Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
ся также и перепадом температур, он идет от теплых зон штабеля к холодным (поверхностным).
Для того чтобы приступить к вентиляции грузового помещения, надо располагать данными о тепловлажностных условиях выпаде ния атмосферной влаги (точки росы) и условиях равновесной влажности груза.
Точка росы зависит от абсолютной влажности воздуха. Чем больше воздух насыщен влагой, тем выше точка росы. Насыщение воздуха водяными парами растет с повышением температуры. Мак симальные весовые значения водяного пара для различных темпе ратур неодинаковы. Например, при температуре 0° С в 1 м3 насы щенного влагой воздуха содержится 4,84 г водяных паров, а при температуре 35° С — 39,18 г (табл. 4). Следовательно, относитель ная влажность насыщенного воздуха при любой температуре будет максимальной — равной 100%- Поскольку воздух атмосферы почти всегда ненасыщен, то относительная влажность изменяется в за висимости от изменения температуры воздуха.
В общем виде зависимость между точкой росы, температурой воздуха, влагосодержанием, относительной влажностью состоит в следующем:
при постоянном влагосодержании точка росы остается неизмен ной, а относительная влажность увеличивается с понижением тем пературы и уменьшается с ее повышением;
точка росы повышается, если относительная влажность увели чивается при неизменной температуре, что происходит при увели чении влагосодержания воздуха;
для того чтобы с повышением температуры относительная влаж ность была неизменной, надо увеличивать влагосодержание, и, следовательно, должна расти точка росы.
Оптимальные условия естественной вентиляции грузовых поме щений могут быть определены на основе измерений тепловлажпостных показаний внешней среды, грузовых помещений и самого груза. Для этих целей имеются различные измерительные прибо ры: психрометры, гигрографы, термографы, влагомеры и др. Для расчетов пользуются различными пособиями: психрометрическими таблицами, диаграммами, номограммами и линейками, построен ными на закономерной зависимости различных термовлажностных показателей воздуха и груза.
Психрометрической диаграммой можно пользоваться, когда температура воздуха выше нуля, поскольку аспирационные психро метры при низких температурах не обеспечивают точности изме рений. Для измерений параметров воздуха при отрицательных тем пературах пользуются гигрографами или гигрометрами, а темпе ратуру точки росы находят по табл. 37.
На основании измерений показателей воздуха внутри и снару жи помещения, а также температуры груза можно с помощью психрометрической таблицы установить, при каких условиях без опасно открыть помещение для вентиляции, имея в виду не допу стить обильной конденсации паров воздуха на грузах.
16 Б. Г. Приходько |
