Файл: Приходько Б.Г. Грузоведение и складское дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наименование груза

Цемент в бумажных мешках .

Бочки,

с

сел ь д ью ..........................

Бочки

с

жиром ...............................

Сахар

в

мешках ..........................

Хлопок

в

кипах ...............................

Металл

в

ч у ш к а х ..........................

Прутковое

железо в пачках . .

Т а б л и ц а 39

 

Зоны

 

А

Б

В

Высота складирования,

м

1,5

2,0

2,0

2,0

2,0

2,0

1,5

1,5

1,5

2,0

3,0

3,0

3,5

5,0

5,0

0,5

0,8

1,3

0,5

0,8

1,3

удаленных от кордона причалов (например, в зоне В) по техниче­ ским условиям может быть не ограничена. В этом случае в табли­ цах указывают максимальную высоту, допускаемую по условиям эксплуатационных нагрузок и правилам техники безопасности. Особое внимание надо обращать на нагрузки в зонах, выделен­ ных для складирования тяжеловесов. Нормы технических нагру­ зок заносят в паспорт, который составляется по установленной форме для каждого сооружения. В паспорт необходимо записы­ вать все изменения, происшедшие в результате ремонта или рекон­ струкции сооружения.

Ответственность за эксплуатацию всех складских сооружений, соблюдение установленных правилами норм и режимов работы ле­ жит на начальнике погрузочно-разгрузочного района порта, а за эксплуатацию отдельных складов — на заведующих складами. Ответственность за исправное техническое состояние складских сооружений порта лежит на главном инженере порта, который ор­ ганизует контроль за режимом эксплуатации сооружений, наблю­ дение за их техническим состоянием, а также за своевременным ремонтом. Всякие изменения установленного режима эксплуатации складских сооружений категорически запрещаются.

Основными причинами преждевременного износа складов зача­ стую являются: распор стен в результате чрезмерных нагрузок при складировании насыпных грузов, а также превышения допустимых технических норм нагрузки на пол или на прикордонные причаль­ ные площадки; чрезмерные снеговые нагрузки на кровлю; коррозия кровли из-за несвоевременной окраски; затеки дождевых и талых вод в стены и перекрытия складов из-за неисправности крыш и водосточных труб. Металлические части складов, а также склад­ ских механизмов подвергаются сильной коррозии от действия не­ которых отравляющих веществ, применяемых при дезинсекции. При загрязнении и закупорке водосточных труб возможен преж­ девременный износ стен и перекрытий, так как ливневые и талые воды затекают в стены и разрушают их. Из-за несвоевременной очистки кюветов и водосбросов застойные талые и ливневые воды проникают в подполья складов, отчего портятся грузы, разруша­ ются стены и полы. Поэтому ливневую, канализационную сеть и

248


водоотводящие устройства необходимо содержать в полной исправ­ ности и регулярно очищать от мусора, льда и снега. Смотровые колодцы должны быть доступны для осмотра, их нельзя завали­ вать грузом.

Грузы, которые могут повредить деревянный настил или тонкую железобетонную плиту, следует укладывать только на специальных стеллажах. Особое внимание надо уделять соблюдению техниче­ ских норм нагрузки на площадь пола склада или причала. Техни­ ческой нормой нагрузки называется максимально допустимая для данной конструкции нагрузка в тонно-силах, приходящаяся на 1 м2 площади. Высоту штабеля, соответствующую допустимой нор­ ме нагрузки на 1 м2 пола склада, можно рассчитать, зная объем­ ную массу груза и нормы технических нагрузок.

Пример 7. Определить допустимую высоту штабеля угля при технической нагрузке, равной 3 тс на 1 м2.

Р е ш е н и е . Из таблицы мер и весов находим, что объем 1 т угля состав­ ляет 1,36 м3. Объемная масса угля в тоннах1 определяется как величина, об­ ратная объему, т. е.

V =

= 0,735 .

 

1,36

Затем определяем допустимую

высоту штабеля (в м); для этого техниче­

скую норму нагрузки делим на объемную массу:

h — X

 

3

 

= 4,0.

V

 

0,735

Если в таблицах не указана кубатура складируемого груза, ее можно опре­ делить обмером, а массу снять с трафаретов, нанесенных на грузовые места.

 

Пример 8. Имеем грузовые места

длиной 1 м, шириной

0,6 м

и высотой

0,8 м; масса по трафарету 0,4

т. Определить объемную массу груза

V. и высо­

ту

складирования h при норме нагрузки у = 2 тс/м2.

 

 

 

Р е ш е н и е.

Объем

одного

места

составляет

 

 

 

0,4

 

1,0-0,6-0,8=0,48 м3,

 

 

 

= 0,833

т/м3.

 

 

 

 

откуда У =

 

 

 

 

 

0,48

 

 

 

 

 

 

 

Следовательно, допустимая

высота

складирования составляет

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

h-

■ 2,4 м

 

 

 

 

 

 

0,833

 

2,4

или при высоте

одного

места

0,8 м высота складирования

равна

—— , т. е.

3

ящика.

 

 

 

 

 

0,8

Пример 9. Определить возможность складирования тяжеловеса в 25 т на складе, где допустимая норма нагрузки 3 тс/м2. Размеры плоскости тя­ желовеса, соприкасающейся с площадью склада: ширина 2 м, длина 3 м, пло­

щадь 6 м2.

