Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
f
3. Количество продукта в резервуаре
<2 = 2310-0,865= 1998 т.
Всего слито из танкера
1998-208=1790 т.
Результаты замеров оформляются актом по установленной форме.
В тех случаях, когда длина береговых трубопроводов от ре зервуара до судна превышает 2 км, или когда техническое состоя ние резервуаров и трубопроводов не обеспечивает, точности заме ров, либо когда отсутствуют или просрочены калибровочные таб лицы резервуаров и трубопроводов, количество груза определяют по замерам в судовых танках.
Для определения количества нефтепродуктов в танках на судах имеются также калибровочные таблицы, которые составляются заводом-строителем.
При помощи специальных металлических рулеток через замер ные трубки замеряют взлив воды и продукта, а также пустоты. Определяют температуру продукта по среднему слою, а затем по калибровочным таблицам рассчитывают объем продукта в каждом тапке. Если в период замеров судно находится не на ровном киле, то вводятся поправки на дифферент. Затем определяют среднюю плотность продукта с учетом температурной поправки и находят массу груза тем же методом, что и при замерах в береговых резервуарах.
Результаты замеров оформляют актом по установленной форме.
§ 28. УЧЕТ ГРУЗОВ ПО ОСАДКЕ СУДНА
Массу навалочных и насыпных грузов можно опре делить приближенно по осадке судна. Такой способ применяется только в том случае, если судно принимает или сдает однородный груз (один сорт угля, руды, зерна)( Используется он главным об разом для регулирования загрузки судна и в редких случаях, по согласованию с грузовладельцем, для определения массы груза, включаемого в грузовые документы.
Этот способ основан на законе Архимеда. Массу воды, вытес няемую судном, называют водоизмещением судна. Различают во доизмещение судна с грузом и в порожнем состоянии.
Поскольку водоизмещение изменяется в зависимости. от сте пени загрузки судна, любому линейному значению осадки соот ветствует определенное водоизмещение.
Количество груза определяется по формуле |
|
Q ~D K DM (±Д<7), |
(15) |
где DK— водоизмещение судна по окончании погрузки или вы грузки;
DH— водоизмещение судна до начала погрузки или выгруз ки;
228
+ Дq — суммарное изменение запасов топлива, воды и различ
|
ных хозяйственных |
запасов (продовольствие, |
багаж |
||||
|
и пр.). Знак плюс принимается, если запасы увеличи |
||||||
|
ваются, а'знак |
минус — если запасы |
уменьшаются. |
||||
При |
погрузке |
судна |
расчеты по |
указанной |
формуле |
дают |
|
положительный |
результат; а |
при |
выгрузке |
судна — отрица |
|||
тельный. |
|
|
|
|
|
|
|
Для |
определения количества погруженного или выгруженного |
груза пользуются грузовой шкалой, которая представляет собой чертеж-таблицу, состоящую из ряда шкал с делениями:
шкалы водоизмещения в |
тоннах для |
соленой |
и пресной |
воды ;: |
|
|
|
шкалы углублений (осадки) |
судна в метрах и футах, которая |
||
строго согласована с марками |
углублений, |
наносимых |
на штев |
нях и бортах судна; |
|
|
|
числа тонн, приходящегося на 1 см осадки судна. Значения это го показателя с увеличением осадки возрастают, поэтому количе ство тонн на единицу осадки надо снимать с грузовой шкалы толь ко в районе найденной средней осадки.
При пользовании грузовой шкалой определять значения водо измещения надо по шкале для пресной воды, если судно находит ся в пресной воде, и по шкале для соленой воды, если оно нахо дится в соленой воде.
Чтобы определить водоизмещение до начала грузовых работ и после них, необходимо определить средние осадки судна. К искомой средней осадке должны быть введены поправки на дифферент (если он большой) и на продольный изгиб судна (если он есть). Данные для таких поправок имеются на судах в соответствующих информационных материалах.
В ходе грузовых работ учитываются изменения веса судовых запасов и веса вредного груза. Количество топлива, питьевой и технической воды определяют по данным машинного журнала; различные судовые запасы и имущество — по данным инвентар
ных журналов. |
Масса |
вредного |
груза |
(балластные воды, вода в |
|||||
льялах |
и др.) |
изменяется сравнительно медленно, и администра |
|||||||
ция судна обязана знать ее хотя бы приближенно. |
|||||||||
|
Пример 4. |
До |
начала |
выгрузки |
судна Дн = 9350 |
т, после выгрузки DK-= |
|||
= 3450 т. |
За время |
выгрузки принято |
топлива |
300 т, |
поды 150 т, различных |
||||
судовых запасов |
30 |
т. За время выгрузки израсходовано топлива 10 т, воды |
|||||||
15 |
т, хозяйственных |
грузов |
5 т, а также откачаны балластные воды— 40 т. . |
||||||
|
Количество |
выгруженного груза по формуле (15) составит |
|||||||
|
|
Q=3450—9350— (300+150+30—10—15—5—40) = —6310 т. |
|||||||
За |
Пример 5. |
До' |
начала |
погрузки 14 = 3100 |
т, после погрузки D„ = 9900 т. |
||||
время |
погрузки |
принято топлива 250 т, воды 90 т, продовольствия 4 т. |
|||||||
За |
время |
погрузки |
израсходовано топлива 8 т, |
воды |
15 т, различных запасов |
4 т. Кроме того, выгружено сепарации 30 т. Количество погруженного груза составит
<2=9900 —3100— ( 2 5 0 + 9 0 + 4 - 8 - 1 5 - 4 - 3 0 ) =6513 т.
