Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 161
Скачиваний: 0
В табл. 20 указаны стандартные сорта других каменных углей. На основании стандартных показателей углей (содержание ле тучих веществ, процент зольности и влаги, теплотворная способ ность, размер кусков) производится распределение их по потре бителям. Так, угли с большим содержанием летучих веществ при годны для производства газа и не годятся для топок котлов. В свя зи с этим нельзя смешивать сорта углей при хранении на складах
и погрузке их на суда.
Т а б л и ц а .20
Наименование марки |
Условные |
Содержание, % |
|
||
обозначения |
летучих веществ |
влаги |
ЗОЛЫ |
||
|
|
|
|||
Длиннопламенные |
д |
Более 44 |
8 |
21 |
|
Газовые |
|
г |
36—47 |
7 |
19 |
Паровичные жирные |
п ж |
26—36 |
5 |
18 |
|
Паровичные |
спекающиеся |
ПС |
12—18 |
5 |
18 |
Тощие |
|
т |
Менее 17 |
5 |
10 |
Флотские |
|
ф |
2 0 -3 2 |
4 |
12 |
Коксовые |
|
к |
2 0 -2 6 |
5 |
18 |
Угли обладают способностью самонагреваться и самовоспламе няться и относятся к 4-му классу 2-й группы опасных грузов Пра вил МОПОГ. Склонность углей к самовозгоранию вызвана их спо собностью поглощать кислород воздуха.
Повышенной поглощающей способностью обладают свежедобытые угли или размельченные при перегрузочных операциях. По глощение кислорода сопровождается выделением тепла, которое при известных условиях обусловливает повышение температуры угля, что ускоряет процесс окисления, а следовательно, усилива ет нагревание углей. Если в согревшейся зоне углей нет свобод ного выхода для тепла, температура там может оказаться доста точной для воспламенения. В случае большого содержания серно го колчедана, металлических примесей и чрезмерной влажности самонагревание и воспламенение угля протекают быстрее.
Смеси различных углей имеют большую склонность к самовоз горанию, чем отдельно хранящиеся сорта даже неустойчивых углей. При окислении углей одновременно идет процесс выделения угле водорода, который, соединяясь с воздухом, может образовать смесь, взрывающуюся от огня. Наличие взрывчатых газов не спо собствует самонагреванию углей, однако газообразование проис ходит интенсивнее в местах нагревания. Ускорению процесса са монагревания способствуют и внешние факторы: солнечная радиа ция, сильные ветры (усиленная аэрация), нагревающиеся перебор ки и трубы судов, засорение древесными волокнистыми отходами и многими рудами, особенно марганцевой.
При длительном хранении некоторые угли под воздействием окислительных процессов и колебания температуры выветривают ся. Крупные куски распадаются, образуются пылевидные массы, при этом увеличивается зольность и гигроскопичность угля. Осо-
151
г
беино быстро выветриваются и превращаются в порошок бурые угли. При выветривании качество угля ухудшается за счет пони жения его теплотворной способности. Измельченный влажный уголь легче подвергается самовозгоранию.
Склонность углей к самонагреванию и выветриванию определя- , ет способы и методы обращения с ними при хранении и условия их перевозки на судах.
Высота штабелей углей зависит от склонности их к самонагре
ванию, |
выветриванию и от сроков их хранения (табл. 21). |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 2! |
|
|
|
|
Склонность угля |
|
Высота штабелей |
||
|
|
|
|
|
|
угля, м |
|
Наименование углей |
|
|
|
при хра |
при хра |
||
|
|
|
к выветриванию |
к самовозгоранию |
нении |
||
|
|
|
нении до |
более 2 |
|||
|
|
|
|
|
|
2 месяцев |
месяцев |
Анжерский |
|
Стойкий |
Малая |
|
2,5 -3,5 |
2 -2 ,5 |
|
Артемовский |
|
Значительная |
Значительная |
2—2,5 |
1 ,5 -2 |
||
Донецкий Г |
|
Значительная |
Значительная |
2 - 2 ,5 |
1 ,5 -2 |
||
» |
Д |
|
Очень значитель |
Очень |
значительная |
2 -2 ,5 |
1 ,5 -2 |
» ПЖ, ПС |
ная |
|
|
|
|
||
Малая |
Подвержен |
2,5 -3,5 |
2 -2 ,5 |
||||
» |
Т |
|
Ничтожно малая |
Слабая |
|
3,5 |
2,5 |
Кемеровский |
|
Подвержен |
Подвержен |
2,5-3,5 |
2 - 2 ,5 |
||
Мангышлакский |
Значительная |
Очень |
значительная |
0,5 |
— |
||
Печорский, |
|
Малая |
Малая |
|
2 ,5 -3,5 |
1 ,5 -2 |
|
Воркутинский |
|
|
|
|
|
|
|
Щугорский |
Т |
Значительная |
Значительная |
2 -2 ,5 |
1 ,5 -2 |
||
Прокопьевский |
Стойкий |
Слабая |
|
3,5 |
2,5 |
||
> |
. |
ПС Малая |
Подвержен |
2 ,5 -3,5 |
2—2,5 |
||
Сахалинский Г |
|
Значительная |
Значительная |
2 -2 ,5 |
1 ,5 -2 |
||
» |
К |
