Файл: Савицкий Б.П. Механизация и централизация учета в грузовых автотранспортных предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

или грузовой автостанции отмечает в путевом листе за своей под­ писью факт загрузки автомобиля, указывая грузовладельца, наи­ менование груза, количество груза, пункты отправления и назначе­ ния груза и время погрузки и разгрузки. Приравнивать к перевоз­ ке грузов перевозки пассажиров и учитывать их по грузоподъем­ ности автомобиля не допускается. В случае перевозки людей при использовании порожних пробегов представитель транспортно-экс­ педиционного предприятия или грузовой автостанции в путевом листе указывает пункты отправления и назначения и число отправ­ ленных пассажиров.

Путевой лист обрабатывается диспетчером автотранспортного предприятия или другим должностным лицом, ответственным за работу подвижного состава. На основе записей в путевых листах устанавливают итоги работы автомобиля за день или смену, кото­ рые заносят в соответствующие графы путевого листа на оборот­ ной стороне. До обработки путевого листа все записи, выполненные водителем, и их соответствие с данными товарно-транспортных до­ кументов (накладных) или актов замера или взвешивания должны быть тщательно проверены.

Обработка путевого листа на автотранспортных предприятиях начинается с заполнения по каждой ездке последних четырех граф раздела «Выполнение задания». В графе «Пробег с грузом» ука­ зывают расстояние, пройденное автомобилем с грузом между пунк­ тами погрузки и разгрузки; в графе «Пробег без груза»— длину нулевых и порожних пробегов автомобиля. Пробеги автомобилей с грузом и без груза по отдельным ездкам устанавливают по спис­ кам маршрутов, на которых работают автомобили данного АТП, или по карте города (района) при помощи курвиметра.

Пробеги с грузом между пунктами погрузки и разгрузки дол­ жны соответствовать расстояниям, указанным в разделе «Задание шоферу» и в прилагаемых к путевому листу товарно-транспортных документах или актах замера или взвешивания, если водителю при выполнении задания не были по каким-либо уважительным причи­ нам изменены маршруты отдельных ездок с грузом (закрытие мар­ шрута, бездорожье и т. п.).

Тонно-километры определяют путем умножения количества (ве­ са) перевезенного груза в каждой ездке (заезду) на расстояние каждой ездки (заезда) между пунктами погрузки и разгрузки. Подсчитанное количество тонно-километров должно соответство­ вать данным товарно-транспортных документов или актов замера (взвешивания).

Время в наряде (в часах) определяют с момента выезда авто­ мобиля из гаража до его возвращения в гараж за вычетом вре­ мени на обед и отдых водителя (согласно положению, существую­ щему на автотранспорте). Целодневные простои из-за бездорожья, технических неисправностей из часов в наряде исключают.

Часы в движении составляют разницу между временем в наря­ де и временем в простоях. Время в простоях определяют путем

132


суммирования времени простоев под погрузкой и разгрузкой, вре­ мени на простои, вызванные техническими неисправностями авто­ мобиля в пути, заменой резины, непроезжим состоянием дорог и др. Простои под погрузкой и разгрузкой определяют по записям в разделе «Выполнение задания», которые должны строго соответ­ ствовать данным о простоях в товарно-транспортных накладных или актах замера или взвешивания.

Простои по техническим неисправностям и прочим причинам определяют по записям в разделе «Опоздания, простои в пути, за­ езды в гараж и прочие отметки». Итоги по простоям даются по простоям под погрузкой и разгрузкой и по простоям, вызванным техническими неисправностями.

Число ездок с грузом определяют путем подсчета всех пробе­ гов с грузом между начальными пунктамипогрузки и конечными пунктами разгрузки. Заезды показывают в знаменателе графы «Ездки с грузом».

Общий пробег автомобиля равен сумме расстояний, записан­ ных в графах «Пробег с грузом» и «Пробег без груза», и должен соответствовать разнице между показаниями спидометра при воз­ вращении в гараж и при выезде из гаража.

Пробег с грузом равен сумме расстояний по всем ездкам (за­ ездам) с грузом, отмеченным в графе путевого листа «Пробег с грузом». Пробег без груза составляет разницу между общим про­ бегом и пробегом с грузом.

