Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

возможна только на базе твердого графика. Если на каждом суд­ не будет прибывать груз разных сортов с непостоянным располо­ жением их по трюмам, то при разгрузке возникнет необходимость продольного перемещения отдельных сортов, что потребует спе­ циальной системы механизации и соответствующего оборудования складов.

Поперечная система складирования по сравнению с продоль­ ной имеет следующие недостатки:

при прибытии железнодорожных составов с грузом одного сор­ та сокращается фронт одновременной разгрузки вагонов, а при следовании разных сортов в различные сухопутные направления затрудняются маршрутные погрузки;

из-за необходимости продольного перемещения грузов созда­ ются перекрестные направления, тормозящие ход грузовых работ; усложняется развитие железнодорожной сети из-за увеличе­ ния съездов, стрелок и сортировочных портовых путей, сокраща­

ющих полезные складские площади; в известной мере нарушается беспрерывность грузового про­

цесса при обработке судов из-за усложнения условий свободного

маневрирования грузом и всеми техническими средствами.

 

С м е ш а н н а я ,

или п р о д о л ь н о - п о п е р е ч н а я , с и с т е -

м а складирования

применяется в тех случаях, когда через

склад

спримыкающими к нему причалами проходит груз многих сортов,

срезким преобладанием одного или нескольких из них. При этом для перевалки преобладающего сорта выделяют отдельный при­ чал или значительную часть его, где соблюдают продольную систе­ му складирования. Остальные сорта складируют по поперечной

системе на других причалах.

Нельзя допускать чрезмерной многосортицы углей, при кото­ рой любой парк механизмов и любая система складирования не дадут желаемой эффективности. Поэтому в договорах с клиенту­ рой необходимо по возможности ограничивать количество сортов и стремиться организовать обезличенное хранение односортных углей, поступающих в адреса различных получателей.

Для перегрузочных операций с навалочными грузами в пор­ тах применяют различные машины. Размещение средств механи­ зации, их типы и схемы механизированной перегрузки зависят от направления грузопотоков и принятой системы складирования грузов. Применяют портальные грейферные краны, мостовые и кабельно-мостовые краны, плавучие перегружатели и другие ме­ ханизмы. Для разгрузки вагонов с навалочными грузами иногда сооружают специальные эстакады.

Сеть железнодорожных путей на складах навалочных грузов должна быть достаточно развита, причем вдоль каждой группы штабелей должна проходить железнодорожная линия. При боль­ шом вагонообороте и значительной сортности грузов вблизи скла­ да устраивают сортировочные пути для подсортировки вагонов перед подачей к штабелям, а также отстойные пути для отстоя груженых и порожних вагонов.

157



Склады навалочных грузов освещают при помощи прожектор­ ных вышек. Расположение вышек и световая сила прожекторов зависят от размера складов.

В настоящее время погрузочно-разгрузочные работы с навалоч­ ными грузами достигли высокого уровня механизации. С приме­ нением комплексной механизации (без участия ручного труда) перерабатывается 80—90% всего объема навалочных грузов, а по ряду вариантов использование комплексной механизации достига­ ет 100%. Более широкое внедрение существующих и испытывае­ мых машин и установок позволит в ближайшие годы полностью перерабатывать навалочные грузы без участия ручного труда.

Для дальнейшей механизации погрузочно-разгрузочных работ с навалочными грузами будут сооружаться специальные установ­ ки производительностью 2000—3500 т/ч с автоматическим и ди­ станционным управлением. Некоторые причалы для выгрузки навалочных грузов оборудуются портальными грейферными кра­ нами грузоподъемностью 10, 15 и 25 т, с вылетом стрелы до 35 м.

Перевозка углей морем осуществляется на основании правил МОПОГ, которыми предусматриваются особые требования к уст­ ройству и оборудованию грузовых помещений судов и меры пре­ досторожности в процессе перевозки.

Трюмы судов должны быть отдалены от жилых и других поме­ щений, где работают люди, газонепроницаемыми переборками. На судах должны быть средства паротушения или углекислотного туше­ ния. Паропроводные трубы в трюмах и нагревающиеся переборки машинного отделения должны иметь изоляцию. В грузовых трю­ мах должны быть установлены трубки для замеров температуры. Для контроля за концентрацией газов (метана) в жилых поме­ щениях и в трюмах на судне необходимо иметь газоанализаторы.

На судах, перевозящих уголь, курение разрешается только в специально отведенных местах. Для освещения трюмов применя­ ется взрывобезопасная электроаппаратура и другие безопасные осветительные приборы.

В целях безопасности людей работы в трюмах разрешаются только с ведома капитана судна. Администрация судна должна обеспечить проветривание трюмов и проверить концентрацию ме­ тана, которая не должна превышать 1%. Перед работой в трю­ ме необходимо ставить об этом в известность судового врача.

Руды и рудные концентраты. Быстрые темпы развития народ­ ного хозяйства в нашей стране и его основной отрасли — черной и цветной металлургии обусловили непрерывный и значительный рост добычи металлических руд.

В 1970 г. добыча железной руды достигла 195,5 млн. т и уве­ личилась по сравнению с 1940 г. в 6,6 раза. В текущем пятилетии добыча металлических руд будет возрастать.

Различают руды неметаллические, такие, как асбестовые, бари­ товые, серные,1графитовые, корундовые, апатитовые, фосфоритные и др., и металлические, содержащие металлы или их соеди­ нения.

