Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 0
Значительное количество сжиженных газов перевозится в меж дународных сообщениях, что вызвано крайне неравномерным раз мещением по странам запасов природных газов. Начатые в 1947 г. международные перевозки сжиженных газов непрерывно увели чиваются. В 1961 г. они составляли 600 тыс. т, а в 1970 г. достиг ли более 1 млн. т. Значительные количества импортирует Япония из Кувейта и Саудовской Аравии, Англия — из Алжира, Франция, Италия и Испания — из Ливии. СССР с его огромными запасами природных газов явится значительным экспор4ером сжиженных газов наливом в другие страны.
Основное место среди перевозимых морем сжиженных газов занимают углеводородные газы, которые подразделяются на три группы:
а) перевозимые под давлением, соответствующим упругости сжиженного газа, и при температуре окружающей среды;
б) перевозимые под давлением, незначительно превышающем
атмосферное давление, |
и при пониженных |
температурах |
(0 + |
+ 5° С ); |
|
|
|
в) перевозимые при атмосферном давлении |
и при низких тем |
||
пературах. Для метана |
они, например, достигают— 162° С, |
для |
|
пропана —42° С. |
|
|
|
Перемещение сжиженных газов связано с устройством слож ной единой транспортной специализированной системы.
В последние годы создаются комплексы береговых устройств н сооружений, специальных хранилищ и транспортных средств, поз воляющих осуществлять безопасную транспортировку газа путем последовательных операций сжижения и испарения.
По трубопроводам газ транспортируется только в его природ ном газообразном состоянии. Поэтому примерная технологическая схема полного процесса перемещения газов от их месторождений до потребителей с применением специальных емкостей для сжи женных газов включает следующие операции и технические сред ства: очистка газов от посторонних примесей; передача газов по газопроводам; сжижение газов на специальных заводах; хранение на специальных складах в пунктах отправления; перекачка жид кого газа со складов на танкеры-газовозы или в другие тран спортные средства, транспортировка морем; перекачка сжижен ных газов из судов на склады в пунктах назначения; испарение, передача газообразного продукта по газопроводам на газохрани лища; отпуск газа в распределительную сеть потребителей.
Заводы (базы) и хранилища сжиженных газов, предназначен ных для морской перевозки, размещают обычно на специально от веденных участках морских портов. Они находятся в ведении ор ганизаций Министерства газовой промышленности. Такая база по строена в Рижском порту.
Основными требованиями к устройству хранилищ для сжижен ных газов являются: надежная изоляция поверхностей емкостей, обеспечивающая поддержание в них заданной температуры и дав
170
ления; соответствующая защита от пожаров, взрывов, ядовитых выделений и коррозии; защита металлических частей от ломкости при низких температурах.
Танкеры-газовозы строятся как специализированные для пере возки одного вида газов, так и универсальные — для различных газов.
В последние годы предпочитают сжижать газы при низких тем пературах и атмосферном давлении, что позволяет увеличивать плотность и уменьшать объем в 300 раз и более, а следовательно, эффективнее использовать дорогостоящие танкеры-газовозы, стои мость которых в четыре раза превышает стоимость обычных тан керов-нефтевозов. К устройству танкеров-газовозов предъявляют ся особые требования, связанные с низкими температурами гру зов, их повышенной опасностью и избыточным давлением в танках.
Суда-газовозы для приема сжиженных газов оборудуются спе циальными цистернами с разнообразной предохранительной и контрольно-измерительной аппаратурой. В настоящее время наи более распространены цилиндрические вертикальные цистерны диаметром 4—5 м и высотой до 12 ш; со сферическими или эллип тическими днищами. Но наиболее рациональной формой уже при знаны многодолевые цистерны, позволяющие лучше использовать кубатуру трюмов.
Для выгрузки жидкостей газовозы оборудуются специальными
грузовыми |
насосами, их общая производительность |
на судах |
полезной |
.грузоподъемностью в 6000—7000 т достигает |
1000 т/ч |
и более. |
|
|
Для поддержания нужной температуры и давления суда имеют холодильные и компрессорные установки. Некоторые газовозы снабжены установками для повторного сжижения испаряющихся газов.
Погрузочно-разгрузочные работы на танкерах-газовозах, а так же перевозки сжиженных газов чрезвычайно сложны и поэтому особо ответственны. Они регламентируются особыми правилами, опубликованными в 1968 г. в сборнике № 47 «Правила перевозок сжиженных газов на танкерах-газовозах Министерства морского флота СССР».
Широко распространены перевозки наливом на танкерах хи микалий, спирта, вина, жиров, растительных масел и других жид ких грузов.
