Файл: Строительство лесовозных дорог..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На заболоченных участках

( I I I тип

местности) дл я

увеличе­

ния

несущей

способности

устраивают

 

хворостяную

 

выстилку

с отсыпкой

сверху

хвороста

слоя

грунта

толщиной

 

10—15 см

для

усов и

15—20 см дл я веток. Толщина

выстилки

в этом

слу­

чае может быть уменьшена до 10—15 см.

 

 

 

 

 

Хворостяная

подушка

хорошо

пропускает воду

и

 

обеспечи­

вает

устойчивость

отсыпанного грунта,

 

при которой

 

в о з м о ж н о

движение

автотранспорта.

Н а и б о л ь ш и й

э ф ф е к т

дает

строи­

тельство таких дорог одновременно с сооружением

магистраль ­

ных

каналов мелиоративной

 

сети.

К а н а в ы понижают

уровень

грунтовых вод и осушают земляное полотно, поэтому

оно не те­

ряет

устойчивости

на слабых

грунтах.

Такие дороги

 

получили

большое распространение

в республиках

П р и б а л т и к и .

 

 

 

Устройство улучшенного грунтового

покрытия

 

Если грунтовое покрытие не обеспечивает д в и ж е н и я

авто­

транспорта,

его

улучшают

д о б а в к а м и песка, гравия,

шебня

до получения

оптимальной

смеси. Д л я этого определяют

состав

грунта на дороге

и устанавливают количество

добавок песчано-

гравийной смеси на 1 пог. м дороги. В соответствии с расчетом

добавки развозят

по дороге и у к л а д ы в а ю т

кучами

на

обочинах.

 

С н а ч а л а

проводят

грубую

планировку

и

рыхлят

земляное

полотно на толщину слоя, п о д л е ж а щ е г о улучшению

(15—20см).

П л а н и р о в к у

выполняют

бульдозером,

р ы х л е н и е — р ы х л и т е л е м

или

корчевателем

Ц Н И И М Э — К Б К -

После

этого

добавки пе­

ремещают

грейдером

на

земляное

полотно

и распределяют

по

ширине

проезжей

части.

П е р е м е ш и в а н и е

грунта

и д о б а в о к

осуществляется при круговых проходах автогрейдера с переме­

щением

разрыхленного

грунта с д о б а в к а м и

начиная от к р а я

полотна

к оси дороги. После перемещения всего объема грунта

с д о б а в к а м и в вал производятся

р а з в а л к а

и р а з р а в н и в а н и е

смеси.

Перемешивание

повторяется

до получения однородной

смеси без комьев грунта. Пр и устройстве покрытия серповид­ ного профиля толщина улучшаемого слоя уменьшается по на­ правлению к бровкам до 10—15 см.

Уплотнение дороги производится самоходными или прицеп­ ными катками . Н а ч и н а ю т уплотнение с краев п а р а л л е л ь н ы м и ходами вдоль дороги, перекрывая за последующий ход преды­ дущий след на 0,3—0,4 м.



Глава VII

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ДО Р О Ж Н О Г О СТРОИТЕЛЬСТВА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МАТЕРИАЛАМИ

Грунт, песок, гравий, щебень, элементы и звенья дорожных

конструкций и сооружений являются необходимыми

материа­

л а м и

для строительства

лесовозных

дорог. Д л я добычи,

перера­

ботки

и обработки этих

материалов

создают специальные произ­

водственные предприятия, основной задачей которых является бесперебойное снабжение строящихся объектов строительными

материалами . К

таким

предприятиям

относятся карьеры до­

рожно-строительных

материалов, б а з ы

по сортировке и перера­

ботке

каменных

материалов,

полигоны

железобетонных

конст­

рукций и

т. п. П р е д п р и я т и я

о б с л у ж и в а ю т строительную

органи­

зацию

и

обеспечивают

строительство

одного или

нескольких

объектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

По

мере удаления

фронта работ от

строительного

предприя­

тия возрастает расстояние перевозки материалов на трассу, что приводит к повышению стоимости строительства. Поэтому эко­ номически целесообразно создавать передвижные притрассовые предприятия, о с н а щ а я их передвижным и легко демонтируемым технологическим оборудованием .