Слабая |
Слабая |
|
2 ,5 -3,5 |
2 - 2 ,5 |
|
» |
Т |
|
Ничтожная |
Незначительная |
3,5 |
2,5 |
|
Судженский |
|
Стойкий |
Малая |
|
2 ,5 -3 ,5 |
2 -2 ,5 |
|
Сучанский |
|
Значительная |
Слабая |
|
2 ,5 -3,5 |
2 - 2 ,5 |
|
Тавричанский |
|
То же |
Значительная |
2 -2 ,5 |
1 ,5 -2 |
||
Ткварчельский |
|
Подвержен |
Подвержен |
2 -2 ,5 |
1,5—2 |
||
Тквибульский |
|
Очень значитель |
Оченй значительная |
2 -2 ,5 |
1 ,5 -2 |
||
Черемховский |
|
ная |
|
|
|
|
|
|
Подвержен |
Подвержен |
2 ,5 -3,5 |
2 -2 ,5 |
|||
Шпицбергенский Г |
Значительная |
Значительная |
2 -2 ,5 |
1,5—2 |
|||
» |
|
Д Очень значитель |
Очень значительная |
2 -2 ,5 |
1 ,5 -2 |
||
|
|
|
ная |
|
|
|
|
Большие значения высоты штабелей допускается применять для углей, проверенных на опыте хранения их в конкретных мест ных условиях.
При хранении углей сроком до 10 суток высота штабелей не должна превышать для марок ПС, ПЖ, К, Г 10 м и для марок Д, бурых (подмосковных, уральских, карагандинских, сибирских, дальневосточных)— 5 м.
Высота штабелей антрацитов не ограничивается.
152
По внешним признакам состояния поверхностей штабелей угля можно определить места очагов самонагревания: например, появ ление за ночь на поверхности углей влажных пятен, исчезающих с восходом солнца; появление белых пятен, исчезающих днем или после выпадения до&дя; наличие невысыхающих влажных пятен, появление пара и запаха продуктов разложения угля; искрение в ночное время; наличие проталин в снежном покрове.
Однако определение состояния углей только по внешним при знакам недостаточно. Необходимо систематическое измерение тем пературы. В каждом штабеле, который заложен на срок свыше 10 дней, необходимо измерять температуру ртутными термометра ми со шкалой до +150° С, Такой термометр заключен в метал лический чехол с капсюлем на конце, в который залито машинное масло для погружения ртутного шарика термометра. Масло удер живает постоянство показаний термометра после выемки его из трубы. Термометр опускают на шнуре в контрольную трубу на требуемую глубину не менее чем на 30 мин.
Размещение труб в штабелях и порядок измерения темпера туры углей устанавливаются в зависимости от склонности их к самовозгоранию. По этому признаку угли разделяются на четыре категории, приведенные в табл. 22.
|
Группы и марки углей |
|
|
Расстояние меж |
Интервалы меж |
|||
|
|
|
ду трубами, м |
ду измерениями, |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
сутки |
I. |
Антрациты, |
угли |
марки |
2 0 -2 5 |
10 |
|||
Т |
....................................................Угли марок |
ПЖ-ПС, |
К, |
|||||
II. |
12—15 |
5 |
||||||
Г |
.................................................... |
марки |
Д, |
бурые |
||||
III. Угли |
|
|
||||||
подмосковные, уральские, ка |
|
|
||||||
рагандинские, |
сибирские |
и |
6 - 8 |
3 |
||||
дальневосточные |
|
украинские..................... |
||||||
IV. Бурые |
угли |
4 - 8 |
1 |
Т а б л и ц а 22
Глубина измере ний от поверх ности штабеля, м
1 СО
2,5-3,5
0,5—2,0
0,5—2,0
Результаты измерения регистрируются в специальном журнале, куда заносят номер контрольной трубы, дату и глубину измерения, температуру угля и фамилию работника, производившего изме рение.
При появлении в штабеле очагов самонагревания с темпера турой свыше 45° С угли необходимо охладить путем перелопачи вания или перевалки грейферами до температуры наружного воздуха.
При возникновении очагов нагревания с температурой 60° С или очагов загоревшегося угля необходимо их отделить и уложить на отдельной площадке слоем не толще 0,5 м и перелопачивать до полного охлаждения.
Для складирования углей обычно устраивают площадки с. бе тонированным или асфальтовым покрытием. Они должны иметь
153
ложенных вблизи причалов, должны быть удобные подъезды к воде, а на складах, удаленных от воды, необходимо сооружать утепленные водоемы емкостью, равной трехчасовой водоотливной способности одного автонасоса, из расчета один водоем на пло щадь 10—40 тыс. м2.
Площадки для складирования углей обычно размещают на спе циализированных участках портовой территории. Не разрешается совместно хранить уголь с рудой и химикатами. Сжигание уголь ной смеси даже с незначительной примесью марганцевой руды опасно. Смесь угольной пыли с серным колчеданом, аммиачной селитрой, бертолетовой солью дает легковзрывающиеся соеди нения.
