Файл: Основы автоматического управления..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 427

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

342

Г Л . 9. Н Е Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы А ВТО М А ТИ ЧЕСК И Х СИСТЕМ

 

и

времени:

 

 

dQ = kS (х — Ѳ) dt,

(9.2.5)

где к — коэффициент теплопередачи. На основании закона сохра­ нения энергии левые части в уравнениях (9.2.4) и (9.2.5) равны. Поэтому из (9.2.4) и (9.2.5) вытекает дифференциальное уравнение, связывающее температуру датчика 0 и температуру среды т:

ТѲ + 0 = т,

(9.2.6)

где Т = cmikS — постоянная времени термосопротивления. Та­ ким образом, динамические свойства термосопротивления описы­ ваются уравнениями (9.2.1) и (9.2.6), которые определяют зави­ симость сопротивления датчика, а следовательно и тока в нем, от температуры среды. На основании этих уравнений термосопротивление можно представить в виде последовательного соединения апериодического звена и не­ линейности с экспоненциальной или квадратичной характеристикой (рис.

9.2.2).

Термосопротивления обычно включайтся в мостовые схемы. На рис. 9.2.3 показана возможная схема включения датчика. Термосопротивление і?ѳ вклю­ чено в одно из плеч электрического моста.

г 7

7 s + 7

& I

R

и

 

Рис. 9.2.2.

Переменным сопротивлением R 3мост балансируется на определен­ ную температуру Ѳ0. При изменении температуры среды т и, сле­ довательно, температуры датчика Ѳмост разбалансируется и через сопротивление нагрузки R a, включенное в диагональ моста, течет ток. Входной величиной датчика является температура окружа­ ющей среды т, выходной — напряжение и на сопротивлении на­ грузки Л н.

Термосопротивления нашли широкое распространение для измерения температур различных сред в пределах 200—1000° С. В авиационной технике они применяются для измерения темпе­ ратуры в прецизионных гироскопических приборах, температуры водяной и масляной систем двигателя, температуры газов газо­ турбинных двигателей и т. д. Параметры некоторых электрических термосопротивлений для случая, когда функция <р выражается


 

 

§ 9.3. М А ГН И ТН Ы Е У С И Л И ТЕЛ И

 

343

формулой (9.2.3), имеют порядок В 0 = 50-f-

100 Ом;

Т = 20 с-ь

не

10 мин; а =

0,00428 град-1 для проводниковой меди в диапазо­

0 ~~ 200° С;

а = 0,00394 град-1, ß = — 5,8 ПО7

град2

для

платиновых термосопротивлений в диапазоне 200 Н- 800° С;

а =

=

0,0121 град-1 для теллуросеребряного

термосопротивления.

ли

Особенно широкое распространение в последнее время получи­

так называемые термисторы — полупроводники

с большим

отрицательным

температурным коэффициентом. Температурный

коэффициент у термисторов больше, чем у металлов, в 5—10 раз. Поэтому схемы тепловых датчиков с термисторами обладают высо­ кой чувствительностью. Термисторы имеют более высокие динами­ ческие свойства, чем металлические проводники. Постоянная времени термисторов в зависимости от размеров и формы датчиков имеет значение Т = 0,01 -=- 50 с [47].

§ 9.3. Магнитные усилители

Магнитные усилители нашли широкое применение в системах автоматического управления как усилители мощности и как сум­ мирующие устройства (см., например, [14] и [60]). На вход магнит­ ного усилителя действуют сигналы постоянного напряжения или

тока. Выходным сигналом усилителя является переменный ток. Закон изменения этого тока зависит от режима работы усилителя. Часто в схему усилителя включаются выпрямительные элементы, с помощью которых переменный ток преобразуется в постоянный.

