Файл: Савицкий Б.П. Механизация и централизация учета в грузовых автотранспортных предприятиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
Типовая схема (рис. 1.3) и типовой технологический график документооборота (табл. 1.2) составлены с учетом опыта работы автотранспортных предприятий Московского управления автомо бильных дорог Главмосавтотранса.
Рис. 1.3. Схема документооборота автотранспортного предприятия в условиях централизованного учета
Централизованная бухгалтерия составляет в разрезе пред приятий месячную квартальную и годовую отчетность по основ ной деятельности и строительству в объеме утвержденных форм, кроме объяснительной записки.
Сроки прохождения и обработки документов, предусмотрен ные в настоящем графике, могут быть изменены по усмотрению директора предприятия по согласованию с главным бухгалтером централизованной бухгалтерии, но без изменения сроков сдачи учетных материалов из учетно-контрольной группы (отдела) и машиносчетного бюро в централизованную бухгалтерию. Кроме того, директор АТП устанавливает порядок и сроки сдачи отде лами и службами автотранспортного предприятия в учетно-конт рольную группу (отдел) и МСБ внутренней документации: при казов по личному составу и обходных листов, больничных листов, табелей, ведомостей на поступление и расход топливо-смазочных материалов, карточек по учету выдачи топливо-смазочных мате риалов и т. п.
37
При организации централизованной бухгалтерии в ее ведение перейдут учетно-отчетные операции автотранспортных предприятий по следующим ба лансовым счетам.
Синтетический (балансовый) учет:
Расчеты с рабочими и служащими (70) *. Расчеты с депонентами (76.3).
Расчеты с подотчетными лицами (71).
Счета материальных ценностей (05, 06, 07, 08, 11, 14).
Счет малоценных и быстроизнашивающихся предметов и спецодежды (12).
Аналитический и синтетический учет:
Основные фонды (01). Расчеты с бюджетом (73).
Отвлеченные средства (80, 81, 82).
Внутриведомственные и внутрихозяйственные расчеты (77, 78, 79). Расходы и доходы будущих периодов (31, 98).
Касса (50).
Расчетные и другие счета в банках (51, 52, 54, 55). Прочие денежные средства (56).
Ссуды и кредиты банка (90, 91, 92).
Расчеты с покупателями и заказчиками (64, 66). Расчеты с поставщиками и подрядчиками (60). Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (76). Расчеты по претензиям (63), Специальные фонды и расходы за счет фондов (87). Капитальный ремонт (03).
Уставный фонд (85).
Износ основных средств (02). Прибыли и убытки (99).
Расчеты по социальному страхованию (69). Резервы предстоящих расходов и платежей (89).
Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов (13). Расчеты по авансам и частичной оплате заказов (61).
Расчеты в порядке зачета взаимных требований (67). Расчеты по возмещению материального ущерба (75).
Амортизационный фонд на строительство и капитальный ремонт (86). Целевое финансирование и целевые поступления (96).
Операционные счета (22, 23, 27, 32, 45, 46, 49). Подрядчики по капитальному ремонту (60). Забалансовые счета.
Аналитический и синтетический учет по балансу капиталыйлх вложений.
Организация делопроизводства. Правильная организация де лопроизводства имеет большое значение, особенно в условиях ра боты централизованной бухгалтерии, в задачи которой, кроме ор ганизации и осуществления учетно-отчетного процесса, входит централизация оперативно-расчетных и денежных операций по за готовлению, ремонту, техническому обслуживанию, капитальному строительству, перевозкам, взносам отчислений от прибыли, на числению и использованию фондов, резервов и другим операциям по всем предприятиям, входящим в состав данного управления (объединения).
В связи с выполнением указанных выше функций централизо ванная бухгалтерия получает, обрабатывает и отправляет огром ное количество корреспонденции, поступающей как от своих пред приятий в порядке выполнения текущей учетной работы, так и извне от различных предприятий и организаций, являющихся по
* Цифры в скобках показывают шифры балансовых счетов.
38
ставщиками, подрядчиками, грузоотправителями, грузополучателя ми, а также от организаций транспорта, связи, финансовых и бан ковских органов, судебно-арбитражных и других организаций.
В этих условиях организация делопроизводства и документо оборота как на предприятиях, так и в централизованной бухгал терии должна обеспечить следующие основные задачи:
строгий учет поступившей и отправляемой корреспонденции;
ежедневный контроль за прохождением каждого отдельного до кумента (или группы однородных документов) по аппарату цент рализованной бухгалтерии и за своевременным исполнением;
контроль за своевременным и исчерпывающим ответом на вхо дящую корреспонденцию, письма, жалобы и заявления;
надлежащее хранение входящих и исходящих бумаг, находя щихся у исполнителей, а также исполненной корреспонденции, на правленной в архив централизованной бухгалтерии;
возможность быстрого нахождения бумаг, хранящихся в архи ве централизованной бухгалтерии, в случае необходимости ответа на запросы различных предприятий, организаций и отдельных лиц или для иных целей доказательного или справочного характера.
Основой для правильной организации делопроизводства и до кументооборота является строгое разграничение обязанностей и ответственности руководителей и отдельных исполнителей, знание и добросовестное исполнение каждым своих служебных обязан ностей в рамках утвержденной для каждого работника должност ной инструкции.