241 |
Т а б л и ц а 37
Температура |
|
|
|
|
Относительная влажность воздуха, % |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сухого термо |
100 |
95 |
90 |
85 |
|
80 |
75 |
70 |
65 |
60 |
55 |
50 |
45 |
|
метра, ®С |
|
|||||||||||||
- 5 |
- 5 |
—6 - 6 |
|
—7 |
- 8 |
- 9 |
- 1 0 —11 - 1 2 - 1 3 |
—14 - 1 5 |
||||||
- 6 |
- 6 |
—7 |
—7 |
- 8 |
- 9 |
- 1 0 |
-.11 |
- 1 2 |
- 1 3 |
—14 |
—15 |
- 1 6 |
||
—7 |
- 7 |
- 8 |
- 8 |
|
—9 — 10 - 1 1 - 1 2 - 1 2 - 1 3 |
— 15 - 1 6 — 17 |
||||||||
—8 |
- 8 |
—9 |
- 9 |
|
—10 —11 —12 |
- 1 3 |
—13 |
— 14 —15 |
- 1 7 |
- 1 8 |
||||
- 9 |
- 9 |
- 1 0 - 1 0 - 1 1 - 1 2 - 1 3 - 1 3 — 14 - 1 5 |
- 1 6 - 1 8 |
- 1 9 |
||||||||||
- 1 0 |
- 1 0 |
- 1 1 |
—11 |
- 1 2 |
—13 |
- 1 4 |
- 1 4 |
— 15 |
—16 |
- 1 7 |
—18 |
—20 |
||
- 1 1 |
—11 |
- 1 2 |
- 1 2 |
—13 —14 —15 |
—15 |
- 1 6 |
- 1 7 |
—18 |
- 1 9 |
—21 |
||||
- 1 2 |
— 12 |
- 1 3 |
- 1 3 |
—14 |
- 1 5 |
—16 |
- 1 6 |
—17 |
- 1 8 |
- 1 9 |
- 2 0 |
- 2 2 |
||
- 1 3 |
— 13 |
— 14 |
- 1 5 |
—15 |
- 1 6 |
—16 |
—17 |
—18 |
- 1 9 |
- 2 0 |
- 2 1 |
—22 |
||
—14 |
- 1 4 - 1 5 —15 —16 - 1 7 - 1 7 - 1 8 - 1 9 - 2 0 |
—21 - 2 2 - 2 3 |
||||||||||||
— 15 |
- 1 5 |
- 1 6 |
- 1 6 |
—17 |
- 1 8 |
—18 |
—19 |
—20 |
—21 |
- 2 2 |
- 2 3 |
—24 |
||
— 16 |
- 1 6 — 17 - 1 7 - 1 8 - 1 9 - 1 9 - 2 0 |
- 2 1 - 2 2 - 2 3 - 2 4 - 2 5 |
||||||||||||
—17 |
- 1 7 |
- 1 8 |
- 1 8 |
— 19 |
- 2 0 |
—20 |
- 2 1 |
- 2 2 |
—23 |
- 2 4 |
- 2 5 |
—26 |
||
—18 |
- 1 8 |
—19 —19 —20 —21 —21 |
- 2 2 |
—23 |
- 2 4 |
- 2 5 |
—26 |
- 2 7 |
||||||
—19 |
- 1 9 |
—20 |
- 2 0 |
—21 |
- 2 2 |
- 2 2 |
—23 |
- 2 4 |
- 2 5 |
—26 |
—27 |
—28 |
||
- 2 0 |
—20 |
- 2 1 |
—21 |
- 2 2 |
- 2 3 |
- 2 3 |
—24 |
- 2 5 |
- 2 6 |
- 2 7 |
- 2 8 |
- 2 9 |
||
- 2 1 |
—21 |
- 2 2 |
—22 |
—23 |
- 2 4 |
- 2 4 |
- 2 4 |
- 2 6 |
- 2 7 |
- 2 8 |
- 2 9 |
—30 |
||
- 2 2 |
- 2 2 |
—23 |
- 2 3 |
- 2 4 |
—25 |
- 2 5 |
- 2 6 |
—27 |
- 2 8 |
- 2 9 |
- 3 0 |
—31 |
||
—23 |
—23 |
- 2 4 |
- 2 4 |
- 2 5 |
- 2 6 |
—26 |
—27 |
—28 |
- 2 9 |
—30 |
- 3 1 |
- 3 2 |
||
—24 |
—24 |
- 2 5 |
—25 |
—26 |
- 2 7 |
—27 |
—28 |
- 2 9 |
- 3 0 |
-3 1 |
—32 |
- 3 3 |
||
Пример 5. Измерения, произведенные гигрометром во время утреннего |
||||||||||||||
минимума влажности, показали: |
|
|
|
В помеще- |
Вне помеще- |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н ИИ |
|
ния |
|
|
|
Температура |
воздуха, |
° С . . |
- 5 |
|
- 1 0 |
|
|
||||||
|
Относительная влажность, % . |
|
70 |
|
75 |
|
|
|||||||
|
Температура |
груза, |
0 С . . . |
- 6 |
|
— |
|
|
||||||
|
Точка |
росы |
(из |
табл. |
37), |
°С |
- 1 0 |
|
- 1 4 |
|
|
Помещение можно вентилировать, так как точка росы наружного воздуха ниже точки росы в помещении и температуры груза. Поэтому конденсация паров воздуха не произойдет.
