ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 298
Скачиваний: 1
Так как между приложенным к катушке индуктивности напряже нием и током в обмотке катушки угол сдвига фаз меньше, чем 90°, то идеализированная катушка с сердечником оказывается потреби телем электромагнитной энергии, ибо произведение cV/coscp, равное мощности, поглощаемой ею, не равно нулю.
Рис. 9.15
Для построения схемы замещения катушки индуктивности раз ложим вектор тока / на две составляющие. Пусть одна из составляю щих совпадает по фазе с магнитным потоком, а вторая, перпендику лярная к первой, с напряжением, приложенным к катушке. Первую составляющую тока в обмотке называют намагничивающимтоком,
а вторую — током потерь. Обозначим зна чения этих составляющих тока в обмотке катушки через / н и /,,.
Схему замещения идеализированной ка тушки с сердечником, учитывая обе со ставляющие тока, можно представить в виде двух параллельных ветвей (рис. 9.15, а): ветвь с намагничивающим током /„, пред
ставляющую собой |
индуктивность, |
и ветвь |
с током потерь |
содержащую только ак |
|
тивное сопротивление. Магнитный |
поток, |
создаваемый в индуктивности током, дол жен быть равен магнитному потоку, замы кающемуся в сердечнике катушки, а мощ ность, поглощаемая ветвью с активным сопротивлением, должна равняться мощно сти, поглощаемой сердечником. Произведе ние UIH называется мощностью намагни чивания. Измеряется она в варах. Произ ведение І/ІП равно потерям в сердечнике, измеряются потери в ваттах.
Если теперь от идеализированной ка тушки перейти к реальной, т. е. учесть, что обмотка обладает активным сопротивлением г0 и что часть
магнитного потока, создаваемого током в обмотке, замыкается че рез воздух, схема замещения катушки усложнится тем, что по следовательно с разветвлением согласно уравнению (9.12) нуж-
238
но будет ввести активное сопротивление меди обмотки г0 и реак тивное сопротивление, создаваемое потоком рассеяния xs- Схема замещения приобретает вид рис. 9.15, б. Векторная диаграмма реальной катушки индуктивности будет отличаться .от диаграммы рис. 9.14 тем, что к вектору —Е прибавится вектор, изображающий падение напряжения в активном сопротивлении обмотки Іг„, и век тор, уравновешивающий э. д. с , создаваемую в обмотке потоком рассеяния Цх$ (рис. 9.16). Падение напряжения в активном сопро тивлении совпадает по фазе с током в обмотке. Поэтому этот вектор проводим из конца вектора —È параллельно вектору тока. Поток рассеяния совпадает с создающим его током в обмотке катушки по фазе. Падение напряжения Ùs, создаваемое этим потоком, опере жает поток, а следовательно, и ток в обмотке по фазе на 90°. В схеме замещения катушки наличие потока рассеяния учитывалось вве дением индуктивного сопротивления jxs, падение напряжения в ко
тором равно Ijxs- |
На векторной диаграмме вектор Üs |
= |
l}Xs откла |
дываем перпендикулярно току /, из конца вектора |
/г 0 |
в сторону |
|
его опережения. |
|
|
|
Вектор приложенного напряжения получим, проведя его из |
|||
начала векторной |
диаграммы в конец вектора Ijxs: |
|
|
•= ( _ £ ) + / r 0 + tf s .
Параметры r и x на эквивалентной схеме дросселя находим из выражении г>Серд = — и Е ——-^- = Іах. Напоминаем, что и схема
^12
замещения и векторная диаграмма были построены только после замены несинусоидальных токов и напряжений на участках схемы эквивалентными синусоидами.
4. Мощность, теряемая в сердечнике. Как мы доказали в § 9.3,
даже идеализированная |
катушка с сердечником, обмотка которой |
не обладает активным |
сопротивлением, является потребителем |
мощности. Эта мощность поглощается сердечником при его перемагничивании.
