Файл: Савицкий Б.П. Механизация и централизация учета в грузовых автотранспортных предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 195

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рационально организованный учет требует правильной эконо­ мической классификации материальных ценностей. Для этой цели применяют следующую группировку: материалы, автомобильное топливо, запасные автомобильные части и агрегаты, автомобиль­ ные шины, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

Кматериалам относятся все материальные ценности, находя­ щиеся на складе и предназначенные для эксплуатации, техниче­ ского обслуживания и ремонта подвижного состава, ремонта обо­ рудования, а также для всех прочих хозяйственных нужд. Топливо включает все виды автомобильного топлива и смазочных материа­ лов. Группа «Запасные автомобильные части и агрегаты» вклю­ чает хранящиеся на складе запасные части и агрегаты. В группе «Автомобильные шины» учитываются автомобильные шины, чис­ лящиеся в составе оборотных фондов, т. е. находящиеся на складе

ив ремонте.

Кмалоценным п быстроизнашивающимся предметам относятся инвентарь, инструменты, спецодежда и другие предметы стои­

мостью ниже 50 руб. за единицу или служащие менее одного года независимо от их стоимости.

Т а б л и ц а

5 . 2

Н аи м ен ован и е сч е то в и су б сч ето в

Касса Прочие счета в банках

Подотчетные лица Расчеты с разными дебиторами

икредиторами Авторезина новая

Малоценный инвентарь в эксплуатгции

Возврат денег с расчетного счета

Внутриведомственные расчеты (своего управления)

Внутриведомственные расчеты (своего главка)

Расчеты с авторемонтными заводами Внутрихозяйственные расчеты

Недостачи и потери от порчи ценностей

Фонд развития производства » социально-культурных меропри-

ятий Фонд материального поощрения

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Поставщики по нефтепродуктам

Расчеты с покупателями и заказчиками

Балансовые

с ч е т а и с у б ­

Шифры

сч е та

 

5 0

3 0

5 5

3 1

7 1

3 2

7 6 . 4

3 3

0 8 . 4

2 1

1 2 . 2

2 2

5 1

2 3

7 8 . 5

2 5

7 8 . 6

26

7 6 . 4

2 7

7 9 . 2

2 8

8 4

2 9

8 7 . 3

3 4

8 7 . 2

3 5

8 7 , 1

3 6

6 0

3 7

6 0 . 1

3 8

6 4

3 9

200


i

Шифры балансовых счетов, применяемые при механизирован­ ной обработке документов по оплате поступивших материальных ценностей по дебету балансовых счетов 60 и 78.5 в корреспонден­ ции с разными счетами и по приходу материальных ценностей по кредиту балансовых счетов 60 и 78.5 в корреспонденции с раз­ ными счетами, приведены в табл. 5.2.

Шифры балансовых счетов для обработки на бухгалтерской машине «Аскота-170» документов по расходу материальных цен­ ностей приведены в табл. 5.3.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 5.3

Наименование счетов и субсчетов

Балансовые счета

Шифр

и субсчета

Капитальный ремонт

 

03

10

Промежуточный склад материалов

05.1

11

Материалы в переработке

 

05.3

12

Переброска на склады предприятия

08

13

Запасные части для подготовки авто-

08.0

14

мобилей к уборочной кампании

 

 

 

Промежуточный склад запчастей

08.1

15

Агрегаты

 

 

08.2

16

Малоценный и быстроизнашивающий-

12.1

17

ся инвентарь

 

 

 

Канцелярские расходы

 

27.5

18

Охрана труда и техника безопасности

27.14

19

Хозяйственное содержание зданий

27.16

20

Текущий

ремонт основных средств

27.17

21

Износ и ремонт малоценного инвента-

27.19

22

ря

 

 

 

 

Топливо

и энергия технологические

27.21

23

Вспомогательные материалы

 

27.22

24

Расходы по МСБ

 

27.25

25

»

» рационализации и изобре-

27.27

26

тательству

 

 

 

 

Бланки путевых листов

 

27.30

27

Комиссионные расходы и разные сбо-

27.28

28

ры

 

 

 

 

Расходы по ЖКО

 

29

29

»

будущих периодов

погру-

31

30

»

по экспедиционным и

32

31

зочно-разгрузочным работам

 

 

 

Продажа на сторону

 

46

32

Подотчетные лица

 

71

33

Автотранспортные предприятия

своего

78.5

34

управления

 

 

 

 

Автотранспортные предприятия других

78.6

35

управлений своей системы

 

 

 

Недостачи, потери и порчи ценностей

84

36

201


ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ В ТЕКУЩЕМ УЧЕТЕ ОПЕРАЦИЙ ПО ПОСТУПЛЕНИЮ, ВЫДАЧЕ, РЕМОНТУ И ХРАНЕНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ АГРЕГАТОВ, УЗЛОВ И БАЗОВЫХ ДЕТАЛЕЙ

К агрегатам относятся: двигатель, коробка передач, передний

и задний мост, рулевое управление.