Простейший магнитный усилитель с одним входом представлен на рис. 9.3.1, а. Он состоит из двух одинаковых дросселей насыще­ ния. На внутренние стержни сердечников дросселей намотана обмотка управления с числом витков 2ц?у, на внешние стержни намотана рабочая обмотка с числом витков 2wp. Рабочая обмотка питается переменным напряжением и„. В цепь рабочей обмотки включена нагрузка с сопротивлением R H. К управляющей обмотке


344 ГЛ . 9. Н Е Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы А В ТО М А ТИ Ч ЕС К И Х СИСТЕМ

подается входной сигнал и у . Управляющая обмотка наматывается так, чтобы направления магнитных потоков Ф_, создаваемых ею во внутренних стержнях обоих дросселей, совпадали. Рабочая обмот­ ка наматывается так, чтобы направления потоков Ф^, создаваемых ею во внутренних стержнях, были противоположны. На рис. 9.3.1, а потоки Ф_ показаны пунктирными стрелками, а потоки Ф^ — сплошными. На рис. 9.3.1, б показана условная схема простейшего магнитного усилителя.

Работа магнитного усилителя основана на связи и взаимном влиянии магнитных потоков, создаваемых входным и выходным сигналами в ферромагнитной среде.

ВНовейшие ферромагнитные материалы,

Вкр

[

Реальная

используемые в магнитных усилителях,

 

имеют кривую намагничивания, близ­

 

^ н р и ва я

кую

к

прямоугольной.

Поэтому

при

 

Г нам агни-

анализе физических процессов, происхо­

 

1

чивания

 

1

 

дящих в дросселях, и выводе необходи­

 

1

Н

мых соотношений мы будем пользо­

01

 

ваться идеальной кривой намагничива­

 

 

ния,

представленной на

рис.

9.3.2.

1

 

И деальная

Вертикальный

участок кривой соответ­

1

 

1

И нривая

ствует ненасыщенному состоянию сер­

1

 

 

дечников. Горизонтальный участок,

1

 

 

положение которого определяется вели­

I

Вкр

чиной

магнитной индукции В = В кѵ,

 

 

 

соответствует

полному

насыщению.

 

 

 

Намагничивающая сила

и магнитный

Рис.

9.3.2.

поток дросселя

складываются из намаг­

 

 

 

ничивающих сил и магнитных потоков,

создаваемых обмотками, намотанными на его стержни. Состояние дросселя определяется токами, проходящими через обмотки. В соответствии с рис. 9.3.2 каждый дроссель магнитного усилителя может находиться только в одном из двух состояний: насыщенном или ненасыщенном.

Современные магнитные усилителия работают в режиме, при

котором за период

изменения напряжения

каждый дроссель

один раз переходит

из ненасыщенного состояния в насыщенное

и наоборот. Для двух дросселей простейшего магнитного усилите­ ля могут быть следующие сочетания состояний: оба дросселя не насыщены; один дроссель насыщен, а другой не насыщен; оба дросселя насыщены.

Ненасыщенное состояние дросселя возможно только при рав­ ной нулю намагничивающей силе. Следовательно, ненасыщенному состоянию одного дросселя соответствует равенство

Шрір -f" W y i y = О,

( 9 . 3 . 1 )


§ 9.3. М А ГН И ТН Ы Е У С И Л И ТЕЛ И

345

а ненасыщенному состоянию другого — равенство

и>рір — Wyiy = 0 .

(9 .3 .2 )

Разные знаки в равенствах (9.3.1) и (9.3.2) объясняются тем, что направление управляющего тока в одном дросселе совпадает с по­ ложительным направлением тока в рабочей обмотке, а в другом — с отрицательным. В случае, когда оба дросселя не насыщены, при­ веденные равенства должны удовлетворяться одновременно. Это возможно только при іу>= іу = 0. Таким образом, в случае, когда оба дросселя не насыщены, ток в нагрузке равен нулю. При ненасыщенном состоянии дросселей напряжение и^ компенси­ руется противоэлектродвижущей силой е, наведенной в рабочей обмотке, т. е. -f- е = 0. В соответствии с законом электромагнит­ ной индукции

</Ф

(9.3.3)

= 2u?p— .

