Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Блочная схема (рис. 47, а) рассчитана на применение только боковых погрузчиков. Контейнеры укладываются бок о бок и то­ рец к торцу плотными штабелями любой доступной ширины и длины в три яруса. Применяются они в тех случаях, когда боль­ шое количество контейнеров следует в один пункт назначения, или для укладки порожних контейнеров.

Трейлерная схема (рис. 47, б) применяется для установки трейлерных площадок со специальными контейнерами или тяже-

Рис. 47. Схемы штабелей контейнеров:

а — блочная; б — трейлерная

лыми деталями, для установки различной колесной техники, погру­ жаемых горизонтальным способом на суда типа ролл-он/ролл-офф. Естественно, что для такой схемы требуются значительно большие площади, чем для других схем.

Взаимное размещение штабелей на полезной площади зависит от конкретных условий работы контейнерных причалов или рай­ онов. Оно определяется на основе плана специализации, построен­ ного на достоверных данных1о характере и объемах потоков кон­ тейнеров с учетом применения наиболее рациональных схем фор­ мирования штабелей и использования наиболее эффективных средств механизации.

Поперечная схема применяется при значительной неравномер­ ности входящих и исходящих потоков контейнеров. При этой схе­ ме штабеля идут перпендикулярно от причала в глубь террито­ рии. Такое размещение обеспечивает наиболее короткое переме­ щение контейнеров, сводит до минимума количество широких по­ перечных проездов к причалам (иногда нужны только пожарные подъезды к воде), и в итоге складская площадь используется бо­ лее эффективно.

141

V

Каждая секция, ограниченная продольными и поперечными проездами, обозначается каким-либо номером или символом. Каж­ дый штабель также размечается в шахматном порядке — попе­ речным рядам контейнеров присваивается номер, а продольным — символы А, Б и т. д. Такая разметка позволяет учесть в склад­ ских документах место каждого контейнера в секции, штабеле и в рядах штабелей. Бессистемное размещение штабелей или несоб­

 

людение

установленных

си­

 

стем

штабелирования

может

 

привести

к излишним

затра­

 

там

времени

на

обработку

 

судна

и засылкам

контейнеров

 

не по

назначению.

 

 

 

 

П родольно-поперечная схе­

 

ма размещения штабелей наи­

 

более эффективная и применя­

 

ется

при

более

равномерном

 

движении входящих и исходя­

 

щих

потоков

контейнеров

и

 

регулярном

прибытии

судов-

 

контейнеровозов

и

контейнер­

 

ных поездов.

В

этом

случае

 

контейнеры

формируются

в

 

блочные

штабеля,

которые

 

располагаются вдоль причалов

 

рядами один за другим в глубь

 

прикордонной площади. Про­

 

дольные ряды блоков череду­

Рис. 48. Продольно-поперечная сис­

ются

по направлениям: экс­

тема размещения контейнеров блока­

порт — импорт — экспорт — им­

ми (одновременная погрузка и вы-

порт и т.

д. (рис.

48).

 

 

груЗка)

Такое чередование блоков в

 

каждом продольном

ряду сме­

щается. Размещение блоков получается в виде шахматного поля. В первом (от причала) продольном ряду одно место импортного блока оставляется незаполненным, в него начинается разгрузка прибывших (импортных) контейнеров. После освобождения од­ ной ячейки в трюме контейнеровоза туда грузят экспортные кон­ тейнеры. С этого времени начинается одновременный процесс вы­ грузки и погрузки судна. В это же время ведется отгрузка им­ портных контейнеров на контейнерные поезда и прием экспорт­ ных контейнеров на освобождающиеся экспортные блоки.

Эффективность такой системы состоит прежде всего в ускоре­ нии почти вдвое разгрузки и погрузки судна, поскольку прикор- -донные краны работают по принципу параллельной технологии, т. е. не имеют холостых движений, как это происходит при после­ довательных процессах выгрузки и погрузки.

После окончания грузовых работ на одном судне в перерыве между подходом следующего судна производится окончательная

142


отгрузка импортных контейнеров и заготовка экспортных контей­ неров для очередного судна. Такая система не исключает до­ полнительных работ по рассортировке контейнеров, по комплекта­ ции экспортных блоков и эвакуации импортных контейнеров на тыловые площадки, примыкающие к железнодорожным путям н автодорогам. Все эти операции успешно и быстро выполняются автопогрузчиками с боковыми захватами.