Измерения в том же помещении, произведенные психрометром во время
дневного максимума, |
показали: |
|
|
Вне помеще- |
|
|
|
|
|
В помеще- |
|
|
|
|
|
Н ИИ |
ния |
Сухой |
термометр, |
0 С . . . . |
- 1 |
+ 4 |
|
Смоченный |
термометр, 0 С . . |
- 3 |
+ 3 |
||
Психрометрическая |
разность, ° С |
2 |
1 |
||
Температура |
груза, ° С . . . |
- 2 |
— |
||
Относительная влажность1 % . |
61 |
85 |
|||
Точка |
росы, |
0 С .......................... |
-6 ,9 |
+ 1,7 |
С восходом солнца наружный воздух подогрелся, а влажность его повы силась до 85%. Более влажный воздух с точкой росы 1,7° будет оседать на более холодном грузе с температурой —2° С. Вентиляцию помещения следует прекратить, если в нем хранятся гигроскопические грузы.
1 Уровень относительной влажности и точки росы в зависимости от психро метрической разности берется из психрометрических таблиц.
242
Пример 6. Измерения производятся ранней весной, когда наблюдаются зна чительные колебания температур ночью и днем. В часы утреннего максимума влажности, когда грузы не успели нагреться после ночных заморозков, показа тели воздуха следующие:
|
|
|
|
|
В помеще- |
Вне помеще |
|
Показания |
сухого |
термометра, |
НИИ |
НИЯ |
|||
+ 3 |
+ 4 |
||||||
Показания |
мокрого |
термометра, |
|||||
+ 1 |
+ 3 |
||||||
Психрометрическая разность, |
■ С |
||||||
2 |
1 |
||||||
Температура |
груза, |
° С . . . |
- 1 |
— |
|||
Относительная |
влажность, |
% |
69 |
85 |
|||
Точка росы, |
°С .......................... |
|
|
-1 ,9 |
+ 1,7 |
Более влажный наружный воздух (85%) с точкой росы +1,7°, поступая в помещение, будет интенсивно оседать на холодный груз с температурой — Г.
Помещение вентилировать нельзя, если в нем хранятся гигроскопические грузы или такие грузы, для хранения которых установлена более, низкая отно сительная влажность.
Пример 7. Измерения производятся весной. Измерения, сделанные в 15 ч, показали:
|
|
|
|
|
В помеще- |
Вне помеще |
|
|
|
|
|
нии |
ния |
Показания |
сухого |
термометра, |
|
|
||
°С ........................................... |
мокрого |
термометра, |
+ 1 8 |
+ 2 0 |
||
Показания |
|
|
||||
° С .................................................... |
|
|
разность, |
“ С |
+ 1 6 |
+ 1 7 |
Психрометрическая |
2 |
5 |
||||
Температура |
груза, |
°С . . . |
+ 1 0 |
— |
||
Относительная |
влажность, |
% |
82 |
59 |
||
Точка росы, ° С |
........................... |
|
|
+14,8 |
+11,7 |
Вентиляцию надо начать, так как точка росы в помещении выше темпера туры груза и уже началась конденсация паров и в связи с тем, что точка росы снаружи ниже, чем в складе. Измерения в том же помещении в 20 ч (начало вечернего максимума влажности) показали:
Показания сухого термометра,
о р |
|
• . |
• S |
^ |
|
||
Показания мокрого |
термометра, |
||
° С ..................................................... |
|
|
|
Психрометрическая разность, |
0 С |
||
Температура |
груза, |
° С . . . |
|
Относительная |
влажность, |
% |
|
Точка росы, |
° С .......................... |
|
|
В помеще- |
Вне помеще |
||
|
НИН |
ния |
|
+ 2 0 |
+ 2 0 |
||
+ |
16 |
+ 17 |
|
|
4 |
3 |
|
+ |
13 |
— |
|
74 |
|||
|
6 6 |
||
+ |
13,5 |
' 4-15,3 |
Вентиляцию надо прекратить, так как точка росы |
составляет +15,3° С, |
|
следовательно, более влажный воздух начнет оседать сразу на |
грузах, имею |
|
щих + 13° С. |
|
|
Если же в помещении находятся грузы, которые хранятся при более высо |
||
кой относительной влажности, чем 66%, то вентиляцию |
следует |
продолжать. |
Таким образом, из рассмотренных примеров измерения показа телей воздуха и определения оптимальных условий естественной вентиляции грузовых помещений вытекает основной вывод: необ ходимо при размещении различных грузов на складах стремиться к тому, чтобы в одном и том же помещении складировать грузы с
16* |
243 |
одинаковыми показателями относительной влажности и темпера туры их хранения. При этом значительно расширяются возможно сти вентиляции помещений.
