Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
массе часто создаются недостачи массы в одних вагонах и излиш ки— в других. Поэтому контрольной массой можно пользоваться только при приеме и сдаче стандартных грузов с одинаковой мас сой каждого грузового места; прием и отгрузка нестандартных
грузов |
трафаретной массой со снятием |
спецификаций |
с нату |
ры во |
время грузовых операций всегда |
приводят к |
недоста |
чам массы, так как эта операция практически трудно выполнима. Недостачи массы грузов происходят в результате неизбежных потерь, вызванных распылением, раструской, утечкой и усушкой. Распыление и раструску неупакованных порошкообразных на сыпных и навалочных грузов предупредить весьма трудно, осо бенно при перегрузке в ветреную погоду. Распылению и раструске подвергаются и упакованные мелкодисперсные порошкообразные грузы, которые проникают через малейшие щели и поры тканевой
и деревянной тары.
При перевозке жидкого груза в деревянных и металлических бочках может происходить его утечка. Груз постепенно просачи вается в малейшие щели и теряет массу.
Усушка грузов происходит как вследствие испарения воды из вещества, гак и вследствие улетучивания легких фракций и эфир ных масел из некоторых продуктов. Поэтому рекомендуется все гигроскопические грузы отгружать как можно быстрее, не допу ская их хранения в период понижающейся влажности воздуха. При приеме таких грузов необходимо требовать сертификаты с показателями кондиционной влажности, а при сдаче, если обна ружится убыль массы, лабораторным анализом установить факти ческую влажность и сделать пересчет массы груза.
Недостачи, вызванные распылением, раструской, утечкой и усушкой, если они находятся в нормальных размерах, называют
естественной убылью.
Общими правилами перевозок установлены предельно допусти мые нормы естественной убыли в процентах от массы перевози мой партии груза, а также перечень грузов, подверженных убыли массы при перевозке по морским путям сообщения.
Например, нормы естественной убыли при перевозке хлеба в зерне насыпью и в таре составляют при расстоянии перевозки до
1000 к м — 1%, от 1000 до 2000 км — 0,15% и свыше 2000 км —
0,2%. Для овощей свежих нормых колеблются от 1,7 до 3,4%. Пе речень грузов, подверженных убыли, довольно обширный. Вместе с тем нормы естественной убыли массы не распространяются на грузы, перевозимые в герметической упаковке, жидкие грузы в стеклянных банках, гигроскопические и легко воспринимающие влагу.
Если недостача массы грузов, перечисленных в упомянутом перечне, меньше, чем установленные нормы, то перевозчик имеет право списать фактические размеры недостач. Нормы естествен ной убыли установлены как предельно допустимые, и поэтому не обходимо принимать меры к сокращению распыления, раструски и усушки грузов.
237
§ 32. ВЕНТИЛЯЦИЯ ГРУЗОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Вентиляция складских помещений и трюмов судов производится для поддержания в них оптимальных тепловлажност ных режимов, способствующих сохранению качества грузов, в част ности:
для повышения или понижения относительной влажности воз духа до уровня, предусмотренного условиями хранения того или иного продукта. В условиях поставок товаров обычно указывает ся оптимальная относительная влажность хранения товаров;
для охлаждения помещения и, следовательно, понижения тем пературы согревшихся грузов;
для постепенного обогревания помещения в целях устранения сырости полов и стен, а также для повышения температуры грузов; для удаления из грузовых помещений скопления газов, выде ляемых отдельными грузами (углями, рудами, нефтепродуктами,
химическими товарами, плодоовощами, фруктами и др.). Естественная вентиляция. Осуществляется путем регулирования
влажности и температуры воздуха в помещении с использованием для этого естественных колебаний температуры и влажности внеш ней среды.
Естественный тепловлажностный обмен протекает в условиях довольно сложных взаимосвязанных процессов поглощения и вы деления тепла и влаги, происходящих между внешней средой и воздухом грузовых помещений. Скорость и интенсивность протека ния этих процессов зависит от многочисленных факторов, свойст венных той или иной среде.
Внешняя среда. В атмосфере непрерывно происходит испаре ние и конденсация влаги. Вода испаряется с поверхности океанов, морей, озер, снега, льда, с поверхности влажной почвы, из расте ний. Скорость испарения воды прямо пропорциональна дефициту влажности подстилающего слоя воздуха, прилегающего к испаряю щей поверхности, и обратно пропорциональна атмосферному дав лению. Годовой и суточный ход испарения в атмосферу большей частью соответствует годовому и суточному колебанию темпера туры. Следовательно, при низких температурах земной поверх ности дефицит влажности, от которого зависит величина испарения, должен быть меньше, чем при высокой температуре. В годо вом разрезе максимальные испарения бывают летом и минималь ные — зимой. В течение суток испарение интенсивно происходит днем. Ночью воздух близок к насыщению, и испарение или зна чительно уменьшается или вовсе прекращается.
В тех местах, где имеется обилие влаги (на морях — круглого дично, а на материке — в зимнее время), суточные колебания аб солютной влажности проходят параллельно изменениям темпера туры воздуха, т. е. с одним максимумом в дневные часы и одним минимумом рано утром.
