Файл: Строительство лесовозных дорог..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

1. Отвод участка земли, на котором

намечается

р а з р а б о т к а

карьера . Участок

з а к р е п л я ю т

в натуре

угловыми

столбами

по

границе, предусмотренной проектом

разработки

карьера .

 

2. Устройство

каналов

для

отвода

поверхностных

вод

от котлована . Иногда для отвода

грунтовых

вод с о о р у ж а ю т

дре ­

н а ж и или водопоглощающие колодцы.

Следует

иметь в

виду,

что

тщательное

осушение

карьерного

поля

м о ж е т обеспечить

бесперебойную

работу карьера и

всего

предприятия .

 

3.Расчистку площади карьера от леса, пней, кустарника, валунов .

4.Устройство подъездных путей, с в я з ы в а ю щ и х карьер с дей­ ствующими дорогами или с местом потребления добываемого

материала .

Д л я

улучшения проезжей части временных дорог

следует использовать грунт вскрыши.

 

 

5.

Д о с т а в к у и

подготовку к работе землеройных и погрузоч­

ных

средств; организацию пунктов Г С М и

технического обслу­

ж и в а н и я .

 

 

 

 

 

6.

Устройство

линий связи

и освещения;

установку

вагончи­

ков д л я

обогрева

и отдыха рабочих.

 

 

7.

Подготовку

к вскрышным

и добычным

р а б о т а м , з а к л ю ч а ю ­

щуюся

в

устройстве эстакады,

уступа или

траншеи

(въездной,

р а з р е з н о й ) .

 

 

 

 

Полезные ископаемые обычно покрыты сверху различными породами, возникшими в результате выветривания, и грунтами .

Эти слои

грунта и

породы н а з ы в а ю т с я вскрышей, а

работы

по их удалению до обнажения песка

или гравийно - каменных ма­

териалов

называются

вскрышными . В зависимости от глубины

залегания

полезных

ископаемых

вскрышные работы

выпол­

няются с помощью бульдозеров, скреперов или экскаваторов,

иногда буро - взрывным методом.

В с к р ы ш н ы е

работы

д о л ж н ы

опережать

продвижение

з а б о я

по

добыче

 

не

менее чем

на 10 дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

Способ

перемещения

вскрышных

пород

в

отвал

зависит

от принятого способа разработки и используемых

механизмов .

При транспорте грунта

на расстояние

до 100

м

весьма

э ф ф е к ­

тивно применять бульдозеры, а на более длинных расстояниях — скреперы или автотранспорт. Следует иметь в виду, что выбор

механизмов д л я проведения

вскрышных работ зависит

т а к ж е

от мощности

слоя

вскрыши

и времени

проведения

работ

(табл.

30).

 

 

 

 

 

Места д л я отвалов вскрышных пород выбирают с таким рас­

четом,

чтобы

не

з а в а л и в а т ь

полезную

п л о щ а д ь к а р ь е р а и

на весь период работ обеспечить удобный подъезд транспорта . Отвальные площади по периметру карьера или за его пределами

следует

р а з м е щ а т ь

с учетом

наименьших

расстояний

перевозок

породы.

В

первую

очередь

такими

п л о щ а д я м и д о л ж н ы быть

пониженные

места,

неудобные д л я землепользования (например,

овраги,

болота, впадины, склоны,

старые

в ы р а б о т к и

карьера

173 .


 

 

 

 

 

Таблица

30

Примерные границы использования

машин для вскрышных

работ

 

в летний

период

 

 

 

 

 

 

Группа

Глубина

Дальность

Машина

вскрыши,

перемещения

грунтов

 

 

м

грунта,

м

 

 

 

 

I I I

До

1

— 1,5

До 100

 

I I

 

До

3

100—500

Экскаватор с транспортными средст-

I I I

 

До

5

500—5000

I I I

Не

ограни­

Более 1000

 

чена

Экскабатор

Контур

месторожйения уклон Адтосамосбал

меегпносгтіи

 

 

 

 

Рис.

85.

Схемы

разработки карьеров:

 

 

а — веерная

(секторная);

б — параллельная

(продольная);

в — тупиковая

(лобовая)

и т. д . ) . Вскрышной

грунт

притрассовых

карьеров м о ж н о ис­

пользовать дл я отсыпки земляного полотна

строящейся

дороги,

подъездных

путей, плотин и дамб, если это экономически

оправ ­

дано, а

грунт соответствует п р е д ъ я в л я е м ы м

к нему требованиям:

Все вскрышные работы, в к л ю ч а ю щ и е разработку,

погрузку,

транспортировку

и разгрузку породы, являются

вспомогательны ­

ми. К основным

работам относятся добыча, погрузка, сортировка,

переработка,

транспортировка

и разгрузка

карьерного

мате­

риала .