Если u_ = C/o sin со/, то из (9.3.3)

следует,

что

Ф^.= —

cos со/.

(9.3.4)

Равенство (9.3.4) определяет закон изменения магнитного потока, действующего в магнитном усилителе. Переменный магнитный поток наводит э. д. с. в обеих частях обмотки управления. Однако благодаря показанной на рис. 9.3.1 намотке обмоток э. д. с., наводи­ мые в обмотке управления, взаимно компенсируются.

Рассмотрим теперь

случай, когда один дроссель насыщен,

а другой не насыщен.

В насыщенном дросселе В = Вкѵ = const

и Ф = Фкр = const. Неизменность магнитной индукции В при любом изменении напряженности поля Н свидетельствует о том, что магнитная проницаемость материала сердечника в таком состо­ янии равна нулю. Вследствие этого и индуктивность обмоток сердечника равна нулю. Следовательно, равно нулю сопротивле­ ние обмоток переменному току. Таким образом, при насыщенном состоянии одного дросселя можно считать, что часть рабочей обмот­ ки, приходящаяся на этот дроссель, замкнута накоротко. Нена­ сыщенному состоянию другого дросселя соответствует равенство

(9.3.1) или (9.3.2). В этом случае

при /у =#=0 рабочий ток іѵФ 0 н

и^ 1 Ир

—)—

(9.3.5)

где Up — падение напряжения на рабочей обмотке) ненасыщенного дросселя. Величина ир зависит от сопротивления цепи управляю­ щей обмотки. Дело в том, что в случае, когда один дроссель насы­ щен, а другой нет, переменная э. д. с., наведенная изменяющимся магнитным потоком ненасыщенной части рабочей обмотки в обмот­ ке управления, не будет компенсироваться, так как магнитный поток в насыщенной части рабочей обмотки постоянен и не


346 ГЛ . 9. Н Е Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы А В ТО М А ТИ ЧЕСКИ Х СИСТЕМ

наводит в обмотке управления противоэлектродвижущей силы. В результате в обмотке управления будет наводиться переменный ток. Так как для ненасыщенного дросселя сумма намагничивающих сил должна быть равна нулю, то ток обмотки управления повторя­ ет форму тока рабочей цепи. Иначе говоря, ненасыщенный дрос­ сель работает в режиме трансформатора тока. Сопротивление

обмотки управления явля­

 

ется нагрузкой

трансфор­

 

матора. Следовательно, мр

 

зависит

от сопротивления

 

цепи обмотки управления.

 

При небольшом сопротив­

 

лении

цепи

управления

 

величина

иѵ будет прене­

 

брежимо малой по сравне­

 

нию с ірі?н. При этом в

 

соответствии с равенством

 

(9.3.5)

ток в рабочей цепи

 

определяется

сопротивле­

 

нием нагрузки R н и имеет

 

форму отрезков синусоиды.

 

Если сопротивление управ­

 

ляющей цепи переменному

 

току велико, то влияние

 

наведенной в цепи управле­

 

ния э. д. с. на входной сиг­

 

нал незначительно,

и им

 

можно пренебречь. В этом

 

случае ток в рабочей об­

 

мотке не зависит от напря­

 

жения и„ и в

соответствии

 

с равенством

(9.3.1)

или

 

(9.3.2)

целиком

определя­

 

ется током

в

цепи

уп­

 

равления.

 

 

 

 

В состоянии, когда оба

чая и

дросселя насыщены, рабо­

управляющая цепи не зависят друг

от друга. Такой

режим

является нежелательным и практически

не

допускается.

Из произведенного анализа следует, что рабочий цикл магнит­

ного усилителя состоит в переходе из состояния,

когда один дрос­

сель насыщен, в состояние, когда оба дросселя не насыщены, затем в состояние, когда другой дроссель насыщен, и т. д. Для всего рабочего цикла справедливо равенство

W y i y — i t H?pipj

( 9 .3 .6 )