Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тельство и реконструкцию заводов по производству грузовых ма­ гистральных вагонов и контейнеров»1.

Значительные мероприятия по сохранности грузов проводятся па морском транспорте.

§ 30. МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ПОГРУЗОЧНОРАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ

При погрузочно-разгрузочных работах проводятся различные мероприятия по предупреждению потопления, поломок тары, подмочки, загрязнения.

При неправильной укладке грузов на различные прицепные приспособления (сетки, стропы, площадки) отдельные места вы­ валиваются в воду между судном и причалом. То же может слу­ читься и при разгрузке навалочных грузов грейферами. Если гру­ зы извлекают из воды, то из-за подмочки их возникают убытки, связанные с просушкой, сортировкой, переупаковкой или оплатой грузовладельцу разницы по уценке стоимости грузов в связи с потерей товарного вида или технологических качеств. Нередко потопленные грузы не удается извлечь, и создается недостача грузовых мест.

Для предохранения грузов от потопления применяют специаль­ ные приспособления. При перегрузке насыпных и навалочных гру­ зов между бортом и причалом подвешивают брезенты. При пере­ грузке мешковых, киповых грузов и тюков массой места до 50 кг подвешивают забортные сетки, плетеные из манильского или пень­ кового каната, а для грузов массой места от 50 до 100 кг — за­ бортные стальные сетки. Для грузов массой, превышающей 100 кг, а также чушек металла (меди, чугуна, олова, алюминия) и цемента в бумажной таре в качестве предохранительных приспособлений употребляют подвесные деревянные мостки.

Поломки и повреждения тары, а следовательно, и утеря со­ держимого грузовых мест происходят в результате применения несоответствующего перегрузочного инвентаря, неисправности су­ довых и береговых механизмов и т. д. При этом грузы вывалива­ ются или раздавливаются во время подъема, будучи сжатыми стропом, сеткой или захватом. Тяжеловесные грузы в ящиках со смещенным в одну сторону центром тяжести могут вываливаться в результате неправильного наложения стропов. Для предупрежде­ ния таких случаев грузоотправители обозначают на ящиках по­ ложение центра тяжести груза. Стропы, сетки и различные захват­ ные приспособления необходимо после соответствующих испытаний обозначить клеймом, указывающим, какую массу груза можно ими поднимать. Поврежденные ящики с оборудованием, станками и другими металлическими законсервированными изделиями необ­

1 Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народно­ го хозяйства СССР на 1971— 1975 годы. М., Политиздат, 1971, стр. 26.

232


ходимо тщательно отремонтировать, восстановить герметичность внутренней тары, проверить и просушить водопоглотители.

Грузы во время ненастной погоды нельзя перегружать без специальных защитных устройств, так как уложенные на складе или в трюме судна грузы в отсыревшем или подмоченном виде портятся. '

Грузы нередко загрязняются в результате работы портовых рабочих в грязной обуви при погрузке «чистых» грузов, например хлопка, сахара, муки, или при перегрузке таких грузов вблизи причалов, где одновременно производятся работы с пылящими грузами. При работах в трюмах судов с «чистыми» грузами рабо­ чих надо снабжать мягкой чистой обувью или специальными чех­ лами для обуви.

§31. МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ СКЛАДИРОВАНИИ

ИПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ НА СУДАХ

Несохранность грузов при складировании и перевоз­ ках происходит вследствие поломки тары и грузов, порчи грузов и весовых недостач, которые создаются по различным причинам, выз­ ванным незнанием основных свойств грузов или несоблюдением правил их складирования и перевозки.

Повреждения грузов нередко происходят под действием выше­ лежащих грузов из-за большой высоты укладки. В таких случаях ломается ящичная и бочковая тара, тканевая и бумажная тара прорывается. Многие неупакованные грузы (рельсы, трубы, сор­ товые металлы и т. п.) изгибаются, деформируются, а хрупкие из­ делия ломаются.

Повреждения от сдвига грузов могут произойти при качке судна, особенно когда грузы уложены неправильно или тара не­ достаточно прочная для морской перевозки.

