти |
полотно т а к ж е невоз |
||||
м о ж н о — мешают пни. |
|
|
|
|
|
|
||
|
Д л я наиболее эффективного |
просыхания земляного |
полотна, |
|||||
а т а к ж е |
увеличения высоты насыпаемого |
из к а н а в |
грунта ши- |
154
В качестве ведущей машины для устройства к а н а в при строи
тельстве |
усов |
могут |
быть т а к ж е использованы |
одноковшовые |
||||||
(Э-652, ТЭ-ЗМ) |
или роторный |
(ЭР-7А) |
экскаваторы |
(рис. 76). |
||||||
При отрывке к а н а в одноковшовым э к с к а в а т о р о м |
применя |
|||||||||
ется продольный способ разработки, |
при котором |
э к с к а в а т о р |
||||||||
находится |
на трассе будущей |
к а н а в ы |
и |
производит |
р а з р а б о т к у |
|||||
грунта на |
себя. Д л я устройства к а н а в |
э к с к а в а т о р о м |
используют |
|||||||
профильные ковши. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Р а з р а б о т к а |
грунта |
экскаватором |
обходится |
значительно до |
||||||
роже, чем при использовании канавокопателей, поэтому |
ее |
м о ж |
||||||||
но рекомендовать при устройстве мелиоративных каналов, |
когда |
|||||||||
работы по д о р о ж н о м у |
строительству |
ведутся в |
сочетании |
с ра |
||||||
ботами по мелиорации |
(осушению) . |
|
|
|
|
|
|
Водоотводные к а н а в ы , |
устроенные вдоль уса, при р а з р а б о т к е |
||
лесосек |
могут быть |
р а з р у ш е н ы трелевочными т р а к т о р а м и . Д л я |
|
перехода |
тракторов |
через |
к а н а в ы м о ж н о рекомендовать: уклад |
ку в к а н а в у инвентарных |
труб, заполнение к а н а в сучьями, ук |
л а д к у специальных инвентарных щитов, устройство настила из бревен.
Н а |
усах |
дл я пропуска |
небольшого количества |
воды |
строят |
||||||||||
простейшие |
искусственные |
сооружения: |
деревянные |
|
мосты на |
||||||||||
л е ж н е в ы х |
опорах |
или клетках, из к а м н я |
и |
гравия |
у с т р а и в а ю т |
||||||||||
фильтрующие |
(пропускающие воду) |
насыпи. |
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
ПОКРЫТИЯ ВРЕМЕННЫХ ДОРОГ |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
Усы с колейным деревянным покрытием |
|
|
|
|||||||||
Р а з л и ч а ю т |
деревянное |
покрытие |
с колесопроводами |
из |
хлыс |
||||||||||
тов или бревен |
(деревянно - лежневое) |
и из щитов . |
|
|
|
|
|||||||||
Д о |
недавнего |
времени |
наиболее |
распространенным |
видом |
||||||||||
временных дорог были деревянно - лежневые |
усы. Н а |
|
подготов |
||||||||||||
ленное |
основание |
р а с к л а д ы в а ю т ш п а л ы , |
а |
к ним |
прикрепляют |
||||||||||
ершами, хомутами, скобами, болтами |
хлысты |
или |
бревна, уло |
||||||||||||
ж е н н ы е плотно |
одно к другому в виде |
двух |
колесопроводов . |
||||||||||||
В местах |
у к л а д к и |
настила |
ш п а л ы углубляют, |
чтобы |
исключить |
||||||||||
его поперечное перемещение . Хлысты или |
бревна |
|
подбирают |
||||||||||||
так, чтобы |
и з б е ж а т ь больших неровностей |
ка к по ширине, так |
|||||||||||||
и по длине колесопроводов, дл я чего |
л е ж н и |
с |
верхней |
стороны |
|||||||||||
подтесывают, а стыки их у с т р а и в а ю т |
в р а з б е ж к у . |
|
