Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 159
Скачиваний: 0
обогащении обезвоживанию, также содержат влагу от 8 до 22%. Вместе с тем большинство металлических концентратов состоит из мелких пылевидных частиц, достигающих 0,4—0,15 мм. Поэ тому металлические концентраты сильно смерзаются, а в сухую, теплую погоду подвергаются распылению и раструске.
Все железные руды и их концентраты, а также руды цветных металлов перевозят навалом. Концентраты цветных металлов — марганца, меди, алюминия, свинца перевозят навалом, но в кры тых вагонах и в трюмах судов. Концентраты олова, никеля, цинка
и |
других редких металлов перевозят в таре — ящиках, фанерных |
и |
металлических барабанах. |
Через морские порты в массовых количествах проходят желез ные руды, марганцевые, апатиты, свинцовые, медные, оловянные, бокситовые и др. При складировании нельзя смешивать различные сорта руд и их концентратов, так как в результате пересортицы технология плавки на металлургических заводах будет затрудне на. Потребуется затрата средств на доведение руд до кондицион ных показателей. Во избежание пересортицы при смежном склади ровании нескольких сортов руд штабеля ограждают специальными деревянными или бетонными щитами.
Нельзя складировать руды совместно с маслами, лесом, гене ральными грузами, химикатами, а также с другими навалочными грузами. Совместное хранение руд с этими грузами приводит к порче последних, а химикаты могут оказывать вредное действие на некоторые руды.
Серный колчедан необходимо складировать на расстоянии не менее 10 м от других руд, чтобы не засорить их серой.
Цинковая и апатитовая руды оказывают вредные действия на дыхательные пути, поэтому при производстве перегрузочных работ с ними рабочие должны пользоваться респираторами.
Кусковую апатитовую руду можно хранить на открытых пло щадках без ограничения размера штабелей, апатитовый концент рат— в закрытых складах.
Руда перевозится на судах, обладающих достаточной прочно стью корпуса. Во избежание повреждения судна и нарушения его прочности грузить руду следует равномерно, начиная со сред них трюмов, а затем постепенно загружая концевые трюмы.
Вместе с рудой нельзя перевозить другие навалочные и сыпу чие грузы, которые могут засорять руду. Серные колчеданы при нимаются только в обожженном виде.
В связи с тем что многие руды выделяют вредные, а иногда и взрывоопасные испарения, трюмы судов необходимо в рейсе вен тилировать. Пыль апатитовых руд обладает сильными абразив ными свойствами, поэтому не рекомендуется перевозить их на судах, оборудованных электрическими лебедками, во избежание порчи механизмов.
Инертные строительные материалы. Песок, гравий, щебень,
галька относятся к группе устойчивых грузов, хорошо сохраняю щихся в любых условиях окружающей среды. Через отдельные
П Б. Г. Приходько |
1 6 1 |
морские порты они проходят в массовых количествах, особенно песок и гравий. Такие грузы называются строительными инертны ми материалами, так как они используются для различных строи тельных работ и в качестве заполнителей бетонных растворов. Песок, гравий, щебень и гальку, идущие для бетонных работ, нель зя засорять солями, рудами, углями, химическими грузами, глиной, а также заливать маслами, так как многие посторонние примеси способствуют быстрому разрушению бетонов, приготовляемых из некачественных инертных материалов. Песок и мелкий гравий при низких температурах смерзаются.
Минеральные удобрения. Минеральные вещества, содержащие необходимые для растений элементы питания, производятся в больших промышленных масштабах на химических заводах. В те кущей пятилетке производство минеральных удобрений достигнет
90 млн. т.
В зависимости от содержания главных питательных веществ различают минеральные удобрения: азотные, фосфорные, калий ные, борные. Удобрения, включающие несколько питательных элементов, называют двойными или тройными, а также смешан ными и сложными.
Минеральные удобрения, в которые питательные вещества входят в относительно небольших дозах, называются микроудоб рениями. К ним относятся удобрения, содержащие бор, медь, мар ганец, цинк, магний и др.
Все азотные удобрения и большинство калийных растворимы в воде. Фосфорные удобрения не все растворяются в воде, некото рые из них растворимы в аммиачном растворе, а другие раство ряются в 2% -ном растворе лимонной кислоты.
В связи с расширением применения минеральных удобрений в сельском хозяйстве и механизации работ по внесению в почву удобрений все больше повышаются требования к улучшению физи ческих свойств минеральных удобрений и главным образом к уменьшению их гигроскопичности и слеживаемости. Гранулирова ние удобрений (в видё мелких зерен) создает меньшую слеживаемость, чем у порошкообразных веществ. При производстве удобре ний ограничивают влажность, так как избыточная влага способ ствует комкованию и слеживаемости, а также понижает в процессе хранения содержание питательных веществ. К концу текущего пятилетия намечается выпускать удобрения только в гранулиро ванных и неслеживающихся формах.
