Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 0
г
|
|
|
Т а б л и ц а 2& |
Разряд |
Температура вспыш |
Наименование нефтепродукта |
Примечание |
нефтепро- |
ки, °С |
||
дукта |
|
|
|
I |
Ниже + 2 8 |
Бензины, лигроины, сырая |
Легковоспламе- |
|
От + 2 8 до + 6 5 |
нефть и др. |
няющиеся |
п |
Керосин |
То же |
|
ш |
Свыше + 6 5 |
Мазуты, масла, битумы, ас |
Горючие |
|
|
фальта, парафины |
|
Взрыв паров нефтепродуктов, если поднести огонь к газовому пространству емкости (пространство между крышей емкости и поверхностью жидкости), возможен только при определенной кон центрации паров в этом пространстве. Пределы взрываемости наиболее опасных жидкостей при обыкновенных температуре и атмосферном давлении, выраженные соотношением объемов паров к единице объема воздуха, следующие: бензина— 1,1—6,0, лигрои на — 1,5—4,5, керосина —- 2,0—3,0, бензола — 1,4—7,4 %.
При движении по трубопроводам во время налива танкеров,,! барж, цистерн в нефтепродуктах возникают заряды статического электричества. Происходит это подобно возникновению электриче ских зарядов при трении любого предмета о диэлектрик (вещество, не проводящее электричества). При трении нефтепродукта о стен ки трубопровода последний заряжается электричеством одного знака, а нефтепродукт — электричеством другого знака. Если наливать нефтепродукт в цистерну, изолированную от земли и трубопровода (например, в автоцистерну на резиновых шинах), нефтепродукт передаст цистерне свой заряд, и она может наэлек тризоваться до высокого потенциала. При прикосновении к такой цистерне возникшая искра способна воспламенить или взорвать пары нефтепродуктов. Если трубопровод, патрубок или наконеч ник, через который наливается продукт, изолированы от земли, на них также может собраться высокий электрический потенциал. Только в том случае, когда цистерна соединена проводником с трубопроводом и заземлена, заряды уходят в землю и высокий по тенциал получиться не может.
Следовательно, для предупреждения скопления статического электричества нужно, чтобы трубопроводные сети, соединяющие объекты нефтебаз и трубопроводы транспортных средств, были за- , землены непрерывной электрической цепью.
Группа бензинов содержит значительное количество легкоиспаряющихся углеводородов. При их испарении не только уменьша ется количество, но и ухудшается качество нефтепродуктов. Поэ тому для сохранения наиболее ценных, легкоиспаряющихся фрак ций необходимо легкие нефтепродукты хранить и транспортировать в герметически изолированных резервуарах и транспортных сред ствах. Бензин испаряется чрезвычайно быстро.
166
Интенсивность насыщения воздуха в газовом пространстве па рами бензина видна из следующих данных:
через 10 |
мин после начала испарения у поверхности продукта |
содержится |
11,91% паров, в середине газового пространства — |
5,9, а вверху газового пространства — 2,9%; |
|
через 30 |
мин у поверхности продукта содержится 16,2% паров, |
в середине газового пространства — 12,9, а вверху этого простран ства — 10,5%;
через час после начала испарения содержание паров у поверх ности продукта и в середине газового пространства составляет 17,6, а вверху газового пространства — 16,2%.
Пары нефтепродуктов вредны для людей, а сернистые нефти представляют сильно отравляющие вещества. Особенно вредны этилированные бензины.
Токсическое действие паров нефтепродуктов связано с выра женным наркотическим эффектом и поражением центральной нервной системы. Концентрации паров нефтепродуктов колеблют ся для различных представителей в пределах от десяти до тысяч миллиграммов на 1 м3 воздуха. Правилами МОПОГ установлены предельно допустимые концентрации для различных веществ. На
пример, для бензина, лигроина, |
нефти сырой — 300 мг/м3, бензо |
л а — 20, ксилола, толуола — 50 |
мг/м3. |
Признаками острого отравления пострадавших являются уста лость, головокружение, онемение рук, ног, опьянение подобно ал когольному, тошнота, рвота, учащенное сердцебиение. При более высоких концентрациях паров — беспокойство, возбуждение, го ловная боль, потеря сознания, охлаждение тела, замедление ды хания. Лицо становится землисто-синюшного цвета.
Комплекс сооружений, предназначенных для перевалки нефте продуктов в морских портах, включает нефтегавани и нефтебазы. Нефтегавани, состоящие из акваторий, территорий, причалов и ог радительных сооружений, принадлежат управлениям морских пор тов. Нефтебазы с резервуарами, разнообразными сооружениями и специальными устройствами (включая и нефтепроводы на прича лах) принадлежат Главнефтесбыту. Развитие нефтегаваней должно увязываться с развитием нефтебаз. Потребности развития обоих хозяйств зависят от размера и характера грузопотоков.
Операции, выполняемые нефтебазами, разделяются на основные
ивспомогательные. К основным относятся: прием нефтепродуктов, поступающих с железной дороги, с моря, с реки или по трубопрово дам; хранение нефтепродуктов; отпуск больших партий на суда, в железнодорожные составы и по трубопроводам. Вспомогательными операциями являются: очистка и обезвоживание масел, смешение
икомпаундирование масел и топлив, регенерация отработанных масел, затаривание нефтепродуктов в бочки и отпуск нефтепродук тов мелким потребителям.
Все операции по переработке нефтепродуктов строго специали зированы. Размещение производственных объектов и различных приспособлений разделено на определенные зоны.
