ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
|
1. Отвод участка земли, на котором |
намечается |
р а з р а б о т к а |
|||||||
карьера . Участок |
з а к р е п л я ю т |
в натуре |
угловыми |
столбами |
||||||
по |
границе, предусмотренной проектом |
разработки |
карьера . |
|||||||
|
2. Устройство |
каналов |
для |
отвода |
поверхностных |
вод |
||||
от котлована . Иногда для отвода |
грунтовых |
вод с о о р у ж а ю т |
дре |
|||||||
н а ж и или водопоглощающие колодцы. |
Следует |
иметь в |
виду, |
|||||||
что |
тщательное |
осушение |
карьерного |
поля |
м о ж е т обеспечить |
|||||
бесперебойную |
работу карьера и |
всего |
предприятия . |
|
3.Расчистку площади карьера от леса, пней, кустарника, валунов .
4.Устройство подъездных путей, с в я з ы в а ю щ и х карьер с дей ствующими дорогами или с местом потребления добываемого
материала . |
Д л я |
улучшения проезжей части временных дорог |
|||||
следует использовать грунт вскрыши. |
|
|
|||||
5. |
Д о с т а в к у и |
подготовку к работе землеройных и погрузоч |
|||||
ных |
средств; организацию пунктов Г С М и |
технического обслу |
|||||
ж и в а н и я . |
|
|
|
|
|
||
6. |
Устройство |
линий связи |
и освещения; |
установку |
вагончи |
||
ков д л я |
обогрева |
и отдыха рабочих. |
|
|
|||
7. |
Подготовку |
к вскрышным |
и добычным |
р а б о т а м , з а к л ю ч а ю |
|||
щуюся |
в |
устройстве эстакады, |
уступа или |
траншеи |
(въездной, |
||
р а з р е з н о й ) . |
|
|
|
|
Полезные ископаемые обычно покрыты сверху различными породами, возникшими в результате выветривания, и грунтами .
Эти слои |
грунта и |
породы н а з ы в а ю т с я вскрышей, а |
работы |
|
по их удалению до обнажения песка |
или гравийно - каменных ма |
|||
териалов |
называются |
вскрышными . В зависимости от глубины |
||
залегания |
полезных |
ископаемых |
вскрышные работы |
выпол |
няются с помощью бульдозеров, скреперов или экскаваторов,
иногда буро - взрывным методом. |
В с к р ы ш н ы е |
работы |
д о л ж н ы |
|||||
опережать |
продвижение |
з а б о я |
по |
добыче |
|
не |
менее чем |
|
на 10 дней. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Способ |
перемещения |
вскрышных |
пород |
в |
отвал |
зависит |
||
от принятого способа разработки и используемых |
механизмов . |
|||||||
При транспорте грунта |
на расстояние |
до 100 |
м |
весьма |
э ф ф е к |
тивно применять бульдозеры, а на более длинных расстояниях — скреперы или автотранспорт. Следует иметь в виду, что выбор
механизмов д л я проведения |
вскрышных работ зависит |
т а к ж е |
||||
от мощности |
слоя |
вскрыши |
и времени |
проведения |
работ |
|
(табл. |
30). |
|
|
|
|
|
Места д л я отвалов вскрышных пород выбирают с таким рас |
||||||
четом, |
чтобы |
не |
з а в а л и в а т ь |
полезную |
п л о щ а д ь к а р ь е р а и |
на весь период работ обеспечить удобный подъезд транспорта . Отвальные площади по периметру карьера или за его пределами
следует |
р а з м е щ а т ь |
с учетом |
наименьших |
расстояний |
перевозок |
||
породы. |
В |
первую |
очередь |
такими |
п л о щ а д я м и д о л ж н ы быть |
||
пониженные |
места, |
неудобные д л я землепользования (например, |
|||||
овраги, |
болота, впадины, склоны, |
старые |
в ы р а б о т к и |
карьера |
173 .
