ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
На заболоченных участках |
( I I I тип |
местности) дл я |
увеличе |
|||||||||||
ния |
несущей |
способности |
устраивают |
|
хворостяную |
|
выстилку |
|||||||
с отсыпкой |
сверху |
хвороста |
слоя |
грунта |
толщиной |
|
10—15 см |
|||||||
для |
усов и |
15—20 см дл я веток. Толщина |
выстилки |
в этом |
слу |
|||||||||
чае может быть уменьшена до 10—15 см. |
|
|
|
|
|
|||||||||
Хворостяная |
подушка |
хорошо |
пропускает воду |
и |
|
обеспечи |
||||||||
вает |
устойчивость |
отсыпанного грунта, |
|
при которой |
|
в о з м о ж н о |
||||||||
движение |
автотранспорта. |
Н а и б о л ь ш и й |
э ф ф е к т |
дает |
строи |
|||||||||
тельство таких дорог одновременно с сооружением |
магистраль |
|||||||||||||
ных |
каналов мелиоративной |
|
сети. |
К а н а в ы понижают |
уровень |
|||||||||
грунтовых вод и осушают земляное полотно, поэтому |
оно не те |
|||||||||||||
ряет |
устойчивости |
на слабых |
грунтах. |
Такие дороги |
|
получили |
||||||||
большое распространение |
в республиках |
П р и б а л т и к и . |
|
|
|
Устройство улучшенного грунтового |
покрытия |
|
|||
Если грунтовое покрытие не обеспечивает д в и ж е н и я |
авто |
||||
транспорта, |
его |
улучшают |
д о б а в к а м и песка, гравия, |
шебня |
|
до получения |
оптимальной |
смеси. Д л я этого определяют |
состав |
||
грунта на дороге |
и устанавливают количество |
добавок песчано- |
гравийной смеси на 1 пог. м дороги. В соответствии с расчетом
добавки развозят |
по дороге и у к л а д ы в а ю т |
кучами |
на |
обочинах. |
|||||||
|
С н а ч а л а |
проводят |
грубую |
планировку |
и |
рыхлят |
земляное |
||||
полотно на толщину слоя, п о д л е ж а щ е г о улучшению |
(15—20см). |
||||||||||
П л а н и р о в к у |
выполняют |
бульдозером, |
р ы х л е н и е — р ы х л и т е л е м |
||||||||
или |
корчевателем |
Ц Н И И М Э — К Б К - |
После |
этого |
добавки пе |
||||||
ремещают |
грейдером |
на |
земляное |
полотно |
и распределяют |
||||||
по |
ширине |
проезжей |
части. |
П е р е м е ш и в а н и е |
грунта |
и д о б а в о к |
осуществляется при круговых проходах автогрейдера с переме
щением |
разрыхленного |
грунта с д о б а в к а м и |
начиная от к р а я |
|
полотна |
к оси дороги. После перемещения всего объема грунта |
|||
с д о б а в к а м и в вал производятся |
р а з в а л к а |
и р а з р а в н и в а н и е |
||
смеси. |
Перемешивание |
повторяется |
до получения однородной |
смеси без комьев грунта. Пр и устройстве покрытия серповид ного профиля толщина улучшаемого слоя уменьшается по на правлению к бровкам до 10—15 см.
Уплотнение дороги производится самоходными или прицеп ными катками . Н а ч и н а ю т уплотнение с краев п а р а л л е л ь н ы м и ходами вдоль дороги, перекрывая за последующий ход преды дущий след на 0,3—0,4 м.
Глава VII
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
ДО Р О Ж Н О Г О СТРОИТЕЛЬСТВА
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МАТЕРИАЛАМИ
Грунт, песок, гравий, щебень, элементы и звенья дорожных
конструкций и сооружений являются необходимыми |
материа |
|||
л а м и |
для строительства |
лесовозных |
дорог. Д л я добычи, |
перера |
ботки |
и обработки этих |
материалов |
создают специальные произ |
водственные предприятия, основной задачей которых является бесперебойное снабжение строящихся объектов строительными
материалами . К |
таким |
предприятиям |
относятся карьеры до |
||||||
рожно-строительных |
материалов, б а з ы |
по сортировке и перера |
|||||||
ботке |
каменных |
материалов, |
полигоны |
железобетонных |
конст |
||||
рукций и |
т. п. П р е д п р и я т и я |
о б с л у ж и в а ю т строительную |
органи |
||||||
зацию |
и |
обеспечивают |
строительство |
одного или |
нескольких |
||||
объектов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По |
мере удаления |
фронта работ от |
строительного |
предприя |
тия возрастает расстояние перевозки материалов на трассу, что приводит к повышению стоимости строительства. Поэтому эко номически целесообразно создавать передвижные притрассовые предприятия, о с н а щ а я их передвижным и легко демонтируемым технологическим оборудованием .
