Файл: Основы автоматического управления..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 328

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

90 Г Л . 3. Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы А ВТО М А ТИ ЧЕСК И Х СИСТЕМ

рис. 3.2.2 графически изображены законы изменения напряже­

ний их и ивых в

зависимости от I = R J R q = xll. При одном

и том же значении

£ разность напряжений их — ивых будет зави­

сеть от отношения і?0/і?н = ct. Чем меньше а, тем ближе кривая ивых к прямой их. Практически при а = 0,1-=- 0,01, т. е. когда сопротивление нагрузки превышает сопротивление потенциометра в 10-=- 100 раз, отклонение закона изменения ивых от линейного

пренебрежимо мало, и потенциометр можно считать линейным элементом. На рис. 3.2.3 представлены графики, показывающие зависимость относительного отклонения

.««—иных _ б

(3.2.4)

и0

'

'

от |. Из этих графиков видно, что при а = 0,1 максимальное от­ клонение составляет примерно 1,5% от и0. Относительное откло­ нение б имеет максимальное значение при х äj 2Z/3. Таким обра­ зом, для того чтобы характеристика потенциометра была близка к линейной, сопротивление нагрузки должно быть достаточно ве­ лико по сравнению с сопротивлением потенциометра. В автомати­ ческих системах это условие нетрудно выполнить.

Учитывая сделанные замечания, заменим точную зависимость (3.2.3) выходного напряжения потенциометра нвых от перемеще­ ния движка X приближенной линейной зависимостью

ивых = кх.

(3.2.5)

Следовательно, потенциометрический датчик, как звено автома­ тической системы, можно приближенно считать идеальным линей­ ным усилителем с коэффициентом усиления к = u jl. Однако по функциям, выполняемым в автоматической системе, потенцио­ метр является датчиком, но не усилителем, так как физическая природа его входного и выходного сигналов неодинакова.

Следует иметь в виду, что, принимая формулу (3.2.5) в качестве динамической характеристики потенциометрического датчика, не­


§ 3.2. П О ТЕН Ц И О М ЕТРИ Ч ЕСКИ Е Д А ТЧ И К И

91

обходимо нагрузку рассматривать как самостоятельный динами­

ческий

элемент,

который

может быть как безынерционным, так

ц

инерционным.

 

 

 

Рассмотренный простейший потенциометр является однопо­

лярным.

Перемещение х

и напряжение ивых могут быть только

одного знака. Для преобразования

в

напряжение*

перемещения, ко-

торое

может

быть как

положи-

тельным,

так

и

отрицательным

Рис. 3.2.4. Рис. 3.2.5.

необходимы потенциометрические датчики, у которых знак выход­ ного напряжения изменяется при изменении знака входного сигна­ ла. К таким датчикам относятся двухтактные потенциометры, по­ казанные на рис. 3.2.4.

В первом датчике на рис. 3.2.4 выходное напряжение сни­ мается с движка и средней точки потенциометра, которая принимается за начало отсчета перемещения движка. Если потенциометр питается постоянным током, то при прохождении движком средней точки потенциометра знак выходного напряже­ ния изменяется. Если потенциометр питается переменным током, то при прохождении средней точки фаза выходного напряжения изменяется на 180°. Амплитуда же выходного напряжения про­ порциональна перемещению х.

Во втором датчике на рис. 3.2.4 выходное напряжение сни­ мается с двух движков, перемещающихся симметрично относи­ тельно средних точек двух потенциометров. Очевидно, что при дан­ ном перемещении х разность потенциалов между движками у вто­ рого датчика на рис. 3.2.4 в два раза больше разности потенциалов между движком и средней точкой у первого датчика. Следователь­ но, коэффициент усиления второго датчика в два раза больше коэффициента усиления первого датчика.

На рис. 3.2.5 представлены характеристики двухтактного по­ тенциометрического датчика. При а =£0 действительные характе­ ристики датчиков не будут совпадать с характеристикой холостого


92

Г Л . 3. Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы АВТО М А ТИ ЧЕСКИ Х СИСТЕМ

хода,

соответствующей а = 0. При данном значении а отклонение

характеристики от линейной у второго датчика на рис. 3.2.4

меньше, чем у первого.

 

К числу достоинств потенциометрических

датчиков следует отнести простоту конструк­

ции, малые

габариты и вес, возможность

питания как

постоянным, так и переменным

током. Благодаря этим достоинствам потен­

циометрические датчики широко применяют­

ся в автоматических системах.

Основным

недостатком

потенциометрических

датчиков

является наличие скользящих

контактов.

В потенциометрах, предназначенных для

измерения углового перемещения, движок движется по некоторой окружности и каркас потенциометра должен иметь соответствующую форму

(рис. 3.2.6).