Танки судов виновозов и масловозов облицовывают изнутри плексигласом или выполняются из специальных сталей. Танки для спирта изготавливаются из цинка. На танкерах для серной кисло ты танки облицовываются чистым алюминием.
Вмировом флоте на конец 1970 г. насчитывалось 216 танкеров для химикалий (из них в Японии 115 судов) и более 140 судов ви новозов и масловозов.
ВСССР имеют распространение перевозки наливом китового жира, растительных масел, винного и этилового спирта. ~
171
Налив и слив всех наливных грузов производится морскими портами по прямому варианту судно — цистерна или обратно или на базах грузоотправителей и грузополучателей, которые для вы полнения подобных операций должны иметь специальные емкости, трубопроводы, насосные установки, шланги и другое оборудо вание.
Лесные грузы и изделия из дерева. За годы социалистического строительства значительное развитие получила лесная промышлен ность. В 1970 г. вывозка деловой древесины составила 385 млн. ма и увеличилась против 1940 г. в 1,6 раза. Производство пиломате риалов составило 116,4 млн. м3 и увеличилось соответственно в
3,3 раза.
К основным свойствам, которые необходимо знать при приеме, сдаче и хранении лесных материалов, относятся объемная масса, влажность, цвет, запах и пороки древесины.
Объемная масса имеет значение при приеме и сдаче леса по за меру, а также для расчетов грузового плана по кубатуре трюмов судна. Величина объемной массы зависит от породы дерева, его влажности, формы распиловки и т. п.
Влажность имеет значение для определения способов склади рования и учета лесоматериалов по массе (ценные породы дерева иногда принимают и сдают по массе). В зависимости от степени
влажности лесоматериалы разделяются |
на |
сухие •— |
с влажностью |
до '20%, полусухие — с влажностью от |
25 |
до 35% |
и сырые — с |
влажностью свыше 35%.
Древесина содержит свободную, или капиллярную, воду, кото рая находится в полостях клеток, а также коллоидальную, нахо дящуюся в оболочках клеток.
Во время высыхания древесины в первую очередь испаряется свободная (капиллярная) вода; при этом уменьшается только масса древесины, а общее состояние ее и форма остаются без из менения. После свободной воды начинает испаряться коллоидаль ная, содержание которой составляет 23—30%. При испарении коллоидальной воды сокращаются клетки древесины, что приво дит к ее усушке.
При неправильном хранении досок и круглого леса в них по являются трещины. Причиной этого является неравномерное натя жение волокон при интенсивном высыхании древесины. Внешние слои высыхают быстрее, в них создается напряжение, в результате чего возникают трещины.
В случае интенсивного высыхания пиломатериалов доски при нимают корытообразную форму. Коробление тем больше, чем бли же доска к периферии бревна. Сердцевинные доски не коробятся, но становятся в кромках тоньше, чем в средней части.
Различные породы дерева (особенно тропические) имеют самый разнообразный естественный цвет. Древесина (за исключением ели) от действия воздуха и температурных колебаний меняет свой цвет, например, дуб становится черным, ольха приобретает крас новатый оттенок.
172
При длительном хранении под воздействием*' влаги и перемен ных температур древесина портится, что можно определить по на личию серых пятен, цветных полос и синевы.
По запаху древесины можно судить о степени ее доброкачест венности. Здоровая древесина обладает сильным запахом, свойст венным данной породе дерева, пораженная гнилью — характерным затхлым запахом.
К основным порокам древесины относятся древесные гнили, и синева. Причиной их являются многочисленные дереворазрушаю щие и деревоокрашивающие грибки; первые вызывают гниение древесины, вторые — ее посинение. Большая часть древесных гриб ков развивается при влажности дерева от 20 до 50% к абсолютно сухой массе и температуре от 23 до 44° С. Губительно действует на грибки солнечный свет, а также отсутствие влаги. В древесине, на сыщенной водой, а поэтому лишенной доступа воздуха, и в древе сине с влажностью ниже 20—25% грибки вообще не живут. Сле довательно, при хранении леса на воде или в условиях воздушной сушки грибки не развиваются. Гнилостный процесс в древесине является серьезным пороком, синева же, хотя и снижает товарный вид дерева, не уменьшает его механических свойств.
В зависимости от механических свойств, главным образом плот ности, различают древесину самую плотную (бакаут, черное дере во), очень плотную (дуб, красное дерево), плотную (орех, клен, береза, лиственница, сосна) и слабой плотности (ольха, ель, липа, осина).