Все водорастворимые минеральные удобрения необходимо пре дохранять от увлажнения.
Фосфоритную муку хранят под навесом насыпью, в невысоких штабелях. Она сильно распыляется. Сильвинит слеживается, лег ко растворяется в воде, поглощает влагу; его перевозят также насыпью. Калийная соль легко растворяется в воде, поглощает влагу, слеживается; перевозят калийную соль навалом и в бумаж ных мешках. Хлористый калий легко растворяется в воде, поглоща ет влагу, слеживается; его хранят в сухих складах, перевозят в
162
джутовых или бумажных мешках. Сульфат аммония выделяет кислоту, под действием которой разрушаются упаковочные мешки’ его следует охранять от влияния атмосферных осадков. Супер фосфат обладает высокой гигроскопичностью, при длительном хра нении слеживается; его перевозят навалом. Цианамид кальция поглощает влагу, слеживается, а когда отсыреет, увеличивается в объеме; это удобрение упаковывают в фанерные барабаны и бумажные мешки. Аммиачная селитра сильно поглощает влагу, слеживается и трудно измельчается. Упаковывают аммиачную селитру в сухотарные бочки или многослойные бумажные мешки. Ее надо хранить в сухих складах отдельно от кислот и угля. Угольная пыль и пыль других органических веществ в соединении с аммиачной селитрой дают взрывчатые смеси.
Для переработки порошковых грузов (апатитовый концентрат, цемент, сахар-сырец и др.) применяют специализированные тран спортные системы. В Мурманском морском порту построен меха низированный склад для приема от железной дороги и отгрузки на морские суда апатитового концентрата. Он состоит из прием ной галереи для разгрузки вагонов, механизированного склада и отгрузочной галереи на морском причале для выдачи концентрата на суда. Весь процесс перегрузочных работ осуществляется в зак рытых помещениях полностью механизированным способом. Уп равление механизмами дистанционное из изолированного поста уп равления. Производительность установки при погрузке на суда составляет 1200 т/ч.
Апатитовый концентрат подается в порт в специальных саморазгружающихся вагонах, люки открываются и закрываются ме ханизированным способом при дистанционном управлении с обще го поста. На разгрузку одного вагона с концентратом затрачива ется около 3 мин.
Специальные склады для механизированной переработки са хара-сырца и цемента насыпью строят по принципу зерновых эле ваторов и механизированных складов с использованием пневма тических механизмов, транспортеров и норий.
В иностранной практике перевозка и складирование пылевид ных и порошкообразных грузов без тары применяются довольно широко. Так, в порту Гонолулу построен механизированный склад для сахара-сырца: складское помещение вместимостью 31 500 т состоит из стального каркаса, облицованного алюминиевыми ли стами. Сахар-сырец, поступающий на склад в автомобильных бун керах емкостью до 25 т, взвешивается на бункерных весах и на правляется по наклонным конвейерам на верхний распределитель ный конвейер, сбрасывающий его в складское помещение. На складе работает одноковшовый погрузчик, который подает сахар в бункера, расположенные под полом в один ряд по длине склада. При загрузке судна сахар из бункеров идет через продольный конвейер, расположенный под башмаками нории, и дальше посту пает на бункерные весы. После взвешивания сахар двигается по конвейерам в крытой галерее к портальным перегружателям, no
l i |
163 |
дающим его в трюмы судов. Влажность воздуха внутри склада регулируется шестью вентиляторами, создающими циркуляцию кондиционированного воздуха.
В США перевозят насыпью цемент. Цемент, поступающий в порт в железнодорожных вагонах, разгружается в бункера специа лизированной пневматической установкой, откуда при помощи на сосов транспортируется через трубопроводы в трюмы судов.
Внутри трюмов к погрузочным секциям труб прикреплены по воротные дефлекторы, которые направляют поток цемента в лю бую часть загружаемого судна.
Для хранения материалов навалом в США применяются сталь ные бункера модели «Пермоглас». Благодаря стеклянной обли цовке поверхностей резервуаров стальной корпус надежно предо храняется от коррозии и отпадает необходимость в его системати ческой очистке и окраске. Так как бункера герметичны и к ним нет доступа кислорода воздуха, здесь хорошо сохраняются такие пи щевые продукты, как зерно, сахар, кофе, а также легковоспламе няющиеся материалы. Описанные бункера изготовляют диаметром от 4,27 до 6,1 м и высотой от 3 до 15 м. Они разгружаются при помощи специального донного разгрузчика.