Общее количество перевезенного груза автомобилем определя­ ют по товарно-транспортным документам или актам замера или взвешивания, прилагаемым к путевому листу.

Общее количество тонно-километров, сделанных грузовым ав­ томобилем за день, будет равно сумме тонно-километров по всем ездкам (заездам) с грузом. Запрещается определять тонно-кило­ метры путем умножения общего веса перевезенного грузе по всем ездкам (заездам) на общую длину ездок (заездов) с грузом. При заездах автомобиля для частичной разгрузки или частичной по­ грузки необходимо точно установить, какое количество грузов пе­ ревезено между отдельными пунктами погрузки и разгрузки и ка­ кое расстояние между этими пунктами.

Расход топлива определяют по общему пробегу автомобиля за день работы. При подведении итогов работы в путевом листе ука­ зывают наряду с фактическими расходами и расходы по нормам, утвержденным для отдельных марок автомобилей.

Количество израсходованного автомобилем топлива будет рав­ но количеству топлива, находившегося в баке автомобиля в момент выезда автомобиля из гаража, плюс количество топлива, выданно­ го в натуре или талонами на бензин, а также полученного от кли­ ентов минус остаток бензина в баке, с которым возвратился авто­ мобиль в гараж, и минус количество бензина по неиспользован­ ным талонам.

133


Путевой лист

Товарно-транспортный

документ

 

________ 1________

Служба эксплуатации АТП

1 ~

Группа нормировщиков по заработной плате

4

Рис. 3.1. Прохождение оперативной информации в АТП

Обработка путевого листа считается законченной после занесе­ ния данных по всем показателям работы в карточку учета работы грузового автомобиля.

Карточка учета работы грузового автомобиля составляется в МСБ на каждый автомобиль и отражает его работу за весь месяц.

Путевые листы передаются отделом эксплуатации для дальней­ шей механизированной обработки в МСБ автотранспортного пред­ приятия в сроки, установленные действующим на АТП графиком документооборота.

Прохождение оперативной информации при механизированном учете технико-эксплуатационных показателей на автотранспортном предприятии показано на рис. 3.1.

МЕХАНИЗИРОВАННАЯ ОБРАБОТКА И СОСТАВЛЕНИЕ РЕГИСТРОВ ПО УЧЕТУ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

В результате механизированной обработки путевых листов дол­ жны быть получены накопительные данные об основных технико­ эксплуатационных показателях работы автотранспортного пред­ приятия за отчетный период.

Технико-эксплуатационные показатели накапливают в течение месяца по каждому автомобилю и в дальнейшем подсчитывают в целом по автотранспортному предприятию и группируют в раз­ личных разрезах (по автоколоннам, маркам автомобилей и прице­ пов, направлениям, министерствам и ведомствам и т. п.).

134

 

Т а б л и ц а 3.1

Показатели

Требуемые данные

I. Учет работы автомобиля

Автомобиле-часы: в наряде у> движении

»простое

Втом числе:

под погрузкой и разгрузкой по технической неисправности

Целодневные простои Сверхнормативные простои под погрузкой и раз­

грузкой Общий пробег Пробег с грузом

Перевезено тонн груза

Втом числе ьа прицепах Сделано тонно-километров

Втом числе на прицепах

II. Учет топлива

Остаток на начало и конец месяца Заправлено топлива Расход топлива:

по норме фактически

Экономия

Перерасход

Нарастающим итогом за месяц по каждому ав­ томобилю; сводные данные по маркам, ав­ токолоннам и по АТП

Нарастающим итогом за месяц по каждому ав­ томобилю

III. Учет доходов, расходов и результатов

Доходы Заработная плата Топливо

Прочие переменные расходы Постоянные расходы Командировочные И т о г о расходов

Экономия (прибыль) Перерасход (убыток)

Нарастающим итогбм за месяц по водителям, сводные данные по ав­ токолоннам и по АТП

IV . Расчет заработной платы

Марка автомобилей Номер путевого листа Отработано сдельно:

часы

сумма Отработано повременно:

