Файл: Основы автоматического управления..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 408

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 10.6.3.
Фн(а.у,у*)
Ф(ІШ)

440

ГЛ . 10. УСТО Й ЧИ ВО СТЬ Н Е Л И Н Е Й Н Ы Х СИСТЕМ

Построим на комплексной плоскости (рис. 10.6.3) амплитудно­ фазовую характеристику линейной части системы Ф (гсо) и обрат­ ную амплитудно-фазовую характеристику нелинейного звена с обратным знаком — 1/Ф„ (ау, у*) для разных значений у* при изменении со и ау от 0 до оо.

Точки пересечения этих кривых определят зависимость CLy = f(y*), соответствующую уравнению

(10.6.11), т. е. кривую 4(рис. 10.6.2).

Далее определяем точку пересече­ ния ее с кривой 1, построенной по уравнению (10.6.7), и находим (о0, как и в первом способе.

Наконец, для решения системы уравнений (10.6.7), (10.6.8), (10.6.9)

можно воспользоваться методом логарифмических частотных харак­ теристик. Для этого следует по­ строить логарифмические частот­

ные характеристики системы с разомкнутой у сумматора цепью обратной связи для различных значений ау при различных фикси­ рованных значениях у*:

L (со, ау, у*) =

20 lg I Ф (гео)

| + 20 lg | Ф„ (ау, у*) |, (10.6.12)

 

Ф (ю, ау, у*)

=

arg Ф (гео) + arg Фн (ау, у*).

(10.6.13)

Значения

ау,

у*,

со,

при

которых L (со, ау,

у*)

= 0,

а ф (со, ау, у*) =

—я

удовлетворяют уравнению (10.6.10),

полу­

ченному в

результате объединения уравнений (10.6.8)

и (10.6.9),

т. е. определяют кривую 4. Точка пересечения этой кривой с кри­ вой 1 определяет решение уравнений (10.6.7), (10.6.8) и (10.6.9).

В частном случае, когда <р* (ау, 0) = 0 , уравнение (10.6.7) удовлетворяется при у* = 0, т. е. автоколебания в системе сим­ метричны. Уравнения (10.6.8) и (10.6.9) в этом случае принимают вид

|Ф (й о 0)

Ы Ф и К ) I =

1,

(10.6.14)

ф (о>о) +

arg Фн (ау)

я.

(10.6.15)

Из этих уравнений вытекает одно уравнение

 

Ф (іеоо) Фн (аѵ) = —1.

(10.6.16)

Для его решения можно воспользоваться описанным уже способом построения на комплексной числовой плоскости амплитудно­ фазовой характеристики линейной части Ф (гео) и обратной ампли­ тудно-фазовой характеристики нелинейного звена с обратным знаком — 1/ФН(ау) (второй способ). Точка пересечения этих


§ 10.6. М ЕТОД ГА РМ О Н И Ч ЕС КО Й Л И Н Е А Р И ЗА Ц И И

441

двух кривых определяет частоту со0 и амплитуду ау автоколеба­ ний (рис. 10.6.4).

Можно также воспользоваться построением логарифмических

частотных характеристик

разомкнутой

системы

 

L (со, аѵ) =

20 lg

I Ф (ice) I + 20 lg

I Фн (ay) |,

(10.6.17)

ф (w,

ay) =

arg Ф (i(о) +

arg

Ф„ (ay)

(10.6.18)

для различных значений ау (рис. 10.6.5). Как следует из (10.6.16), значения ау и со, при которых L (со, ау) = 0, ф (со, ау) = —л, являются искомыми амплитудой и частотой автоколебаний. Иными

tv

словами, если существует такое значение ау, при котором фазовая характеристика (10.6.18) пересекает уровень — л на частоте среза, т. е. при значении о, при котором логарифмическая амплитудная характеристика (10.6.17) пересекает ось абсцисс, то в системе возможны автоколебания. Соответствующие значения амплиту­

ды ау и частоты среза со0 приближенно равны амплитуде и частоте автоколебаний.

В частном случае, когда q' (ау) = 0 , т. е. нелинейное звено имеет однозначную характеристику, Фн (ау) = q (ау) и из (10.6.16) следуют уравнения

q (ау) Р (а>о) = —і, q (ау) Q (со0) = 0,

(10.6.19)

где Р (о) и Q (со) — действительная и мнимая частотные характе­ ристики линейной части системы. Сократив второе уравнение (10.6.19) на q (ау), получим уравнение для определения частоты автоколебаний:

Q (wo) = 0.

(10.6.20)

Таким образом, частота автоколебаний

совершенно не

зависит

от характеристики нелинейного звена

и определяется

только


442

ГЛ . 10. УСТОЙЧИВОСТЬ Н Е Л И Н Е Й Н Ы Х СИСТЕМ

свойствами линейной части системы. После решения уравнения (10.6.20), определяющего частоту автоколебаний, из первого урав­ нения (10.6.19) найдем

(Ю.6.21)

По этому значению q (ау), пользуясь графиком q = q (ау), опре­ деляем амплитуду автоколебаний ау.