|
|
|
||||||||||
Стоимость таких усов чрезвычайно |
высока — от 10 до 13 тыс. |
||||||||||||||
руб. за 1 км, трудоемкость строительства |
1 км |
составляет |
250— |
||||||||||||
350 чел.-дней, |
расход м а т е р и а л о в |
500—700 |
м3 деловой древе |
||||||||||||
сины на 1 км. |
К а к правило, эти усы |
после |
вывозки |
древесины |
|||||||||||
с лесосеки |
не разбирают, и п р о п а д а е т |
ценная древесина . |
|
||||||||||||
Чтобы |
сократить расходы и ускорить строительство |
|
усов, раз |
р а б о т а н ы конструкции сборно - разборного покрытия усов из деревянных щитов . Изготовление, у к л а д к у и р а з б о р к у щитов
157
м о ж но механизировать, причем щиты можно использовать по
вторно. П о |
данным |
Ц Н И И М Э , |
щиты допускают |
до 10 |
перекла |
|||||||
док. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В настоящее |
время используют |
несколько типов щитов: ЛВ - 11 |
||||||||||
( Ц Н И И М Э ) , деревянные |
щиты |
с |
нагельным |
креплением |
(Коми |
|||||||
Г и п р о Н И И л е с п р о м ) , |
гибкие |
ленты |
( С е в Н И И П ) |
и др . |
|
|
||||||
В 1965 г. в Комарихинском леспромхозе П е р м л е с п р о м а |
были |
|||||||||||
применены |
деревянные щиты |
6 X 1 X 0 , 2 |
м с металлической |
оков |
||||||||
кой. С учетом |
опыта их |
эксплуатации |
были |
изготовлены |
щиты |
|||||||
Л В - 1 1 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А^А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
то |
|
|
|
|
|
А |
|
|
" 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
H |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ук—-у |
О |
° |
° |
° |
°" |
— |
) | 0 |
п |
п |
п |
Q |
Рис. |
77. Конструкция деревянных |
4 N ~ > |
— |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
щитов |
ЛВ-11 |
|
|
|
|
|
|
||||
|
Щ и т ы ЛВ - 11 |
( Ц Н И И М Э ) |
р а з м е р о м |
6 X 1 X 0 , 1 9 |
м |
(рис. |
77) |
||||||
выполнены из двухкантных брусьев, торцы которых |
охватыва |
||||||||||||
ются |
металлическими оголовниками. |
Д л я |
строительства |
1 |
км |
||||||||
уса |
необходимо |
328 щитов. Р а с х о д |
м а т е р и а л а |
на |
1 |
км |
покры |
||||||
тия |
составляет: древесины (бруса) 394 м3, |
м е т а л л а |
16,8 |
т. |
|
||||||||
|
Оголовники |
обеспечивают достаточную |
жесткость |
торца |
щи |
||||||||
та |
в |
поперечном |
направлении, |
п р е д о т в р а щ а ю т |
его |
повреждение |
|||||||
и |
соединяют |
отдельные щиты |
в непрерывные |
колесопроводы . |
Оголовники изготовляют корытообразными из листовой стали
толщиной |
5 мм (могут |
быть т а к ж е |
использованы ш в е л л е р ы |
|||||
№ 18) |
и |
п р и в а р и в а ю т к |
концам косынки с отверстиями |
д л я |
||||
крепления |
к деревянным |
брусьям . Н а |
торцах |
оголовников |
при |
|||
варены |
проушины |
для |
скрепления |
щитов |
м е ж д у |
собой. |
П о |
|
к р а я м |
и посредине |
брусья скрепляются тремя |
болтам |
М20. Про |
ушины выполнены разной длины, а отверстия в них под пальцы
удалены |
на разное расстояние от торца оголовника. |
Т а к а я кон |
струкция |
крепления щитов позволяет у к л а д ы в а т ь их |
на прямых |
158