Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В табл. 20 указаны стандартные сорта других каменных углей. На основании стандартных показателей углей (содержание ле­ тучих веществ, процент зольности и влаги, теплотворная способ­ ность, размер кусков) производится распределение их по потре­ бителям. Так, угли с большим содержанием летучих веществ при­ годны для производства газа и не годятся для топок котлов. В свя­ зи с этим нельзя смешивать сорта углей при хранении на складах

и погрузке их на суда.

Т а б л и ц а .20

Наименование марки

Условные

Содержание, %

 

обозначения

летучих веществ

влаги

ЗОЛЫ

 

 

 

Длиннопламенные

д

Более 44

8

21

Газовые

 

г

36—47

7

19

Паровичные жирные

п ж

26—36

5

18

Паровичные

спекающиеся

ПС

12—18

5

18

Тощие

 

т

Менее 17

5

10

Флотские

 

ф

2 0 -3 2

4

12

Коксовые

 

к

2 0 -2 6

5

18

Угли обладают способностью самонагреваться и самовоспламе­ няться и относятся к 4-му классу 2-й группы опасных грузов Пра­ вил МОПОГ. Склонность углей к самовозгоранию вызвана их спо­ собностью поглощать кислород воздуха.

Повышенной поглощающей способностью обладают свежедобытые угли или размельченные при перегрузочных операциях. По­ глощение кислорода сопровождается выделением тепла, которое при известных условиях обусловливает повышение температуры угля, что ускоряет процесс окисления, а следовательно, усилива­ ет нагревание углей. Если в согревшейся зоне углей нет свобод­ ного выхода для тепла, температура там может оказаться доста­ точной для воспламенения. В случае большого содержания серно­ го колчедана, металлических примесей и чрезмерной влажности самонагревание и воспламенение угля протекают быстрее.

Смеси различных углей имеют большую склонность к самовоз­ горанию, чем отдельно хранящиеся сорта даже неустойчивых углей. При окислении углей одновременно идет процесс выделения угле­ водорода, который, соединяясь с воздухом, может образовать смесь, взрывающуюся от огня. Наличие взрывчатых газов не спо­ собствует самонагреванию углей, однако газообразование проис­ ходит интенсивнее в местах нагревания. Ускорению процесса са­ монагревания способствуют и внешние факторы: солнечная радиа­ ция, сильные ветры (усиленная аэрация), нагревающиеся перебор­ ки и трубы судов, засорение древесными волокнистыми отходами и многими рудами, особенно марганцевой.

При длительном хранении некоторые угли под воздействием окислительных процессов и колебания температуры выветривают­ ся. Крупные куски распадаются, образуются пылевидные массы, при этом увеличивается зольность и гигроскопичность угля. Осо-

151


г

беино быстро выветриваются и превращаются в порошок бурые угли. При выветривании качество угля ухудшается за счет пони­ жения его теплотворной способности. Измельченный влажный уголь легче подвергается самовозгоранию.

Склонность углей к самонагреванию и выветриванию определя- , ет способы и методы обращения с ними при хранении и условия их перевозки на судах.

Высота штабелей углей зависит от склонности их к самонагре­

ванию,

выветриванию и от сроков их хранения (табл. 21).

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 2!

 

 

 

Склонность угля

 

Высота штабелей

 

 

 

 

 

 

угля, м

Наименование углей

 

 

 

при хра­

при хра­

 

 

 

к выветриванию

к самовозгоранию

нении

 

 

 

нении до

более 2

 

 

 

 

 

 

2 месяцев

месяцев

Анжерский

 

Стойкий

Малая

 

2,5 -3,5

2 -2 ,5

Артемовский

 

Значительная

Значительная

2—2,5

1 ,5 -2

Донецкий Г

 

Значительная

Значительная

2 - 2 ,5

1 ,5 -2

»

Д

 

Очень значитель­

Очень

значительная

2 -2 ,5

1 ,5 -2

» ПЖ, ПС

ная

 

 

 

 

Малая

Подвержен

2,5 -3,5

2 -2 ,5

»

Т

 

Ничтожно малая

Слабая

 

3,5

2,5

Кемеровский

 

Подвержен

Подвержен

2,5-3,5

2 - 2 ,5

Мангышлакский

Значительная

Очень

значительная

0,5

Печорский,

 

Малая

Малая

 

2 ,5 -3,5

1 ,5 -2

Воркутинский

 

 

 

 

 

 

Щугорский

Т

Значительная

Значительная

2 -2 ,5

1 ,5 -2

Прокопьевский

Стойкий

Слабая

 

3,5

2,5

>

.

