Файл: Савицкий Б.П. Механизация и централизация учета в грузовых автотранспортных предприятиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 0
или грузовой автостанции отмечает в путевом листе за своей под писью факт загрузки автомобиля, указывая грузовладельца, наи менование груза, количество груза, пункты отправления и назначе ния груза и время погрузки и разгрузки. Приравнивать к перевоз ке грузов перевозки пассажиров и учитывать их по грузоподъем ности автомобиля не допускается. В случае перевозки людей при использовании порожних пробегов представитель транспортно-экс педиционного предприятия или грузовой автостанции в путевом листе указывает пункты отправления и назначения и число отправ ленных пассажиров.
Путевой лист обрабатывается диспетчером автотранспортного предприятия или другим должностным лицом, ответственным за работу подвижного состава. На основе записей в путевых листах устанавливают итоги работы автомобиля за день или смену, кото рые заносят в соответствующие графы путевого листа на оборот ной стороне. До обработки путевого листа все записи, выполненные водителем, и их соответствие с данными товарно-транспортных до кументов (накладных) или актов замера или взвешивания должны быть тщательно проверены.
Обработка путевого листа на автотранспортных предприятиях начинается с заполнения по каждой ездке последних четырех граф раздела «Выполнение задания». В графе «Пробег с грузом» ука зывают расстояние, пройденное автомобилем с грузом между пунк тами погрузки и разгрузки; в графе «Пробег без груза»— длину нулевых и порожних пробегов автомобиля. Пробеги автомобилей с грузом и без груза по отдельным ездкам устанавливают по спис кам маршрутов, на которых работают автомобили данного АТП, или по карте города (района) при помощи курвиметра.
Пробеги с грузом между пунктами погрузки и разгрузки дол жны соответствовать расстояниям, указанным в разделе «Задание шоферу» и в прилагаемых к путевому листу товарно-транспортных документах или актах замера или взвешивания, если водителю при выполнении задания не были по каким-либо уважительным причи нам изменены маршруты отдельных ездок с грузом (закрытие мар шрута, бездорожье и т. п.).
Тонно-километры определяют путем умножения количества (ве са) перевезенного груза в каждой ездке (заезду) на расстояние каждой ездки (заезда) между пунктами погрузки и разгрузки. Подсчитанное количество тонно-километров должно соответство вать данным товарно-транспортных документов или актов замера (взвешивания).
Время в наряде (в часах) определяют с момента выезда авто мобиля из гаража до его возвращения в гараж за вычетом вре мени на обед и отдых водителя (согласно положению, существую щему на автотранспорте). Целодневные простои из-за бездорожья, технических неисправностей из часов в наряде исключают.
Часы в движении составляют разницу между временем в наря де и временем в простоях. Время в простоях определяют путем
132
суммирования времени простоев под погрузкой и разгрузкой, вре мени на простои, вызванные техническими неисправностями авто мобиля в пути, заменой резины, непроезжим состоянием дорог и др. Простои под погрузкой и разгрузкой определяют по записям в разделе «Выполнение задания», которые должны строго соответ ствовать данным о простоях в товарно-транспортных накладных или актах замера или взвешивания.
Простои по техническим неисправностям и прочим причинам определяют по записям в разделе «Опоздания, простои в пути, за езды в гараж и прочие отметки». Итоги по простоям даются по простоям под погрузкой и разгрузкой и по простоям, вызванным техническими неисправностями.
Число ездок с грузом определяют путем подсчета всех пробе гов с грузом между начальными пунктамипогрузки и конечными пунктами разгрузки. Заезды показывают в знаменателе графы «Ездки с грузом».
Общий пробег автомобиля равен сумме расстояний, записан ных в графах «Пробег с грузом» и «Пробег без груза», и должен соответствовать разнице между показаниями спидометра при воз вращении в гараж и при выезде из гаража.
Пробег с грузом равен сумме расстояний по всем ездкам (за ездам) с грузом, отмеченным в графе путевого листа «Пробег с грузом». Пробег без груза составляет разницу между общим про бегом и пробегом с грузом.
