Файл: Савицкий Б.П. Механизация и централизация учета в грузовых автотранспортных предприятиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 195
Скачиваний: 0
Рационально организованный учет требует правильной эконо мической классификации материальных ценностей. Для этой цели применяют следующую группировку: материалы, автомобильное топливо, запасные автомобильные части и агрегаты, автомобиль ные шины, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
Кматериалам относятся все материальные ценности, находя щиеся на складе и предназначенные для эксплуатации, техниче ского обслуживания и ремонта подвижного состава, ремонта обо рудования, а также для всех прочих хозяйственных нужд. Топливо включает все виды автомобильного топлива и смазочных материа лов. Группа «Запасные автомобильные части и агрегаты» вклю чает хранящиеся на складе запасные части и агрегаты. В группе «Автомобильные шины» учитываются автомобильные шины, чис лящиеся в составе оборотных фондов, т. е. находящиеся на складе
ив ремонте.
Кмалоценным п быстроизнашивающимся предметам относятся инвентарь, инструменты, спецодежда и другие предметы стои
мостью ниже 50 руб. за единицу или служащие менее одного года независимо от их стоимости.
Т а б л и ц а |
5 . 2 |
Н аи м ен ован и е сч е то в и су б сч ето в
Касса Прочие счета в банках
Подотчетные лица Расчеты с разными дебиторами
икредиторами Авторезина новая
Малоценный инвентарь в эксплуатгции
Возврат денег с расчетного счета
Внутриведомственные расчеты (своего управления)
Внутриведомственные расчеты (своего главка)
Расчеты с авторемонтными заводами Внутрихозяйственные расчеты
Недостачи и потери от порчи ценностей
Фонд развития производства » социально-культурных меропри-
ятий Фонд материального поощрения
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
Поставщики по нефтепродуктам
Расчеты с покупателями и заказчиками
Балансовые
с ч е т а и с у б |
Шифры |
сч е та |
|
5 0 |
3 0 |
5 5 |
3 1 |
7 1 |
3 2 |
7 6 . 4 |
3 3 |
0 8 . 4 |
2 1 |
1 2 . 2 |
2 2 |
5 1 |
2 3 |
7 8 . 5 |
2 5 |
7 8 . 6 |
26 |
7 6 . 4 |
2 7 |
7 9 . 2 |
2 8 |
8 4 |
2 9 |
8 7 . 3 |
3 4 |
8 7 . 2 |
3 5 |
8 7 , 1 |
3 6 |
6 0 |
3 7 |
6 0 . 1 |
3 8 |
6 4 |
3 9 |
200
i
Шифры балансовых счетов, применяемые при механизирован ной обработке документов по оплате поступивших материальных ценностей по дебету балансовых счетов 60 и 78.5 в корреспонден ции с разными счетами и по приходу материальных ценностей по кредиту балансовых счетов 60 и 78.5 в корреспонденции с раз ными счетами, приведены в табл. 5.2.
Шифры балансовых счетов для обработки на бухгалтерской машине «Аскота-170» документов по расходу материальных цен ностей приведены в табл. 5.3.
|
|
|
|
Т а б л и ц а 5.3 |
Наименование счетов и субсчетов |
Балансовые счета |
Шифр |
||
и субсчета |
||||
Капитальный ремонт |
|
03 |
10 |
|
Промежуточный склад материалов |
05.1 |
11 |
||
Материалы в переработке |
|
05.3 |
12 |
|
Переброска на склады предприятия |
08 |
13 |
||
Запасные части для подготовки авто- |
08.0 |
14 |
||
мобилей к уборочной кампании |
|
|
|
|
Промежуточный склад запчастей |
08.1 |
15 |
||
Агрегаты |
|
|
08.2 |
16 |
Малоценный и быстроизнашивающий- |
12.1 |
17 |
||
ся инвентарь |
|
|
|
|
Канцелярские расходы |
|
27.5 |
18 |
|
Охрана труда и техника безопасности |
27.14 |
19 |
||
Хозяйственное содержание зданий |
27.16 |
20 |
||
Текущий |
ремонт основных средств |
27.17 |
21 |
|
Износ и ремонт малоценного инвента- |
27.19 |
22 |
||
ря |
|
|
|
|
Топливо |
и энергия технологические |
27.21 |
23 |
|
Вспомогательные материалы |
|
27.22 |
24 |
|
Расходы по МСБ |
|
27.25 |
25 |
|
» |
» рационализации и изобре- |
27.27 |
26 |
|
тательству |
|
|
|
|
Бланки путевых листов |
|
27.30 |
27 |
|
Комиссионные расходы и разные сбо- |
27.28 |
28 |
||
ры |
|
|
|
|
Расходы по ЖКО |
|
29 |
29 |
|
» |
будущих периодов |
погру- |
31 |
30 |
» |
по экспедиционным и |
32 |
31 |
|
зочно-разгрузочным работам |
|
|
|
|
Продажа на сторону |
|
46 |
32 |
|
Подотчетные лица |
|
71 |
33 |
|
Автотранспортные предприятия |
своего |
78.5 |
34 |
|
управления |
|
|
|
|
Автотранспортные предприятия других |
78.6 |
35 |
||
управлений своей системы |
|
|
|
|
Недостачи, потери и порчи ценностей |
84 |
36 |
201
ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ В ТЕКУЩЕМ УЧЕТЕ ОПЕРАЦИЙ ПО ПОСТУПЛЕНИЮ, ВЫДАЧЕ, РЕМОНТУ И ХРАНЕНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ АГРЕГАТОВ, УЗЛОВ И БАЗОВЫХ ДЕТАЛЕЙ
К агрегатам относятся: двигатель, коробка передач, передний
и задний мост, рулевое управление.