Основы организации делопроизводства. Вся текущая докумен тация делится на входящую и исходящую, которая, в свою оче редь, делится на документы учета и отчетности, поступающие от своего управления (объединения) и его предприятий и отправля емые им, и на текущую корреспонденцию, поступающую от пред приятий и организаций других ведомств и отправляемую им.
Ответственность за правильную организацию делопроизводст ва и сохранность документов в централизованной бухгалтерии не сет начальник (главный бухгалтер), а на предприятиях — ди ректора.
Ответственность за своевременное и качественное исполнение входящих и исходящих документов несут начальники соответству ющих отделов (подразделений) и исполнители.
Для учета входящей и исходящей корреспонденции и учетных документов, а также для контроля за их исполнением ведутся ре гистрационные журналы, контрольные корреспондентские карточ ки, архивные журналы и другие регистры, для чего назначаются ответственные должностные лица (делопроизводитель, секре тарь) .
Для хранения исполненной текущей переписки и копий исхо дящей корреспонденции должен разрабатываться и утверждаться руководителем предприятия перечень текущих дел и переписки
35
применительно к типовому перечню, рекомендуемому архивным управлением местного исполкома.
Доставка учетных документов из управления (объединения) и его предприятий в централизованную бухгалтерию и обратно осу ществляется на закрепленных за централизованной бухгалтерией автомобилях.
Водитель автомобиля выполняет обязанности агента-экспеди- тора. Объезд предприятий осуществляется 1 раз в день по за крепленным за каждым автомобилем маршрутам. При этом води тель одновременно принимает учетные документы от управления (объединения) и от предприятий для обработки их в централизо ванной бухгалтерии и сдает документы, прошедшие обработку в централизованной бухгалтерии. Время объезда предприятий уста навливается графиком.
Для обеспечения сохранности перевозимых документов за уп равлением (объединением) и за каждым предприятием закреп ляются брезентовые замыкающиеся сумки (типа банковских ин кассаторских сумок).
Учетные документы направляются управлением (объединени
ем) и предприятиями |
в централизованную |
бухгалтерию и обратно |
с сопроводительной |
ведомостью (форма |
1.1), которую состав |
ляют в двух экземплярах. |
|
Форма 1.1
Централизованная бухгалтерия___________
(наименование предприятия)
Сопроводительная ведомость № 27 сентября 1972 г.
на документы, направленные в Автожопедиционный комбинат № 8
|
(наименование |
предприятия) |
|
Наименование документов или групп |
За какое |
Количество |
Примечание |
однородных документов |
число, месяц |
листов |
Кассовые документы |
20—25/9 |
100 |
Документы к выписке из расчетного |
20—25/9 |
100 |
счета |
20—25/9 |
100 |
Документы по счету 67 |
||
Авизо и др. |
24/9 |
2 |
Подписи лиц, ответственных за отправку документов ___
Документы для доставки принял
40
Ф о р м а 1.2
Книга регистрации документов
|
Наименование |
Номер |
Дата |
Фамилия, и. о. |
Отметка |
Примеча- |
Дата |
сопроводи- |
о наличии |
||||
предприятия |
тельной |
ведомости |
водителя |
или недостаче |
ние |
|
|
|
ведомости |
|
|
документов |
|
-Сопроводительную ведомость подписывают: на предприятии — начальник учетно-контрольной группы (отдела) или начальник МСБ, в централизованной бухгалтерии — работник экспедиции.
Первый экземпляр сопроводительной ведомости вкладывается
всумку вместе с отчетными документами, направляемыми управ лением (объединением) или предприятием в централизованную бухгалтерию и обратно из централизованной бухгалтерии, второй экземпляр сопроводительной ведомости остается у отправителя. Сумка закрывается на замок и вручается водителю-экспедитору, который расписывается на втором экземпляре сопроводительной ведомости. Водитель-экспедитор не проверяет наличие докумен тов, вложенных в сумку, и несет ответственность лишь за своевре менную доставку документов и за сохранность замка.
По приезде в централизованную бухгалтерию или на предпри ятие водитель-экспедитор сдает сумку с документами работнику экспедиции централизованной бухгалтерии или работнику учетно контрольной группы (отдела) предприятия.
Работник экспедиции централизованной бухгалтерии, получив от водителя-экспедитора сумку с документами, обязан проверить целость замка, вскрыть сумку, проверить соответствие вложенных
всумку документов с сопроводительной ведомостью, зарегистри ровать сопроводительную ведомость в специальной книге регист рации входящих учетно-отчетных документов (форма 1.2), раз ложить документы в соответствующие клетки стеллажа (по прин ципу их бухгалтерской обработки или по исполнителям), следить за тем, чтобы учетно-отчетные документы, поступившие с пред приятий в течение 30 мин после доставки, были взяты соответ ствующими отделами централизованной бухгалтерии (исполните лями) для обработки.
Вслучае недостачи учетных документов или несоответствия их
стем, что указано в сопроводительной ведомости, работник экс педиции по телефону выясняет с соответствующим предприятием причину расхождений.
Независимо от причины в каждом случае недостачи документов или несоответствия их с сопроводительной ведомостью состав ляется акт, который подписывают водитель-экспедитор и работ-
41