Общее количество перевезенного груза автомобилем определя ют по товарно-транспортным документам или актам замера или взвешивания, прилагаемым к путевому листу.
Общее количество тонно-километров, сделанных грузовым ав томобилем за день, будет равно сумме тонно-километров по всем ездкам (заездам) с грузом. Запрещается определять тонно-кило метры путем умножения общего веса перевезенного грузе по всем ездкам (заездам) на общую длину ездок (заездов) с грузом. При заездах автомобиля для частичной разгрузки или частичной по грузки необходимо точно установить, какое количество грузов пе ревезено между отдельными пунктами погрузки и разгрузки и ка кое расстояние между этими пунктами.
Расход топлива определяют по общему пробегу автомобиля за день работы. При подведении итогов работы в путевом листе ука зывают наряду с фактическими расходами и расходы по нормам, утвержденным для отдельных марок автомобилей.
Количество израсходованного автомобилем топлива будет рав но количеству топлива, находившегося в баке автомобиля в момент выезда автомобиля из гаража, плюс количество топлива, выданно го в натуре или талонами на бензин, а также полученного от кли ентов минус остаток бензина в баке, с которым возвратился авто мобиль в гараж, и минус количество бензина по неиспользован ным талонам.
133
Путевой лист |
Товарно-транспортный |
|
документ |
||
|
________ 1________
Служба эксплуатации АТП
1 ~
Группа нормировщиков по заработной плате
4
Рис. 3.1. Прохождение оперативной информации в АТП
Обработка путевого листа считается законченной после занесе ния данных по всем показателям работы в карточку учета работы грузового автомобиля.
Карточка учета работы грузового автомобиля составляется в МСБ на каждый автомобиль и отражает его работу за весь месяц.
Путевые листы передаются отделом эксплуатации для дальней шей механизированной обработки в МСБ автотранспортного пред приятия в сроки, установленные действующим на АТП графиком документооборота.
Прохождение оперативной информации при механизированном учете технико-эксплуатационных показателей на автотранспортном предприятии показано на рис. 3.1.
МЕХАНИЗИРОВАННАЯ ОБРАБОТКА И СОСТАВЛЕНИЕ РЕГИСТРОВ ПО УЧЕТУ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
В результате механизированной обработки путевых листов дол жны быть получены накопительные данные об основных технико эксплуатационных показателях работы автотранспортного пред приятия за отчетный период.
Технико-эксплуатационные показатели накапливают в течение месяца по каждому автомобилю и в дальнейшем подсчитывают в целом по автотранспортному предприятию и группируют в раз личных разрезах (по автоколоннам, маркам автомобилей и прице пов, направлениям, министерствам и ведомствам и т. п.).
134
|
Т а б л и ц а 3.1 |
Показатели |
Требуемые данные |
I. Учет работы автомобиля
Автомобиле-часы: в наряде у> движении
»простое
Втом числе:
под погрузкой и разгрузкой по технической неисправности
Целодневные простои Сверхнормативные простои под погрузкой и раз
грузкой Общий пробег Пробег с грузом
Перевезено тонн груза
Втом числе ьа прицепах Сделано тонно-километров
Втом числе на прицепах
II. Учет топлива
Остаток на начало и конец месяца Заправлено топлива Расход топлива:
по норме фактически
Экономия
Перерасход
Нарастающим итогом за месяц по каждому ав томобилю; сводные данные по маркам, ав токолоннам и по АТП
Нарастающим итогом за месяц по каждому ав томобилю
III. Учет доходов, расходов и результатов
Доходы Заработная плата Топливо
Прочие переменные расходы Постоянные расходы Командировочные И т о г о расходов
Экономия (прибыль) Перерасход (убыток)
Нарастающим итогбм за месяц по водителям, сводные данные по ав токолоннам и по АТП
IV . Расчет заработной платы
Марка автомобилей Номер путевого листа Отработано сдельно:
часы
сумма Отработано повременно:
часы
сумма Доплата за сопровождение груза Премия
Нарастающим итогом за
месяц по каждому во дителю, сводные дан ■ ные по колоннам и АТП
135
Продолжение табл. 3.1
ГТскгзате/.и |
Требуемые данные |
Ночные часы Оплата ночных часов Часы простоя
Оплата часов простоя Прочая заработная плата:
часы
сумма
V. Междугородные перевозки
На расстояние свыше 200 км
т
ткм
На расстояние до 200 км Тонны Тонно-километры
VI. Контейнерные перевозки
Каждый день по колоннам и сводные данные по АТП
т |
Каждый день по колон- |
ткм |
нам и сводные данные |
|
по АТП |
VII. Отчет по направлениям и маркал |
автомобилей |
Перевезено тонн |
раз в месяц сводный |
Выполнено тонно-километров |
по АТП |
Автомобиле-дни работы по маркам |
|
Пробег — всего |
|
Пробег с грузом |
|
Для механизированного учета технико-эксплуатационных пока зателей применяются коды простоев автомобилей, видов перевозок и грузов, направлений и расстояний, министерств и ведомств, кли ентуры, прицепов и полуприцепов, марок автомобилей.
