Файл: Основы автоматического управления..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 347

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

§ 3.15. Д Л И Н Н Ы Е Л И Н И И

135

уравнения

(3.15.7)

соответствуют два частных интеграла системы

уравнений

(3.15.6):

X) =

е ^ х,

 

х) =

 

 

tp^s,

i|}i(s,

 

 

cp2(s,

х) = е-Р(8)ж,

гр2 ( 5 1

%) = а2е ~ ^ х.

Для определения постоянных

и а2 подставим эти частные интег­

ралы по очереди в любое из уравнений (3.15.6) и потребуем,

чтобы оно обратилось в тождество относительно х.

Тогда, полагая

для краткости

ѵМ=/ШЬ

<зл5-9>

 

 

 

 

 

получим « 1

= — у (s), а2

= у (s). Таким образом,

мы нашли два

линейно независимых частных интеграла системы уравнений

(3.15.6). Общий интеграл этой системы уравнений определяется

формулами

cp (s,

х) =

+

с2е_Р(8)ж,

 

 

(3.15.10)

 

ф (s, х) =

— c2e- P(s)x] у (s).

 

 

Для определения постоянных интегрирования сі и с2 восполь­ зуемся граничными условиями (3.15.5). Подставляя в них выра­

жения (3.15.4) и сокращая на est,

приведем эти условия к виду

 

<p(s,

0) = 1, cp(s, l)

= ZH(s)i])(s, Z),

(3.15.11)

где ZH(s) =

R u +

sLH. Теперь остается подставить сюда выраже­

ния <р (s, 0),

ф (s, I) и ф (s, Г), вытекающие из (3.15.10). Тогда полу­

чим следующую систему линейных алгебраических уравнений для определения с4 и с2:

С14“ с2 = 1>

 

(3.15.12)

CjgßO)* c2e-ß(s)i —ZH(s) [Ciß^1с2е~№Щ у (s).

 

Решая эту систему уравнений, находим с4 и с2:

 

 

__________ [1-ZhWY(0]e-ß(s)i________

 

 

[1+ Z„ («) у (.)] eß(8> '_ [ l_ Z H (*) у (.)]

 

(3.15.13)

_________[1+гя 0 Ж 8)НР(8)і_________

[1+ ZH (.) у («)] eß<8> '- [ l - Z B (») у (*)] e - ß(5)I '

Передаточная функция однородной длинной линии Ф (s) в слу­ чае, когда выходной переменной является напряжение на конце линии u(t, Z), на основании (3.15.4) будет равна

Ф (s ) = —ДГ~^"= Ф (s’ 0 — СіеР(8)г + c2e_ß(s)i.

(3.15.14)

 


136

г л . 3. Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы А ВТО М А ТИ Ч ЕС К И Х СИСТЕМ

Подставляя сюда выражения (3.15.13) постоянных q и с2, полу­ чаем окончательное выражение для передаточной функции Ф (s):

Ф(8)

2ZH (s) у (s)

(3.15.15)

[1+ZH(») V (*)] e ^ l - [ i - Z

 

H(*) V (*)] e~ß(s)J '

Выражение (3.15.15) передаточной функции Ф (s) показывает, что в общем случае однородная длинная линия представляет собой сложный динамический элемент, обладающий, в зависимо­ сти от соотношения величин ее основных параметров R, L, С, G и вида нагрузки ZH(s), в той или иной мере свойствами запаздываю­ щего, колебательного и апериодического звеньев. Проанализи­ руем, как изменяется передаточная функция Ф (s) в зависимости от изменения вида нагрузки и выбора определенных сочетаний основных параметров линии.

Нагрузка на конце длинной линии возникает только при сое­ динении ее с каким-либо другим элементом автоматической систе­ мы. Поэтому влияние нагрузки на динамические свойства линии можно изучить методами главы 4, в которой показано , как по дина­ мическим характеристикам отдельных звеньев определяются дина­ мические характеристики их соединений. Для изучения динами­ ческих свойств самой длинной линии, ни с чем не соединенной, следует предположить, что нагрузка на конце линии отсутствует. Это равноценно случаю, когда сопротивление нагрузки R H беско­ нечно велико, т. е. і?н = оо . Полагая в (3.15.15) ZH(s) = оо, находим передаточную функцию длинной линии, рассматривае­ мой как изолированное звено автоматической системы:

Практически влиянием нагрузки на передаточную функцию длин­ ной линии можно пренебречь в случае, когда сопротивление нагрузки очень велико, например, когда коаксиальный или двухпроводный кабель применяется для подачи напряжения на сетку электронной лампы, обладающей большим омическим нагрузоч­ ным сопротивлением (обычно порядка нескольких Мом).