|
|
|
|
|
Таблица |
30 |
|
Примерные границы использования |
машин для вскрышных |
работ |
|
||||
в летний |
период |
|
|
|
|
|
|
|
Группа |
Глубина |
Дальность |
||||
Машина |
вскрыши, |
перемещения |
|||||
грунтов |
|||||||
|
|
м |
грунта, |
м |
|||
|
|
|
|||||
|
I I I |
До |
1 |
— 1,5 |
До 100 |
||
|
I I |
|
До |
3 |
100—500 |
||
Экскаватор с транспортными средст- |
I I I |
|
До |
5 |
500—5000 |
||
I I I |
Не |
ограни |
Более 1000 |
||||
|
чена
Экскабатор
Контур
месторожйения уклон Адтосамосбал
меегпносгтіи
|
|
|
|
Рис. |
85. |
Схемы |
разработки карьеров: |
|
|
|||
а — веерная |
(секторная); |
б — параллельная |
(продольная); |
в — тупиковая |
(лобовая) |
|||||||
и т. д . ) . Вскрышной |
грунт |
притрассовых |
карьеров м о ж н о ис |
|||||||||
пользовать дл я отсыпки земляного полотна |
строящейся |
дороги, |
||||||||||
подъездных |
путей, плотин и дамб, если это экономически |
оправ |
||||||||||
дано, а |
грунт соответствует п р е д ъ я в л я е м ы м |
к нему требованиям: |
||||||||||
Все вскрышные работы, в к л ю ч а ю щ и е разработку, |
погрузку, |
|||||||||||
транспортировку |
и разгрузку породы, являются |
вспомогательны |
||||||||||
ми. К основным |
работам относятся добыча, погрузка, сортировка, |
|||||||||||
переработка, |
транспортировка |
и разгрузка |
карьерного |
мате |
||||||||
риала . |
Все |
основные и вспомогательные работы в карьере вы |
||||||||||
полняют |
механизированной |
карьерной |
бригадой, |
разбитой |
на звенья. Количественный состав бригады и ее техническое вооружение зависит от характера залегания полезных иско паемых, объема работ, производственных и природных условий разработок, удаления карьера от объекта строительства и за данного темпа работы всего производственного потока.
Организация карьерного хозяйства и технология выполнения работ зависят от принятого комплекта машин и определяются
174
схемой разработки месторождения . Схема продвижения забоя может быть веерной, параллельной, тупиковой (рис. 85) или комбинированной. Вопрос о целесообразности выбора опреде ленного комплекта м а ш и н и схем р а з р а б о т к и вскрыши или полезных ископаемых решается на основании технико-экономи ческих расчетов. В качестве примера в табл . 31 приведено сравнение технико-экономических показателей разработки сыпу чих материалов различными машинами .
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 31 |
|
|
Технико-экономические показатели на разработку |
сыпучих материалов |
|||||||||
|
|
II |
группы |
в сухом карьере различными |
машинами |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
Сменная |
Выра |
Затраты |
на разра |
||
|
|
|
|
|
|
ботку |
1000 м* |
||||
|
|
|
|
|
|
произво |
на |
ботка |
|
|
|
|
|
Машина |
|
|
дитель |
одного |
|
|
|||
|
|
|
|
ность |
рабочего |
машинного |
трудоем |
||||
|
|
|
|
|
|
машин, |
в |
смену, |
времени. |
кость |
|
|
|
|
|
|
|
ж3 |
|
ж3 |
|
машино- |
работ, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
смен |
чел.-дни |
1. |
Экскаватор |
(прямая |
лопата) |
|
|
|
|
|
|||
|
с |
погрузкой |
на |
автосамосвалы |
|
|
|
|
|
||
|
с |
ковшом емкостью, |
м3: |
185 |
|
185 |
|
5,43 |
5,43 |
||
|
|
|
0,4 |
|
|
|
|
||||
|
|
|
0,65 |
|
|
370 |
|
185 |
|
2,72 |
5,43 |
2. Бульдозер Д-493А |
|
на |
тракторе |
|
|
|
|
|
|||
|
Т-100МГП при среднем расстоя |
|
|
|
|
|
|||||
|
нии перемещения, |
м: |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
60 |
|
|
215 |
|
215 |
|
4,65 |
4,65 |
|
|
|
70 |
|
|
185 |
|
185 |
|
5,41 |
5,41 |
|
|
|
80 |
|
|
160 |
|
160 |
|
6,25 |
6,25 |
3. |
Тракторный |
погрузчик |
Т-157М |
|
|
|
|
|
|||
|
с |
погрузкой |
на |
автосамосвалы |
|
|
|
|
|
||
|
с |
ковшом емкостью, |
м3: |
125 |
|
125 |
|
8,14 |
8,14 |
||
|
|
|
0,8 |
|
|
|
|
||||
|
|
|
1—1,2 |
|
|
155 |
|
155 |
|
6,43 |
6,43 |
|
|
|
2,8 |
|
|
280 |
|
280 |
|
3,57 |
3,57 |
