Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 0
руют и хранят мокрым, сырым или сухим способом. При мокром способе древесину укладывают в максимально уплотненные шта беля так, чтобы влага сохранялась в ней. В теплое время года для искусственного увлажнения дерева штабеля обливают водой. При сыром способе свежесрубленную древесину укладывают также в уплотненные штабеля, не снимая с бревен коры, что обеспечивает сохранение в них влаги. При сухом способе древесину уклады вают в неплотные штабеля, чтобы внутри и вокруг них обеспечи валась циркуляция воздуха.
Круглый хвойный лес обычно складируют на открытых пло щадках. План размещения складских площадок и система меха низации разрабатываются с учетом местных климатических усло вий, направления грузопотоков и принятого способа хранения леса. При сухом способе хранения штабеля располагают с широкими разрывами вдоль направления господствующих ветров, при мок ром и сыром способах — с минимальными разрывами поперек на правления господствующих ветров, чтобы создать увлажненный й мягкий микроклимат внутри штабелей.
Типы механизмов и систему расположения их относительно причалов и других погрузочно-разгрузочных фронтов выбирают в зависимости от принятой системы закладки штабелей. Если шта беля по условиям местного климата и способа хранения распола гаются перпендикулярно причалам, применяют поперечные лесо таски для выкатки леса из воды или портальные краны для выгрузки его из судов. Для перевалки леса от причала в тыл ис пользуют кабельные краны с расположением подкрановых путей параллельно береговой линии.
Высота штабелей зависит главным образом от типа механиз мов, используемых на складах, и от методов хранения леса. При оборудовании складов поперечными и продольными транспортера ми, а также при перевалке леса различными лебедками высота штабелей обычно не превышает 10 м, при кабельных или порталь
ных |
кранах она |
может достигать 12— 14 м. Штабеля сухого спо |
соба |
хранения |
кладут невысокими, влажного хранения — макси |
мально высокими.
Длина штабелей зависит от типа механизации складов. При работе продольными транспортерами длина штабелей не превыша ет 80 м, при работе поперечными транспортерами она достигает 120 м, при перевалке лебедками — 200 м, а при работе кабельны ми кранами, в зависимости от их пролетов,— 250—300 м. Ширина штабелей определяется максимальной длиной бревен. Каждый штабель определяется от соседнего интервалом шириной не менее 1 м и одной стороной должен выходить на мощеную дорогу. Шта беля объединяют в группы общей площадью не более 900— 1000 м2. Между группами оставляют продольные и поперечные проезды шириной не менее 5 м.
Группы штабелей объединяют в кварталы общей площадью до 1 га, между которыми устраивают интервалы шириной 10 м. Каж дые четыре квартала отделяют от соседних проездом шириной 25 м.
г
|
|
Т а б л и ц а 25 |
жесткую плавучую цепь, со |
||||
|
Площадь ак |
Диа |
Площадь ак |
стоящую из звеньев бревен, не |
|||
Диа |
позволяющую |
лесу |
расплы |
||||
ватории, зани-' |
ватории, зани |
||||||
метр |
метр |
ваться по акватории. |
|
||||
бревен, |
маемая одним |
бревен, |
маемая одним |
|
|||
см |
кубометром |
см |
кубометром |
При таком способе хране |
|||
древесины, ма |
древесины, м2 |
||||||
|
|
|
5 |
ния высвобождается |
террито |
||
20 |
6,5 |
28 |
рия порта, обеспечивается воз |
||||
24 |
6 |
32 |
4,5 |
можность легкой транспорти |
|||
36 |
4 |
ровки леса в «кошелях» по ак |
|||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
ватории порта. |
Кроме того, лес |
на воде легко формируется в пакеты, чем достигается ускорение перегрузочного процесса.
Под хранение леса нужно выбирать часть акватории, не исполь зуемую для движения и стоянки судов, а также защищенную от господствующих ветров и волнения. Размер площади акватории зависит от толщины бревен. Ее можно определить, пользуясь дан ными, приведенными в табл. 25.