При перевозке и хранении грузов без тары в специализирован ных транспортных средствах и хранилищах с автоматизацией пе регрузки значительно повышаются темпы погрузочно-разгрузоч ных работ и полностью устраняется ручной труд. При этом дости гается значительная экономия за счет стоимости тары и ее обратной доставки, сокращения труда рабочих, а также ликвида ции потерь и порчи грузов, что неизбежно при тарной пере возке.
Мероприятия против смерзаемости грузов. Общим свойством большей части навалочных грузов является смерзаемость при ми нусовых температурах. Они смерзаются вследствие избыточного содержания влаги, причем частицы материала, примерзая друг к другу, образуют сплошной массив.
Повышение влажности материала вызывает резкое увеличение прочности смерзания. По данным Научно-исследовательского ин ститута железобетонных изделий, строительных и нерудных мате риалов Комитета по строительным материалам Госстроя СССР, наименьшая степень влажности, при которой материалы не смер заются (при любой температуре), составляет: для песка— 1,25%, гравия — 2, магнезитовых руд — 2, мартитовых руд — 3—4, магни
тогорской руды — 6,5—7, |
марганцевой — 10— 15, цинкового кон |
|
центрата — 2—3, серного |
колчедана — 4-—4,5, бокситов и |
грану |
лированных шлаков — около 5, угля донецкого — 4,5, угля |
кара |
гандинского— 7,5, челябинского — 7— 12, подмосковного— 18—23,
торфа — 48—53%.
Вследствие низкой теплопроводности большинства навалочных и сыпучих материалов промерзание их в глубину слоя происходит сравнительно медленно. При температуре минус 15—20° С песок промерзает за сутки до 20 см и за 5 суток — до 50 см; уголь — со
164
ответственно 8— 15 и 40 см. Так же медленно происходит и оттаи вание смерзшегося материала.
Будучи погруженными в вагоны, влажные навалочные грузы примерзают к стенкам и полу, в связи с чем создаются, большие трудности при разгрузке. Для разгрузки смерзшихся грузов часто приходится прибегать к рыхлению.
Различными предохранительными мероприятиями против смер зания грузов можно в значительной мере облегчить их разгрузку. К предохранительным мероприятиям относятся сушка грузов, за мораживание в небольшие глыбы до погрузки, послойная пере сыпка негашеной известью, опилками, солью или хлористым каль цием, прокладка груза соломой, камышом, торфяной мелочью и др. Сроки проведения этих мероприятий различны для разных районов. Нормы расхода материалов, применяемых против смер зания, зависят от рода и влажности груза, района назначения, времени года и устанавливаются клиентурой по согласованию с транспортными организациями.
Эффективным и практически осуществимым средством против смерзаемости в условиях портов является перевалка грузов с од ного места на другое при помощи грейферных кранов. Для этих операций на складах нужно оставлять свободными небольшие площадки. Необходимо вести систематическое наблюдение за со стоянием груза и не допускать смерзания штабеля до такой степе ни, что захватить груз грейфером становится уже невозможно.
Наливные грузы. Нефть. Нефтяная промышленность является важнейшей отраслью народного хозяйства, обеспечивающей не прерывно возрастающие потребности страны в нефти и нефтепро дуктах. В 1970 г. добыча нефти в нашей стране составила 352,6 млн. т и увеличилась против 1940 г. в 11,3 раза. К 1975 г. добычу нефти намечается довести до 480—500 млн. т.
Нефть состоит из смеси газообразных, жидких и твердых уг леводородов с незначительной примесью кислорода, азота, серы, золы и воды. Нефтепродукты составляют 19 групп газообразных, жидких, вязких и твердых продуктов переработки нефти, вклю чающих около 200 наименований.
Основными свойствами нефти и многих нефтепродуктов явля ются лековоспламеняемость, взрывоопасность, вязкость, вредность. Легковоспламеняемость определяется температурами вспышки и воспламенения.
Температурой вспышки называется наименьшая температура жидкости, при которой ее пары способны воспламеняться от крат ковременного действия (до 5 с) огня. При такой температуре сго рают только пары, а сама жидкость не воспламеняется. Темпера турой воспламенения называется такая температура, при которой жидкость способна, воспламеняться и начать устойчиво гореть под действием огня. ' 4
Для определения температуры вспышки применяют различные специальные приборы. В соответствии со степенью огнеопасности нефтепродукты разделяются на три разряда (таб. 23).
165