Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

массе часто создаются недостачи массы в одних вагонах и излиш­ ки— в других. Поэтому контрольной массой можно пользоваться только при приеме и сдаче стандартных грузов с одинаковой мас­ сой каждого грузового места; прием и отгрузка нестандартных

грузов

трафаретной массой со снятием

спецификаций

с нату­

ры во

время грузовых операций всегда

приводят к

недоста­

чам массы, так как эта операция практически трудно выполнима. Недостачи массы грузов происходят в результате неизбежных потерь, вызванных распылением, раструской, утечкой и усушкой. Распыление и раструску неупакованных порошкообразных на­ сыпных и навалочных грузов предупредить весьма трудно, осо­ бенно при перегрузке в ветреную погоду. Распылению и раструске подвергаются и упакованные мелкодисперсные порошкообразные грузы, которые проникают через малейшие щели и поры тканевой

и деревянной тары.

При перевозке жидкого груза в деревянных и металлических бочках может происходить его утечка. Груз постепенно просачи­ вается в малейшие щели и теряет массу.

Усушка грузов происходит как вследствие испарения воды из вещества, гак и вследствие улетучивания легких фракций и эфир­ ных масел из некоторых продуктов. Поэтому рекомендуется все гигроскопические грузы отгружать как можно быстрее, не допу­ ская их хранения в период понижающейся влажности воздуха. При приеме таких грузов необходимо требовать сертификаты с показателями кондиционной влажности, а при сдаче, если обна­ ружится убыль массы, лабораторным анализом установить факти­ ческую влажность и сделать пересчет массы груза.

Недостачи, вызванные распылением, раструской, утечкой и усушкой, если они находятся в нормальных размерах, называют

естественной убылью.

Общими правилами перевозок установлены предельно допусти­ мые нормы естественной убыли в процентах от массы перевози­ мой партии груза, а также перечень грузов, подверженных убыли массы при перевозке по морским путям сообщения.

Например, нормы естественной убыли при перевозке хлеба в зерне насыпью и в таре составляют при расстоянии перевозки до

1000 к м — 1%, от 1000 до 2000 км — 0,15% и свыше 2000 км —

0,2%. Для овощей свежих нормых колеблются от 1,7 до 3,4%. Пе­ речень грузов, подверженных убыли, довольно обширный. Вместе с тем нормы естественной убыли массы не распространяются на грузы, перевозимые в герметической упаковке, жидкие грузы в стеклянных банках, гигроскопические и легко воспринимающие влагу.

Если недостача массы грузов, перечисленных в упомянутом перечне, меньше, чем установленные нормы, то перевозчик имеет право списать фактические размеры недостач. Нормы естествен­ ной убыли установлены как предельно допустимые, и поэтому не­ обходимо принимать меры к сокращению распыления, раструски и усушки грузов.

237



§ 32. ВЕНТИЛЯЦИЯ ГРУЗОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Вентиляция складских помещений и трюмов судов производится для поддержания в них оптимальных тепловлажност­ ных режимов, способствующих сохранению качества грузов, в част­ ности:

для повышения или понижения относительной влажности воз­ духа до уровня, предусмотренного условиями хранения того или иного продукта. В условиях поставок товаров обычно указывает­ ся оптимальная относительная влажность хранения товаров;

для охлаждения помещения и, следовательно, понижения тем­ пературы согревшихся грузов;

для постепенного обогревания помещения в целях устранения сырости полов и стен, а также для повышения температуры грузов; для удаления из грузовых помещений скопления газов, выде­ ляемых отдельными грузами (углями, рудами, нефтепродуктами,

химическими товарами, плодоовощами, фруктами и др.). Естественная вентиляция. Осуществляется путем регулирования

влажности и температуры воздуха в помещении с использованием для этого естественных колебаний температуры и влажности внеш­ ней среды.

Естественный тепловлажностный обмен протекает в условиях довольно сложных взаимосвязанных процессов поглощения и вы­ деления тепла и влаги, происходящих между внешней средой и воздухом грузовых помещений. Скорость и интенсивность протека­ ния этих процессов зависит от многочисленных факторов, свойст­ венных той или иной среде.

Внешняя среда. В атмосфере непрерывно происходит испаре­ ние и конденсация влаги. Вода испаряется с поверхности океанов, морей, озер, снега, льда, с поверхности влажной почвы, из расте­ ний. Скорость испарения воды прямо пропорциональна дефициту влажности подстилающего слоя воздуха, прилегающего к испаряю­ щей поверхности, и обратно пропорциональна атмосферному дав­ лению. Годовой и суточный ход испарения в атмосферу большей частью соответствует годовому и суточному колебанию темпера­ туры. Следовательно, при низких температурах земной поверх­ ности дефицит влажности, от которого зависит величина испарения, должен быть меньше, чем при высокой температуре. В годо­ вом разрезе максимальные испарения бывают летом и минималь­ ные — зимой. В течение суток испарение интенсивно происходит днем. Ночью воздух близок к насыщению, и испарение или зна­ чительно уменьшается или вовсе прекращается.

В тех местах, где имеется обилие влаги (на морях — круглого­ дично, а на материке — в зимнее время), суточные колебания аб­ солютной влажности проходят параллельно изменениям темпера­ туры воздуха, т. е. с одним максимумом в дневные часы и одним минимумом рано утром.

