Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

руют и хранят мокрым, сырым или сухим способом. При мокром способе древесину укладывают в максимально уплотненные шта­ беля так, чтобы влага сохранялась в ней. В теплое время года для искусственного увлажнения дерева штабеля обливают водой. При сыром способе свежесрубленную древесину укладывают также в уплотненные штабеля, не снимая с бревен коры, что обеспечивает сохранение в них влаги. При сухом способе древесину уклады­ вают в неплотные штабеля, чтобы внутри и вокруг них обеспечи­ валась циркуляция воздуха.

Круглый хвойный лес обычно складируют на открытых пло­ щадках. План размещения складских площадок и система меха­ низации разрабатываются с учетом местных климатических усло­ вий, направления грузопотоков и принятого способа хранения леса. При сухом способе хранения штабеля располагают с широкими разрывами вдоль направления господствующих ветров, при мок­ ром и сыром способах — с минимальными разрывами поперек на­ правления господствующих ветров, чтобы создать увлажненный й мягкий микроклимат внутри штабелей.

Типы механизмов и систему расположения их относительно причалов и других погрузочно-разгрузочных фронтов выбирают в зависимости от принятой системы закладки штабелей. Если шта­ беля по условиям местного климата и способа хранения распола­ гаются перпендикулярно причалам, применяют поперечные лесо­ таски для выкатки леса из воды или портальные краны для выгрузки его из судов. Для перевалки леса от причала в тыл ис­ пользуют кабельные краны с расположением подкрановых путей параллельно береговой линии.

Высота штабелей зависит главным образом от типа механиз­ мов, используемых на складах, и от методов хранения леса. При оборудовании складов поперечными и продольными транспортера­ ми, а также при перевалке леса различными лебедками высота штабелей обычно не превышает 10 м, при кабельных или порталь­

ных

кранах она

может достигать 12— 14 м. Штабеля сухого спо­

соба

хранения

кладут невысокими, влажного хранения — макси­

мально высокими.

Длина штабелей зависит от типа механизации складов. При работе продольными транспортерами длина штабелей не превыша­ ет 80 м, при работе поперечными транспортерами она достигает 120 м, при перевалке лебедками — 200 м, а при работе кабельны­ ми кранами, в зависимости от их пролетов,— 250—300 м. Ширина штабелей определяется максимальной длиной бревен. Каждый штабель определяется от соседнего интервалом шириной не менее 1 м и одной стороной должен выходить на мощеную дорогу. Шта­ беля объединяют в группы общей площадью не более 900— 1000 м2. Между группами оставляют продольные и поперечные проезды шириной не менее 5 м.

Группы штабелей объединяют в кварталы общей площадью до 1 га, между которыми устраивают интервалы шириной 10 м. Каж­ дые четыре квартала отделяют от соседних проездом шириной 25 м.



г

 

 

Т а б л и ц а 25

жесткую плавучую цепь, со­

 

Площадь ак­

Диа­

Площадь ак­

стоящую из звеньев бревен, не

Диа­

позволяющую

лесу

расплы­

ватории, зани-'

ватории, зани­

метр

метр

ваться по акватории.

 

бревен,

маемая одним

бревен,

маемая одним

 

см

кубометром

см

кубометром

При таком способе хране­

древесины, ма

древесины, м2

 

 

 

5

ния высвобождается

террито­

20

6,5

28

рия порта, обеспечивается воз­

24

6

32

4,5

можность легкой транспорти­

36

4

ровки леса в «кошелях» по ак­

 

 

 

 

 

 

 

 

ватории порта.

Кроме того, лес

на воде легко формируется в пакеты, чем достигается ускорение перегрузочного процесса.

Под хранение леса нужно выбирать часть акватории, не исполь­ зуемую для движения и стоянки судов, а также защищенную от господствующих ветров и волнения. Размер площади акватории зависит от толщины бревен. Ее можно определить, пользуясь дан­ ными, приведенными в табл. 25.

Длину боновой цепи можно определить по формуле

Е = 4 ] / Д ,

(9)

где Е — общая площадь акватории, необходимая для размещения определенного количества леса, рассчитанная на основании табл. 25.

