ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 328
Скачиваний: 15
90 Г Л . 3. Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы А ВТО М А ТИ ЧЕСК И Х СИСТЕМ
рис. 3.2.2 графически изображены законы изменения напряже
ний их и ивых в |
зависимости от I = R J R q = xll. При одном |
и том же значении |
£ разность напряжений их — ивых будет зави |
сеть от отношения і?0/і?н = ct. Чем меньше а, тем ближе кривая ивых к прямой их. Практически при а = 0,1-=- 0,01, т. е. когда сопротивление нагрузки превышает сопротивление потенциометра в 10-=- 100 раз, отклонение закона изменения ивых от линейного
пренебрежимо мало, и потенциометр можно считать линейным элементом. На рис. 3.2.3 представлены графики, показывающие зависимость относительного отклонения
.««—иных _ б |
(3.2.4) |
|
и0 |
' |
' |
от |. Из этих графиков видно, что при а = 0,1 максимальное от клонение составляет примерно 1,5% от и0. Относительное откло нение б имеет максимальное значение при х äj 2Z/3. Таким обра зом, для того чтобы характеристика потенциометра была близка к линейной, сопротивление нагрузки должно быть достаточно ве лико по сравнению с сопротивлением потенциометра. В автомати ческих системах это условие нетрудно выполнить.
Учитывая сделанные замечания, заменим точную зависимость (3.2.3) выходного напряжения потенциометра нвых от перемеще ния движка X приближенной линейной зависимостью
ивых = кх. |
(3.2.5) |
Следовательно, потенциометрический датчик, как звено автома тической системы, можно приближенно считать идеальным линей ным усилителем с коэффициентом усиления к = u jl. Однако по функциям, выполняемым в автоматической системе, потенцио метр является датчиком, но не усилителем, так как физическая природа его входного и выходного сигналов неодинакова.
Следует иметь в виду, что, принимая формулу (3.2.5) в качестве динамической характеристики потенциометрического датчика, не
§ 3.2. П О ТЕН Ц И О М ЕТРИ Ч ЕСКИ Е Д А ТЧ И К И |
91 |
обходимо нагрузку рассматривать как самостоятельный динами
ческий |
элемент, |
который |
может быть как безынерционным, так |
|||
ц |
инерционным. |
|
|
|||
|
Рассмотренный простейший потенциометр является однопо |
|||||
лярным. |
Перемещение х |
и напряжение ивых могут быть только |
||||
одного знака. Для преобразования |
||||||
в |
напряжение* |
перемещения, ко- |
||||
торое |
может |
быть как |
положи- |
|||
тельным, |
так |
и |
отрицательным |
Рис. 3.2.4. Рис. 3.2.5.
необходимы потенциометрические датчики, у которых знак выход ного напряжения изменяется при изменении знака входного сигна ла. К таким датчикам относятся двухтактные потенциометры, по казанные на рис. 3.2.4.
В первом датчике на рис. 3.2.4 выходное напряжение сни мается с движка и средней точки потенциометра, которая принимается за начало отсчета перемещения движка. Если потенциометр питается постоянным током, то при прохождении движком средней точки потенциометра знак выходного напряже ния изменяется. Если потенциометр питается переменным током, то при прохождении средней точки фаза выходного напряжения изменяется на 180°. Амплитуда же выходного напряжения про порциональна перемещению х.
Во втором датчике на рис. 3.2.4 выходное напряжение сни мается с двух движков, перемещающихся симметрично относи тельно средних точек двух потенциометров. Очевидно, что при дан ном перемещении х разность потенциалов между движками у вто рого датчика на рис. 3.2.4 в два раза больше разности потенциалов между движком и средней точкой у первого датчика. Следователь но, коэффициент усиления второго датчика в два раза больше коэффициента усиления первого датчика.
На рис. 3.2.5 представлены характеристики двухтактного по тенциометрического датчика. При а =£0 действительные характе ристики датчиков не будут совпадать с характеристикой холостого
92 |
Г Л . 3. Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы АВТО М А ТИ ЧЕСКИ Х СИСТЕМ |
хода, |
соответствующей а = 0. При данном значении а отклонение |
характеристики от линейной у второго датчика на рис. 3.2.4
меньше, чем у первого. |
|
|
К числу достоинств потенциометрических |
||
датчиков следует отнести простоту конструк |
||
ции, малые |
габариты и вес, возможность |
|
питания как |
постоянным, так и переменным |
|
током. Благодаря этим достоинствам потен |
||
циометрические датчики широко применяют |
||
ся в автоматических системах. |
Основным |
|
недостатком |
потенциометрических |
датчиков |
является наличие скользящих |
контактов. |
|
В потенциометрах, предназначенных для |
измерения углового перемещения, движок движется по некоторой окружности и каркас потенциометра должен иметь соответствующую форму
(рис. 3.2.6).