Для естественной вентиляции складов открывают двери и окна. При этом следует учитывать скорость и направление ветра. В без ветренную погоду обмен воздуха происходит медленно и идет в направлении убывающей концентрации паров воздуха. С ускоре нием ветра вентиляция усиливается. Если направление ветра сов падает с продольной осью' склада и в торцовых его стенах имеют ся двери, то в целях быстрого охлаждения грузов и многократной смены объемов воздуха в летнее время следует открыть одновре менно все двери, имеющиеся как в торцовых, так и в продольных стенах склада (рис. 54, а). В зимнее время, чтобы избежать пере охлаждения грузов и быстро сменить воздух, следует открв1ть только торцовые двери, а боковые держать закрытыми. В этом случае ток воздуха может быть достаточным для ускорения вен тиляции.
При отсутствии торцовых дверей открывают боковые двери с обеих сторон склада, с одной его стороны к дверям приставляют щиты, отражаясь от которых, ветер будет направляться в склад и выходить в противоположные Двери (рис. 54,6). При боковом направлении ветра (рис. 54, в) раскрываются двери с двух про дольных сторон склада. В целях лучшей вентиляции помещения по всей его высоте надо обязательно открывать и окна, особенно в безветренную погоду, так как более теплые пары воздуха подни маются к потолкам складов и после прекращения вентиляции не будут удалены из помещения (рис. 54, г).
Условия естественной вентиляции в трюмах судов более слож ны, чем на складах. Это вызвано тем, что суда перемещаются на значительные расстояния, совершая переходы до 600—800 км в сутки, и, следовательно, колебания температуры и влажности воз духа сопровождаются более частыми резкими изменениями. По этому на судах, не оборудованных искусственной вентиляцией, оп ределение точки росы и температуры грузов следует производить не реже четырех раз в сутки.
На судне, загруженном в условиях севера и затем совершающем переход в экваториальных широтах, влага более теплого и сырого воздуха будет конденсироваться на холодном грузе. И наоборот, если судно загружено в зонах жаркого климата, затем направля ется в зону с более низкой температурой, то происходит охлажде ние металлического корпуса судна и на внутренних его поверхно стях конденсируется влага теплого трюмного воздуха. Если в трюме погружены грузы различной влажности, то более сухие гру зы могут быть подмочены или приобретут высокую влажность от конденсирующейся влаги, выделяемой более влажными груза ми. Естественная вентиляция трюмов на судах производится при помощи специальных раструбов, установленных вдоль бортов суд на и опущенных сквозь палубу внутрь трюмов. Раструбы повора чивают в разные стороны по отношению к направлению ветра.
244
а)
Один ряд раструбов становится нагнетательным, а другой — вы тяжным. Вентиляция в трюмах бывает поверхностная или прохо дящая через толщу грузов.