Если боновую цепь концами пристраивают к береговой полосе, то, естественно, длина цепи уменьшается на длину береговой по­ лосы.

На рис. 53 показаны боны различных конструкций, применяе­ мые для хранения леса на воде и различных сплавных операций с кругдым лесом. Шпоночные боны обладают большой прочностью при действии поперечных сил и применяются для сортировочных и грузовых устройств на участках, где такие силы достигают зна­ чительных размеров. Болтовые боны обладают повышенной проч­ ностью при действии продольных сил. Эти боны применяют в ка­ честве лесонаправляющих сооружений, а также для запаней в тех местах акватории, где большие местные волнения вызывают вер­ тикальные силы. Шпоночные боны обладают незначительной по­ перечной и продольной прочностью; применяются в условиях не­ большой нагрузки. Пакетные боны проще и дешевле других, но обладают малой прочностью при действии поперечных сил и почти совершенно не имеют прочности при действии продольных сил. Применяются в качестве ограждений на спокойных участках аква­ тории для хранения небольших партий леса.

В устройстве боновых цепей большое значение имеет способ соединения звеньев. Для этого применяются шарнирно-болтовое и шарнирно-швеллерное соединения для различных плоских бонов. Помимо указанных соединений, часто всю боновую цель прикре­ пляют к продольному тросу. Укладка продольного троса и при­ крепление к нему отдельных звеньев бона должны обеспечивать

178


восприятие тросом большей части продольных нагрузок. При этом на тросе нельзя допускать провисаний, он должен быть макси­ мально обтянут. Один конец звена присоединяется к тросу скобой, обеспечивающей свободное движение троса, а другой конец — к тросу неподвижно специальным зажимом.

. Ш п о н о ч н ы й б он с т о р о ч е н н ы м и б о л т а м и

А

А - 1 '

 

A ^ i

Ш п о н о ч н ы й Бо н а —|

Б о л т о в о й б о н д_^i

А - А

 

■■о,оваср

П а к е т н ы й бон/у~~.

 

А—г*

 

Ш п о н о ч н о -б о л т о в о й бон

 

А»1"|Ьа)

’ Разм еры шпонок и

\б о л т о & ы х бонов

 

Iб о л т о в т а ки е ж е ,

 

Укак у Шпоночных и.

ж

 

Рис. 53. Конструкции бонов для хранения круглого леса на воде

Круглый лес выгружают из бонов на берег или грузят на суда портальными и плавучими кранами, а также судовыми грузовыми средствами при помощи обычных стропов или самоотцепляющимися стропами с роликами, способными выдержать пакет массой до 5 т, а также грейферами для плотового леса грузоподъемностью

Д° В* последние годы внедряется пакетный способ перевозки круг­ лого леса — длинномера, в связи с чем созданы специальные па­ кетоформирующие машины. Пакет, сформированный в такой ма­

12*

г

шине, увязывается строп-контейнером (специальным стропом) и подается в трюм судна плавучим краном или судовыми средст­ вами.

Лесоматериалы перевозятся на специализированных судах, ле­ совозах и на других приспособленных для этого судах.

Перед погрузкой пиломатериалов грузовые помещения должны быть очищены от остатков других грузов, особенно дурно пахну­ щих, жиров, волокнистых, от пыли и срязи. Если пиломатериалы предназначены для производства тары продовольственных това­ ров, одежды и других восприимчивых к запахам товаров, а так­ же для мебели, то трюмы следует вымыть, просушить и провенти­ лировать. Древесина хорошо поглощает и долго удерживает посторонние запахи. Загрязнение лесоматериалов маслами, мине­ ральными веществами приводит к непригодности их для произ­ водства мебели и различных отделочных работ. Для погрузки круг­ лого и тесаного леса можно сделать только сухую очистку.

Степеньвлажности лесоматериалов имеет существенное значе­ ние для использования грузоподъемности судна, поскольку от влажности зависит объемная масса лесоматериалов, которая ко­ леблется в пределах 0,47—0,80 т/м3.

