ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 346
Скачиваний: 15
130 ГЛ . 3. Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы А В ТО М А ТИ ЧЕСКИ Х СИСТЕМ
При наличии момента нагрузки скорость вращения якоря замед ляется до такой величины, которая необходима для создания вра щающего момента, равного моменту нагрузки. Разность QM— Q называется скольжением асинхронного двигателя. При постоян ном моменте нагрузки скольжение постоянно и скорость враще ния якоря также постоянна. Для изменения направления враще ния ротора достаточно изменить фазу управляющего напряже ния на 180°.
Намагничивающая сила вращающегося ротора взаимодей ствует с намагничивающей силой статора так же, как намагни
I |
О Uß о ---------. |
чивающая сила неподвижного |
ротора, |
|||||
если токи в неподвижном роторе оста |
||||||||
івL |
—1 |
|||||||
1 |
ются по величине и фазе (относительно |
|||||||
--Ѵ-Л-А“.АО-Л-У |
э. д. с.) теми же, что и при вращении. |
|||||||
|
|
Это позволяет представить ротор в виде |
||||||
|
|
неподвижной двухфазной обмотки. Маг |
||||||
|
|
нитная |
ось |
одной |
фазы такой эквива |
|||
|
|
лентной |
обмотки |
ротора |
параллельна |
|||
|
|
магнитной |
оси обмотки |
возбуждения |
||||
|
|
статора, ось другой фазы |
параллельна |
|||||
|
|
магнитной |
оси управляющей |
обмотки |
||||
статора (рис. 3.14.2). Пользуясь, как |
и везде, стандартными обо |
|||||||
значениями для токов и чисел витков |
обмоток с соответствующи |
ми индексами, можем написать следующее выражение магнитного
потока, создаваемого обмоткой возбуждения |
и эквивалентной |
обмоткой ротора: |
|
ір^в+ Чр^р |
(3.14.1) |
Ф рв -- |
где, в дополнение к стандартным обозначениям, і1р — ток в пер вой фазе эквивалентной обмотки ротора, R M— магнитное сопро тивление в цепи магнитного потока. Аналогичной формулой опре деляется магнитный поток, создаваемый обмоткой управления и эквивалентной обмоткой ротора:
ф■ру— js , (3.14.2)
где г2р — ток во второй фазе эквивалентной обмотки ротора.
Обычно wy — wB — wc, т. |
е. обмотки статора одинаковы. |
|
Вращающий момент М вѵ является результатом взаимодействия |
||
тока г1р с потоком Ф ру и тока г2р с потоком Ф р в : |
||
М в р = |
М7р (Іір Ф р у |
^2рФ рв)- |
Подставляя сюда выражения потоков (3.14.1) и (3.14.2), получим
М вр = М (чр&у ^2р^в)> |
(3.14.3) |
где М = WpWc/RM— коэффициент взаимной индукции.
