Файл: Строительство лесовозных дорог..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

у к л а д ы в а т ь на основание,

полученное при в а л к е

деревьев

с ком­

лями, или укрепленное хворостяной

выстилкой.

 

 

 

Грунт в карьере

р а з р а б а т ы в а ю т

одноковшовыми

или

ротор­

ными э к с к а в а т о р а м и , тракторными

погрузчиками и

грузят на

автомобили - самосвалы на базе

автомобилей З И Л

или М А З .

Отсыпку производят

по схеме «от себя», что позволяет достичь

необходимого уплотнения

грунта

д в и ж у щ и м и с я

автосамосвала ­

ми. Р а з р а в н и в а ю т грунт,

как правило, бульдозерами . При необ­

ходимости покрытие

у к л а д ы в а ю т

 

 

 

 

после отсыпки насыпей на всем

 

 

 

 

 

протяжении уса или по мере го­

 

 

 

 

 

товности отдельных

участков.

 

 

 

 

 

Н а и б о л ь ш е е распространение на сооружении земляного полот­ на временных дорог получили бульдозеры ка к с прямым, та к и

суниверсальным отвалом . При

использовании их в о з м о ж н ы

сле­

дующие схемы земляного по­

лотна.

 

 

 

 

Н а

сухих

дренирующих

грун­

тах у с т р а и в а ю т

простейшее

зем­

ляное

полотно

без р а з р а б о т к и ре­

зервов

(рис. 72), ограничиваясь

планировкой

грунтового основа­

ния и п р и д а в а я

ему серповидный

профиль . Н а

раскорчеванном

участке после засыпки подкорневых ям и срезки неровностей вы­

ставляют вешки

через 30—50 м

на

расстоянии

2,5—3

м от

оси

дороги. Ориентируясь по вешкам,

бульдозерист

одним

концом

от­

в а л а срезает

грунт и

подает

его

к

оси дороги.

Постепенно увеличивая глубину разработки, фор ­

мируют профиль земляного полотна с толщиной слоя грунта по оси дороги 0,2—0,3 м и неглубокими кюветами (0,2—0,3 м). Д л я выполнения этих работ м о ж н о использовать универсальный или

прямой отвалы с

цилиндром перекоса, которые позволяют

р а з ­

р а б а т ы в а т ь

грунт

одной стороной отвала . Перекос о т в а л а

на

угол до 4° м о ж н о

сделать и у некоторых

неповоротных отвалов,

вручную

изменяя

положение винтов, соединяющих

отвал

с

тол­

к а ю щ и м и

брусьями .

 

 

 

 

 

 

 

 

При работе п р я м ы м отвалом бульдозерист, пройдя

3—5 м

(рис. 73, а)

и в ы р е з а в

треугольное

сечение

грунта

(рис. 73, б ) ,

поворачивает

машину

к середине

дороги

и,

подняв отвал,

воз­

в р а щ а е т с я

к

тому месту, где

закончил

вырезку

грунта

(рис.

73, в). Универсальным

отвалом

грунт р а з р а б а т ы в а ю т и

подают

153


к оси дороги непрерывно, осуществляя прямолинейное д в и ж е н и е вдоль вешек сразу на всю длину уса в п р я м о м и обратном на­

правлениях или на отдельных

участках .

 

 

 

 

 

Используя универсальный

бульдозер

Л Д - 1 0 агрегата Л Д - 4 ,

м о ж н о возводить насыпи и

большей

высоты,

до

0,6—0,8

м.

В этом случае в соответствии с необходимой высотой

насыпи

увеличивают ширину корчуемой полосы, и грунт

р а з р а б а т ы ­

вают поэтапно, за несколько

проходов. Подробно

эта схема

рас­

смотрена во I I главе .

 

 

 

 

 

 

Возведение насыпей выполняют т а к ж е поперечным

надвига ­

нием грунта п р я м ы м бульдозером из одноили двусторонних боковых резервов. По объему подготовительных работ в а р и а н т с односторонними резервами предпочтительнее, однако его м о ж ­

но

применять большей частью на косогорах,

когда

приток

воды

к

насыпи

возможен с одной стороны. В этом

случае

резерв

уст­

р а и в а ю т с нагорной стороны, и он обеспечивает

перехват

воды.