 

25

Давление на

1 м2 соприкасающейся площади

тяжеловеса равно ™ =

=4,2 тс/м2 при допустимой норме 3 тс/м2.

 

Следовательно,

такой тяжеловес на данной площади складировать нельзя

без рассредоточения нагрузки на большую площадь.

Площадь рассредоточения

 

25

 

нагрузки будет равна — - =8,3 м2.

 

 

О

 

1 В некоторых

таблицах дается объемная масса

грузов.

249


Все тяжеловесы, имеющие незначительную площадь соприкос­ новения с площадью склада, например валы, фасонные тяжелове­ сы и др., укладывают на жесткие несгибаемые прокладки, которые должны занимать площадь, достаточную для рассредоточения массы тяжеловеса до нагрузки, допустимой на 1 м2 площади скла­ да или причала.

§ 34. ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ НАДЗОР

Противопожарный надзор за содержанием складских помещений, а также за соблюдением правил складирования и хра­ нения опасных грузов осуществляется специальными подразделе­ ниями военизированной охраны портов и органами Государствен­ ного противопожарного надзора.

Портовая администрация по требованиям органов пожарного надзора проводит предупредительные противопожарные мероприя­ тия и принимает меры по борьбе с пожарами. Предупредительные мероприятия предусматриваются при проектировании и постройке складов, например разрывы между складами, проезды, брандмауэр­ ные стены, водопроводы, автоматические средства пожаротушения, правильное устройство отопления, освещения, дверей, лестничных клеток и т. п. Цель мероприятий по борьбе с возникновением по­ жаров —■ предупреждать возможные нарушения в использовании противопожарных устройств и в выполнении правил хранения гру­ зов.

Органы пожарного надзора производят периодические и регу­ лярные осмотры складов.

Периодические осмотры складов производятся один раз в квар­ тал комиссией, назначаемой приказом начальника порта. В состав комиссии включаются: начальник погрузочно-разгрузочного рай­ она (участка), главный инженер порта, начальник пожарной охра­ ны или его заместитель.

Комиссия проверяет состояние всех противопожарных устройств и оборудования, средств отопления и освещения, а также соответ­ ствие складов условиям хранения грузов, для чего руководство порта обязано представить комиссии план специализации складов.* Комиссия составляет акт, в котором отмечает обнаруженные недо­ статки и сроки их устранения.

Регулярные осмотры складов проводятся как руководящими работниками пожарного надзора, так и дежурными суточного по­ жарного наряда. Они следят за точным соблюдением работниками складов всех противопожарных правил. Все указания и требова­ ния пожарного надзора обязательны для выполнения. Работники пожарного надзора могут требовать соблюдения правил хранения грузов и ширины проходов между штабелями, поддержания чисто­ ты на складах и ликвидации захламленности. Они имеют право запрещать разведение огня, курение, применение недозволенных средств освещения; загромождение грузами пожарных проездов,

250


дверей, гидрантов и подъездов к источникам воды, а также к дру­ гим противопожарным устройствам.

Работники пожарного надзора следят также за исправностью противопожарного инвентаря на складах. Табель норм этого ин­ вентаря устанавливается в зависимости от совокупности всех средств, имеющихся в порту.

Отдельные морские порты' издают «Противопожарные памят­ ки», устанавливающие требования пожарной безопасности и режи­ мы эксплуатации объектов порта в зависимости от конкретных условий их производственной деятельности и конструктивных особенностей сооружений. В «Противопожарные памятки» вклю­ чают правила пожарной безопасности на складах, в производст­ венных и служебных помещениях, утвержденные начальником пор­ та и согласованные с руководством отрядов военизированной охраны.

Ответственность за противопожарное состояние складских по­ мещений возлагается на заведующих складами. Заведующие обя­ заны выполнять правила противопожарной охраны, утвержденные положения и- инструкции; следить за точным и своевременным вы­ полнением всех указаний пожарного надзора, за постоянным соб­ людением противопожарного режима; содержать в исправности противопожарный инвентарь, не допускать его использования не по назначению.

Для усиления работы по предупреждению пожаров и борьбы с ними на объектах порта организуются добровольные пожарные дружины.

Кроме добровольных пожарных дружин, создаются постоянно действующие пожарно-технические комиссии в составе инженернотехнических работников порта. Все рабочие и служащие, вновь поступающие на складские объекты, должны быть проинструкти­ рованы о мерах пожарной безопасности.

§35. САНИТАРНЫЙ НАДЗОР

Вцелях соблюдения надлежащего санитарного со­

стояния складов и предупреждения заражения и порчи грузов на складах проводятся различные профилактические мероприятия:

дезинфекция — применяется

для уничтожения химическими

препаратами болезнетворных

микробов и бактерий;

дезинсекция — применяется для уничтожения химическими пре­ паратами различных насекомых, поражающих многие продовольственные и другие грузы;

дератизация — проводится

с целью уничтожения грызунов;

дезодорация — проводится

с целью удаления острых запахов,

которые могут испортить вкусовые качества грузов;

 

фумигация — окуривание

складских

помещений

ядовитыми

газами в тех случаях, когда

обработка

их жидкими

химикатами

и другими отравляющими средствами не обеспечивает уничтоже­ ния насекомых, грызунов и болезнетворных микробов;

251