Можно доказать, что площадь петли гистерезиса пропорцио нальна энергии, теряемой в единице объема сердечника при полном цикле его перемагничивания. Если известна площадь гистерезисной
петли (допустим, в |
' |
см2), |
то, умножив |
эту площадь |
I |
на масштаб на- |
||
|
|
о./м\ |
- |
|
тл\ |
|||
пряженности поля [m, |
~ |
] и на масштаб индукции In, |
—),получим |
величину энергии, теряемой в 1 м3 объема сердечника при одном полном циклическом его перемагничивании, выраженную в джоу лях. Таким образом, узкая петля гистерезиса свидетельствует об относительно малых потерях в сердечнике при его перемагничива нии, а более широкая — о больших потерях.
Для определения мощности достаточно энергию, теряемую в сер дечнике из-за гистерезиса при полном циклическом перемагни чивании, умножить на число перемагничивании сердечника в се кунду. Таким образом, ясно, что потери из-за гистерезиса пропор-
239
циональны частоте. Ясно также, что эти потери (площадь петли, снятой при медленном перемагничивании) должны зависеть от мак симального значения индукции в сердечнике.
Согласно эмпирической формуле Штейнмеца потери из-за гисте резиса на 1 кг сердечника при технических частотах равны: Ph =
= ajB^t |
~ . Коэффициент ah зависит от материала сердечника. |
Показатель степени k выбирается равным 1,6 при максимальной индукции в сердечнике, меньшей, чем 1 тл, при Вт > 1 тл расчет более точен при k = . 2. Кроме потерь из-за гистерезиса в сердечнике имеют место потери из-за вихревых токов. Степень и характер влия ния различных факторов при технических частотах на потери из-за вихревых токов можно установить, исходя из следующих сообра жений. Переменный магнитный поток, пронизывающий попереч ное сечение сердечника, вызывает появление в любом произвольном контуре, лежащем в этом сечении, индуктированной э. д. с. Согласно формуле (9.11) амплитуда этой э. д. с.
Em = <ùOm = 2nfBmS,
где Вт — амплитуда магнитной индукции и 5 — площадь сечения, ограниченная вйібранным контуром.
Вихревой ток, созданный этой э. д. с , таким образом пропор ционален амплитуде магнитной индукции и частоте изменения маг нитного потока.
Согласно закону Джоуля — Ленца скорость преобразования электромагнитной энергии в тепло или мощность, поступающая в проводник, пропорциональна квадрату силы тока и сопротивлению пути тока.
Отсюда можно заключить, что мощность, теряемая в сердечнике из-за вихревых токов, должна быть пропорциональна /2 и В2т и за висеть от удельной проводимости материала сердечника. Формула потерь в сердечнике имеет вид
Коэффициент Оф зависит от удельной проводимости материала сердечника, от толщины материала и его удельного*веса. Для умень шения потерь из-за вихревых токов сердечник собирается из тонких листов или проволочек малого диаметра. Проводимость материала сердечника должна быть также относительно небольшой. С этой цельюспециальные стали, идущие на производство сердечников тран сформаторов, содержат кремний в качестве добавки, снижающей электрическую проводимость стали. Кроме того, отдельные прово
лочки или |
пластины электрически изолируются |
друг |
от |
друга. |
||
В качестве сердечников на высоких |
частотах |
используются |
магнито- |
|||
диэлектрики |
и ферриты, удельное |
сопротивление |
которых во мно |
|||
го раз больше удельного сопротивления |
металлических |
сердеч |
||||
ников. |
|
|
|
|
|
|
240
Общие потери из-за гистерезиса и вихревых токов в сердечнике при переменном магнитном потоке
г серд — Оh / D m -f- Оф[ D m — . |
(9.13) |
При частотах более высоких, чем технические, определение по терь в сердечнике с помощью формулы (9.13) приведет к большим ошибкам.
