Файл: Савицкий Б.П. Механизация и централизация учета в грузовых автотранспортных предприятиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 0
Второй вариант предполагает внедрение механизации последо вательно по отдельным объектам предприятия (цехам, складам) без выполнения этих работ вручную. Основной недостаток — более продолжительные сроки внедрения.
При третьем варианте проект определенного раздела учета внедряется по всем подразделениям полностью. Обычно TaKöj ва риант применяется в действующих МСБ. Его основное достоинст во — сокращение сроков внедрения при минимальных затратах средств.
Таким образом, из рассмотренных вариантов наиболее эффек тивным является третий.
Внедрение проекта обычно начинают с первого числа месяца. Предварительно за 10—15 дней внедряют разработанные коды и первичные документы, проводят инструктаж работников соответст вующих служб. В период внедрения необходимо следить за соблю дением сроков сдачи в МСБ первичных документов, правильностью их обработки и составлением соответствующих регистров.
После окончания отчетного периода необходимо подвести итоги внедрения, проанализировать допущенные ошибки и принять меры к их устранению. После этого, если необходимо, вносят изменения в соответствующие разделы проекта и составляют акт о сдаче-при емке проекта.
СИСТЕМА КОДОВ УЧЕТНЫХ НОМЕНКЛАТУР
Для всех предприятий и организаций, обслуживаемых центра лизованной бухгалтерией, должны применяться унифицированные коды учетных номенклатур.
Рационально разработанные коды обеспечивают механизацию всех учетных работ, полное и качественное ведение текущего бух галтерского учета, составление форм отчетности, осуществление внутрихозяйственного расчета, анализа, контроля и ревизий произ водственно-хозяйственной деятельности автотранспортных пред приятий и организаций.
Для механизации учета технико-эксплуатационных показате лей и других учетных работ применяются коды цехов, колонн и от делов предприятия, видов перевозок и грузов, направлений и рас стояний, простоев автомобилей, министерств и ведомств, договор ной клиентуры, марок автомобилей, прицепов и полуприцепов, ка тегорий работающих, фамилий работающих (табельных номеров), профессий, видов оплат и удержаний, материальных ценностей по развернутой номенклатуре (номенклатурных номеров), балансо вых счетов, субсчетов и шифров аналитического учета.
Рассмотрим принципы построения отдельных кодов учетных номенклатур, используемых в условиях централизации и механиза ции учетных работ.
К о д ц е х о в ( а в т о к о л о н н ) и о т д е л о в предприятия строится по серийной системе и содержит два знака. Подразделе ния предприятия группируют по производственному принципу: ав-
123
томобильные колонны, вспомогательные цехи и мастерские, непро мышленные хозяйства и др.:
Подразделения |
|
|
Шифр |
|
Автоколонны |
(01—09): |
|
|
|
№ 1 .................................................................................... |
|
|
|
01 |
№ 2 .................................................................................... |
|
|
|
02 |
№ 3 ......................................................................................... |
. . : : |
|
|
03 |
№ 4 . |
|
|
04 |
|
Ремонтные подразделения (10—19): |
|
|
10 |
|
Участок |
ТО-1 ......................................................................... |
|
|
|
» |
ТО-2 ........................................................................ |
. . |
. |
11 |
» среднего(заявочного) ремонта . |
• 12 |
|||
» |
О Г М ................................................ .... |
. |
. . |
13 |
К од |
в и д о в |
п е р е в о з о к и |
г р у з о в (двузначный, |
поряд |
ковый) |
построен |
применительно |
к специфике перевозок |
авто |
транспортных предприятий Московского управления автомобиль ных дорог Главмосавтотранса:
Централизованные перевозки |
Шифр |
I. Междугородные перевозки: |
11 |
короткопробежные . . . |
|
с к в о з н ы е ................................................................................. |
12 |
п л е ч е в ы е .................................................................................... |
13' |
контейнерны е......................................................................... |
14 |
сельскохозяйственные......................................................... |
15 |
II. Грузы товарных станций железных дорог . . . . |
21 |
К о д н а п р а в л е н и й |
и р а с с т о я н и й |
строится |
по деся |
||
тичной системе в пределах двух знаков (табл. 2.15). |
|
||||
|
|
|
|
Т а б л и ц а 2.15 |
|
|
|
|
Расстояния, км |
|
|
Направление |
|
|
|
Контейнерные |
|
|
до 200 |
свыіие 200 |
перевозки |
||
|
|
|
|||
Горьковское |
|
41 |
42 |
|
46 |
Ленинградское |
|
51 |
52 |
|
56 |
Минское |
|
61 |
62 |
|
66 |
Куйбышевское |
|
71 |
72 |
|
76 |
Симферопольское |
|
81 |
82 |
|
86 |
Ярославское |
|
91 |
92 |
|
96 |
Городские перевозки |
|
31 |
32 |
|
36 |
К о д п р о с т о е в |
а в т о м о б и л е й — однозначный, |
порядко |
|||
вый. |
|
|
|
Шифр |
|
Вид простоя: |
|
|
|||
По техническим неисправностям . . |
• .................................. |
1 |
|
||
» эксплуатационным |
п р и ч и н а м ............................................... |
|
2 |
|
|
Сверхнормативный |
простой |
под погрузкой-разгрузкой |
|
||
по вине в о д и т ел я ........................................................................ |
под |
|
3 |
|
|
Сверхнормативный |
простой |
погрузкой-разгрузкой |
|
||
по вине клиента |
. . . |
