ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 330
Скачиваний: 15
100 |
гл. 3. Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы АВТО М А ТИ ЧЕСК И Х СИСТЕМ |
выходной сигнал акселерометра при движении с постоянным ускорением будет пропорционален ускорению.
Для нахождения точной зависимости смещения груза акселе рометра от ускорения составим уравнение движения груза отно сительно корпуса акселерометра. На груз действуют сила упру гости пружин, усилие демпфера, направленные в сторону, проти воположную перемещению х, и сила тяжести. Составляющая
полного ускорения груза вдоль
оси |
X, очевидно, |
равна х + / ж, |
где |
|
]'х — составляющая |
ускорения |
объ |
||
екта |
вдоль оси |
X . |
Следовательно, |
уравнение движения груза имеет вид
• • |
• |
т(х + j x) — сх |
vx+mgx, (3.6.1) |
где т — масса груза, gx — состав ляющая ускорения силы тяжести по оси XX, с — жесткость пружин, а V — коэффициент демпфирования. По
сле элементарных преобразований уравнение (3.6.1) принимает вид
х + |
х “Ь х — (jx 8х)- |
(3.6.2) |
Это уравнение показывает, что акселерометр является колеба тельным звеном (см. приложение 1 ).
Если объект движется так, что величина j x — gx постоянна, то уравнение (3.6.2) имеет интеграл
х = - ^ ( І х - 8 х ) - |
(3.6.3) |
Таким образом, при постоянной величине j x — gx груз акселеро метра после затухания колебаний установится в положении равно весия, определяемом формулой (3.6.3).
Уравнение (3.6.2) и формула (3.6.3) показывают, что акселе рометр измеряет всегда только разность между соответствующими составляющими ускорения объекта и ускорения силы тяжести. Поэтому любой акселерометр всегда работает с систематической ошибкой, равной соответствующей составляющей ускорения силы тяжести. Эта ошибка может быть компенсирована соответствую щим смещением корпуса потенциометра относительно корпуса акселерометра. Для этого необходимо иметь на движущемся объек те вычислитель составляющей ускорения силы тяжести по оси чувствительности акселерометра и соответствующие исполни тельные устройства, смещающие корпус потенциометра. Однако обычно в системах управления полетом такая компенсация систе матических ошибок акселерометров не применяется. Для исклю-
§ 3 .7 . М А ГН И ТО ЭЛ ЕК ТРИ ЧЕСКИ Е Ч У В С ТВ И ТЕЛ ЬН Ы Е ЭЛЕМ ЕНТЫ |
101 |
чения ошибок, связанных с ускорением силы тяжести, акселеро метры часто устанавливают на платформу, стабилизированную в горизонтальном положении.
Аналогично устроены акселерометры, предназначенные для измерения угловых ускорений (рис. 3.6.2). В данном случае под действием момента сил инерции груз поворачивается относительна
корпуса акселерометра. Уравнение вращения груза относительно корпуса акселерометра имеет вид
Ѳ + 2aè + b2Q = — we, |
(3.6.4) |
где wq — угловое ускорение объекта относительно-оси вращения груза, 2а Xi Ь2 — коэффициенты, характеризующие соответственно демпфирование и жесткость пружин.
Точность и чувствительность акселерометра сильно зависят от конструкции подвески его груза. Подвеска должна обеспечить движение груза только в одном направлении и с наименьшим тре нием. Должна быть обеспечена также линейная зависимость уси лий, действующих на груз со стороны элементов подвески, от перемещения и скорости груза относительно корпуса акселеро метра. В акселерометрах, измеряющих линейное ускорение, наи более целесообразной является подвеска груза на плоских пру жинах, закрепленных с обоих концов (рис. 3.6.3). В акселеро метрах, служащих для измерения углового ускорения, может быть использована крестообразная пружина, работающая на кручение
(рис. 3.6.4).