На материке в летнее время суточные колебания абсолютной влажности имеют два максимума (около 9 ч утра и между 20 и
238
21 часами) и два минимума (рано утром и между 15 и 16 часа ми). Эти явления вызываются естественными атмосферными про цессами. После утреннего минимума абсолютная влажность снача ла увеличивается (около 9 ч) благодаря нагреванию земной по верхности солнечными лучами. Перед полуднем развиваются мощ ные, вертикально идущие, конвективные токи, которые переносят пары воды в верхние слои. Вследствие этого абсолютная влаж ность в нижних слоях убывает. К вечеру конвекция прекращается, но, поскольку температура воздуха еще достаточно высока, про должается интенсивное испарение — воздух вновь обогащается парами, и наступает второй (вечерний) максимум абсолютной влажности воздуха. Ночью с понижением температуры испарение уменьшается или прекращается, тогда как расход влаги продол жается за счет переноса ее-ветром и конденсации на поверхности земли. Вследствие этого до восхода солнца абсолютная влажность уменьшается.
В распределении по земной поверхности абсолютная влажность приблизительно следует за температурой, т. е. убывает от эквато ра к полюсам.
Над морями круглый год относительная влажность составляет около 80%, в глубь материков она уменьшается.
С реда грузовы х помещений и открытых складов. При хранении грузов на открытых площадках тепловлажностный обмен проис ходит непосредственно между грузами и атмосферной средой. Обычно земная поверхность и многие грузы охлаждаются быстрее, чем воздух, поэтому в ночное время температура поверхности гру зов' становится ниже температуры воздуха. Когда поверхность груза охладится до температуры точки росы, на нем будет конден сироваться влага воздуха. Когда относительная влажность возду ха невелика, груз отдает влагу — усыхает.
При хранении под навесом их крыши принимают на себя выпа дающую влагу. Увлажняться могут только боковые штабеля. В ночное время грузы, боящиеся увлажнения, надо укрывать бре зентами или завешивать брезентами боковые стороны навесов.
В закрытых складских помещениях микроклимат несколько отличается от показателей внешней среды. При низких темпера турах наружной среды в складе теплее, а при высоких — холоднее При этом микроклимат каменных и деревянных складов, обладаю щих теплоизоляционными качествами, значительно отличается от микроклимата металлических складов, где тепловой обмен про исходит быстрее и интенсивнее.
Металлические склады днем сильно нагреваются солнечными лучами (иногда до 50—70° С) и вследствие радиационного тепло обмена передают тепло грузам, находящимся в складе. Влага из груза испаряется, и точка росы днем возрастает. В ночное время крыша и стены металлических складов быстро остывают и на внут ренних поверхностях конденсируется влага. Скорость испарения влаги из груза и конденсация ее на конструкциях склада тем быстрее, чем яснее погода. Капельная влага, стекающая с по
239
верхностей крыш и стен, может увлажнить груз. Если металличе ские склады в дневное время открыты, то влага, испаряющаяся из грузов в результате конвективного воздухообмена, уходит из скла да (особенно когда наружный воздух суше), вследствие чего уско ряется влагоотдача из грузов— они усыхают. Поэтому в таких складах нельзя хранить грузы, легко испаряющие влагу (плодо овощи, фрукты, кожи, табак и др.).
Вентилировать металлические склады в дневное время, особен но в периоды сильной солнечной радиации, не следует. Их можно вентилировать, когда крыши и стены охладятся до температуры ниже точки росы внутреннего воздуха.
В отличие от металлических в каменных и деревянных складах радиационный теплообмен значительно меньше. Микроклимат в таких складах создается в основном за счет конвективного возду хообмена склада с наружным воздухом. Поскольку портовые скла ды не обладают плотностью закрытия, так как почти непрерывно проводятся перегрузочные работы при открытых дверях, то абсо лютная влажность складов всегда почти одинакова с наружной. Относительная влажность воздуха зимой в складе меньше, чем на ружного воздуха, поскольку в складе теплее. Летом в складе про хладнее, чем снаружи, поэтому относительная влажность в складе выше, чем наружного воздуха.
Внутри складов относительная влажность распространяется не одинаково. В верхних зонах температура обычно выше, а относи тельная влажность меньше, чем в нижних. У пола относительная влажность наибольшая. Днем у нагретых южных стен складов от носительная влажность меньше.
Среда грузовой массы. Теплообмен груза с окружающей сре дой и, следовательно, скорость прогревания или охлаждения груза определяются его теплопроводностью, которая зависит главным образом от свойств груза, характера тары и плотности укладки в штабеля. Влагообмен грузов с окружающей средой, а следователь но, скорость отдачи или поглощения влаги, также зависят от свойств грузов, упаковки, плотности укладки, от влажности, тем пературы внешней среды.
Влажность грузов при определенной температуре и относитель ной влажности стабилизируется. Такое состояние называется рав новесной влажностью. Степень равновесной влажности грузов мо жет быть различной. Для наилучшего сохранения грузов необхо димо стремиться к тому, чтобы равновесие влажности груза уста навливалось в пределах допустимой конденсационной влажности Между равновесной влажностью грузов, температурой груза и от носительной влажностью воздуха имеется зависимость, которая позволяет составить таблицы или графики условий равновесной влажности для различных грузов.
Влагообмен груза с окружающей средой начинается с поверх ности груза. По мере роста перепада концентрации влажности (высыхания на поверхности) идет движение влаги в сторону убы вающей концентрации, т. е. к поверхности. Поток влаги вызывает
240