На материке в летнее время суточные колебания абсолютной влажности имеют два максимума (около 9 ч утра и между 20 и

238


21 часами) и два минимума (рано утром и между 15 и 16 часа­ ми). Эти явления вызываются естественными атмосферными про­ цессами. После утреннего минимума абсолютная влажность снача­ ла увеличивается (около 9 ч) благодаря нагреванию земной по­ верхности солнечными лучами. Перед полуднем развиваются мощ­ ные, вертикально идущие, конвективные токи, которые переносят пары воды в верхние слои. Вследствие этого абсолютная влаж­ ность в нижних слоях убывает. К вечеру конвекция прекращается, но, поскольку температура воздуха еще достаточно высока, про­ должается интенсивное испарение — воздух вновь обогащается парами, и наступает второй (вечерний) максимум абсолютной влажности воздуха. Ночью с понижением температуры испарение уменьшается или прекращается, тогда как расход влаги продол­ жается за счет переноса ее-ветром и конденсации на поверхности земли. Вследствие этого до восхода солнца абсолютная влажность уменьшается.

В распределении по земной поверхности абсолютная влажность приблизительно следует за температурой, т. е. убывает от эквато­ ра к полюсам.

Над морями круглый год относительная влажность составляет около 80%, в глубь материков она уменьшается.

С реда грузовы х помещений и открытых складов. При хранении грузов на открытых площадках тепловлажностный обмен проис­ ходит непосредственно между грузами и атмосферной средой. Обычно земная поверхность и многие грузы охлаждаются быстрее, чем воздух, поэтому в ночное время температура поверхности гру­ зов' становится ниже температуры воздуха. Когда поверхность груза охладится до температуры точки росы, на нем будет конден­ сироваться влага воздуха. Когда относительная влажность возду­ ха невелика, груз отдает влагу — усыхает.

При хранении под навесом их крыши принимают на себя выпа­ дающую влагу. Увлажняться могут только боковые штабеля. В ночное время грузы, боящиеся увлажнения, надо укрывать бре­ зентами или завешивать брезентами боковые стороны навесов.

В закрытых складских помещениях микроклимат несколько отличается от показателей внешней среды. При низких темпера­ турах наружной среды в складе теплее, а при высоких — холоднее При этом микроклимат каменных и деревянных складов, обладаю­ щих теплоизоляционными качествами, значительно отличается от микроклимата металлических складов, где тепловой обмен про­ исходит быстрее и интенсивнее.

Металлические склады днем сильно нагреваются солнечными лучами (иногда до 50—70° С) и вследствие радиационного тепло­ обмена передают тепло грузам, находящимся в складе. Влага из груза испаряется, и точка росы днем возрастает. В ночное время крыша и стены металлических складов быстро остывают и на внут­ ренних поверхностях конденсируется влага. Скорость испарения влаги из груза и конденсация ее на конструкциях склада тем быстрее, чем яснее погода. Капельная влага, стекающая с по­

239


верхностей крыш и стен, может увлажнить груз. Если металличе­ ские склады в дневное время открыты, то влага, испаряющаяся из грузов в результате конвективного воздухообмена, уходит из скла­ да (особенно когда наружный воздух суше), вследствие чего уско­ ряется влагоотдача из грузов— они усыхают. Поэтому в таких складах нельзя хранить грузы, легко испаряющие влагу (плодо­ овощи, фрукты, кожи, табак и др.).

Вентилировать металлические склады в дневное время, особен­ но в периоды сильной солнечной радиации, не следует. Их можно вентилировать, когда крыши и стены охладятся до температуры ниже точки росы внутреннего воздуха.

В отличие от металлических в каменных и деревянных складах радиационный теплообмен значительно меньше. Микроклимат в таких складах создается в основном за счет конвективного возду­ хообмена склада с наружным воздухом. Поскольку портовые скла­ ды не обладают плотностью закрытия, так как почти непрерывно проводятся перегрузочные работы при открытых дверях, то абсо­ лютная влажность складов всегда почти одинакова с наружной. Относительная влажность воздуха зимой в складе меньше, чем на­ ружного воздуха, поскольку в складе теплее. Летом в складе про­ хладнее, чем снаружи, поэтому относительная влажность в складе выше, чем наружного воздуха.

Внутри складов относительная влажность распространяется не­ одинаково. В верхних зонах температура обычно выше, а относи­ тельная влажность меньше, чем в нижних. У пола относительная влажность наибольшая. Днем у нагретых южных стен складов от­ носительная влажность меньше.

Среда грузовой массы. Теплообмен груза с окружающей сре­ дой и, следовательно, скорость прогревания или охлаждения груза определяются его теплопроводностью, которая зависит главным образом от свойств груза, характера тары и плотности укладки в штабеля. Влагообмен грузов с окружающей средой, а следователь­ но, скорость отдачи или поглощения влаги, также зависят от свойств грузов, упаковки, плотности укладки, от влажности, тем­ пературы внешней среды.

Влажность грузов при определенной температуре и относитель­ ной влажности стабилизируется. Такое состояние называется рав­ новесной влажностью. Степень равновесной влажности грузов мо­ жет быть различной. Для наилучшего сохранения грузов необхо­ димо стремиться к тому, чтобы равновесие влажности груза уста­ навливалось в пределах допустимой конденсационной влажности Между равновесной влажностью грузов, температурой груза и от­ носительной влажностью воздуха имеется зависимость, которая позволяет составить таблицы или графики условий равновесной влажности для различных грузов.

Влагообмен груза с окружающей средой начинается с поверх­ ности груза. По мере роста перепада концентрации влажности (высыхания на поверхности) идет движение влаги в сторону убы­ вающей концентрации, т. е. к поверхности. Поток влаги вызывает­

240