Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и могут, отделившись от баржевоза, следовать по реке за буксир­

ной тягой до пункта перевалки на железную дорогу или автотранс­

порт. Создается

нечто вроде двойной контейнеризации (контейнер

в контейнере),

что обеспечивает сквозную, непрерывную перевоз­

ку по схеме «дверь — дверь» и значительно ускоряет перегрузоч­ ные работы. Отдельные такие суда могут принять от 30 до 50 и более барж. Погрузка-выгрузка (одной большой или двух малых одновременно) занимает от 26 до МО мин, а в целом одно судно может быть погружено или выгружено за 14— 15 ч.

Погрузка барж на судно и выгрузка на воду осуществляются с помощью платформы-лифта грузоподъемностью 1,5—2 тыс. т, которая опускается в воду на необходимую глубину. Баржу уста­ навливают на платформу судовыми лебедками и поднимают на уровень одной из палуб судна. Платформа-лифт может принять одновременно две баржи, которые с помощью двух транспортеров большой грузоподъемности, имеющихся на каждой палубе, пере­ мещаются на отведенное место.

Контейнеры размещаются также и на палубах контейнерово­ зов в два-три ряда. Для этого палубы должны быть оборудованы специальными устройствами для крепления контейнеров. Они со­ стоят из рымов, закрепленных в палубе, и цепных комплектов с гаками, скобами и винтовыми стяжными приспособлениями.

Строительство контейнерных причалов и специализированных контейнерных участков (терминалов) требует больших капиталь­ ных вложений, значительно превышающих затраты, связанные со строительством причалов для переработки обычных грузов. По­ этому эффективность использования причалов, складов и подъем­ но-транспортного оборудования здесь приобретает особо важное значение. Контейнерные причалы должны обладать высокой про­ пускной способностью и обеспечивать быструю обработку крупнотоннажных контейнеровозов.

В настоящее время имеется много типов контейнерных кранов грузоподъемностью от 20 до 40 т с большими вылетами стрел или консолей для погрузки контейнеров на суда и выгрузки их. Как правило, длительность погрузки или выгрузки одного большегруз­ ного контейнера составляет 2—3 мин, а длительность двойного цикла (погрузка и выгрузка)— 3,5—4,5 мин. Это достигается, кро­ ме больших скоростей движения крановых устройств, также и

.применением специальных автоматизированных захватов контей­ неров, которые представляют собой раму, самосцепляющуюся с верхними уголками контейнера под контролем крановщика. Такие захваты приспособлены к береговым кранам и к автопогруз­ чикам.

Применение указанных устройств обеспечиваетполную ком­ плексную механизацию переработки контейнеров, где труд порто­ вых рабочих сводится только к управлению средствами механи­ зации. На рис. 41 изображен береговой контейнерный мостовой кран фирмы «Сттотер-Пит» с автоматизированным захватом кон­ тейнеров. Имеются и другие типы береговых кранов. На рис. 42

135


формы, автомобильные прицепы или обратным порядком либо складируют их на причале в пределах сферы их действия, опре­ деляющейся вылетом перегрузочного устройства. Транспортиро­ вание контейнеров по складской площади и к береговым кранам осуществляется специализированными транспортными средствами, грузоподъемность которых различна — от 10 до 50 т. К таким средствам относятся тягачи с прицепами и роликовые платфор­ мы различных размеров и грузоподъемности, а также краны, авто­

погрузчики

и автоконтейнеровозы различной грузоподъемности

(от 10 до 40

т).

Набор подъемно-транспортных средств для складских работ с контейнерами определяет степень использования полезной площа-

Рис. 43. Схема разворота автопогрузчика с пакетом (кон­ тейнером)

ди территории, отведенной для контейнерных причалов. К ним предъявляются определенные требования, которые сводятся к сле­ дующему:

достаточная грузоподъемность и устойчивость, необходимая для обеспечения подъема большегрузных контейнеров и движения с ними по территории склада;

достаточная маневренность при разворотах и минимальная ши­ рина, обеспечивающие наименьшую ширину проездов н проходов между штабелями контейнеров;

возможность складирования контейнеров в два-три яруса по высоте.