§ 3.3. Индуктивные датчики

Индуктивные датчики также предназначены для преобразова­ ния механического перемещения в электрический сигнал. Работа индуктивного датчика основана на изменении индуктивного со­ противления катушки со стальным сердечником при перемеще­ нии подвижного якоря.

На рис. 3.3.1 показана принципиальная схема простейшего индуктивного датчика. Обмотка 1 через сопротивление подклю­

чена к сети переменного тока. Магнитный по­

 

ток обмотки 1 проходит через стальной сердеч­

 

ник 2, воздушный зазор и замыкается через

 

подвижный якорь 3. Индуктивность

L катуш­

 

ки 1, измеряемая в генри, определяется фор­

 

мулой

 

 

 

 

где w — число витков катушки, Ф — магнит-

Рис. 3.3.1.

ный поток в веберах, і — ток катушки в ампе­

а S M— пло­

рах. Если X — величина воздушного

зазора в см,

щадь сечения магнитопровода в см2,

то магнитный

поток равен

0,4яiw

0,4niw

 

(3.3.2)

RM

 

2X

 

Яст+ чѵ-

 

 

 

 

°м

 

 

где R M— магнитное сопротивление

цепи,

складывающееся из

сопротивления стального магнитопровода

R CT и сопротивления


§ 3.3. И Н Д У К Т И В Н Ы Е Д А Т Ч И К И

93

двух воздушных зазоров, равного 2x/SM (считаем площадь воз-

душного зазора S х = S M). Подставляя выражение (3.3.2) в (3.3.1),

получим

0,4nw2

(3.3.3)

L =

jRct+

 

 

Эффективное значение тока в катушке 1 определяется формулой

 

U

(3.3.4)

 

1 = -]/№ + а>ЪЬ*

 

где и _ эффективное

значение напряжения

сети, со0 — частота

питающего катушку 1

переменного тока, R

активное сопротив-

душных зазоров значительно больше сопротивления стального сердечника і?ст, а индуктивное сопротивление обмотки со0Ь значительно больше ее активного сопротивления R, получим

I _____ X______ U = кх. (3.3.5)

На рис. 3.3.2 сплошной линией представлена характеристика индуктивного датчика, определяемая формулой (3.3.5). Пунктир­ ной линией показана точная характеристика датчика, построен­ ная по формулам (3.3.4) и (3.3.3).

Простейший индуктивный датчик является однотактным, т. е. знаки его входного и выходного (начальная фаза тока) сигналов не могут изменяться. Кроме того, для изменения величины х к якорю простейшего датчика необходимо прикладывать боль­ шие и зависящие от х усилия.

Широкое

практическое применение находят двухтактные

ия дуктивные

датчики. Двухтактные датчики включаются по


94

Г Л . 3. Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы АВТО М А ТИ ЧЕСКИ Х СИСТЕМ

дифференциальной или мостовой схеме. На рис. 3.3.3 представлена схема дифференциального индуктивного датчика, состоящего из двух одинаковых простейших индуктивных датчиков с общим якорем. Входным сигналом дифференциального индуктивного датчика является х — перемещение якоря относительно среднего положения. На основании (3.3.5) токи в катушках 1 ж2 равны соответственно = к (I + х), / 2 = к (I х). Выходным сигна­ лом датчика является напряжение, эффективное значение кото­ рого равно

НВых = h R - h R = 2kRx.

(3.3.6)

Изменение знака входного сигнала х приводит к изменению фазы выходного переменного напряжения на 180°. Характеристика дат­ чика линейна. Электромехани­ ческие усилия, действующие на

1+Х:

 

’d

и

T V

1h

<

z

Рис. 3.3.5.

якорь от двух катушек, в значительной степени взаимно компен­ сируются практически на всем рабочем диапазоне измеряемых перемещений.

На рис. 3.3.4 представлена схема дифференциального индук­ тивного датчика поворотного типа, который служит для преобра­ зования угловых перемещений в электрические сигналы. Прп

повороте

якоря этого

датчика

изменяется индуктивность обмо­

ток за счет изменения

площади

сечения воздушного зазора S x.

Изменение индуктивности приводит к связи угла

поворота якоря

с выходным сигналом.

 

мостовая схема

включения про­

На

рис. 3.3.5

представлена

стейших индуктивных датчиков. В

качестве сопротивлений Z

чаще

всего

используются дроссели

с постоянной

индуктивно­

стью.

Сигнал

на выходе появляется при разбалансе

моста, к ко­

торому

приводит

отклонение якоря

от начального

положения.

Работа всех рассмотренных датчиков основана на изменении индуктивности L. Существуют датчики, работа которых основана