Если не существует действительных значений у* и положитель­ ных значений ау и со0, удовлетворяющих уравнениям (10.6.7), (10.6.8) и (10.6.9), то автоколебания в системе невозможны.

Определив приближенно периодическое движение системы путем решения уравнений (10.6.7), (10.6.8) и (10.6.9), необходимо оценить его устойчивость, чтобы определить, соответствует ли оно реально существующим в системе автоколебаниям. Особенно важно это сделать, когда существует несколько периодических решений. Для исследования устойчивости периодического движе­ ния системы можно применить первый метод Ляпунова, изложен­ ный в § 10.2. Для этого необходимо составить соответствующие уравнения в вариациях и исследовать устойчивость определяемой ими линейной системы.

Для приближенной оценки устойчивости автоколебаний можно также воспользоваться приближенными способами [35, 49], осно­ ванными на следующих соображениях. Движение системы, близ­ кое к найденному периодическому, можно приближенно считать синусоидальным с медленно изменяющейся амплитудой и, прибли­ жающейся к амплитуде автоколебаний ау в случае устойчивых автоколебаний и удаляющейся от ау в случае неустойчивых авто­ колебаний. Если автоколебания в системе устойчивы и имеют амплитуду ау, то при замене этой амплитуды в уравнении (10.6.10) величиной и > аѵ пара чисто мнимых корней ± ш 0 должна заме­ ниться парой комплексных сопряженных корней с отрицательной действительной частью, а при замене ау величиной и <; ау корни

±ісо0 должны замениться парой комплексных сопряженных кор­ ней с положительной действительной частью. Для проверки характера изменения корней ±го)0 ПРИ замене в уравнении (10.6.10) величины ау величиной и удобнее всего пользоваться критерием Найквиста. Так как уравнение (10.6.10) имеет чисто мнимые корни ± ію 0 при и = ау, то амплитудно-фазовая характе­ ристика разомкнутой системы

Фр (ш , и, у*) = Ф (гео) Фн (и, у*)

(10.6.22)

при и = ау проходит через точку —1 плоскости комплексной переменной (кривая 1 на рис. 10.6.6). Если автоколебания системы устойчивы, то при замене величины ау близкой к ней величиной и ~>ау кривая Фр (гсо, и, у*) должна сместиться в сторону умень­


§ 10.6. М ЕТОД ГА РМ О Н И ЧЕС КО Й Л И Н Е А РИ ЗА Ц И И

443

шения запаздывания по фазе на частоте среза (кривая 2 на рисун­ ке 10.6.6), а при замене амплитуды ау близкой к ней величиной и <; ау кривая Фр (гео, и, у*) должна сместиться в сторону увели­ чения запаздывания по фазе на частоте среза (кривая 3 на рис. 10.6.6). В случае неустойчивых автоколебаний должна наблюдаться обратная картина. В случае полуустойчивого пре­

дельного цикла кривая Фр(і(о, гг, у*) смещается в

одну и ту же

 

 

 

 

 

 

сторону при

и > а у

и при и <; ау.

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е р

10.6.1.

Определить авто­

 

 

 

 

 

'n.

колебания в следящей системе (рис. 10.6.7),

 

 

3

У

г

имеющей линейную

часть с передаточной

 

 

\

функцией

 

к

 

 

-

/

/

/

 

 

 

Ф(»)

 

 

 

 

 

 

s (21«-|-1) (Т2s-)-1)

 

 

/

Н /

°

 

 

 

 

 

и

идеальное

реле

с

характеристикой

 

и<а 1и>а

 

 

 

 

 

 

 

Ф (ѵ) = 1sgn и.

Так

как релейное

звено

 

 

 

 

 

 

X

^

г

 

к

У

 

 

 

 

 

Фр(іш,ау, у V

 

 

 

S ( r ,S + 7 ) ( T s S + ? )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

10.6.6.

 

 

Рис.

10.6.7.

 

обладает нечетной характеристикой, то согласно изложенному у* = 0 и для определения частоты со0 и амплитуды ау автоколебаний имеем уравне­ ние (10.6.16), которое в данном случае принимает вид

(10.6.23)

юо^ікоо + ІИТУшо + І) Фр(аг/)

Но для идеального реле д' (ау) = 0, д (ау) = кІІпау (приложение 6, нели­

нейность 5). Следовательно, уравнение (10.6.23) может

быть переписано

в виде

 

Ш

(10.6.24)

1(0о ( Т 1i(Ö0-|- 1) ( Т 2ІО>0 -|- 1) = 0.

лау

 

Разделяя в этом уравнении действительную и мнимую части, получим два уравнения для определения ау и <в0:

Ш

^(7’і + 7’2)= 0, CÜQ — ТіТ2(£>1= 0,

(10.6.25)

лау

которые, очевидно, равноценны уравнениям (10.6.19). Из второго уравне­

ния (10.6.25) находим частоту

автоколебаний:

 

too

1

(10.6.26)

V t j I

 

Подставляя эту величину в первое уравнение (10.6.25) и решая его относи­ тельно ау, находим амплитуду автоколебаний:

а

TjT2

(10.6.27)

 

Т і + Т 2 ■