Файл: Строительство лесовозных дорог..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

к о л е с о п р о в о да определяют по шаблону, принимая

межколейный

промежуток для автомобилей М А З и К р А З 1 м,

д л я З И Л —

0,8 м. Одновременно с выполнением зарубок окончательно вы­ равнивают положение щитов . Перевозят щиты на лесовозных ав­

томобилях

типа М А З или

К р А З

с

прицепами

2-Р-15 при

уко­

роченных дышлах .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р а б о т ы

по

устройству

покрытия

начинают

с

примыкания

к магистрали или ветке.

Когда

высота

насыпей

невелика и

нет кюветов, щиты у примыкания

 

у к л а д ы в а ю т

на

шпалы .

При

большой разности высот дороги и уса,

а т а к ж е

при

пересечении

водоотводных

к а н а в в ы к л а д ы в а ю т

клетки

из

неделовой

древе­

сины, а

на

них к л а д у т щиты . Н а

кривых

малого

радиуса

при­

мыкание

уса устраивают

в виде

сплошного настила .

 

 

При у к л а д к е первых щитов автокран и автомобиль со

щи­

тами стоят

на

магистрали

или ветке. Первые

уложенные

в

од­

ном уровне с основной дорогой щиты левого и правого колесопроводов з а к р е п л я ю т на ш п а л а х скобами или штырями . После

этого к р а н заходит на первые щиты, останавливается

в 1 —1,5

м

от края, з а т о р м а ж и в а е т с я и при грузоподъемности

менее 5

г

устанавливается на аутригеры. Груженный щ и т а м и

автомобиль

с прицепом передним ходом подходит к крану . Один из трех

рабочих,

занятых

на у к л а д к е

покрытия,

зацепляет

стропами

щит па автомобиле; по его сигналу

к р а н о в щ и к снимает

щит и

подает его к

месту

у к л а д к и . В

это

время

остальные

 

рабочие

окончательно

в ы к л а д ы в а ю т

шпалы,

подтесывают

пазы

и

сру­

бают неровности. После подачи

щита

они

л о м а м и

или

в а г а м и

подгоняют

щ и т на

ш п а л а х

так,

чтобы

совместились

отверстия

в у ш к а х

скрепления

л е ж а щ е г о

и у к л а д ы в а е м о г о

щита,

встав­

л я ю т пальцы

и шплинтуют

их. Н е з а ш п л и н т о в а н н ы е

пальцы

при

движении автотранспорта выпадают, и может быть н а р у ш е н а

целостность

покрытия. Аналогично у к л а д ы в а ю т следующие щи­

ты. Когда

с автомобиля сняты все щиты, прицеп автокраном

грузят на автомобиль, и он задним ходом выходит с уса. В мес­

тах пересечения уса трелевочным

волоком

щиты

не

у к л а д ы в а ю т ,

а устраивают настил из бревен.

 

 

 

 

 

 

Правильно уложенное покрытие из щитов

Л В - 1 1

(рис.

79)

обеспечивает

движение т я ж е л ы х

автопоездов

на

базе

автомо­

билей М А З

и К р А З : груженых

со скоростью

12—15

км/ч,

по­

рожних 20—25 км/ч.

 

 

 

 

 

 

Р а з б о р к а

покрытия ведется в

обратной

последовательности,

начиная с тупика

. В разборке, кроме шоферов автомобилей, пе­

ревозящих щиты,

участвуют к р а н о в щ и к и д в а рабочих. Д о при­

бытия к р а н а рабочие расшплинтовывают и вынимают пальцы, снимают дополнительное крепление (скобы, штыри) на участке покрытия, которое может быть погружено на автомобиль . Ав­

токран, а за ним автомобиль с

погруженным на шасси прице­

пом (последний задним ходом)

з а х о д я т на

ус.

К р а н з а н и м а е т

исходное д л я работы положение

(тормозится

и

у с т а н а в л и в а е т с я

160


Щ и т ы перевозят автопоездами (с укороченным д ы ш л о м ) , у к л а д ы в а ю т автокраном или краном - щитоукладчиком на базе

трелевочного

трактора ТДТ - 55 . По

данным Коми

Г и п р о Н И И л е с -

прома, четыре человека

(крановщик щитоукладчика, тракторист

и двое

рабочих) в смену

у к л а д ы в а ю т

100 пог. м

уса на грунто­

вое или 70 пог. м на

шпальное основание,

производительность

на разборке 350 пог. м в смену.

 

 

 

 

 

 

На

предприятиях

объединения

Тюменьлеспром

применяют

деревянные

щиты прямоугольной

формы

(6X1,1X0, 2 м),

не­

сколько

видоизмененной

конструкции.

