Файл: Савицкий Б.П. Механизация и централизация учета в грузовых автотранспортных предприятиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 0
В практике часто встречаются такие работы, в которых многографные ведомости по каждой графе не заполняются.
Для устранения непроизводительных затрат времени оператора на холостые нажимы пусковой клавиши шину управления надо на строить на пропуск незаполняемых граф ведомости. Для этого в 16-м ряду шлицев шины управления устанавливается стопе 4 или стопе 3. Эти стопсы обеспечивают свободное передвижение карет ки от одной до другой заполняемой графы ведомости, не считаясь с установленными колонными упорами.
При установке на шине управления стопса 4 каретка будет сво бодно передвигаться для пропуска граф только при нажатии опе ратором клавиши пропуска, а при установке стопса 3 пропуск не заполняемых граф будет обеспечиваться как при нажатии клави ши пропуска граф, так и автоматически при нажатии пусковой клавиши.
Для остановки каретки в определенной графе ведомости при выполнении работы по первой программе устанавливается стопе 5 в 20-й ряд, а при работе по второй программе стопе 5 в 21-й ряд шлицев шины управления. Причем этот стопе должен устанавли ваться против упора, установленного для предыдущей графы ве домости.
Настройка шины управления на автоматический пропуск граф при списании итогов в шахматном порядке. Для автоматического пропуска граф следует установить в 16-й ряд шлицев шины управ ления стопе 3.
При такой настройке шины управления каретка будет останав ливаться при нажатии моторной клавиши только в тех графах ве домости, в которых остановка каретки предусмотрена настройкой шины управления, всегда пропуская определенные графы.
Такая настройка применяется главным образом при печатании итогов в шахматном порядке, когда ширина граф ведомости недо статочна и в них нельзя отпечатать многозначные итоги.
При составлении схемы настройки на выполнение машиной ра бот по составлению многографной ведомости необходимо на одной и той же шине управления программировать две настройки: по первой программе машина должна обеспечить накопление чисел в счетчиках, по второй — автоматическое списание итогов, накоп ленных в счетчиках.
Такой порядок печатания итогов можно обеспечить настройкой на автоматическую работу машины, но печатание итогов будет вы полняться машиной обязательно через графу, т. е. на первой строке будут автоматически печататься итоги четных граф, а на второй — нечетных или наоборот.
Если работа машины по автоматическому списанию итогов бу дет обеспечиваться настройкой шины управления по второй про грамме, то в этом случае в шине управления наряду со стопсом 3 в 16-м ряду шлицев для остановки каретки в нужной графе сле дует установить стопе 5в21-м ряду шлицев. Если работа машины по автоматическому списанию итогов по графам будет выполнять
110
ся по первой программе, то в этом случае для автоматического пропуска граф устанавливаются стопе 3 в 16-й ряд шлицев и стопе 5 в 20-й ряд шлицев. Стопе 5 как в 20-м, так и в 21-м рядах шлицев устанавливается против колонного упора предыдущей гра фы ведомости.
Указанная схема настройки, созданная на одной шине управ ления работой машины, позволит оператору списывать подсчитан ные итоги автоматически без нажима против каждой графы ведо мости клавиши окончательного итога накапливающих счетчиков.
Настройка шины управления для работы по распределению (сортировке) сальдо. Многочисленные счетные работы при меха низированном учете с применением машин «Аскота-170» требуют выведения остатка (сальдо) по кредиту и по дебету с печатани ем в соответствующих графах так называемого развернутого сальдо.
Машина «Аскота-170» автоматически может распределять пе чатание получаемого в счетчике сальдо на конец отчетного перио да в соответствующих графах, при этом кредитовое сальдо будет отпечатано в графе «Кредит» красным цветом (при установке на машине двухцветной ленты). Автоматическое распределение саль до выполняется только при соответствующей настройке шины управления на машинах последнего выпуска как при настройке ее на первую программу, так и на вторую. При работе машины по распределению сальдо по второй программе штифт с пружиной, имеющийся в стопорном рычаге механизма распределения сальдо, должен быть механиком удален.
Так как это не всегда целесообразно, то обычно работы по ав томатическому распределению сальдо проектируются для настрой ки лишь по первой программе работы машины.
Для автоматического распределения печатания итога накопле ния в одном из сальдирующих счетчиков необходима обязатель ная настройка шины управления на сортировку сальдо (распреде ление) печати итога: положительного — в одной графе, отрицатель ного — в другой.
Ниже приведен пример настройки распределения сальдо саль дирующего счетчика /:
+1 |
—I |
Дебет |
Кредит |
|
|
PC I |
АИІ |
|
|
АИІ |
|
14/4 |
1/4 |
1/5 |
10/4 |
|
13/3 |
10/4 |
14/3 |
|
14/4 |
14/3 |
15/3 |
|
16/3 |
15/3 |
|
|
|
20/5 |
|
Общая эксплуатационная характеристика ТМ-20. Электронная умножающая приставка ТМ-20 предназначена для умножения чи сел, направляемых в нее машиной «Аскота-170».
ill
ТМ-20 производит умножение целых и дробных чисел. Можно умножать 10 разрядов на 10 и получить произведение 20 раз.
Количество отсекаемых знаков в произведении до 15.