В зависимости от степени и характера обработки лесоматериа
лы |
делятся |
на |
лес круглый, пиленый, тесаный и изделия из де |
||||
рева. |
|
|
|
|
|
|
|
Л ес круглый подразделяют на длинномерный (от 3 |
м и более) |
||||||
и короткомерный |
(до 3 м). Длинномерный лес в зависимости |
от |
|||||
назначения подразделяют на: |
|
|
|
|
|||
пиловочный —•для производства пиломатериалов |
длиной |
от |
3 |
||||
до 6,5 м (для |
внутреннего потребления) и длиной |
от |
3 до |
7,5 |
м |
||
(для экспорта), диаметром в верхнем торце 14 см и выше; |
|
|
|||||
судостроительный — для пиломатериалов, идущих в |
судострое |
||||||
ние, |
длиной от 8 |
до 14 м и более, диаметром от 22 см; |
|
|
|
тарный кряж — для бочковой и ящичной тары, длиной от 3 до 6 м, диаметром от 10 см;
рудничная стойка |
— для всех видов подземных работ, длиной |
до 7 м, которая затем |
разделывается на требуемую длину, диамет |
ром от 7 до 38 см; |
|
|
|
|
|
|
балансовое долготье — для |
целлюлозы |
и древесных |
масс, дли |
|
ной до 6 м, диаметром от 8 до 24 см; |
|
|
|
||
|
столбы — для мачт, свай, |
гидротехнических |
работ, |
для линий |
|
связи и электропередач и др., |
длиной от 4 |
до |
18 м, диаметром от |
||
8 |
до 36 см; |
|
м, диаметром от 14 см; |
||
|
строительный лес — длиной от 4 до 6,5 |
||||
|
тонкий кругляк — идущий на жерди и подтоварник, длиной от |
||||
3 |
до 6,5 м, диаметром от 3 до 7 и от 8 до |
13 |
см. Короткомерный |
173
круглый лес поставляют в виде балансов, рудничных стоек, кря жей для фанеры, дров и т. и. Основное место среди короткого ле са занимают балансы и стойка (пропсы).
Л ес пиленый по форме поперечного сечения различается на следующие виды: пластины, получающиеся в результате продоль ной распиловки кругляка на две равные части; четвертины, полу чающиеся в результате продольной распиловки кругляка на четы ре равные части; брусья бывают трех видов в зависимости от чис ла пропиленных сторон (двух-, трех- и четырехкатные); бруски отличаются от брусьев меньшими размерами сечения; доски быва ют различных размеров в сечении и различной длины.
Пиленый лес, идущий на экспорт, носит специальные наимено вания в зависимости от размеров: дилсы —■ это доски толщиной
•50— 100 мм, шириной 225—275 |
мм, длиной |
2,74 м и более; |
баттен- |
|
сы — доски толщиной 50—100 |
мм, шириной 50—225 |
мм, |
длиной |
|
2,74 м и более; бордсы — доски толщиной |
менее 50 |
мм, шириной |
50—275 мм, длиной 2,74 м и более, доски таких лее сечений, но имеющие длину от 1,52 до 2,74 м, называются эндсами, бракован ные обрезки досок различной ширины и толщины длиной от 0,3 м
иболее имеют название «файервуд».
Клесу тесаному относятся так называемые слиперы, полуслипе'ры и шпалы; длина их колеблется от 2,39 до 2,72 м.
Кизделиям из дерева относятся паркет, клепка бочарная, тар ная дощечка, фанера и др.
Лесные порты, или, как их называют, лесные биржы, находятся в ведении главлесснабов. Однако в некоторых морских портах имеются лесные перегрузочные участки, на которых перевалива ются значительные количества лесных материалов.
Лесные материалы в основном хранят на открытых площадках, а круглый лес в некоторых портах хранят на воде. Под навесами укладывают пиленый лес и заготовки из лиственных и хвойных пород, а в закрытых складах — особенно ценные породы (красное дерево, самшит, бакаут и т. п.), фанеру, изделия из дерева, пар кет, клепку.
Складские площадки для хранения'леса и лесоматериалов мо
гут быть грунтовые |
с хорошо утрамбованным |
грунтом, |
а также |
с различного рода |
покрытием (асфальтированные, бетонирован |
||
ные и булыжные). |
Для площадок необходимо |
выбирать |
участки |
с глубоким залеганием подпочвенных вод; площадки должны быть чистыми и сухими. Поверхность площадки нужно делать ровной, без впадин, с уклоном к водосбросам. Грунтовые и ливневые воды отводят закрытыми дренажами. Открытые кюветы для стока этих
вод можно делать вне склада, на расстоянии не менее 25 м от его границ.
Проезды должны иметь твердые покрытия шириной не менее
6 м с подходами к водоисточникам и площадкам для стоянки по жарных автомашин.
Для разных сортов лесных грузов применяют различные спо собы формирования штабелей. Круглый лес — длинномер склади
1 7 4