Все

основные и вспомогательные работы в карьере вы­

полняют

механизированной

карьерной

бригадой,

разбитой

на звенья. Количественный состав бригады и ее техническое вооружение зависит от характера залегания полезных иско­ паемых, объема работ, производственных и природных условий разработок, удаления карьера от объекта строительства и за­ данного темпа работы всего производственного потока.

Организация карьерного хозяйства и технология выполнения работ зависят от принятого комплекта машин и определяются

174


схемой разработки месторождения . Схема продвижения забоя может быть веерной, параллельной, тупиковой (рис. 85) или комбинированной. Вопрос о целесообразности выбора опреде­ ленного комплекта м а ш и н и схем р а з р а б о т к и вскрыши или полезных ископаемых решается на основании технико-экономи­ ческих расчетов. В качестве примера в табл . 31 приведено сравнение технико-экономических показателей разработки сыпу­ чих материалов различными машинами .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 31

 

Технико-экономические показатели на разработку

сыпучих материалов

 

 

II

группы

в сухом карьере различными

машинами

 

 

 

 

 

 

 

Сменная

Выра­

Затраты

на разра­

 

 

 

 

 

 

ботку

1000 м*

 

 

 

 

 

 

произво­

на

ботка

 

 

 

 

 

Машина

 

 

дитель­

одного

 

 

 

 

 

 

ность

рабочего

машинного

трудоем­

 

 

 

 

 

 

машин,

в

смену,

времени.

кость

 

 

 

 

 

 

ж3

 

ж3

 

машино-

работ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

смен

чел.-дни

1.

Экскаватор

(прямая

лопата)

 

 

 

 

 

 

с

погрузкой

на

автосамосвалы

 

 

 

 

 

 

с

ковшом емкостью,

м3:

185

 

185

 

5,43

5,43

 

 

 

0,4

 

 

 

 

 

 

 

0,65

 

 

370

 

185

 

2,72

5,43

2. Бульдозер Д-493А

 

на

тракторе

 

 

 

 

 

 

Т-100МГП при среднем расстоя­

 

 

 

 

 

 

нии перемещения,

м:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60

 

 

215

 

215

 

4,65

4,65

 

 

 

70

 

 

185

 

185

 

5,41

5,41

 

 

 

80

 

 

160

 

160

 

6,25

6,25

3.

Тракторный

погрузчик

Т-157М

 

 

 

 

 

 

с

погрузкой

на

автосамосвалы

 

 

 

 

 

 

с

ковшом емкостью,

м3:

125

 

125

 

8,14

8,14

 

 

 

0,8

 

 

 

 

 

 

 

1—1,2

 

 

155

 

155

 

6,43

6,43

 

 

 

2,8

 

 

280

 

280

 

3,57

3,57

Если месторождение

в плане

имеет

форму

треугольника,

то в

качестве

основной

землеройной машины следует принимать

бульдозер, а

схему

разработки

веерную

(рис. 85,а) .

Р а з р а б о т а н ­

ный

материал (песок, галька,

гравий)

перемещается

бульдозе­

ром

траншейным

способом на эстакаду, в которой

имеется

загрузочный

люк,

отделительная

решетка,

иногда

и

приемный

бункер. Автосамосвал проходит под эстакадой и устанавли ­ вается под загрузочным люком . Если приемный бункер отсутст­

вует, то

погрузку ведут

непосредственно бульдозером,

с в а л и в а я

в кузов

автосамосвала

з а р а н е е подвезенный м а т е р и а л .

Д л я от­

деления валунов и камней, которые встречаются в месторожде ­

ниях песка и гравия,

устанавливается

специальная решетка .

 

П р и

бульдозерной

р а з р а б о т к е карьера конструкция и

распо­

ложение

погрузочной

эстакады имеют

большое значение.

В

за-

175


висимости от рельефа местности, уровня грунтовых вод, глубины залегания материалов и их расположения обычно при­

меняют одну

из следующих трех

схем расположения погрузоч­

ной эстакады

и подъездных путей:

 

1. При расположении карьера в равнинной местности и при высоком уровне стояния грунтовых вод подъездной путь лучше располагать на поверхности земли (рис. 86,а). Д л я этого строят высокую эстакаду независимо от глубины залегания карьерных материалов . Производительность бульдозера в этом случае низ­

кая, поскольку работать при­ ходится на подъем".

 

 

 

 

 

2. При расположении карь­

 

 

 

 

ера

на косогоре

делают

уступ,

 

 

 

 

к которому примыкает эстака ­

 

 

 

 

да

(рис. 86, б).

При

этой

схеме

 

 

 

 

производительность

бульдозе­

 

 

 

 

ра

повышается .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. При низком уровне сто­

 

 

 

 

яния грунтовых вод подъезд­

 

 

 

 

ной путь устраивают в тран ­

 

 

 

 

шее глубиной, достаточной д л я

 

 

 

 

прохода

транспортных

средств.

