Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
тельство и реконструкцию заводов по производству грузовых ма гистральных вагонов и контейнеров»1.
Значительные мероприятия по сохранности грузов проводятся па морском транспорте.
§ 30. МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ПОГРУЗОЧНОРАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ
При погрузочно-разгрузочных работах проводятся различные мероприятия по предупреждению потопления, поломок тары, подмочки, загрязнения.
При неправильной укладке грузов на различные прицепные приспособления (сетки, стропы, площадки) отдельные места вы валиваются в воду между судном и причалом. То же может слу читься и при разгрузке навалочных грузов грейферами. Если гру зы извлекают из воды, то из-за подмочки их возникают убытки, связанные с просушкой, сортировкой, переупаковкой или оплатой грузовладельцу разницы по уценке стоимости грузов в связи с потерей товарного вида или технологических качеств. Нередко потопленные грузы не удается извлечь, и создается недостача грузовых мест.
Для предохранения грузов от потопления применяют специаль ные приспособления. При перегрузке насыпных и навалочных гру зов между бортом и причалом подвешивают брезенты. При пере грузке мешковых, киповых грузов и тюков массой места до 50 кг подвешивают забортные сетки, плетеные из манильского или пень кового каната, а для грузов массой места от 50 до 100 кг — за бортные стальные сетки. Для грузов массой, превышающей 100 кг, а также чушек металла (меди, чугуна, олова, алюминия) и цемента в бумажной таре в качестве предохранительных приспособлений употребляют подвесные деревянные мостки.
Поломки и повреждения тары, а следовательно, и утеря со держимого грузовых мест происходят в результате применения несоответствующего перегрузочного инвентаря, неисправности су довых и береговых механизмов и т. д. При этом грузы вывалива ются или раздавливаются во время подъема, будучи сжатыми стропом, сеткой или захватом. Тяжеловесные грузы в ящиках со смещенным в одну сторону центром тяжести могут вываливаться в результате неправильного наложения стропов. Для предупрежде ния таких случаев грузоотправители обозначают на ящиках по ложение центра тяжести груза. Стропы, сетки и различные захват ные приспособления необходимо после соответствующих испытаний обозначить клеймом, указывающим, какую массу груза можно ими поднимать. Поврежденные ящики с оборудованием, станками и другими металлическими законсервированными изделиями необ
1 Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народно го хозяйства СССР на 1971— 1975 годы. М., Политиздат, 1971, стр. 26.
232
ходимо тщательно отремонтировать, восстановить герметичность внутренней тары, проверить и просушить водопоглотители.
Грузы во время ненастной погоды нельзя перегружать без специальных защитных устройств, так как уложенные на складе или в трюме судна грузы в отсыревшем или подмоченном виде портятся. '
Грузы нередко загрязняются в результате работы портовых рабочих в грязной обуви при погрузке «чистых» грузов, например хлопка, сахара, муки, или при перегрузке таких грузов вблизи причалов, где одновременно производятся работы с пылящими грузами. При работах в трюмах судов с «чистыми» грузами рабо чих надо снабжать мягкой чистой обувью или специальными чех лами для обуви.
§31. МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ СКЛАДИРОВАНИИ
ИПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ НА СУДАХ
Несохранность грузов при складировании и перевоз ках происходит вследствие поломки тары и грузов, порчи грузов и весовых недостач, которые создаются по различным причинам, выз ванным незнанием основных свойств грузов или несоблюдением правил их складирования и перевозки.
Повреждения грузов нередко происходят под действием выше лежащих грузов из-за большой высоты укладки. В таких случаях ломается ящичная и бочковая тара, тканевая и бумажная тара прорывается. Многие неупакованные грузы (рельсы, трубы, сор товые металлы и т. п.) изгибаются, деформируются, а хрупкие из делия ломаются.
Повреждения от сдвига грузов могут произойти при качке судна, особенно когда грузы уложены неправильно или тара не достаточно прочная для морской перевозки.