Щ и т ы

изготовляют

из

круглой

лиственной

ошкуренной

древесины на

специальном

станке, причем диаметр крайнего бревна на 0,20—0,25 м больше

остальных. Бревна в

щите (их пять) у к л а д ы в а ю т враскомлевку

и скрепляют

тремя

болтами

(по к р а я м и посредине) . Во избе­

ж а н и е

порчи

шин в

случае съезда автомобиля или прицепа со

щита

болты

утапливают, дл я

чего под ш а й б ы с т я ж н ы х болтов

д е л а ю т топором затески глубиной 3—5 см. В ы с т у п а ю щ и е ком­

левые

части дл я в ы р а в н и в а н и я

поверхности

щита

спиливают

бензопилой или срубают

топорами .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В зависимости от грунтовых условий основание под щиты

готовят

из

порубочных

остатков

и ш п а л или под ш п а л ы

укла ­

д ы в а ю т

продольные лаги — по две под к а ж д ы й

колесопровод и

одну-две посредине дороги. Пространство м е ж д у

л а г а м и

за­

полняют

порубочными

 

остатками .

В связи

с

тем, что

щиты

в колесопроводе не соединяются, необходимо

уделять

особое

внимание

подготовке

и

у к л а д к е

шпал .

Ш п а л ы

длиной

3,5

м

из

осиновых хлыстов

диаметром

0,4—0,5 м

у к л а д ы в а ю т

через

0,8

м;

три

шпалы

под

к а ж д у ю

пару щитов

делают

большего

д и а м е т р а с пазами под щиты на

глубину

0,2 м,

шириной

1,1

м.

Н а

выровненные в

горизонтальной

плоскости

ш п а л ы

щиты

ук­

л а д ы в а ю т

так, чтобы

утолщенные

бревна о к а з ы в а л и с ь с

внут­

ренней стороны дороги. Они выполняют роль

колесоотбойных

брусьев. При необходимости щиты крепят к

ш п а л а м

металли ­

ческими

штырями

или скобами . Р а с х о д древесины

на

1 км уса

с учетом шпал и лаг около 900 ж3 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

леспромхозах

Вологодской

области

применяют

покрытие

В П П

института Вологдапромпроект

из деревянных

щитов 4,5Х

X 1X0,16 м. Щ и т ы

оголовков

не имеют, а брусья

(двухкантные)

соединяются четырьмя п о л у ш п а л а м и 1,65X0,16

м при помощи

болтов М12. П о концам

щиты

имеют уступы,

которые

на

стыке

в колесопроводе соединяются

болтами . Н а 1 км

покрытия тре­

буется 389 м3 двухкантного бруса

и 3,22 т м е т а л л а .

 

 

 

 

 

Ленточное покрытие

Л Д - 5 С е в Н И И П

(рис. 80)

представляет

собой два колесопровода из деревянных

щитов

р а з м е р о м

0,7Х

X 1,1X0,12 м, шарнирно

соединенных м е ж д у собой

в ленты. Че ­

рез 19,6 м ленты связываются поперечным соединительным щи­ том (3X1,1X0,12 м), который обеспечивает необходимое рас­ стояние м е ж д у колесопроводами .

162


Щ и т ы изготовляют из ч е т ы р е х б и т н ы х брусьев хвойных

или

лиственных пород,

 

соединенных

металлическими

хомутами

с кронштейнами и

п а л ь ц а м и

дл я

соединения щитов. З а

счет

зазоров

в ш а р н и р а х

покрытие м о ж н о у к л а д ы в а т ь на кривых

ра­

диусом

свыше 100 м,

при меньших

радиусах вводится дополни­

тельное

соединительное звено. Н а

1 км покрытия

расходуется

240 м3 брусьев и 27,8 т металла .

 

 

 

П о д

ленточное

покрытие

готовится основание грунтовое

или

из хворостяной выстилки толщиной 15—20 см (после уплотне­

ния) и шириной 4,5—5 м.

На заболоченных

участках

основание

укрепляют

продольными

л а г а м и , а сверху

р а з м е щ а ю т

порубоч­

ные остатки.

