Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вредные — спорынья и головня, представляющие собой парази­ тический грибок, при наличии которого свыше 0,06% зерно непри­ годно для питания; куколь, содержащий ядовитые вещества; зер­ но с примесью более 0,25% куколя также считается непригодным; угрицы, мелкие нитевидные червячки, вредные для здоровья чело­

века. К вредным примесям относятся зерновые вредители: клещи долгоносики и др. ' !

Причиной самосогревания зерна является процесс окисления, свойственный многим продуктам органического происхождения.' Зерно поглощает кислород воздуха и выделяет углекислый газ; оно, как говорят, «дышит»; этот процесс сопровождается выделе­ нием влаги и тепла. Повышающееся увлажнение и согревание

обусловливает усиленное «дыха­

 

ние» зерна, что приводит, в свою

 

очередь,

к прогрессирующему

 

самосогреванию.

Одновременно

 

идет процесс развития микроор­

Венти­

ганизмов, которые, разлагая зер­

лятор

но, образуют различные кислоты,

Весы

что также усиливает выделение

 

тепла и влаги. Под влиянием этих

 

взаимно дополняющих друг друга

 

процессов могут возникнуть про­

 

цессы самонагревания и дальней­

лета

шая порча зерна.

 

 

При

большом

грузообороте

Рис. 49. Общая схема силосного

зерна наиболее совершенным ти­

пом складов являются элеваторы,

элеватора

для строительства

которых тре­

 

буется сравнительно небольшая территория. Они обладают значи­ тельной емкостью, высокой производительностью, а также эконо­ мичны в эксплуатации, так как почти все процессы здесь механизированы. Емкость зерновых элеваторов достигает

40—60 тыс. т.

В портах наиболее широкое распространение имеют элевато­ ры силосного типа (рис. 49), состоящие из круглых железобетон­ ных хранилищ — силосов диаметром от 6 до 9 м и высотой до 20 м. Силосы опираются на железобетонную плиту, служащую полом подсилосного помещения, в котором находятся ленточные конвейеры. Верхняя часть элеватора представляет собой' надсилосное помещение; здесь размещены ленточные конвейеры, рас­ пределяющие зерно по силосам.

Центральное механическое оборудование элеватора располо­ жено в машинной башне, состоящей из ряда этажей. В нижнем этаже машинной башни имеются башмаки вертикальных норий, к которым подведены ленточные конвейеры, идущие от приемных ларей йз-под силосного помещения. В последующих этажах нахо­ дятся машины для очистки и сортировки зерна, зерносушилки, а также вентиляционные устройства для удаления пыли. На самом

10*

147



г

верхнем этаже расположены головки норий, весовые устройства и распределительные трубы.

Кроме силосных, имеются элеваторы этажные, в которых зерно размещается россыпью, на отдельных этажах. Зерно в элеваторах этажного типа перемещается также при помощи норий, продоль­ ных и поперечных ленточных транспортеров.

Портовые элеваторы большей частью являются отпускными, так как, за редким исключением, брузопотоки зерна идут в на­ правлении с суши на море. На элеваторах выполняются много­ численные основные и вспомогательные операции. К основным пе­ регрузочным операциям относятся прием зерна из вагонов в силосы, выгрузка из вагонов в суда и из силосов в суда. Задача вспомогательных или внутренних операций на элеваторе— при­ вести зерно в нормальное кондиционное и транспортабельное со­ стояние. К этим операциям относятся очистка зерна от посторонних примесей и амбарных вредителей; сортировка по кондициям; просушка в специально оборудованных камерах; перевеска на автоматических весах.

К перевозкам насыпью на морских судах зерновые грузы при­ нимаются влажностью не выше 16%, а пшеницы, ржи, ячменя и овса — не выше 17%. Не допускаются к перевозке зерновые в со­ стоянии самонагревания, зараженные амбарными вредителями (клещом выше первой степени и долгоносиком и другими вреди­ телями любой степени), недегазированные после проведенной га­ зовой обработки, не допущенные карантинной инспекцией к выво­ зу из данного района.

Для перевозки зерновых судно должно быть тщательно под­ готовлено. Если перед их погрузкой перевозились загрязняющие грузы (уголь, руда, цемент и др.), то трюмы необходимо вымыть и хорошо просушить. При обнаружении зерновых вредителей трю­ мы подвергаются механической очистке и дезинсекции.

Под перевозку зерновых должны выделяться технически ис­ правные суда, не имеющие течи и возможности проникновения влаги в грузовые помещения, оборудованные временными или постоянными продольными переборками и досыпными колодцами для предупреждения опасного перемещения зерна во время качки, а также средствами надежной вентиляции.

При производстве погрузочно-разгрузочных работ должны быть приняты меры безопасности. При погрузке зерна грейферами за­ прещается раскрывать их на высоте более трех метров от палубы, забрасывать их под палубу и твиндеки.

Запрещается пребывание людей в трюмах при погрузке зерна по ссыпным трубам и лоткам, а также при работе механических бросателей. Зерно подается по ссыпным устройствам только по указанию стивидора, который должен убедиться в том, что все рабочие вышли из трюма.

Проход людей по зерновым грузам, обладающим способностью засасывать (как льняное и конопляное семя, просо), разрешается только после устройства переходных настилов на поверхности

148


такого зерна. Люди должны быть обвязаны спасательными кон­ цами, одеты в противопыльные комбинезоны и снабжены респира­ торами.