Если месторождение |
в плане |
имеет |
форму |
треугольника, |
||||||
то в |
качестве |
основной |
землеройной машины следует принимать |
|||||||
бульдозер, а |
схему |
разработки |
веерную |
(рис. 85,а) . |
Р а з р а б о т а н |
|||||
ный |
материал (песок, галька, |
гравий) |
перемещается |
бульдозе |
||||||
ром |
траншейным |
способом на эстакаду, в которой |
имеется |
|||||||
загрузочный |
люк, |
отделительная |
решетка, |
иногда |
и |
приемный |
бункер. Автосамосвал проходит под эстакадой и устанавли вается под загрузочным люком . Если приемный бункер отсутст
вует, то |
погрузку ведут |
непосредственно бульдозером, |
с в а л и в а я |
в кузов |
автосамосвала |
з а р а н е е подвезенный м а т е р и а л . |
Д л я от |
деления валунов и камней, которые встречаются в месторожде
ниях песка и гравия, |
устанавливается |
специальная решетка . |
|
||
П р и |
бульдозерной |
р а з р а б о т к е карьера конструкция и |
распо |
||
ложение |
погрузочной |
эстакады имеют |
большое значение. |
В |
за- |
175
висимости от рельефа местности, уровня грунтовых вод, глубины залегания материалов и их расположения обычно при
меняют одну |
из следующих трех |
схем расположения погрузоч |
ной эстакады |
и подъездных путей: |
|
1. При расположении карьера в равнинной местности и при высоком уровне стояния грунтовых вод подъездной путь лучше располагать на поверхности земли (рис. 86,а). Д л я этого строят высокую эстакаду независимо от глубины залегания карьерных материалов . Производительность бульдозера в этом случае низ
кая, поскольку работать при ходится на подъем".
|
|
|
|
|
2. При расположении карь |
|||||||||
|
|
|
|
ера |
на косогоре |
делают |
уступ, |
|||||||
|
|
|
|
к которому примыкает эстака |
||||||||||
|
|
|
|
да |
(рис. 86, б). |
При |
этой |
схеме |
||||||
|
|
|
|
производительность |
бульдозе |
|||||||||
|
|
|
|
ра |
повышается . |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
3. При низком уровне сто |
|||||||||
|
|
|
|
яния грунтовых вод подъезд |
||||||||||
|
|
|
|
ной путь устраивают в тран |
||||||||||
|
|
|
|
шее глубиной, достаточной д л я |
||||||||||
|
|
|
|
прохода |
транспортных |
средств. |
||||||||
|
|
|
|
Э с т а к а д у |
р а с п о л а г а ю т |
над |
||||||||
|
|
|
|
траншеей |
в |
|
виде |
|
моста |
|||||
|
|
|
|
(рис. |
86,0). |
Р а с х о д |
|
трудоза |
||||||
Рис. 86. |
Схемы устройства погрузоч |
трат |
и |
древесины |
на |
устрой |
||||||||
ной эстакады при |
бульдозерной раз |
ство |
такой |
э с т а к а д ы |
наимень |
|||||||||
|
работке |
карьера: |
ший, |
но |
необходимо |
предусмо |
||||||||
а — при |
высоком уровне |
грунтовых вод; |
||||||||||||
треть |
н а д е ж н ы й |
отвод |
поверх |
|||||||||||
б — уступ |
на косогоре; |
в — при низком |
||||||||||||
|
уровне грунтовых вод |
ностных |
вод |
от |
подъездной |
|||||||||
|
|
|
|
траншеи . |
|
|
|
|
|
|
||||
Если контур |
месторождения |
имеет |
прямоугольную |
|
форму, |
то в качестве ведущей землеройной машины на добычных рабо тах целесообразно иметь одноковшовый экскаватор, а в качестве
транспортных средств — автосамосвалы . |
В |
этом |
случае |
карьер |
||||||
ные работы организуют по параллельной |
схеме, когда |
очередной |
||||||||
забой по мере разработки перемещается |
п а р а л л е л ь н о |
своему |
||||||||
первоначальному |
положению (см. рис. 85 |
б). |
|
|
|
|||||
При |
разветвленной форме |
карьера |
его |
р а з р а б о т к а |
ведется |
|||||
универсальным |
погрузчиком |
пли |
экскаватором |
по |
тупиковой |
|||||
(лобовой) |
схеме. Экскаватор |
в этом случае менее производи |
||||||||
телен, |
так |
как |
при погрузке |
ему |
приходится |
д е л а т ь |
поворот |
не менее чем на 135° (см. рис. 85, в ) . Этим ж е способом ведется разработка пионерной разрезной траншеи с последующим пере ходом на параллельную схему разработки .
