Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

г

 

 

 

Т а б л и ц а 2&

Разряд

Температура вспыш­

Наименование нефтепродукта

Примечание

нефтепро-

ки, °С

дукта

 

 

 

I

Ниже + 2 8

Бензины, лигроины, сырая

Легковоспламе-

 

От + 2 8 до + 6 5

нефть и др.

няющиеся

п

Керосин

То же

ш

Свыше + 6 5

Мазуты, масла, битумы, ас­

Горючие

 

 

фальта, парафины

 

Взрыв паров нефтепродуктов, если поднести огонь к газовому пространству емкости (пространство между крышей емкости и поверхностью жидкости), возможен только при определенной кон­ центрации паров в этом пространстве. Пределы взрываемости наиболее опасных жидкостей при обыкновенных температуре и атмосферном давлении, выраженные соотношением объемов паров к единице объема воздуха, следующие: бензина— 1,1—6,0, лигрои­ на — 1,5—4,5, керосина —- 2,0—3,0, бензола — 1,4—7,4 %.

При движении по трубопроводам во время налива танкеров,,! барж, цистерн в нефтепродуктах возникают заряды статического электричества. Происходит это подобно возникновению электриче­ ских зарядов при трении любого предмета о диэлектрик (вещество, не проводящее электричества). При трении нефтепродукта о стен­ ки трубопровода последний заряжается электричеством одного знака, а нефтепродукт — электричеством другого знака. Если наливать нефтепродукт в цистерну, изолированную от земли и трубопровода (например, в автоцистерну на резиновых шинах), нефтепродукт передаст цистерне свой заряд, и она может наэлек­ тризоваться до высокого потенциала. При прикосновении к такой цистерне возникшая искра способна воспламенить или взорвать пары нефтепродуктов. Если трубопровод, патрубок или наконеч­ ник, через который наливается продукт, изолированы от земли, на них также может собраться высокий электрический потенциал. Только в том случае, когда цистерна соединена проводником с трубопроводом и заземлена, заряды уходят в землю и высокий по­ тенциал получиться не может.

Следовательно, для предупреждения скопления статического электричества нужно, чтобы трубопроводные сети, соединяющие объекты нефтебаз и трубопроводы транспортных средств, были за- , землены непрерывной электрической цепью.

Группа бензинов содержит значительное количество легкоиспаряющихся углеводородов. При их испарении не только уменьша­ ется количество, но и ухудшается качество нефтепродуктов. Поэ­ тому для сохранения наиболее ценных, легкоиспаряющихся фрак­ ций необходимо легкие нефтепродукты хранить и транспортировать в герметически изолированных резервуарах и транспортных сред­ ствах. Бензин испаряется чрезвычайно быстро.

166


Интенсивность насыщения воздуха в газовом пространстве па­ рами бензина видна из следующих данных:

через 10

мин после начала испарения у поверхности продукта

содержится

11,91% паров, в середине газового пространства —

5,9, а вверху газового пространства — 2,9%;

через 30

мин у поверхности продукта содержится 16,2% паров,

в середине газового пространства — 12,9, а вверху этого простран­ ства — 10,5%;

через час после начала испарения содержание паров у поверх­ ности продукта и в середине газового пространства составляет 17,6, а вверху газового пространства — 16,2%.

Пары нефтепродуктов вредны для людей, а сернистые нефти представляют сильно отравляющие вещества. Особенно вредны этилированные бензины.

Токсическое действие паров нефтепродуктов связано с выра­ женным наркотическим эффектом и поражением центральной нервной системы. Концентрации паров нефтепродуктов колеблют­ ся для различных представителей в пределах от десяти до тысяч миллиграммов на 1 м3 воздуха. Правилами МОПОГ установлены предельно допустимые концентрации для различных веществ. На­

пример, для бензина, лигроина,

нефти сырой — 300 мг/м3, бензо­

л а — 20, ксилола, толуола — 50

мг/м3.

Признаками острого отравления пострадавших являются уста­ лость, головокружение, онемение рук, ног, опьянение подобно ал­ когольному, тошнота, рвота, учащенное сердцебиение. При более высоких концентрациях паров — беспокойство, возбуждение, го­ ловная боль, потеря сознания, охлаждение тела, замедление ды­ хания. Лицо становится землисто-синюшного цвета.

Комплекс сооружений, предназначенных для перевалки нефте­ продуктов в морских портах, включает нефтегавани и нефтебазы. Нефтегавани, состоящие из акваторий, территорий, причалов и ог­ радительных сооружений, принадлежат управлениям морских пор­ тов. Нефтебазы с резервуарами, разнообразными сооружениями и специальными устройствами (включая и нефтепроводы на прича­ лах) принадлежат Главнефтесбыту. Развитие нефтегаваней должно увязываться с развитием нефтебаз. Потребности развития обоих хозяйств зависят от размера и характера грузопотоков.

Операции, выполняемые нефтебазами, разделяются на основные

ивспомогательные. К основным относятся: прием нефтепродуктов, поступающих с железной дороги, с моря, с реки или по трубопрово­ дам; хранение нефтепродуктов; отпуск больших партий на суда, в железнодорожные составы и по трубопроводам. Вспомогательными операциями являются: очистка и обезвоживание масел, смешение

икомпаундирование масел и топлив, регенерация отработанных масел, затаривание нефтепродуктов в бочки и отпуск нефтепродук­ тов мелким потребителям.

Все операции по переработке нефтепродуктов строго специали­ зированы. Размещение производственных объектов и различных приспособлений разделено на определенные зоны.