 

 

 

 

Э с т а к а д у

р а с п о л а г а ю т

над

 

 

 

 

траншеей

в

 

виде

 

моста

 

 

 

 

(рис.

86,0).

Р а с х о д

 

трудоза ­

Рис. 86.

Схемы устройства погрузоч­

трат

и

древесины

на

устрой­

ной эстакады при

бульдозерной раз­

ство

такой

э с т а к а д ы

наимень­

 

работке

карьера:

ший,

но

необходимо

предусмо­

а — при

высоком уровне

грунтовых вод;

треть

н а д е ж н ы й

отвод

поверх­

б — уступ

на косогоре;

в — при низком

 

уровне грунтовых вод

ностных

вод

от

подъездной

 

 

 

 

траншеи .

 

 

 

 

 

 

Если контур

месторождения

имеет

прямоугольную

 

форму,

то в качестве ведущей землеройной машины на добычных рабо ­ тах целесообразно иметь одноковшовый экскаватор, а в качестве

транспортных средств — автосамосвалы .

В

этом

случае

карьер ­

ные работы организуют по параллельной

схеме, когда

очередной

забой по мере разработки перемещается

п а р а л л е л ь н о

своему

первоначальному

положению (см. рис. 85

б).

 

 

 

При

разветвленной форме

карьера

его

р а з р а б о т к а

ведется

универсальным

погрузчиком

пли

экскаватором

по

тупиковой

(лобовой)

схеме. Экскаватор

в этом случае менее производи­

телен,

так

как

при погрузке

ему

приходится

д е л а т ь

поворот

не менее чем на 135° (см. рис. 85, в ) . Этим ж е способом ведется разработка пионерной разрезной траншеи с последующим пере­ ходом на параллельную схему разработки .

При экскаваторной разработке карьера выработка ведется горизонтальными слоями (уступами) . М и н и м а л ь н а я высота уступа д о л ж н а обеспечивать наполнение ковша экскаватора

176


(табл. 32), а н а и б о л ь ш а я ограничивается высотой резания экскаватора . При этом не следует допускать козырьков по верх­

ней кромке уступа, т а к как это

приводит

к нарушению правил

техники

безопасности.

 

 

 

Д л я

разработки

карьерных

материалов, расположенных

выше подошвы уступа,

применяют прямую

лопату, н и ж е кровли

у с т у п а — о б р а т н у ю лопату. П р и

гнездовом

залегании месторож­

дения на значительную глубину разработку лучше вести драг ­ лайном .

 

Д о б ы ч а

песка

 

и гравия обычно не требует

предварительного

разрыхления

материала

 

и

сводится

в

основном

к

погрузочным

работам . Н а и б о л е е удобной машиной в

этом

случае

является

экскаватор . Высокая

производительность

работ в о з м о ж н а

только

при

правильном

 

взаимодейст­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вии

э к с к а в а т о р а

 

и

автотранс ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

порта,

поэтому

н е м а л о в а ж н о е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

значение

имеют

схема

заездов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

карьер

и

 

установка

автомо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

билей

под

погрузку

(рис.

87).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я

этого

стремятся

до

мини­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мума

сократить

 

з а т р а т ы

 

вре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мени на маневры и погрузку,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обеспечить

непрерывную

пода­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чу

 

автотранспорта

и

безопас­

Рис.

87. Наиболее

выгодная

схема

ность

работ

при

 

минимальной

 

установки

автосамосвалов

под

по­

ширине рабочей площадки . По ­

 

 

 

 

грузку

 

 

 

 

грузку

 

следует

 

 

производить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при небольшом угле поворота стрелы

э к с к а в а т о р а

и

оптималь ­

ном радиусе его работ . Угол

поворота не д о л ж е н

п р е в ы ш а т ь

90°.

О п т и м а л ь н ы й радиус составляет 0,75—08

наибольшего р а д и у с а

черпания экскаватора . При погрузке

ковш э к с к а в а т о р а

д о л ж е н

проходить н а д кузовом

а в т о с а м о с в а л а

н а и б о л ь ш е е

расстояние

вдоль его длинной стороны. Только в этом

случае

м о ж н о

быстро

и

полностью загрузить кузов с наименьшим просыпанием

породы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минимальная

высота

забоя,

обеспечивающая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наполнение

ковша

экскаватора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объем ковша,

 

Высота

забоя,

м, для категорий грунта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м>

 

 

 

 

 

I II

 

 

 

i n

 

 

IV

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,35

 

 

 

 

1,4

 

 

 

2,0

 

 

4,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,50

 

 

 

 

1,6

 

 

 

2,5

 

 

4,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,75

 

 

 

 

1,8

 

 

 

2,9

 

 

5,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,00

 

 

 

 

2,0

 

 

 

3,2

 

 

5,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,50

 

 

 

 

2,2

 

 

 

3,6

 

 

6,4

 

 

 

 

7

Л. С. Матвеенко и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

177