§ 3.15. Д Л И Н Н Ы Е Л И Н И И |
131 |
Пренебрегая потоками рассеяния, реактивным сопротивле нием обмоток статора и ротора, влиянием обмоток ротора на об мотки статора и э. д. с., наведенной обмоткой управления в роторе при его вращении, и учитывая (3.14.1) и (3.14.2), можем записать уравнения, описывающие процессы в обмотках статора и ротора, в виде
uBXCosco< = іуДо C/o sin art = iBRc,
[(3.14.4)
М ^ - = І1РДРІ M ^ - = i2vR » - M Q is,
где wBXcos cüt и Uo sin art — соответственно управляющее напря жение, модулированное входным сигналом ивх, и напряжение возбуждения. Решая уравнения (3.14.4) относительно гв, гу, і1р, і2р и подставляя результат в (3.14.3), получим следующее выраже ние для вращающего момента:
М2(Ы70
Мвр— ЯрЧ
Учтем теперь, что ротор двигателя, вследствие своей инерцион ности, практически не будет реагировать на колебания вращаю щего момента удвоенной несущей частоты 2а>. Вследствие этого в (3.14.5) можно пренебречь колеблющейся составляющей вращаю щего момента. Тогда для вращающего момента получим выраже ние, аналогичное выражению (3.13.2). Следовательно, работа двигателя переменного тока описывается уравнением (3.13.7), в котором
ия — ивх, |
, |
2MW o |
|
Кі~ 2RvRlcT + MW% » |
|
||
|
(3.14.6) |
||
2ДрД% |
|
2JRvRl |
|
|
|
||
К° 2ДрД|ст+ М Ю \ ’ |
|
1 _ 2RpR*cT + MZU%- |
|
§3.15. Длинные линии
Всовременных системах автоматического управления отдель ные блоки и агрегаты часто располагаются на значительных рас стояниях друг от друга. Для соединения элементов в единую систему широко применяются специальные линии передачи сигна лов. Для этого используются двухпроводные или однопроводные линии, экранированные кабели, фидеры и волноводы. У подобных элементов основные электрические характеристики — сопротив ление, емкость, индуктивность — не сосредоточены в каких-то отдельных частях, а распределены непрерывно вдоль линии. Такие элементы обычно называются элементами с распределенными
9*
132 ГЛ . 3. Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы А ВТО М А ТИ ЧЕСК И Х СИСТЕМ
параметрами. К элементам с распределенными параметрами можно также отнести различные линии задержки.
Строго говоря, почти все реальные элементы, входящие в со став систем автоматического управления, также представляют собою элементы с распределенными параметрами. Но в подавляю щем большинстве случаев реальный элемент можно с достаточной степенью точности заменить упрощенной моделью — системой с сосредоточенными параметрами и идеальными линиями связи,
вкоторых отсутствуют потери энергии и запаздывание при прохож дении сигналов. Такая замена дает возможность определить дина мические характеристики элемента с достаточной точностью лишь
втом случае, когда эквивалентное сопротивление всех линий связи достаточно мало по сравнению с эквивалентным сопротивлением соединяемых ими деталей. Все перечисленные выше элементы характерны тем, что они представляют собой чистые линии связи, у которых распределение параметров вдоль линии существенно влияет на их динамические свойства. Подобные элементы, так же как и элементы, у которых параметры распределены непрерывно вдоль поверхности или по объему, необходимо рассматривать как системы с распределенными параметрами.
Проводные линии связи, кабели, фидеры, волноводы и линии задержки представляют собой различные типы так называемых длинных линий и описываются одними и теми же уравнениями. Поэтому мы будем определять динамические характеристики длинной линии независимо от ее конкретной технической реали
зации.
Всякая длинная линия характеризуется следующими распре деленными по ее длине параметрами: активным сопротивлением, индуктивностью, емкостью и активной проводимостью между проводами линии, обусловленной наличием определенного конеч ного омического сопротивления их изоляции и промежутка между ними. В общем случае эти параметры могут быть распределены по длине линии неравномерно. Такие линии называются неодно родными. Если перечисленные параметры распределены вдоль линии равномерно, то линия называется однородной. На практике в подавляющем большинстве случаев применяются только одно
родные длинные линии.
Обозначим через R, L, С и G соответственно омическое сопро тивление, индуктивность, емкость и межпроводную проводимость единицы длины однородной линии. Напряжение и ток в каждом сечении линии будут функциями времени t и координаты сечения х: и = и (t, х), і = і (t, х). Условимся считать, что началу линии соот ветствует X = 0, а концу — X = I, где I — полная длина линии.
Для составления системы дифференциальных уравнений, опи сывающих длинную линию, представим ее бесконечно малый отрезок длины dx упрощенной моделью, изображенной на
§ 3.15. Д Л И Н Н Ы Е Л И Н И И |
133 |
рис. 3.15.1. Изменение напряжения между проводами линии от сечения х до сечения x-\-dx произойдет из-за падения напряжения на активном сопротивлении R dx и на индуктивности L dx от резка dx:
u(t, x-\-dx) — u(t, x)= — iRdx — L^j-dx.