Узлы и базовые детали включают подъемный механизм плат­ формы, газобаллонное оборудование, радиатор, раму, кабину, ку­ зов легкового и грузового автомобиля, бензобак, аккумулятор, редуктор в сборе и т. п.

Под запасными агрегатами, узлами и базовыми деталями по­ нимаются такие из них, которые хранятся на складе автотранс­ портного предприятия.

Под оборотными агрегатами, узлами и базовыми деталями понимаются годные к дальнейшему использованию агрегаты, узлы и базовые детали, поступившие от разборки выбракованных автомобилей, а также снятые с ходовых автомобилей для капи­ тального ремонта.

Оборотные агрегаты могут храниться на складе или в мастер­ ских автотранспортного предприятия.

Все поступившие в АТП новые агрегаты, узлы и базовые дета­ ли приходуются на складе и учитываются в прейскурантных ценах на балансовом счете 08.2 «Агрегаты на складе».

Агрегаты, узлы и базовые детали, поступившие от разборки выбракованных автомобилей, а также поступившие из капиталь­ ного ремонта, могут храниться как на складе, так и в мастерских, но обязательно отдельно от новых агрегатов, узлов и базовых деталей.

Оборотные агрегаты, узлы и базовые детали учитываются на балансовом счете 08.3 «Агрегаты в обороте».

Контроль за движением оборотных агрегатов, узлов и базовых деталей, учет постановки их на автомобили, снятие с автомобиля, отправка в ремонт и получение из ремонта, а также учет сдачи их на склад и получения со склада осуществляются технической службой на учетных карточках, которые открываются на каждый агрегат, узел и базовую деталь в обороте.

Бухгалтерские записи составляются лишь при оприходовании или списании (выбраковке) оборотных агрегатов, узлов и базовых деталей. По движению оборотных агрегатов внутри автотранспорт­ ного предприятия при отправке на авторемонтные заводы и при получении их из ремонта бухгалтерские записи не составляются.

При инвентаризации .фактическое наличие оборотных агрега­ тов, узлов и базовых деталей на складе, в мастерских, а также находящихся в ремонте сопоставляется с данными бухгалтерского учета по счету 08.3 «Агрегаты в обороте» и с учетными карточка­ ми технической службы (наличие оборотных агрегатов, узлов и базовых деталей, находящихся в ремонте, подтверждается приемо­ сдаточными актами ремонтных предприятий).

202


Оборотные агрегаты, узлы и базовые детали, окончательно из­ ношенные и не подлежащие ремонту, выбраковывают и списывают в порядке, установленном «Инструкцией о выбраковке и списании автомобилей».

Стоимость выбракованных агрегатов списывается с кредита счета 08.3 «Агрегаты в обороте» на дебет счета 23 «Вспомогатель­ ные производства» субсчет 6 «Капитальный ремонт агрегатов».

Полученные от разборки выбракованных агрегатов запасные части, годные для дальнейшего использования, а также металло­ лом приходуют на склад в прейскурантных ценах с кредита счета 23.6 «Капитальный ремонт агрегатов».

Если капитальный ремонт агрегатов осуществляется авто­ транспортным предприятием (хозяйственным способом), затраты собираются на дебете балансового счета 23.6 «Капитальный ремонт агрегатов», на дебет этого счета относят также расходы, связан­ ные со снятием агрегатов, узлов и базовых деталей с автомобиля, доставкой их в капитальный ремонт и из капитального ремонта.

Ежемесячно сумма расходов, собранная на балансе автотранс­ портного предприятия на дебете счета 23.6, передается на баланс централизованной бухгалтерии (авизо или счетом) на дебет ба­ лансового счета 78.5 «Расчеты с управлением по прочим опера­ циям».