Узлы и базовые детали включают подъемный механизм плат формы, газобаллонное оборудование, радиатор, раму, кабину, ку зов легкового и грузового автомобиля, бензобак, аккумулятор, редуктор в сборе и т. п.
Под запасными агрегатами, узлами и базовыми деталями по нимаются такие из них, которые хранятся на складе автотранс портного предприятия.
Под оборотными агрегатами, узлами и базовыми деталями понимаются годные к дальнейшему использованию агрегаты, узлы и базовые детали, поступившие от разборки выбракованных автомобилей, а также снятые с ходовых автомобилей для капи тального ремонта.
Оборотные агрегаты могут храниться на складе или в мастер ских автотранспортного предприятия.
Все поступившие в АТП новые агрегаты, узлы и базовые дета ли приходуются на складе и учитываются в прейскурантных ценах на балансовом счете 08.2 «Агрегаты на складе».
Агрегаты, узлы и базовые детали, поступившие от разборки выбракованных автомобилей, а также поступившие из капиталь ного ремонта, могут храниться как на складе, так и в мастерских, но обязательно отдельно от новых агрегатов, узлов и базовых деталей.
Оборотные агрегаты, узлы и базовые детали учитываются на балансовом счете 08.3 «Агрегаты в обороте».
Контроль за движением оборотных агрегатов, узлов и базовых деталей, учет постановки их на автомобили, снятие с автомобиля, отправка в ремонт и получение из ремонта, а также учет сдачи их на склад и получения со склада осуществляются технической службой на учетных карточках, которые открываются на каждый агрегат, узел и базовую деталь в обороте.
Бухгалтерские записи составляются лишь при оприходовании или списании (выбраковке) оборотных агрегатов, узлов и базовых деталей. По движению оборотных агрегатов внутри автотранспорт ного предприятия при отправке на авторемонтные заводы и при получении их из ремонта бухгалтерские записи не составляются.
При инвентаризации .фактическое наличие оборотных агрега тов, узлов и базовых деталей на складе, в мастерских, а также находящихся в ремонте сопоставляется с данными бухгалтерского учета по счету 08.3 «Агрегаты в обороте» и с учетными карточка ми технической службы (наличие оборотных агрегатов, узлов и базовых деталей, находящихся в ремонте, подтверждается приемо сдаточными актами ремонтных предприятий).
202
Оборотные агрегаты, узлы и базовые детали, окончательно из ношенные и не подлежащие ремонту, выбраковывают и списывают в порядке, установленном «Инструкцией о выбраковке и списании автомобилей».
Стоимость выбракованных агрегатов списывается с кредита счета 08.3 «Агрегаты в обороте» на дебет счета 23 «Вспомогатель ные производства» субсчет 6 «Капитальный ремонт агрегатов».
Полученные от разборки выбракованных агрегатов запасные части, годные для дальнейшего использования, а также металло лом приходуют на склад в прейскурантных ценах с кредита счета 23.6 «Капитальный ремонт агрегатов».
Если капитальный ремонт агрегатов осуществляется авто транспортным предприятием (хозяйственным способом), затраты собираются на дебете балансового счета 23.6 «Капитальный ремонт агрегатов», на дебет этого счета относят также расходы, связан ные со снятием агрегатов, узлов и базовых деталей с автомобиля, доставкой их в капитальный ремонт и из капитального ремонта.