Соль подразделяется по источникам добычи на морскую, добы­ ваемую из морской воды; самосадочную — из воды соленых озер, выварочную — из соляных источников; каменную — из недр земли.

В зависимости от способов обработки поваренная соль делит­ ся на мелкокристаллическую, выварочную и молотую, которая в зависимости от размера зерен, в свою очередь, различается по но­

мерам помола: № 0 — мелкая; № 1 ,2 и

3 — крупная; зерновая,

или дробленка,— размер зерна до 40 мм;

глыбовая — размер кус­

ков от 5 до 50 кг.

 

В соответствии со стандартными качественными показателями соль должна удовлетворять следующим требованиям: цвет может быть белым, сероватым, желтоватым и розоватым; не должна иметь запаха; пятипроцентный раствор в воде не должен иметь посторонних привкусов; не должно быть посторонних и механиче­ ских примесей.

Соль относится к насыпным грузам, но при складировании и перевозке надо учитывать, что соль легко поглощает влагу, при­ чем степень ее гигроскопичности зависит от чистоты состава. При наличии примесей — солей магния и кальция гигроскопичность со­ ли увеличивается. Соль также быстро высыхает, теряя при этом часть своей массы; кроме того, она слеживается, и настолько крепко, что штабель превращается в прочный массив. Степень слеживаемости зависит от длительности хранения, влажности и размеров зерен; мелкую соль с повышенной влажностью уже че­ рез 10 дней необходимо разрыхлять. Соль способствует быстрому ржавлению металлов, поэтому механизмы и металлические пере­ грузочные приспособления необходимо после работы очищать от соли и насухо протирать.

Соль поступает в торговую сеть в расфасованном виде. Рас­ фасованную соль упаковывают в тесовые или фанерные ящики, сортовую соль для пищевой промышленности — в бумажную или джутовую тару. Упакованную соль надо хранить в чистых сухих закрытых складах или под навесами, неупакованную можно дер­ жать на открытой площадке. Площадка для складирования соли должна иметь деревянный настил, возвышающийся на 15 см над уровнем земли, или чистое твердое покрытие. Вокруг площадки должны быть устроены бортовые заграждения, кюветы и водо­ сбросы. Воспрещается хранить соль поблизости от других нава­ лочных грузов (уголь, цемент, руда, песок), а также рядом с па­ хучими грузами. Разные сорта соли необходимо складировать отдельно.

Особенно следует соблюдать чистоту при перегрузке соли. Пор­ товые рабочие должны иметь спецобувь или мешковину для оберт­ ки обуви. Грейферы или ковши, использованные на перегрузке углей, руд и химикатов, перед погрузкой соли необходимо очи-

149


стать, промыть горячей водой и протереть. Для сбора россыпи и предохранения ее от загрязнения в местах перегрузки необходимо подстилать брезенты или мешковину.

Перевозка соли насыпью допускается только на грузовых су­ дах. Соль, перевозимую насыпью, воспрещается грузить в одном трюме совместно с другими грузами. Трюмы перед погрузкой соли должны быть вымыты и просушены и не иметь посторонних запа­ хов. Стальные части грузовых трюмов до погрузки необходимо покрыть гашеной известью в целях предохранения их от разруша­ ющего действия соли. После выгрузки соли трюмы необходимо вновь вымыть, по возможности пресной водой, и прочистить льяла.

Всю массу соли надо распределить по отдельным трюмам поч­ ти равномерно, с некоторым увеличением загрузки средних трю­ мов.

Навалочные грузы. Угли. За годы социалистического строи­

тельства

в нашей стране добыча

углей непрерывно возрастала.

В 1970 г.

она составила 578 млн.

т и увеличилась по сравнению с

1940 г. в 4 раза. К 1975 г. добычу угля намечено довести до 685— 695 млн. т. В последние годы открыт ряд новых месторождений твердого топлива, освоение которых умножило и до того обшир­ ный ассортимент углей.

Угли разделяются на четыре основных вида: антрацит, топоч­ ный, газовый и бурый.

Антрацит отличается черной блестящей поверхностью, твердо­ стью и хрупкостью. Он содержит мало летучих веществ и до 94% углерода, теплотворная способность — 7000—7200 кал. Топочный уголь содержит 2—5% водорода, теплотворная способность — 8800—9300 кал. Газовый уголь содержит до 5% водорода, он упот­ ребляется главным образом для выработки светильного газа, теплотворная способность 8500—8800 кал. Бурые угли имеют много разновидностей; они содержат большое количество золы, воды и серы и относятся к углям невысокого качества с теплотворной способностью 2300—4800 кал:

В зависимости от качественного состава угли обозначаются

марками, которые определяют стандартность сорта.

 

Стандартные

сорта антрацитов приведены в

табл. 19.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 19

Наименование класса

Условные .

Размеры

 

Содержание,

%

 

 

 

обозначения

кусков,

мм

мелочи

влаги

золы

 

 

 

 

Плита

АП

Свыше 100

 

5

10

Кулак

АК

50 -100

 

Крупный орех

АО

2 5 -5 0

 

5

13

Мелкий орех

AM

13 -25

 

5

17

 

Семечко

АС

6—13

 

6

20

Штыб

АШ

Менее 6

 

40

6

23

150