Выпуск необходимой продукции дорожно - строительные пред­ приятия согласовывают со строительными подразделениями ор­

ганизации.

Следовательно, плановые з а д а н и я предприятий

по

добыче,

переработке и

производству

материалов

д о л ж н ы

соответствовать календарным г р а ф и к а м строительства.

 

 

Работоспособность предприятий во многом зависит от приня­

той

технологии производства, а т а к ж е от имеющегося

техно­

логического

оборудования .

Технология

работы предприятия

д о л ж н а предусматривать такую последовательность обработки материалов и их доставки на объекты, чтобы исключить меж ­ операционные простои, встречные потоки, дополнительные пере­

грузки

и прочие з а д е р ж к и ,

с н и ж а ю щ и е производительность

труда. При выборе того

или

иного

технологического оборудова­

ния необходимо постоянно учитывать местные условия и

осо­

бенности

производства,

рационализаторские предложения,

изо­

бретения,

достижения науки

и техники. Окончательный подбор

машин,

механизмов

и

оборудования, выбор технологических

схем

производятся

на

основании

технико-экономических

рас­

четов.

 

 

 

 

 

 

 

Д л я слаженной и четкой работы предприятий и строительных подразделений необходима н а д е ж н а я двусторонняя радиоили телефонная связь, разветвленная сеть временных дорог, транс ­ портные средства, энергоснабжение и водоснабжение .

Н а строительстве лесовозной дороги может

быть несколько

предприятий, например притрассовых карьеров.

К а ж д ы й карьер

170


обеспечивает м а т е р и а л а м и

какой-то определенный

участок стро­

ительства. Поэтому в а ж н о

при удовлетворительном

качестве

ма­

териалов определить зоны

снабжения карьеров

и решить

во­

прос о пределе экономически выгодного использования к а ж д о г о карьера . Зоны с н а б ж е н и я карьеров определяются на основании технико-экономических расчетов. О д н а к о проще их установить

графически, поскольку транспортная с о с т а в л я ю щ а я

стоимости

м а т е р и а л а изменяется прямо

пропорционально

расстоянию

подвозки.

 

 

 

КАРЬЕРНОЕ

ХОЗЯЙСТВО

 

Изыскание притрассовых карьеров.

О т к р ы т ы е

р а з р а б о т к и

по добыче песка, гравия, к а м н я

и других

дорожно - строительных

материалов называются строительными карьерами, которые

подразделяют

на притрассовые

и базовые .

П р и т р а с с о в ы е

карь ­

еры создают

в непосредственной

близости

к строящейся

дороге

на маломощных месторождениях карьерных материалов . Б а з о ­

вые карьеры организуют на крупных месторождениях

каменных

материалов как вблизи трассы,

т а к и на некотором

удалении

от нее.

 

 

В действующих леспромхозах

н а р а щ и в а н и е дорожной сети

обычно проводится хозяйственным способом, поэтому особенно остро ставится вопрос о снижении з а т р а т на строительство. Ис ­ пользование притрассовых карьеров является одним из резервов снижения стоимости строительства, поскольку известно, что

стоимость

карьерных

материалов

(гравийной

смеси,

гальки,

песка),

используемых

д л я д о р о ж н ы х

 

о д е ж д

и

других

сооруже ­

ний,

в

естественном

виде

(без

обогащения и

переработки)

при­

нимается

по

цене

грунта

соответствующей

группы

с

учетом

вскрышных работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и изысканиях карьеров, которые обычно проводятся

проектировщиками

в с ж а т ы е

сроки,

трудно

выявить

все

 

имею­

щиеся

в

зоне

строительства

дороги

з а л е ж и

песчано - гравийных

и каменных

материалов,

а

поэтому

ограничиваются

только

выявлением значительных

по величине

месторождений . Н а

прак ­

тике

ж е

при

строительстве

дорог

часты случаи

изыскания

при­

трассовых месторождений с небольшими з а п а с а м и ,

использова­

ние которых не только с н и ж а е т стоимость строительства

дороги,

но и в ы с в о б о ж д а е т технику, повышает темп строительных

работ .