Ширина штабелей на механизированных угольных складах практически не ограничена и определяется технологией перегрузоч ного процесса. На немеханизированных складах ширину штабелей рекомендуется принимать не свыше трехкратной их высоты. Между штабелями необходимо оставлять следующие противопожарные
разрывы, проезды и расстояния до зданий и сооружений |
(в |
м): |
|||||
Противопожарные |
проезды |
между штабелями . . . |
6 |
|
|
||
Проходы |
между |
ш табелями............................................... |
2 |
|
|
||
Расстояние от штабеля до оси железнодорожного пути |
2,5 |
|
|||||
Расстояние от штабелей до полуогнестойких и полусго- |
15 |
|
|||||
раемых |
зданий |
и сооружений |
....................................................... |
|
|||
Расстояние от штабелей до сгораемых зданий и соору |
20 |
|
|
||||
жений |
. .........................................................................................: |
|
|
||||
Расстояние от штабелей до других складов смазочных |
60 |
|
|
||||
материалов, жидкого топлива, лесных и генеральных грузов |
|
|
|||||
При закладке штабелей углей надо выполнять следующие |
|||||||
профилактические |
мероприятия: |
|
|
|
|
||
соблюдать сроки хранения и высоту закладки штабелей |
в |
за |
висимости от группы угля;
при механизированной перевалке углей групп II, III и IV не бросать их с большой высоты, так как при размельчении увели чивается их удельная поверхность, а следовательно, усиливается процесс окисления и нагревания;
длинную сторону штабеля располагать вдоль господствующе го направления ветров, а торцовый откос с наветренной стороны делать пологим (не более 30°);
при закладке углей на длительное время уплотнять штабель, покрывать его слоем угольной мелочи и вновь уплотнять этот слой мелочи, производить периодическую замену углей, уплотнять угли возле эстакад -и столбов, округлять верхние грани штабелей.
Расположение складских площадок относительно причалов зависит от количества сортов углей, наличия и характера средств механизации, наличной сети железнодорожных путей и порядка загрузки судна по трюмам. В зависимости от этих факторов в прак тике сложились три системы складирования углей: продольная, поперечная и смешанная ‘.1
1 Указанные системы действительны и для других навалочных грузов.
155
Если |
через данный причал проходит какой-либо один сорт |
(марка), |
то применяют п р о д о л ь н у ю с и с т е м у складирования |
относительно причала; штабеля располагают вдоль причалов на всем их протяжении. Порядок закладки штабелей зависит от на правления грузопотоков. При исходящем грузопотоке (с суши на море) грузы, поступающие с железной дороги, укладывают в штабеля'сначала на прикордонных площадках, а по мере загрузки последних — на тыловых. Погрузку на судно начинают непосред ственно из вагонов, а в перерывах между подачами или маневра ми — с прикордонных штабелей. По мере истощения прикордон ных запасов грузы переваливают с тыловых площадок на прикордонные. Таким образом обеспечивается беспрерывность погрузочного процесса. При входящем грузопотоке (с моря на су шу) груз, поступающий из трюмов судна, переваливают непосред ственно в вагоны или укладывают на тыловые площадки, пере брасывая его с прикордонных площадок. Поэтому такие площад ки являются как бы резервом для обеспечения бесперебойной разгрузки судна, и их занимают в последнюю очередь. Отгрузку
на |
железную дорогу |
или выдачу груза на месте надо начинать |
|
с |
прикордонных |
площадок. |
|
|
Продольная |
система |
складирования является наиболее удоб |
ной. Она допускает применение любого варианта загрузки и вы грузки судов и свободное маневрирование всеми наличными техническими средствами. Преимущества этой системы заключа ются в следующем:
при поступлении грузов с железной дороги расширяется фронт единовременной выгрузки большого количества вагонов, а при поступлении с моря на железную дорогу облегчаются маршрутные Отгрузки;
-упрощается система механизации перегрузочных работ; облегчаются условия развития железнодорожных путей и ма
невровые работы по подаче и уборке вагонов; обеспечивается необходимая маневренность в дагрузке или раз
грузке трюмов судна; резко сокращаются внутрискладские перевалки груза, вызывае
мые необходимостью зачистки площадей под другие его сорта.
П о п е р е ч н а я с и с т е м а применяется, если через причал проходит.несколько сортов (марок); каждый сорт складируют от дельными штабелями, которые располагают в направлении, пер пендикулярном причалу. При исходящем грузопотоке загрузку судна производят согласно грузовому плану, составленному с уче том фактического расположения сортов груза на данном причале. При входящих грузопотоках необходимо, чтобы разметка пло щадей под отдельные сорта груза соответствовала такому же расположению сортов и в трюмах судна. Вернее, суда, приходя щие в порт с грузом разных сортов, должны быть загружены по стандартному, постоянно действующему грузовому плану, согла сованному с портом.
Естественно, что такая согласованная работа судна и порта
156