Выпуск необходимой продукции дорожно - строительные пред приятия согласовывают со строительными подразделениями ор
ганизации. |
Следовательно, плановые з а д а н и я предприятий |
||||
по |
добыче, |
переработке и |
производству |
материалов |
д о л ж н ы |
соответствовать календарным г р а ф и к а м строительства. |
|
||||
|
Работоспособность предприятий во многом зависит от приня |
||||
той |
технологии производства, а т а к ж е от имеющегося |
техно |
|||
логического |
оборудования . |
Технология |
работы предприятия |
д о л ж н а предусматривать такую последовательность обработки материалов и их доставки на объекты, чтобы исключить меж операционные простои, встречные потоки, дополнительные пере
грузки |
и прочие з а д е р ж к и , |
с н и ж а ю щ и е производительность |
|||||
труда. При выборе того |
или |
иного |
технологического оборудова |
||||
ния необходимо постоянно учитывать местные условия и |
осо |
||||||
бенности |
производства, |
рационализаторские предложения, |
изо |
||||
бретения, |
достижения науки |
и техники. Окончательный подбор |
|||||
машин, |
механизмов |
и |
оборудования, выбор технологических |
||||
схем |
производятся |
на |
основании |
технико-экономических |
рас |
||
четов. |
|
|
|
|
|
|
|
Д л я слаженной и четкой работы предприятий и строительных подразделений необходима н а д е ж н а я двусторонняя радиоили телефонная связь, разветвленная сеть временных дорог, транс портные средства, энергоснабжение и водоснабжение .
Н а строительстве лесовозной дороги может |
быть несколько |
предприятий, например притрассовых карьеров. |
К а ж д ы й карьер |
170
обеспечивает м а т е р и а л а м и |
какой-то определенный |
участок стро |
|
ительства. Поэтому в а ж н о |
при удовлетворительном |
качестве |
ма |
териалов определить зоны |
снабжения карьеров |
и решить |
во |
прос о пределе экономически выгодного использования к а ж д о г о карьера . Зоны с н а б ж е н и я карьеров определяются на основании технико-экономических расчетов. О д н а к о проще их установить
графически, поскольку транспортная с о с т а в л я ю щ а я |
стоимости |
||
м а т е р и а л а изменяется прямо |
пропорционально |
расстоянию |
|
подвозки. |
|
|
|
КАРЬЕРНОЕ |
ХОЗЯЙСТВО |
|
|
Изыскание притрассовых карьеров. |
О т к р ы т ы е |
р а з р а б о т к и |
|
по добыче песка, гравия, к а м н я |
и других |
дорожно - строительных |
материалов называются строительными карьерами, которые
подразделяют |
на притрассовые |
и базовые . |
П р и т р а с с о в ы е |
карь |
еры создают |
в непосредственной |
близости |
к строящейся |
дороге |
на маломощных месторождениях карьерных материалов . Б а з о
вые карьеры организуют на крупных месторождениях |
каменных |
|
материалов как вблизи трассы, |
т а к и на некотором |
удалении |
от нее. |
|
|
В действующих леспромхозах |
н а р а щ и в а н и е дорожной сети |
обычно проводится хозяйственным способом, поэтому особенно остро ставится вопрос о снижении з а т р а т на строительство. Ис пользование притрассовых карьеров является одним из резервов снижения стоимости строительства, поскольку известно, что
стоимость |
карьерных |
материалов |
(гравийной |
смеси, |
гальки, |
|||||||||||||
песка), |
используемых |
д л я д о р о ж н ы х |
|
о д е ж д |
и |
других |
сооруже |
|||||||||||
ний, |
в |
естественном |
виде |
(без |
обогащения и |
переработки) |
при |
|||||||||||
нимается |
по |
цене |
грунта |
соответствующей |
группы |
с |
учетом |
|||||||||||
вскрышных работ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
П р и изысканиях карьеров, которые обычно проводятся |
||||||||||||||||||
проектировщиками |
в с ж а т ы е |
сроки, |
трудно |
выявить |
все |
|
имею |
|||||||||||
щиеся |
в |
зоне |
строительства |
дороги |
з а л е ж и |
песчано - гравийных |
||||||||||||
и каменных |
материалов, |
а |
поэтому |
ограничиваются |
только |
|||||||||||||
выявлением значительных |
по величине |
месторождений . Н а |
прак |
|||||||||||||||
тике |
ж е |
при |
строительстве |
дорог |
часты случаи |
изыскания |
при |
|||||||||||