И з ы с к а н и я песчано-гравийных

з а л е ж е й ,

организуемые

лес­

промхозом, проводятся в два этапа: поиск и

разведка .

Поиском

называется совокупность работ, целью которых является

 

обна­

ружение месторождения

полезных

ископаемых

и ориентировоч­

ное

определение условий

его

залегания

и запасов . П р и

р а з в е д к е

всесторонне изучают месторождение и уточняют его з а п а с ы .

Поисковые работы начинают со сбора и н ф о р м а ц и и

о

 

нали­

чии полезных ископаемых пород в данном районе. Сюда

 

вклю­

чаются

сведения о действующих, законсервированных

или

 

выра -

171


ботанных карьерах,

а т а к ж е

сбор сведений у населения о мате­

риалах,

обнаруженных

при

открытии

колодцев,

погребов и

других

выработок.

Полевые

работы

состоят в

обследовании

естественных обнажений

на

обрывистых берегах

рек

и овра­

гов. В

равнинных

лесных районах поиски следует

проводить

не только вдоль оврагов и речных долин. Песчано-гравийные

породы

на

границе

оледенения

могут

располагаться

в

виде от­

дельных

 

возвышений,

холмов

или

невысоких гряд.

Травяной

покров

на

таких

всхолмлениях

при

выходе

з а л е ж и

на поверх­

ность почти отсутствует,

а летом быстро выгорает.

В

отличие

от других древесных пород на таких местах хорошо

развивается

сосна. При малом количестве естественных

обнажений

поиски

месторождений сопровождаются

проходкой

канав,

устройством

шурфов и скважин . После обнаружения полезного

ископаемого

поисковые

работы

сосредоточиваются

на ограниченной

площади

для выделения оптимальных участков и визуальной оценки за­ пасов.

З а т е м

переходят непосредственно к

разведке

месторождения,

д л я чего

з а к л а д ы в а ю т более глубокие

шурфы,

отбирают пробы

д л я полевого и лабораторного обследования. В процессе раз ­

ведки определяют:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

характер

залегания

и структуру

месторождения;

 

 

физико-механические

свойства

полезной

породы

и

ее соот­

ветствие

техническим

требованиям

д л я

дорожно-строительных

работ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наличие вскрышных пород, их виды, мощность и объем;

запасы полезных ископаемых пород, их мощность;

 

удобства

разработки

 

и

транспортирования

материалов к ме­

сту строительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объем запасов полезных ископаемых можно подсчитывать

различными

способами.

Наиболее простым является средне­

арифметический

способ,

который

заключается

в

определении

площади

месторождения

5

и средней

его

мощности h:

 

 

 

 

h =

 

hi +

h*+n

• • +

V

,

 

 

 

(39)

где Ai,

hn

— мощность

полезного

ископаемого

по

различным

 

 

разведочным

выработкам;

 

 

 

 

 

 

« — число выработок

(скважин, ш у р ф о в ) .

 

Тогда

запасы

месторождения

V

составят

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V = ShM\

 

 

 

 

 

 

(40)

Р а з р а б о т к а карьеров .

Процесс

р а з р а б о т к и

карьеров

п о д р а з ­

деляется на такие работы: подготовительные, вскрышные, по до­

быче

материалов,

погрузочно-разгрузочные,

транспортные,

по переработке материалов .

 

Д л я

подготовки

карьеров к разработке необходимо провести

следующие работы:

 

 

172