Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

f

3. Количество продукта в резервуаре

<2 = 2310-0,865= 1998 т.

Всего слито из танкера

1998-208=1790 т.

Результаты замеров оформляются актом по установленной форме.

В тех случаях, когда длина береговых трубопроводов от ре­ зервуара до судна превышает 2 км, или когда техническое состоя­ ние резервуаров и трубопроводов не обеспечивает, точности заме­ ров, либо когда отсутствуют или просрочены калибровочные таб­ лицы резервуаров и трубопроводов, количество груза определяют по замерам в судовых танках.

Для определения количества нефтепродуктов в танках на судах имеются также калибровочные таблицы, которые составляются заводом-строителем.

При помощи специальных металлических рулеток через замер­ ные трубки замеряют взлив воды и продукта, а также пустоты. Определяют температуру продукта по среднему слою, а затем по калибровочным таблицам рассчитывают объем продукта в каждом тапке. Если в период замеров судно находится не на ровном киле, то вводятся поправки на дифферент. Затем определяют среднюю плотность продукта с учетом температурной поправки и находят массу груза тем же методом, что и при замерах в береговых резервуарах.

Результаты замеров оформляют актом по установленной форме.

§ 28. УЧЕТ ГРУЗОВ ПО ОСАДКЕ СУДНА

Массу навалочных и насыпных грузов можно опре­ делить приближенно по осадке судна. Такой способ применяется только в том случае, если судно принимает или сдает однородный груз (один сорт угля, руды, зерна)( Используется он главным об­ разом для регулирования загрузки судна и в редких случаях, по согласованию с грузовладельцем, для определения массы груза, включаемого в грузовые документы.

Этот способ основан на законе Архимеда. Массу воды, вытес­ няемую судном, называют водоизмещением судна. Различают во­ доизмещение судна с грузом и в порожнем состоянии.

Поскольку водоизмещение изменяется в зависимости. от сте­ пени загрузки судна, любому линейному значению осадки соот­ ветствует определенное водоизмещение.

Количество груза определяется по формуле

 

Q ~D K DM (±Д<7),

(15)

где DK— водоизмещение судна по окончании погрузки или вы­ грузки;

DH— водоизмещение судна до начала погрузки или выгруз­ ки;

228


+ Дq — суммарное изменение запасов топлива, воды и различ­

 

ных хозяйственных

запасов (продовольствие,

багаж

 

и пр.). Знак плюс принимается, если запасы увеличи­

 

ваются, а'знак

минус — если запасы

уменьшаются.

При

погрузке

судна

расчеты по

указанной

формуле

дают

положительный

результат; а

при

выгрузке

судна — отрица­

тельный.

 

 

 

 

 

 

 

Для

определения количества погруженного или выгруженного

груза пользуются грузовой шкалой, которая представляет собой чертеж-таблицу, состоящую из ряда шкал с делениями:

шкалы водоизмещения в

тоннах для

соленой

и пресной

воды ;:

 

 

 

шкалы углублений (осадки)

судна в метрах и футах, которая

строго согласована с марками

углублений,

наносимых

на штев­

нях и бортах судна;

 

 

 

числа тонн, приходящегося на 1 см осадки судна. Значения это­ го показателя с увеличением осадки возрастают, поэтому количе­ ство тонн на единицу осадки надо снимать с грузовой шкалы толь­ ко в районе найденной средней осадки.

При пользовании грузовой шкалой определять значения водо­ измещения надо по шкале для пресной воды, если судно находит­ ся в пресной воде, и по шкале для соленой воды, если оно нахо­ дится в соленой воде.

Чтобы определить водоизмещение до начала грузовых работ и после них, необходимо определить средние осадки судна. К искомой средней осадке должны быть введены поправки на дифферент (если он большой) и на продольный изгиб судна (если он есть). Данные для таких поправок имеются на судах в соответствующих информационных материалах.

В ходе грузовых работ учитываются изменения веса судовых запасов и веса вредного груза. Количество топлива, питьевой и технической воды определяют по данным машинного журнала; различные судовые запасы и имущество — по данным инвентар­

ных журналов.

Масса

вредного

груза

(балластные воды, вода в

льялах

и др.)

изменяется сравнительно медленно, и администра­

ция судна обязана знать ее хотя бы приближенно.

 

Пример 4.

До

начала

выгрузки

судна Дн = 9350

т, после выгрузки DK-=

= 3450 т.

За время

выгрузки принято

топлива

300 т,

поды 150 т, различных

судовых запасов

30

т. За время выгрузки израсходовано топлива 10 т, воды

15

т, хозяйственных

грузов

5 т, а также откачаны балластные воды— 40 т. .

 

Количество

выгруженного груза по формуле (15) составит

 

 

Q=3450—9350— (300+150+30—10—15—5—40) = —6310 т.

За

Пример 5.

До'

начала

погрузки 14 = 3100

т, после погрузки D„ = 9900 т.

время

погрузки

принято топлива 250 т, воды 90 т, продовольствия 4 т.