Выбирая параметры длинной линии и нагрузку на ее конце соответствующим образом, можно получить линию с желатель­

ными динамическими свойствами.

В системах автоматического управления обычно применяются только так называемые согласованные линии, т. е. такие линии, которые не дают отражения прямого сигнала, приходящего к кон­ цу линии, от нагрузки. Линия становится согласованной, когда нагрузка ZH(s) выбирается равной волновому сопротивлению линии:

Zn (s) = Ru + sLH= jX


§ 3.15 . Д Л И Н Н Ы Е Л И Н И И

13 7

Из этого равенства видно, что согласованности линии в общем случае можно добиться только при каком-нибудь одном значении s, так как это равенство не является тождеством относительно s. Поэтому для обеспечения согласованности линии обычно поль­ зуются переменным током определенной частоты ю0 и сопротивле­ ние нагрузки выбирают из условия (3.15.17) при s = і<о0. В этом случае при передаче сигналов переменным током частоты со0 линия будет работать в режиме бегущей волны. Полагая ß(tco0) = р + + іѵ, получим

Ф(гю0) = е-м.г-іѵг

(3.15.18)

Длинная линия в этом случае работает как запаздывающее звено- с временем запаздывания т = vZ/co0 и коэффициентом усиления к — е~іа. Сигнал в такой линии распространяется со скоростью со0/ѵ и ослабляется в е>* раз на единицу длины линии.

Полной согласованности линии при любом значении s можнодобиться, если выбрать ее параметры так, чтобы удовлетворялось

условие

RC = LG. Действительно, в этом

случае R/L = GIC,

Y(s) =

У CIL и условие (3.15.17)

принимает

вид

 

 

Дн + sLK =

У L/C.

 

(3.15.19)

Этому условию можно удовлетворить, приняв R „ =

У L/C, L H= 0.

При этом выражение (3.15.15) для передаточной функции длинной линии примет вид

ф(8) = e-JVËG.e-SiVIc.

(3.15.20)

Эта формула показывает, что в этом случае длинная линия пред­

ставляет собой запаздывающее

звено

с временем

запаздывания

т = іУ LC

и

коэффициентом

ослабления

сигнала

к =

= ехр{—іУ RG).

Сигнал распространяется по

такой линии без

искажения

со

скоростью, равной

\/ У LC,

и

ослабляется

в ехр {У RG) раз на каждую единицу длины линии.

Такие линии

обычно применяются в виде реальных линий задержки.

необ­

Чтобы получить значительное время задержки сигнала,

ходимо выбрать большую длину линии (десятки — сотни метров), что может привести к большим трудностям в выборе основных параметров линии, позволяющих выполнить условия RC = LG. Кроме того, линия получается громоздкой. Поэтому для полу­ чения значительных времен задержки выбирают линию специаль­ ной конструкции, состоящей из последовательного соединения отдельных ячеек, имеющих значительные собственные индуктив­

ности І/я и емкости Ся. Тогда т3 =

п У L aCя, где п — число ячеек,

входящих в линию задержки.

Часто применяют непрерыв­

ную спиральную линию задержки, у которой изолированный


138

гл. 3. Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы А ВТО М А ТИ ЧЕСКИ Х СИСТЕМ

внутренний кабель оплетается спиральным экраном. Такая линия имеет значительные собственные индуктивность и емкость при сравнительно короткой общей длине. Поэтому ослаблением ампли­ туды сигнала в ней можно пренебречь (так как величины I, R и G будут малыми, а L и С — большими).

§ 3.16. Объект управления как элемент автоматической системы

Как уже было отмечено в §§ 1.1 и 1.2, объект управления является одним из элементов автоматической системы, от кото­ рого существенно зависят динамические свойства и поведение всей системы в целом. Поэтому, изучая элементы автоматических систем и их динамические свойства, нельзя не коснуться и объек­ тов управления.