Погружаемые в трюмы грузы трутся друг о друга и о набор корпуса судна. Для устранения трения грузов необходимо уплот­

ненно укладывать мешковые,

ящичные

и киповые грузы. Грузы

в бочках, барабанах, рулонах,

а также

неупакованные места сле­

дует уплотнять путем расклинивания различными прокладками. Повреждения происходят также от невыполнения требований

предупредительной маркировки: «Не кантовать!», «Верх», «Осто­ рожно, стекло!», «Место застропки» и т. п. Такие повреждения часто остаются незамеченными (скрытые повреждения), но их последствия наносят серьезный ущерб. Предупредительные надпи­ си обычно наносят на ценные, уникальные станки и оборудование, прошедшие специальную консервацию, или на специально закреп­ ленные в таре дорогие и хрупкие изделия. Небрежное обращение с ними при перегрузочных работах ведет к нарушению системы консервации (прорыву герметической внутренней упаковки и рас­ сеиванию водопоглотителей) и системы специального крепления, предусмотренного только для определенного положения ящиков.

233


Порча грузов от влияния факторов внешней среды при транс­ портировании часто происходит вследствие несоблюдения требо­ ваний предупредительной маркировки, указывающей на то, что грузы надо оберегать от жары, холода и света. Такая порча про­ исходит и с грузами, не имеющими предупредительной маркиров­ ки, но требующими при хранении и перевозке соблюдения опреде­ ленных тепловых и световых режимов.

Температура окружающего воздуха является значительным фактором при хранении грузов. Порча грузов возможна как от высоких, так и от низких температур. Например, при минусовых температурах портятся овощи и фрукты, икра, напитки в бутылках и различные консервы в стеклянных банках, многие морозоне­ устойчивые изделия минерального происхождения. При высоких температурах портится большинство продовольственных грузов и волокнистые материалы. Некоторые грузы из группы легкоплав­ ких (битумы, парафин, каучук), расплавляясь или размягчаясь во время жары, могут превратиться в сплошную массу, дальней­ шая перевалка которой чрезвычайно затрудняется.

Для сохранения грузов, боящихся высоких температур, необ­ ходимо укладывать их в складах и в трюмах вдали от источни­ ков тепла. Светочувствительные грузы нельзя складировать на от­ крытых площадках.

При определенных условиях хранения на складах многие грузы самосогреваются, что может привести к их воспламенению. Но да­ же невоспламенившиеся, а только нагревшиеся грузы теряют свои первоначальные товарные и технологические качества. Предупреж­ дающими мероприятиями против самосогревания являются соб­ людение нормальной высоты складирования, систематическая проверка температуры грузов, перекладка штабелей с извлече­ нием согревшихся мест, а также предохранение от подмочки и увлажнения.

Подмочка грузов часто является причиной их порчи и значи­ тельных убытков, связанных с просушкой и переупаковкой. Под­ мочка в закрытых складах происходит из-за неисправности крыш. Нередко грузы, боящиеся влаги, подмачиваются при складирова­ нии на открытых площадках без достаточного укрытия брезента­ ми. На судах грузы подмачиваются во время штормов и дождей при плохом закрытии люков трюмов, а также при неисправности водоотливных средств, вследствие чего вода, проникающая через неплотности корпуса судна, увлажняет нижние ряды грузов.

Отпотевание и увлажнение

грузов — довольно частое явление

при складировании в одном

помещении или трюме влажных и

одновременно гигроскопических грузов. Влага, содержащаяся в значительных количествах в таких грузах, как джут, перец, копра, рис и др., поглощается гигроскопическими грузами (солью, саха­ ром, щетиной и др.).

Увлажнение или отпотевание грузов может произойти, если в складское помещение или трюм, где находятся грузы с более низкой температурой, чем наружный воздух, проникает теплый

234


влажный воздух. Поэтому проветривать складские помещения и трюмы следует с учетом внутренней и наружной температур.

Грузы портятся при использовании непригодной сепарации; прокладок, подстилочных материалов и стеллажей. Такие материа­ лы должны быть сухими, чистыми. Деревянные прокладки, стел­ лажи и сепарация не должны иметь гвоздей, острых углов и не­ ровностей, которые могут повредить кипы с тканями, швейными изделиями и др.

Заражение грузов может явиться причиной значительной их порчи и огромных убытков. Заражение пищевых грузов может про­ изойти при складировании их в помещения, где до этого хранились необеззараженные кожсырье, сырые продукты животных и другие подобные грузы. В таких случаях Госсанинспекция может запре­ тить использование всей массы пищевых грузов. Заражение хлеб­ ных грузов различными вредителями растений (клещами, долго­ носиками и др.) может достигнуть такой степени, когда они ста­ новятся непригодными в пищу.

Мерами по борьбе с заражением грузов являются дезинфекция и дезинсекция помещений.