 

 

 

1

. 2

3

 

 

Рис. 80. Ленточное покрытие ЛД - 5:

/ — основной щит; 2 — соединительный щит; 3 — металлическое крепление; 4 шарнир­

ное соединение; 5 — деревянные брусья

Укладку, перевозку на небольшие расстояния (до 3 км) и снятие ленточного покрытия выполняют специальным д о р о ж н ы м

транспортером - укладчиком

Д Т У - 2

 

б а р а б а н н о г о

типа

на

базе

т р а к т о р а

ТДТ - 55, р а з р а б о т а н н ы м

С е в Н И И П

(рис. 81). Емкость

б а р а б а н а 40 пог. м

ленты, производительность

у к л а д ч и к а при

перевозке

на 2 км — 80 пог. м в смену. Н а

большие

расстояния

ленточное

покрытие целесообразно

перевозить

 

обычными

кузов­

ными

автомобилями

с удлиненным

кузовом

 

или

т р а й л е р а м и .

В соответствии

с длиной

кузова

ленты

при

транспортировке

р а з ъ е д и н я ю т на

части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В зависимости от дальности, а следовательно, вида

транс ­

портных средств дл я перевозки лент

у к л а д к у

и р а з б о р к у покры ­

тия начинают с н а ч а л а или конца уса. При перевозке лент

авто­

мобилями

и возможности захода их на ус задним

ходом

у к л а д к у

начинают с п р и м ы к а н и я . Пр и транспортировке

покрытия

у к л а д ­

чиком ДТУ - 2 у к л а д к у

целесообразнее начинать

с тупика,

а раз ­

борку с примыкания . В этом случае укладчик, д в и ж е н и е

кото­

рого

по щ и т а м

не допускается, д в и ж е т с я

по

 

ровной

хворостя ­

ной выстилке . При у к л а д к е

щитов

с п р и м ы к а н и е м дл я

д в и ж е н и я

у к л а д ч и к а в обратном направлении

п а р а л л е л ь н о

усу у с т р а и в а ю т

путь

(волок) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

163


ленное основание улучшаются условия работы плит, увеличива­

ется число перекладок с одного уса на

другой.

 

 

 

 

 

 

Д л я у к л а д к и

на

усах

используют

ячеистые,

 

решетчатые

и

сплошные

плиты длиной 1,5; 2 и 2,5

м,

р а з р а б о т а н н ы е

Ц Н И И М Э ,

ЛТА,

М А Д И

и другими организациями . М а с с а плит

колеблется

от 470 до 780 кг. Большинство плит

 

не

имеют

соединительных

элементов,

а

д л я предупреждения вертикальных перемещений

используется

деревянный

брусок,

з а б и в а е м ы й

в

пазы

торцов

плит. П л и т ы

Л Т А

ПТВ - 1,5 (1,5 м)

 

имеют

 

специальные скобы,

обеспечивающие их н а д е ж н о е соединение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н а

подготовленном

основании

восстанавливают

ось

дороги

с разбивкой

кривых и отмечают к о л ы ш к а м и положение внеш­

ней кромки

плиты. М е ж д у к о л ы ш к а м и натягивают

шнур

и

по

нему

у к л а д ы в а ю т

левую

плиту. П р а в у ю

плиту

у к л а д ы в а ю т

по

шаблону

межколейного

расстояния

 

и

по

 

уровню.

П р е в ы ш е н и е

одного

колесопровода

по отношению

к другому д о л ж н о

быть

не

более

5

 

см.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уложенные плиты д о л ж н ы хорошо прилегать к основанию и

друг

к

другу. Д л я

подсыпки или срезки

грунта

плиту

снимают

и планируют

основание, после

чего

плиту

у к л а д ы в а ю т

и

окон­

чательно

подгоняют по

месту. З а з о р

м е ж д у

плитами

не

д о л ж е н

п р е в ы ш а т ь

2

см,

при

больших

значениях

 

з а з о р о в

основание

в пределах

стыка

д о л ж н о

быть

укреплено,

а

зазор

з а с ы п а н

дре­

нирующим

грунтом. Д л я

связи

м е ж д у

соседними

плитами

в

их

стык

плотно

забивается деревянный брусок д л я одновременного

восприятия нагрузок обеими плитами .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н а и б о л е е

удобной машиной д л я у к л а д к и , снятия и перевозки

железобетонных плит

шириной

до

1 ж

и

длиной

до

3,6

м я в л я ­

ется

плитоукладчик

Д У П - 2 М ,

серийно

выпускаемый

й о ш к а р -

олинским заводом « Л е с м а ш » . В комплект плитоукладчика вхо­

дит т а к ж е прицеп

грузоподъемностью

15 г,

на котором

м о ж н о

перевозить до 16 плит.