167



Зона приема и отпуска включает сооружения для приема и отпуска нефтепродуктов крупными партиями в танкеры, баржи, железнодорожные цистерны.

Причалы, входящие в зону приема и отпуска, на морских по­

бережьях в виде пирсов располагаются перпендикулярно берегу.

В устьевых портах причалы располагаются вдоль берега

реки.

При этом причалы для перекачки светлых нефтепродуктов I

и II

разрядов располагают по течению реки ниже причалов, отведен­ ных для перекачки нефтепродуктов III разряда. Ниже по течению реки не должно быть других промышленных и жилых сооружений или лесных массивов, подходящих вплотную к урезу воды. Такие меры обусловлены повышенной огнеопасностью нефтепродуктов I

иII разрядов.

Взоне хранения сосредоточены нефтехранилища, трубопрово­

ды и пеноаккумуляторные станции.

Нефтехранилища представляют собой металлические, железо­ бетонные и кирпичные резервуары, а также котлованы. Для хра­ нения светлых нефтепродуктов I й II разрядов и масел служат металлические резервуары. По форме они бывают цилиндрически­ ми и шаровыми. Железобетонные резервуары применяют для хра­ нения нефтепродуктов всех классов. Для светлых нефтепродуктов и легких нефтей они облицованы специальными покрытиями, пре­ дупреждающими их утечку. Каменные резервуары используют для хранения темных нефтепродуктов (мазутов, гудронов и т. д.).

Резервуары бывают наземные, полуподземные и подземные. Котлованы используют для высоковязких нефтепродуктов (кре­

кинг-мазута, гудронов, асфальтов и т. д.). Для сокращения утечек в грунт стены этих хранилищ покрывают 'Слоем глины или спе­ циальной химической облицовкой.

Минимально допустимые расстояния (в метрах)

от границ неф­

тебаз до смежных предприятий и сооружений приведены в табл.

24.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

24

 

Предприятия и сооружения

 

 

Разряды нефтепродукта

 

 

 

I

II

Ш

 

 

 

 

 

 

Производственные

предприятия

и

 

 

 

 

склады

кварталы.........................................................

 

.

200

150

100

 

Жилые

железную...............................доро­

100

80

60

 

Полоса

отвода под

 

 

 

 

гу:

 

 

 

100

100

100

 

на

станциях ....................................

 

 

 

на перегонах, разъездах и мел-

50

50

50

 

них стан ц и я х...............................

. .

 

Речные пристани, морские порты

120

100

75

 

Лесные

м асси вы ....................................

 

 

150

100

80

 

Береговые емкости морских нефтебаз, предназначенные для хранения нефти и нефтепродуктов, находятся в ведении органи­ заций Главнефтесбыта. Судовая администрация не всегда может

168


участвовать в определении количества принятого или сданного гру­ за, если нефть и нефтепродукты учитываются по замерам бере­ говых резервуаров, поскольку требуется определенное время, что­ бы продукт отстоялся и можно было точнее определить его удель­ ный вес. Поэтому учет количества нефтепродуктов производится представителями нефтебаз с участием представителей морских пароходств (трансфлот) и портов.

Для учета нефтепродуктов проводятся подготовительные рабо­ ты по проверке состояния резервуаров, трубопроводов и различ­ ных устройств с тем, чтобы были учтены различные потери.

Сырую нефть и нефтепродукты наливом перевозят на танкерах, специально приспособленных в пожарном отношении для различ­ ных продуктов в зависимости от температуры вспышки.

Запрещается погрузка нефтепродуктов I разряда в суда, пред­ назначенные для II и III разрядов, а также нефтепродуктов II раз­ ряда в суда для III разряда. Разрешается перевозка нефтепродук­ тов низших разрядов в судах высших разрядов. Температура гру­ за при наливе в судно должна быть ниже температуры вспышки не менее чем на 5° С. Запрещается прием на судно горячих неф­ тепродуктов с температурой выше + 6 5 ° С.

Перевозка нефти и нефтепродуктов регулируется «Правилами обеспечения пожарной безопасности на нефтеналивных судах мор­ ского флота СССР». Правила содержат широкий перечень требо­ ваний и рекомендаций, освещенных в соответствующих разделах. В них излагаются основные требования к конструкции судов, их оборудованию, системе освещения и отопления, к расположению и устройству жилых помещений. Излагаются требования по подго­ товке грузовых помещений к погрузке, порядок их дегазации, мой­ ки и очистки, порядок налива и слива, ограждение и охрана при­ чалов, правила обращения с огнем и стоянки судна у причалов и на рейдах.

Приводится порядок наблюдения за состоянием нефтегрузов в пути, излагаются правила замеров уровня, температуры, давления и концентрации газов.

Подробно освещаются меры предосторожности против отравле­ ния газами, приведены правила обращения с различной аппарату­ рой, порядок проверки концентрации газов в различных помещени­ ях и порядок проведения ремонтных работ.

В специальном разделе дается широкий перечень рекомендаций по противопожарному режиму, предупреждению пожаров и борь­ бе с ними на судах.

Сжиженные газы . Морские перевозки природного газа в сжи­ женном состоянии наливом на специализированных судах приобре­ ли значительное развитие в результате достигнутых эффективных способов сжижения газов и успехов в судостроении в деле проек­ тирования специальных судов и безопасного судового оборудова­ ния и судовых систем.

В сжиженном состоянии метан занимает 7боо> пропан У270 и бутан Угзо своего газообразного объема.

16Э