Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

обогащении обезвоживанию, также содержат влагу от 8 до 22%. Вместе с тем большинство металлических концентратов состоит из мелких пылевидных частиц, достигающих 0,4—0,15 мм. Поэ­ тому металлические концентраты сильно смерзаются, а в сухую, теплую погоду подвергаются распылению и раструске.

Все железные руды и их концентраты, а также руды цветных металлов перевозят навалом. Концентраты цветных металлов — марганца, меди, алюминия, свинца перевозят навалом, но в кры­ тых вагонах и в трюмах судов. Концентраты олова, никеля, цинка

и

других редких металлов перевозят в таре — ящиках, фанерных

и

металлических барабанах.

Через морские порты в массовых количествах проходят желез­ ные руды, марганцевые, апатиты, свинцовые, медные, оловянные, бокситовые и др. При складировании нельзя смешивать различные сорта руд и их концентратов, так как в результате пересортицы технология плавки на металлургических заводах будет затрудне­ на. Потребуется затрата средств на доведение руд до кондицион­ ных показателей. Во избежание пересортицы при смежном склади­ ровании нескольких сортов руд штабеля ограждают специальными деревянными или бетонными щитами.

Нельзя складировать руды совместно с маслами, лесом, гене­ ральными грузами, химикатами, а также с другими навалочными грузами. Совместное хранение руд с этими грузами приводит к порче последних, а химикаты могут оказывать вредное действие на некоторые руды.

Серный колчедан необходимо складировать на расстоянии не менее 10 м от других руд, чтобы не засорить их серой.

Цинковая и апатитовая руды оказывают вредные действия на дыхательные пути, поэтому при производстве перегрузочных работ с ними рабочие должны пользоваться респираторами.

Кусковую апатитовую руду можно хранить на открытых пло­ щадках без ограничения размера штабелей, апатитовый концент­ рат— в закрытых складах.

Руда перевозится на судах, обладающих достаточной прочно­ стью корпуса. Во избежание повреждения судна и нарушения его прочности грузить руду следует равномерно, начиная со сред­ них трюмов, а затем постепенно загружая концевые трюмы.

Вместе с рудой нельзя перевозить другие навалочные и сыпу­ чие грузы, которые могут засорять руду. Серные колчеданы при­ нимаются только в обожженном виде.

В связи с тем что многие руды выделяют вредные, а иногда и взрывоопасные испарения, трюмы судов необходимо в рейсе вен­ тилировать. Пыль апатитовых руд обладает сильными абразив­ ными свойствами, поэтому не рекомендуется перевозить их на судах, оборудованных электрическими лебедками, во избежание порчи механизмов.

Инертные строительные материалы. Песок, гравий, щебень,

галька относятся к группе устойчивых грузов, хорошо сохраняю­ щихся в любых условиях окружающей среды. Через отдельные

П Б. Г. Приходько

1 6 1


морские порты они проходят в массовых количествах, особенно песок и гравий. Такие грузы называются строительными инертны­ ми материалами, так как они используются для различных строи­ тельных работ и в качестве заполнителей бетонных растворов. Песок, гравий, щебень и гальку, идущие для бетонных работ, нель­ зя засорять солями, рудами, углями, химическими грузами, глиной, а также заливать маслами, так как многие посторонние примеси способствуют быстрому разрушению бетонов, приготовляемых из некачественных инертных материалов. Песок и мелкий гравий при низких температурах смерзаются.

Минеральные удобрения. Минеральные вещества, содержащие необходимые для растений элементы питания, производятся в больших промышленных масштабах на химических заводах. В те­ кущей пятилетке производство минеральных удобрений достигнет

90 млн. т.

В зависимости от содержания главных питательных веществ различают минеральные удобрения: азотные, фосфорные, калий­ ные, борные. Удобрения, включающие несколько питательных элементов, называют двойными или тройными, а также смешан­ ными и сложными.

Минеральные удобрения, в которые питательные вещества входят в относительно небольших дозах, называются микроудоб­ рениями. К ним относятся удобрения, содержащие бор, медь, мар­ ганец, цинк, магний и др.

Все азотные удобрения и большинство калийных растворимы в воде. Фосфорные удобрения не все растворяются в воде, некото­ рые из них растворимы в аммиачном растворе, а другие раство­ ряются в 2% -ном растворе лимонной кислоты.

В связи с расширением применения минеральных удобрений в сельском хозяйстве и механизации работ по внесению в почву удобрений все больше повышаются требования к улучшению физи­ ческих свойств минеральных удобрений и главным образом к уменьшению их гигроскопичности и слеживаемости. Гранулирова­ ние удобрений (в видё мелких зерен) создает меньшую слеживаемость, чем у порошкообразных веществ. При производстве удобре­ ний ограничивают влажность, так как избыточная влага способ­ ствует комкованию и слеживаемости, а также понижает в процессе хранения содержание питательных веществ. К концу текущего пятилетия намечается выпускать удобрения только в гранулиро­ ванных и неслеживающихся формах.