Погружаемые в трюмы грузы трутся друг о друга и о набор корпуса судна. Для устранения трения грузов необходимо уплот
ненно укладывать мешковые, |
ящичные |
и киповые грузы. Грузы |
в бочках, барабанах, рулонах, |
а также |
неупакованные места сле |
дует уплотнять путем расклинивания различными прокладками. Повреждения происходят также от невыполнения требований
предупредительной маркировки: «Не кантовать!», «Верх», «Осто рожно, стекло!», «Место застропки» и т. п. Такие повреждения часто остаются незамеченными (скрытые повреждения), но их последствия наносят серьезный ущерб. Предупредительные надпи си обычно наносят на ценные, уникальные станки и оборудование, прошедшие специальную консервацию, или на специально закреп ленные в таре дорогие и хрупкие изделия. Небрежное обращение с ними при перегрузочных работах ведет к нарушению системы консервации (прорыву герметической внутренней упаковки и рас сеиванию водопоглотителей) и системы специального крепления, предусмотренного только для определенного положения ящиков.
233
Порча грузов от влияния факторов внешней среды при транс портировании часто происходит вследствие несоблюдения требо ваний предупредительной маркировки, указывающей на то, что грузы надо оберегать от жары, холода и света. Такая порча про исходит и с грузами, не имеющими предупредительной маркиров ки, но требующими при хранении и перевозке соблюдения опреде ленных тепловых и световых режимов.
Температура окружающего воздуха является значительным фактором при хранении грузов. Порча грузов возможна как от высоких, так и от низких температур. Например, при минусовых температурах портятся овощи и фрукты, икра, напитки в бутылках и различные консервы в стеклянных банках, многие морозоне устойчивые изделия минерального происхождения. При высоких температурах портится большинство продовольственных грузов и волокнистые материалы. Некоторые грузы из группы легкоплав ких (битумы, парафин, каучук), расплавляясь или размягчаясь во время жары, могут превратиться в сплошную массу, дальней шая перевалка которой чрезвычайно затрудняется.
Для сохранения грузов, боящихся высоких температур, необ ходимо укладывать их в складах и в трюмах вдали от источни ков тепла. Светочувствительные грузы нельзя складировать на от крытых площадках.
При определенных условиях хранения на складах многие грузы самосогреваются, что может привести к их воспламенению. Но да же невоспламенившиеся, а только нагревшиеся грузы теряют свои первоначальные товарные и технологические качества. Предупреж дающими мероприятиями против самосогревания являются соб людение нормальной высоты складирования, систематическая проверка температуры грузов, перекладка штабелей с извлече нием согревшихся мест, а также предохранение от подмочки и увлажнения.
Подмочка грузов часто является причиной их порчи и значи тельных убытков, связанных с просушкой и переупаковкой. Под мочка в закрытых складах происходит из-за неисправности крыш. Нередко грузы, боящиеся влаги, подмачиваются при складирова нии на открытых площадках без достаточного укрытия брезента ми. На судах грузы подмачиваются во время штормов и дождей при плохом закрытии люков трюмов, а также при неисправности водоотливных средств, вследствие чего вода, проникающая через неплотности корпуса судна, увлажняет нижние ряды грузов.
Отпотевание и увлажнение |
грузов — довольно частое явление |
при складировании в одном |
помещении или трюме влажных и |
одновременно гигроскопических грузов. Влага, содержащаяся в значительных количествах в таких грузах, как джут, перец, копра, рис и др., поглощается гигроскопическими грузами (солью, саха ром, щетиной и др.).
Увлажнение или отпотевание грузов может произойти, если в складское помещение или трюм, где находятся грузы с более низкой температурой, чем наружный воздух, проникает теплый
234
влажный воздух. Поэтому проветривать складские помещения и трюмы следует с учетом внутренней и наружной температур.
Грузы портятся при использовании непригодной сепарации; прокладок, подстилочных материалов и стеллажей. Такие материа лы должны быть сухими, чистыми. Деревянные прокладки, стел лажи и сепарация не должны иметь гвоздей, острых углов и не ровностей, которые могут повредить кипы с тканями, швейными изделиями и др.
Заражение грузов может явиться причиной значительной их порчи и огромных убытков. Заражение пищевых грузов может про изойти при складировании их в помещения, где до этого хранились необеззараженные кожсырье, сырые продукты животных и другие подобные грузы. В таких случаях Госсанинспекция может запре тить использование всей массы пищевых грузов. Заражение хлеб ных грузов различными вредителями растений (клещами, долго носиками и др.) может достигнуть такой степени, когда они ста новятся непригодными в пищу.
Мерами по борьбе с заражением грузов являются дезинфекция и дезинсекция помещений.