Хорошо просушенный лес может быстро поглощать влагу. этому количество принимаемого на судно леса может быть опреде­ лено с необходимой точностью в процессе его погрузки при помощи грузовой шкалы и замеров осадки судна. В связи с этим бункеров­ ка судна, как правило, должна быть произведена до начала по­ грузки.

Более полное использование грузоподъемности судна достига­ ется, когда композиция пиломатериалов состоит из 2/3 толстых до­ сок (дилсов и батенсов) и 7з — из тонких (бордсов). Для макси­ мального заполнения образующихся пустот должно быть достаточ­ ное количество коротких досок — эндсов и файервуда. Такой пи­ ломатериал должен находиться у борта судна и использоваться по мере погрузки толстых досок.

Лесные грузы сравнительно легки, поэтому после загрузки трю­ мов остается неиспользованной грузоподъемность судна в преде­ лах 30—40%. В связи с этим лесоматериалы загружают также и на палубы судов.

Погрузка леса на палубу строго регламентируется специальны­ ми правилами и положениями. Требования этих правил направле­ ны на предупреждение гибели судов вследствие перегрузки палуб лесом.

Перегрузка судна может возникнуть не только в процессе по­ грузки, но и в рейсе вследствие увлажнения палубных лесомате­ риалов. В этом случае также повышается центр тяжести и судно может потерять остойчивость.

. Принимаемый на палубу лес должен быть уложен особенно плотно, в зимнее время высота палубного леса не должна превы­ шать ’/з наибольшей ширины судна. Крепление палубного груза должно быть надежным, выполнено специальными найтовами, ко­

180


торые сначала затягивают лебедками, а слабины дожимают вин­ товыми талрепами. При этом должны быть предусмотрены воз­ можность быстрой, легкой и безопасной отдачи найтовов и сброс леса за борт, если судно окажется в критическом аварийном по­ ложении.

Порядок приема, сдачи и хранения, а также подготовки судов и способов их загрузки регламентируется «Временными правила­ ми перевозки лесных грузов на судах Министерства морского■ флота».

§ 20. ОСОБОРЕЖИМНЫЕ ГРУЗЫ

Скоропортящиеся грузы. К скоропортящимся грузам, относится обширный перечень основных продуктов питания.

Сырые пищевые продукты животного и растительного проис­ хождения не выдерживают продолжительного хранения и транс­ портирования при обычных условиях. Большинство консервирован­ ных скоропортящихся продуктов, хотя и приобретает стойкость против воздействия микробов и гнилостных процессов, тем не ме­ нее требует особых условий хранения.

Основное условие сохранения скоропортящихся продуктов при перевозках — это поддержание постоянной, оптимальной для дан­ ного продукта температуры, влажности воздуха и вентиляции по­ мещения. Если замороженное мясо или рыба подвергаются много­ кратным изменениям температуры, они теряют свои качества, а такие продукты, как овоши и фрукты, в этом случае подвергаются быстрой порче. Для сохранения скоропортящихся продуктов су­ ществует транспортная холодильная система, в которую входят специальные рефрижераторные вагоны, суда, автомобили. В портах и на станциях железных дорог имеются специальные холодильные склады.

Сам по себе холод не может улучшить качество продукта, если в нем начался процесс порчи. Поэтому замораживанию подверга­ ют только совершенно свежие продукты.

Многие скоропортящиеся продукты могут сохраняться даже в наиболее благоприятных условиях только в течение определенных сроков.

Скоропортящиеся продукты, перевозимые морским транспор­ том, по совокупной общности их свойств (которые зависят от их происхождения и степени производственной обработки), подраз­ деляются на мясные, рыбные, плодоовощные, яичные, молочные консервы и прочие.

По совокупности показателей оптимальных режимов хранения и перевозки скоропортящиеся продукты подразделяются на четыре

класса:

при температурах от —6° С

а)

замороженные — перевозимые

и ниже;

при температурах от —5 до

б)

охлажденные — перевозимые

— 1° С,

но не ниже температуры

замерзания (криоскопической

18L