Все водорастворимые минеральные удобрения необходимо пре­ дохранять от увлажнения.

Фосфоритную муку хранят под навесом насыпью, в невысоких штабелях. Она сильно распыляется. Сильвинит слеживается, лег­ ко растворяется в воде, поглощает влагу; его перевозят также насыпью. Калийная соль легко растворяется в воде, поглощает влагу, слеживается; перевозят калийную соль навалом и в бумаж­ ных мешках. Хлористый калий легко растворяется в воде, поглоща­ ет влагу, слеживается; его хранят в сухих складах, перевозят в

162


джутовых или бумажных мешках. Сульфат аммония выделяет кислоту, под действием которой разрушаются упаковочные мешки’ его следует охранять от влияния атмосферных осадков. Супер­ фосфат обладает высокой гигроскопичностью, при длительном хра­ нении слеживается; его перевозят навалом. Цианамид кальция поглощает влагу, слеживается, а когда отсыреет, увеличивается в объеме; это удобрение упаковывают в фанерные барабаны и бумажные мешки. Аммиачная селитра сильно поглощает влагу, слеживается и трудно измельчается. Упаковывают аммиачную селитру в сухотарные бочки или многослойные бумажные мешки. Ее надо хранить в сухих складах отдельно от кислот и угля. Угольная пыль и пыль других органических веществ в соединении с аммиачной селитрой дают взрывчатые смеси.

Для переработки порошковых грузов (апатитовый концентрат, цемент, сахар-сырец и др.) применяют специализированные тран­ спортные системы. В Мурманском морском порту построен меха­ низированный склад для приема от железной дороги и отгрузки на морские суда апатитового концентрата. Он состоит из прием­ ной галереи для разгрузки вагонов, механизированного склада и отгрузочной галереи на морском причале для выдачи концентрата на суда. Весь процесс перегрузочных работ осуществляется в зак­ рытых помещениях полностью механизированным способом. Уп­ равление механизмами дистанционное из изолированного поста уп­ равления. Производительность установки при погрузке на суда составляет 1200 т/ч.

Апатитовый концентрат подается в порт в специальных саморазгружающихся вагонах, люки открываются и закрываются ме­ ханизированным способом при дистанционном управлении с обще­ го поста. На разгрузку одного вагона с концентратом затрачива­ ется около 3 мин.

Специальные склады для механизированной переработки са­ хара-сырца и цемента насыпью строят по принципу зерновых эле­ ваторов и механизированных складов с использованием пневма­ тических механизмов, транспортеров и норий.

В иностранной практике перевозка и складирование пылевид­ ных и порошкообразных грузов без тары применяются довольно широко. Так, в порту Гонолулу построен механизированный склад для сахара-сырца: складское помещение вместимостью 31 500 т состоит из стального каркаса, облицованного алюминиевыми ли­ стами. Сахар-сырец, поступающий на склад в автомобильных бун­ керах емкостью до 25 т, взвешивается на бункерных весах и на­ правляется по наклонным конвейерам на верхний распределитель­ ный конвейер, сбрасывающий его в складское помещение. На складе работает одноковшовый погрузчик, который подает сахар в бункера, расположенные под полом в один ряд по длине склада. При загрузке судна сахар из бункеров идет через продольный конвейер, расположенный под башмаками нории, и дальше посту­ пает на бункерные весы. После взвешивания сахар двигается по конвейерам в крытой галерее к портальным перегружателям, no­

l i

163


дающим его в трюмы судов. Влажность воздуха внутри склада регулируется шестью вентиляторами, создающими циркуляцию кондиционированного воздуха.

В США перевозят насыпью цемент. Цемент, поступающий в порт в железнодорожных вагонах, разгружается в бункера специа­ лизированной пневматической установкой, откуда при помощи на­ сосов транспортируется через трубопроводы в трюмы судов.

Внутри трюмов к погрузочным секциям труб прикреплены по­ воротные дефлекторы, которые направляют поток цемента в лю­ бую часть загружаемого судна.

Для хранения материалов навалом в США применяются сталь­ ные бункера модели «Пермоглас». Благодаря стеклянной обли­ цовке поверхностей резервуаров стальной корпус надежно предо­ храняется от коррозии и отпадает необходимость в его системати­ ческой очистке и окраске. Так как бункера герметичны и к ним нет доступа кислорода воздуха, здесь хорошо сохраняются такие пи­ щевые продукты, как зерно, сахар, кофе, а также легковоспламе­ няющиеся материалы. Описанные бункера изготовляют диаметром от 4,27 до 6,1 м и высотой от 3 до 15 м. Они разгружаются при помощи специального донного разгрузчика.