За

время

погрузки

израсходовано топлива 8 т,

воды

15 т, различных запасов

4 т. Кроме того, выгружено сепарации 30 т. Количество погруженного груза составит

<2=9900 —3100— ( 2 5 0 + 9 0 + 4 - 8 - 1 5 - 4 - 3 0 ) =6513 т.

229


Глава VII

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ГРУЗОВ

§ 29. НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ СОХРАНЕНИЯ ГРУЗОВ

Для обеспечения сохранности грузов проводятся зна­ чительные мероприятия как в процессе производства товаров, так и при их транспортировании. Сохранность грузов при перевозках во многом зависит от того, насколько эффективны меры, прово­ димые промышленными предприятиями и грузоотправителями по обеспечению транспортабельности грузов.

На современном этапе развития социалистической экономики все более возрастает значение качества промышленной и сельско­ хозяйственной продукции. XXIV съезд КПСС поставил задачу в девятой пятилетке поднять технический уровень, экономичность и качество продукции во всех отраслях народного хозяйства. Одно­ временно поставлена задача сохранения качества продукции в сфере обращения.

«Все возрастающие объемы производства, задачи всемерного повышения его эффективности требуют комплексного подхода к развитию не только основного производства, но и обеспечиваю­ щих его смежных производств. Нельзя забывать и о таких участ­ ках, как складское *и тарное хозяйство, от состояния которых зави­ сит сохранность и экономия сырья, материалов, готовой продук­ ции»1.

Важным мероприятием, способствующим Повышению качества товаров и обеспечению их сохранности при транспортировании, является стандартизация. Стандартизацией называется разработка технических условий изготовления образцов товаров определенно­ го качества или свойства, являющихся эталонами для массового производства товаров данного вида. В Советском Союзе стандарты имеют силу закона и обязательны для всех предприятий.

XXIV съезд КПСС поставил задачу: «Повышать научно-техни­ ческий уровень стандартов и их роль в улучшении качества про­ дукции. Провести обновление действующих стандартов и техниче­ ских условий, обеспечив замену устаревших показателей и своевременное отражение требований народного хозяйства, гаран­ тирующих высокий технический уровень и качество продукции»12.

Надзор за качеством выпускаемой продукции осуществляется: на предприятиях — отделами технического контроля; в торговой

1 А. Н. К о с ы г и н . Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему пла­ ну развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 годы. М., Политиздат, 1971, стр. 22.

2 Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народ­ ного хозяйства СССР на 1971—1975 годы. М., Политиздат, стр. 13.

230


системе — товароведами. В системе Министерства внешней тор­ говли действует Инспекция по качеству экспортных товаров, ко­ торая контролирует выпуск и хранение продукции, поставляемой на экспорт. Государственные общесоюзные стандарты— (ГОСТы) являются документами, состоящими из нескольких разделов.

Во вводной части дается краткая характеристика стандарти­ зуемой продукции.

Вразделе «Классификация» приводится группировка продук­ ции в зависимости от отдельных характерных признаков — сырья, способа производства, назначения и др. или дается разбивка на классы, группы, виды, сорта с указанием их наименования.

Вразделе «Технические условия» дается подробное описание свойств и признаков, которым должен удовлетворять стандартный продукт.

Вразделе «Упаковка и маркировка» приводится описание та­ ры, которая должна быть использована для упаковки товара, что­

бы предохранить его от вредноговоздействия внешней среды, а также обозначение порядка и характера маркировки.

Вразделе «Правила приемки» излагается порядок отбора проб

иметодов определения качества товаров.

Вразделе «Условия хранения и перевозки товаров» приводят­

ся данные об оптимальных условиях внешней среды и требованиях к перевозочным средствам и хранилищам, при соблюдении которых обеспечивается наилучшее сохранение качества товаров в про­ цессе перевозки и хранения их на складах.

Грузоотправители и предприятия затрачивают огромные сред­ ства для осуществления различных работ и операций, связанных с выполнением требований ГОСТов, обеспечивающих сохранность грузов при хранении и перевозках. К ним относятся: консервация и консервирование изделий; выбор эффективных изолирующих и амортизирующих материалов; выбор наиболее эффективных видов внутренней и внешней тары, а также способов крепления изделий во внешней таре.

Количественные и качественные потери грузов, а иногда полная их порча связаны с несоблюдением правил перегрузки, хранения и перевозки, а нередко они вызваны несовершенством материаль­ но-технической базы области хранения, подвижного состава тран­

спорта и перегрузочных механизмов и устройств.

 

Ежегодно потери

при транспортировании составляют:

угля

18—20 млн. т; руды

11— 13;

цемента 4—5

млн. т; бой стекла —

около 10% (от перевозимого

количества),

огромные потери

кир­

пича. Убытки от порчи сельскохозяйственных продуктов также достигают больших размеров. Еще большие потери и других грузов.

В Директивах XXIV съезда КПСС поставлена задача огромной важности: «Расширить производство ■ специальных транспортных, погрузочно-разгрузочных механизмов и устройств, обеспечиваю­ щих снижение потерь сыпучих грузов — цемента, минеральных удобрений и других — при их транспортировке. Ускорить строи­

231