Ежемесячно сумма расходов, собранная на балансе автотранс портного предприятия на дебете счета 23.6, передается на баланс централизованной бухгалтерии (авизо или счетом) на дебет ба лансового счета 78.5 «Расчеты с управлением по прочим опера циям».
Стоимость капитальных ремонтов, выполненных хозяйственным способом и отраженных на дебете счета 23.6, определяют по прей скуранту с коэффициентом 09.
В централизованной бухгалтерии ведется централизованный учет остатков й движения средств по балансовым счетам: 01 «Ос новные средства»; 02 «Износ основных средств»; 03 «Капитальный ремонт»; 85 «Уставный фонд»; 86:2 «Амортизационный фонд на капитальный ремонт». Централизованная бухгалтерия ведет также и централизованные расчеты с подрядчиками (авторемонтными заводами) по капитальному ремонту автомобилей и агрегатов.
Затраты на капитальный ремонт, выполненный в мастерских АТП хозяйственным способом, централизованная бухгалтерия на основании счета или авизо отражает по дебету счета 03 «Капи тальный ремонт» и по кредиту счета 78.5 «Расчеты с автотранс портными предприятиями по прочим операциям», законченный капитальный ремонт «а основании тех же документов отражается по дебету счета 86.2 «Амортизационный фонд на капитальный ремонт» и по кредиту счета 03 «Капитальный ремонт» с одновре менным отражением этой операции по дебету счета 02 «Износ основных средств» и по кредиту счета 85 «Уставный фонд».
При подрядном выполнении капитальных ремонтов, если эти ремонты оплачиваются автотранспортным предприятием, стои мость оплаченных ремонтов с кредита балансового счета 51 «Рас четный счет» относится по балансу АТП на дебет балансового сче та 78.5 «Расчеты с управлением по прочим операциям».
Централизованная бухгалтерия дальнейшие записи по этой опе рации отражает аналогично примеру, приведенному выше.
203
Если централизованная бухгалтерия ведет расчеты с подряд чиками по капитальному ремонту агрегатов централизованно, то при оплате стоимости ремонтов делается запись в дебет счета 03 «Капитальный ремонт» и кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками
и подрядчиками».
Рассмотрим порядок документального оформления операций по движению агрегатов.
Поступление на склад и выдача со склада новых агрегатов, узлов и базовых деталей оформляется материальными приходорасходными документами (приемные акты, требования, наклад ные), но с обязательным указанием следующих реквизитов: по ставщик (только в приходных документах), наименование агрега та, узла или базовой детали, заводской номер, марка автомобиля, прейскурантная стоимость, наименование склада или фамилия кладовщика, принявшего агрегат.
Поступление на склад и выдача со склада агрегатов, узлов и базовых деталей, полученных из капитального ремонта, оформ ляется таким же порядком, как поступление и выдача новых агре гатов, с той лишь разницей, что стоимость бывших в ремонте агрегатов в приходо-расходных документах указывается не прейс курантная, а согласно прилагаемому ценнику.
Кроме того, в приходо-расходных документах на агрегаты, узлы и базовые детали, поступившие на склад из капитального ремонта, ставится не заводской номер, а номер, проставленный авторемонтным заводом.
Оборотные агрегаты, узлы и базовые детали, поступившие в результате разборки выбракованных автомобилей, приходуют на основании акта выбраковки автомобиля по приходной накладной, в которой указывают марку автомобиля, его городской номер, наи менование полученных от разборки автомобиля агрегатов, узлов и базовых деталей, их заводской или ремонтный номер, стоимость по ценнику, наименование мастерской, цеха или мастера, приняв шего агрегат, подписи.
Накладную составляют в трех экземплярах, из которых 1-й при кладывают к акту на выбраковку автомобиля и передают в учетно контрольную группу АТП, 2-й передают технику, ведающему учетом оборотных агрегатов, 3-й остается у мастера (начальника цеха), принявшего агрегат.
Техник по учету агрегатов, получив 2-й экземпляр приходной накладной на вновь поступивший оборотный агрегат, узел или базовую деталь, присваивает оборотному агрегату порядковый номер и открывает на каждый предмет карточку учета оборотных агрегатов, которая хранится до его списания.
Оформление оборотных агрегатов, узлов и базовых деталей, • которые появляются в автотранспортном предприятии в результате снятия их с автомобиля в связи с необходимостью отправки их в капитальный ремонт, производится так же, как и в вышеуказан ном случае. В этом случае составляется акт на постановку авто мобильного агрегата, узла или базовой детали, полученных со
204