1 5 8


Металлические руды разделяются на руды черных и руды цвет­ ных металлов, к которым относятся: марганцевые, титановые, хро­ мовые, медные, свинцовые, цинковые, руды драгоценных металлов (золотоносные, платиновые), редких металлов (оловянные, вис мутовые, ртутные, сурьма) и руды легких металлов (алюминие­ вые, магниевые и др.).

Железные руды разнообразны по минералогическому составу, они образуют либо мономинеральные скопления, содержащие же­ лезо в больших количествах (богатые руды), либо только часть минерального агрегата с различными нерудными и вредными при­ месями. К вредным примесям относятся сера, фосфор, мышьяк, цинк, свинец и др. Встречаются также комплексные железные ру­ ды с примесью никеля, хрома, ванадия, кобальта, марганца, меди и других Металлов.

Основные промышленные типы железных руд разделяются по виду преобладающего рудного минерала, содержащего наиболь­ шую часть железа.

Магнитный железняк — магнитная окись железа (магнезит) представляет собой руду черного цвета, обладающую магнитны­

ми свойствами; он содержит от 50 до 60%

железа; встречается как

в твердом, так и в рыхлом состоянии;

 

красный железняк — мягкая, рыхлая

руда безводной окиси

железа (гематит); к разновидностям относится железный и крас­ ный блеск (кровавик); содержит от 51 до 66% железа;

бурый железняк — водная окись железа (лимонит); содержит 30—55% железа; руда мягкая и рыхлая;

шпатовый железняк представляет собой углежелезную соль с содержанием 30—35% железа; руда мягкая и рыхлая;

железный колчедан — это сернистые соединения железа (суль­ фиды); его называют еще серным колчеданом или пиритом; со­ держит до 35% железа и до 42% серы; руда рыхлая и из-за на­ личия серы подвержена самовозгоранию. Складировать серный колчедан надо с соблюдением правил хранения угля III группы и вдали от других руд (с разрывами не менее 10 м), чтобы не засорить их серой.

Руды подавляющего большинства цветных металлов в отличие от железных руд содержат незначительное количество основного металла — от нескольких процентов до десятых и тысячных про­ цента. Исключение составляют руды .для производства алюми­ ния, магния и титана, содержащие от 10 до 30% металла.

Крудам цветных металлов, перевозимых морским транспортом

вмассовых количествах, относятся марганцевые, хромитовые и алюминиевые.

Марганцевая руда представляет собой хрупкий минерал чер­

ного цвета; к перевозке предъявляется рядовая руда

трех сортов

и мытая — четырех

сортов. В

зависимости от относительного со­

держания в этих рудах марганца

и железа различают три класса

руд: марганцевые — содержащие

марганца 45—52%

и незначи­

тельное количество

железа;

железо-марганцевые — содержащие

159


в сумме марганца и железа 40—60% при соотношении 1: 1; мар­ ганцовистые руды с содержанием марганца 5— 15%.

Большое промышленное значение имеют чиатурские и нико­ польские марганцевые руды. Чиатурские рудники поставляют руду пяти сортов со следующим содержанием марганца в процентах: мытая руда I сорта — 50, II — 47, III — 40, IV — 30 и сырая рядо­ вая — 45%. Никопольские рудники поставляют шесть сортов с со­ держанием марганца: пиролюзит — 52%, I сорт — 43, II сорт —

34—43, III сорт — 25—34 и шламы — 22—24%.

Марганцевые руды используются в основном для нужд черной металлургии.

Хромовая руда (хромитовая) представляет минеральные аг­ регаты, содержащие хром в размерах, экономически выгодных для его получения. Химический состав хромитовых руд колеблет­ ся в значительных пределах: хрома— 13—61, алюминия — 4—25, железа — 7—24, магния— 10—32% и др. Хромовые руды использу­ ются для выплавки хромовых ферросплавов, которые затем при­ меняются при выплавке качественных сталей и высокостойких ог­ неупоров.

Алюминиевые руды составляют огромное число минералов, со­ держащих в различных размерах металлический алюминий. Про­ мышленное производство алюминия в основном ведется из бокси­ товых руд, содержащих 50—60% глинозема, в составе которого имеется до 37% алюминия.

Среди неметаллических руд важное место в перевозках зани­ мает апатитовая руда, используемая в качестве удобрений в сель­ ском хозяйстве.

Апатитовая руда бывает трех видов: а) куски руды от 25 до 100 мм, содержание мелочи не более 36%, фосфора 31—32%; б) куски руды от 5 до 10 мм, содержание мелочи не более 10%, фосфора 29—30%; в) концентрат — измельченная руда, обогащен­ ная методом флотации, представляет собой порошок серого цвета с содержанием фосфора до 40%.

Концентраты руд получают в горнодобывающей промышленно­ сти в результате обогащения как металлических, так и неметал­ лических руд. Особенно важное значение в промышленности име­ ют концентраты металлические, состоящие из чистого минерала, свободного от различных нерудных минералов и примесей.

Так, концентраты минералов — магнетит и гематит содержат железа 72 и 70%, лимонит и сидорит — 52 и 48%. Содержание железа в хорошо обогащенных рудах доходит до 90—95%. Свин­ цовый концентрат, состоящий из чистого минерала галенита, со­ держит свинца 86,6%, оловянные концентраты содержат от 70 до 78% олова, медные концентраты — от 10 до 20% меди. В других концентратах цветных металлов содержится от 10 до 70% основ­ ных металлов.

Металлические руды содержат значительное количество влаги (от 5 до 25%) и мелочи, поэтому при минусовых температурах они смерзаются. Рудные концентраты, хотя и подвергаются при

160