Длину боновой цепи можно определить по формуле
Е = 4 ] / Д , |
(9) |
где Е — общая площадь акватории, необходимая для размещения определенного количества леса, рассчитанная на основании табл. 25.
Если боновую цепь концами пристраивают к береговой полосе, то, естественно, длина цепи уменьшается на длину береговой по лосы.
На рис. 53 показаны боны различных конструкций, применяе мые для хранения леса на воде и различных сплавных операций с кругдым лесом. Шпоночные боны обладают большой прочностью при действии поперечных сил и применяются для сортировочных и грузовых устройств на участках, где такие силы достигают зна чительных размеров. Болтовые боны обладают повышенной проч ностью при действии продольных сил. Эти боны применяют в ка честве лесонаправляющих сооружений, а также для запаней в тех местах акватории, где большие местные волнения вызывают вер тикальные силы. Шпоночные боны обладают незначительной по перечной и продольной прочностью; применяются в условиях не большой нагрузки. Пакетные боны проще и дешевле других, но обладают малой прочностью при действии поперечных сил и почти совершенно не имеют прочности при действии продольных сил. Применяются в качестве ограждений на спокойных участках аква тории для хранения небольших партий леса.
В устройстве боновых цепей большое значение имеет способ соединения звеньев. Для этого применяются шарнирно-болтовое и шарнирно-швеллерное соединения для различных плоских бонов. Помимо указанных соединений, часто всю боновую цель прикре пляют к продольному тросу. Укладка продольного троса и при крепление к нему отдельных звеньев бона должны обеспечивать
178
восприятие тросом большей части продольных нагрузок. При этом на тросе нельзя допускать провисаний, он должен быть макси мально обтянут. Один конец звена присоединяется к тросу скобой, обеспечивающей свободное движение троса, а другой конец — к тросу неподвижно специальным зажимом.
. Ш п о н о ч н ы й б он с т о р о ч е н н ы м и б о л т а м и |
А -А |
А - 1 ' |
|
A ^ i
Ш п о н о ч н ы й Бо н а —|
Б о л т о в о й б о н д_^i |
А - А |
|
■■о,оваср |
П а к е т н ы й бон/у~~. |
|
А—г* |
|
Ш п о н о ч н о -б о л т о в о й бон |
|
А»1"|Ьа) |
’ Разм еры шпонок и |
\б о л т о & ы х бонов |
|
|
Iб о л т о в т а ки е ж е , |
|
Укак у Шпоночных и. |
ж |
|
Рис. 53. Конструкции бонов для хранения круглого леса на воде
Круглый лес выгружают из бонов на берег или грузят на суда портальными и плавучими кранами, а также судовыми грузовыми средствами при помощи обычных стропов или самоотцепляющимися стропами с роликами, способными выдержать пакет массой до 5 т, а также грейферами для плотового леса грузоподъемностью
Д° В* последние годы внедряется пакетный способ перевозки круг лого леса — длинномера, в связи с чем созданы специальные па кетоформирующие машины. Пакет, сформированный в такой ма
12*
г
шине, увязывается строп-контейнером (специальным стропом) и подается в трюм судна плавучим краном или судовыми средст вами.
Лесоматериалы перевозятся на специализированных судах, ле совозах и на других приспособленных для этого судах.
Перед погрузкой пиломатериалов грузовые помещения должны быть очищены от остатков других грузов, особенно дурно пахну щих, жиров, волокнистых, от пыли и срязи. Если пиломатериалы предназначены для производства тары продовольственных това ров, одежды и других восприимчивых к запахам товаров, а так же для мебели, то трюмы следует вымыть, просушить и провенти лировать. Древесина хорошо поглощает и долго удерживает посторонние запахи. Загрязнение лесоматериалов маслами, мине ральными веществами приводит к непригодности их для произ водства мебели и различных отделочных работ. Для погрузки круг лого и тесаного леса можно сделать только сухую очистку.
Степеньвлажности лесоматериалов имеет существенное значе ние для использования грузоподъемности судна, поскольку от влажности зависит объемная масса лесоматериалов, которая ко леблется в пределах 0,47—0,80 т/м3.