§ 3.7. Магнитоэлектрические чувствительные элементы
Магнитоэлектрическим чувствительным элементом называется устройство, служащее для преобразования электрического напряжения в механическое перемещение (обычно угловое переме щение). Магнитоэлектрический элемент состоит из подвижной катушки 1 и неподвижного постоянного магнита 2 (рис. 3.7.1). Входной переменной устройства является напряжение ивх, подаваемое на катушку через спиральные пружины 3, которые
102 гл. 3. Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы А ВТО М А ТИ ЧЕСКИ Х СИСТЕМ
устанавливают подвижную систему в нейтральное положение при отсутствии входного сигнала. Выходной переменной является угол поворота а катушки.
Катушка вращается под действием электромагнитного момента М э и момента пружин М п. Поэтому уравнение движения
катушки имеет вид |
|
|
|||
|
|
Ja = M 3 + M a, |
(3.7.1) |
||
где J |
— момент |
инерции катушки. Мо |
|||
мент |
пружин пропорционален углу по |
||||
ворота катушки: |
|
|
|
||
|
|
М п |
- |
— са, |
(3.7.2) |
где с —жесткость |
пружин. |
Электро |
|||
магнитный |
момент пропорционален то |
||||
ку і |
в катушке |
и |
магнитному потоку |
||
Ф. Поскольку у постоянного магнита |
|||||
Ф = |
const, |
то |
|
|
|
|
|
М 9 = к,і, |
(3.7.3) |
||
где кі — постоянный коэффициент |
пропорциональности. Ток |
||||
в катушке і определяется уравнением |
|
|
|
||
L —^j--T-Ri + к2 |
= uBX, |
|
(3.7.4) |
где к2а — э. д. с., наводимая в катушке при вращении ее со ско
ростью а, R и L — соответственно омическое сопротивление и ин дуктивность катушки.
Если величина индуктивности катушки мала, то приближенно можно считать, что L = 0, и уравнение для тока принимает вид
і = |
(3.7.5) |
Подставляя это выражение тока в формулу для электромагнит ного момента (3.7.3), получим
Мэ = ^ - и вх- |
^ |
а . |
(3.7.6) |
||
На основании формул (3.7.2) |
и (3.7.6) уравнение движения |
||||
катушки (3.7.1) принимает вид |
|
|
|
|
|
Т2а + 2 |
+ |
а |
= |
кивх, |
(3.7.7) |
|
§ 3.7. |
М А ГН И ТО Э Л ЕК ТРИ Ч Е С К И Е Ч У В С Т В И Т Е Л Ь Н Ы Е |
Э Л ЕМ ЕН ТЫ |
ЮЗ |
где |
Т = |
У Лс — постоянная времени, £ = kJtJIR У Je — коэф |
||
фициент затухания, к — коэффициент усиления. |
Таким образом, |
|||
по |
своим |
динамическим свойствам магнитоэлектрический |
чув |
ствительный элемент является колебательным звеном (см. прило жение 1 ).
Магнитоэлектрические чувствительные элементы нашли широ кое распространение в электроизмерительных приборах (вольт
метрах, |
амперметрах и т. |
п.), а также в автоматических системах |
|||||||
управления как элементы |
согласова |
|
|||||||
ния различных |
типов |
электрических |
U-8X |
||||||
усилителей |
с |
гидравлическими |
и |
|
|||||
пневматическими |
исполнительными |
|
|||||||
устройствами. В последнем случае, |
|
||||||||
как правило, вместо постоянного |
|
||||||||
магнита |
используется |
электромаг |
|
||||||
нит. Типичная схема устройства по |
|
||||||||
казана |
на рис. 3.7.2. Якорь 1 может |
|
|||||||
вращаться |
относительно |
оси 2. |
На |
|
|||||
ярме 3 намотаны четыре обмотки под- |
|
||||||||
магничивания wn , питаемые постоян |
|
||||||||
ным |
током. |
За |
счет тока в катуш |
|
|||||
ках |
гѵп |
ярмо |
приобретает свойства |
|
|||||
электромагнита |
с |
определенной по |
|
||||||
лярностью. |
На |
якорь |
намотаны |
Рис. 3.7.2. |
|||||
обмотки управления wy, |
к которым |
|
приложено входное напряжение ивх.