Автопогрузчики фронтальные — с расположением вилочного устройства впереди погрузчика используются для перемещения контейнеров по основным широким проездам из тыловых на опера­ тивныеприкордонные площадки. Ширина проездов, необходимая для разворсуга такого погрузчика с контейнером (рис. 43), опре­ деляется следующим путем:

а) если ширина пакета т меньше двойного расстояния b от

137


продольной оси автопогрузчика до точки, вокруг которой о.н вра­

щается (т < 2 Ь ), то ширина проезда

будет равна

 

Д = г + й + / +

с,

(7)

где г — радиус разворота погрузчика; а — расстояние от передней части погрузчика до вилочного

захвата;

I — длина пакета;

с— зазоры между погрузчиками (по ширине) и стенками штабелей, обычно принимаются 0,15—0,20 м;

б) если т > 2 Ь , то ширина проезда (в метрах) определяется

из

выражения

____________________

 

В = г +

(а+/)2+ (- J - bj + с ;

(8)

в) если по отдельным проездам предусматривается встречное движение автопогрузчиков, то ширину таких проездов надо пре­ дусматривать из расчета

В ^ 2 т + 3с.

Минимальная ширина проезда, обеспечивающая . разворот фронтального погрузчика шириной 3,5 м, радиусом разворота 6,8 м и длиной контейнера 12 м, будет равна около 25 м.

Для укладки контейнеров в штабеля и эвакуации ихиз штабе­ лей широкое распространение получили автоконтейнеровозы пор­ тального типа, которые могут транспортировать и укладывать контейнеры длиной 12 м и массой брутто до 40 т в два яруса, а контейнеры длиной до 6 м — в три яруса. Применение таких кон­ тейнеровозов позволяет укладывать контейнеры с минимальными проходами, равными ширине опор плюс зазор в 0,2—0,4 м (рис. 44).

Особый интерес представляют боковые вилочные автопогруз­ чики фирмы «Ланцер— Босс» (рис. 45), которые используют в минимальных проездах и проходах между штабелями для уклад­ ки контейнеров в три яруса без разворота между их рядами. С их помощью обеспечивается также наиболее легкая доступность к любому контейнеру. Ширина проездов, необходимая для разворо­ та погрузчика, определяется только его габаритами, поскольку та­ кой погрузчик поднимает и укладывает контейнер на собственную платформу. Для этого служит мачтовое лифтовое устройство с вилочным захватом, вмонтированное в средней части и переме­ щаемое поперек погрузчика. На вилы погрузчика может быть под­ вешен автоматизированный захват. Фирма «Ланцер — Босс» вы­ пускает значительную серию таких погрузчиков с различными техническими характеристиками.

Требования к устройству складов, способам формирования шта­ белей контейнеров и размещения их на полезной площади скла­ дов очень обширны, они тесно связаны с проблемами эффектив­ ности всей транспортной контейнерной системы.

138


Для кратковременного размещения контейнеров требуются большие складские площади. На каждые 150 контейнеров массой брутто 20 т с учетом только проходов требуется примерно 0,4 га

площади. Для

обработки

контейнеровоза дедвейтом

10 000—

15 000 т требуется

в среднем 8— 10 га

общей площади.

 

Потребность

в

больших

складских

площадях вызвана

ростом

грузоподъемности контейнеровозов и увеличением массы желез­ нодорожных контейнерных поездов с меньшей частотой отходов и высокими темпами обработки судов. Кратковременные сроки хра­ нения контейнеров на складах связаны с различными метеороло­ гическими причинами, с таможенным контролем и др. Кроме того,

Рис. 44. Автоконтейнеровоз пор-

Рис. 45. Боковой

автопогрузчик (вид

тального типа

сбоку и

спереди)

на увеличение складских площадей большое влияние оказывает структура грузопотоков контейнеров: экспортные, импортные, ис­ ходящие, распыляющиеся на много портов назначения и входя­ щие, следующие на железную дорогу или автомобильный тран­ спорт во многие адреса.