трассовых месторождений с небольшими з а п а с а м и , |
использова |
|||||||||||||||||
ние которых не только с н и ж а е т стоимость строительства |
дороги, |
|||||||||||||||||
но и в ы с в о б о ж д а е т технику, повышает темп строительных |
работ . |
|||||||||||||||||
И з ы с к а н и я песчано-гравийных |
з а л е ж е й , |
организуемые |
лес |
|||||||||||||||
промхозом, проводятся в два этапа: поиск и |
разведка . |
Поиском |
||||||||||||||||
называется совокупность работ, целью которых является |
|
обна |
||||||||||||||||
ружение месторождения |
полезных |
ископаемых |
и ориентировоч |
|||||||||||||||
ное |
определение условий |
его |
залегания |
и запасов . П р и |
р а з в е д к е |
|||||||||||||
всесторонне изучают месторождение и уточняют его з а п а с ы . |
||||||||||||||||||
Поисковые работы начинают со сбора и н ф о р м а ц и и |
о |
|
нали |
|||||||||||||||
чии полезных ископаемых пород в данном районе. Сюда |
|
вклю |
||||||||||||||||
чаются |
сведения о действующих, законсервированных |
или |
|
выра - |
171
ботанных карьерах, |
а т а к ж е |
сбор сведений у населения о мате |
|||||
риалах, |
обнаруженных |
при |
открытии |
колодцев, |
погребов и |
||
других |
выработок. |
Полевые |
работы |
состоят в |
обследовании |
||
естественных обнажений |
на |
обрывистых берегах |
рек |
и овра |
|||
гов. В |
равнинных |
лесных районах поиски следует |
проводить |
не только вдоль оврагов и речных долин. Песчано-гравийные
породы |
на |
границе |
оледенения |
могут |
располагаться |
в |
виде от |
||
дельных |
|
возвышений, |
холмов |
или |
невысоких гряд. |
Травяной |
|||
покров |
на |
таких |
всхолмлениях |
при |
выходе |
з а л е ж и |
на поверх |
||
ность почти отсутствует, |
а летом быстро выгорает. |
В |
отличие |
||||||
от других древесных пород на таких местах хорошо |
развивается |
||||||||
сосна. При малом количестве естественных |
обнажений |
поиски |
|||||||
месторождений сопровождаются |
проходкой |
канав, |
устройством |
||||||
шурфов и скважин . После обнаружения полезного |
ископаемого |
||||||||
поисковые |
работы |
сосредоточиваются |
на ограниченной |
площади |
для выделения оптимальных участков и визуальной оценки за пасов.
З а т е м |
переходят непосредственно к |
разведке |
месторождения, |
д л я чего |
з а к л а д ы в а ю т более глубокие |
шурфы, |
отбирают пробы |
д л я полевого и лабораторного обследования. В процессе раз
ведки определяют: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
характер |
залегания |
и структуру |
месторождения; |
|
|
|||||||||
физико-механические |
свойства |
полезной |
породы |
и |
ее соот |
|||||||||
ветствие |
техническим |
требованиям |
д л я |
дорожно-строительных |
||||||||||
работ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
наличие вскрышных пород, их виды, мощность и объем; |
||||||||||||||
запасы полезных ископаемых пород, их мощность; |
|
|||||||||||||
удобства |
разработки |
|
и |
транспортирования |
материалов к ме |
|||||||||
сту строительства. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Объем запасов полезных ископаемых можно подсчитывать |
||||||||||||||
различными |
способами. |
Наиболее простым является средне |
||||||||||||
арифметический |
способ, |
который |
заключается |
в |
определении |
|||||||||
площади |
месторождения |
5 |
и средней |
его |
мощности h: |
|
||||||||
|
|
|
h = |
|
hi + |
h*+n |
• • + |
V |
, |
|
|
|
(39) |
|
где Ai, |
hn |
— мощность |
полезного |
ископаемого |
по |
различным |
||||||||
|
|
разведочным |
выработкам; |
|
|
|
|
|
||||||
|
« — число выработок |
(скважин, ш у р ф о в ) . |
|
|||||||||||
Тогда |
запасы |
месторождения |
V |
составят |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
V = ShM\ |
|
|
|
|
|
|
(40) |
||
Р а з р а б о т к а карьеров . |
Процесс |
р а з р а б о т к и |
карьеров |
п о д р а з |
деляется на такие работы: подготовительные, вскрышные, по до
быче |
материалов, |
погрузочно-разгрузочные, |
транспортные, |
по переработке материалов . |
|
||
Д л я |
подготовки |
карьеров к разработке необходимо провести |
|
следующие работы: |
|
|
172