• ..................................................... |
|
4 |
|
Целодневные простои ................................................................. |
|
|
5 |
|
|
Прочие п р о с т о и ............................................................................. |
|
|
|
6 |
|
124
К о д м и н и с т е р с т в и в е д о м с т в цифровой системе: буква обозначает индекс домства, последующие две цифры — шифр домства:
строят по алфавитноминистерства или ве министерства или ве
|
|
|
|
Индекс |
Министерство |
угольной промышленности СССР |
....................................А-01 |
||
» |
черной |
металлургии |
СССР ............................................. |
А-02 |
» |
цветной |
металлургии |
С С С Р ................................................ |
А-03 |
» |
химической промышленностиС С С Р .................................... |
А-04 |
»станкостроительной и инструментальной промышлен
ности |
.............................................................................................................. |
|
А-05 |
Министерство приборостроения, средств |
автоматизации и |
систем |
|
управления . . |
|
А-06 |
|
К од |
и н д е к с о в д о г о в о р н о й |
к л и е н т у р ы |
— двузнач |
ный, строится по порядковой системе: |
|
|
|
Прочие |
о р г а н и з а ц и и ............................ |
|
00 |
Завод |
имени Бадаева . |
|
01 |
К о д м а р о к а в т о м о б и л е й строят по серийной системе в пределах двух знаков. Серия номеров отводится для характеристи ки марок автомобилей одной колонны (табл. 2.16).
|
|
Т а б л и ц а 2.16 |
Автоколонна № 1 |
Шифры |
Гаражный номер автомобиля |
ЗИЛ-164 |
01 |
103-150 |
ГАЗ-51А |
02 |
145-158 |
ЗИЛ-150 |
03 |
154-183 |
ЗИЛ-164Н |
04 |
107-110 |
К о д п р и ц е п о в и п о л у п р и ц е п о в — двузначный, строят |
|
по порядковой системе: |
|
|
Шифр |
ММЗ-584 |
01 |
О д А З -5 8 4 Е |
................................................ 02 |
ОдАЗ-885 ............................................... |
03 |
К о д к а т е г о р и й р а б о т а ю щ и х — однозначный, строят по порядковой системе:
|
|
|
|
|
Шифр |
Производственныерабочие, в том числе водители |
. . . |
1 |
|||
Вспомогательные рабо ч и е ............................................................. |
|
2 |
|||
ИТР |
• |
............................................................................................. |
|
|
3 |
С л у ж ащ и е ........................................................................................ |
• |
|
4 |
||
Ученики |
. . |
• . |
5 |
||
М О П |
................................................................................... |
. |
• |
6 |
|
Охрана |
|
7 |
|||
Персонал |
автотранспортного предприятия непромышлен |
||||
ного |
характера ............................................................... |
|
8 |
125
К о д ф а м и л и й р а б о т а ю щ и х (табельных номеров) стро ится по серийной системе. Серия номеров с учетом резерва на случай увольнения, перемещения отводится каждому подразделе нию (отделу). Каждому работающему присваивается определен ный табельный номер.
Закрепленный за каждым работающим табельный номер ука зывают во всех документах по учету труда и заработной платы. При увольнении или переводе табельный номер уволенного или
переведенного |
работника в течение определенного времени (от |
||
трех до шести |
месяцев) |
не занимают, чтобы не произошло |
пута |
ницы при начислении премий и других выплат. |
номе |
||
К о д п р о ф е с с и й |
строят по серийной системе: серию |
ров присваивают каждой букве алфавита, а каждую профессию внутри серии обозначают определенным шифром:
Основные рабочие: |
Шифр |
|
|
||
в о д и т ел и ............................. |
• . |
. 01 |
Ремонтные рабочие: |
|
|
автослесари . . . . . . . . |
02 |
|
аккумуляторщ ики......................... |
03 |
|
вулканизаторы ...................................... |
04 |
|
жестянщики . . . . . . . |
05 |
|
к у з н е ц ы ........................................... |
|
06 |
карбюраторщики ........................... |
07 |
|
м е д н и к и ............................................... |
|
08 |
м о то р и сты .......................................... |
|
09 |
м а л я р ы ................................................ |
|
10 |
обойщики............................................... |
|
11 |
п л о т н и к и ............................................. |
|
12 |
с в а р щ и к и ............................................. |
|
13 |
с м а зч и к и .............................................. |
|
14 |
т о к а р и ................................................. |
|
15 |
электрики . . |
16 |
|
Ученики-ремонтники: |
|
|
автослесари ........................................ |
17 |
|
карбю раторщ ики............................... |
18 |
|
м е д н и к и ............................................... |
. |
19 |
электрики . |
20 |
|
Вспомогательные рабочие: |
|
|
у б о р щ и ц ы .......................................... |
|
21 |
топливозаправщ ики.......................... |
22 |
|
к л а д о в щ и к и ...................................... |
23 |
|
м о й щ и к и ............................................. |
|
24 |
та к е л а ж н и к и ..................................... |
25 |
|
установщики |
автомобилей . . . |
26 |
К о д в и д о в о п л а т и |
у д е р ж а н и й |
строят по серийной |
системе, он не превышает двух знаков. Серия номеров выделяется для характеристики видов оплат, вторая серия — для характери стики видов удержаний.
