Файл: Основы автоматического управления..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 345

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

126 г л . 3. Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л ЕМ ЕН ТЫ А ВТОМ АТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

uBX(t). В течение периода Т п ключ находится в нейтральном состоя­ нии, конденсатор сохраняет полученный заряд.

В моделирунлцих устройствах широкое применение нашли шаговые искатели, применяющиеся для реализации переменных коэффициентов уравнений или заданных возмущений. На рис. 3.12.3 представлен элемент, основой которого является 200-ла- мельный шаговый искатель. К обмотке электромагнита (шагового реле) подводятся импульсы тока, под действием которых электро­ магнит дискретно с помощью храпового колеса переводит токо­ съемную щетку с одной ламели на другую. Значения напряже­ ний, подводимых к ламелям от делителя напряжений, могут быть набраны ступенчато по любому закону. На делителе имеется сто интервалов деления положительного напряжения и сто интервалов отрицательного. Коммутация клемм делителя и ламелей осу­ ществляется на специальном наборном поле. На выходе устройства формируется ступенчатая функция, дискретные значения которой определяются номером импульса, поданного на реле, и величиной потенциала, подведенного к клемме делителя напряжения, с кото­ рой в данный момент соединена токосъемная щетка искателя. Рассмотренное устройство с шаговым искателем является линей­ ным импульсным элементом. Оно преобразует непрерывную функ­ цию в последовательность импульсов с амплитудами, пропорцио­ нальными дискретным значениям функции.

§3.13. Двигатели постоянного тока

Всистемах управления в качестве исполнительных устройств часто применяются двигатели постоянного тока.

Управление двигателем постоянного тока производится путем изменения напряжения ия, приложенного к цепи якоря, при неиз­

менном потоке возбуждения (рис. 3.13.1) пли путем изменения потока возбуждения при неизменном напряжении ия, приложен­ ном к цепи якоря.

 

Из теории электрических машин известно,

 

что ток в цепи якоря ія,

поток

возбуждения

Рис. 3.13.1.

Фв, вращающий момент

М вѵ,

скорость вра­

щения вала

двигателя

Q и

противоэлек­

 

тродвижущая

сила еаі

наводимая в обмот-

ке якоря, в установившемся движении связаны следующими зависимостями:

бц сеФв£2, ІИвр

гт Фвія,

ия

іЯИя “I сп, (3.13.1)

где

P N - 1 0-8

Се

 

се =

 

2

яа

9,81

 


§ 3.13. Д В И ГА Т ЕЛ И ПОСТОЯННОГО ТОКА

127

а N — число проводников якоря, а — число пар параллельных ветвей, Р — число пар полюсов, і?я — активное сопротивление цепи якоря. Исключая из уравнений (3.13.1) величины еп и ія, получим

=

ля

Фвия- ^ Ф г й .

(3.13.2)

 

-“я

 

Эта формула определяет механическую характеристику двигателя постоянного тока.

При управлении путем изменения напряжения, приложенного к цепи якоря, поток возбуждения Фв постоянен, а управляющим входным сигналом является ия. В этом случае, как видно из (3.13.2), вращающий момент двигателя линейно связан с управля­ ющим сигналом. Это обеспечивает возможность плавного измене­ ния скорости двигателя в широком диапазоне.

При управлении путем изменения потока возбуждения ня = = const, а управляющим сигналом является Фв. В этом случае вращающий момент нелинейно зависит от управляющего сигнала. Однако практически при управлении двигателем с помощью потока возбуждения предусматриваются меры (в цепь якоря включается добавочное сопротивление), обеспечивающие незави­ симость тока в якорной цепи от угловой скорости вала Q. Поэтому в этом случае можно пренебречь вторым слагаемым в правой части формулы (3.13.2) и принять линейную зависимость вращаю­ щего момента от управляющего потока:

М вр «

Фвия.

(3.13.3)

Для определения динамических характеристик двигателя

составим уравнение движения ротора двигателя:

 

JQ =

М ѢѴ— cTQ — Мс,

(3.13.4)

где J — момент инерции

всех

вращающихся масс,

приведенный

к ротору двигателя, ст — коэффициент вязкого трения, М с — момент сопротивления *). Подставляя в уравнение (3.13.4) выра­ жение (3.13.2) вращающего момента, получим

Л 2 + ( с т + ^ Ф в ) Й = ^ - Ф вия- М с.

(3.13.5)

Выходной величиной может быть или угловая скорость вала £2, или угол поворота ротора двигателя а, определяемый кинемати­ ческим уравнением

а = й.

(3.13.6)

*) Относительно приведения масс см. любой курс теории механизмов, например [7].


128

ГЛ . 3. Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы А ВТО М А ТИ ЧЕСК И Х СИСТЕМ

При управлении первым способом входным сигналом двигателя является напряжение ия. В этом случае уравнение (3.13.5) может быть представлено в виде

где

( Т \ D

—(— 1 )

l Q — к 1и я ■—

к с М

с ,

(3.13.7)

 

 

 

 

 

 

 

Ті =

J R a

,

7.