П е р е д р а з р а б о т к о й резерва р а з м е ч а ю т

в е ш к а м и ось дороги, ус­

т а н а в л и в а я их

через 30—50 м, а

на

кривых

через

5—10 м,

в зависимости

от радиуса . Н а в е ш к а х отмечают

или вешки

 

обре­

з а ю т на высоту насыпи, та к что бульдозерист визуально

м о ж е т

судить о

количестве отсыпанного

грунта. Н е о б х о д и м а я

высота

отсыпки

устанавливается

с учетом

коэффициента

р а з р ы х л е н и я .

 

Возведение

земляного

полотна

временных

дорог

бульдозе­

рами при поперечном перемещении

грунта из одноили двусто­

ронних резервов принципиально не отличается от проведения этих работ на магистральных дорогах.

При использовании в качестве

ведущей м а ш и н ы канавокопа ­

теля перед устройством к а н а в выполняют грубую

планировку

трассы в продольном и поперечном направлениях,

чтобы

избе­

ж а т ь

перекосов

трактора с к а н а в о к о п а т е л е м

и

искривления

продольной оси канав . Вслед за планировкой в ы с т а в л я ю т

вешки

высотой 1,5—2 м по оси будущих

к а н а в (вешки нужно

в

верх­

ней части окорить, чтобы лучше

их р а з л и ч а т ь ) .

Вешки

ставят

через 25—30 м на прямых и через

15—20 м на кривых

у ч а с т к а х

уса.

 

 

 

 

 

 

 

В

зависимости

от выбранной

схемы строительства

усов ка­

навы устраивают с выбросом грунта в сторону дороги или на

обрез, что достигается выбором

направления д в и ж е н и я

к а н а в о ­

копателя,

так как грунт у п л у ж н ы х

одноотвальных

канавокопа ­

телей отваливается вправо

по

ходу д в и ж е н и я машины . Схема

д в и ж е н и я

канавокопателя

д о л ж н а

быть продумана

т щ а т е л ь н о

до

н а ч а л а

работ, с тем чтобы и з б е ж а т ь лишних ходов

машины .

Н а

сырых

заболоченных участках выход с тупика уса представ ­

ляет значительные трудности, так

как по

свежевыброшенному

из

к а н а в

грунту пройти нельзя,

а обойти

полотно т а к ж е невоз­

м о ж н о — мешают пни.

 

 

 

 

 

 

 

Д л я наиболее эффективного

просыхания земляного

полотна,

а т а к ж е

увеличения высоты насыпаемого

из к а н а в

грунта ши-

154


В качестве ведущей машины для устройства к а н а в при строи­

тельстве

усов

могут

быть т а к ж е использованы

одноковшовые

(Э-652, ТЭ-ЗМ)

или роторный

(ЭР-7А)

экскаваторы

(рис. 76).

При отрывке к а н а в одноковшовым э к с к а в а т о р о м

применя ­

ется продольный способ разработки,

при котором

э к с к а в а т о р

находится

на трассе будущей

к а н а в ы

и

производит

р а з р а б о т к у

грунта на

себя. Д л я устройства к а н а в

э к с к а в а т о р о м

используют

профильные ковши.

 

 

 

 

 

 

 

 

Р а з р а б о т к а

грунта

экскаватором

обходится

значительно до­

роже, чем при использовании канавокопателей, поэтому

ее

м о ж ­

но рекомендовать при устройстве мелиоративных каналов,

когда

работы по д о р о ж н о м у

строительству

ведутся в

сочетании

с ра­

ботами по мелиорации

(осушению) .

 

 

 

 

 

 

Водоотводные к а н а в ы ,

устроенные вдоль уса, при р а з р а б о т к е

лесосек

могут быть

р а з р у ш е н ы трелевочными т р а к т о р а м и . Д л я

перехода

тракторов

через

к а н а в ы м о ж н о рекомендовать: уклад ­

ку в к а н а в у инвентарных

труб, заполнение к а н а в сучьями, ук­

л а д к у специальных инвентарных щитов, устройство настила из бревен.

Н а

усах

дл я пропуска

небольшого количества

воды

строят

простейшие

искусственные

сооружения:

деревянные

 

мосты на

л е ж н е в ы х

опорах

или клетках, из к а м н я

и

гравия

у с т р а и в а ю т

фильтрующие

(пропускающие воду)

насыпи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОКРЫТИЯ ВРЕМЕННЫХ ДОРОГ

 

 

 

 

 

 

 

 

Усы с колейным деревянным покрытием

 

 

 

Р а з л и ч а ю т

деревянное

покрытие

с колесопроводами

из

хлыс­

тов или бревен

(деревянно - лежневое)

и из щитов .