§ 3.3. Индуктивные датчики
Индуктивные датчики также предназначены для преобразова ния механического перемещения в электрический сигнал. Работа индуктивного датчика основана на изменении индуктивного со противления катушки со стальным сердечником при перемеще нии подвижного якоря.
На рис. 3.3.1 показана принципиальная схема простейшего индуктивного датчика. Обмотка 1 через сопротивление подклю
чена к сети переменного тока. Магнитный по |
|
|||
ток обмотки 1 проходит через стальной сердеч |
|
|||
ник 2, воздушный зазор и замыкается через |
|
|||
подвижный якорь 3. Индуктивность |
L катуш |
|
||
ки 1, измеряемая в генри, определяется фор |
|
|||
мулой |
|
|
|
|
где w — число витков катушки, Ф — магнит- |
Рис. 3.3.1. |
|||
ный поток в веберах, і — ток катушки в ампе |
а S M— пло |
|||
рах. Если X — величина воздушного |
зазора в см, |
|||
щадь сечения магнитопровода в см2, |
то магнитный |
поток равен |
||
0,4яiw |
0,4niw |
|
(3.3.2) |
|
RM |
|
2X |
|
|
Яст+ чѵ- |
|
|
||
|
|
°м |
|
|
где R M— магнитное сопротивление |
цепи, |
складывающееся из |
||
сопротивления стального магнитопровода |
R CT и сопротивления |
§ 3.3. И Н Д У К Т И В Н Ы Е Д А Т Ч И К И |
93 |
двух воздушных зазоров, равного 2x/SM (считаем площадь воз-
душного зазора S х = S M). Подставляя выражение (3.3.2) в (3.3.1), |
||||
получим |
0,4nw2 |
(3.3.3) |
||
L = |
||||
jRct+ |
2х |
|||
|
|
Эффективное значение тока в катушке 1 определяется формулой
|
U |
(3.3.4) |
|
1 = -]/№ + а>ЪЬ* ’ |
|
где и _ эффективное |
значение напряжения |
сети, со0 — частота |
питающего катушку 1 |
переменного тока, R |
активное сопротив- |
душных зазоров значительно больше сопротивления стального сердечника і?ст, а индуктивное сопротивление обмотки со0Ь значительно больше ее активного сопротивления R, получим
I _____ X______ U = кх. (3.3.5)
На рис. 3.3.2 сплошной линией представлена характеристика индуктивного датчика, определяемая формулой (3.3.5). Пунктир ной линией показана точная характеристика датчика, построен ная по формулам (3.3.4) и (3.3.3).
Простейший индуктивный датчик является однотактным, т. е. знаки его входного и выходного (начальная фаза тока) сигналов не могут изменяться. Кроме того, для изменения величины х к якорю простейшего датчика необходимо прикладывать боль шие и зависящие от х усилия.
Широкое |
практическое применение находят двухтактные |
ия дуктивные |
датчики. Двухтактные датчики включаются по |
94 |
Г Л . 3. Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы АВТО М А ТИ ЧЕСКИ Х СИСТЕМ |
дифференциальной или мостовой схеме. На рис. 3.3.3 представлена схема дифференциального индуктивного датчика, состоящего из двух одинаковых простейших индуктивных датчиков с общим якорем. Входным сигналом дифференциального индуктивного датчика является х — перемещение якоря относительно среднего положения. На основании (3.3.5) токи в катушках 1 ж2 равны соответственно = к (I + х), / 2 = к (I — х). Выходным сигна лом датчика является напряжение, эффективное значение кото рого равно
НВых = h R - h R = 2kRx. |
(3.3.6) |
Изменение знака входного сигнала х приводит к изменению фазы выходного переменного напряжения на 180°. Характеристика дат чика линейна. Электромехани ческие усилия, действующие на
1+Х:
|
’d |
и |
T V |
1h |
< |
z |
Рис. 3.3.5.
якорь от двух катушек, в значительной степени взаимно компен сируются практически на всем рабочем диапазоне измеряемых перемещений.
На рис. 3.3.4 представлена схема дифференциального индук тивного датчика поворотного типа, который служит для преобра зования угловых перемещений в электрические сигналы. Прп
повороте |
якоря этого |
датчика |
изменяется индуктивность обмо |
||||||
ток за счет изменения |
площади |
сечения воздушного зазора S x. |
|||||||
Изменение индуктивности приводит к связи угла |
поворота якоря |
||||||||
с выходным сигналом. |
|
мостовая схема |
включения про |
||||||
На |
рис. 3.3.5 |
представлена |
|||||||
стейших индуктивных датчиков. В |
качестве сопротивлений Z |
||||||||
чаще |
всего |
используются дроссели |
с постоянной |
индуктивно |
|||||
стью. |
Сигнал |
на выходе появляется при разбалансе |
моста, к ко |
||||||
торому |
приводит |
отклонение якоря |
от начального |
положения. |
Работа всех рассмотренных датчиков основана на изменении индуктивности L. Существуют датчики, работа которых основана