Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 0
возможна только на базе твердого графика. Если на каждом суд не будет прибывать груз разных сортов с непостоянным располо жением их по трюмам, то при разгрузке возникнет необходимость продольного перемещения отдельных сортов, что потребует спе циальной системы механизации и соответствующего оборудования складов.
Поперечная система складирования по сравнению с продоль ной имеет следующие недостатки:
при прибытии железнодорожных составов с грузом одного сор та сокращается фронт одновременной разгрузки вагонов, а при следовании разных сортов в различные сухопутные направления затрудняются маршрутные погрузки;
из-за необходимости продольного перемещения грузов созда ются перекрестные направления, тормозящие ход грузовых работ; усложняется развитие железнодорожной сети из-за увеличе ния съездов, стрелок и сортировочных портовых путей, сокраща
ющих полезные складские площади; в известной мере нарушается беспрерывность грузового про
цесса при обработке судов из-за усложнения условий свободного
маневрирования грузом и всеми техническими средствами. |
|
|
С м е ш а н н а я , |
или п р о д о л ь н о - п о п е р е ч н а я , с и с т е - |
|
м а складирования |
применяется в тех случаях, когда через |
склад |
спримыкающими к нему причалами проходит груз многих сортов,
срезким преобладанием одного или нескольких из них. При этом для перевалки преобладающего сорта выделяют отдельный при чал или значительную часть его, где соблюдают продольную систе му складирования. Остальные сорта складируют по поперечной
системе на других причалах.
Нельзя допускать чрезмерной многосортицы углей, при кото рой любой парк механизмов и любая система складирования не дадут желаемой эффективности. Поэтому в договорах с клиенту рой необходимо по возможности ограничивать количество сортов и стремиться организовать обезличенное хранение односортных углей, поступающих в адреса различных получателей.
Для перегрузочных операций с навалочными грузами в пор тах применяют различные машины. Размещение средств механи зации, их типы и схемы механизированной перегрузки зависят от направления грузопотоков и принятой системы складирования грузов. Применяют портальные грейферные краны, мостовые и кабельно-мостовые краны, плавучие перегружатели и другие ме ханизмы. Для разгрузки вагонов с навалочными грузами иногда сооружают специальные эстакады.
Сеть железнодорожных путей на складах навалочных грузов должна быть достаточно развита, причем вдоль каждой группы штабелей должна проходить железнодорожная линия. При боль шом вагонообороте и значительной сортности грузов вблизи скла да устраивают сортировочные пути для подсортировки вагонов перед подачей к штабелям, а также отстойные пути для отстоя груженых и порожних вагонов.
157
Склады навалочных грузов освещают при помощи прожектор ных вышек. Расположение вышек и световая сила прожекторов зависят от размера складов.
В настоящее время погрузочно-разгрузочные работы с навалоч ными грузами достигли высокого уровня механизации. С приме нением комплексной механизации (без участия ручного труда) перерабатывается 80—90% всего объема навалочных грузов, а по ряду вариантов использование комплексной механизации достига ет 100%. Более широкое внедрение существующих и испытывае мых машин и установок позволит в ближайшие годы полностью перерабатывать навалочные грузы без участия ручного труда.
Для дальнейшей механизации погрузочно-разгрузочных работ с навалочными грузами будут сооружаться специальные установ ки производительностью 2000—3500 т/ч с автоматическим и ди станционным управлением. Некоторые причалы для выгрузки навалочных грузов оборудуются портальными грейферными кра нами грузоподъемностью 10, 15 и 25 т, с вылетом стрелы до 35 м.
Перевозка углей морем осуществляется на основании правил МОПОГ, которыми предусматриваются особые требования к уст ройству и оборудованию грузовых помещений судов и меры пре досторожности в процессе перевозки.
Трюмы судов должны быть отдалены от жилых и других поме щений, где работают люди, газонепроницаемыми переборками. На судах должны быть средства паротушения или углекислотного туше ния. Паропроводные трубы в трюмах и нагревающиеся переборки машинного отделения должны иметь изоляцию. В грузовых трю мах должны быть установлены трубки для замеров температуры. Для контроля за концентрацией газов (метана) в жилых поме щениях и в трюмах на судне необходимо иметь газоанализаторы.
На судах, перевозящих уголь, курение разрешается только в специально отведенных местах. Для освещения трюмов применя ется взрывобезопасная электроаппаратура и другие безопасные осветительные приборы.
В целях безопасности людей работы в трюмах разрешаются только с ведома капитана судна. Администрация судна должна обеспечить проветривание трюмов и проверить концентрацию ме тана, которая не должна превышать 1%. Перед работой в трю ме необходимо ставить об этом в известность судового врача.
Руды и рудные концентраты. Быстрые темпы развития народ ного хозяйства в нашей стране и его основной отрасли — черной и цветной металлургии обусловили непрерывный и значительный рост добычи металлических руд.
В 1970 г. добыча железной руды достигла 195,5 млн. т и уве личилась по сравнению с 1940 г. в 6,6 раза. В текущем пятилетии добыча металлических руд будет возрастать.
Различают руды неметаллические, такие, как асбестовые, бари товые, серные,1графитовые, корундовые, апатитовые, фосфоритные и др., и металлические, содержащие металлы или их соеди нения.