Все это требует четкой разработки плана специализации йричалов и постоянно действующих схем формирования штабелей и их взаимного расположения с учетом применения наиболее эф­ фективных подъемно-транспортных машин.

Основные требования к планировке контейнерных площадей сводятся к следующему:

кратчайшие расстояния перемещения контейнеров от мест их складирования к местам погрузки на суда, в вагоны и автомаши­ ны, а также' от мест .выгрузки к местам складирования;

максимальное использование полезной площади складов за счет высоты штабелей и минимальных проездов и проходов;

возможность легкого доступа к любому контейнеру без значи­ тельных работ по перекладке штабелей;

минимальные затраты труда (машинного времени) для сорти­ ровки контейнеров после погрузки или разгрузки судна;

возможность непрерывной и одновременной погрузки и разгруз­ ки контейнеров на суда, когда имеется определенная равномер­ ность входящих и исходящих потоков контейнеров.

139


г

В соответствии с изложенными требованиями в практике экс­ плуатации контейнерных причалов определялись схемы формиро­ вания штабелей: ленточная, башенная, блочная и трейлерная.

Ленточная схема состоит из двух вариантов: рассчитанная на применение портальных контейнеровозов и боковых вилочных контейнеровозов. Контейнеры в первом случае устанавливаются торец к торцу в один ленточный ряд и в два или три яруса (см. рис. 44). Ширина зазоров между каждой лентой минимальная

для прохода опор портала. Длина

 

 

лент-штабелей может быть не бо­

 

 

лее шести

контейнеров. ' При

 

 

большей

длине

портал

может

 

 

«заклиниться» из*за

не

совсем

 

 

прямой

линии лент.

Во втором

 

 

случае

контейнеры устанавлива­

 

 

ются бок о бок в два ряда, с ши­

 

 

риной проездов между сдвоенны­

 

 

ми

лентами

штабелей,

равной

 

 

ширине бокового погрузчика (от

 

 

2,2 до 3,8 м) плюс зазор 0,2 м.

 

 

При укладке контейнеров в один

 

 

ярус их можно устанавливать в

Рис. 46.

Ленточная (башенная)

любое

незаполненное

место.

 

При

 

укладке

в

два

яруса

схема

штабелей контейнеров

 

 

 

 

применяется

башенная

схема

 

 

(рис. 46).

При этом

в каждой

третьей стопке штабеля верхнее место остается свободным. Чтобы поднять контейнер А, надо контейнер В поставить на контейнер С. Следовательно, надо сделать боковым или портальным погрузчи­ ком две короткие перестановки. Применив тот же прием на трехъярусном штабеле, любой контейнер можно изъять, выполнив три короткие перестановки.

Ленточные схемы укладки применяются в тех случаях, когда контейнеры в исходящем потоке распыляются на несколько пор­ тов. Для каждого направления отводятся отдельные ленты штабе­ лей. При входящем потоке контейнеры укладываются в отдель­ ные штабеля для железнодорожного и автомобильного отправ­ ления.

Башенные схемы применяются при относительно небольших потоках разных направлений и когда стесненность площадей вы­ нуждает укладывать контейнеры без особого разграничения на­ правления. Использование боковых погрузчиков позволяет при этом обеспечить хорошее использование полезных площадей и доступность (избирательность) при изъятии и укладке контейне­ ров.

Ленточные и башенные схемы применяются также для уклад­ ки рефрижераторных контейнеров (для удобства подключения их к электросети) и для контейнеров с грузами, требующими наблю­ дения за их состоянием.

1 4 0