Файл: Основы автоматического управления..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 349

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

140

Г Л . 3. Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы А В ТО М А ТИ ЧЕС К И Х СИСТЕМ

ния,

X — горизонтальное перемещение центра массы самолета,

а у — высоту его полета (рис. 3.16.1). Уравнения движения центра массы самолета будем рассматривать в проекциях на касательную и нормаль к его траектории. Как известно из теоретической меха­ ники, касательная и нормальная составляющие вектора ускоре­

ния точки в плоском движении равны соответственно ѵ и ѵд. Поэ­ тому уравнения движения центра массы самолета в проекциях на касательную и нормаль к его траектории имеют вид

тѵ — Т cos а — X mg sin Ѳ,

1

 

mvQ — T sin а + Y mg cos Ѳ,

J

(3.16.2)

где X — касательная составляющая главного вектора аэродина­ мических сил, называемая обычно силой лобового сопротивления,

Y — нормальная

составляющая

главного

вектора

аэродинамиче­

ских сил,

называемая

подъемной

силой,

Т — сила

тяги

двигатель­

ной установки, а а =

Ф — Ѳ —

угол

между вектором

скорости

центра массы самолета и его про­ дольной осью, называемый углом атаки. При малых значениях

угла

атаки

а можно

принять

в

уравнениях

(3.16.2)

sin а =

а,

cos а

= 1.

 

 

 

Для полного определения движения центра массы самолета необходимо добавить к динамическим уравнениям (3.16.2) кине­

матические уравнения движения

центра

массы:

 

X — и cos Ѳ,

у = и sin

Ѳ.

(3.16.3)

Наконец, уравнение движения самолета вокруг центра массы

в вертикальной плоскости имеет вид

 

J zb = M z + М Т

(3.16.4)

где М г — аэродинамический момент, а М т— момент силы тяги двигательной установки.

Первое уравнение (3.16.2) определяет скорость полета самолета и поэтому должно рассматриваться отдельно как уравнение объекта управления в системе управления скоростью. Эта система обеспечивает такое управление тягой двигателя, при котором скорость и изменяется по заданному закону или, в частном случае, сохраняет определенное постоянное значение. Поэтому для систе­ мы управления полетом, обеспечивающей необходимое изменение направления полета, первое уравнение (3.16.3) роли не играет,


§ 3.16. О Б Ъ Е К Т У П Р А В Л Е Н И Я К А К ЭЛЕМ ЕН Т

141

и при исследовании процесса управления скорость полета ѵ в остальных уравнениях можно считать известной функцией вре­

мени или постоянной.

 

 

M z обычно

Подъемная сила У и аэродинамический момент

выражаются формулами

 

 

 

Y = cvS

M

z = mzl S ^ ~ ,

(3.16.5)

где р — плотность воздуха, S — некоторая характерная площадь (для крылатых летательных аппаратов обычно площадь крыльев), I — характерный линейный размер (для крылатых летательных аппаратов — средняя хорда крыла), а сѵ и тг — безразмерные аэродинамические коэффициенты, определяемые экспериментально.

Аэродинамический коэффициент подъемной силы су при малых углах атаки можно приближенно считать пропорциональным углу атаки а:

су = с“а.

(3.16.6)

Аэродинамический момент M z представляет собой сумму трех моментов: момента крыльев и фюзеляжа, который при малом угле атаки приближенно можно считать линейной функцией угла атаки, добавочного момента, создаваемого рулем высоты, при­ ближенно пропорционального углу отклонения руля высоты б, и момента сопротивления, приближенно пропорционального угло­

вой скорости самолета coz = '6. В соответствии с этим аэродина­ мический коэффициент mz обычно выражают приближенной фор­ мулой

mz = /ra“ + m“a + m“z^-t-wi®S.

(3.16.7)

На основании формул (3.16.5), (3.16.6) и (3.16.7) второе уравне-

иуравнение (3.16.4) при :малых углах

ввиде

 

è = Ааа

* созѲ

,

 

 

 

 

 

W.

v

7

)

(3.16.8)

 

 

 

 

 

 

 

Ф + а. é+ a aа = a0 —ö66, J

 

 

 

 

0

 

 

 

 

где

 

 

 

 

 

 

 

л

<;“5py

 

T

 

 

™%zPSpv

■ііа

2m

'

mv

Â

 

2Jz

 

 

 

 

сіа mflSpv2

a&~

mz ISpu2

(3.16.9)

 

 

2Jz

2J z

 

Мт

I

m^lSpv2,

 

 

 

ÖQ= ’J z

1

2Jz

 

 

 


142

Г Л . 3. Л И Н Е Й Н Ы Е ЭЛЕМ ЕНТЫ АВТОМ АТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В случае полета, близкого к горизонтальному, угол наклона вектора скорости к горизонту Ѳ мал и можно принять cos Ѳ « 1 , sin Ѳ « Ѳ. Тогда, подставляя во второе уравнение (3.16.8) Ф