При перевозке и хранении грузов без тары в специализирован­ ных транспортных средствах и хранилищах с автоматизацией пе­ регрузки значительно повышаются темпы погрузочно-разгрузоч­ ных работ и полностью устраняется ручной труд. При этом дости­ гается значительная экономия за счет стоимости тары и ее обратной доставки, сокращения труда рабочих, а также ликвида­ ции потерь и порчи грузов, что неизбежно при тарной пере­ возке.

Мероприятия против смерзаемости грузов. Общим свойством большей части навалочных грузов является смерзаемость при ми­ нусовых температурах. Они смерзаются вследствие избыточного содержания влаги, причем частицы материала, примерзая друг к другу, образуют сплошной массив.

Повышение влажности материала вызывает резкое увеличение прочности смерзания. По данным Научно-исследовательского ин­ ститута железобетонных изделий, строительных и нерудных мате­ риалов Комитета по строительным материалам Госстроя СССР, наименьшая степень влажности, при которой материалы не смер­ заются (при любой температуре), составляет: для песка— 1,25%, гравия — 2, магнезитовых руд — 2, мартитовых руд — 3—4, магни­

тогорской руды — 6,5—7,

марганцевой — 10— 15, цинкового кон­

центрата — 2—3, серного

колчедана — 4-—4,5, бокситов и

грану­

лированных шлаков — около 5, угля донецкого — 4,5, угля

кара­

гандинского— 7,5, челябинского — 7— 12, подмосковного— 18—23,

торфа — 48—53%.

Вследствие низкой теплопроводности большинства навалочных и сыпучих материалов промерзание их в глубину слоя происходит сравнительно медленно. При температуре минус 15—20° С песок промерзает за сутки до 20 см и за 5 суток — до 50 см; уголь — со­

164


ответственно 8— 15 и 40 см. Так же медленно происходит и оттаи­ вание смерзшегося материала.

Будучи погруженными в вагоны, влажные навалочные грузы примерзают к стенкам и полу, в связи с чем создаются, большие трудности при разгрузке. Для разгрузки смерзшихся грузов часто приходится прибегать к рыхлению.

Различными предохранительными мероприятиями против смер­ зания грузов можно в значительной мере облегчить их разгрузку. К предохранительным мероприятиям относятся сушка грузов, за­ мораживание в небольшие глыбы до погрузки, послойная пере­ сыпка негашеной известью, опилками, солью или хлористым каль­ цием, прокладка груза соломой, камышом, торфяной мелочью и др. Сроки проведения этих мероприятий различны для разных районов. Нормы расхода материалов, применяемых против смер­ зания, зависят от рода и влажности груза, района назначения, времени года и устанавливаются клиентурой по согласованию с транспортными организациями.

Эффективным и практически осуществимым средством против смерзаемости в условиях портов является перевалка грузов с од­ ного места на другое при помощи грейферных кранов. Для этих операций на складах нужно оставлять свободными небольшие площадки. Необходимо вести систематическое наблюдение за со­ стоянием груза и не допускать смерзания штабеля до такой степе­ ни, что захватить груз грейфером становится уже невозможно.

Наливные грузы. Нефть. Нефтяная промышленность является важнейшей отраслью народного хозяйства, обеспечивающей не­ прерывно возрастающие потребности страны в нефти и нефтепро­ дуктах. В 1970 г. добыча нефти в нашей стране составила 352,6 млн. т и увеличилась против 1940 г. в 11,3 раза. К 1975 г. добычу нефти намечается довести до 480—500 млн. т.

Нефть состоит из смеси газообразных, жидких и твердых уг­ леводородов с незначительной примесью кислорода, азота, серы, золы и воды. Нефтепродукты составляют 19 групп газообразных, жидких, вязких и твердых продуктов переработки нефти, вклю­ чающих около 200 наименований.

Основными свойствами нефти и многих нефтепродуктов явля­ ются лековоспламеняемость, взрывоопасность, вязкость, вредность. Легковоспламеняемость определяется температурами вспышки и воспламенения.

Температурой вспышки называется наименьшая температура жидкости, при которой ее пары способны воспламеняться от крат­ ковременного действия (до 5 с) огня. При такой температуре сго­ рают только пары, а сама жидкость не воспламеняется. Темпера­ турой воспламенения называется такая температура, при которой жидкость способна, воспламеняться и начать устойчиво гореть под действием огня. ' 4

Для определения температуры вспышки применяют различные специальные приборы. В соответствии со степенью огнеопасности нефтепродукты разделяются на три разряда (таб. 23).

165