Объектом управления может быть любая физическая система, и вследствие этого переменными, определяющими состояние объекта управления, могут быть любые физические величины: координаты, определяющие положения механических частей объекта управления, давления, плотности, температуры и ско­ рости течения жидкостей и газов, токи, напряжения и другие электрические и электромагнитные величины, световые потоки, химические величины и т. д. Поэтому для описания поведения объекта управления в общем случае необходимо составить урав­ нения всех физических и химических процессов, связывающие интересующие нас величины, определяющие мгновенное состоя­ ние объекта управления, с управляющими воздействиями. Ввиду большого многообразия возможных объектов управления прак­ тически невозможно указать все возможные типы уравнений объекта и определяемых ими его динамических характеристик. Поэтому мы ограничимся здесь лишь рассмотрением некоторых объектов управления.

В некоторых случаях положение объекта управления одно­ значно определяется положением выходного вала или штока испол­ нительного устройства (т. е. объект управления практически жестко связан с выходной деталью исполнительного устройства). Так, например, положение подвижной пушечной установки на самолете полностью определяется углами поворота выходных валов исполнительных электродвигателей или гидродвигателей, с которыми установка связана зубчатыми или червячными переда­ чами. В таких случаях за уравнение, описывающее поведение объекта управления, можно принять уравнение движения выход­ ного элемента исполнительного устройства, добавив к его массе (моменту инерции) приведенную массу (соответственно момент инерции) объекта управления и включив в число действующих на выходной элемент исполнительного устройства сил приведен­ ные силы, действующие на объект управления. Приведенные


§ 3.16, О Б Ъ Е К Т У П Р А В Л Е Н И Я К А К Э Л ЕМ ЕН Т

139

массы, моменты инерции и силы определяются по известным формулам теории механизмов [7].

Для примера рассмотрим один канал управления подвижной пушечной установкой в случае, когда исполнительное устройство представляет собой электродвигатель постоянного тока с управ­ лением напряжением в цепи якоря. Согласно изложенному мы должны в этом случае добавить к моменту инерции ротора двига­ теля в уравнении (3.13.5) приведенный момент инерции установки

№JJr\, где к — передаточное число от выходного вала

двигателя

к установке, т) — коэффициент полезного действия

передачи,

а к действующим силам добавить приведенный к валу двигателя момент сил сопротивления, действующих на установку. Предпо­ лагая, что момент сил сопротивления пропорционален угловой скорости установки kaQ, получим в результате следующее уравне­

ние движения ротора двигателя с

установкой:

 

где

TQ -f Q =

kiUBXt

(3.16.1)

 

 

 

7?яст

“ЬÄ-q^h* * ^яст~\~сест^^

 

Во многих

случаях исполнительные устройства

приводят

в движение только управляющие органы объекта управления, например рули самолета или ракеты. В таких случаях необхо­ димо составить уравнения, определяющие динамику объекта управления, а в уравнениях исполнительного устройства учесть приведенную массу управляющих органов объекта управления и действующие на них приведенные силы.

Одним из важнейших объектов управления в авиации является летательный аппарат — самолет или крылатая ракета. Движе­ ние самолета или крылатой ракеты описывается известными урав­ нениями механики: уравнениями движения центра массы, уравне­ ниями вращательного движения вокруг центра массы и кинемати­ ческими уравнениями. В полете на самолет или ракету действуют сила тяжести, сила тяги двигательной установки, аэродинамиче­ ские силы и моменты и в некоторых случаях момент силы тяги двигательной установки. Вывод полных уравнений пространст­ венного движения самолета или ракеты сложен и не входит в задачу этой книги. Поэтому мы ограничимся здесь выводом уравнений движения самолета в вертикальной плоскости.

Обозначим через т массу самолета (или ракеты), ѵ — скорость его центра массы, Ѳ— угол наклона вектора скорости к горизон­ ту, 'ö' — угол наклона оси самолета к горизонту, называемый обычно углом тангажа, J z — центральный момент инерции само­ лета относительно оси, перпендикулярной плоскости его движе­