 

 

 

 

Д о

недавнего

времени

наиболее

распространенным

видом

временных дорог были деревянно - лежневые

усы. Н а

 

подготов­

ленное

основание

р а с к л а д ы в а ю т ш п а л ы ,

а

к ним

прикрепляют

ершами, хомутами, скобами, болтами

хлысты

или

бревна, уло­

ж е н н ы е плотно

одно к другому в виде

двух

колесопроводов .

В местах

у к л а д к и

настила

ш п а л ы углубляют,

чтобы

исключить

его поперечное перемещение . Хлысты или

бревна

 

подбирают

так, чтобы

и з б е ж а т ь больших неровностей

ка к по ширине, так

и по длине колесопроводов, дл я чего

л е ж н и

с

верхней

стороны

подтесывают, а стыки их у с т р а и в а ю т

в р а з б е ж к у .

 

 

 

 

Стоимость таких усов чрезвычайно

высока — от 10 до 13 тыс.

руб. за 1 км, трудоемкость строительства

1 км

составляет

250—

350 чел.-дней,

расход м а т е р и а л о в

500—700

м3 деловой древе­

сины на 1 км.

К а к правило, эти усы

после

вывозки

древесины

с лесосеки

не разбирают, и п р о п а д а е т

ценная древесина .

 

Чтобы

сократить расходы и ускорить строительство

 

усов, раз ­

р а б о т а н ы конструкции сборно - разборного покрытия усов из деревянных щитов . Изготовление, у к л а д к у и р а з б о р к у щитов

157


м о ж но механизировать, причем щиты можно использовать по­

вторно. П о

данным

Ц Н И И М Э ,

щиты допускают

до 10

перекла ­

док.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В настоящее

время используют

несколько типов щитов: ЛВ - 11

( Ц Н И И М Э ) , деревянные

щиты

с

нагельным

креплением

(Коми

Г и п р о Н И И л е с п р о м ) ,

гибкие

ленты

( С е в Н И И П )

и др .

 

 

В 1965 г. в Комарихинском леспромхозе П е р м л е с п р о м а

были

применены

деревянные щиты

6 X 1 X 0 , 2

м с металлической

оков­

кой. С учетом

опыта их

эксплуатации

были

изготовлены

щиты

Л В - 1 1 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А^А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

то

 

 

 

 

 

А

 

 

" 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

H

 

 

 

 

 

 

 

 

ук—-у

О

°

°

°

°"

) | 0

п

п

п

Q

Рис.

77. Конструкция деревянных

4 N ~ >

 

 

 

 

 

 

 

 

щитов

ЛВ-11

 

 

 

 

 

 

 

Щ и т ы ЛВ - 11

( Ц Н И И М Э )

р а з м е р о м

6 X 1 X 0 , 1 9

м

(рис.

77)

выполнены из двухкантных брусьев, торцы которых

охватыва ­

ются

металлическими оголовниками.

Д л я

строительства

1

км

уса

необходимо

328 щитов. Р а с х о д

м а т е р и а л а

на

1

км

покры­

тия

составляет: древесины (бруса) 394 м3,

м е т а л л а

16,8

т.

 

 

Оголовники

обеспечивают достаточную

жесткость

торца

щи­

та

в

поперечном

направлении,

п р е д о т в р а щ а ю т

его

повреждение

и

соединяют

отдельные щиты

в непрерывные

колесопроводы .

Оголовники изготовляют корытообразными из листовой стали

толщиной

5 мм (могут

быть т а к ж е

использованы ш в е л л е р ы

№ 18)

и

п р и в а р и в а ю т к

концам косынки с отверстиями

д л я

крепления

к деревянным

брусьям . Н а

торцах

оголовников

при­

варены

проушины

для

скрепления

щитов

м е ж д у

собой.

П о

к р а я м

и посредине

брусья скрепляются тремя

болтам

М20. Про ­

ушины выполнены разной длины, а отверстия в них под пальцы

удалены

на разное расстояние от торца оголовника.

Т а к а я кон­

струкция

крепления щитов позволяет у к л а д ы в а т ь их

на прямых

158