Порча грузов возникает также при хранении некоторых пище вых продуктов и «чистых» грузов совместно с дурно пахнущими или загрязненными грузами.
При перевалке различных штучных грузов надо очень осто рожно решать вопрос об их размещении. Нарушение условий сов местимости единовременного хранения приводит иногда к серьез ным последствиям. Грузы могут загрязняться, терять свой товар ный вид или приходить в полную негодность, например, при совместном хранении цемента с каучуком, сахаром, мукой; угля с рудой; чая с кожевенными изделиями.
Скрытая порча грузов наиболее опасна. Нередко начавшийся процесс порчи упакованных или поврежденных грузов можно оп ределить по некоторым признакам, появившимся на внешней та ре. К ним относятся следующие: следы подмочки, а также грязных масляных пятен; поломанные, нарушенные, деформированные ме ста; резкий запах прели или затхлости у различных грузов живот ного и растительного происхождения. Не обнаруженная своевре менно порча отдельных мест тарно-упаковочных грузов может привести к порче всей партии груза.
Значительных размеров могут достигать убытки от пожаров. Причины пожаров на складах весьма разнообразны: самовоспла менение легкогорючих грузов (особенно волокнистых) от искры неисправной электропроводки, папиросы; воспламенение и взрывы при совместном хранении грузов, способных при смешивании да вать горючие и взрывчатые смеси; воспламенение грузов, способ ных загораться от воды.
Чтобы предупредить пожары, во всех случаях надо точно соб людать противопожарные мероприятия при хранении опасных гру зов и знать физико-химические свойства складируемых грузов.
235
При хранении на складах и перевозке на судах могут быть недостачи целых мест и недостачи массы, которые являются след ствием засылок и просчетов грузов.
Просчеты, возникающие в результате плохой организации тру да приемосдатчиков и нарушения ими трудовой дисциплины, при водят к значительным убыткам. Причины просчетов могут быть различными: уход приемосдатчиков с рабочего места; счет груза целыми подъемами в надежде на то, что грузчики возьмут стан дартное количество мест в каждом подъеме; неудачный выбор места приема-сдачи, на котором невозможен пересчет мест; воз ложение на приемосдатчика одновременно обязанностей по починке тары, уборке вагонов и других (внимание его отвлекается); пло хое освещение рабочих мест.
Засылки, т. е. отправки грузов не по назначению, происходят большей частью в результате непоконосаментного складирования грузов, неясной маркировки мест, неподготовленности отдельных отправок, а также невнимательности приемосдатчиков. При этом убытки определяются размером провозных платежей и перегру зочных операций, связанных с переотправкой засланных грузов.
Если к сдаче с судна предъявляется партия с массовыми де фектами тары или признаками порчи груза, необходимо составить акт с подробным описанием состояния тары, условий выгрузки, хранения и отгрузки; акт составляется с участием капитана суд на и представителя агентства пароходства.
В случае возникновения споров при оценке состояния тары необходимо сделать экспертизу. Все импортные и экспортные грузы обслуживает бюро товарных экспертиз при Торгово-промыш ленной палате СССР. По внутренним грузам эксперта обязан вызвать клиент, а по внешнеторговым—-контора «Союзвнештранс» Министерства внешней торговли СССР. Такие конторы имеются в каждом порту, через который проходят экспортно-им портные грузы. Для осмотра подобных грузов надо приглашать и представителя Ингосстраха Министерства финансов. Так как внеш неторговые грузы, перевозимые морем, застрахованы, то Ингос страх возмещает внешнеторговым объединениям убытки. Одновре менно он составляет аварийный сертификат с указанием виновной стороны, на основании которого с нее могут быть взысканы убытки.
Все каботажные грузы обслуживаются Бюро товарных экспер тиз, состоящим в ведении Министерства торговли. Экспертизу по этим грузам вызывает, как правило, сдающая сторона.
Нетранспортабельные грузы, предъявляемые железной дорогой, не принимаются. В таком случае должен быть дан мотивирован ный отказ в письменной форме.
К недостачам может привести также неправильное определение массы. Это может произойти по следующим причинам: перевеска на неисправных весах, дающих большие отклонения от допусти мых неточностей; прием груза с перевеской на товарных весах, а сдача — на вагонных, или наоборот. Кроме того, при отгрузке нестандартных грузов по контрольной или средней кбносаментной
236