Порча грузов возникает также при хранении некоторых пище­ вых продуктов и «чистых» грузов совместно с дурно пахнущими или загрязненными грузами.

При перевалке различных штучных грузов надо очень осто рожно решать вопрос об их размещении. Нарушение условий сов­ местимости единовременного хранения приводит иногда к серьез­ ным последствиям. Грузы могут загрязняться, терять свой товар­ ный вид или приходить в полную негодность, например, при совместном хранении цемента с каучуком, сахаром, мукой; угля с рудой; чая с кожевенными изделиями.

Скрытая порча грузов наиболее опасна. Нередко начавшийся процесс порчи упакованных или поврежденных грузов можно оп­ ределить по некоторым признакам, появившимся на внешней та­ ре. К ним относятся следующие: следы подмочки, а также грязных масляных пятен; поломанные, нарушенные, деформированные ме­ ста; резкий запах прели или затхлости у различных грузов живот­ ного и растительного происхождения. Не обнаруженная своевре­ менно порча отдельных мест тарно-упаковочных грузов может привести к порче всей партии груза.

Значительных размеров могут достигать убытки от пожаров. Причины пожаров на складах весьма разнообразны: самовоспла­ менение легкогорючих грузов (особенно волокнистых) от искры неисправной электропроводки, папиросы; воспламенение и взрывы при совместном хранении грузов, способных при смешивании да­ вать горючие и взрывчатые смеси; воспламенение грузов, способ­ ных загораться от воды.

Чтобы предупредить пожары, во всех случаях надо точно соб­ людать противопожарные мероприятия при хранении опасных гру­ зов и знать физико-химические свойства складируемых грузов.

235


При хранении на складах и перевозке на судах могут быть недостачи целых мест и недостачи массы, которые являются след­ ствием засылок и просчетов грузов.

Просчеты, возникающие в результате плохой организации тру­ да приемосдатчиков и нарушения ими трудовой дисциплины, при­ водят к значительным убыткам. Причины просчетов могут быть различными: уход приемосдатчиков с рабочего места; счет груза целыми подъемами в надежде на то, что грузчики возьмут стан­ дартное количество мест в каждом подъеме; неудачный выбор места приема-сдачи, на котором невозможен пересчет мест; воз­ ложение на приемосдатчика одновременно обязанностей по починке тары, уборке вагонов и других (внимание его отвлекается); пло­ хое освещение рабочих мест.

Засылки, т. е. отправки грузов не по назначению, происходят большей частью в результате непоконосаментного складирования грузов, неясной маркировки мест, неподготовленности отдельных отправок, а также невнимательности приемосдатчиков. При этом убытки определяются размером провозных платежей и перегру­ зочных операций, связанных с переотправкой засланных грузов.

Если к сдаче с судна предъявляется партия с массовыми де­ фектами тары или признаками порчи груза, необходимо составить акт с подробным описанием состояния тары, условий выгрузки, хранения и отгрузки; акт составляется с участием капитана суд­ на и представителя агентства пароходства.

В случае возникновения споров при оценке состояния тары необходимо сделать экспертизу. Все импортные и экспортные грузы обслуживает бюро товарных экспертиз при Торгово-промыш­ ленной палате СССР. По внутренним грузам эксперта обязан вызвать клиент, а по внешнеторговым—-контора «Союзвнештранс» Министерства внешней торговли СССР. Такие конторы имеются в каждом порту, через который проходят экспортно-им­ портные грузы. Для осмотра подобных грузов надо приглашать и представителя Ингосстраха Министерства финансов. Так как внеш­ неторговые грузы, перевозимые морем, застрахованы, то Ингос­ страх возмещает внешнеторговым объединениям убытки. Одновре­ менно он составляет аварийный сертификат с указанием виновной стороны, на основании которого с нее могут быть взысканы убытки.

Все каботажные грузы обслуживаются Бюро товарных экспер­ тиз, состоящим в ведении Министерства торговли. Экспертизу по этим грузам вызывает, как правило, сдающая сторона.

Нетранспортабельные грузы, предъявляемые железной дорогой, не принимаются. В таком случае должен быть дан мотивирован­ ный отказ в письменной форме.

К недостачам может привести также неправильное определение массы. Это может произойти по следующим причинам: перевеска на неисправных весах, дающих большие отклонения от допусти­ мых неточностей; прием груза с перевеской на товарных весах, а сдача — на вагонных, или наоборот. Кроме того, при отгрузке нестандартных грузов по контрольной или средней кбносаментной

236