ПС Малая

Подвержен

2 ,5 -3,5

2—2,5

Сахалинский Г

 

Значительная

Значительная

2 -2 ,5

1 ,5 -2

»

К

Слабая

Слабая

 

2 ,5 -3,5

2 - 2 ,5

»

Т

 

Ничтожная

Незначительная

3,5

2,5

Судженский

 

Стойкий

Малая

 

2 ,5 -3 ,5

2 -2 ,5

Сучанский

 

Значительная

Слабая

 

2 ,5 -3,5

2 - 2 ,5

Тавричанский

 

То же

Значительная

2 -2 ,5

1 ,5 -2

Ткварчельский

 

Подвержен

Подвержен

2 -2 ,5

1,5—2

Тквибульский

 

Очень значитель­

Оченй значительная

2 -2 ,5

1 ,5 -2

Черемховский

 

ная

 

 

 

 

 

Подвержен

Подвержен

2 ,5 -3,5

2 -2 ,5

Шпицбергенский Г

Значительная

Значительная

2 -2 ,5

1,5—2

»

 

Д Очень значитель­

Очень значительная

2 -2 ,5

1 ,5 -2

 

 

 

ная

 

 

 

 

Большие значения высоты штабелей допускается применять для углей, проверенных на опыте хранения их в конкретных мест­ ных условиях.

При хранении углей сроком до 10 суток высота штабелей не должна превышать для марок ПС, ПЖ, К, Г 10 м и для марок Д, бурых (подмосковных, уральских, карагандинских, сибирских, дальневосточных)— 5 м.

Высота штабелей антрацитов не ограничивается.

152


По внешним признакам состояния поверхностей штабелей угля можно определить места очагов самонагревания: например, появ­ ление за ночь на поверхности углей влажных пятен, исчезающих с восходом солнца; появление белых пятен, исчезающих днем или после выпадения до&дя; наличие невысыхающих влажных пятен, появление пара и запаха продуктов разложения угля; искрение в ночное время; наличие проталин в снежном покрове.

Однако определение состояния углей только по внешним при­ знакам недостаточно. Необходимо систематическое измерение тем­ пературы. В каждом штабеле, который заложен на срок свыше 10 дней, необходимо измерять температуру ртутными термометра­ ми со шкалой до +150° С, Такой термометр заключен в метал­ лический чехол с капсюлем на конце, в который залито машинное масло для погружения ртутного шарика термометра. Масло удер­ живает постоянство показаний термометра после выемки его из трубы. Термометр опускают на шнуре в контрольную трубу на требуемую глубину не менее чем на 30 мин.

Размещение труб в штабелях и порядок измерения темпера­ туры углей устанавливаются в зависимости от склонности их к самовозгоранию. По этому признаку угли разделяются на четыре категории, приведенные в табл. 22.

 

Группы и марки углей

 

 

Расстояние меж­

Интервалы меж­

 

 

 

ду трубами, м

ду измерениями,

 

 

 

 

 

 

 

 

сутки

I.

Антрациты,

угли

марки

2 0 -2 5

10

Т

....................................................Угли марок

ПЖ-ПС,

К,

II.

12—15

5

Г

....................................................

марки

Д,

бурые

III. Угли

 

 

подмосковные, уральские, ка­

 

 

рагандинские,

сибирские

и

6 - 8

3

дальневосточные

 

украинские.....................

IV. Бурые

угли

4 - 8

1

Т а б л и ц а 22

Глубина измере­ ний от поверх­ ности штабеля, м

1 СО

2,5-3,5

0,5—2,0

0,5—2,0

Результаты измерения регистрируются в специальном журнале, куда заносят номер контрольной трубы, дату и глубину измерения, температуру угля и фамилию работника, производившего изме­ рение.

При появлении в штабеле очагов самонагревания с темпера­ турой свыше 45° С угли необходимо охладить путем перелопачи­ вания или перевалки грейферами до температуры наружного воздуха.

При возникновении очагов нагревания с температурой 60° С или очагов загоревшегося угля необходимо их отделить и уложить на отдельной площадке слоем не толще 0,5 м и перелопачивать до полного охлаждения.

Для складирования углей обычно устраивают площадки с. бе­ тонированным или асфальтовым покрытием. Они должны иметь

153


ложенных вблизи причалов, должны быть удобные подъезды к воде, а на складах, удаленных от воды, необходимо сооружать утепленные водоемы емкостью, равной трехчасовой водоотливной способности одного автонасоса, из расчета один водоем на пло­ щадь 10—40 тыс. м2.

Площадки для складирования углей обычно размещают на спе­ циализированных участках портовой территории. Не разрешается совместно хранить уголь с рудой и химикатами. Сжигание уголь­ ной смеси даже с незначительной примесью марганцевой руды опасно. Смесь угольной пыли с серным колчеданом, аммиачной селитрой, бертолетовой солью дает легковзрывающиеся соеди­ нения.