167
Зона приема и отпуска включает сооружения для приема и отпуска нефтепродуктов крупными партиями в танкеры, баржи, железнодорожные цистерны.
Причалы, входящие в зону приема и отпуска, на морских по
бережьях в виде пирсов располагаются перпендикулярно берегу. |
|
В устьевых портах причалы располагаются вдоль берега |
реки. |
При этом причалы для перекачки светлых нефтепродуктов I |
и II |
разрядов располагают по течению реки ниже причалов, отведен ных для перекачки нефтепродуктов III разряда. Ниже по течению реки не должно быть других промышленных и жилых сооружений или лесных массивов, подходящих вплотную к урезу воды. Такие меры обусловлены повышенной огнеопасностью нефтепродуктов I
иII разрядов.
Взоне хранения сосредоточены нефтехранилища, трубопрово
ды и пеноаккумуляторные станции.
Нефтехранилища представляют собой металлические, железо бетонные и кирпичные резервуары, а также котлованы. Для хра нения светлых нефтепродуктов I й II разрядов и масел служат металлические резервуары. По форме они бывают цилиндрически ми и шаровыми. Железобетонные резервуары применяют для хра нения нефтепродуктов всех классов. Для светлых нефтепродуктов и легких нефтей они облицованы специальными покрытиями, пре дупреждающими их утечку. Каменные резервуары используют для хранения темных нефтепродуктов (мазутов, гудронов и т. д.).
Резервуары бывают наземные, полуподземные и подземные. Котлованы используют для высоковязких нефтепродуктов (кре
кинг-мазута, гудронов, асфальтов и т. д.). Для сокращения утечек в грунт стены этих хранилищ покрывают 'Слоем глины или спе циальной химической облицовкой.
Минимально допустимые расстояния (в метрах) |
от границ неф |
||||||
тебаз до смежных предприятий и сооружений приведены в табл. |
24. |
||||||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
24 |
|
Предприятия и сооружения |
|
|
Разряды нефтепродукта |
|
||
|
|
I |
II |
Ш |
|
||
|
|
|
|
|
|||
Производственные |
предприятия |
и |
|
|
|
|
|
склады |
кварталы......................................................... |
|
. |
200 |
150 |
100 |
|
Жилые |
железную...............................доро |
100 |
80 |
60 |
|
||
Полоса |
отвода под |
|
|
|
|
||
гу: |
|
|
|
100 |
100 |
100 |
|
на |
станциях .................................... |
|
|
|
|||
на перегонах, разъездах и мел- |
50 |
50 |
50 |
|
|||
них стан ц и я х............................... |
. . |
|
|||||
Речные пристани, морские порты |
120 |
100 |
75 |
|
|||
Лесные |
м асси вы .................................... |
|
|
150 |
100 |
80 |
|
Береговые емкости морских нефтебаз, предназначенные для хранения нефти и нефтепродуктов, находятся в ведении органи заций Главнефтесбыта. Судовая администрация не всегда может
168
участвовать в определении количества принятого или сданного гру за, если нефть и нефтепродукты учитываются по замерам бере говых резервуаров, поскольку требуется определенное время, что бы продукт отстоялся и можно было точнее определить его удель ный вес. Поэтому учет количества нефтепродуктов производится представителями нефтебаз с участием представителей морских пароходств (трансфлот) и портов.
Для учета нефтепродуктов проводятся подготовительные рабо ты по проверке состояния резервуаров, трубопроводов и различ ных устройств с тем, чтобы были учтены различные потери.
Сырую нефть и нефтепродукты наливом перевозят на танкерах, специально приспособленных в пожарном отношении для различ ных продуктов в зависимости от температуры вспышки.
Запрещается погрузка нефтепродуктов I разряда в суда, пред назначенные для II и III разрядов, а также нефтепродуктов II раз ряда в суда для III разряда. Разрешается перевозка нефтепродук тов низших разрядов в судах высших разрядов. Температура гру за при наливе в судно должна быть ниже температуры вспышки не менее чем на 5° С. Запрещается прием на судно горячих неф тепродуктов с температурой выше + 6 5 ° С.
Перевозка нефти и нефтепродуктов регулируется «Правилами обеспечения пожарной безопасности на нефтеналивных судах мор ского флота СССР». Правила содержат широкий перечень требо ваний и рекомендаций, освещенных в соответствующих разделах. В них излагаются основные требования к конструкции судов, их оборудованию, системе освещения и отопления, к расположению и устройству жилых помещений. Излагаются требования по подго товке грузовых помещений к погрузке, порядок их дегазации, мой ки и очистки, порядок налива и слива, ограждение и охрана при чалов, правила обращения с огнем и стоянки судна у причалов и на рейдах.
Приводится порядок наблюдения за состоянием нефтегрузов в пути, излагаются правила замеров уровня, температуры, давления и концентрации газов.
Подробно освещаются меры предосторожности против отравле ния газами, приведены правила обращения с различной аппарату рой, порядок проверки концентрации газов в различных помещени ях и порядок проведения ремонтных работ.
В специальном разделе дается широкий перечень рекомендаций по противопожарному режиму, предупреждению пожаров и борь бе с ними на судах.
Сжиженные газы . Морские перевозки природного газа в сжи женном состоянии наливом на специализированных судах приобре ли значительное развитие в результате достигнутых эффективных способов сжижения газов и успехов в судостроении в деле проек тирования специальных судов и безопасного судового оборудова ния и судовых систем.
В сжиженном состоянии метан занимает 7боо> пропан У270 и бутан Угзо своего газообразного объема.
16Э