Файл: Основы автоматического управления..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 330

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

100

гл. 3. Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы АВТО М А ТИ ЧЕСК И Х СИСТЕМ

выходной сигнал акселерометра при движении с постоянным ускорением будет пропорционален ускорению.

Для нахождения точной зависимости смещения груза акселе­ рометра от ускорения составим уравнение движения груза отно­ сительно корпуса акселерометра. На груз действуют сила упру­ гости пружин, усилие демпфера, направленные в сторону, проти­ воположную перемещению х, и сила тяжести. Составляющая

полного ускорения груза вдоль

оси

X, очевидно,

равна х + / ж,

где

]'х — составляющая

ускорения

объ­

екта

вдоль оси

X .

Следовательно,

уравнение движения груза имеет вид

• •

т(х + j x) — сх

vx+mgx, (3.6.1)

где т — масса груза, gx — состав­ ляющая ускорения силы тяжести по оси XX, с — жесткость пружин, а V — коэффициент демпфирования. По­

сле элементарных преобразований уравнение (3.6.1) принимает вид

х +

х “Ь х — (jx 8х)-

(3.6.2)

Это уравнение показывает, что акселерометр является колеба­ тельным звеном (см. приложение 1 ).

Если объект движется так, что величина j x gx постоянна, то уравнение (3.6.2) имеет интеграл

х = - ^ ( І х - 8 х ) -

(3.6.3)

Таким образом, при постоянной величине j x gx груз акселеро­ метра после затухания колебаний установится в положении равно­ весия, определяемом формулой (3.6.3).

Уравнение (3.6.2) и формула (3.6.3) показывают, что акселе­ рометр измеряет всегда только разность между соответствующими составляющими ускорения объекта и ускорения силы тяжести. Поэтому любой акселерометр всегда работает с систематической ошибкой, равной соответствующей составляющей ускорения силы тяжести. Эта ошибка может быть компенсирована соответствую­ щим смещением корпуса потенциометра относительно корпуса акселерометра. Для этого необходимо иметь на движущемся объек­ те вычислитель составляющей ускорения силы тяжести по оси чувствительности акселерометра и соответствующие исполни­ тельные устройства, смещающие корпус потенциометра. Однако обычно в системах управления полетом такая компенсация систе­ матических ошибок акселерометров не применяется. Для исклю-


§ 3 .7 . М А ГН И ТО ЭЛ ЕК ТРИ ЧЕСКИ Е Ч У В С ТВ И ТЕЛ ЬН Ы Е ЭЛЕМ ЕНТЫ

101

чения ошибок, связанных с ускорением силы тяжести, акселеро­ метры часто устанавливают на платформу, стабилизированную в горизонтальном положении.

Аналогично устроены акселерометры, предназначенные для измерения угловых ускорений (рис. 3.6.2). В данном случае под действием момента сил инерции груз поворачивается относительна

корпуса акселерометра. Уравнение вращения груза относительно корпуса акселерометра имеет вид

Ѳ + 2+ b2Q = — we,

(3.6.4)

где wq — угловое ускорение объекта относительно-оси вращения груза, 2а Xi Ь2 — коэффициенты, характеризующие соответственно демпфирование и жесткость пружин.

Точность и чувствительность акселерометра сильно зависят от конструкции подвески его груза. Подвеска должна обеспечить движение груза только в одном направлении и с наименьшим тре­ нием. Должна быть обеспечена также линейная зависимость уси­ лий, действующих на груз со стороны элементов подвески, от перемещения и скорости груза относительно корпуса акселеро­ метра. В акселерометрах, измеряющих линейное ускорение, наи­ более целесообразной является подвеска груза на плоских пру­ жинах, закрепленных с обоих концов (рис. 3.6.3). В акселеро­ метрах, служащих для измерения углового ускорения, может быть использована крестообразная пружина, работающая на кручение

(рис. 3.6.4).

§ 3.7. Магнитоэлектрические чувствительные элементы

Магнитоэлектрическим чувствительным элементом называется устройство, служащее для преобразования электрического напряжения в механическое перемещение (обычно угловое переме­ щение). Магнитоэлектрический элемент состоит из подвижной катушки 1 и неподвижного постоянного магнита 2 (рис. 3.7.1). Входной переменной устройства является напряжение ивх, подаваемое на катушку через спиральные пружины 3, которые

102 гл. 3. Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы А ВТО М А ТИ ЧЕСКИ Х СИСТЕМ

устанавливают подвижную систему в нейтральное положение при отсутствии входного сигнала. Выходной переменной является угол поворота а катушки.

Катушка вращается под действием электромагнитного момента М э и момента пружин М п. Поэтому уравнение движения

катушки имеет вид

 

 

 

 

Ja = M 3 + M a,

(3.7.1)

где J

— момент

инерции катушки. Мо­

мент

пружин пропорционален углу по­

ворота катушки:

 

 

 

 

 

М п

-

са,

(3.7.2)

где с —жесткость

пружин.

Электро­

магнитный

момент пропорционален то­

ку і

в катушке

и

магнитному потоку

Ф. Поскольку у постоянного магнита

Ф =

const,

то

 

 

 

 

 

М 9 = к,і,

(3.7.3)

где кі — постоянный коэффициент

пропорциональности. Ток

в катушке і определяется уравнением

 

 

 

L —^j--T-Ri + к2

= uBX,

 

(3.7.4)

где к2а — э. д. с., наводимая в катушке при вращении ее со ско­

ростью а, R и L — соответственно омическое сопротивление и ин­ дуктивность катушки.