При экскаваторной разработке карьера выработка ведется горизонтальными слоями (уступами) . М и н и м а л ь н а я высота уступа д о л ж н а обеспечивать наполнение ковша экскаватора
176
(табл. 32), а н а и б о л ь ш а я ограничивается высотой резания экскаватора . При этом не следует допускать козырьков по верх
ней кромке уступа, т а к как это |
приводит |
к нарушению правил |
||
техники |
безопасности. |
|
|
|
Д л я |
разработки |
карьерных |
материалов, расположенных |
|
выше подошвы уступа, |
применяют прямую |
лопату, н и ж е кровли |
||
у с т у п а — о б р а т н у ю лопату. П р и |
гнездовом |
залегании месторож |
дения на значительную глубину разработку лучше вести драг лайном .
|
Д о б ы ч а |
песка |
|
и гравия обычно не требует |
предварительного |
||||||||||||||||||||
разрыхления |
материала |
|
и |
сводится |
в |
основном |
к |
погрузочным |
|||||||||||||||||
работам . Н а и б о л е е удобной машиной в |
этом |
случае |
является |
||||||||||||||||||||||
экскаватор . Высокая |
производительность |
работ в о з м о ж н а |
только |
||||||||||||||||||||||
при |
правильном |
|
взаимодейст |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
вии |
э к с к а в а т о р а |
|
и |
автотранс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
порта, |
поэтому |
н е м а л о в а ж н о е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
значение |
имеют |
схема |
заездов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
в |
карьер |
и |
|
установка |
автомо |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
билей |
под |
погрузку |
(рис. |
87). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Д л я |
этого |
стремятся |
до |
мини |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
мума |
сократить |
|
з а т р а т ы |
|
вре |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
мени на маневры и погрузку, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
обеспечить |
непрерывную |
пода |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
чу |
|
автотранспорта |
и |
безопас |
Рис. |
87. Наиболее |
выгодная |
схема |
|||||||||||||||||
ность |
работ |
при |
|
минимальной |
|||||||||||||||||||||
|
установки |
автосамосвалов |
под |
по |
|||||||||||||||||||||
ширине рабочей площадки . По |
|
|
|
|
грузку |
|
|
|
|
||||||||||||||||
грузку |
|
следует |
|
|
производить |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
при небольшом угле поворота стрелы |
э к с к а в а т о р а |
и |
оптималь |
||||||||||||||||||||||
ном радиусе его работ . Угол |
поворота не д о л ж е н |
п р е в ы ш а т ь |
90°. |
||||||||||||||||||||||
О п т и м а л ь н ы й радиус составляет 0,75—08 |
наибольшего р а д и у с а |
||||||||||||||||||||||||
черпания экскаватора . При погрузке |
ковш э к с к а в а т о р а |
д о л ж е н |
|||||||||||||||||||||||
проходить н а д кузовом |
а в т о с а м о с в а л а |
н а и б о л ь ш е е |
расстояние |
||||||||||||||||||||||
вдоль его длинной стороны. Только в этом |
случае |
м о ж н о |
быстро |
||||||||||||||||||||||
и |
полностью загрузить кузов с наименьшим просыпанием |
породы. |
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
32 |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Минимальная |
высота |
забоя, |
обеспечивающая |
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
наполнение |
ковша |
экскаватора |
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
Объем ковша, |
|
Высота |
забоя, |
м, для категорий грунта |
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
м> |
|
|
|
|
|
I — II |
|
|
|
i n |
|
|
IV |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
0,35 |
|
|
|
|
1,4 |
|
|
|
2,0 |
|
|
4,0 |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
0,50 |
|
|
|
|
1,6 |
|
|
|
2,5 |
|
|
4,5 |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
0,75 |
|
|
|
|
1,8 |
|
|
|
2,9 |
|
|
5,0 |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
1,00 |
|
|
|
|
2,0 |
|
|
|
3,2 |
|
|
5,6 |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
1,50 |
|
|
|
|
2,2 |
|
|
|
3,6 |
|
|
6,4 |
|
|
|
|
|||
7 |
Л. С. Матвеенко и др. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
177 |