Ширина штабелей на механизированных угольных складах практически не ограничена и определяется технологией перегрузоч­ ного процесса. На немеханизированных складах ширину штабелей рекомендуется принимать не свыше трехкратной их высоты. Между штабелями необходимо оставлять следующие противопожарные

разрывы, проезды и расстояния до зданий и сооружений

м):

Противопожарные

проезды

между штабелями . . .

6

 

 

Проходы

между

ш табелями...............................................

2

 

 

Расстояние от штабеля до оси железнодорожного пути

2,5

 

Расстояние от штабелей до полуогнестойких и полусго-

15

 

раемых

зданий

и сооружений

.......................................................

 

Расстояние от штабелей до сгораемых зданий и соору­

20

 

 

жений

. .........................................................................................:

 

 

Расстояние от штабелей до других складов смазочных

60

 

 

материалов, жидкого топлива, лесных и генеральных грузов

 

 

При закладке штабелей углей надо выполнять следующие

профилактические

мероприятия:

 

 

 

 

соблюдать сроки хранения и высоту закладки штабелей

в

за­

висимости от группы угля;

при механизированной перевалке углей групп II, III и IV не бросать их с большой высоты, так как при размельчении увели­ чивается их удельная поверхность, а следовательно, усиливается процесс окисления и нагревания;

длинную сторону штабеля располагать вдоль господствующе­ го направления ветров, а торцовый откос с наветренной стороны делать пологим (не более 30°);

при закладке углей на длительное время уплотнять штабель, покрывать его слоем угольной мелочи и вновь уплотнять этот слой мелочи, производить периодическую замену углей, уплотнять угли возле эстакад -и столбов, округлять верхние грани штабелей.

Расположение складских площадок относительно причалов зависит от количества сортов углей, наличия и характера средств механизации, наличной сети железнодорожных путей и порядка загрузки судна по трюмам. В зависимости от этих факторов в прак­ тике сложились три системы складирования углей: продольная, поперечная и смешанная ‘.1

1 Указанные системы действительны и для других навалочных грузов.

155


Если

через данный причал проходит какой-либо один сорт

(марка),

то применяют п р о д о л ь н у ю с и с т е м у складирования

относительно причала; штабеля располагают вдоль причалов на всем их протяжении. Порядок закладки штабелей зависит от на­ правления грузопотоков. При исходящем грузопотоке (с суши на море) грузы, поступающие с железной дороги, укладывают в штабеля'сначала на прикордонных площадках, а по мере загрузки последних — на тыловых. Погрузку на судно начинают непосред­ ственно из вагонов, а в перерывах между подачами или маневра­ ми — с прикордонных штабелей. По мере истощения прикордон­ ных запасов грузы переваливают с тыловых площадок на прикордонные. Таким образом обеспечивается беспрерывность погрузочного процесса. При входящем грузопотоке (с моря на су­ шу) груз, поступающий из трюмов судна, переваливают непосред­ ственно в вагоны или укладывают на тыловые площадки, пере­ брасывая его с прикордонных площадок. Поэтому такие площад­ ки являются как бы резервом для обеспечения бесперебойной разгрузки судна, и их занимают в последнюю очередь. Отгрузку

на

железную дорогу

или выдачу груза на месте надо начинать

с

прикордонных

площадок.

 

Продольная

система

складирования является наиболее удоб­

ной. Она допускает применение любого варианта загрузки и вы­ грузки судов и свободное маневрирование всеми наличными техническими средствами. Преимущества этой системы заключа­ ются в следующем:

при поступлении грузов с железной дороги расширяется фронт единовременной выгрузки большого количества вагонов, а при поступлении с моря на железную дорогу облегчаются маршрутные Отгрузки;

-упрощается система механизации перегрузочных работ; облегчаются условия развития железнодорожных путей и ма­

невровые работы по подаче и уборке вагонов; обеспечивается необходимая маневренность в дагрузке или раз­

грузке трюмов судна; резко сокращаются внутрискладские перевалки груза, вызывае­

мые необходимостью зачистки площадей под другие его сорта.

П о п е р е ч н а я с и с т е м а применяется, если через причал проходит.несколько сортов (марок); каждый сорт складируют от­ дельными штабелями, которые располагают в направлении, пер­ пендикулярном причалу. При исходящем грузопотоке загрузку судна производят согласно грузовому плану, составленному с уче­ том фактического расположения сортов груза на данном причале. При входящих грузопотоках необходимо, чтобы разметка пло­ щадей под отдельные сорта груза соответствовала такому же расположению сортов и в трюмах судна. Вернее, суда, приходя­ щие в порт с грузом разных сортов, должны быть загружены по стандартному, постоянно действующему грузовому плану, согла­ сованному с портом.

Естественно, что такая согласованная работа судна и порта

156