ТМ-20 имеет 28 плат. Каждая плата вставлена в строго опреде ленное гнездо, и переставлять ее в другие гнезда нельзя. Всего в приставке — 36 гнезд, каждое под своим номером. ТМ-20 устанав ливается в тумбочку бухгалтерской машины «Аскота».
Работает бухгалтерская машина с ТМ-20 от настройки специ альной шины управления, которая устанавливается на машину с задней стороны каретки рядом с основной шиной.
Дополнительная шина управления имеет в передней части но мера делений с точками, соответствующими делениям основной шины управления, и восемь рядов для установки в них функцио нальных стопсов.
Подключение ТМ-20 к машине. Электронная умножающая при ставка может работать как с одной, так и с двумя машинами.
При подсоединении ТМ-20 к машине «Аскота» необходимо стро го соблюдать правила соединения штекерных колодок с соответ ствующими номерами выводов. В случае несоответствия подклю чения штекерных колодок с выводами транзисторная приставка ТМ-20 будет выведена из строя.
Шнур от машины «Аскота» с обыкновенной вилкой включают в стенную розетку, шнур со специальной вилкой — в розетку на ТМ-20.
При правильном подключении на ТМ-20 загорается лампочка и начинает работать вентилятор. Перед началом работы с ТМ-20 необходимо левый выключатель машины «Аскота» поставить на красную точку.
Чтобы подключить приставку к двум машинам, необходимо иметь распределяющий селектор. Двумя разъемами селектор на вешивают на ТМ-20. Разъемы одной машины соединяют соответ ствующими кабелями с разъемами первой пары селектора, а разъ емы второй ■— со второй парой разъемов селектора и обе машины включают в розетку сети ТМ-20, а шнур со специальной вилкой другой машины убирают в стол. Затем включают главный выклю чатель тока. При этом загорается контрольная лампочка и рабо тает вентилятор, после чего выключают левый выключатель тока и ТМ-20 готова к работе.
Принцип умножения. Для умножения необходимо множимое, множитель и произведение зафиксировать в машине, которая соединяется с приставкой ТМ-20.
У левого выключателя имеется матрица М-2 для одного из со множителей. На месте барабана 4 (см. рис. 2.10, б) установлена матрица М-1 для другого сомножителя. Результат после умноже ния поступает в накопитель.
Управляет умножением дополнительная шина управления, ко торая ставится на машину параллельно основной шине.
Деления дополнительной шины совпадают с делениями основ ной шины. Нумерация рядов ведется от 101 до 108.
112
Колонные упоры на дополнительной шине не ставятся.
Для настройки дополнительной шины имеются стопсы 33 и 44. Стопе 44 такой же, как и стопе 4, а стопе 33 такой же, как и стопе 3, но чуть выше, без срезанных углов, и имеет отверстие ■сбоку.
Под дополнительной шиной управления имеются восемь штиф тов, которые в графах с соответствующей настройкой поднима ются и прощупывают дополнительную шину.
Если в шине будут установлены стопсы, то создаются цепи для выполнения того или другого действия.
Команда на включение дополнительной шины дается установ кой в 22-м ряду стопса 6 на основной шине.
Для печати произведения необходимо в основной шине управ ления поставить стопе 6 в 36-м ряду, если накопитель нужно пога сить, и стопе 4 в 36-м ряду, если в накопителе нужно произве дение оставить.
Произведение можно печатать в нескольких графах, в этом слу чае уст)анавЛіИВаефся стопе 4 в 36-м ряду, а в последней графе стопе 6 в 36-м ряду для полного гашения накопителя.
Дополнительная шина дает следующие команды:
1- |
|
й |
ряд |
(101) * шлицев для отбрасывания восьми знаков в полученном |
произведении; |
|
|
||
2- |
й ряд |
(102) |
шлицев для отбрасывания четырех знаков; |
|
3- |
й ряд |
(103) |
шлицев для отбрасывания двух знаков; |
|
4- |
|
й ряд (104) шлицев для ввода в ТМ-20 первого сомножителя и для от |
||
сечения одного знака в произведении (1C); |
||||
5- |
|
й |
ряд |
(105) для ввода в ТМ-20 второго сомножителя и для отсечени |
одного |
знака |
в произведении (2С); |
||
6- |
|
й ряд (196) дает команду ТМ-20 ка умножение введенных сомножителей |
||
(УМ-2); |
й ряд (107) для блокировки работы на включение второй машины «Ас |
|||
7- |
|
|||
кота», |
пока ТМ-20 |
не выдает произведения от введенных в нее сомножителей |
||
от первой |
машины |
(Сел.); |
||
8- |
|
й ряд (108) снимает блокировку для включения рабочего хода машины |
||
«Аскота» |
(СБ). |
|
Для фиксации первого сомножителя в машине необходимо установить стопе 44 в 104-м ряду, а для фиксации второго со множителя — стопе 44 в 105-м ряду. Команда на умножение обеспечивается стопсом 44 в 106-м ряду.
Отсечение знаков в произведении. Отбрасывание ненужных зна ков в произведении осуществляется путем настройки дополнитель ной шины. Накопитель воспринимает 20 знаков.
Если знаков в произведении меньше 20, то в высших разря дах устанавливаются нули. Два последних знака машина отсечет всегда, а затем отбрасывается столько знаков, сколько задано программой.
* В скобках даны условные обозначения ряда.
113