Хорошо просушенный лес может быстро поглощать влагу. этому количество принимаемого на судно леса может быть опреде лено с необходимой точностью в процессе его погрузки при помощи грузовой шкалы и замеров осадки судна. В связи с этим бункеров ка судна, как правило, должна быть произведена до начала по грузки.
Более полное использование грузоподъемности судна достига ется, когда композиция пиломатериалов состоит из 2/3 толстых до сок (дилсов и батенсов) и 7з — из тонких (бордсов). Для макси мального заполнения образующихся пустот должно быть достаточ ное количество коротких досок — эндсов и файервуда. Такой пи ломатериал должен находиться у борта судна и использоваться по мере погрузки толстых досок.
Лесные грузы сравнительно легки, поэтому после загрузки трю мов остается неиспользованной грузоподъемность судна в преде лах 30—40%. В связи с этим лесоматериалы загружают также и на палубы судов.
Погрузка леса на палубу строго регламентируется специальны ми правилами и положениями. Требования этих правил направле ны на предупреждение гибели судов вследствие перегрузки палуб лесом.
Перегрузка судна может возникнуть не только в процессе по грузки, но и в рейсе вследствие увлажнения палубных лесомате риалов. В этом случае также повышается центр тяжести и судно может потерять остойчивость.
. Принимаемый на палубу лес должен быть уложен особенно плотно, в зимнее время высота палубного леса не должна превы шать ’/з наибольшей ширины судна. Крепление палубного груза должно быть надежным, выполнено специальными найтовами, ко
180
торые сначала затягивают лебедками, а слабины дожимают вин товыми талрепами. При этом должны быть предусмотрены воз можность быстрой, легкой и безопасной отдачи найтовов и сброс леса за борт, если судно окажется в критическом аварийном по ложении.
Порядок приема, сдачи и хранения, а также подготовки судов и способов их загрузки регламентируется «Временными правила ми перевозки лесных грузов на судах Министерства морского■ флота».
§ 20. ОСОБОРЕЖИМНЫЕ ГРУЗЫ
Скоропортящиеся грузы. К скоропортящимся грузам, относится обширный перечень основных продуктов питания.
Сырые пищевые продукты животного и растительного проис хождения не выдерживают продолжительного хранения и транс портирования при обычных условиях. Большинство консервирован ных скоропортящихся продуктов, хотя и приобретает стойкость против воздействия микробов и гнилостных процессов, тем не ме нее требует особых условий хранения.
Основное условие сохранения скоропортящихся продуктов при перевозках — это поддержание постоянной, оптимальной для дан ного продукта температуры, влажности воздуха и вентиляции по мещения. Если замороженное мясо или рыба подвергаются много кратным изменениям температуры, они теряют свои качества, а такие продукты, как овоши и фрукты, в этом случае подвергаются быстрой порче. Для сохранения скоропортящихся продуктов су ществует транспортная холодильная система, в которую входят специальные рефрижераторные вагоны, суда, автомобили. В портах и на станциях железных дорог имеются специальные холодильные склады.
Сам по себе холод не может улучшить качество продукта, если в нем начался процесс порчи. Поэтому замораживанию подверга ют только совершенно свежие продукты.
Многие скоропортящиеся продукты могут сохраняться даже в наиболее благоприятных условиях только в течение определенных сроков.
Скоропортящиеся продукты, перевозимые морским транспор том, по совокупной общности их свойств (которые зависят от их происхождения и степени производственной обработки), подраз деляются на мясные, рыбные, плодоовощные, яичные, молочные консервы и прочие.
По совокупности показателей оптимальных режимов хранения и перевозки скоропортящиеся продукты подразделяются на четыре
класса: |
при температурах от —6° С |
|
а) |
замороженные — перевозимые |
|
и ниже; |
при температурах от —5 до |
|
б) |
охлажденные — перевозимые |
|
— 1° С, |
но не ниже температуры |
замерзания (криоскопической |
18L