229
Глава VII
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ГРУЗОВ
§ 29. НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ СОХРАНЕНИЯ ГРУЗОВ
Для обеспечения сохранности грузов проводятся зна чительные мероприятия как в процессе производства товаров, так и при их транспортировании. Сохранность грузов при перевозках во многом зависит от того, насколько эффективны меры, прово димые промышленными предприятиями и грузоотправителями по обеспечению транспортабельности грузов.
На современном этапе развития социалистической экономики все более возрастает значение качества промышленной и сельско хозяйственной продукции. XXIV съезд КПСС поставил задачу в девятой пятилетке поднять технический уровень, экономичность и качество продукции во всех отраслях народного хозяйства. Одно временно поставлена задача сохранения качества продукции в сфере обращения.
«Все возрастающие объемы производства, задачи всемерного повышения его эффективности требуют комплексного подхода к развитию не только основного производства, но и обеспечиваю щих его смежных производств. Нельзя забывать и о таких участ ках, как складское *и тарное хозяйство, от состояния которых зави сит сохранность и экономия сырья, материалов, готовой продук ции»1.
Важным мероприятием, способствующим Повышению качества товаров и обеспечению их сохранности при транспортировании, является стандартизация. Стандартизацией называется разработка технических условий изготовления образцов товаров определенно го качества или свойства, являющихся эталонами для массового производства товаров данного вида. В Советском Союзе стандарты имеют силу закона и обязательны для всех предприятий.
XXIV съезд КПСС поставил задачу: «Повышать научно-техни ческий уровень стандартов и их роль в улучшении качества про дукции. Провести обновление действующих стандартов и техниче ских условий, обеспечив замену устаревших показателей и своевременное отражение требований народного хозяйства, гаран тирующих высокий технический уровень и качество продукции»12.
Надзор за качеством выпускаемой продукции осуществляется: на предприятиях — отделами технического контроля; в торговой
1 А. Н. К о с ы г и н . Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему пла ну развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 годы. М., Политиздат, 1971, стр. 22.
2 Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народ ного хозяйства СССР на 1971—1975 годы. М., Политиздат, стр. 13.
230
системе — товароведами. В системе Министерства внешней тор говли действует Инспекция по качеству экспортных товаров, ко торая контролирует выпуск и хранение продукции, поставляемой на экспорт. Государственные общесоюзные стандарты— (ГОСТы) являются документами, состоящими из нескольких разделов.
Во вводной части дается краткая характеристика стандарти зуемой продукции.
Вразделе «Классификация» приводится группировка продук ции в зависимости от отдельных характерных признаков — сырья, способа производства, назначения и др. или дается разбивка на классы, группы, виды, сорта с указанием их наименования.
Вразделе «Технические условия» дается подробное описание свойств и признаков, которым должен удовлетворять стандартный продукт.
Вразделе «Упаковка и маркировка» приводится описание та ры, которая должна быть использована для упаковки товара, что
бы предохранить его от вредноговоздействия внешней среды, а также обозначение порядка и характера маркировки.
Вразделе «Правила приемки» излагается порядок отбора проб
иметодов определения качества товаров.
Вразделе «Условия хранения и перевозки товаров» приводят
ся данные об оптимальных условиях внешней среды и требованиях к перевозочным средствам и хранилищам, при соблюдении которых обеспечивается наилучшее сохранение качества товаров в про цессе перевозки и хранения их на складах.
Грузоотправители и предприятия затрачивают огромные сред ства для осуществления различных работ и операций, связанных с выполнением требований ГОСТов, обеспечивающих сохранность грузов при хранении и перевозках. К ним относятся: консервация и консервирование изделий; выбор эффективных изолирующих и амортизирующих материалов; выбор наиболее эффективных видов внутренней и внешней тары, а также способов крепления изделий во внешней таре.
Количественные и качественные потери грузов, а иногда полная их порча связаны с несоблюдением правил перегрузки, хранения и перевозки, а нередко они вызваны несовершенством материаль но-технической базы области хранения, подвижного состава тран
спорта и перегрузочных механизмов и устройств. |
|
|||
Ежегодно потери |
при транспортировании составляют: |
угля |
||
18—20 млн. т; руды |
11— 13; |
цемента 4—5 |
млн. т; бой стекла — |
|
около 10% (от перевозимого |
количества), |
огромные потери |
кир |
пича. Убытки от порчи сельскохозяйственных продуктов также достигают больших размеров. Еще большие потери и других грузов.
В Директивах XXIV съезда КПСС поставлена задача огромной важности: «Расширить производство ■ специальных транспортных, погрузочно-разгрузочных механизмов и устройств, обеспечиваю щих снижение потерь сыпучих грузов — цемента, минеральных удобрений и других — при их транспортировке. Ускорить строи
231