 

 

 

 

П л и т о у к л а д ч и к

состоит из

базовой

м а ш и н ы — автомобиля

МАЗ - 503, укладочного к р а н а ,

генератора

мощностью

15 кет

с приводом и щитом управления, задних и передних опор и дру­

гого оборудования . Укладочный к р а н

представляет собой ферму

с кран - балкой, по которой

ходит грузовая т е л е ж к а

с механиз ­

мами передвижения и подъема .

 

 

 

 

 

 

 

Плитоукладчик

Д У П - 2 М

м о ж е т

у к л а д ы в а т ь плиты

к а к нахо­

дящиеся

на

самом

укладчике (до

8

шт . ),

т а к

и находящиеся

на прицепе. Он

у к л а д ы в а е т сразу две

плиты — по

одной на

к а ж ­

дый

колесопровод

(рис. 82). Управление

плитоукладчиком

при

у к л а д к е плит или разборке покрытия

осуществляется

выносным

кнопочным

переключателем .

 

 

 

 

 

 

 

 

Укладка

плит может выполняться

т а к ж е к р а н а м и

грузоподъ­

емностью

3—5

т (К-32, К - 5) . Во время работы плитоукладчик

или

кран

(до

5

т)

ставится на

тормоз

и

подставки

или

аутригеры.

Перевозят

плиты кузовными

м а ш и н а м и

или

а в т о с а м о с в а л а м и .

165


звено, которое у к л а д ы в а ю т или снимают целиком без разборки его на составные элементы.

Предусмотрено два варианта конструкции покрытия (рис . 83): звенья с деревянными ш п а л а м и и колесоотбойными брусьями и металлические цельносварные звенья. Масса звена в первом

случае

составляет

1300—1400 кг, во втором —800

кг.

Неболь ­

шой

 

вес

 

звеньев

 

позволя­

 

 

 

 

 

ет

использовать

на

м о н т а ж е

 

 

 

 

 

покрытия

 

автокраны

 

 

грузо­

 

 

 

 

 

подъемностью

1—3

т. Л у ч ш и е

 

 

 

 

 

результаты

получены

 

при ис­

 

 

 

 

 

пользовании кранов - штабеле -

 

 

 

 

 

ров

К Л - 2 М

 

со

специальным

 

 

 

 

 

захватом,

при котором

исклю­

 

 

 

 

 

чается

строповка звеньев.

 

 

 

 

 

 

Звенья

у к л а д ы в а ю т

на две

 

 

 

 

 

или

четыре

продольные

лаги,

 

 

 

 

 

у л о ж е н н ы е

на

нераскорчеван -

 

 

 

 

 

ное

основание

(пни

 

спилены

 

 

 

 

 

заподлицо

 

с з е м л е й ) ,

 

укреп­

Рис.

83.

Конструкции

покрытия уса

ленное и выровненное

порубоч­

 

из

металлических плит:

ными

остатками .

Н а

 

с л а б ы х

а — с

деревянными шпалами

и колесоот­

 

бойными

брусьями:

/— металлический

заболоченных

участках

под

щит;

2 — шпалы; 3 — колесоотбойные бру­

продольные

 

л а г и у к л а д ы в а ю т

сья;

4— продольные лаги; 5 — порубочные

 

остатки;

б — металлические

сварные

через

1,5—2

м поперечные ла­

 

 

звенья

 

 

ги

длиной

4—5

м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н а

1

км

покрытия

уса требуется 50—80 чел.-дней

и 17—

25 машино-смен. Стоимость

1 км

уса

с учетом

50

перекла­

док 1200—1900 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

Покрытия усов из лесосечных отходов (хворостяная выстилка]

Покрытия усов из лесосечных отходов

(сучьев,

вершин

деревьев,

мелкотоварной

древесины

диаметром

менее

8

см)

используют

для выравнивания

и

укрепления

основания

дороги

и применяют

большей

частью

на сухих

недренирующих

грунтах

( I тип местности). Толщина

покрытия

в уплотненном

состоянии

составляет 20—30 см, ширина 4,5—5 м.

 

 

 

 

 

 

 

 

Н а

заболоченных

участках

хворостяную

 

выстилку

 

уклады ­

вают на сплошной настил из вершин деревьев и дровяной

дре­

весины, под который при необходимости

кладут

продольные

лаги .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Древесные

отходы

получают

при обрубке

сучьев

и

вершин

по оси будущего уса во время

прорубки

просеки, а затем

добав ­

л я ю т

при разработке

лесосек. О д н а к о

т а к а я

технология не всегда

осуществима,

поэтому

при подготовке

покрытия

(основания)

временных

дорог с

хворостяной

выстилкой

целесообразно

ис­

пользовать

навесной

подборщик сучьев

П С Г - 3 на базе

трелевоч-

167