^тФ р

7

кс

 

Д ясТ + сест Ф |

kt =

RacT“НсестпФ1

R-hct “f"сест Ф в

 

 

 

 

 

 

 

(3.13.8)

При управлении вторым способом входным сигналом двигателя является напряжение ив, приложенное к обмотке возбуждения. Управляющий поток Фв и управляющее напряжение ив связаны уравнениями

 

Фв = і ^

,

uB= iBRB+ LB^ f - .

(3.13.9)

Исключая из

уравнений

(3.13.3),

(3.13.4)

и

(3.13.9)

величины

Фв, ів, М вр

и считая момент сопротивления

М с постоянным,

получим

 

 

 

 

 

 

 

(T2D + 1 )(TBD +

1) Q = к2ив -

кмМ с,

(3.13.10)

где

 

 

 

 

 

 

 

Т2

RB

^

wBcrR flR B

 

 

(3.13.11)

 

L B

 

7, ___

С 7П Ц Я ^ 'В

 

 

 

Уравнения (3.13.7) и (3.13.10) написаны для случая, когда выход­ ным сигналом двигателя является угловая скорость Q. Подставляя в эти уравнения выражение Q из уравнения (3.13.6), можно полу­ чить уравнения для случая, когда выходным сигналом считается угол поворота вала а.

Из уравнений (3.13.7) и (3.13.10) следует, что двигатель постоян­ ного тока с независимым возбуждением является линейной динами­ ческой системой. Сравнение динамических характеристик двигате­ лей при первом и втором способах управления позволяет сделать вывод, что быстродействие двигателя при управлении изменением потока возбуждения меньше, чем при управлении изменением напряжения на якоре. Это объясняется, во-первых, тем, что при управлении вторым способом на быстродействие двигателя оказы­ вает влияние не только электромеханическая постоянная времени Т2, но и постоянная времени цепи возбуждения Тв. Во-вторых, электромеханическая постоянная времени двигателя при втором способе управления, как показывает сравнение формул (3.13.8) и (3.13.11), больше, чем при первом способе.

Кроме большего быстродействия управление путем изменения напряжения, приложенного к цепи якоря, дает более плавное изменение скорости вращения двигателя и больший диапазон


§ 3.14. Д В И Г А Т Е Л И П Е РЕ М Е Н Н О ГО ТОКА

129

изменения скорости. Эти обстоятельства позволяют отдать пред­ почтение способу управления двигателем путем изменения напря­ жения на якоре. При управлении этим способом требуется большое усиление управляющего сигнала по мощности, так как ток в якор­ ной цепи должен иметь большую величину. Обычно для этих целей используется электромашинный усилитель. При управле­ нии с помощью обмотки возбуждения в качестве усилителей могут использоваться усилители на электронных лампах, так как токи управления в этом случае малы.

§ 3.14. Двигатели переменного тока

Весьма широкое применение в качестве исполнительных устройств в системах управления находят двухфазные асинхрон­ ные двигатели. Особенно широкое распространение получили двухфазные асинхронные двигатели с тонкостенным ротором. Этому способствует целый ряд достоинств таких двигателей: отсут­ ствие щеток и коллектора, незначительный момент инерции ротора,

простота

и стабильность

усиления

 

управ­

 

 

 

 

ляющего сигнала при помощи усилителей

 

 

 

 

переменного тока и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

Ротор двухфазного асинхронного двигате­

 

 

 

 

ля выполняется

в виде «беличьего

колеса»,

 

 

 

 

образованного несколькими параллельными

 

 

 

 

проводниками, замкнутыми накоротко тор­

 

 

 

 

цевыми кольцами, или в виде тонкостенного

 

 

 

 

стакана,

сделанного из немагнитного

мате­

 

 

 

 

риала.

Статор двигателя

имеет две

обмотки,

 

 

 

 

которые укладываются в пазы пакета из

оси их были

взаим­

железных пластин так, чтобы магнитные

но перпендикулярными

(рис. 3.14.1).

Одна

из

обмоток статора

является

возбуждающей и подключается

к

источнику

пита­

ния переменного тока с фиксированным напряжением.

Вторая об­

мотка

является

управляющей и

обычно

питается

напряже­

нием переменного тока той же частоты, что и напряжение воз­ буждения, но через управляющий усилитель. Управляющее напряжение сдвинуто по фазе на 90° относительно напряжения возбуждения. Это приводит к вращению магнитного поля. Вращаю­ щееся магнитное поле индуцирует в стенках ротора вихревые токи, которые, взаимодействуя с магнитным потоком, обусловливают появление вращающего момента, увлекающего ротор в сторону вращения магнитного поля. Для получения фазового сдвига в 90° последовательно с управляющей обмоткой включают емкость, как показано на рис. 3.14.1.

Если нагрузка на оси якоря отсутствует, то скорость враще­ ния якоря й будет равна скорости вращения магнитного поля QM.

9 Под ред. В . С. П угачева