Поверхностная вентиляция применяется при перевозке навалоч ных грузов (углей, руд, химических грузов) с целью удаления скопляющихся на поверхности груза газов (рис. 55, а ) .
Вентиляция через толщу грузов производится при перевозке грузов, подверженных самонагреванию, выделяющих обильно вла гу или резкие запахи, и имеет целью проветривание всех слоев груза. Для этого по мере загрузки трюмов устанавливают венти ляционные желоба, сколоченные из досок, что способствует цир куляции воздуха по всей толще (рис. 55, б ) .
вентиляции трюмов:
а — поверхностная вентиляция; б — вентиляция в толще грузов; |
/ — нагнетающий рас |
труб; 2 — вытяжной раструб; 3 — вентиляционные |
желоба |
Искусственная вентиляция. Такая вентиляция грузовых поме- . щений производится различными средствами, при помощи которых в помещениях создаются оптимальные показатели температуры и влажности воздуха независимо от состояния этих показателей вне помещений. При помощи таких средств вентиляцию можно прак тически производить в любое время.
Наиболее эффективными современными вентиляционными установками являются кондиционеры, посредством которых мож но создать в помещении желаемую температуру и влажность воз духа и непрерывно поддерживать их на заданном уровне. Как из вестно, резкие колебания показателей воздуха являются основной причиной увлажнения и согревания грузов, а затем появления про цессов разложения вещества продуктов.
В определенных условиях в отапливаемых складах путем ис кусственного повышения или понижения температуры можно со здать благоприятные условия вентиляции. Поскольку теплый воз дух всегда движется в направлении понижающейся температуры, то при обогреве помещения до более высокой температуры, чем
246
снаружи, из увлажненных грузов будет более интенсивно испа ряться влага и подниматься кверху, грузы будут подсыхать. При этом достаточно открыть окно грузового помещения для того, что бы более теплый и влажный воздух постепенно выходил наружу.
При искусственном понижении температуры помещения можно достичь постепенного увлажнения грузов за счет пуска в него влажного наружного воздуха.
На судах имеются весьма разнообразные вентиляционные уста новки, принципы действия которых сводятся к решению двух за дач: или ускорить движение и, следовательно, смену воздуха в трюмах без его осушения и подогрева, или вентиляционная уста новка готовит влажность и температуру до желаемых показателей, и затем кондиционированный воздух подается в трюмы судов. Вто рая система обеспечивает непрерывное поддержание показателей воздуха на заданном уровне, что способствует полной сохранности грузов в трюмах судов.
Глава VIII
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ СКЛАДОВ
§ 33. ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР
Техническая эксплуатация складов составляет одну из важнейших функций администрации морских портов, направ ленную на поддержание складов в эксплуатационном состоянии и обеспечение нормальных условий хранения грузов и производст ва перегрузочных и складских работ. Указанные функции сводят ся к осуществлению регулярного технического, санитарного и про тивопожарного надзора.
Технический надзор осуществляется уже в ходе строительства складов для наблюдения за выполнением технических проектных решений, а также проводится в целях соблюдения правил техни ческой эксплуатации действующих складов и организации свое временного их ремонта.
При эксплуатации закрытых складов, площадок и причалов
необходимо строго соблюдать уста |
|
|
|
|||
новленные нормы нагрузок. Для |
|
|
Т а б л и ц а 38 |
|||
каждого причала и склада прика |
|
|
|
|||
зом по порту устанавливаются до |
Зона |
Ширина |
Допускаемая на |
|||
пускаемые |
технические |
нагрузки |
зоны, м |
грузка тс/м2 |
||
|
|
|
||||
(табл. 38), а также высота штабе |
А |
18,0 |
2,0 |
|||
лей часто |
складируемых |
грузов с |
||||
обозначением зон складирования |
Б |
7,0 |
4,0 |
|||
В |
— |
Не ограничива- |
||||
(табл. 39). |
|
|
||||
складирования |
в зонах, |
|
|
ется |
||
Высота |
|
|
|