126
Так как расчетно-платежная документация изготовляется на бухгалтерской машине «Аскота», шифры видов оплат и удержаний соответствуют номерам счетчиков-регистров. Это позволяет при со ставлении расчетно-платежных документов одновременно накап ливать данные по видам оплат и удержаний:
Виды оплат: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шифр |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
сделььо |
|
|
. . . . |
|
............................................................. |
|
01 |
|||||||||
п о в р е м е н н о ................................................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
02 |
|||||
за |
сопровождение груза |
. . . .................................................03 |
|
|||||||||||||
премия |
за |
выполнение |
задания |
....................................................... |
|
|
|
04 |
||||||||
доплата |
за работу |
в |
ночное |
время . |
. , . . . . . |
|
05 |
|||||||||
оплата |
простоев |
|
.................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
06 |
|
||||
доплата |
на |
классность ...................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
07 |
||||||
премия |
за |
экономию |
резины |
. |
..................................................08 |
|
||||||||||
премия |
за |
экономию |
топлива |
и электроэнергии |
: . . . |
|
09 |
|||||||||
за участие в ТО-2 |
|
. |
..................................................... |
|
: |
10 |
||||||||||
доплата |
до среднесдельного .........................................заработка |
|
|
|
|
11 |
||||||||||
оплата |
за |
участие ....................................... |
в |
ремонте |
автом обилей |
|
|
|
12 |
|||||||
|
» |
» |
работу |
в ....................................... |
сверхурочное |
в р е м я |
|
|
|
13 |
||||||
доплата |
за |
руководство ................................................ |
бригадой |
|
|
|
|
14 |
||||||||
оплата за выполнение государственных и общественных обя |
|
|||||||||||||||
занностей |
............................................................................................ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
||||
отпуск |
текущего |
м .........................................................................е с я ц а |
|
|
|
|
|
|
16 |
|||||||
|
» |
за |
счет будущего ........................................................... |
периода |
|
|
|
|
|
17 |
||||||
выходное |
п о с о б и ....................................................................................е |
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
||||||
премия за участие в перевозке сельскохозяйственных грузов |
|
. |
19 |
|||||||||||||
оплата |
за |
дни болезни |
. |
|
|
|
|
|
|
20 |
||||||
» |
» |
|
подготовку ............................................................... |
к а д р о в |
|
|
|
|
|
21 |
||||||
» |
» |
|
работу |
в ............................................... |
праздничные |
д н и |
|
|
|
|
22 |
|||||
» |
» |
|
аккордные ................................................................... |
работы |
|
|
|
|
|
|
23 |
|||||
прочие |
начисления |
|
. |
. |
. |
|
|
|
|
|
24 |
|||||
премия |
из фонда материального |
поощрения |
. . . |
. |
. |
25 |
||||||||||
Виды удержаний: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
подоходный н а л о .................................................................................г |
|
|
|
|
|
|
|
26 |
||||||||
налог |
на |
холостяков ....................................... |
и |
бездетных |
г р а ж д а н |
|
|
|
27 |
|||||||
плановый |
аванс |
.................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28 |
||||
межрасчетные выплаты ...................................... |
и командировочные |
|
|
|
29 |
|||||||||||
исполнительные |
листы, ...................................................... |
а л и м е н т ы |
|
|
|
|
30 |
|||||||||
взносы за |
покупку ................................................................. |
в к р е д и т |
|
|
|
|
|
31 |
||||||||
за |
пережог |
топлива ...................................... |
и |
недопробег р е з и н ы |
|
|
|
32 |
||||||||
за |
недовоз |
г р у з .............................о в |
|
|
|
|
|
|
|
35 |
||||||
долг за |
работающим |
от предыдущего |
месяца . . . . . . |
. |
34 |
|||||||||||
за |
прогон автомобилей .................................................................... |
|
|
|
|
|
|
- 3 5 |
||||||||
прочие удержания ....................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
36 |
127