Согласно действующей системе отчетности для эксплуатацион ной и экономической служб автотранспортных предприятий необ ходимы показатели, приведенные в табл. 3.1.
Приведенные в табл. 3.1 показатели получают в отчетных свод ках, составляемых на бухгалтерских машинах «Аскота-170». Ос нованием для заполнения отчетных сводок служат путевые листы.
На бухгалтерских машинах «Аскота-170/45» составляют: ведо мость технико-эксплуатационных показателей (выполнение плана); накопительную ведомость по индексам министерств и по клиенту ре; карточку учета работы автомобиля, накопительную ведомость заработной платы водителя.
136
Ведомость выполнения технико-эксплуатационных показателей составляют ежедневно по автоколоннам, а сводные ведомости по этой же форме — 3 раза в месяц (за каждые 10 дней). В фор ме 3.1 приведена схема настройки шины управления бухгалтер ской машины «Аскота-170/45».
В ведомости предусмотрено получение итогов по направлениям (Симферопольское, Минское и т. п.), внутри направлений — по ви дам перевозок (короткие, сквозные, контейнерные) и внутри по следних — по маркам автомобилей.
Для составления этой ведомости путевые листы каждой колон ны группируют по шифрам направлений, расстояний и маркам ав томобилей. После этого путевые листы водителей, работающих на почасовой оплате и сдельно, группируют без учета направлений и марок автомобилей лишь по организациям и родам грузов.
В ведомости получают по каждому расстоянию итоги следую щих показателей: автомобиле-дни, общий пробег, пробег с гру зом, перевезено груза, грузооборот.
Перед тем как приступить к работе на машине «Аскота», нуж но убедиться в правильности выбора шины на данный вид работы и установить ее на каретке машины. Вначале на разъемном ва лике группируются показатели путевых листов одной марки авто мобилей по виду перевозок. Каждому виду перевозок соответству ет определенный счетчик (табл. 3.2).
|
|
|
Т а б л и ц а 3.2 |
|
Номер счетчика для перевозок |
||
Показатели |
на короткие |
СКВОЗНЫХ |
контейнерных |
|
расстояния |
||
Автомобиле-дни |
00 |
05 |
10 |
Общий пробег |
01 |
06 |
11 |
Пробег с грузом |
02 |
07 |
12 |
Перевезено груза |
03 |
08 |
13 |
Сделано тонно-километров |
04 |
09 |
14 |
На цифровой клавиатуре с путевых листов оператор набирает количество автомобиле-дней и нажимает моторную клавишу. За тем в счетчики передаются показатели: общий пробег, пробег с грузом, перевезено груза, сделано тонно-километров.
После этого машину переключают для работы по горизонтали и нажимают моторную клавишу. Машина автоматически переклю чается на запись текста. Оператор, напечатав марку автомобиля, переключает машину на счет, и остальные графы заполняются машиной автоматически. Закончив разноску по всем маркам авто мобилей одного направления, оператор списывает итоги по сквоз ным перевозкам и перевозкам на короткие расстояния.
Для списания итогов по направлению оператор опускает вниз рычаг переключения настройки и нажимает моторную клавишу. За
137