1 5 8
Металлические руды разделяются на руды черных и руды цвет ных металлов, к которым относятся: марганцевые, титановые, хро мовые, медные, свинцовые, цинковые, руды драгоценных металлов (золотоносные, платиновые), редких металлов (оловянные, вис мутовые, ртутные, сурьма) и руды легких металлов (алюминие вые, магниевые и др.).
Железные руды разнообразны по минералогическому составу, они образуют либо мономинеральные скопления, содержащие же лезо в больших количествах (богатые руды), либо только часть минерального агрегата с различными нерудными и вредными при месями. К вредным примесям относятся сера, фосфор, мышьяк, цинк, свинец и др. Встречаются также комплексные железные ру ды с примесью никеля, хрома, ванадия, кобальта, марганца, меди и других Металлов.
Основные промышленные типы железных руд разделяются по виду преобладающего рудного минерала, содержащего наиболь шую часть железа.
Магнитный железняк — магнитная окись железа (магнезит) представляет собой руду черного цвета, обладающую магнитны
ми свойствами; он содержит от 50 до 60% |
железа; встречается как |
в твердом, так и в рыхлом состоянии; |
|
красный железняк — мягкая, рыхлая |
руда безводной окиси |
железа (гематит); к разновидностям относится железный и крас ный блеск (кровавик); содержит от 51 до 66% железа;
бурый железняк — водная окись железа (лимонит); содержит 30—55% железа; руда мягкая и рыхлая;
шпатовый железняк представляет собой углежелезную соль с содержанием 30—35% железа; руда мягкая и рыхлая;
железный колчедан — это сернистые соединения железа (суль фиды); его называют еще серным колчеданом или пиритом; со держит до 35% железа и до 42% серы; руда рыхлая и из-за на личия серы подвержена самовозгоранию. Складировать серный колчедан надо с соблюдением правил хранения угля III группы и вдали от других руд (с разрывами не менее 10 м), чтобы не засорить их серой.
Руды подавляющего большинства цветных металлов в отличие от железных руд содержат незначительное количество основного металла — от нескольких процентов до десятых и тысячных про цента. Исключение составляют руды .для производства алюми ния, магния и титана, содержащие от 10 до 30% металла.
Крудам цветных металлов, перевозимых морским транспортом
вмассовых количествах, относятся марганцевые, хромитовые и алюминиевые.
Марганцевая руда представляет собой хрупкий минерал чер
ного цвета; к перевозке предъявляется рядовая руда |
трех сортов |
|||
и мытая — четырех |
сортов. В |
зависимости от относительного со |
||
держания в этих рудах марганца |
и железа различают три класса |
|||
руд: марганцевые — содержащие |
марганца 45—52% |
и незначи |
||
тельное количество |
железа; |
железо-марганцевые — содержащие |
159
в сумме марганца и железа 40—60% при соотношении 1: 1; мар ганцовистые руды с содержанием марганца 5— 15%.
Большое промышленное значение имеют чиатурские и нико польские марганцевые руды. Чиатурские рудники поставляют руду пяти сортов со следующим содержанием марганца в процентах: мытая руда I сорта — 50, II — 47, III — 40, IV — 30 и сырая рядо вая — 45%. Никопольские рудники поставляют шесть сортов с со держанием марганца: пиролюзит — 52%, I сорт — 43, II сорт —
34—43, III сорт — 25—34 и шламы — 22—24%.
Марганцевые руды используются в основном для нужд черной металлургии.
Хромовая руда (хромитовая) представляет минеральные аг регаты, содержащие хром в размерах, экономически выгодных для его получения. Химический состав хромитовых руд колеблет ся в значительных пределах: хрома— 13—61, алюминия — 4—25, железа — 7—24, магния— 10—32% и др. Хромовые руды использу ются для выплавки хромовых ферросплавов, которые затем при меняются при выплавке качественных сталей и высокостойких ог неупоров.
Алюминиевые руды составляют огромное число минералов, со держащих в различных размерах металлический алюминий. Про мышленное производство алюминия в основном ведется из бокси товых руд, содержащих 50—60% глинозема, в составе которого имеется до 37% алюминия.
Среди неметаллических руд важное место в перевозках зани мает апатитовая руда, используемая в качестве удобрений в сель ском хозяйстве.
Апатитовая руда бывает трех видов: а) куски руды от 25 до 100 мм, содержание мелочи не более 36%, фосфора 31—32%; б) куски руды от 5 до 10 мм, содержание мелочи не более 10%, фосфора 29—30%; в) концентрат — измельченная руда, обогащен ная методом флотации, представляет собой порошок серого цвета с содержанием фосфора до 40%.
Концентраты руд получают в горнодобывающей промышленно сти в результате обогащения как металлических, так и неметал лических руд. Особенно важное значение в промышленности име ют концентраты металлические, состоящие из чистого минерала, свободного от различных нерудных минералов и примесей.
Так, концентраты минералов — магнетит и гематит содержат железа 72 и 70%, лимонит и сидорит — 52 и 48%. Содержание железа в хорошо обогащенных рудах доходит до 90—95%. Свин цовый концентрат, состоящий из чистого минерала галенита, со держит свинца 86,6%, оловянные концентраты содержат от 70 до 78% олова, медные концентраты — от 10 до 20% меди. В других концентратах цветных металлов содержится от 10 до 70% основ ных металлов.
Металлические руды содержат значительное количество влаги (от 5 до 25%) и мелочи, поэтому при минусовых температурах они смерзаются. Рудные концентраты, хотя и подвергаются при
160