§9.4. Индуктивность катушки с сердечником
1.Катушка с замкнутым сердечником. На рис. 9.17 изображена кривая намагничивания сердечника, но по осям координат отло
жены не В и Я, а пропорциональные им величины Ф и і. При токе іх
ф
|
|
/ |
" |
/ |
к |
И ff |
|
|
Pue. |
9./7 |
|
статическая индуктивность катушки L i C T = до ~ |
определяется в со- |
|
|
'і |
|
ответствующем масштабе тангенсом угла, составленным секущей,
проведенной через точки О и ^ с |
осью абсцисс (см. рис. 9.17): |
|||
^-icT = |
mtga 1 . |
|
|
|
При токе іг индуктивность катушки окажется меньше, |
чем при |
|||
токе t\: |
|
|
|
|
L 2 C T = m ig |
a2. |
|
|
|
Динамическая индуктивность |
Ьят |
= w |
может быть |
опреде |
лена как тангенс угла, составленного касательной к кривой намаг ничивания в точках кривой, соответствующих определенному зна чению тока і, с осью абсцисс:
^ідин = m ig ßi, ^гдин = m tg ß2 .
Масштаб индуктивности m в этих четырех равенствах один и тот же. Таким образом, в случае катушки индуктивности с сердечником значение индуктивности теряет определенность, и поэтому парамет ром цепи переменного тока индуктивность катушки с сердечником
241
служить не может. Следует при этом напомнить, что связь между Ф
и |
/ у |
катушки |
с сердечником описывается гистерезисной кривой, |
|||||
а |
не |
кривой |
намагничивания, |
как это сделано |
для простоты |
|||
на |
рис. 9.17. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Формально индуктивность катушки с кольцевым замкнутым |
|||||||
сердечником определяется |
с помощью выражения |
|
||||||
|
|
|
j |
Ф |
wi |
w2S |
w*S |
|
|
|
|
L C T |
= W-j = |
W щ |
= Ua — |
= fl(X0 — . |
|
|
Это выражение неопределенно ввиду неопределенности значе |
|||||||
ния магнитной |
проницаемости ферромагнитного сердечника. |
|||||||
|
В инженерной практике при расчетах электрических цепей ис |
|||||||
пользуется коэффициент, называемый эффективной |
индуктивностью |
L3 ( p ( p. В соответствии с этой индуктивностью вместо р вводится рас четная величина, именуемая эффективной магнитной проницаемо стью. Эффективная магнитная проницаемость определяется опыт ным путем как отношение индуктивности катушки с сердечником к индуктивности той же катушки без сердечника. При этом эффек тивная индуктивность измеряется при питании катушки синусоидаль ным током или синусоидальным напряжением. При известной эф фективной индуктивности катушки с сердечником ее сопротивление при синусоидальном переменном токе
• ^ І э ф ф — и ^ э ф ф -
Очевидно, однако, что это сопротивление можно использовать только при приближенных расчетах электрических цепей.
2. Сердечник с поперечным зазором. В § 9.4 уже отмечалось, что поперечный воздушный зазор в ферромагнитном сердечнике дросселя приближает дроссель к линейному элементу цепи.
Определим индуктивность катушки с сердечником, содержащим поперечный воздушный зазор толщиной, равной о. Согласно урав
нению (9.9) в цепи, содержащей два |
разнородных участка, |
ф = ^ £ - = |
w i |
где Rmù —магнитное сопротивление ферромагнитного участка цепи,
" т * = |
с и Rmo — |
s-—магнитное сопротивление воздушного |
|
зазора. Получим |
|
|
|
|
|
1 |
s |
|
|
. р — г Ч |
/ |
Зазор выбирается таких размеров, чтобы R m 0 было много больше, чем Р\тф. Для этого должно быть создано неравенство
б> - .
Вэтом случае индуктивность катушки становится практически постоянной, не зависящей от тока в обмотке в реальных режимах
242