Развитие контейнерных перевозок

как внутри отдельных стран,

так и в международных сообщениях

находится в переходной ста­

дии, когда растущие контейнерные

грузопотоки совмещаются с

еще доживающим свое время обычным способом перевозок. Огромные преимущества перевозок в укрупненных грузовых,

единицах реализуются полностью, когда контейнеры, загружен­ ные в одном и обратном направлениях (а пакеты без перефор­ мирования в пунктах перевалок), следуют по непрерывной схеме от складов отправителей до складов получателей. Такое движение грузов в отечественной и международной практике называется перевозкой по схеме «дверь— дверь». Такая схема получит свое должное развитие на основе полного приспособления производст­ ва, складского хозяйства всех ведомств и подвижного состава всех видов транспорта к максимальной контейнеризации генеральных грузов.

По мере углубления технологии и расширения контейнерных перевозок постепенно будут устраняться трудности переходного периода, такие, как: недоиспользование емкости контейнеров или порожние пробеги либо загрузка их грузами в обычной транс­ портной таре; недогрузка специализированных контейнеровозов или порожние переходы, вызванные неравномерностью грузопо­ токов.

Контейнерные перевозки возникли еще до первой мировой вой­ ны, однако тогда они не получили должного развития из-за тех­ нического несовершенства и несогласованного развития всех видов транспорта. Успешное осуществление такого способа перевозок связано с созданием единой транспортной контейнерной системы с применением современных транспортных средств. Уже в 1965 г. на транспортной сети СССР в контейнерах было перевезено бо­ лее 20 млн. т грузов и в пакетах около 50 млн. т.

В 1970 г. на морском транспорте СССР объем перевозок в кон­ тейнерах достиг 814 тыс. т, в пакетах — 2424 тыс. т и увеличился

вцелом в 2,5 раза против 1965 г.

К1975 г. намечено довести объем контейнерных перевозок по стране до 70 млн. т, из них морским транспортом — до 6 млн. т. Объем перевозок грузов в пакетах на транспортной сети СССР

достигнет 260 млн. т, из них морским транспортом — более 7 млн. т.

В связи с развитием перевозок грузов в контейнерах и пакетах в текущей пятилетке вводятся суда-контейнеровозы с горизонталь­ ным и вертикальным способами погрузки, вместимостью 40, 300, 600 и 1400 большегрузных двадцатитонных контейнеров и суда с

1 4 3


горизонтальной погрузкой дедвейтом 5 и 20 тыс. т со скоростью

свыше 20 узлов.

Контейнерные комплексы создаются в первую очередь в Ленин­ градском, Ильичевском и Находкинском портах, специализиро­ ванный контейнерный район будет построен в новом порту в бухте Врангеля.

Для обеспечения развития на транспортной сети СССР контей­ нерных перевозок создаются мощности для производства 16 тыс. большегрузных контейнеров в год, а также производство подъем­ но-транспортных устройств и оборудования для контейнерных комплексов: портальных и козловых кранов, трейлеров и полу­ прицепов, автоконтейнеровозов и контейнерных погрузчиков.

Проводятся работы в странах — членах СЭВ по -специализа­ ции и кооперированию производства контейнеров и необходимых подъемно-транспортных перегрузочных устройств с тем, чтобы объединить ресурсы этих стран для производства средств контей­ нерных перевозок. В 1971 г. страны — члены СЭВ подписали со­ глашение «О внедрении единой контейнерной транспортной си­ стемы» и приняли Программувведения в действие единой контей­ нерной транспортной системы. В Программе намечены междуна­ родные схемы транспортных сообщений, сроки начала опытных и сроки планомерных перевозок, а также намечен порядок раз­ работки правовых основ контейнерных перевозок, тарифных поло­ жений и правил о совместном пользовании контейнерами.

Намеченные меры направлены на создание высокоэффектив­ ной международной системы перевозок, отвечающей современным требованиям народного хозяйства социалистических стран. Она будет способствовать ускорению и совершенствованию процесса перевозок грузов во внутренних и особенно в международных со­ общениях с комплексным исцользованием всех видов транспорта.

§ 19. МАССОВЫЕ ГРУЗЫ

Насыпные грузы. К насыпным относятся зерновые, пылеобразные и порошковые грузы, перевозимые без тары и обла­ дающие свойством сыпучести. Сыпучесть веществ зависит от фор­ мы, размера и состояния поверхности зерен, степени влажности, содержания посторонних примесей и. состояния поверхности, по которой самотеком перемещаются сыпучие тела. Основными пока­ зателями сыпучести грузов являются угол естественного откоса и угол трения.

Под углом естественного откоса, или углом покоя, понимают' предельно большой угол между плоскостью основания и образу­ ющей конуса, при котором сыпучее тело еще находится в равно­ весии, т. е. не осыпается. Чем меньше угол естественного откоса, тем большее горизонтальное давление при данной высоте оказы­ вает сыпучая масса на стенки склада.

Поэтому при складировании сыпучих грузов необходимо иметь данные о допустимых распорных нагрузках на стенку склада и о

144


фактических горизонтальных нагрузках сыпучих грузов в зависи­ мости от высоты их складирования.