С другой стороны, с точностью до бесконечно малых |
второго |
|||
порядка |
|
|
|
|
и (i, X-f- dx) — и (t, х) = |
dx. |
|
|
|
Таким образом, имеем |
|
|
|
|
~ d x = |
- i R d x - L ^ - d x . |
(3.15.1) |
||
дх |
dt |
|
' |
' |
Изменение тока, протекающего в линии между теми же сечениями,
dL |
. / уdi |
о— ---- |
oJ'V-VY^-j |
|_! |
— |
r -9--- |
|
1 |
dß- |
гхп |
|||
иfat) |
j u{x,tj |
|
dß \u*du |
\Z„\u(W |
|
1 |
|
|
1 |
I м\ |
|
|
d x - |
|
X I |
LTJ |
|
- X |
■ |
|
|
|
Рис. 3.15.1.
вызывается утечкой тока через проводимость Gdx и током заряда емкости С dx:
і(t, х + dx) — i (t, x) — — Gu dx — C — dx.
Сдругой стороны, с точностью до бесконечно малых второго по рядка
i(t, x-\-dx) — i(t, х)= |
- ^ d x . |
|
|
Таким образом, |
|
|
|
^ - d x — — Gudx — C ^ - d x . |
(3.15.2) |
||
дх |
dt |
' |
' |
Сократив уравнения (3.1S.1) и (3.15.2) на dx, получим систему двух линейных дифференциальных уравнений в частных произ водных, описывающую процесс в длинной линии при действии на ее входе любого напряжения и при произвольной нагрузке на ее конце (выходе):
itx — — R і — L it, ix — Gи Cut. |
(3.15.3) |
134 Г Л . 3. Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы А ВТО М А ТИ ЧЕСК И Х СИСТЕМ
Время t нѳ входит явно в уравнения однородной линии (3.15.3). Поэтому процесс в ней при одном и том же входном напряжении протекает всегда одинаково, независимо от момента его начала. Это означает, что длинная линия представляет собой стационар ную линейную систему. Следовательно, ее динамические свойства полностью определяются ее передаточной функцией Ф(в). Для определения передаточной функции Ф (s) приложим ко входу ли нии напряжение, изменяющееся по показательному закону u(t, 0) = est, и будем искать решение системы уравнений (3.15.3) в виде
и (t, х) = ф (s, x)est, i(t, х) = ф(в, x)est, |
(3.15.4) |
где ф (s, х) и ф (s, х) — некоторые неизвестные функции, не завися щие от времени. При этом учтем граничные условия в начале и конце линии:
u(t,0) = est, u(t, l) = Rai(t,l) + LB^ ^ ~ . |
(3.15.5) |
Второе граничное условие выбрано из соображения, что длин ные линии, применяющиеся в системах автоматического управле ния, обычно нагружены или чистым омическим сопротивлением, или последовательным соединением омического и индуктивного сопротивлений.
Подставляя выражения и (t, х), i (t, х) из (3.15.4) в уравнения (3.15.3), после сокращения на est получаем для определения функций ф (s, х) и ф (s, х) уравнения
фИ». * )= — (Д + £*)Ч>(*, г), |
1 |
■фі(«, х)= —iß + Св)ф(8, х). |
J |
Эти уравнения образуют систему двух обыкновенных линейных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами, зависящими от параметра s. Применяя обычный метод интегриро вания систем линейных уравнений с постоянными коэффициен тами, составляем характеристическое уравнение:
—к — (R + Ls)
—(G + Cs) — к
или |
|
к2 - ( R + |
• |
0. |
(3.15.7) |
|
|
Ls)(G + Cs) = |
|||
Отсюда, |
вводя |
обозначение |
|
|
|
|
|
Р(*) = V (R + Ls)(G + Cs), |
(3.15.8) |
||
находим |
к = ± |
ß (s). Этим |
двум корням |
характеристического |