При отсутствии входного напряжения устойчивым положением якоря является нейтральное положение, когда все воздушные зазоры между ярмом и якорем одинаковы и, следовательно, сопро тивление магнитных цепей минимально.
Таким образом, роль пружины в данной схеме играет восстанавливающий момент, возникающий за счет изменения сопротивлений воздушных зазоров при смещении якоря. При ывх ^ = 0 в якоре и ярме возникает магнитный поток управления. Взаимодействие полюсов электромагнитов ярма и якоря создает момент, поворачивающий якорь на угол, пропорциональный входному напряжению.
Рассмотренная дифференциальная схема устройства обеспе чивает хорошую сбалансированность подвижных частей, что необходимо в условиях действия ускорений, широкий диапазон линейности и высокую чувствительность. По своим динамическим свойствам такой элемент также является колебательным звеном, если пренебречь индуктивностью катушек wy. Максимальный момент, развиваемый магнитоэлектрическим элементом, имеет порядок 100-^- 500 гошм.
104 |
г л . 3. Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы АВТО М А ТИ ЧЕСК И Х СИСТЕМ |
|
§ 3.8. Сельсины |
Сельсинами называются специальные машины переменного |
|
тока, |
которые в зависимости от того, как включены их статорные |
и роторные обмотки, могут работать в качестве датчиков или в качестве элементов дистанционной передачи. Датчиками являются сельсины, работающие в трансформаторном режиме. В дистан ционных передачах используются сельсины, работающие в индика торном режиме. Кроме того, су ществуют так называемые диф ференциальные. сельсины, которые применяются как в сельсинных датчиках, так и в дистанционных
передачах.
Сельсины, работающие в транс форматорном или индикаторном режиме, имеют по четыре обмот ки. Три обмотки соединяются в звезду и имеют магнитные оси, сдвинутые друг относительно
друга на 120°. Совокупность трех расположенных таким образом обмоток обычно называют трехфазной обмоткой. Если трехфазная обмотка располагается на статоре, то четвертая однофазная обмот ка располагается на роторе, и наоборот. Первый вариант приме няется в маломощных сельсинах, второй — в сельсинах большой мощности.
Обычно сельсины применяются попарно. Один называется
сельсином-датчиком (СД), а другой — сельсином-приемником {СП).
На рис. 3.8.1 показаны сельсины, работающие в трансформа торном режиме. Статорными являются однофазные обмотки. Роторные обмотки СД соединены с соответствующими обмотками ротора СП. Статорная обмотка СД питается переменным током. Концы статорной обмотки СП выведены к выходным клеммам. Пара включенных таким образом сельсинов является датчиком, преобразующим угловое перемещение ротора СД в электрический сигнал, снимаемый со статорной обмотки СП. Входным сигналом датчика является угол поворота ротора СД относительно ротора СП, т. ѳ. разность в угловых положениях роторов. Выходным сигналом является напряжение, наводимое в статорной обмотке СП.
Для вывода приближенной формулы для выходного напряже ния СП пренебрежем активными сопротивлениями обмоток,
учитывая, что они малы по сравнению с их |
реактивными |
сопро |
||||
тивлениями. |
Кроме |
того, |
пренебрежем |
э.д.с. самоиндукции |
||
и э.д.с. взаимоиндукции обмоток, так |
как сумма этих э.д.с. мала |
|||||
по сравнению с э. д. |
с., наведенной в обмотке потоком возбужде |
|||||
ния. Тогда |
эффективные |
значения |
э.д.с. |
в обмотках |
ротора |