Углом трения называется наименьший угол, при котором сыпу­ чее тело начинает скользить по какой-либо поверхности. Этот по­ казатель учитывают при проектировании погрузочно-разгрузочных устройств. Чем меньше угол трения, тем с большим успехом ис­ пользуется живая сила свободного падения сыпучих тел или их скольжения по поверхности.

Свойство сыпучести широко используется при перегрузочных работах. Благодаря возможности перевозить многие сыпучие гру­ зы в судах и вагонах без тары, а также складировать их насыпью обеспечивается механизация всех работ по перевалке этих грузов при помощи высокопроизводительных перегрузочных устройств, например пневматических перегружателей, вагоноопрокидывателей, бункерных систем, 'высоких эстакад.

Важной характеристикой сыпучих и особенно зерновых грузов является усадка. Она происходит в результате давления массы груза и вибрации корпуса судна. Усадка зерна достигает 2,5—8%. Поэтому объемная масса зерна приобретает различные значения.

К зерновым грузам относятся различные сельскохозяйственные зерновые культуры: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, про­ со, рис, бобовые.

При хранении и перевозках важно сохранить качественные по­ казатели зерна, которые характеризуются прежде всего его стан­

дартным

химическим

составом, приведенным в

табл. 16.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 16

 

 

 

Химический состав,

%

 

Зерновые культуры

Вода

Углеводы

Азотистые

Жиры

Зола

 

 

(крахмал)

вещества

 

 

 

 

(белки)

 

 

Пшеница .................

11,07

66,25

16,10

1,72

1,70

Рожь

.....................

12,78

68,25

13,15

1,72

1,90

Ячмень .....................

12,95'

65,48

12,21

2,35

2,50

Овес .........................

11,28

57,80

11,77

5,03

2,91

Кукуруза .................

13,32

67,89

9,58

5,09

1,47

Под, воздействием света, температуры и влажности воздуха химический состав, а следовательно, и качество зерна могут изме­ няться настолько, что зерно может стать непригодным к потреб­ лению.

Основной характеристикой состояния зерна является свежесть. Ее определяют сравнением испытываемого зерна со свежим по запаху, вкусу и цвету.

Чтобы определить запах и вкус, горсть зерна согревают ды­ ханием. Если запах не улетучивается, зерно несколько раз пере­ сыпают с руки на руку и все время продувают; устойчивость зат­ хлого запаха указывает на то, что зерно лежалое. Затхлое зерно

10 Б. Г. Приходько

145


V

помещают в стакан, смачивают горячей водой (до 60° С) и закры­ вают на 2—3 мин; если после открытия стакана затхлый запах сохраняется, значит зерно испорченное.

Для определения вкуса зерна его разжевывают. Цвет уста­ навливают при поверхностном осмотре и изломе зерен.

Отклонения качества испорченного зерне от нормальных по­ казателей приводятся в табл. 17.

Т а б л и ц а 17

Состояние

Запах

ВкУс

зерна

Свежее

Нормальный,

Пресный, слег­

 

малоощущаемый

ка сладковатый

Лежалое

Слегка затхлый

Кисловатый

Испорченное

Затхлый

Кислый или

 

 

горький

Цвет

Ровный, без пятен, в изломе белый или жел­ тый

То же, но поверхность матовая

Бурый, с темными пят* нами, в изломе темный

Возможность хранения и перевозки зерна в обычных условиях определяется его влажностью. Влажное, а тем более сырое зерно быстро портится в результате активной жизнедеятельности микро­ организмов и насекомых. Оптимальные данные условий хранения зерна приведены в табл. 18.

Т а б л и ц а 18

Степень

влажности

зерна

Сухое . . . .

Среднесухое

Влажное . . .

Сырое . . . .

Влажность, %

Развитие микроорганизмов

Возможность хранения

в обычных условиях

 

 

 

До 14

Не развиваются

Круглый

год

 

14-15,5

Развиваются

слабо

Круглый

год, кроме

 

 

 

самых жарких

месяцев

15,5—17

Развиваются

настоль­

Только

в

холодное

 

ко, что хранение зерна время года

 

 

 

становится трудным

 

 

 

Свыше 17

То же

 

Только в

заморожен­

 

 

 

ном состоянии

 

Зерно содержит различные примеси, которые подразделяются на три группы:

зерновые — зерна той же культуры, но битые, изъеденные на­ секомыми, испорченные самонагреванием, недоразвитые, зеле­ ные, давленые, примороженные и такие же зерна других родствен­ ных культур;

сорные — минеральный сор (земля, песок, камешки), сор рас­ тительного происхождения (полова, солома и пр.) и семена сор­ няков;

146