Стоимость капитальных ремонтов, выполненных хозяйственным способом и отраженных на дебете счета 23.6, определяют по прей­ скуранту с коэффициентом 09.

В централизованной бухгалтерии ведется централизованный учет остатков й движения средств по балансовым счетам: 01 «Ос­ новные средства»; 02 «Износ основных средств»; 03 «Капитальный ремонт»; 85 «Уставный фонд»; 86:2 «Амортизационный фонд на капитальный ремонт». Централизованная бухгалтерия ведет также и централизованные расчеты с подрядчиками (авторемонтными заводами) по капитальному ремонту автомобилей и агрегатов.

Затраты на капитальный ремонт, выполненный в мастерских АТП хозяйственным способом, централизованная бухгалтерия на основании счета или авизо отражает по дебету счета 03 «Капи­ тальный ремонт» и по кредиту счета 78.5 «Расчеты с автотранс­ портными предприятиями по прочим операциям», законченный капитальный ремонт «а основании тех же документов отражается по дебету счета 86.2 «Амортизационный фонд на капитальный ремонт» и по кредиту счета 03 «Капитальный ремонт» с одновре­ менным отражением этой операции по дебету счета 02 «Износ основных средств» и по кредиту счета 85 «Уставный фонд».

При подрядном выполнении капитальных ремонтов, если эти ремонты оплачиваются автотранспортным предприятием, стои­ мость оплаченных ремонтов с кредита балансового счета 51 «Рас­ четный счет» относится по балансу АТП на дебет балансового сче­ та 78.5 «Расчеты с управлением по прочим операциям».

Централизованная бухгалтерия дальнейшие записи по этой опе­ рации отражает аналогично примеру, приведенному выше.

203


Если централизованная бухгалтерия ведет расчеты с подряд­ чиками по капитальному ремонту агрегатов централизованно, то при оплате стоимости ремонтов делается запись в дебет счета 03 «Капитальный ремонт» и кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками

и подрядчиками».

Рассмотрим порядок документального оформления операций по движению агрегатов.

Поступление на склад и выдача со склада новых агрегатов, узлов и базовых деталей оформляется материальными приходорасходными документами (приемные акты, требования, наклад­ ные), но с обязательным указанием следующих реквизитов: по­ ставщик (только в приходных документах), наименование агрега­ та, узла или базовой детали, заводской номер, марка автомобиля, прейскурантная стоимость, наименование склада или фамилия кладовщика, принявшего агрегат.

Поступление на склад и выдача со склада агрегатов, узлов и базовых деталей, полученных из капитального ремонта, оформ­ ляется таким же порядком, как поступление и выдача новых агре­ гатов, с той лишь разницей, что стоимость бывших в ремонте агрегатов в приходо-расходных документах указывается не прейс­ курантная, а согласно прилагаемому ценнику.

Кроме того, в приходо-расходных документах на агрегаты, узлы и базовые детали, поступившие на склад из капитального ремонта, ставится не заводской номер, а номер, проставленный авторемонтным заводом.

Оборотные агрегаты, узлы и базовые детали, поступившие в результате разборки выбракованных автомобилей, приходуют на основании акта выбраковки автомобиля по приходной накладной, в которой указывают марку автомобиля, его городской номер, наи­ менование полученных от разборки автомобиля агрегатов, узлов и базовых деталей, их заводской или ремонтный номер, стоимость по ценнику, наименование мастерской, цеха или мастера, приняв­ шего агрегат, подписи.

Накладную составляют в трех экземплярах, из которых 1-й при­ кладывают к акту на выбраковку автомобиля и передают в учетно­ контрольную группу АТП, 2-й передают технику, ведающему учетом оборотных агрегатов, 3-й остается у мастера (начальника цеха), принявшего агрегат.

Техник по учету агрегатов, получив 2-й экземпляр приходной накладной на вновь поступивший оборотный агрегат, узел или базовую деталь, присваивает оборотному агрегату порядковый номер и открывает на каждый предмет карточку учета оборотных агрегатов, которая хранится до его списания.

Оформление оборотных агрегатов, узлов и базовых деталей, • которые появляются в автотранспортном предприятии в результате снятия их с автомобиля в связи с необходимостью отправки их в капитальный ремонт, производится так же, как и в вышеуказан­ ном случае. В этом случае составляется акт на постановку авто­ мобильного агрегата, узла или базовой детали, полученных со

204