= Ѳ + а и заменяя Ѳ, Ѳ их выражениями из первого уравнения (3.16.8), приведем уравнения (3.16.8) и второе уравнение (3.16.3) к виду

а *

Ѳ= Лаа —у ,

а + с^а + саа = с0 —Сбб,

у —ѵѲ, (3.16.10)

где

 

 

 

 

c .= a -- j- A a,

ca = aa + a-Aa + Aa,

а

ü

 

и

(3.16.11)

 

1

8

Со =

 

^ 0 ~ Г

— ----- - J f , Сб = «б •

 

Таким образом, при полете с малым углом атаки а и малым углом наклона вектора скорости к горизонту Ѳдвижение самолета в вертикальной плоскости приближенно описывается линейными уравнениями (3.16.10). При полете с переменной скоростью ѵ, представляющей собой известную функцию времени, все коэф­

фициенты уравнений (3.16.10) при неизвестных а, а, б и Ѳ и сво­ бодные члены g/v и с0 являются известными функциями времени. При полете с постоянной скоростью все эти величины постоянны.

В уравнениях (3.16.10) угол отклонения руля 6 является вход­ ной переменной объекта управления, а выходной переменной может служить, в зависимости от задачи управления, любая из величин Ѳ, а, у или любая их линейная комбинация. Так, напри­ мер, если задачей системы управления является стабилизация оси самолета в заданном направлении, то за выходную перемен­ ную объекта управления следует принять угол тангажа O' =Ѳ + а . При этом за параметр управления следует принять отклонение угла тангажа от заданного значения: А = Ф — Фо. Если задачей системы управления является обеспечение полета самолета на заданной высоте Я, то за выходную переменную объекта управ­ ления следует принять высоту полета у, а за параметр управле­ ния — отклонение высоты полета от заданной:

А— у — Н.

Внекоторых случаях ракету приходится стабилизировать относительно продольной оси. Для проектирования системы ста­ билизации необходимо иметь уравнение движения ракеты вокруг продольной оси. Обозначая угловую скорость ракеты относительно продольной оси через (ож и принимая во внимание, что при враще­ нии ракеты вокруг продольной оси на нее действует аэродинами­ ческий момент, приближенно пропорциональный угловой ско­ рости со*, и, кроме того, действует аэродинамический момент,


§ 3.16. О Б Ъ Е К Т У П Р А В Л Е Н И Я К А К Э Л Е М Е Н Т

143

пропорциональный углу отклонения элеронов б, можем написать уравнение движения ракеты вокруг продольной оси в виде

 

+

 

(3.16.12)

где I — размах ракеты. Уравнение (3.16.12) можно представить

в виде

 

 

 

 

Т “I“(Од — /сб»

 

(3.16.13)

где

2/«

ГПхV

 

Г =

(3.16.14)

m%xSlZpv

 

 

 

 

Входной переменной объекта управления в уравнениях (3.16.12) и (3.16.13) является угол отклонения элеронов б, а выходной переменной — угловая скорость ракеты относительно продольной оси со*. Уравнение (3.16.13) показывает, что ракета в движении вокруг продольной оси может рассматриваться как апериодиче­ ское звено. Постоянная времени Т и коэффициент усиления этого звена к в общем случае при полете с переменными скоростью и высотой являются функциями времени. В частном случае при горизонтальном равномерном полете постоянная времени Т и коэффициент усиления к постоянны и, следовательно, ракета является стационарным апериодическим звеном.

Г л а в а 4

СТРУКТУРНЫЕ СХЕМЫ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ

§ 4.1. Соединения систем и их элементов. Структурные схемы

Каждая сложная система состоит из ряда более простых систем, взаимодействующих между собой определенным образом. В зави симости от характера взаимодействия этих систем они могут быть связаны между собой различными способами. Основными типами соединений систем в сложных системах являются последователь­ ное соединение, параллельное соединение и обратная связь.

Последовательным соединением систем называется такое сое­ динение, когда выход каждой системы связывается с входом следующей системы, т. е. когда выходная переменная каждой системы служит входной переменной для следующей системы

(рис. 4.1.1).

Рис. 4.1.1. Рис. 4.1.2.

При этом предполагается, что соединяемые системы обладают направленным действием. Это значит, что при соединении выхода одной системы с входом другой системы характеристики первой системы не изменяются, т. е. что при данном входном сигнале x(t) системы ее выходная переменная представляет собой одну и ту же функцию y(t) независимо от того, соединен или не соеди­ нен выход этой системы с входом другой системы. Это условие далеко не всегда соблюдается на практике. Поэтому физическое последовательное соединение двух систем, как мы увидим дальше, является часто более сложным соединением, чем последовательное соединение в смысле данного определения.

Параллельным соединением систем называется такое соедине­ ние, при котором входная переменная подается одновременно на