часы

сумма Доплата за сопровождение груза Премия

Нарастающим итогом за

месяц по каждому во­ дителю, сводные дан ■ ные по колоннам и АТП

135


Продолжение табл. 3.1

ГТскгзате/.и

Требуемые данные

Ночные часы Оплата ночных часов Часы простоя

Оплата часов простоя Прочая заработная плата:

часы

сумма

V. Междугородные перевозки

На расстояние свыше 200 км

т

ткм

На расстояние до 200 км Тонны Тонно-километры

VI. Контейнерные перевозки

Каждый день по колоннам и сводные данные по АТП

т

Каждый день по колон-

ткм

нам и сводные данные

 

по АТП

VII. Отчет по направлениям и маркал

автомобилей

Перевезено тонн

раз в месяц сводный

Выполнено тонно-километров

по АТП

Автомобиле-дни работы по маркам

 

Пробег — всего

 

Пробег с грузом

 

Для механизированного учета технико-эксплуатационных пока­ зателей применяются коды простоев автомобилей, видов перевозок и грузов, направлений и расстояний, министерств и ведомств, кли­ ентуры, прицепов и полуприцепов, марок автомобилей.

Согласно действующей системе отчетности для эксплуатацион­ ной и экономической служб автотранспортных предприятий необ­ ходимы показатели, приведенные в табл. 3.1.

Приведенные в табл. 3.1 показатели получают в отчетных свод­ ках, составляемых на бухгалтерских машинах «Аскота-170». Ос­ нованием для заполнения отчетных сводок служат путевые листы.

На бухгалтерских машинах «Аскота-170/45» составляют: ведо­ мость технико-эксплуатационных показателей (выполнение плана); накопительную ведомость по индексам министерств и по клиенту­ ре; карточку учета работы автомобиля, накопительную ведомость заработной платы водителя.

136


Ведомость выполнения технико-эксплуатационных показателей составляют ежедневно по автоколоннам, а сводные ведомости по этой же форме — 3 раза в месяц (за каждые 10 дней). В фор­ ме 3.1 приведена схема настройки шины управления бухгалтер­ ской машины «Аскота-170/45».

В ведомости предусмотрено получение итогов по направлениям (Симферопольское, Минское и т. п.), внутри направлений — по ви­ дам перевозок (короткие, сквозные, контейнерные) и внутри по­ следних — по маркам автомобилей.

Для составления этой ведомости путевые листы каждой колон­ ны группируют по шифрам направлений, расстояний и маркам ав­ томобилей. После этого путевые листы водителей, работающих на почасовой оплате и сдельно, группируют без учета направлений и марок автомобилей лишь по организациям и родам грузов.

В ведомости получают по каждому расстоянию итоги следую­ щих показателей: автомобиле-дни, общий пробег, пробег с гру­ зом, перевезено груза, грузооборот.

Перед тем как приступить к работе на машине «Аскота», нуж­ но убедиться в правильности выбора шины на данный вид работы и установить ее на каретке машины. Вначале на разъемном ва­ лике группируются показатели путевых листов одной марки авто­ мобилей по виду перевозок. Каждому виду перевозок соответству­ ет определенный счетчик (табл. 3.2).

 

 

 

Т а б л и ц а 3.2

 

Номер счетчика для перевозок

Показатели

на короткие

СКВОЗНЫХ

контейнерных

 

расстояния

Автомобиле-дни

00

05

10

Общий пробег

01

06

11

Пробег с грузом

02

07

12

Перевезено груза

03

08

13

Сделано тонно-километров

04

09

14

На цифровой клавиатуре с путевых листов оператор набирает количество автомобиле-дней и нажимает моторную клавишу. За­ тем в счетчики передаются показатели: общий пробег, пробег с грузом, перевезено груза, сделано тонно-километров.

После этого машину переключают для работы по горизонтали и нажимают моторную клавишу. Машина автоматически переклю­ чается на запись текста. Оператор, напечатав марку автомобиля, переключает машину на счет, и остальные графы заполняются машиной автоматически. Закончив разноску по всем маркам авто­ мобилей одного направления, оператор списывает итоги по сквоз­ ным перевозкам и перевозкам на короткие расстояния.

Для списания итогов по направлению оператор опускает вниз рычаг переключения настройки и нажимает моторную клавишу. За

137