Если величина индуктивности катушки мала, то приближенно можно считать, что L = 0, и уравнение для тока принимает вид

і =

(3.7.5)

Подставляя это выражение тока в формулу для электромагнит­ ного момента (3.7.3), получим

Мэ = ^ - и вх-

^

а .

(3.7.6)

На основании формул (3.7.2)

и (3.7.6) уравнение движения

катушки (3.7.1) принимает вид

 

 

 

 

 

Т2а + 2

+

а

=

кивх,

(3.7.7)


 

§ 3.7.

М А ГН И ТО Э Л ЕК ТРИ Ч Е С К И Е Ч У В С Т В И Т Е Л Ь Н Ы Е

Э Л ЕМ ЕН ТЫ

ЮЗ

где

Т =

У Лс — постоянная времени, £ = kJtJIR У Je — коэф­

фициент затухания, к — коэффициент усиления.

Таким образом,

по

своим

динамическим свойствам магнитоэлектрический

чув­

ствительный элемент является колебательным звеном (см. прило­ жение 1 ).

Магнитоэлектрические чувствительные элементы нашли широ­ кое распространение в электроизмерительных приборах (вольт­

метрах,

амперметрах и т.

п.), а также в автоматических системах

управления как элементы

согласова­

 

ния различных

типов

электрических

U-8X

усилителей

с

гидравлическими

и

 

пневматическими

исполнительными

 

устройствами. В последнем случае,

 

как правило, вместо постоянного

 

магнита

используется

электромаг­

 

нит. Типичная схема устройства по­

 

казана

на рис. 3.7.2. Якорь 1 может

 

вращаться

относительно

оси 2.

На

 

ярме 3 намотаны четыре обмотки под-

 

магничивания wn , питаемые постоян­

 

ным

током.

За

счет тока в катуш­

 

ках

гѵп

ярмо

приобретает свойства

 

электромагнита

с

определенной по­

 

лярностью.

На

якорь

намотаны

Рис. 3.7.2.

обмотки управления wy,

к которым

 

приложено входное напряжение ивх.

При отсутствии входного напряжения устойчивым положением якоря является нейтральное положение, когда все воздушные зазоры между ярмом и якорем одинаковы и, следовательно, сопро­ тивление магнитных цепей минимально.

Таким образом, роль пружины в данной схеме играет восстанавливающий момент, возникающий за счет изменения сопротивлений воздушных зазоров при смещении якоря. При ывх ^ = 0 в якоре и ярме возникает магнитный поток управления. Взаимодействие полюсов электромагнитов ярма и якоря создает момент, поворачивающий якорь на угол, пропорциональный входному напряжению.

Рассмотренная дифференциальная схема устройства обеспе­ чивает хорошую сбалансированность подвижных частей, что необходимо в условиях действия ускорений, широкий диапазон линейности и высокую чувствительность. По своим динамическим свойствам такой элемент также является колебательным звеном, если пренебречь индуктивностью катушек wy. Максимальный момент, развиваемый магнитоэлектрическим элементом, имеет порядок 100-^- 500 гошм.


104

г л . 3. Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы АВТО М А ТИ ЧЕСК И Х СИСТЕМ

 

§ 3.8. Сельсины

Сельсинами называются специальные машины переменного

тока,

которые в зависимости от того, как включены их статорные

и роторные обмотки, могут работать в качестве датчиков или в качестве элементов дистанционной передачи. Датчиками являются сельсины, работающие в трансформаторном режиме. В дистан­ ционных передачах используются сельсины, работающие в индика­ торном режиме. Кроме того, су­ ществуют так называемые диф­ ференциальные. сельсины, которые применяются как в сельсинных датчиках, так и в дистанционных

передачах.

Сельсины, работающие в транс­ форматорном или индикаторном режиме, имеют по четыре обмот­ ки. Три обмотки соединяются в звезду и имеют магнитные оси, сдвинутые друг относительно

друга на 120°. Совокупность трех расположенных таким образом обмоток обычно называют трехфазной обмоткой. Если трехфазная обмотка располагается на статоре, то четвертая однофазная обмот­ ка располагается на роторе, и наоборот. Первый вариант приме­ няется в маломощных сельсинах, второй — в сельсинах большой мощности.

Обычно сельсины применяются попарно. Один называется

сельсином-датчиком (СД), а другой — сельсином-приемником {СП).

На рис. 3.8.1 показаны сельсины, работающие в трансформа­ торном режиме. Статорными являются однофазные обмотки. Роторные обмотки СД соединены с соответствующими обмотками ротора СП. Статорная обмотка СД питается переменным током. Концы статорной обмотки СП выведены к выходным клеммам. Пара включенных таким образом сельсинов является датчиком, преобразующим угловое перемещение ротора СД в электрический сигнал, снимаемый со статорной обмотки СП. Входным сигналом датчика является угол поворота ротора СД относительно ротора СП, т. ѳ. разность в угловых положениях роторов. Выходным сигналом является напряжение, наводимое в статорной обмотке СП.

Для вывода приближенной формулы для выходного напряже­ ния СП пренебрежем активными сопротивлениями обмоток,

учитывая, что они малы по сравнению с их

реактивными

сопро­

тивлениями.

Кроме

того,

пренебрежем

э.д.с. самоиндукции

и э.д.с. взаимоиндукции обмоток, так

как сумма этих э.д.с. мала

по сравнению с э. д.

с., наведенной в обмотке потоком возбужде­

ния. Тогда

эффективные

значения

э.д.с.

в обмотках

ротора